Оригинальное название — `Guillaume Tell`

Опера в четырех действиях. (Первоначально написанная в пяти действиях, опера впоследствии была сокращена автором до трех посредством изъятия всего...Читать дальше
Оригинальное название — `Guillaume Tell`

Опера в четырех действиях. (Первоначально написанная в пяти действиях, опера впоследствии была сокращена автором до трех посредством изъятия всего третьего и сжатия двух последних действий. В настоящее время опера дается с восстановленным третьим действием, но с сохранением купюры четвертого и пятого, превращаясь, таким образом, в четырехактное представление.) Джоаккино Россини на либретто (по-французски) Виктора Жозефа Этьена де Жуй и Ипполита Луиса Флорена Би (со значительным участием композитора, а также Армана Марраса), основанное на одноименной драме Фридриха Шиллера.

Действующие лица:

ВИЛЬГЕЛЬМ ТЕЛЛЬ, швейцарский патриот (баритон)
ГЕДВИГА, его жена (сопрано)
ДЖЕММИ, их сын (сопрано)
ГЕССЛЕР, наместник кайзера в Швейцарии и Ури (бас)
МАТИЛЬДА, его дочь (сопрано)
АРНОЛЬД, швейцарский патриот (тенор)
МЕЛЬХТАЛЬ, его отец (бас)
ВАЛЬТЕР ФЮРСТ, другой швейцарский патриот (6ас)
РУДОЛЬФ, офицер гвардии Гесслера (тенор)
ЛЕЙТХОЛЬД, пастух (бас)

Время действия: XIV век.
Место действия: Швейцария.
Первое исполнение: Париж, 3 августа 1829 года.

«Вильгельм Телль» — самая длинная опера Россини. Это его последнее оперное творение. Быть может, именно написание такого длинного произведения (первое исполнение оперы длилось шесть часов) послужило причиной его охлаждения к сочинительству. Как бы то ни было, при том, что «Вильгельм Телль» имел огромный успех у критики, Россини не писал больше опер, хотя прожил еще почти сорок лет. Россини собственноручно сократил оперу и создал авторизованную версию из трех, вместо пяти, действий. А в Париже одно время существовала даже традиция давать из оперы одно только второе действие, соединяя его с какой-нибудь другой оперой, чтобы заполнить театральную программу. Известна история, как однажды директор парижской Гранд-опера сказал композитору, что вечером в программе объявлено второе действие «Вильгельма Телля». «Что? — воскликнул рассерженный Россини. — Все второе действие?»

Долгие годы считалось, что имя композитора сохранилось в репертуаре крупнейших оперных театров лишь благодаря «Севильскому цирюльнику» и «Вильгельму Теллю». Что касается последней, то либо из-за ее продолжительности, либо из-за невероятных требований, предъявляемых исполнителю теноровой партии Арнольда, она больше не может причисляться к традиционному, если не сказать стандартному, набору опер, идущих в оперных театрах. Постановки других россиниевских опер, таких, как «Золушка» и «Итальянка в Алжире», возобновляются гораздо чаще. Что касается либретто, то оно, безусловно, лучше у «Севильского цирюльника». Сюжет «Вильгельма Телля» сколочен достаточно прочно, но, конечно, он не столь хорош.

В период политических волнений 1830-х годов эта опера в некоторых странах считалась опасной ввиду своего революционного духа. Соответственно, при ее постановках тогда в либретто вносились изменения. Это касалось, в частности, ее названия. Так, в Милане опера называлась «Гульельмо Валлаце» (то есть шотландец Уильям Воллэйс), в Риме — «Родольфо ди Стерлинга», в Лондоне и Берлине — «Андреас Хофер», а в Петербурге — «Карл Смелый». Кажется странным, что цензоры были более обеспокоены именем почти совершенно мифического революционера, нежели именами, которые были реальными прототипами других персонажей оперы. Но многое, что делают цензоры, кажется странным.

УВЕРТЮРА

Увертюра к «Вильгельму Теллю» — наиболее известная оркестровая музыка из всей, что включается в программы симфонических концертов, когда хотят исполнить симфонические отрывки из опер; конкурировать с ней может разве что интермеццо из «Сельской чести» Масканьи. Она сохранилась в чувствах публики, а быть может, даже и выросла из этих чувств, что подтверждается ее использованием в одном из мультфильмов Диснея. Она очень смело начинается — с соло виолончелей; тремоло литавр рисует одну из россиниевских картин бури, здесь композитор очень натурально, используя характерный тембр флейты-пикколо, изображает капли дождя; затем следует пасторальный раздел, основанный на швейцарской мелодии альпийского горна, исполняемой на французском рожке; и наконец, после блестящей фанфары, исполняемой трубами, звучит знаменитый галоп, который при хорошем исполнении контролирует свой стремительный бег, несмотря на многие юмористические ассоциации — приличные и неприличные, которые теперь с ним связаны.

ДЕЙСТВИЕ I

Сюжет этой оперы связан с именем легендарного швейцарского патриота XIV века. Страна находится под игом австрийского наместника Гесслера, который ведет себя как тиран. Высоко в Альпах, в родной деревне Телля швейцарцы празднуют свой национальный праздник. Старый пастух Мельхталь (он старейшина, глава одного из кантонов) благословляет три пары, которые собираются пожениться. Два серьезных голоса звучат несколько не в тон общему веселью. Один из них — голос Телля, который сокрушается о судьбе своей страны; другой — Арнольда, сына Мельхталя, он страдает от безнадежной, запретной любви к принцессе Матильде, дочери заклятого врага Швейцарии (из-за этой любви он даже стал солдатом войска австрийских захватчиков).

Звучит длинный дуэт («Ou va-tu? Quel transport t`agite» - «Что с тобой? Куда бежишь в смятеньи?»), в котором Телль убеждает Арнольда бороться за свободу своей страны, но Арнольд поначалу колеблется из-за любви к Матильде. Издалека доносятся звуки охотничьих рогов — это охотятся люди Гесслера, наместника австрийского императора, они уже недалеко.

Праздник продолжается («Hymenee, ta journee» — «Брак священный»). Сначала все танцуют, затем в начавшихся играх юный сын Телля, Джемми, демонстрирует, что он такой же хороший стрелок, как и его отец. Все его славят («Honneur au fils de Tell» — «Слава сыну Телля»). Празднество прерывается появлением пастуха Лейтхольда, швейцарца, сбежавшего от отряда Гесслера; он убил одного из гесслеровских солдат, пытавшегося похитить его дочь, и теперь те его преследуют. Телль спасает его, переправив в своей лодке на другой берег озера, несмотря на сильные волны.

Когда появляется отряд Гесслера под командованием Рудольфа, никто из местных жителей не выдает Телля, и тогда в отместку Рудольф арестовывает старика Мельхталя, а всю деревню поджигает.

ДЕЙСТВИЕ II

Второе действие начинается с речитатива и блестящей колоратурной арии «Sombre foret, desert, triste» («Темного леса таинственный кров»), которую поет Матильда, дочь австрийского тирана Гесслера, в которой она признается в любви к Арнольду. Он встречает ее на альпийском лугу среди лесов, где она его ждет, и они поют чудесный любовный дуэт. Заслышав приближающихся Вильгельма Телля и Вальтера Вюрста, Матильда стремительно убегает. Эти люди пришли, чтобы убедить Арнольда присоединиться к ним в их восстании против Гесслера, но они обеспокоены тем, что застали его с Матильдой. Они сообщают ему трагические новости: Гесслер казнил его отца, старого пастуха Мельхталя. Арнольд потрясен. Никаким сомнениям больше нет места: он будет мстить (терцет «Quand l`Helvetie est un camp de supplice» — «В тяжкой борьбе край родной погибает»). Завершается этот великолепный терцет клятвой трех этих швейцарцев освободить свою страну.

Одна за другой прибывают группы людей из швейцарских кантонов — Унтервальд, Швиц и Ури. Телль обращается к ним с патетической речью, и действие завершается торжественной патриотической клятвой, которую дают все присутствующие («Des profondeurs du bois immense» — «Слышишь? Из темной чащи бора»).

ДЕЙСТВИЕ III

На рыночной площади в Альтдорфе перед резиденцией Гесслера идет празднование столетия власти австрийцев. Тиран Гесслер выставляет герб Австрии и свой собственный шлем, чтобы каждый швейцарец, проходя, кланялся им. Вильгельм Телль отказывается это сделать, и тут же гвардейцы Гесслера арестовывают его и его сына. Гесслер заявляет, что Телль должен продемонстрировать свое искусство стрельбы из лука попаданием в яблоко, положенное на голову его сына. Телль отказывается это делать, и тогда Гесслер приказывает казнить мальчика. Теперь у Телля нет выбора. Мальчик Джемми выражает бесстрашную уверенность в искусстве Телля. И Телль выстрелом разбивает яблоко пополам.

