1. Allegro maestoso
2. Scherzo. Molto vivace
3. Largo
4. Finale. Presto ma non tanto
Посв. Mme la Comtesse E. de Perthuis
Скачать ноты
1. Allegro maestoso
2. Scherzo. Molto vivace 3. Largo 4. Finale. Presto ma non tanto Посв. Mme la Comtesse E. de Perthuis |
||
выстроен по форме - её лепка у него великолепна. И ещё есть такой аспект, как некая
`классичность` исполнения: это именно какой - то прочувствованный Шопен, со всеми его
переживаниями и мыслями, тяготеющими иногда к трагизму, но в то же время обходящейся без
какой-то разрушительной, разрывающей или подспутно точащей душу безысходности, доходящей
до полного мрака, каким он иногда предстаёт в трактовках некоторых, более современных,
пианистов. То есть, у Рубинштейна чувствуется, где она содержится в музыке, но она не
влезает какой - то змеёй к нам в душу, звучит более благородно, Шопен остаётся и здесь
истинным аристократом. И мне кажется, Рубинштейну за это честь и хвала! В этой сонате в
данном исполнении Шопен предстаёт как будто выходящим за рамки своей привычной
деликатности и исключительной прочувствованности письма. Соната воспринимается, как
произведение взвешенное, производит впечатление иногда даже несколько учёной музыки, что
обеспечивает ей и мощь, и очарование. `Учёность` здесь, конечно, не сухая, а очень живая,
но вместе с тем очевидная, она отдаётся в восприятии слушателя каким-то сопротивлением
истинно шопеновской непосредственности высказывания, находящейся в то же время в едином
сплаве с этим интеллектуализмом. Это придаёт исключительную выразительность и силу,
масштаб произведению. Может быть это случай, похожий на 5-ю Чайковского. На мой взгляд, в
сонате местами проскальзывает и скепсис Шопена по отношению к мишуре и учтивости светской
жизни (вторая часть), и печальное преклонение перед тем, что находится надо всем суетным
(середина третьей части), и изображение неумолимого и холодного рока, как постоянного
спутника жизни вообще (тут он этим близок к Рахманинову, на мой взгляд), и трепетное
отношение к личным святыням, по-польски внутренне сдержанно-горделивый о них рассказ, и
нежность, какая-то не то, чтобы согревающая, но милая. Взгляд, я бы сказал пессимистичный,
но несколько обыденный, как у Ремарка. Но это уже моё субъективное. Всё это, мной
перечисленное, может быть названо кем-то по-другому, но оно несомненно есть, и благодаря
блистательной, вызвученной, благородной эмоциональной и продуманной игре Артура
Рубинштейна оно выплывает в виде выразительных образов там, где при обычной хорошей игре
они едва выглядывали бы из звучания этакой обобщённой звукописи.
какой - то прочувствованный Шопен, со всеми его переживаниями и
мыслями, тяготеющими иногда к трагизму`. То есть, конечно ещё как тяготеющий, я имел в
виду, что это у Рубинштейна слышно в полной мере!
*`но в то же время обходящейся
без какой-то разрушительной...` Конечно, правильно: `обходящийся`!
светской жизни (вторая часть)...` - имею в виду крайние разделы этой части.
мысли! Интересно сопоставить с вашими впечатлениями об этом произведении и исполнении,
если оно знакомо Вам!
что я привыкла к другому Шопену. Мне кажется, что я привыкла к большему количеству
оттенков - но не к такому избыточно романтичному, когда пианист просто `исходит эмоциями`,
играя Шопена. Захотелось переслушать сонату в других исполнениях. Вы знаете, Саша, видимо
здесь обнаруживается определённый водораздел между профессиональным музыкантом и
слушателем-любителем. Вам могут быть доступны нюансы, которые я просто упускаю, потому что
Вы сами можете сесть и сыграть сонату так, как она Вам слышится. Причём ведь Вы тоже,
наверняка, ищете этот резонанс между собственной игрой и тем, как это звучит в Вашей душе.
Вот послушала - конечно, Марта Аргерих - просто на другой стороне спектра. Вы знаете, я
заметила, что часто выдающиеся пианистки - вот как здесь - Аргерих, Вирсаладзе - играют
гораздо жёстче, чем мужчины, в данном случае - чем тот же Гилельс. Как будто им не
хочется, чтобы их обвиняли в слишком салонном (дамском) стиле игры. Эта такая
утрированная мужественность - всегда так получается, когда кому-то что-то хочется
доказать.
`Честно говоря - для меня как-то суховато, особенно 1-ая часть. Может
быть, просто потому что я привыкла к другому Шопену. Мне кажется, что
я привыкла к большему количеству оттенков - но не к такому избыточно
романтичному, когда пианист просто `исходит эмоциями`, играя Шопена.
Захотелось переслушать сонату в других исполнениях.` Конечно, тут много хороших
исполнений, а ведь, чем музыка лучше, тем шире горизонты возможных её прочтений!)))
Конечно, стиль Шопена, я бы сказал, не предусматривает гульдовской манеры, так что
корректность его исполнения спорна, однако это исполнение - тема другого разговора,
который я завёл в обсуждении его. Рубинштейн так или иначе - шопенист, как и Липати или
Флиэр, просто они по-разному играют в рамках стиля!
Что касается водораздела, то тут нужна тренировка, сравнения хороших и разных записей -
чем Вы и занимаетесь -, а так же некоторые знания - и Вы сами сможете определять, что к
чему. Примерять произведение на себя Вы тоже можете, нужна наслушанность корректными и
стильными исполнениями.)))
И рубинштейновское к таким относится, так что, в любом случае, хорошо, что Вы послушали!
Сама запись сделана на аппаратуре, соответствующей времени, хотя для него хорошей, из-за
этого может быть не слышно некоторых оттенков игры.