Неожиданно замечательная симфония. Какая-то гигантомахия. Да-с.
abyrvalg
(10.01.2014 20:05)
SmirnovPierre писал(а):
Какая-то гигантомахия.
Это хорошо или плохо?
SmirnovPierre
(10.01.2014 20:15)
abyrvalg писал(а):
Это хорошо или плохо?
Если скажу, как 5 ЛВБ - все равно не поверите, но близко.
abyrvalg
(10.01.2014 20:20)
SmirnovPierre писал(а):
Если скажу, как 5 ЛВБ - все равно не поверите, но близко.
Почему не поверю? Я танеевскую симфонию исключительно ценю и такое сравнение очень даже кстати.
SmirnovPierre
(10.01.2014 20:26)
Да, замечательный Танеев композитор. Я тут раньше немного спорил насчет его творчества и мне показалось, что его недооценивают, что-ли, или эпигоном считают.
yarunskiy
(25.09.2014 02:59)
SmirnovPierre писал(а):
Неожиданно замечательная симфония. Какая-то гигантомахия. Да-с.
Почему неожиданно?
Эта симфония - шедевральна!
Особенная в русской музыке.
Ни на кого не похожая)
victormain
(25.09.2014 05:17)
yarunskiy писал(а):
Почему неожиданно?
Эта симфония - шедевральна!
Особенная в русской музыке.
Ни на кого не похожая)
Похожа она, положим, на Франка. Но у Франка поизящнее, пожалуй.
sergey6akov
(25.09.2014 05:55)
yarunskiy писал(а):
Ни на кого не похожая)
А по-моему, она много на что похожа. В том числе и на 5-ю Бетховена. (Не стилем, конечно, а настроением или чем-то таким)
yarunskiy
(25.09.2014 06:14)
victormain писал(а):
Похожа она, положим, на Франка. Но у Франка поизящнее, пожалуй.
Она не похожа ни на одного русского композитора ни до, ни после. А `генетические связи` есть у всех.
У Франка изящество другого рода. Танеев не менее изящен в четвёртой симфонии)
Mikhail_Kollontay
(25.09.2014 07:06)
yarunskiy писал(а):
Она не похожа ни на одного русского композитора ни до, ни после. А `генетические связи` есть у всех.
У Франка изящество другого рода. Танеев не менее изящен в четвёртой симфонии)
Я тут не так давно позанимался 1-й и 2-й Танеева, очень даже. До минорная хрестоматийная, но, по мне, в ней чувствуется некий дискомфорт. Сказывается отсутствие у СИ хорошего образования, отсюда, по-моему, некоторые комплексы. Консерватория - не образование, ведь даже советские старые профессора в основном имели университетское.
yarunskiy
(25.09.2014 21:54)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Я тут не так давно позанимался 1-й и 2-й Танеева, очень даже. До минорная хрестоматийная, но, по мне, в ней чувствуется некий дискомфорт. Сказывается отсутствие у СИ хорошего образования, отсюда, по-моему, некоторые комплексы. Консерватория - не образование, ведь даже советские старые профессора в основном имели университетское.
Какой-такой дискомфорт?
Очень органичная музыка. Образование как раз здесь очень чувствуется, но есть главное - естественность и запоминаемость практически с первого раза. Как по мне)
Mikhail_Kollontay
(26.09.2014 06:39)
yarunskiy писал(а):
Как по мне)
Я ощущаю школьные натяжки кое-иногда, в построении мелодических оборотов (вероятно, связаны они с полифоническими экзерсизами), в построении целого тоже, отсюда. А в ранних сочинениях, когда идеология еще не придавила, гораздо свободнее. При всей их наивности. Но это уже мои перекосы, по мне и ранний Бетховен, когда он еще писал в основном гаммы и арпеджио, предпочтительнее позднего, ибо нет давления, опять-таки какой-то автодидактии.
yarunskiy
(01.10.2014 00:07)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Я ощущаю школьные натяжки кое-иногда, в построении мелодических оборотов (вероятно, связаны они с полифоническими экзерсизами), в построении целого тоже, отсюда.
Возможно...