Но из колчана Телля выпадает вторая стрела. И когда Гесслер требует ответа, для чего она предназначена, патриот отвечает, что, если бы мальчик погиб, эта вторая стрела была бы пущена в его, Гесслера, сердце. Взбешенный Гесслер приказывает арестовать Телля. Телль, прежде чем его уводят, успевает передать с сыном наказ жене. «Передай Гедвиге, — говорит Вильгельм, — что зажжение огней в горах будет сигналом для восстания кантонов». Дочь Гесслера, Матильда, убегает вместе с маленьким Джемми, чтобы передать это послание.

ДЕЙСТВИЕ IV

Сцена 1 представлена главным образом арией, которую поет Арнольд («Asile hereditaire» — «Приют мирный родимый»). Он вернулся домой, и мысль о смерти его отца в плену у Гесслера продолжает угнетать его. Группа швейцарских патриотов сообщает ему об аресте Вильгельма Телля, и, побуждаемый к действию, он в конце концов отправляется во главе отряда швейцарцев, чтобы освободить своего предводителя (кабалетта с хором «Amis, amis, secondez ma vengeance»; «Друзья, друзья, за отца отомстим»).

Сцена 2 происходит в скалистой местности у Фирвальдшетского озера (озера Четырех Кантонов), неподалеку от родного дома Телля. Джемми в сопровождении Матильды вбегает к своей матери Гедвиге (их терцет: «Je rends a votre amour un fils» — «Вот сын вам возвращен»). Маленький мальчик полон надежды, что Телль спасется в лодке, несмотря на шторм, который разразился на озере. Он вдруг вспоминает о послании своего отца. Он поджигает отцовский дом, что служит сигналом для кантонов к восстанию. Пока шторм бушует, они все молятся о спасении Телля. Неожиданно герой сам появляется из лодки. За ним гонятся его преследователи, в том числе Гесслер. Но Телль берет свой лук и стрелы у Джемми, который успел вынести их из горящего дома. Телль точно попадает в цель — Гесслер замертво падает в озеро. В этот момент входит та часть швейцарских патриотов, которой руководит молодой Арнольд, они объявляют, что укрепленные замки австрийцев взяты повстанцами. Опера завершается весельем всех тех, кто теперь на стороне швейцарцев. Матильда покинула стан врагов и согласилась стать женой Арнольда.

Генри У. Саймон (в переводе А. Майкапара)

Х Свернуть

Arnold Melchthal – John Osborn; Walter Furst – Marco Spotti; Melchthal – Patrick Bolleire; Jemmy – Eugénie Warnier; Gessler – Christian Van Horn; Rodolphe – Vincent Ordonneau; Ruodi – Mikeldi Atxalandabaso; Leuthold – Roberto Accurso; Mathilde – Marina Rebeka; Hedwige – Helena Rasker; Chasseur – Julian Hartman. Koor van De Nederlandse Opera Nederlands Philharmonisch Orkest. Dirigent – Paolo Carignani. Nederlandse Opera, 8.2.2013
         (130)  


mikrus72 (14.03.2013 00:46)
Аттила! Спасибо! Совсем свежая постановка! Как Вы нашли? В этом году сработали-2013!!
Вокал хорош и мне все понравилось. Ну, это дело то на слух.. конечно, а вот интересно
все таки, ,визуально, что Вильгельм, не в трусах, надеюсь, как в «Графе Ори».. было то!
Слушаю «Телля» и хоть и не раз уж прослушан он мною.. «Телль»-шедевр.., Но про «Ори» все
таки хотел спросить, так как Вам понравилось.. Я не понимаю, зачем раздевать вокалиста до
трусов, когда Россини и так неудобен для исполнения, требователен к объёму воздуха в
легких, высоким нотам и плавным пассажам, а тут моветон дешёвый. На что рассчитывал
режиссер??Кого хотел таким вывертами привлечь??Хотя Бартоли и всё такое… я понимаю да и
история о распущенности и притворстве, все так; вот видимо и показали на «пальцах» так
сказать, наглядно, пантомимой. В трусах - значит распущенность… Хотя признаюсь, поют там
отлично.. В общем ничего хорошего от «Ори» я не вынес; какая-то куча «шлюх» с отличным
вокалом, что еще более меня коробило.. Но что поделать времена. Нет, я такое не
принимаю..Это без меня. Пока слушаю «Вильгельма Телля-2013.. Силён Россини! Энергичное
письмо, вылепка безупречна, с напором..разнообразен..писал видно без особых переделок, так
и чувствуется живое перо Россини.. и вокал здесь на высоте! До сих пор он конкурент, да
еще какой..

ATTILA (15.03.2013 18:38)
mikrus72 писал(а):
Я не понимаю, зачем раздевать вокалиста до трусов,
когда Россини и так неудобен для исполнения, а тут моветон дешёвый. На что рассчитывал
режиссер?.. Но что поделать времена.
Дорогой Микурс, Вы очень строги... Мужик в
трусах не понравился... Но это правда жизни: утро, что он в трейлере должен зубы
чистить... Большая режиссерская находка, а Вы не оценили. Вот в Брюсселе весь мужской хор
одели в бюстгальтеры - вот это писк! Правда не понятно зачем. Да дорогой Микурс,
совершеннейшие мы ретрограды и ничего смыслим в современном великом режиссерском
искусстве!

mikrus72 (17.03.2013 01:49)
ATTILA писал(а):
Вы очень строги... Да дорогой Микурс, совершеннейшие
мы ретрограды и ничего смыслим в современном великом режиссерском искусстве!
Нет ! Я
совершенно не понимаю слово «современный»! Это о чём!? Быть современным странная идея. И
по-моему весьма сомнительного свойства. Разве в этом суть искусства оперы и вокала в
частности. На каком основании создается вся эта паразитическая режиссерская спекуляция!?
Опера - это не водевиль, не капустник! Опера-это музыка и вокал. Зачем изгаляться над
гениальной музыкой величайших композиторов мира? Я не против находок. Но для этого должны
быть предпосылки, которых я, не нахожу пока, у современных режиссеров. Все это,
бессмысленное наворачивание приёмов, цель которого, пошлая демонстрация режиссерских
идей, а по- моёму простое глумление на уникальной работой мастеров оперного искусства.
Зачем все это? К чему? А Вам ответят дорогой Аттила: «Современно..!», «Актуально..!». А
разве актуальность является самоцелью??? Это не реклама пива –которая может или не может
быть актуальной! Важно, чтобы опера была гармонична, не утрачена, не извращена задумка
композитора, чтобы с вокалиста штаны не снимали и прочее..! «Карузо», «Лемешевы» и
«Шаляпины»сегодня не появятся и не придут на сцену, потому что никто из них, уверяю Вас
Аттила, не согласится работать на сцене без штанов. Это неуважение к вокалу! И это
неуважение к опере! Создайте свое- я не против и делайте что хотите. Нельзя зайти в
Эрмитаж и пририсовать автомат Калашникова на работы в Ван Дека, только потому, что так
актуальнее. Это бред! Искусство не может быть актуальным, современным, новым, свежим.. все
это выдумки, оно может быть только профессиональным. Это не жёлтая пресса, не бульварные
романы для домохозяек, «с перерывом на рекламу», Мне не нужен шоумен Фигаро в малиновом
костюме –зачем все это!? Где здесь единство стиля? Опера заражена постмодернистскими
извращениями.. Уже нет оперы, как жанр, её уничтожили, есть новое явление – «режиссерская
опера». Но при чем тут Моцарт, Россини Масканьи, Леонкавалло, Джордано, Чилеа, Пуччини,
Беллини, Доницетти, и другие. Тогда надо писать в афишах: «модифицированный продукт-
Е-12, Е-103» Это будет честно хотя бы! Опера исключительно композиторское искусство, но
теперь это право отняли. Также опера не является театром. Об это забыли напрочь. Сегодня
искусство не важно, важны некие принципы эпатировать и удивлять.. Если я иду на «Аиду»
Верди, то иду на «Ауиду», а не в кабаре.. Я не против современной оперы со всеми
композиторскими находками в духе времени, но! Пишите свое либретто, свой сюжет, Я только
-за! Но увы, этого нет! Актуализация привела к полному крушению жанра. Консерватизм
оказался куда ценнее для оперы, чем новации..Сегодня опера в руках дилетантов; нет
единства стиля , средств, фактуры, композиции, все в развале полное расслоение идей.
Сплошное «попурри» на уровне студенчества. Новой музыки нет! Слаб композиторский- дых !
Поэтому берется оперы сильнейших авторитетов, и попросту эксплуатируется ее
положительный имидж.. Да и что тут уж современного то! В Том же «Графе Ори»! В чем
находка!? В переодевании? Это всего лишь пошлые театральны штампы. Которым наверное уже
бог знает сколько лет. В современных одеждах пел и Шаляпин на репетициях при полном зале
,перед премьерой и чего тут нового то? По- моему мнению, современна режиссура прикрыла
свою импотентность переодеваниями, претендуя на актуальность. А то что музыка оторвана от
слова, от сценического визуального ряда эпохи.., то что вокалистам просто неудобно петь,
на это наплевать! Сегодня опера умерла. Но появился новый гибрид : «режиссерская оперная
мутация» привлекающая и держащаяся только на любопытстве зрителей.
Да, Аттила! Сатрап я, сатрап и ретроград!:))))))

tagantsev (17.03.2013 02:56)
mikrus72 писал(а):
...
Да, Аттила! Сатрап я, сатрап и ретроград!:))))))
Я это все прочитал и понял, что я
не одинок в этом мире. И мне не нравится Макбет на танке, Гамлет в косоворотке и Джульетта
в виде молодой свиноматки.

