Скачать ноты

Палестрина
Музыкальная легенда в трех актах
Либретто Ганса Пфицнера
Премьера 12 июня 1917 г. в Мюнхене (Prinzregententheater)

Действующие лица:
Папа Пий IV (бас)
Папские легаты:
Джованни...Читать дальше
Палестрина
Музыкальная легенда в трех актах
Либретто Ганса Пфицнера
Премьера 12 июня 1917 г. в Мюнхене (Prinzregententheater)

Действующие лица:
Папа Пий IV (бас)
Папские легаты:
Джованни Мороне (баритон)
Бернардо Новаджерио (тенор)
Кардинал Кристоф Мадрушт, архиепископ-курфюрст Триента (бас)
Карло Борромео, римский кардинал (баритон)
Кардинал Лотарингии (бас)
Абдису, патриарх Ассирии (тенор)
Антон Брус фон Муглиц, архиепископ Праги (бас)
Епископ Будои – итальянский епископ (тенор)
Теофилус, епископ Имолы - итальянский епископ (тенор)
Авосмедиано, епископ Кадикса – испанский епископ (бас-баритон)
Епископ Эрколе Северолус, церемониймейстер Тридентского собора
Граф Луна, посланец испанского короля (баритон)
Джованни Перлуиджи Палестрина (тенор), капельмейстер церкви Санта Мария Маджиоре в Риме
Игино, его пятнадцатилетний сын (сопрано)
Силла, его семнадцатилетний ученик (меццо-сопрано)
Певчие церкви Санта Мария Маджиоре (2 тенора, 3 баса)
Призраки:
9 великих композиторов прошлого (3 тенора, 3 баритона, 3 баса)
Дух Лукреции, жены Палестрины (сопрано)
Голос а ангелов (3 сопрано)
Хор: певчие, архиепископы, епископы, аббаты, главы католических орденов, посланники, прокураторы, ученые-теологи, доктора, слуги, городские стражники, горожане

Действие происходит в Риме и Триенте в конце 1563 г.

ПЕРВЫЙ АКТ
В отсутствие учителя Силла в его доме работает над своим сочинением в новейшем флорентийском стиле. Входит Игино, его очень беспокоит душевное состояние отца. Со времени женитьбы на Лукреции Палестрина впал у папы в немилость, а после ее скоропостижной кончины не написал больше ни одной ноты. Чтобы отвлечь Игино от тревожных мыслей, Силла напевает ему свою песню о прекрасной даме. Как раз в эту минуту появляются кардинал Борромео и Палестрина. Кардинал настроен решительно против всяких новшеств в музыке и возмущен тем, что слышит. Мальчики в смущении удаляются. Борромео убеждает Палестрину написать образцовую мессу - в церковную музыку необходимо вернуть строгий григорианский хорал, решительно изгнать вычурные светские мелодии и избыточное многоголосие, затрудняющее понимание. Палестрина отказывается – он думает, что уже не способен сочинять музыку. Кардинал уходит недовольный. Палестрине являются духи его предшественников – великих композиторов прошлого и его умершей жены. Лукреция призывает его выполнить просьбу Борромео. Слышатся голоса ангелов. Палестрина в лихорадочной спешке заполняет нотами страницу за страницей, пока не засыпает, совершенно обессиленный. Игино и Силла уносят рукопись, чтобы переписать мессу начисто.

ВТОРОЙ АКТ
Во дворце архиепископа-курфюрста Мадрушта заседает Тридентский собор. Кардинал Борромео и кардинал-легат Новаджерио обсуждают сложившееся положение. С минуты на минуту ожидается возвращение кардинала-легата Мороне, который должен достичь компромисса с императором Фердинандом в отношении церковной музыки. Борромео тем временем сообщает, что он приказал посадить Палестрину в тюрьму за отказ передать новую мессу для исполнения. Появляется Мороне, но его рассказ о переговорах с императором не вносит ясности в дебаты, каждый отстаивает свое мнение. Начинается настоящее столпотворение. Заседание переносится на следующий день. Зал пустеет, вместо господ появляются слуги и затевают потасовку, которую удается остановить лишь силой.

ТРЕТИЙ АКТ
После заключения отца под стражу Игино поспешил вручить кардиналу Борромео новую мессу, и Палестрину выпустили на свободу. Теперь, усталый и ослабевший, он вместе с сыном и несколькими певчими ожидает приговора своей музыке – как раз в это время мессу исполняют перед папой и кардиналами. С улицы доносится народное ликование. Певчие папской капеллы врываются в дом с радостным известием: новое произведение – Месса папы Марцела (Missa Papae Marcelli) – имело большой успех. Сам папа снисходит до посещения жилища Палестрины и благословляет его. Борромео просит у друга прощения. Игино вне себя от счастья, он решает отправиться во Флоренцию, где теперь работает Силла, чтобы поделиться с ним своей огромной радостью. Оставшись один, Палестрина начинает импровизировать на органе, перед ним портрет умершей жены.

Х Свернуть

Peter Schreier – Palestrina, Siegfried Lorenz – Borromeo, Ekkehard Wlaschiha – Severolus, Fritz Hübner – Madruscht, Hans Joachim Ketelsen – Morone, Peter-Jürgen Schmidt – Novagerio, Carola Nossek – Ighino, Rosemarie Lang – Silla, Chor der Deutschen Staatsoper Berlin, Staatskapelle Berlin/ Otmar Suitner. 1986 (1 & 3 akt) - 1988 (2 akt)
         (1)  


Satir (24.10.2016 11:54)
Что за чушь! Любой простой, непосвященный слушатель, подобный мне, будет думать, что
сопрано - дочь главного героя, а меццо-сопрано - его жена.
Да и вообще, такие оперы, `философские`, с довлением текста над музыкой, надо бы слушать,
зная язык, на котором она исполняется!



 
     
classic-online@bk.ru