Я не ощущаю никакой искусственности ни у Франка, ни у Танеева. Но это как по мне)
abyrvalg
(01.10.2014 00:15)
Mikhail_Kollontay писал(а):
До минорная хрестоматийная, но, по мне, в ней чувствуется некий дискомфорт. Сказывается отсутствие у СИ хорошего образования, отсюда, по-моему, некоторые комплексы.
В каком смысле `отсутствие образования`? Человек, который поставил себе целью еще в молодости стать самым образованным человеком среди композиторов-музыкантов, не имел `хорошего образования`? Да побойтесь Бога!
А что касается дискомфорта в до минорной, это скорее вопросы к ушам слушателя, а не в симонии дело. Вещь настолько идеальна по пропорциям и боговдохновенная, что ни одной лишней ноты не слышится.
Mikhail_Kollontay
(01.10.2014 07:20)
abyrvalg писал(а):
не в симонии дело
Это опечатка или Вы что-то сказали, что я не понял?
Mikhail_Kollontay
(01.10.2014 07:29)
yarunskiy писал(а):
Возможно...
Я не ощущаю никакой искусственности ни у Франка, ни у Танеева. Но это как по мне)
У Франка (зрелого, конечно, нет вопроса), человек определённо знает, что хочет сказать и имеет средства. По краней мере, мне совершенно понятна его мотивация. Танеев имеет прекраснейшие качества мощного лирика, но стремится к идеологии малопонятной, как мне кажется. Финал `По прочтении псалма` в этом смысле мне кажется постыдным и по музыке, и по тексту. Повторы побочной партии 1 части в коде финала, тоще звучащие, тоже, как я чувствую, не от большого ума. И вот так все время: идет, так хорошо идет, вроде даже уже летит, потом раз и споткнулся. И главное, что сам не отличает, когда ошибается. А в раннем творчестве нет у Танеева этой рефлексии, что и приятно. Я нисколько не говорю плохо и до минорной симфонии или соль минорном квинтете. Но думаю, что не хватило именно высоты и свободы для того, чтоб стать на достойный своего дарования уровень ВЕЗДЕ. Вышло - кое-где.
abyrvalg
(01.10.2014 08:31)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Это опечатка или Вы что-то сказали, что я не понял?
Крутая опечатка получилась. Прям не то про Листа речь, не то еще про кого.....
rdvl
(01.10.2014 10:32)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Финал `По прочтении псалма` в этом смысле мне кажется постыдным и по музыке, и по тексту. Повторы побочной партии 1 части в коде финала, тоще звучащие, тоже, как я чувствую, не от большого ума.
Это Вы не так слушали. Вы повернитесь другим боком, чтобы ничего китайского кругом не видеть и переслушайте. И будет Вам катарсис.
Mikhail_Kollontay
(01.10.2014 11:26)
abyrvalg писал(а):
опечатка
Жаль - а то можно было бы устроить еще одну веселую веточку.
abyrvalg
(01.10.2014 15:33)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Жаль - а то можно было бы устроить еще одну веселую веточку.
Ну да, купля-продажа церковных должностей интересная тема, только не подпадет ли она под табу здесь?
Кстати говоря, пока судились-резались по-поводу 4-симфонии, само исполнение, выложенное здесь, ниже среднего. Пока лучше Светланова ничего не слышал. А Ярви настолько формально подошел к партитуре, что симфония у него звучит временами невнятно, подчас несобранно и академично.
musikus
(01.10.2014 15:36)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Финал `По прочтении псалма` мне кажется постыдным
Довольно странная оценка. Она была бы странной вообще, в любом случае, не говоря уж о Танееве. Ну, если бы украл...
Mikhail_Kollontay
(01.10.2014 15:39)
musikus писал(а):
если бы украл
Что ж, есть вещи хуже воровства, простота, а если по-русски сказать, дурость. Что происходило в стране, во власти в то время, когда Сергей Иванович это. Как раз читаю воспоминания Витте, удивительные резонансы получаются.
Slavutinsky
(01.10.2014 15:45)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Что происходило в стране
К слову, интересно сопоставить взлёт мистицизма Серебряного Века с окончательным переводом экономики на водку.
Mikhail_Kollontay
(01.10.2014 15:48)
Slavutinsky писал(а):
К слову, интересно сопоставить взлёт мистицизма Серебряного Века с окончательным переводом экономики на водку.