Twist7 (17.03.2013 11:25)
mikrus72 писал(а):
...Тогда надо писать в афишах: «модифицированный
продукт- Е-12, Е-103» ...
100500 !!!

Точно !!!
Восхищаюсь Вами !!! Умница !!!!!!!)

ATTILA (17.03.2013 11:46)
mikrus72 писал(а):
надо писать в афишах: «модифицированный продукт»
Это будет честно хотя бы! Актуализация привела к полному крушению жанра.
Здорово
сказал! Театр абсурда в действии. И даже в Эрмитаже: там недавно бр. Чепмены выставляли
совместные с Гойей работы. Братки решили, что Гойя мало выразителен без их концептуальных
дорисовок!

Allaya (17.03.2013 12:01)
tagantsev писал(а):
Я это все прочитал и понял, что я не одинок в
этом мире. И мне не нравится Макбет на танке, Гамлет в косоворотке и Джульетта в виде
молодой свиноматки.
Конечно не одиноки. Думаю, что в большинстве. Нормальных людей
всё-таки куда как больше. А эти пошумят, покуражутся и канут в небытие.
Года два назад один мужик в Третьяковке на Крымском на цепи сидел и гавкал на всех, тоже,
из искусственников.
Муть промутится, настоящее останется.

gutta (17.03.2013 12:09)
Allaya писал(а):
...Года два назад один мужик в Третьяковке на
Крымском на цепи сидел и гавкал на всех...
Это был г-н Кулик?

gutta (17.03.2013 12:15)
mikrus72 писал(а):
...Актуализация привела к полному крушению
жанра...
Позвольте только один вопрос: а переосмысление библейских сюжетов вкупе с
переодеванием персонажей по месту и времени работы художника - это не из той же оперы? А
мадонны в нарядах кватроченто - это не профанация, то есть `изгнание из храма` дословно?

gutta (17.03.2013 12:25)
ATTILA писал(а):
... И даже в Эрмитаже: там недавно бр. Чепмены
выставляли совместные с Гойей работы...
Хорошо, но вот Марио Брунелли устроил в
Концертном Мариинского цикл из Бранденбургских, а во втором отделении играл более-менее
современных, в том числе своего дружка Джованни Соллиму: и было здорово, народ радовался.
Правда, в кулуарах разговор шёл только о Шнитке, о его 1-м Кончерто гроссо. Видимо,
Шнитке, до сих пор откровение для многих, особенно для дам...

gutta (17.03.2013 12:26)
gutta писал(а):
...Марио Брунелли...
Scusi: Брунелло.

Allaya (17.03.2013 12:40)
gutta писал(а):
Это был г-н Кулик?
Наверное так, я не запомнила.

ATTILA (17.03.2013 22:19)
mikrus72 писал(а):
Нет ! Я совершенно не понимаю слово «современный»!
Это о чём!? На каком основании создается вся эта паразитическая режиссерская
спекуляция!?
А вот и ответ нам:
Один из эпизодов пресс-конференции был посвящен новой постановке Каспера Хольтена
«Евгения Онегина». Английский критик высказал мнение, что большая часть аудитории осталась
недовольна интерпретацией Хольтеном русской оперы, суть которой сводилось к своего рода
выхолащиванию национальных особенностей, обезличиванию оперы и универсализации проблемы:
акцент был сделан на том, как часто мы сожалеем об ошибках молодости.
После пресс-конференции мне удалось продолжить этот разговор тет-а-тет с Каспером,
и, хочу признаться, меня несколько поразила немногословность, даже скорее — краткость,
некоторая жесткость его ответов.
— Я не думаю о зрителях в процессе постановки, не ставлю целью угодить им, я делаю то,
что нахожу нужным.
— Но, согласитесь, таким образом, зритель чувствует себя в какой-то степени обманутым?
— Но если именно так мне, как режиссеру, виделась эта постановка. Я реализовывал свою
идею.
http://www.belcanto.ru/13031701.html
Вот так! Плевать хотели эти режиссеры и на зрителей, и на слушателей, и на композиторов
вместе с либреттистами и на всю оперу в целом. Они реализовывают свои идеи!!!

Maxilena (17.03.2013 22:24)
ATTILA писал(а):
Вот так! Плевать хотели эти режиссеры и на зрителей,
и на слушателей, и на композиторов вместе с либреттистами и на всю оперу в целом. Они
реализовывают свои идеи!!!
Ну, с таких позиций любой творец кропает не для
зрителя-слушателя. Просто, если музыка, живопись или литература все-таки обращены в
будущее, режиссура более опосредована для вечности близким контактом со зрителем. Так что
пусть реализовывают, они в своем праве. А по рогам им еще успеют надавать))))

ATTILA (17.03.2013 22:55)
Maxilena писал(а):
Просто, если музыка, живопись или литература
все-таки обращены в будущее
В таком случае пусть все авторы, создающие ДЛЯ БУДУЩЕГО
свои шедевры кладут их в сейф с завещанием потомкам оценить через ... цать лет (кому как
хочется)!

mikrus72 (18.03.2013 03:10)
gutta писал(а):
а переосмысление библейских сюжетов вкупе с
переодеванием персонажей по месту и времени работы художника - это не из той же оперы? то
есть `изгнание из храма` дословно?
Да, я не выгоняю из храма, я против вранья! С
каких это пор переодевание стали выдавать за переосмысливание.!? Хороший пример
переосмысливания продемонстрировал Россини в Фигаро. А ведь до него уже был создан
«Севильский цирюльник» Джованни Пазиелло, и шёл между прочим с большим успехом. Россини
написал собственную музыку, Чезаре Стербини придумал свое либретто и вот Вам уважаемы
gutta, образец для подражания. Никто монополию на сюжеты не объявлял. Пожалуйста,
работайте с материалом Бомарше, кто запрещает!? Пишите свою «Золушку».. или «Пиковую
даму», но пишите свою музыку, свое либретто, а не эксплуатируйте чужую работу. Я понимаю,
что легче взять шедевр, пририсовать «усики Джоконде» и все это назвать новаторством. Кто
мешает композиторам написать свою музыку на известные сюжеты. И выезжайте на сцену хоть
на бульдозере, в трусах, хоть без трусов. Подобные мейстримные режиссерские психозы, и
торговля псевдо современностью, создали ситуацию, когда оперу стали использовать, как
сомнительный материал для реализации сценических авантюр и совершенно посторонних идей,
ничего общего не имеющих с задумкою мастера. Нельзя переосмысливать переосмысленное.Что
переосмысливать в опере «Дон Паскуале» Доницетти?? Например! Доницетти все уже сделал! Не
надо к нему примазываться. Я за современных Паскуалей, но со своей музыкой! Что слабо???
Вот такие дела! Многие оперные шедевры уникальны и созданы тяжелейшим трудом и оставлены
нам в наследие, как дар и пример в прилежании, творческой мощи и вдохновения. Нам нечего
добавлять.. Это утопия. Надо создавать свое.. В противном случае надо убирать из афиш
имена композиторов и вписывать режиссеров . Как говорится: « у плохого мужа жена всегда
дура» таки у наших «новаторов»: «все скучно.., да надоело…устарело..».
Я не против графического видеоряда, минималистических приёмов, сценографических
спектаклей, но не за счет уникальных шедевров Россини, Доницетти, Беллини..Все это на
своём материале- пожалуйста !Тогда я за!
Режиссёры и режиссерские выкрутасы, распираемые жаждой новаторства на ниве классики,
происходят, как я думаю от того, что полностью отсутствуют новые оперы. Нет оперных
композиторов..Что режиссерам еще остается делать? К сожалению предметом композиторского
рассмотрения является уже не музыка, а принципы технологического порождения определённых
форм в системе ритмических звуковых структур, что в результате даете от 5 до 15 мину
нотного текста; занудство выдается за глубину, а откровенная грубость за форму. Всего
этого мусора наштамповано безумно много и с таким подходом в опере делать нечего, все мухи
от скуки передохнут. По-моему хвати уже имитировать присутствие современности на сцене,
протаскивая пошлые театральные штампы, устаревшие лет на двести с доморощенной
актуализацией. Никаких оперных реформ и в помине нет. А есть подмена понятий прикрытая
пустым переодеванием.

