Оригинальное название — `Guillaume Tell`

Опера в четырех действиях. (Первоначально написанная в пяти действиях, опера впоследствии была сокращена автором до трех посредством изъятия всего...Читать дальше
Оригинальное название — `Guillaume Tell`

Опера в четырех действиях. (Первоначально написанная в пяти действиях, опера впоследствии была сокращена автором до трех посредством изъятия всего третьего и сжатия двух последних действий. В настоящее время опера дается с восстановленным третьим действием, но с сохранением купюры четвертого и пятого, превращаясь, таким образом, в четырехактное представление.) Джоаккино Россини на либретто (по-французски) Виктора Жозефа Этьена де Жуй и Ипполита Луиса Флорена Би (со значительным участием композитора, а также Армана Марраса), основанное на одноименной драме Фридриха Шиллера.

Действующие лица:

ВИЛЬГЕЛЬМ ТЕЛЛЬ, швейцарский патриот (баритон)
ГЕДВИГА, его жена (сопрано)
ДЖЕММИ, их сын (сопрано)
ГЕССЛЕР, наместник кайзера в Швейцарии и Ури (бас)
МАТИЛЬДА, его дочь (сопрано)
АРНОЛЬД, швейцарский патриот (тенор)
МЕЛЬХТАЛЬ, его отец (бас)
ВАЛЬТЕР ФЮРСТ, другой швейцарский патриот (6ас)
РУДОЛЬФ, офицер гвардии Гесслера (тенор)
ЛЕЙТХОЛЬД, пастух (бас)

Время действия: XIV век.
Место действия: Швейцария.
Первое исполнение: Париж, 3 августа 1829 года.

«Вильгельм Телль» — самая длинная опера Россини. Это его последнее оперное творение. Быть может, именно написание такого длинного произведения (первое исполнение оперы длилось шесть часов) послужило причиной его охлаждения к сочинительству. Как бы то ни было, при том, что «Вильгельм Телль» имел огромный успех у критики, Россини не писал больше опер, хотя прожил еще почти сорок лет. Россини собственноручно сократил оперу и создал авторизованную версию из трех, вместо пяти, действий. А в Париже одно время существовала даже традиция давать из оперы одно только второе действие, соединяя его с какой-нибудь другой оперой, чтобы заполнить театральную программу. Известна история, как однажды директор парижской Гранд-опера сказал композитору, что вечером в программе объявлено второе действие «Вильгельма Телля». «Что? — воскликнул рассерженный Россини. — Все второе действие?»

Долгие годы считалось, что имя композитора сохранилось в репертуаре крупнейших оперных театров лишь благодаря «Севильскому цирюльнику» и «Вильгельму Теллю». Что касается последней, то либо из-за ее продолжительности, либо из-за невероятных требований, предъявляемых исполнителю теноровой партии Арнольда, она больше не может причисляться к традиционному, если не сказать стандартному, набору опер, идущих в оперных театрах. Постановки других россиниевских опер, таких, как «Золушка» и «Итальянка в Алжире», возобновляются гораздо чаще. Что касается либретто, то оно, безусловно, лучше у «Севильского цирюльника». Сюжет «Вильгельма Телля» сколочен достаточно прочно, но, конечно, он не столь хорош.

В период политических волнений 1830-х годов эта опера в некоторых странах считалась опасной ввиду своего революционного духа. Соответственно, при ее постановках тогда в либретто вносились изменения. Это касалось, в частности, ее названия. Так, в Милане опера называлась «Гульельмо Валлаце» (то есть шотландец Уильям Воллэйс), в Риме — «Родольфо ди Стерлинга», в Лондоне и Берлине — «Андреас Хофер», а в Петербурге — «Карл Смелый». Кажется странным, что цензоры были более обеспокоены именем почти совершенно мифического революционера, нежели именами, которые были реальными прототипами других персонажей оперы. Но многое, что делают цензоры, кажется странным.