Витте, повидимому, до этого не дожил, но есть там его упоминание о том, что как бы не скатиться с монополии - которая была внове - на спиртное на что-то вот такое. Монополию да, вводили при нем.
Slavutinsky
(01.10.2014 15:56)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Витте, повидимому, до этого не дожил
Дожил, оно где то с десятого года стало основой дохода. Но из власти к тому моменту он уже ушёл. А Четвёртая закончена в 98м, тогда всё ещё было контролируемо - ещё до `маленькой победоносной` и событий 1905го. Россия вообще тогда главной страной на планете была.
abyrvalg
(01.10.2014 16:07)
Slavutinsky писал(а):
Россия вообще тогда главной страной на планете была.
Что значит главной? По каким показателям судим?
Slavutinsky
(01.10.2014 16:19)
abyrvalg писал(а):
Что значит главной? По каким показателям судим?
Ну, сам я обхожусь без суждений. По военной силе, как и делалось до Первой - тогда подобная оценка была адекватна. В 98м ещё жило поколение которое помнило что без поддержки России, а именно морской блокады, северные Штаты США были бы замяты европейскими Империями во время Гражданской Войны посредством интервенции.
yarunskiy
(03.10.2014 00:36)
Mikhail_Kollontay писал(а):
идет, так хорошо идет, вроде даже уже летит, потом раз и споткнулся. И главное, что сам не отличает, когда ошибается.
очень эмоционально)
Mikhail_Kollontay
(03.10.2014 07:56)
yarunskiy писал(а):
очень эмоционально)
Беда. От меня в классе студенты шарахаются, громок и неожидан слишком бываю.
yarunskiy
(12.10.2014 01:58)
Mikhail_Kollontay писал(а):
когда Сергей Иванович это
Кстати, мне очень понравилось исполнение 4-й Танеева Гергиевым. Как-то неожиданно хорошо получилось у него)
Mikhail_Kollontay
(12.10.2014 06:51)
yarunskiy писал(а):
Кстати, мне очень понравилось исполнение 4-й Танеева Гергиевым. Как-то неожиданно хорошо получилось у него)
Нас тут несколько, знающих Валерия с юных лет, все, уверен, подтвердят, что он высокоодарённый человек, уже тогда оно было ясно.
victormain
(12.10.2014 07:22)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Что ж, есть вещи хуже воровства, простота, а если по-русски сказать, дурость. Что происходило в стране, во власти в то время, когда Сергей Иванович это. Как раз читаю воспоминания Витте, удивительные резонансы получаются.
А что Танеев - недопил или пере? Мне кажется, С.И. завалил `Псальму` по причине чрезмерной мудрёности на недостаточно интересном материале. Хуже не бывает, чем когда нам не самую блестящую мысль начинают вдалбливать многократными полифоническими экзерсисами.
victormain
(12.10.2014 07:28)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Нас тут несколько, знающих Валерия с юных лет, все, уверен, подтвердят, что он высокоодарённый человек, уже тогда оно было ясно.
Подтверждаю.
Mikhail_Kollontay
(12.10.2014 07:34)
victormain писал(а):
А что Танеев - недопил или пере? Мне кажется, С.И. завалил `Псальму` по причине чрезмерной мудрёности на недостаточно интересном материале. Хуже не бывает, чем когда нам не самую блестящую мысль начинают вдалбливать многократными полифоническими экзерсисами.
Да кто его знает. Он как боксер-панчер - или попал, или проиграл (образ Ефрема Подгайца, кажется, правда, не про Танеева). Тут вот не попал, стал бродить по каким-то унылым дорогам, уже вполне заросшим к тому времени, по-моему. Впрочем, это пусть специалисты. По мне, с `Орестеей` в большой ее части ровно то же, хотя там компенсируется Кассандрой, в первую очередь. Кстати, спасибо Минску за запись, я только Коломийцеву и знаю - да и есть ли ещё записи?.. С удивительной наивностью СИ иногда заполняет клеточки, как будто упражнение выполняет. А когда высказывается `от себя`, то хоть помирай как здОрово. Комплексы шмоплексы некие, видимо. И как сам не слышит, уму не постижимо.
victormain
(12.10.2014 20:59)
Mikhail_Kollontay писал(а):
... По мне, с `Орестеей` в большой ее части ровно то же, хотя там компенсируется Кассандрой, в первую очередь. Кстати, спасибо Минску за запись, я только Коломийцеву и знаю - да и есть ли ещё записи?..
