Скачать ноты
1. Allegro molto
2. Adagio
3. Scherzo. Vivace
4. Finale. Allegro energico - Molto maestoso

2010, Берлин
         (41)  


SmirnovPierre (10.01.2014 20:04)
Неожиданно замечательная симфония. Какая-то гигантомахия. Да-с.

abyrvalg (10.01.2014 20:05)
SmirnovPierre писал(а):
Какая-то гигантомахия.
Это хорошо или
плохо?

SmirnovPierre (10.01.2014 20:15)
abyrvalg писал(а):
Это хорошо или плохо?
Если скажу, как 5 ЛВБ -
все равно не поверите, но близко.

abyrvalg (10.01.2014 20:20)
SmirnovPierre писал(а):
Если скажу, как 5 ЛВБ - все равно не
поверите, но близко.
Почему не поверю? Я танеевскую симфонию исключительно ценю и
такое сравнение очень даже кстати.

SmirnovPierre (10.01.2014 20:26)
Да, замечательный Танеев композитор. Я тут раньше немного спорил насчет его творчества и
мне показалось, что его недооценивают, что-ли, или эпигоном считают.

yarunskiy (25.09.2014 02:59)
SmirnovPierre писал(а):
Неожиданно замечательная симфония. Какая-то
гигантомахия. Да-с.
Почему неожиданно?
Эта симфония - шедевральна!
Особенная в русской музыке.
Ни на кого не похожая)

victormain (25.09.2014 05:17)
yarunskiy писал(а):
Почему неожиданно?
Эта симфония - шедевральна!
Особенная в русской музыке.
Ни на кого не похожая)
Похожа она, положим, на Франка. Но у Франка поизящнее,
пожалуй.

sergey6akov (25.09.2014 05:55)
yarunskiy писал(а):
Ни на кого не похожая)
А по-моему, она много
на что похожа. В том числе и на 5-ю Бетховена. (Не стилем, конечно, а настроением или
чем-то таким)

yarunskiy (25.09.2014 06:14)
victormain писал(а):
Похожа она, положим, на Франка. Но у Франка
поизящнее, пожалуй.
Она не похожа ни на одного русского композитора ни до, ни после.
А `генетические связи` есть у всех.
У Франка изящество другого рода. Танеев не менее изящен в четвёртой симфонии)

Mikhail_Kollontay (25.09.2014 07:06)
yarunskiy писал(а):
Она не похожа ни на одного русского композитора
ни до, ни после. А `генетические связи` есть у всех.
У Франка изящество другого рода. Танеев не менее изящен в четвёртой симфонии)
Я тут
не так давно позанимался 1-й и 2-й Танеева, очень даже. До минорная хрестоматийная, но, по
мне, в ней чувствуется некий дискомфорт. Сказывается отсутствие у СИ хорошего образования,
отсюда, по-моему, некоторые комплексы. Консерватория - не образование, ведь даже советские
старые профессора в основном имели университетское.

yarunskiy (25.09.2014 21:54)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Я тут не так давно позанимался 1-й и 2-й
Танеева, очень даже. До минорная хрестоматийная, но, по мне, в ней чувствуется некий
дискомфорт. Сказывается отсутствие у СИ хорошего образования, отсюда, по-моему, некоторые
комплексы. Консерватория - не образование, ведь даже советские старые профессора в
основном имели университетское.
Какой-такой дискомфорт?
Очень органичная музыка. Образование как раз здесь очень чувствуется, но есть главное -
естественность и запоминаемость практически с первого раза. Как по мне)

Mikhail_Kollontay (26.09.2014 06:39)
yarunskiy писал(а):
Как по мне)
Я ощущаю школьные натяжки
кое-иногда, в построении мелодических оборотов (вероятно, связаны они с полифоническими
экзерсизами), в построении целого тоже, отсюда. А в ранних сочинениях, когда идеология еще
не придавила, гораздо свободнее. При всей их наивности. Но это уже мои перекосы, по мне и
ранний Бетховен, когда он еще писал в основном гаммы и арпеджио, предпочтительнее
позднего, ибо нет давления, опять-таки какой-то автодидактии.