УВЕРТЮРА

Увертюра к «Вильгельму Теллю» — наиболее известная оркестровая музыка из всей, что включается в программы симфонических концертов, когда хотят исполнить симфонические отрывки из опер; конкурировать с ней может разве что интермеццо из «Сельской чести» Масканьи. Она сохранилась в чувствах публики, а быть может, даже и выросла из этих чувств, что подтверждается ее использованием в одном из мультфильмов Диснея. Она очень смело начинается — с соло виолончелей; тремоло литавр рисует одну из россиниевских картин бури, здесь композитор очень натурально, используя характерный тембр флейты-пикколо, изображает капли дождя; затем следует пасторальный раздел, основанный на швейцарской мелодии альпийского горна, исполняемой на французском рожке; и наконец, после блестящей фанфары, исполняемой трубами, звучит знаменитый галоп, который при хорошем исполнении контролирует свой стремительный бег, несмотря на многие юмористические ассоциации — приличные и неприличные, которые теперь с ним связаны.

ДЕЙСТВИЕ I

Сюжет этой оперы связан с именем легендарного швейцарского патриота XIV века. Страна находится под игом австрийского наместника Гесслера, который ведет себя как тиран. Высоко в Альпах, в родной деревне Телля швейцарцы празднуют свой национальный праздник. Старый пастух Мельхталь (он старейшина, глава одного из кантонов) благословляет три пары, которые собираются пожениться. Два серьезных голоса звучат несколько не в тон общему веселью. Один из них — голос Телля, который сокрушается о судьбе своей страны; другой — Арнольда, сына Мельхталя, он страдает от безнадежной, запретной любви к принцессе Матильде, дочери заклятого врага Швейцарии (из-за этой любви он даже стал солдатом войска австрийских захватчиков).

Звучит длинный дуэт («Ou va-tu? Quel transport t`agite» - «Что с тобой? Куда бежишь в смятеньи?»), в котором Телль убеждает Арнольда бороться за свободу своей страны, но Арнольд поначалу колеблется из-за любви к Матильде. Издалека доносятся звуки охотничьих рогов — это охотятся люди Гесслера, наместника австрийского императора, они уже недалеко.

Праздник продолжается («Hymenee, ta journee» — «Брак священный»). Сначала все танцуют, затем в начавшихся играх юный сын Телля, Джемми, демонстрирует, что он такой же хороший стрелок, как и его отец. Все его славят («Honneur au fils de Tell» — «Слава сыну Телля»). Празднество прерывается появлением пастуха Лейтхольда, швейцарца, сбежавшего от отряда Гесслера; он убил одного из гесслеровских солдат, пытавшегося похитить его дочь, и теперь те его преследуют. Телль спасает его, переправив в своей лодке на другой берег озера, несмотря на сильные волны.

Когда появляется отряд Гесслера под командованием Рудольфа, никто из местных жителей не выдает Телля, и тогда в отместку Рудольф арестовывает старика Мельхталя, а всю деревню поджигает.

ДЕЙСТВИЕ II

Второе действие начинается с речитатива и блестящей колоратурной арии «Sombre foret, desert, triste» («Темного леса таинственный кров»), которую поет Матильда, дочь австрийского тирана Гесслера, в которой она признается в любви к Арнольду. Он встречает ее на альпийском лугу среди лесов, где она его ждет, и они поют чудесный любовный дуэт. Заслышав приближающихся Вильгельма Телля и Вальтера Вюрста, Матильда стремительно убегает. Эти люди пришли, чтобы убедить Арнольда присоединиться к ним в их восстании против Гесслера, но они обеспокоены тем, что застали его с Матильдой. Они сообщают ему трагические новости: Гесслер казнил его отца, старого пастуха Мельхталя. Арнольд потрясен. Никаким сомнениям больше нет места: он будет мстить (терцет «Quand l`Helvetie est un camp de supplice» — «В тяжкой борьбе край родной погибает»). Завершается этот великолепный терцет клятвой трех этих швейцарцев освободить свою страну.