mikrus72 (18.03.2013 03:33)
ATTILA писал(а):
— Я не думаю о зрителях в процессе постановки, не
ставлю целью угодить им, я делаю то, что нахожу нужным.
Это как вот в этом диалоге
между Самосудом и Мейерхольдом о `Пиковой даме` Постановка провалилась и это
понятно.:))))))
— Можно действие перенести из екатерининской эпохи в николаевскую?
— Пожалуйста.
— Можно вместо Летнего сада начинать оперу в игорном доме?
— Пожалуйста.
— Можно вместо игорного дома кончать оперу в сумасшедшем доме?
— Пожалуйста.
— Можно в первой картине вместо детского хора сделать каскадный балет в стиле
современного ревю?
— Пожалуйста.
— Можно совсем убрать из оперы Елецкого?
— Пожалуйста.
— Можно заменить весь текст оперы, написанный М. И. Чайковскям (а частично и самим П. И.
Чайковским), новым, заказав его современному автору?
— Пожалуйста.

gutta (18.03.2013 10:24)
mikrus72 писал(а):
...предметом являются принципы технологического
порождения определённых форм в системе ритмических звуковых структур...с таким
подходом...все мухи от скуки передохнут...
Умри, Денис...(с)

gutta (18.03.2013 10:28)
mikrus72 писал(а):
Никаких оперных реформ и в помине нет. А есть
подмена понятий прикрытая пустым переодеванием.
Дело Вагнера - в нужные руки! А
Шмурак спит...ждёт заказов.

balaklava (18.03.2013 11:37)
gutta писал(а):
Это был г-н Кулик?
Он самый. На четвереньках
сидел голый на цепи и гавкал. И это ещё самое безобидное, что он вытворял. Впрочем, это
инсталяция и, по закону жанра, она должна шокировать.

balaklava (18.03.2013 11:56)
mikrus72 писал(а):
...понимаю, что легче взять шедевр, пририсовать
«усики Джоконде» и все это назвать новаторством...
`Джоконда с усиками` - это уже
классика, как и сама `Джоконда`, которая, между прочим, стала картиной №1 благодаря
шумихи, поднятой вокруг её пропажи 100 лет назад. До неё живописный олимп занимала
`Сикстинская` Рафаэля и...`Ночь` Корреджо.

balaklava (18.03.2013 12:38)
mikrus72 писал(а):
... Сегодня опера умерла. Но появился новый гибрид
: «режиссерская оперная мутация» привлекающая и держащаяся только на любопытстве
зрителей....
Мне кажется, что классическая опера всё-же жива и даже эволюционирует.
Мне, к примеру, больше нравится смотреть современные постановки: в них есть, несмотря на
несовершенство, какая-то жизнь. То, что Вы, многоуважаемый коллега, называете `мутацией`.
можно определить как проблему роста... Ну вот возьмите, к примеру, картины Эдуарда Мане.
`Завтрак на траве` , `Олимпия`. Что это, как не современная трактовка классических
сюжетов? Голая женщина сидящая напротив мужика в пиджаке...фу, какая похабщина! А уж
насколько эта картина несовершенна в художественном плане, думаю, знаете сами. Однако в
какой-то мере Э. Мане открыл врата для развития новой живописи. Именно его несовершенные,
но `современные и актуальные` картины стали началом `импрессионизма`... Вы требуете
совершенства, потерпите, оно скоро появится как только эксперименты выльются в чего-то
доселе невиданное, в `Новую оперу`. Появятся новые оригинальные оперы и оперные
композиторы! Я это чувствую. А пока, да , идёт уничтожение `Старой оперы` - это закон
эволюции.

mikrus72 (19.03.2013 03:34)
balaklava писал(а):
То, что Вы, многоуважаемый коллега, называете
`мутацией`. можно определить как проблему роста...
О каком росте может идти речь,
если нет оперных композиторов!? На чем основаны Ваши аргументы? Рост происходит, когда
пишутся новые оперы с новой музыкой, замечу. Новое либретто со всеми сопутствующими
конструкциями в режиссуре согласно времени. А пока дальше «юбки» дело не пошло. Рост
произошёл, когда появился Моцарт, потом Россини , он внес свое, дальше Доницетти, Беллини,
Пуччини, потом реформа Вагнера, вот тогда, все это можно назвать «проблемами роста». И
добавлю! Все они писали свою музыку! Свою ! Про это забыли! . Как говорится: «У всякого
Филатки свои ухватки», то и создавайте свои оперы, кто мешает? А вот если я, к примеру,
пририсую мобильный телефон в картине Крамского «Неутешное горе», то станет ли оно от этого
современнее!?. А главное -зачем?. А то, что навязывают под видом «современности» -это
деградация. За счет чужой музыки, выставлять напоказ режиссерские амбиции и все это гордо
называть «новаторством»! Режиссеры забыли, что их роль доносить то, что придумал
композитор, и бережно. С каких это пор режиссер стал главнее композитора! Поменять
мотивацию героя, сексуальную ориентацию, психологию, харизму, да все и прикрыться именем
маэстро -это вопиющий обман публики...Современных опер нет, потому что композиторы ничего
вообще не понимаю в современности, потому их и нет. Все эти жалкие потуги быть
«современным» необходимо оставить и начать наконец работать. Надуманные проблемы
навешанные на слушателя, ничего общего с реальностью не имеют..Вам плюют в глаза прямо со
со сцены, совершенно бесцеремонно, с помпой, да размахом, а публика утирается, да
умиляется произнося сакраментальное: «А может в этом что-то есть!?» Опера и драматургия
сегодня, совершенно потеряли современного зрителя. Пока в опере процветаю режиссеры
-«Шариковы» и ими подобные новаторы новой жизни, толку не будет до тех пор, пока
«Шарика» не зарежут, вернув ему собачий имидж. Режиссеры, чей интеллектуальный уровень
выше миски не поднялся, только и могут трясти «тряпками» из современных бутиков изображая
мейстримы с визуальными вертикалями, сыпать аргументами про «актуальность» и иметь
безысходную неспособность создать связное действие, выраженное в оперной структуре по
месту и времени. Все эти убогие мыслишки, ползущие на подмостки оперных театров с
Нетребко вверх ногами, заполонили все театры мира. Немодным быть нельзя! Фальшивая
пропаганда всех эти инфантильных идеек, в купе амбициями , похоронила оперу как жанр,
и я думаю безвозвратно. Весь этот критинизм на сцене загромождающий все пространство.. то
какими-то трейлерами из которых выходят какие мудаки с зубной щеткой под видом графа Ори,
то какие-то комнатушки напоминающие нутро подводной лодки К-19, состоящие из нелепых
вертикалей и ступеней.. Все эти идиотичеккие ребусы совершенно ненужные и пустые
режиссерские намеки, вся эта тошнотворная «непрямолинейность» уже поперек горла засела. Но
все это называет гордым словом: « «приобщение публики к великому Мейстриму!» Псевдо
новаторы, а попросту, распространители тошнотворной мейрхольдовщины , сегодня у власти в
Опере.. И с этим надо смирится. Мессиан в своей опере `Франциск Ассизский`молодец.
Прописал все до подробностей; что можно, что нельзя ставить в сценических действия-
подберись, попробуй!! Нельзя вторгаться в художественную ткань произведения с прибомбахами
из другой эпохи.. Выкидывать дуэль в «Евегнии Онигение», заменяя ее на банальную драку.
Поступки героев сегодня не мотивированы. И вот при таких позициях, Вы уважаемый balaklava
видите рост!? Я завидую Вашем оптимизму. Просто Вы подпали под очарование «счастье в
приобщении», благодаря «новаторам» в режиссуре

paraklit (19.03.2013 04:21)
mikrus72 писал(а):
О каком росте может идти речь, если нет оперных
композиторов!?
Извините, за реплику, но Вы неправы. Для того, чтобы делать какие-то
выводы, нужно знать ВСЕ написанные сегодня оперы - а они написаны! Да спросите любого из
композиторов, которые тут присутствуют - и каждый по-секрету скажет, что у него есть опера
- или написана, или начата... Дело в том, что поставить оперу - это даже не симфонию
исполнить, потому их никто и не знает... Но у этой ситуации есть и другая сторона. Я,
например, не хочу, чтобы те люди, которые работают сегодня в нашем театре (не все,
конечно, но - большинство) пели мою музыку... Да если я свою оперу даже допишу
когда-нибудь - врят ли понесу в театр... Ну, в те театры, которые мне доступны - уж во
всяком случае! (столичные - мне не доступны).

mikrus72 (19.03.2013 04:34)
paraklit писал(а):
Да если я свою оперу даже допишу когда-нибудь -
врят ли понесу в театр... Ну, в те театры, которые мне доступны - уж во всяком случае!
(столичные - мне не доступны).
Позвольте спросить! На какую тему пишите оперу? И
почему не хотите ее поставить? И сколько времени пишите уже оперу?