Насколько я знаю, другой записи нет. Да, Коломийцева молодец. Я вообще немало хорошего от неё слыхал: Аида, Отелло, Сказки Гофмана, Пиковая, Онегин - многое было на очень высоком уровне. Из последнего, что видел с ней за пультом - `Лоэнгрин` отличный в начале 80-х. Личное общение у нас Татьяной Михайловной непросто складывалось, но временами было славно.
druggist59
(08.12.2015 10:35)
Только что прочитал Андронникова `Первый раз на эстраде` и возник вопрос. В рассказе автор выступает первый раз перед исполнением ПЕРВОЙ симфонии С.И. Танеева, в рассказе - ДО-МИНОР, но на самом деле она МИ-МИНОР, до-минор это четвертая симфония. Может автор этой неточностью дает понять условность описанного?
musikus
(08.12.2015 21:28)
druggist59 писал(а):
Только что прочитал Андронникова `Первый раз на эстраде` и возник вопрос. В рассказе автор выступает первый раз перед исполнением ПЕРВОЙ симфонии С.И. Танеева, в рассказе - ДО-МИНОР, но на самом деле она МИ-МИНОР, до-минор это четвертая симфония. Может автор этой неточностью дает понять условность описанного?
Вот беда-то... Придется Ираклия Лаурсабовича эксгумировать. Или уж сразу Сергея Иваныча?
victormain
(08.12.2015 21:31)
musikus писал(а):
Вот беда-то... Придется Ираклия Лаурсабовича эксгумировать. Или уж сразу Сергея Иваныча?
Лучше Сергея Ивановича. У него с нумераций симфоний та же неразбериха, что и у Дворжака. Он другие в основном списке не держал, поэтому до минорная и получается 1-й, а не 4-й, как принято считать.
Mikhail_Kollontay
(09.12.2015 04:57)
victormain писал(а):
Лучше Сергея Ивановича. У него с нумераций симфоний та же неразбериха, что и у Дворжака. Он другие в основном списке не держал, поэтому до минорная и получается 1-й, а не 4-й, как принято считать.
Да. А ми минорная, видимо, тогда Минус Третья? Грустная история. У меня вот так у самого оказались две третьих симфонии: №3А и №3Б.
victormain
(09.12.2015 05:33)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Да. А ми минорная, видимо, тогда Минус Третья? Грустная история...
Скорее забавная, по-моему. Вспоминая Веничку. 5-я, она же 9-я.
druggist59
(09.12.2015 12:55)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Да. А ми минорная, видимо, тогда Минус Третья? Грустная история. У меня вот так у самого оказались две третьих симфонии: №3А и №3Б.
Скорее, Минус Вторая, тогда ре минорная будет Нулевой, если уж распространять нумерацию на целые числа.
плохо?
все равно не поверите, но близко.
поверите, но близко.
такое сравнение очень даже кстати.
мне показалось, что его недооценивают, что-ли, или эпигоном считают.
гигантомахия. Да-с.
Эта симфония - шедевральна!
Особенная в русской музыке.
Ни на кого не похожая)
Эта симфония - шедевральна!
Особенная в русской музыке.
Ни на кого не похожая)
пожалуй.
на что похожа. В том числе и на 5-ю Бетховена. (Не стилем, конечно, а настроением или
чем-то таким)
поизящнее, пожалуй.
А `генетические связи` есть у всех.
У Франка изящество другого рода. Танеев не менее изящен в четвёртой симфонии)
ни до, ни после. А `генетические связи` есть у всех.
У Франка изящество другого рода. Танеев не менее изящен в четвёртой симфонии)
не так давно позанимался 1-й и 2-й Танеева, очень даже. До минорная хрестоматийная, но, по
мне, в ней чувствуется некий дискомфорт. Сказывается отсутствие у СИ хорошего образования,
отсюда, по-моему, некоторые комплексы. Консерватория - не образование, ведь даже советские
старые профессора в основном имели университетское.