Одна за другой прибывают группы людей из швейцарских кантонов — Унтервальд, Швиц и Ури. Телль обращается к ним с патетической речью, и действие завершается торжественной патриотической клятвой, которую дают все присутствующие («Des profondeurs du bois immense» — «Слышишь? Из темной чащи бора»).

ДЕЙСТВИЕ III

На рыночной площади в Альтдорфе перед резиденцией Гесслера идет празднование столетия власти австрийцев. Тиран Гесслер выставляет герб Австрии и свой собственный шлем, чтобы каждый швейцарец, проходя, кланялся им. Вильгельм Телль отказывается это сделать, и тут же гвардейцы Гесслера арестовывают его и его сына. Гесслер заявляет, что Телль должен продемонстрировать свое искусство стрельбы из лука попаданием в яблоко, положенное на голову его сына. Телль отказывается это делать, и тогда Гесслер приказывает казнить мальчика. Теперь у Телля нет выбора. Мальчик Джемми выражает бесстрашную уверенность в искусстве Телля. И Телль выстрелом разбивает яблоко пополам.

Но из колчана Телля выпадает вторая стрела. И когда Гесслер требует ответа, для чего она предназначена, патриот отвечает, что, если бы мальчик погиб, эта вторая стрела была бы пущена в его, Гесслера, сердце. Взбешенный Гесслер приказывает арестовать Телля. Телль, прежде чем его уводят, успевает передать с сыном наказ жене. «Передай Гедвиге, — говорит Вильгельм, — что зажжение огней в горах будет сигналом для восстания кантонов». Дочь Гесслера, Матильда, убегает вместе с маленьким Джемми, чтобы передать это послание.

ДЕЙСТВИЕ IV

Сцена 1 представлена главным образом арией, которую поет Арнольд («Asile hereditaire» — «Приют мирный родимый»). Он вернулся домой, и мысль о смерти его отца в плену у Гесслера продолжает угнетать его. Группа швейцарских патриотов сообщает ему об аресте Вильгельма Телля, и, побуждаемый к действию, он в конце концов отправляется во главе отряда швейцарцев, чтобы освободить своего предводителя (кабалетта с хором «Amis, amis, secondez ma vengeance»; «Друзья, друзья, за отца отомстим»).

Сцена 2 происходит в скалистой местности у Фирвальдшетского озера (озера Четырех Кантонов), неподалеку от родного дома Телля. Джемми в сопровождении Матильды вбегает к своей матери Гедвиге (их терцет: «Je rends a votre amour un fils» — «Вот сын вам возвращен»). Маленький мальчик полон надежды, что Телль спасется в лодке, несмотря на шторм, который разразился на озере. Он вдруг вспоминает о послании своего отца. Он поджигает отцовский дом, что служит сигналом для кантонов к восстанию. Пока шторм бушует, они все молятся о спасении Телля. Неожиданно герой сам появляется из лодки. За ним гонятся его преследователи, в том числе Гесслер. Но Телль берет свой лук и стрелы у Джемми, который успел вынести их из горящего дома. Телль точно попадает в цель — Гесслер замертво падает в озеро. В этот момент входит та часть швейцарских патриотов, которой руководит молодой Арнольд, они объявляют, что укрепленные замки австрийцев взяты повстанцами. Опера завершается весельем всех тех, кто теперь на стороне швейцарцев. Матильда покинула стан врагов и согласилась стать женой Арнольда.

Генри У. Саймон (в переводе А. Майкапара)

Х Свернуть

Arnold Melchthal – John Osborn; Walter Furst – Marco Spotti; Melchthal – Patrick Bolleire; Jemmy – Eugénie Warnier; Gessler – Christian Van Horn; Rodolphe – Vincent Ordonneau; Ruodi – Mikeldi Atxalandabaso; Leuthold – Roberto Accurso; Mathilde – Marina Rebeka; Hedwige – Helena Rasker; Chasseur – Julian Hartman. Koor van De Nederlandse Opera Nederlands Philharmonisch Orkest. Dirigent – Paolo Carignani. Nederlandse Opera, 8.2.2013
         (130)  


artbtgs (20.03.2013 23:40)
Andrew_Popoff писал(а):
Рука остохнет столько ноток писать.
а
ассигнации считать не отсохнет?

