01.За светлое будущее
02.Позабыт - позаброшен (русская песня)
03.«Голубые города»
04.Забытый край
05.Последний вальс
06.Ты, соловушка, умолкни
07.Непоседа
08.…провожала… (советская песня)...Читать дальше
01.За светлое будущее
02.Позабыт - позаброшен (русская песня) 03.«Голубые города» 04.Забытый край 05.Последний вальс 06.Ты, соловушка, умолкни 07.Непоседа 08.…провожала… (советская песня)...Читать дальше
01.За светлое будущее
02.Позабыт - позаброшен (русская песня) 03.«Голубые города» 04.Забытый край 05.Последний вальс 06.Ты, соловушка, умолкни 07.Непоседа 08.…провожала… (советская песня) 09.Посвящение Лещенко 10.Воспоминание о лезгинке 11.Посвящение Г. Малеру 12.Лебедь 13.Перед экзаменом 14.Ты не плачь! 15.Танго 16.Шут 17.«Бравый моряк» 18.Посвящение Ц. Франку 19.Молитва 20.Посвящение Ф. Мендельсону 21.Деревенский Моцарт 22.Посвящение К. Дебюсси 23.…«Подожди немного, отдохнёшь и ты» 24.Посвящение Ю. Буцко 25.Посвящение Б. Бартоку 26.Покорность 27.Нескончаемый припев Х Свернуть |
||
имя Валерия Арзуманова мне было известно только по упоминаниям, очень интересно
познакомиться с творчеством этого композитора.
интересна и его судьба.
в свободном доступе не увидел записей его сочинений...
ге-ни-аль-но! Эти слова относятся и к исполнителю.
Яркий пример того,как банальности можно облагородить и поднять до уровня высокого
художества.Конечно,хотя пьесы и легкие,но не каждому исполнителю они будут по плечу,и
главное - по душе.
замечательного лиризма до ярко выраженного драматического начала. И всё - с какой-то
удивительной лёгкостью и воздушностью игры. Просто прелесть, что такое.
исключением только цитаты в `...провожала`), или какие-то случайные элементы и мотивы. Мы
специально обсуждали эту тему с автором. Еще одно. Валерий в свое время создал огромное
количество песен под гитару, авторское такое искусство, на свои слова. (Однажды он мне это
продемонстрировал, в 1992, что ли, году - сам играл, сам пел.) Говорил, что их штук за
300. Но всё это не записано, живет только в устной традиции и в голове автора, много раз я
пытался Арзуманова уговорить их записать аудио, бесполезно, а сейчас, наверное, половину
он и перезабыл. Так вот, а эти пьесы возникли как фортепианный вариант каких-то из них,
если только я верно понял слова автора. Еще. Сочинение издано в России, благодаря Саше
Вустину, в начале 90-х, я редактировал сам и, к сожалению, в издании есть ошибки. Но
Валера виноват сам: он не просмотрел рукопись, а там были авторские описки и недосмотры.
Таким образом, верить надо этой записи, а не нотам, в случае недоумений. Надеюсь когда-то
ноты эти добавить.
Понятно, что тут - детство и молодость автора, думаю, это всем и так понятно. Люди могли
слышать только ту музыку,которая неслась из черных тарелок репродукторов.
На мой взгляд, 25 русских песен Владимира Рябова - они тоже есть в архиве - возникли под
влиянием этого опуса Арзуманова. Но у Володи именно обработки известных мелодий, разница
большпя все-таки. - Я имел радость исполнять 27 пьес в Москве в середине - конце 1980х
(впервые - в Доме художников на Гоголевском бульваре). Пришлось запрашивать специальное
разрешение Хренникова, ибо эмигрантов играть не разрешалось - началась перестройка. По
слухам, Хренников ответил `а почему нет?` Это был как минимум один из первых таких
случаев. В те годы сочинение вызвало у некоторых неприятие, у некоторых культурный шок, у
некоторых бесконечное восхищение.
Хорошо бы знать контекст творчества Арзуманова, хотя бы раннее оркестровое сочинение,
которое представлено в архиве.
некоторые моменты ритмически записаны.
примерно в 1990. Вероятно, в библ. СК должны быть. Если нет, надо думать. У меня есть, но
нет сканов. Ритм да. Это автор же у Мессиана учился.
Подробности я забыл. Но в случае чего - надо скорее верить моей записи, а не нотам.
не вышел. Вероятно, и текст так и остался втуне. Он сейчас уже выглядит устаревшим и
убогим, но пусть будет, даже просто как документ. написал, вероятно, в 2000 году. По ходу
затрагивается биография Валерия, детство и часть юности прожившего в Воркуте с
послекаторжными родителями, затрагивается его жена француженка Катрин Арзуманова, их
трудная жизнь во Франции после женитьбы и переезда четы во Францию, где не было ни кола ни
двора довольно долгое время. Ближайшие и очень дорогие мне люди, оба.