Танеева, очень даже. До минорная хрестоматийная, но, по мне, в ней чувствуется некий
дискомфорт. Сказывается отсутствие у СИ хорошего образования, отсюда, по-моему, некоторые
комплексы. Консерватория - не образование, ведь даже советские старые профессора в
основном имели университетское.
Очень органичная музыка. Образование как раз здесь очень чувствуется, но есть главное -
естественность и запоминаемость практически с первого раза. Как по мне)
кое-иногда, в построении мелодических оборотов (вероятно, связаны они с полифоническими
экзерсизами), в построении целого тоже, отсюда. А в ранних сочинениях, когда идеология еще
не придавила, гораздо свободнее. При всей их наивности. Но это уже мои перекосы, по мне и
ранний Бетховен, когда он еще писал в основном гаммы и арпеджио, предпочтительнее
позднего, ибо нет давления, опять-таки какой-то автодидактии.
построении мелодических оборотов (вероятно, связаны они с полифоническими экзерсизами), в
построении целого тоже, отсюда.
Я не ощущаю никакой искусственности ни у Франка, ни у Танеева. Но это как по мне)
ней чувствуется некий дискомфорт. Сказывается отсутствие у СИ хорошего образования,
отсюда, по-моему, некоторые комплексы.
Человек, который поставил себе целью еще в молодости стать самым образованным человеком
среди композиторов-музыкантов, не имел `хорошего образования`? Да побойтесь Бога!
А что касается дискомфорта в до минорной, это скорее вопросы к ушам слушателя, а не в
симонии дело. Вещь настолько идеальна по пропорциям и боговдохновенная, что ни одной
лишней ноты не слышится.
сказали, что я не понял?
Я не ощущаю никакой искусственности ни у Франка, ни у Танеева. Но это как по мне)
Франка (зрелого, конечно, нет вопроса), человек определённо знает, что хочет сказать и
имеет средства. По краней мере, мне совершенно понятна его мотивация. Танеев имеет
прекраснейшие качества мощного лирика, но стремится к идеологии малопонятной, как мне
кажется. Финал `По прочтении псалма` в этом смысле мне кажется постыдным и по музыке, и по
тексту. Повторы побочной партии 1 части в коде финала, тоще звучащие, тоже, как я
чувствую, не от большого ума. И вот так все время: идет, так хорошо идет, вроде даже уже
летит, потом раз и споткнулся. И главное, что сам не отличает, когда ошибается. А в раннем
творчестве нет у Танеева этой рефлексии, что и приятно. Я нисколько не говорю плохо и до
минорной симфонии или соль минорном квинтете. Но думаю, что не хватило именно высоты и
свободы для того, чтоб стать на достойный своего дарования уровень ВЕЗДЕ. Вышло - кое-где.
не понял?
кого.....
мне кажется постыдным и по музыке, и по тексту. Повторы побочной партии 1 части в коде
финала, тоще звучащие, тоже, как я чувствую, не от большого ума.
слушали. Вы повернитесь другим боком, чтобы ничего китайского кругом не видеть и
переслушайте. И будет Вам катарсис.
еще одну веселую веточку.
одну веселую веточку.
только не подпадет ли она под табу здесь?
Кстати говоря, пока судились-резались по-поводу 4-симфонии, само исполнение, выложенное
здесь, ниже среднего. Пока лучше Светланова ничего не слышал. А Ярви настолько формально
подошел к партитуре, что симфония у него звучит временами невнятно, подчас несобранно и
академично.
постыдным
говоря уж о Танееве. Ну, если бы украл...
простота, а если по-русски сказать, дурость. Что происходило в стране, во власти в то
время, когда Сергей Иванович это. Как раз читаю воспоминания Витте, удивительные резонансы
получаются.
интересно сопоставить взлёт мистицизма Серебряного Века с окончательным переводом
экономики на водку.
Серебряного Века с окончательным переводом экономики на водку.
этого не дожил, но есть там его упоминание о том, что как бы не скатиться с монополии -
которая была внове - на спиртное на что-то вот такое. Монополию да, вводили при нем.
дожил
моменту он уже ушёл. А Четвёртая закончена в 98м, тогда всё ещё было контролируемо - ещё
до `маленькой победоносной` и событий 1905го. Россия вообще тогда главной страной на
планете была.