Andrew_Popoff (21.03.2013 00:10)
andrey_sorokin писал(а):
а ассигнации считать не отсохнет?
Ну,
этот хруст греет душу. :)
Хотя, кто ж такие гонорары ассигнациями-то? Чек или банковский перевод. Только циферки
охватить глазом, что тоже приятно. :)

artbtgs (21.03.2013 00:37)
Andrew_Popoff писал(а):
Только циферки охватить глазом
ну, кагбэ
не внушает. виртуальные ништяки.

evc (21.03.2013 00:48)
Andrew_Popoff писал(а):
Ну, этот хруст греет душу. :)
Хотя, кто ж такие гонорары ассигнациями-то? Чек или банковский перевод. Только циферки
охватить глазом, что тоже приятно. :)
в фильмах про мафию, всегда такие миленькие
заполненнные пачечками чемоданчики...

paraklit (21.03.2013 05:00)
evc1 писал(а):
в фильмах про мафию, всегда такие миленькие
заполненнные пачечками чемоданчики...
Я предлагаю всем совместный проект: написать
про это оперу!

mikrus72 (21.03.2013 05:45)
Andrew_Popoff писал(а):
опера становится жанром экспериментальным,
изысканным. И это интересно и закономерно. Процессами этими никто не управляет, так
происходит потому, что прежние функции отмирают или мутируют.
Как можно говорить об
«экспериментальности» если нет новых опер! Нет оперных композиторов! Экспериментальность
чего?? Позвольте спросить. «Дети Розенталя» не в счёт. На чём происходит эта
экспериментальность? На старом материале??? Ну так эти всего лишь режиссерские изыски и
вовсе не композиторские. А где современная оперная композиторская музыка? А режиссура,
так попросту забыла, что она не цель, а средство, оперу сочиняет либреттист и композитор,
а задача режиссера доносить, а не выпячивать свою работу. Хороший режиссер-это «мертвый»
режиссер! Мёртвый в своих амбициях. Высший пилотаж режиссуры, когда ее не видно
вообще..Опера нуждается сегодня не в прогрессизме, а в постоянстве, чтобы наработать
кадры, жанру нужен традиционализм, чтобы появились вокалисты, а для этого нужно еще и
время. А не бежать куда –то вперед, порождая сомнительные мутации, которые кроме вреда
ничего не несут. Оперу губит вовсе не наличие кино или поп культуры, а нарушение
субординации между композитором и режиссером. «Пес» должен знать свое место..а Ваша
либеаральная политика профессора Преображенского -опасна, ибо все к чему это приведет,
так это к созданию Шариковых.. Прислушайтесь к Борменталю. Шарика все равно придётся
зарезать. Мало Вам политыкиных. Так они, вот они гении..Они же все уничтожат и Вас тоже..
Псевдо режиссеров псов в храм пускать нельзя, от них все равно воняет за версту
извращенным новаторством не поднявшимся выше генитального уровня., ибо раскоряченное
самолюбии не переносит таланты.. поэтому будет коверкать все на своё пути. Сегодня Вы
допустили режиссера отдав в его руки эталонные образцы -это смерть опере.. смерть
композиторской культуре. А те кто просто ставит оперы якобы «традиционно» так лучше бы
вообще не ставили -позор , мухи дохнут от засиженности. Между скукой и новаторством есть и
другой путь. Современны режиссёрский атовизм , как нарост, вырастает в том месте в
котором он никому не нужен, и если вовремя не удалить эти наросты..опера умрет
окончательно. Я признаю только одну диктатуру- диктатуру композитора. Но не режиссера. Не
его! Гнать, гнать в шею!