paraklit (19.03.2013 04:40)
Нет, скорее всего, я ее дописывать не буду... А если скажу, на какой сюжет - упадете...
Даже боюсь в слух произносить...

mikrus72 (19.03.2013 04:42)
paraklit писал(а):
Нет, скорее всего, я ее дописывать не буду... А
если скажу, на какой сюжет - упадете... Даже боюсь в слух произносить...
Говорите не
томите:))))

mikrus72 (19.03.2013 04:46)
paraklit писал(а):
Нет, скорее всего, я ее дописывать не буду... А
если скажу, на какой сюжет - упадете... Даже боюсь в слух произносить...
Обязательно
доведите все до конца, не совершайте преступления перед Богом! Ей Богу!;)))

paraklit (19.03.2013 04:49)
Булгаков `Белая гвардия`... До 90-го года не было в доме этой книги... Читал когда-то в
детстве через пень-колоду, разумеется, видел фильм, спектакль... Вот, в 90-м купил книгу,
стал спокойно читать - и сама зазвучала музыка, сцену увидел, всех героев на сцене...
Схватил бумагу, стал записывать (если музыка пришла - не записывать ее грех)... После
четырех эпизодов - поток приостановился. Я подумал: слава Богу, а то ведь напишу, и буду
мучиться потом от того, что это так и будет лежать `мертвым грузом`... Два фрагмента из
нее исполнялись на нашем вестивале современной музыки в 2008 году...

mikrus72 (19.03.2013 05:38)
paraklit писал(а):
Булгаков `Белая гвардия`...
Такие темы надо
доводить до конца… жаль если бросите!

Mikhail_Kollontay (19.03.2013 07:04)
mikrus72 писал(а):
нет оперных композиторов
Как человек, впустую
потративший на свою оперу 4 года жизни (это очень много, если серьезно), хочу сказать
немножко о другом. Сегодня опера - это шоу. Оперный театр - цирк. Нравится нам это или
нет, но так. В моей-то опере все эти элементы есть, но одному из театров не хватило даже
начал понимания, о чем речь, а вот для другого, может быть, решения мои были недостаточно
радикальны. Поэтому то, как ставится `классика`, может восприниматься как извращение -
театру нужно нечто, что расшевелит интересн публики, не нас с Вами, а плебса, который и
вообще-то в театр не особа чтоба. Мне рассказывал с довольно горьким смехом Раскатов, что
вот он удостоился, оперу поставили в Лондоне, и поздравить автора зашел САМ Андрей
Аршавин. И я думаю, что и с какого другого конца сейчас в оперу зайти нельзя. Или надо
строить театры типа Байрейта или пекинской оперы, где есть только классический репертуар,
где столетиями ничего не меняют, где родной китайский текст сопровождается субтитрами, ибо
понять в том старом языке ни один человек ничего не в состоянии. Простите, что я не совсем
по Вашей теме. Если короче: театры не могут решиться на риск или не понимают своего
интереса в этом риске. Новые оперы и новые оперные композиторы были и есть, но даже
Мусоргскому и Даргомыжскому удавалось пробиваться на сцену, пусть с жуткми боями (причем
помогали иной раз вокалисты! так было с Русалкой), сейчас вот спасибо, что Курентзис
что-то такое шевелится, но в целом ситуация непробиваема (говорю о России). Бизе имел
возможность поставить Кармен! а где бы мы были без этого шедевра, если б ситуация была как
сегодня? Дорохов успел оперу написать? нет, наверное. А почему никто не заказал ему ее??
без заказа, писать 4 года, ну три, ну два, это, знаете...

victormain (19.03.2013 07:15)
Mikhail_Kollontay писал(а):
... Мне рассказывал с довольно горьким
смехом Раскатов, что вот он удостоился, оперу поставили в Лондоне, и поздравить автора
зашел САМ Андрей Аршавин....
Должен признать, что Аршавина это характеризует с самой
лучшей стороны. Не зря он так хорошо в футбол играет, временами просто роскошно.

paraklit (19.03.2013 07:24)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Сегодня опера - это шоу. Оперный театр -
цирк. Нравится нам это или нет, но так.
Простите, вдруг опять скажу невпопад... Вы
затронули тут три темы как минимум, и все они - суть проблемы... Про все говорить - нет
уже сил душевных... Но классика должна оставаться классикой! НЕТ ТАКИХ ПРИЧИН на мой
взгляд, которые могли бы оправдать ее извращение!Это - и когда Онегин пьяный ходит по
сцене с бутылкой и всех задирает (это - мотивация ссоры с Ленским), и `ситуативные
переключения`, когда действия классических опер разворачиваются на подводных лодках, в
современных офисах и т.п. И в нашем театре этого хватало!.. В конце концов, и современному
автору можно специально такую оперу заказать!

victormain (19.03.2013 07:36)
Mikhail_Kollontay писал(а):
... но даже Мусоргскому и Даргомыжскому
удавалось пробиваться на сцену...
Миша, а почему `даже`? Политика императорского
двора постепенно сформировалась на поддержку национальной оперы. Плюс частные оперные
театры. В результате во 2-й половине XIX века было поставлено практически всё, доброе ли,
худое, но практически всё, что хоть как-то на музыку было похоже. Плохое уходило из
репертуара через 5-8 представлений, хорошее оставалось. Я даже не о Серове и Кюи сейчас
говорю, а об операх Корещенко, Аренского... И ещё таких авторов, который, может быть, Вы
и знаете, а я уже нет. Нынче не то, как пел князь Хованский.

Mikhail_Kollontay (19.03.2013 08:32)
victormain писал(а):
почему `даже`?
Я имел в виду, что у обоих
не было ни особо мохнатых лап, ни других мохнатых же частей, их поддерживавших, и однако.
В общем, никто М и Д на сценах особо не ждал, и тем не менее. Потом, конечно, уже ставили
всё подряд, но, наверное, изменилось национальное самосознание.

Mikhail_Kollontay (19.03.2013 08:35)
paraklit писал(а):
современному автору можно специально такую оперу
заказать!
Так вот именно, сами закажут, и сами брык в обморок... Мне ведь полностью
гонорар выплатили, и немаленький.

paraklit (19.03.2013 08:54)
Я давно решил: пока заинтересованных друзей нет - нет ничего... У нас в России по сей день
на этом все (или почти все) держится!.

victormain (19.03.2013 09:32)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Я имел в виду, что у обоих не было ни
особо мохнатых лап, ни других мохнатых же частей, их поддерживавших, и однако. В общем,
никто М и Д на сценах особо не ждал, и тем не менее...
Да, конечно. Как раз при
Мусоргском ситуация и начала довольно резко меняться в пользу русских композеров. Думаю,
он с Римским и Кюи с одной стороны, Серов с Рубинштейном с другой её и скорректировали. И
Чайковский операми просто забомбил императорские театры. Деваться было некуда, плюс
общественные настроения: какое ни есть, а национально-державное самосознание и
самоопределение, ну и тд. В общем, тогда уже проще было поставить очередную русскую оперу,
чем объяснить, почему тебе этого не хочется))

victormain (19.03.2013 09:44)
Mikhail_Kollontay писал(а):
... Мне ведь полностью гонорар выплатили,
и немаленький.
У меня такая же история была со 2-й оперой, `Его Жёны`. Даже ещё
смешнее: в моём случае театр, под который и для открытия которого был сделан заказ, просто
не открылся. Никогда. В одном известном волжском городе. Оперу эту в результате поставили
только через 18 лет в Минске, правда очень достойно, так что я ни в каком смысле в накладе
не оказался. Я вообще избалован был: две оперы в 80-х написаны, обе поставлены. И нет,
чтобы дальше заказ за заказом, нет, чтобы мне личный театр подарить... Короче, как у
Шварца: свиньи, а не верноподданные:)

precipitato (19.03.2013 10:49)
paraklit писал(а):
Да спросите любого из композиторов, которые тут
присутствуют - и каждый по-секрету скажет, что у него есть опера
У меня нет.

Twist7 (19.03.2013 11:12)
gutta писал(а):
Дело Вагнера - в нужные руки! А Шмурак спит...ждёт
заказов.
100500 !!!!!!

shark_bmt (19.03.2013 12:02)
mikrus72 писал(а):
какая-то куча «шлюх» с отличным вокалом
Разве
это нехорошо? Вам нравится `Травиата`?

paraklit (19.03.2013 13:52)
precipitato писал(а):
У меня нет.
Если бы я был коренной
москвич, я бы сказал: ды ла-адно!

gutta (19.03.2013 14:01)
paraklit писал(а):
... Да спросите любого из композиторов, которые
тут присутствуют - и каждый по-секрету скажет, что у него есть опера - или написана, или
начата...
Плох тот композитор, котороый не носит оперу, не важно где. :-)

gutta (19.03.2013 14:06)
paraklit писал(а):
Если бы я был коренной москвич, я бы сказал: ды
ла-адно!
А я скажу по-русски: жаль.

paraklit (19.03.2013 16:24)
gutta писал(а):
А я скажу по-русски: жаль.
Рвд, что Вы отличаете
русский язык от московского говора... Никого не хочу обидеть...

