Скачать ноты

Запись 1981 г.
         (16)  


Wustin (21.01.2014 00:50)
Часто совершают ошибку, сравнивая 1ю авторскую оркестровую редакцию `Ночи` (1867) с
оркестровкой Римским-Корсаковым 2й авторской редакции той же `Ночи` (1880), как она
осуществлена для `Сорочинской ярмарки`.

В сущности, это разные (разнонаправленные) пьесы. Авторское название 1й редакции -
`Иванова ночь на Лысой горе`. Название 2й - `Сонное видение Паробка`. Римский работал
именно с этой сценой.

(Так же было бы неправомерно сравнение, например, 1й редакции `Бориса`(1869) со 2й (1974)
в инструментовке Р-К. Отличие же ситуации в том, что сохранилась авторская инструментовка
1й редакции `Бориса`.)

victormain (21.01.2014 01:03)
Wustin писал(а):
... сохранилась авторская инструментовка 1й редакции
`Бориса`.)
Так обеих сохранилась, не только 1-й. В авторской сейчас преимущественно и
ставят, к счастью. Только с порядком действия непонятно что делать, ибо редакции исключают
одна другую по этой части, и поставить всё можно только в музейной специальной версии, но
не в живом спектакле.

Wustin (21.01.2014 01:11)
Добавление: Римскому пришлось, естественно, сокращать оперную сцену для переработки её в
оркестровую пьесу. Но материал по меньшей мере первой половины сцены сохранен почти
буквально, как и заключительный эпизод рассвета.

Wustin (21.01.2014 01:13)
victormain писал(а):
Так обеих сохранилась, не только
1-й.
Разумеется! - см. исполнение `Бориса` только что ушедшим от нас Клаудио Аббадо.

Wustin (21.01.2014 01:48)
victormain писал(а):
Только с порядком действия непонятно что делать,
ибо редакции исключают одна другую по этой части, и поставить всё можно только в музейной
специальной версии, но не в живом спектакле.
Мне кажется, что по меньшей мере надо
переиздать бесселевский клавир 1874 года.

А исполнять - обе авторские редакции.

Wustin (21.01.2014 01:54)
Wustin писал(а):
А исполнять - обе авторские редакции.
Истины
ради: без Р-К до нас дошли бы одни обрывки Мусорянина.

victormain (21.01.2014 02:57)
Wustin писал(а):
Мне кажется, что по меньшей мере надо переиздать
бесселевский клавир 1874 года.

А исполнять - обе авторские редакции.
Безусловно. Хотя партитуру ДД тоже можно: она
по авторскому оригиналу клавира сделана, звучит хорошо.

victormain (21.01.2014 03:02)
Wustin писал(а):
Истины ради: без Р-К до нас дошли бы одни обрывки
Мусорянина.
Сначала обрывки, потом и целиком... Саша, чем дальше живу, тем резче
реагирую на выкрутасы Р-К с операми Мусоргского. 100 лет люди фальшивки слушали, пока
оригиналы не стали в постановках преобладать. Особая беда была с Хованщиной. У Р-К это
просто другая опера, другая музыка. Причём гораздо, несоизмеримо худшая, нежели оригинал.

Wustin (21.01.2014 13:29)
victormain писал(а):
Особая беда была с Хованщиной.
Р-К взял на
себя всю тяжесть позднейших обвинений, чтобы сохранить произведения друга.
Он не был Мусоргским, это правда, но в те годы никто бы не сделал большего. Это дало
возможность впоследствии говорить о подлинном Мусоргском, ведь все было сохранено - по
крайней мере то, что было в руках Р-К.
Кроме того надо быть ему благодарным за Садко, Светлый праздник, Китеж и... даже за
Стравинского.

Mikhail_Kollontay (21.01.2014 16:32)
Wustin писал(а):
в те годы никто бы не сделал большего
Саша, так
понимаю, что во времена совсем раннего Прокофьева НА был лучом света. Как бы мы хорошо ни
относились, с уважением, к Глазунову, Лядову, Танееву, но широта, абсолютное бескорыстие,
труд, целеустремлённость (это же и в музыке его всё!) у Римского, может, и уникальны
вообще. Не запивал, не ленился, как иные. Кто еще столько сделал для не себя, интересно
знать, в мировой музыке. Многие ли. Да и опыт какой был, багаж, авторитет, в сравнении с
прочими. (Балакирев рядом был, но он был в стороне и был, видимо, сломлен, а этого старого
моряка ничто не взяло.) И я так помню по дневникам Пр, что тот так к РК примерно и
относился, как я говорю. Витя-то прав, но ведь это претензии к косности уже времен, более
близких нам, невероятной почти что инертности музыкантов, музыковедов и т.д. Тут уж РК не
виновен, он трудился для своего времени, а оказалось, что на сто лет растянулась эта
временная мера.

abyrvalg (21.01.2014 16:53)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Объективный и справедливый
комментарий. Спасибо.

Wustin (21.01.2014 17:21)
Mikhail_Kollontay писал(а):
...Кто еще столько сделал для не себя,
интересно знать, в мировой музыке...
Абсолютно согласен.

К слову, недавно слушал `Соловья` ИФС - весь из `Петушка`!

Mikhail_Kollontay (21.01.2014 17:31)
Wustin писал(а):
слушал `Соловья` ИФС - весь из
`Петушка`!
Творческий метод, ничего не поделаешь...

musikus (21.01.2014 18:55)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Кто еще столько сделал для не себя,
интересно знать, в мировой музыке.
Золотые слова. Он и как композитор растет.

victormain (06.02.2014 02:21)
Mikhail_Kollontay писал(а):
...невероятной почти что инертности
музыкантов, музыковедов и т.д. Тут уж РК не виновен, он трудился для своего времени, а
оказалось, что на сто лет растянулась эта временная мера.
Очень точно, Миша,
совершенно согласен.
Да, и в Дневниках юного Прокофьева действительно бесконечное почтение, полный восторг,
особенно по поводу `Китежа`. Можно судить, насколько ко времени эта опера пришлась, со
всеми её достоинствами и недостатками.

victormain (06.02.2014 02:26)
Wustin писал(а):
Абсолютно согласен.

К слову, недавно слушал `Соловья` ИФС - весь из `Петушка`!
Саша, скажем так: весь из
Римского))



 
     
classic-online@bk.ru