yarunskiy (01.10.2014 00:07)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Я ощущаю школьные натяжки кое-иногда, в
построении мелодических оборотов (вероятно, связаны они с полифоническими экзерсизами), в
построении целого тоже, отсюда.
Возможно...
Я не ощущаю никакой искусственности ни у Франка, ни у Танеева. Но это как по мне)

abyrvalg (01.10.2014 00:15)
Mikhail_Kollontay писал(а):
До минорная хрестоматийная, но, по мне, в
ней чувствуется некий дискомфорт. Сказывается отсутствие у СИ хорошего образования,
отсюда, по-моему, некоторые комплексы.
В каком смысле `отсутствие образования`?
Человек, который поставил себе целью еще в молодости стать самым образованным человеком
среди композиторов-музыкантов, не имел `хорошего образования`? Да побойтесь Бога!
А что касается дискомфорта в до минорной, это скорее вопросы к ушам слушателя, а не в
симонии дело. Вещь настолько идеальна по пропорциям и боговдохновенная, что ни одной
лишней ноты не слышится.

Mikhail_Kollontay (01.10.2014 07:20)
abyrvalg писал(а):
не в симонии дело
Это опечатка или Вы что-то
сказали, что я не понял?

Mikhail_Kollontay (01.10.2014 07:29)
yarunskiy писал(а):
Возможно...
Я не ощущаю никакой искусственности ни у Франка, ни у Танеева. Но это как по мне)
У
Франка (зрелого, конечно, нет вопроса), человек определённо знает, что хочет сказать и
имеет средства. По краней мере, мне совершенно понятна его мотивация. Танеев имеет
прекраснейшие качества мощного лирика, но стремится к идеологии малопонятной, как мне
кажется. Финал `По прочтении псалма` в этом смысле мне кажется постыдным и по музыке, и по
тексту. Повторы побочной партии 1 части в коде финала, тоще звучащие, тоже, как я
чувствую, не от большого ума. И вот так все время: идет, так хорошо идет, вроде даже уже
летит, потом раз и споткнулся. И главное, что сам не отличает, когда ошибается. А в раннем
творчестве нет у Танеева этой рефлексии, что и приятно. Я нисколько не говорю плохо и до
минорной симфонии или соль минорном квинтете. Но думаю, что не хватило именно высоты и
свободы для того, чтоб стать на достойный своего дарования уровень ВЕЗДЕ. Вышло - кое-где.

abyrvalg (01.10.2014 08:31)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Это опечатка или Вы что-то сказали, что я
не понял?
Крутая опечатка получилась. Прям не то про Листа речь, не то еще про
кого.....

rdvl (01.10.2014 10:32)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Финал `По прочтении псалма` в этом смысле
мне кажется постыдным и по музыке, и по тексту. Повторы побочной партии 1 части в коде
финала, тоще звучащие, тоже, как я чувствую, не от большого ума.
Это Вы не так
слушали. Вы повернитесь другим боком, чтобы ничего китайского кругом не видеть и
переслушайте. И будет Вам катарсис.

Mikhail_Kollontay (01.10.2014 11:26)
abyrvalg писал(а):
опечатка
Жаль - а то можно было бы устроить
еще одну веселую веточку.

abyrvalg (01.10.2014 15:33)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Жаль - а то можно было бы устроить еще
одну веселую веточку.
Ну да, купля-продажа церковных должностей интересная тема,
только не подпадет ли она под табу здесь?
Кстати говоря, пока судились-резались по-поводу 4-симфонии, само исполнение, выложенное
здесь, ниже среднего. Пока лучше Светланова ничего не слышал. А Ярви настолько формально
подошел к партитуре, что симфония у него звучит временами невнятно, подчас несобранно и
академично.

musikus (01.10.2014 15:36)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Финал `По прочтении псалма` мне кажется
постыдным
Довольно странная оценка. Она была бы странной вообще, в любом случае, не
говоря уж о Танееве. Ну, если бы украл...

