1. Allegro non troppo
2. Scherzo: Allegro
3. Andante
4. Finale: Allegro comodo
1. Allegro non troppo
2. Scherzo: Allegro 3. Andante 4. Finale: Allegro comodo
Тамаш Вашари
(фортепиано)
,
Томас Брандис
(скрипка),
Вольфрам Христ
(альт),
Оттомар Борвицки
(виолончель)
|
||
но и историей возникновения как поэтического итога любви, неудавшейся в обычном
представлении, но состоявшейся по высшему критерию: идеальные любовники — те, которые
никогда не встретились и не разрушили тем самым свободу друг друга как высшую ценность.
Светом этого понимания был озарён весь дальнейший жизненный путь Брамса, наполненный
покоем, творчеством и добрым юмором, и длительные роды этого квартета — с 1854 по 1875 год
— отражают, на мой взгляд, подсознательное нежелание автора расставаться с чувством
глубокой благодарности жизни за всё это, достигнутое, правда, ценою многолетней отчаянной
внутренней борьбы из-за любви к жене, а затем вдове человека, о котором он много лет
спустя сказал: `Память о Шумане для меня священна. Этот благородный, чистый художник
всегда остается для меня образцом, и вряд ли мне ещё доведётся встретить и полюбить
человека, который был бы лучше, чем он, как, надеюсь, и столкнуться столь близко с такой
страшной судьбой и так сострадать ей`.
В этой памяти отражается благоговение не только к гению, но и человеку, опубликовавшему
после встречи с Брамсом статью «Новые пути», — `едва ли не единственный в истории музыки
действенный акт дружеского внимания со стороны зрелого, признанного мастера к юному,
начинающему, и одновременно памятник тому, кто её написал, его энтузиазму, его
сердечности, его буквально сверхъестественной художественной интуиции и пророческому
дару.`
Сам Брамс `весьма недвусмысленно высказался по поводу своего душевного состояния в ту
пору, когда показал однажды своему другу Герману Дайтерсу фортепианный квартет до минор,
Ор. 60, задуманный именно в дюссельдорфский период, но законченный значительно позже:
«Представьте себе человека, который хочет застрелиться и которому уже не остаётся ничего
другого». А еще много лет спустя, собравшись опубликовать это произведение, он отправляет
его Бильроту, сопроводив следующим пояснением: «Квартет передаю лишь как курьёз! Нечто в
роде иллюстрации к последней главе той истории о юноше в синем фраке и желтом жилете».
Нечто сходное высказал он тогда же и своему издателю Зимроку. Намек на гётевского
«Вертера» и собственную ситуацию в те пылкие годы настолько прозрачен, что не нуждается в
дальнейших пояснениях.` (цитаты из книги Ганса Галя)
Говоря о курьёзе, Брамс проявил отмеченную в нём ещё Шуманом скромность, поскольку музыка
квартета великолепна и отражает весь спектр любовных переживаний от начала с его тревожной
сумрачностью — через непрерывную смену лирических и драматических эпизодов — и до финала,
где моменты накала страстей выражены так, что заставляют вспоминать Крейцерову сонату.
Кстати, совершенно очевидно генетическое родство квартета с фортепианным трио си мажор
ор. 8, глубоко проникновенным сочинением Брамса. Они — как две ветви одного и того же,
связанного с Шуманом, прошлого: одна склоняется в сторону Клары, другая — в сторону
Роберта.