была.
судим?
тогда подобная оценка была адекватна. В 98м ещё жило поколение которое помнило что без
поддержки России, а именно морской блокады, северные Штаты США были бы замяты европейскими
Империями во время Гражданской Войны посредством интервенции.
летит, потом раз и споткнулся. И главное, что сам не отличает, когда ошибается.
эмоционально)
студенты шарахаются, громок и неожидан слишком бываю.
мне очень понравилось исполнение 4-й Танеева Гергиевым. Как-то неожиданно хорошо
получилось у него)
Танеева Гергиевым. Как-то неожиданно хорошо получилось у него)
знающих Валерия с юных лет, все, уверен, подтвердят, что он высокоодарённый человек, уже
тогда оно было ясно.
простота, а если по-русски сказать, дурость. Что происходило в стране, во власти в то
время, когда Сергей Иванович это. Как раз читаю воспоминания Витте, удивительные резонансы
получаются.
причине чрезмерной мудрёности на недостаточно интересном материале. Хуже не бывает, чем
когда нам не самую блестящую мысль начинают вдалбливать многократными полифоническими
экзерсисами.
лет, все, уверен, подтвердят, что он высокоодарённый человек, уже тогда оно было
ясно.
С.И. завалил `Псальму` по причине чрезмерной мудрёности на недостаточно интересном
материале. Хуже не бывает, чем когда нам не самую блестящую мысль начинают вдалбливать
многократными полифоническими экзерсисами.
или попал, или проиграл (образ Ефрема Подгайца, кажется, правда, не про Танеева). Тут вот
не попал, стал бродить по каким-то унылым дорогам, уже вполне заросшим к тому времени,
по-моему. Впрочем, это пусть специалисты. По мне, с `Орестеей` в большой ее части ровно то
же, хотя там компенсируется Кассандрой, в первую очередь. Кстати, спасибо Минску за
запись, я только Коломийцеву и знаю - да и есть ли ещё записи?.. С удивительной наивностью
СИ иногда заполняет клеточки, как будто упражнение выполняет. А когда высказывается `от
себя`, то хоть помирай как здОрово. Комплексы шмоплексы некие, видимо. И как сам не
слышит, уму не постижимо.
части ровно то же, хотя там компенсируется Кассандрой, в первую очередь. Кстати, спасибо
Минску за запись, я только Коломийцеву и знаю - да и есть ли ещё записи?..
я знаю, другой записи нет. Да, Коломийцева молодец. Я вообще немало хорошего от неё
слыхал: Аида, Отелло, Сказки Гофмана, Пиковая, Онегин - многое было на очень высоком
уровне. Из последнего, что видел с ней за пультом - `Лоэнгрин` отличный в начале 80-х.
Личное общение у нас Татьяной Михайловной непросто складывалось, но временами было славно.
выступает первый раз перед исполнением ПЕРВОЙ симфонии С.И. Танеева, в рассказе -
ДО-МИНОР, но на самом деле она МИ-МИНОР, до-минор это четвертая симфония. Может автор этой
неточностью дает понять условность описанного?
эстраде` и возник вопрос. В рассказе автор выступает первый раз перед исполнением ПЕРВОЙ
симфонии С.И. Танеева, в рассказе - ДО-МИНОР, но на самом деле она МИ-МИНОР, до-минор это
четвертая симфония. Может автор этой неточностью дает понять условность
описанного?
Сергея Иваныча?
эксгумировать. Или уж сразу Сергея Иваныча?
нумераций симфоний та же неразбериха, что и у Дворжака. Он другие в основном списке не
держал, поэтому до минорная и получается 1-й, а не 4-й, как принято считать.
симфоний та же неразбериха, что и у Дворжака. Он другие в основном списке не держал,
поэтому до минорная и получается 1-й, а не 4-й, как принято считать.
минорная, видимо, тогда Минус Третья? Грустная история. У меня вот так у самого оказались
две третьих симфонии: №3А и №3Б.
Третья? Грустная история...
9-я.
Третья? Грустная история. У меня вот так у самого оказались две третьих симфонии: №3А и
№3Б.
нумерацию на целые числа.