Mikhail_Kollontay (01.10.2014 15:39)
musikus писал(а):
если бы украл
Что ж, есть вещи хуже воровства,
простота, а если по-русски сказать, дурость. Что происходило в стране, во власти в то
время, когда Сергей Иванович это. Как раз читаю воспоминания Витте, удивительные резонансы
получаются.

Slavutinsky (01.10.2014 15:45)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Что происходило в стране
К слову,
интересно сопоставить взлёт мистицизма Серебряного Века с окончательным переводом
экономики на водку.

Mikhail_Kollontay (01.10.2014 15:48)
Slavutinsky писал(а):
К слову, интересно сопоставить взлёт мистицизма
Серебряного Века с окончательным переводом экономики на водку.
Витте, повидимому, до
этого не дожил, но есть там его упоминание о том, что как бы не скатиться с монополии -
которая была внове - на спиртное на что-то вот такое. Монополию да, вводили при нем.

Slavutinsky (01.10.2014 15:56)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Витте, повидимому, до этого не
дожил
Дожил, оно где то с десятого года стало основой дохода. Но из власти к тому
моменту он уже ушёл. А Четвёртая закончена в 98м, тогда всё ещё было контролируемо - ещё
до `маленькой победоносной` и событий 1905го. Россия вообще тогда главной страной на
планете была.

abyrvalg (01.10.2014 16:07)
Slavutinsky писал(а):
Россия вообще тогда главной страной на планете
была.
Что значит главной? По каким показателям судим?

Slavutinsky (01.10.2014 16:19)
abyrvalg писал(а):
Что значит главной? По каким показателям
судим?
Ну, сам я обхожусь без суждений. По военной силе, как и делалось до Первой -
тогда подобная оценка была адекватна. В 98м ещё жило поколение которое помнило что без
поддержки России, а именно морской блокады, северные Штаты США были бы замяты европейскими
Империями во время Гражданской Войны посредством интервенции.

yarunskiy (03.10.2014 00:36)
Mikhail_Kollontay писал(а):
идет, так хорошо идет, вроде даже уже
летит, потом раз и споткнулся. И главное, что сам не отличает, когда ошибается.
очень
эмоционально)

Mikhail_Kollontay (03.10.2014 07:56)
yarunskiy писал(а):
очень эмоционально)
Беда. От меня в классе
студенты шарахаются, громок и неожидан слишком бываю.

yarunskiy (12.10.2014 01:58)
Mikhail_Kollontay писал(а):
когда Сергей Иванович это
Кстати,
мне очень понравилось исполнение 4-й Танеева Гергиевым. Как-то неожиданно хорошо
получилось у него)

Mikhail_Kollontay (12.10.2014 06:51)
yarunskiy писал(а):
Кстати, мне очень понравилось исполнение 4-й
Танеева Гергиевым. Как-то неожиданно хорошо получилось у него)
Нас тут несколько,
знающих Валерия с юных лет, все, уверен, подтвердят, что он высокоодарённый человек, уже
тогда оно было ясно.

victormain (12.10.2014 07:22)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Что ж, есть вещи хуже воровства,
простота, а если по-русски сказать, дурость. Что происходило в стране, во власти в то
время, когда Сергей Иванович это. Как раз читаю воспоминания Витте, удивительные резонансы
получаются.
А что Танеев - недопил или пере? Мне кажется, С.И. завалил `Псальму` по
причине чрезмерной мудрёности на недостаточно интересном материале. Хуже не бывает, чем
когда нам не самую блестящую мысль начинают вдалбливать многократными полифоническими
экзерсисами.

victormain (12.10.2014 07:28)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Нас тут несколько, знающих Валерия с юных
лет, все, уверен, подтвердят, что он высокоодарённый человек, уже тогда оно было
ясно.
Подтверждаю.