Intermezzo (19.03.2013 16:38)
Ни разу не встречал москвичей, говорящих ды ла-а-адно. Но я невнимателен, рассеян и не
очень хорошо слышу, так что, наверное, я и сам так говорю...

Intermezzo (19.03.2013 16:46)
Intermezzo писал(а):
я невнимателен, рассеян и не очень хорошо
слышу
(это действительно так)

Кажется, все же понял, что именно имелось в виду под ды ла-а-адно.

precipitato (19.03.2013 22:27)
paraklit писал(а):
Если бы я был коренной москвич, я бы сказал: ды
ла-адно!
Точно нет, и даже мыслей таких никогда не возникало. И точно не будет.

gutta (20.03.2013 01:00)
paraklit писал(а):
... Никого не хочу обидеть...
А зря. :-)

mikrus72 (20.03.2013 03:50)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Как человек, впустую потративший на свою
оперу 4 года жизни (это очень много, если серьезно), хочу сказать немножко о другом.
Сегодня опера - это шоу. Оперный театр - цирк.
Полное отсутствие снабжения опер новым
музыкальным материалом, берёт свое начало именно в том, что у нас в России и в мире
отсутствуют частные оперные театры, которые могли бы привлекать композиторов работать по
контракту и ставить современные постановки независимо от веяний, давно уже «прогнившей
полупопсовой богемы», которой на искусство наплевать, им важно круто туснуться, да
блеснуть бриллиантам в кулуарах «Большого театра»; и вот в угоду этому гибнет жанр.
Безусловно, Вы правы, уважаемы Михаил! Композиторский потенциал силен, а у нас в России и
подавно, ведь на «Хованщине» и «Жизни за Царя» все не окончилось. Вот paraklit, пишет
«Белую гвардию». Это же сильнейшая, яркая тема для оперы.. мощнейшие образы, но кто это
поставит? А если и удосужатся, то Лариосик будет без штанов, а Алексей Турбин в камуфляже
американских «ВВС»- 1973 года выпуска, потому что так «не скучно»! И ситуацию может
исправить только частная опера. Эта модель не нами придумана , да и зачем изобретать
велосипед давно изобретенный. Надо просто вернуть платформу, привлечь композиторские силы
и на этой ниве строить .. А на сегодня положение дел таково, что весь композиторский
потенциал( почти весь) тяготеет больше к малым форма и камерности.. А опера это не
пьеска..-это работа на выживание и серьезное испытание творческой музыкальной воли и мощи.
Начать то можно, а вот дотянуть до финала…???Здесь и средства на жизнь нужны. Один
композитор мало что может, необходимо формировать специальную оперную среду, защищённую от
режиссерского произвола . На манер МамонтоваС.И. Тогда образуются и частные вокальные
труппы. Вот потому-то и происходит сильная театрализация оперы..что нету новой оперы.
Музыка играет все больше прикладную роль в постановках. Вокалисты вообще на обочине. Их
мнение никто не спрашивал! А также, необходимо наладить механизмы социального заказ на
оперу. Тогда и перестанут пугать сокола вороной выдавая все это режиссерское
фиглярство за суть. Хватит балансировать на грани опереточности и мюзикла. Надоело это
вранье в угоду моде. Ведь подумайте: Пазиелло написал более ста опер,70 опер Чимарозы.
Россини примерно столько же одолел. Такие возможности были созданы средой и частным
интересом. И много идет по сей день и с успехом. Я конечно не говорю, что обязательно
надо использовать прямолинейную иллюстративность образов, но работать в купе с оглядкой,
что творите. Чтобы безумия не выходило- это же опера, а не «прикладнуха». Ведь угробили
таким манером образ «Большего театра» и что!? Кому от этого стало не скучно? Хватит уже в
режиссерском бреду искать какие- то смыслы, их там попросту нет. Эти вечно
футуристические манеры, минималистические намеки на намёки в само себе, выкручивание
мозгов небывалыми придумками не к месту .Я конечно понимаю, что стабильное тело оперы это
музыка и поющийся текст, но скажем в либретто и ремарках возможны корреляции, но только
тогда, когда образы выигрывают, а не превращаются в шутов гороховых.. Надо все таки
видеть, куда идет идея. Что она губит, а что созидает. Хватит уже идти по пути
революционного экстремизма к наследию мастеров и топтать ногами, Дягелива, и всего что
является образцом и школой. Сегодня голос Станиславского не авторитет, который говорил:
Режиссер имеет право плохо поставить оперу. Но не имеет права поставить ее неправильно`.
.Вся магия оперы в голосах певцов, а не в смазливых мордашках и глубоких декольте, В
конце концов композиторская честь превыше режиссерских амбиций. Что опера сегодня
преподносит людям зрелого возраста? Тех кто давно поднялся выше гениталии? Что преподносят
им!? Вся эта туалетная эстетика для подростков с гламурным отблеском, прикрыта еще как-то
держащимся вокалом, и безусловно претендует на современность. И сколько не толкуй. что
Борис с юродивым водку на брудершафт пить не будет ответ всегда один: `Мне нет дела до
вашей исторической правды, у меня своя идея`. Вот и пишите «Белую Гвардию». У режиссера
свои идеи. А публика потому все это еще терпит, что как говорится; « с голодухи в поле и
жук мясо» .

MargarMast (20.03.2013 06:49)
mikrus72 писал(а):
Полное отсутствие снабжения опер новым
музыкальным материалом, берёт свое начало именно в том, что у нас в России и в мире
отсутствуют частные оперные театры, ...
Мишка, тебе бы выступать трибуном в защиту
оперного искусства на подмостках Большого театра - или ещё лучше - на столе во время сцены
повальной пьянки на днюхе рождения Татьяны в `Евгении`. Но всё-таки не говори `за все
оперы` (я вам не скажу за всю оперу..). Мет даёт абсолютно блестящие постановки - не все
удачные, Дон Карлос, говорят, подкачал - я не смотрела, но то, что я смотрела - на одном
дыхании, включая осовремененного вагнеровского Парсифаля. Я уже молчу о `Кольце
Нибелунгов` - оттуда вываливаешься в современный мир, как на чужеродную планету. И с
голосами в Мет - ну просто полнейший порядок. Не хуже, чем в Ла Скала, по моему ИМХО.
Так что - уж, пожалуйста, попридержи своих рвущихся с поводьев коней критики - не всё так
плохо в оперном подлунном мире. А современные оперы на современном материале ... Сейчас
не до опер. Сейчас опережающим темпом мчится технический прогресс. Когда он дойдёт до
определёной точки - тут народы остановятся в изумлении и по-новому запоют.

Mikhail_Kollontay (20.03.2013 07:41)
mikrus72 писал(а):
Вся магия оперы в голосах певцов
Вот тут я
пас. Из глотки вокалиста/тки пахнет сырым мясом, до обморока. Так что они - как раз то,
что мешает опере быть нормальным человеческим занятием.

Allaya (20.03.2013 08:16)
mikrus72 писал(а):
....Вот и пишите «Белую Гвардию». У режиссера свои
идеи. А публика потому все это еще терпит, что как говорится; « с голодухи в поле и жук
мясо» .
Не помню где, но с радостью прочла, что Цискаридзе возрождает Дягеливские
сезоны, ну не сезоны в Париже, конечно, а его постановки в точности. Не знаю, но по-моему
классические постановки оперы и балета не могут надоесть.

samlev (20.03.2013 08:37)
Allaya писал(а):
Не помню где, но с радостью прочла, что Цискаридзе
возрождает Дягеливские сезоны. Не знаю, но по-моему классические постановки оперы и балета
не могут надоесть.
Пока что, похоже, там происходит отстрел конкурентов. Как бы не
сложилась ситуация, когда Дягилевские сезоны некому будет ставить и танцевать.

Allaya (20.03.2013 08:46)
samlev писал(а):
Пока что, похоже, там происходит отстрел
конкурентов. Как бы не сложилась ситуация, когда Дягилевские сезоны некому будет ставить и
танцевать.
Обстрелы сами по себе, а я очень верю в Цискаридзе. У него, даст Бог, сил
хватит.Вы знаете, во многих пров-х театрах ставят очень неплохие балеты и оперы в
традиционном духе. Воронеж, Нижний Новгород... В столицах просто гламур кипит, пока. Но
нормальные процессы своим чередом проходят. Искусство всегда победит.

Allaya (20.03.2013 08:51)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Вот тут я пас. Из глотки вокалиста/тки
пахнет сырым мясом, до обморока. Так что они - как раз то, что мешает опере быть
нормальным человеческим занятием.
Очень тонко и обаятельно. Совсем как Моцарт. Тот
писал, что публика часто перебивает голоса певцов громким пуканьем и это его раздражает.
Слава Богу из зала не слышно этого запаха мяса, а только голос. А Вам, композиторам,
увы, не позавидуешь.