mikrus72 (21.03.2013 05:55)
balaklava писал(а):
. И ничего страшного, если вместе с вековой
паутиной у кого-то слетели штаны........
Хороший пример «снятия паутины»
продемонстрировал Джоаккино Россини в «Графе Ори» сдув пыль со своей же оперы «Путешествие
в Реймс». Композитор имеет право на это, режиссер нет! И что такое по Вашему «окаменевший
налёт»?? Да и вообще, как Вы думаете, зачем пишется либретто?? Вы сильно преувеличил роль
режиссеров, у них то очи орлиные, а крылья комариные. Вот здесь опера «Вильгельм Телль»,
мы ее слушаем. Декорация и всяких режиссерских «дрючек» нет и что, что-то изменилось? Вы
чувствуете, как кто-то сдул пыль и снял «паутину вековую..»!? Ведь нет, правильно. Только
музыка и вокал. Общение с композитором не ослабело. Нет, нет! Вы слишком добры к
режиссерам. Что они есть, что их нет, ничего не меняется. Об этом они забыли. Лично мне
режиссеры не нужны со своими виденьЯми. Я даже думаю, что опера и без режиссеров проживет.
Вы сходите на «Любовный напиток» Доницетти. Режиссер Юрий Александров сдул пыль с
паутиной конечно вековой, да так яро, что смесь русского текста с итальянским и распевы
под бельканто похабных частушек , просто освежает!.Адина в нижнем белье колоратурит то.
Похоже это уже болезнь раздевать вокалисток и вокалистов. Действительно с вековой
паутиной сразу слетели штаны. Теперь уже пишут так: спектакль сочинил Юрий Александров. А
дальше каламбур: Опера Доницетети «Любовный напиток.» и это по- Вашему нормально. А
уникальный романс Неморино исполняется в одежде мужика в ватнике. Просто полный ахтунг. Не
может Ленский задирать юбку на Ольге и тискать ей грудь горланя похабные частушки с водкой
в руках..только потому, что это весело, не может! Нельзя разрушать общечеловеческий
образ, когда полностью деградирует и распадается персонаж. Вот репертуар Большого театра:
Борис Годунов, Мадам Баттерфляй, Иоланта, Китеж, Волшебная флейта, Богема, Тоска, Кармен,
Огненный ангел, Дети Розенталя, Набукко, Евгений Онегин, Пиковая дама, Царская невеста,
Золотой петушок, Любовь к трем апельсинам, Леди Макбет Мценского уезда, Турандот, Макбет,.
Ну и где новые оперы. «Дети Розенталя» не в чет. Это мало. Да и слабо._(замечу это только
мое мнение) А то что ставится, даже без новаторства с плохим вокалом слушать не хочется.

Andrew_Popoff (21.03.2013 06:02)
Микрус дорогой, опер навалом. Не стоит ориентироваться на БТ, БТ сейчас кошмарен, полный
отстой. Загляните в плей-листы живых авторов, у большинства оперы найдете.

Mikhail_Kollontay (21.03.2013 07:00)
Andrew_Popoff писал(а):
Кто бы в 60-70-х сказал, что Гайдаевские
комедии станут классикой отечественного кино?
Ох не знаю, я как раз на днях
пересмотрел кое-что, и оказалось еще ужаснее, чем предполагал. Я-то надеялся, как Вы, что
прошло время, стало классикой, подёрнулось патиной. Ничего подобного. Думаю, если Вы
сейчас попробуете и посмотреть, только не 2 минуты, а хоть полфильма, Вам тоже не очень
это всё будет. Не случайно же Никулин, скажем, пытался отбиваться сниматься там.

lesovichenko (21.03.2013 08:29)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Думаю, если Вы сейчас попробуете и
посмотреть, только не 2 минуты, а хоть полфильма, Вам тоже не очень это всё будет. Не
случайно же Никулин, скажем, пытался отбиваться сниматься там.
Думаю, сейчас эти
комедии смотрятся хуже, чем во время своего появления. Жанр слишком злободневный.