***
...Продолжение “Одиссеи”. Сидел, сидел Улисс в своей греческой Итаке, и вот решил он с
Пенелопой посмотреть, не удастся ли пожить у троянцев. Потому что родная его Итака с
течением тысячелетий превратилась в груду камней, затянутых землей. Кто был, для примера,
в Микенах (в нашем, 20-м веке), тот вспомнит, каково там - не туристу, а обитателю. - А
вот история троянцев, с тех пор как они переехали в Западную Европу, развивалась
противоположно. Не руины, а новая, динамичная цивилизация, равнодушная к человеку,
цивилизация муравьёв, твёрдо знающих своё простое дело, вот Рим, он же и Новая Троя.
Впервые не было ни Калипсо, ни лагерей Воркуты - этой Сциллы и Харибды, ни даже
нестереоскопического Полифема, этого русского общественно-художественного сознания. Ничего
- только пустыня, в которой и предстояло уметь жить внутренней жизнью, веруя в то, что
это, самое страшное странствие, духовное странствие, приведет во Святый Град, на небесный
Остров Итаку.
Поэтому те песни, которые Одиссей слагал в своём уединении - песни для себя и Пенелопы.
Не нужны и не понятны они тому, чья цивилизация только и создаётся дисциплиной ходьбы в
затылок. Не нужны эти песни и сородичам: не рады они песням свободного человека, бывшего
их со-узника. Потому что может ли что быть хуже ревности безнадёжно порабощенного, но
свободно-рождённого - к освободившемуся рабу?
Искусству Валерия Арзуманова нет аналогий. Можно лишь попытаться предостеречь от ошибок.
Например, не стоит думать, что фортепианные пьесы Арзуманова ор. 74 - это обработки
советских песен. Набор клише - да, он сознательно используется, но цитат почти нет. Может
быть, только “Детский альбом” Петра Чайковского и приходит на память, вот, такой же набор
уличных околомузыкальных шумов, и такая же игла в сердце, такое же пророчество о новом
(театральном?) модерне, который ведь уже пришёл: ведь в отношении “Петрушки” Игоря
Стравинского Чайковский - только предтеча. Чей предтеча Арзуманов, мы узнаем очень скоро,
хватит немногих лет. Но именно Арзуманов есть первый композитор надвигающихся бурь 2022
года…
Не стоит также думать, что загадочные вокальные опусы Валерия - это продолжение романов
Достоевского сегодня. Спору нет, вновь мы удивлённо изучаем очередные близорукое пятое
Евангелие и подслеповатое новое Откровение, вновь, как и в “Преступлении и наказании”
наблюдаем пародирование Голгофы. Как Раскольников есть пародия Иисуса Христа, или Порфирий
Петрович - Понтий Пилат, Сонечка - Мария Магдалина, Разумихин - Иоанн Богослов, так и у
Арзуманова “как по воде” идёт некий лирический герой, а некий Он, как настоящий ребе,
слушает тяжбы. - Не стоит всё же обманываться, потому что подобные таковым потуги мысли -
только отходы, пусть и бедной, внутренней жизни, которая, однако же, несравненно богаче
тех ограниченных, односторонних “идей”, к помощи которых, как к костылям, обращается наш
композитор.
На диске представлены работы Арзуманова середины восьмидесятых - начала девяностых годов.
Кто хочет знать всего Арзуманова, должен утонуть в океане разных эпох и даже стилей,
которыми пользуется Валерий в разные периоды своей жизни.
Михаил Коллонтай
В шоке и восхищении!
Гениальные пьесы.
Что интересно - увидел эстетическую и интонационную близость к своей фортепианной музыке
(`пингвин`, `бард`, `нина львовна`, 19 фрагментов... )
Сати, у Кейджа. у Прокофьева. У всех по нескольку. А тут - целый венок шедевров.
Поразительно.
несколько пьес на этом уровне, у Комитаса, у Сати, у Кейджа. у Прокофьева. У всех по
нескольку. А тут - целый венок шедевров. Поразительно.
трехсот, я кое-что и другое играл, очень хорошее, но не фортепианное - вполне может быть,
что в других ф-нных тетрадях тех лет (метацикл у него называется `Фортепианный мир`,
кажется) тоже порассыпано, я просто только до вот этого 74-го как-то добрался, и рта на
другое уже не хватает. Самое интересное, что Арзуманов по первому образованию вообще
скрипач! с 1 концертом Паганини и т.д.! но и сам на рояле играет прекрасно, и пишет для
него с большим понятием.
Кто не знает, очень бы посоветовал поинтересовать биографией. У Валеры есть сайт. Там и
записей много (но нот нету).
Я сегодня отправил в одно немецкое издательство запрос на издание Мусоргского Картинок с
этим вот Арзумановым, жду, что ответят. Очень боюсь, что дорого мне будет, буклет же еще
надо и все такое.
Вот бы ноты...
нету силы этим заняться, виноват..... Кстати, меня не первый раз просят, а я все никак!
разных слоёв.
искали, впрямую только нашли Как родная меня мать провожала.
цитат, мы с автором специально искали, впрямую только нашли Как родная меня мать
провожала.
блестящие.
(почему-то не прислал третий еще).
начала и до конца.
потом оказалось, что автор кое-что прошляпил сам! поэтому все-таки надо верить играемому,
а не напечатанному, в случае расхождений. Правда, таких моментов очень мало.
конечно, сильно сформулировано.
классы детских музыкальных школ` - это, конечно, сильно сформулировано.