Mikhail_Kollontay (20.03.2013 09:11)
Allaya писал(а):
не позавидуешь
Это скорее из обширной практики
концертмейстерской работы, которая ведь наполовину педагогическая. Надо людей распеть, и
вот особенно пока даёшь упражнения, эти непередаваемые чувства. А Моцарт, он защищался как
мог от нас. Только себе представишь: человеку всё давно известно, до конца и до дна, а он
должен азами арифметики постоянно заниматься, на бумаге в том числе. И слышать весь
негатив вокруг, знать все нюансы с первого взгляда. Это как наши монастырские старцы, вот
уж кому не позавидуешь совсем.

Allaya (20.03.2013 09:32)
Mikhail_Kollontay писал(а):
.... Это как наши монастырские старцы,
вот уж кому не позавидуешь совсем.
Ну это всё очень философично. Мне думается, Моцарт
так высоко летал, что для равновесия должен был и страдать не меньше, на Земле-то
удержаться ещё нужно было. А старцы,так они сами в себе, суеты не принимают. Сдаётся мне,
что любому человеку его трудности тяжелы. И у всех они есть, главное, как к ним
относиться. Ну, вообщем, это можно бесконечно говорить.
Михаил, посоветуйте п-ста. Мне нужно посмотреть Баядерку и Жизель. В хорошей постановке.

gutta (20.03.2013 12:38)
paraklit писал(а):
от московского говора...
Под `московским
говором` Вы разумеете особенности речи москвичей или `местную разновидность областного
диалекта`?

oriani (20.03.2013 13:19)
Intermezzo писал(а):
Ни разу не встречал москвичей, говорящих ды
ла-а-адно. Но я невнимателен, рассеян и не очень хорошо слышу, так что, наверное, я и сам
так говорю...
да, Андрей, я тоже в некоторой растерянности. Какие удивительные вещи
узнаёшь о себе на форуме...

op132 (20.03.2013 13:27)
Intermezzo писал(а):
Ни разу не встречал москвичей, говорящих ды
ла-а-адно. Но я невнимателен, рассеян и не очень хорошо слышу, так что, наверное, я и сам
так говорю...
Андрей, грамотная русская речь - не твой конёк!

alexshmurak (20.03.2013 13:54)
op132 писал(а):
Андрей, грамотная русская речь - не твой
конёк!
Грамотный москвич - оксюморон.

op132 (20.03.2013 14:09)
alexshmurak писал(а):
Грамотный москвич - оксюморон.
что уж
говорить о бессмысленном выражении `грамотный Андрей`...

alexshmurak (20.03.2013 14:12)
op132 писал(а):
что уж говорить о бессмысленном выражении `грамотный
Андрей`...
да, некоторые словосочетания отдают просто-таки удивительной
абсурдностью...

Andrew_Popoff (20.03.2013 15:10)
mikrus72 писал(а):
А публика потому все это еще терпит, что как
говорится; « с голодухи в поле и жук мясо» .
Дорогой Микрус, проблема, мне кажется,
несколько шире. Для осознания ее нужно выйти за рамки жанра. Большую часть своей истории -
барочный, классицистский и романтический периоды - опера была не просто жанром, это был
самый массовый, самый доступный и самый (в лучшем смысле этого слова) попсовый жанр. Для
композитора опера была именно средством общения с миром, самым коротким путем к славе и
самый привлекательный способ заработать. Если спроецировать это на наше время, становится
ясно, что опера никуда не делась, вот она, тут, на месте; только по-другому называется,
по-другому выглядит и может обходиться совсем без пения. Это игровое массовое кино - все
эти `Властелины колец`, `Титаники`, `гаррипоттеры`, 9-е роты` и `ночные дозоры`. Основные
признаки идентичны - сказка, далекая от реальности, сюжет, музыка и всякие красивости.
Рост популярности саундтреков подтверждает преемственность и прямую наследственность
блокбастера от оперы.
Что же касается оперы, в традиционном представлении, она тоже существует и даже
процветает, но начисто лишилась прежнего статуса самого массового искусства. Сейчас, дабы
не скатиться в попсу (но без populi), опера становится жанром экспериментальным,
изысканным. И это интересно и закономерно. Процессами этими никто не управляет, так
происходит потому, что прежние функции отмирают или мутируют. Так, 100 лет назад у любого
мужика была лошадь, которая работала. Сейчас лошадей у мужиков нет, зато нувориши для
удовольствия разводят лошадок. Из необходимого трудового животного, лошадь превратилась в
предмет роскоши. А прежнюю ее работу делает трактор.

Mick_M (20.03.2013 15:18)
Andrew_Popoff писал(а):
...Рост популярности саундтреков подтверждает
преемственность и прямую наследственность блокбастера от оперы.
...Сейчас,..., опера становится жанром экспериментальным, изысканным.
Браво, Андрей!
Удивительно точно сформулировано. Я тут недавно целый вечер потратил на доказательство
этого... Много слов сказал и ... не убедил. А Вы - в одном коротком комментарии все на
редкость точно сформулировали!

Andrew_Popoff (20.03.2013 15:19)
Mick_M писал(а):
Браво, Андрей! Удивительно точно сформулировано. Я
тут недавно целый вечер потратил на доказательство этого... Много слов сказал и ... не
убедил. А Вы -
Спасибо!

ak57 (20.03.2013 15:51)
Andrew_Popoff писал(а):
. Сейчас, дабы не скатиться в попсу (но без
populi), опера становится жанром экспериментальным, изысканным...
Посмотрел тут оперу
Тангейзер.
http://classic-online.ru/archive/?file_id=84403
Не знаю, но мне все эти режиссерские мельтешения крайне мешали воспринимать музыку
Вагнера. Она - без них - вполне самодостаточна.

Intermezzo (20.03.2013 16:04)
op132 писал(а):
Андрей, грамотная русская речь - не твой
конёк!
Вот поэтому я никогда не был в Петербурге. И, видимо, не побываю...((

http://cs319421.vk.me/v319421108/6ba9/xvv802k_g7U.jpg

(заранее приношу извинения за нецензурные слова, создатель родом из Москвы)

DzhiTi (20.03.2013 16:15)
Intermezzo
писал(а):
http://cs319421.vk.me/v319421108/6ba9/xvv802k_g7U.jpg
хахахаха
хахахахахахаха

Intermezzo (20.03.2013 16:34)
DzhiTi писал(а):
хахахахахахахахахахаха
Так стыдно ведь даже на
глаза попасться!.. Когда человек не то что Кафку... Представляю, как это стыдно -
беспомощно смотреть на издание `Замка` в твердом переплете, медленно опускающееся на твою
голову под декламацию `Процесса`...

Вот мы, москвичи, и сидим у мавзолея Ленина и читаем Камю медведям, играющим на гармошке
постромантические багатели. Масквичи на пакаянии.

ak57 (20.03.2013 16:49)
Intermezzo писал(а):
...Вот мы, москвичи, и сидим у мавзолея Ленина и
читаем Камю медведям, играющим на гармошке постромантические багатели. Масквичи на
пакаянии.
Да, уж. Медведи в Москве достали...

paraklit (20.03.2013 17:01)
ak57 писал(а):
Да, уж. Медведи в Москве достали...
Не надо! Не
используйте наш...э...(как это?) бренд! Авторские права предъявим! `Медведи по улицам` -
это наше, неповторимое, сибирское! Так только про нас говорят!

ak57 (20.03.2013 17:13)
paraklit писал(а):
Не надо! Не используйте наш...э...(как это?)
бренд! Авторские права предъявим! `Медведи по улицам` - это наше, неповторимое, сибирское!
Так только про нас говорят!
Только вчера смотрел американский сериал `Теория большого
взрыва`, где действие происходит в Пасадене(Калифорния) в технологическом университете.
Так там на викторине по физике выступает некий Дмитрий и говорит: `Я из Петербургского
института физических проблем. Привет вам от белых медведей`. В России медведи всюду, всюду
- это известно всему миру.
А в Москве они - так просто достали...

balaklava (20.03.2013 17:14)
mikrus72 писал(а):
Псевдо новаторы, а попросту, распространители
тошнотворной мейрхольдовщины , сегодня у власти в Опере...
Не знаю, толи я не то
смотрю, или мне везёт и я не попадаю на те ужасы которые Вы описываете. Просмотренные в
последнее время современные постановки классических опер Глюка, Генделя, Россини, Моцарта,
Люлли, Сальери, Монтеверди и др., довольно приличные,ткань музыкальную не нарушающие,
уверенность в счастливое будущее оперного искусства внушающие. В отличие от своих
отпочковавшихся детей-мутантов: оперетты и мюзикла, опера оказалась более жизнеспособной.
И всё это стало возможным благодаря появившейся в последнее время профессии оперного
режиссёра, созидателя(а не разрушителя, как Вы изволили выразиться) Новой Оперы, этакого
воскресшего Аполлона, объединившего вокруг себя довольно капризных муз, не побоявшегося
снять окаменевший налёт времени со старых шедевров и реанимировать забытые постановки... И
ничего страшного, если вместе с вековой паутиной у кого-то слетели штаны........ И ещё. Вы
возмущены отсутствием оригинальных современных опер? Напрасно. Вот Вам достойнейшее
произведение нашего времени - опера `Дети Розенталя`. Оригинальная музыка Леонида
Десятникова, оригинальный текст либретто писателя современности Владимира Сорокина,
оригинальная постановка режиссёра Эймунтуса Някрошюса. Всем рекомендую.

balaklava (20.03.2013 17:59)
Allaya писал(а):
возрождает Дягеливские сезоны, ну не сезоны в
Париже, конечно, а его постановки в точности...
Так ведь уже были попытки и давно.
`Карнавал` Шумана довольно точная реставрация.

paraklit (20.03.2013 18:08)
balaklava писал(а):
В отличие от своих отпочковавшихся
детей-мутантов: оперетты и мюзикла...
Эк Вы их. Я бы назвал иначе. Первая - плохо
воспитанная дочь, а второй - внебрачный сын...