Mikhail_Kollontay (21.03.2013 08:40)
lesovichenko писал(а):
Думаю, сейчас эти комедии смотрятся хуже, чем
во время своего появления. Жанр слишком злободневный.
Мне-то кажется, это от автора
зависит. Например, `комедии` (без кавычек не выходит) Серого я смотреть спокойно не могу,
`Джентльмены удачи` и `Ты мне - я тебе`. Хотя они тоже грубые, нередко и прямо топорные по
киноязыку.

lesovichenko (21.03.2013 11:23)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Мне-то кажется, это от автора
зависит.
Сейчас меня не весят никакие советские комедии. В детстве от хохота над
комедиями Гайдая я лез под стул. Впрочем, Фюнес тоже перестал смешить. Может возраст...

Mikhail_Kollontay (21.03.2013 11:38)
lesovichenko писал(а):
Может возраст
Вот это да. Что же там
смешного, когда мальчик с сиянием идет по морю разве что, и Геннадия этого красный угол с
иконами. Меня это оголтелое хамство бешено коробило, я вообще смотреть не мог. Было обидно
за суперталантливых людей, с огромным жизненным и творческим опытом, которые там
снимались, и не думаю, что с особым удовольствием. Но, наверное, тут у нас разница в
возрасте, Вы были ребёнком, а я уже совсем нет. Моя кузина, младшая, тоже хорошо всё это
дело воспринимала, так что можно понять. На Фюнеса я не ходил, у нас был тогда рядом с
консерваторией к-тр повторного фильма, и вот там было, хотя тоже не так много. Дети райка,
скажем, один раз посмотрел, и с юности помнишь практически каждый кадр наизусть.

Andreewa (21.03.2013 12:09)
mikrus72 писал(а):
Вы сходите на «Любовный напиток»
Доницетти.
Ой, да - ужас какой то, когда Неморино верхом на Адине исполняет свою
арию.А в `Золотом петушке..., а в` Руслане и Людмиле`....Вот `Набуко` мне понравилась,
постановка нормальная и голоса были хорошие.

Andrew_Popoff (21.03.2013 15:59)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Ох не знаю, я как раз на днях пересмотрел
кое-что, и оказалось еще ужаснее, чем предполагал.
Само по себе конечно. Но все
познается в сравнении.

Intermezzo (21.03.2013 16:08)
ak57 писал(а):
Вы ошибаетесь - к `Властелину колец` музыку написал
Говард Шор. По моему совершенно блеклая и невыразительная музыка.
Я так и сказал.) Я
очень хорошо знаю музыку к Властелину Колец, т. к. долгое время был кем-то вроде
поклонника (фана?) и книг, и фильмов. Правда, это было давно - почти два года назад. Ну, и
я не особо полагаюсь на свое мнение, т. к. могу быть, наверное, пристрастен, и потому что
почти полтора года не смотрел эти фильмы. С тех пор, как я познакомился (по-настоящему) с
классической музыкой я к тв-ву JRRT не возвращался, не знаю, почему.
Но мне все-таки кажется, что там хорошая музыка, по крайней мере, отдельные лейтмотивы.)

Intermezzo (21.03.2013 16:09)
andrey_sorokin писал(а):
эльфман - самый дорогой
...и наверняка
справедливо!

lesovichenko (21.03.2013 19:06)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Что же там смешного, когда мальчик с
сиянием идет по морю разве что, и Геннадия этого красный угол с иконами. Меня это
оголтелое хамство бешено коробило, я вообще смотреть не мог.
Содержания произведений
я, естественно, не понимал. Ребёнок реагирует ситуационно, а не концептуально. Веселился,
глядя на дурацкие морды талантливых актёров. Потом у меня было много возможностей
убедиться, что большинство взрослых воспринимают произведения искусства (не только
комедии) точно также.