Mikhail_Kollontay (12.10.2014 07:34)
victormain писал(а):
А что Танеев - недопил или пере? Мне кажется,
С.И. завалил `Псальму` по причине чрезмерной мудрёности на недостаточно интересном
материале. Хуже не бывает, чем когда нам не самую блестящую мысль начинают вдалбливать
многократными полифоническими экзерсисами.
Да кто его знает. Он как боксер-панчер -
или попал, или проиграл (образ Ефрема Подгайца, кажется, правда, не про Танеева). Тут вот
не попал, стал бродить по каким-то унылым дорогам, уже вполне заросшим к тому времени,
по-моему. Впрочем, это пусть специалисты. По мне, с `Орестеей` в большой ее части ровно то
же, хотя там компенсируется Кассандрой, в первую очередь. Кстати, спасибо Минску за
запись, я только Коломийцеву и знаю - да и есть ли ещё записи?.. С удивительной наивностью
СИ иногда заполняет клеточки, как будто упражнение выполняет. А когда высказывается `от
себя`, то хоть помирай как здОрово. Комплексы шмоплексы некие, видимо. И как сам не
слышит, уму не постижимо.

victormain (12.10.2014 20:59)
Mikhail_Kollontay писал(а):
... По мне, с `Орестеей` в большой ее
части ровно то же, хотя там компенсируется Кассандрой, в первую очередь. Кстати, спасибо
Минску за запись, я только Коломийцеву и знаю - да и есть ли ещё записи?..
Насколько
я знаю, другой записи нет. Да, Коломийцева молодец. Я вообще немало хорошего от неё
слыхал: Аида, Отелло, Сказки Гофмана, Пиковая, Онегин - многое было на очень высоком
уровне. Из последнего, что видел с ней за пультом - `Лоэнгрин` отличный в начале 80-х.
Личное общение у нас Татьяной Михайловной непросто складывалось, но временами было славно.

druggist59 (08.12.2015 10:35)
Только что прочитал Андронникова `Первый раз на эстраде` и возник вопрос. В рассказе автор
выступает первый раз перед исполнением ПЕРВОЙ симфонии С.И. Танеева, в рассказе -
ДО-МИНОР, но на самом деле она МИ-МИНОР, до-минор это четвертая симфония. Может автор этой
неточностью дает понять условность описанного?

musikus (08.12.2015 21:28)
druggist59 писал(а):
Только что прочитал Андронникова `Первый раз на
эстраде` и возник вопрос. В рассказе автор выступает первый раз перед исполнением ПЕРВОЙ
симфонии С.И. Танеева, в рассказе - ДО-МИНОР, но на самом деле она МИ-МИНОР, до-минор это
четвертая симфония. Может автор этой неточностью дает понять условность
описанного?
Вот беда-то... Придется Ираклия Лаурсабовича эксгумировать. Или уж сразу
Сергея Иваныча?

victormain (08.12.2015 21:31)
musikus писал(а):
Вот беда-то... Придется Ираклия Лаурсабовича
эксгумировать. Или уж сразу Сергея Иваныча?
Лучше Сергея Ивановича. У него с
нумераций симфоний та же неразбериха, что и у Дворжака. Он другие в основном списке не
держал, поэтому до минорная и получается 1-й, а не 4-й, как принято считать.

Mikhail_Kollontay (09.12.2015 04:57)
victormain писал(а):
Лучше Сергея Ивановича. У него с нумераций
симфоний та же неразбериха, что и у Дворжака. Он другие в основном списке не держал,
поэтому до минорная и получается 1-й, а не 4-й, как принято считать.
Да. А ми
минорная, видимо, тогда Минус Третья? Грустная история. У меня вот так у самого оказались
две третьих симфонии: №3А и №3Б.

victormain (09.12.2015 05:33)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Да. А ми минорная, видимо, тогда Минус
Третья? Грустная история...
Скорее забавная, по-моему. Вспоминая Веничку. 5-я, она же
9-я.

druggist59 (09.12.2015 12:55)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Да. А ми минорная, видимо, тогда Минус
Третья? Грустная история. У меня вот так у самого оказались две третьих симфонии: №3А и
№3Б.
Скорее, Минус Вторая, тогда ре минорная будет Нулевой, если уж распространять
нумерацию на целые числа.



 
     
classic-online@bk.ru