Allaya (20.03.2013 19:15)
balaklava писал(а):
Так ведь уже были попытки и давно. `Карнавал`
Шумана довольно точная реставрация.
Ну и замечательно. Хотелось бы увидеть много чего
из этих сезонов. Декорации, костюмы там просто изумительные.

gutta (20.03.2013 20:33)
Andrew_Popoff писал(а):
... проблема, мне кажется, несколько шире.
Для осознания ее нужно выйти за рамки жанра...
Если взять ещё шире, то на примере
становления жанра видеоклипа мы экспериментально, в миниатюре, наблюдали процесс
зарождения и развития драмы вообще и трагедии в частности на примере монодической лирики.
Хотя в данном случае всё ограничивается плебейским фарсом.

Andrew_Popoff (20.03.2013 20:41)
gutta писал(а):
Хотя в данном случае всё ограничивается плебейским
фарсом.
Не знаю, не уверен. Лет через сто только можно будет сказать. Кто знает,
может саундтрек к `Властелину колец` будет изучаться в консерваториях как ярчайший шедевр
музыки начала 21 века. :)
Ведь, если серьезно, Вагнеровская тетралогия такое же фэнтэзи, а новое всегда кажется
современникам более пошлым, чем старые аналоги. Кто бы в 60-70-х сказал, что Гайдаевские
комедии станут классикой отечественного кино?

gutta (20.03.2013 21:14)
Andrew_Popoff писал(а):
... Кто знает, может саундтрек к `Властелину
колец` будет изучаться в консерваториях как ярчайший шедевр музыки начала 21 века.
:)
Запросто. Только я про другое, про поп-песенку, которая в телевизоре превратилась
в настоящее драматическое действо с сопутствующим и танцующим хором. Так и античная
трагедия от Феспида до Софокла прирастала актёрами и действием в геометрической
прогрессии.

Intermezzo (20.03.2013 21:16)
Andrew_Popoff писал(а):
Кто знает, может саундтрек к `Властелину
колец` будет изучаться в консерваториях как ярчайший шедевр музыки начала 21 века.
:)
А ведь хорошая мзыка, по-моему. Если посмотреть без предубеждения. И Ханс Циммер
пишет хорошую музыку, иногда даже очень.

Andrew_Popoff (20.03.2013 21:27)
gutta писал(а):
Так и античная трагедия от Феспида до Софокла
прирастала актёрами и действием в геометрической прогрессии.
Да, это конечно. :)

Andrew_Popoff (20.03.2013 21:31)
Intermezzo писал(а):
А ведь хорошая мзыка, по-моему. Если посмотреть
без предубеждения. И Ханс Циммер пишет хорошую музыку, иногда даже очень.
Циммер
очень неплохой композитор.

Andrew_Popoff (20.03.2013 21:34)
Intermezzo писал(а):
А ведь хорошая мзыка, по-моему. Если посмотреть
без предубеждения. И Ханс Циммер пишет хорошую музыку, иногда даже очень.
Только к ВК
Говард Шор писал музыку. Вполне достойная работа, хотя, когда я смотрел, то часто думал,
что я кое-где поинтереснее бы сделал. А есть номера очень удачные.

ak57 (20.03.2013 21:38)
Intermezzo писал(а):
А ведь хорошая мзыка, по-моему. Если посмотреть
без предубеждения. И Ханс Циммер пишет хорошую музыку, иногда даже очень.
Вы
ошибаетесь - к `Властелину колец` музыку написал Говард Шор. По моему совершенно блеклая и
невыразительная музыка.

Andrew_Popoff (20.03.2013 21:50)
ak57 писал(а):
Вы ошибаетесь - к `Властелину колец` музыку написал
Говард Шор. По моему совершенно блеклая и невыразительная музыка.
Не Брамс, конечно.
Но там Брамс и не требовался. :)
Работа неплохая, но не идеальная. Я писал выше, что многое сделал бы по-другому. Но уж
точно, не блеклая.

ak57 (20.03.2013 22:03)
Andrew_Popoff писал(а):
Не Брамс, конечно. Но там Брамс и не
требовался. :)
Работа неплохая, но не идеальная. Я писал выше, что многое сделал бы по-другому. Но уж
точно, не блеклая.
За 9часов фильма надоедает.

Andrew_Popoff (20.03.2013 22:20)
ak57 писал(а):
За 9часов фильма надоедает.
Я неделю смотрел. :)
Там просто многовато музыки, мало диалогов. Но это прокол режиссуры, а не композитора.

precipitato (20.03.2013 22:20)
Andrew_Popoff писал(а):
Циммер очень неплохой
композитор.
Говорят, что Циммер - это целый коллектив безымянных авторов, которые
развивают интенции Циммера, а он сам
даже не знает нот. Рассказывали мне на Мосфильме звукорежиссеры, за что купил - за то
продаю.

Andrew_Popoff (20.03.2013 22:21)
precipitato писал(а):
Говорят, что Циммер - это целый коллектив
безымянных авторов, которые развивают интенции Циммера, а он сам
даже не знает нот.
Вполне может быть, такое практикуется.

ak57 (20.03.2013 22:25)
Andrew_Popoff писал(а):
Не Брамс, конечно. Но там Брамс и не
требовался. :)
Ну зачем же сравнивать с Брамсом? А вот сравнение музыки Шора с
музыкой Уильямса, Голдсмита, Эльфмана, Сильвестри говорит не в ее пользу. Уж не говоря про
упомянутого ранее Циммера, который в настоящее время в саундтреках настоящий лидер.

Romy_Van_Geyten (20.03.2013 22:30)
precipitato писал(а):
Говорят, что Циммер - это целый коллектив
безымянных авторов, которые развивают интенции Циммера, а он сам
даже не знает нот.
Я как-то документалку про него смотрел. Похоже на правду. У него
студия и там действительно ребята какие-то вертятся. Но у меня сложилось впечатление, что
они все работают над разными проектами. Может просто капусту стрижёт, сдавая студийное
пространство. Во всяком случае играет он совершенно через пень-колоду - он там пытался
изобразить музыку к Рэйнмену... лучше б он этого не делал. А так, да, музыка хорошая.)

ak57 (20.03.2013 22:31)
precipitato писал(а):
Говорят, что Циммер - это целый коллектив
безымянных авторов...
Не знаю как в музыке, а литературе сейчас такое широко
практикуется. Например, в написании больших серий детективов и фантастики.

precipitato (20.03.2013 22:54)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Может просто капусту стрижёт, сдавая
студийное пространство.
Зачем ему студию сдавать - он наверняка миллионер. Нет, это
те самые ребята, я думаю. А проектов просто много разных одновременно в работе.

Romy_Van_Geyten (20.03.2013 23:00)
precipitato писал(а):
Зачем ему студию сдавать - он наверняка
миллионер.
Миллионов не бывает много... их бывает только мало))

artbtgs (20.03.2013 23:22)
Romy_Van_Geyten писал(а):
ребята какие-то вертятся
а фактически
все крупные голливудские всю работу самостоятельно не делают. и эльфман, и вильямс, и
сильвестри.
я вот партитуру к `списку шиндлера` смотрел - там всё инструментовано разными людьми, при
этом все тщательнейшим образом указаны.

artbtgs (20.03.2013 23:25)
ak57 писал(а):
Уж не говоря про упомянутого ранее Циммера, который в
настоящее время в саундтреках настоящий лидер.
эльфман - самый дорогой

Andrew_Popoff (20.03.2013 23:32)
andrey_sorokin писал(а):
там всё инструментовано разными людьми, при
этом все тщательнейшим образом указаны.
Если учесть, что саундтрек к ВК Шора больше 9
часов звучит (не все даже вошло в фильм), то понять можно. Рука остохнет столько ноток
писать.



 
     
classic-online@bk.ru