ak57 (21.03.2013 20:07)
Intermezzo писал(а):
Я так и сказал.)...
Да, я не внимательно
прочитал Ваш пост. Извините. А музыка Г.Шора в ВК мне не нравится, что уж тут поделаешь.
Как то я ее не услышал и не запомнил. Лучшая подобного рода прикладная музыка, мне
кажется, была написана Уильямсом к `Звездным войнам`. Тоже совершенно не Брамс(как говорит
А.Попов). Однако все тамошние бесчисленные битвы на световых мечах и гонки на звездолетах
в музыкальном плане оформлены замечательно. Это, мне кажется, своеобразный образец музыки
для развлекательного кино.

mikrus72 (22.03.2013 19:40)
Andreewa писал(а):
Ой, да - ужас какой то, когда Неморино верхом на
Адине исполняет свою арию.
Вы знаете- это неприятные моменты. Но они ведь от
непрофессионализма идут.. А учиться русским оперным певцам, хотя бы эмоциональному
воздействию можно и нужно у русской театральной школы. Она приоритеты держит крепко. Вот
хоть посмотрите, как по школе ярко и образно читает стихотворение Сергей Безруков.
https://www.youtube.com/watch?v=PB_ZgIcHlNk Ведь и Шаляпин повернулся именно к театру и
сразу был подъём его вокала, а какая лепка исторических персонажей, дух захватывало. Вот
Шаляпин, режиссер истинный! Безруков- режиссер, можно сказать фразы, слова,.. а это все
фантики…Ну можно ли в этом момент представить его в другом костюме, снятым скажем с
Бразильского карнавала?? Я думаю, все равно, уйдет вся эта оперная шелуха и останется
главное. Так что сила у нас еще есть!

balaklava (23.03.2013 23:51)
mikrus72 писал(а):
Только музыка и вокал.
С чего вы взяли, что в
опере главное вокал и музыка? Что за диктатура? Вас раздражает, что зрелищность на себя
много берёт, отвлекая от созерцания музыки? Отчасти, да. Но, заметьте, что такого рода
новаторские постановки как правило эксперементируются с известнейшими операми. `Любовного
напитка` в архиве более 10 видео! Выбирай по душе и наслаждайся. Но Вы вытащили на свет
божий постановку Александрова и давай тыкать в неё свои критические стрелы. Кстати,
посмотрев фрагменты александровской работы, не нашёл ничего порочащего. Зек Неморино в
телогрейке, ушанке и кирзачах смотрится вполне достойно. Есть ирония, конечно, шутка, но
издевательства нет! Всё в рамках комического жанра...... Для меня Опера - триедина:
Опера-музыка, Опера-вокал и Опера-зрелище. Нельзя вычленять что-то одно из этой Троицы.

balaklava (24.03.2013 22:42)
mikrus72 писал(а):
... ярко и образно читает стихотворение Сергей
Безруков. https://www.youtube.com/watch?v=PB_ZgIcHlNk...
Какой кошмар! Так можно
докатиться до романсов Малинина и `Цитадели` Михалкова... Эх, накину шинельку, опрокину
100 грамм и запою `Ждёт Севастополь...` и смахну мужскую скупую слезу берёзовым веником...

mikrus72 (25.03.2013 01:18)
balaklava писал(а):
С чего вы взяли, что в опере главное вокал и
музыка? Что за диктатура?
Да, диктатура! Безусловно! Есть оперная диктатура, как и
диктатура сонаты, диктатура симфонии.. Сегодня любой, постучав пять минут ведрами о
перила, называет свои опус пьесой, симфонией, да что уж, мелочится – оперой! И потом, в
опере нет триединства, здесь я с Вами не согласен! Есть только единство! Это единство:
композитор, либреттист, вокалист. Это единый костяк. Режиссер тут и рядом не
стоял.(Предвижу Ваши возражения: « А как же декорации!? Художники режиссеры и прочее..?)
Зрелище в опере -это вокальные возможности певца взять верхнее «до» или как,
какая-нибудь «меццо..» работает на верхах. Опера -это музыка, вокал и еще раз музыка.
Антураж, только помощник, который не мешает, а помогает. А вот то «триединство» о котором
Вы говорите -это система опереточных постановок, где зрелище, декламация, театрализация,
составляют важное место. Танцы, больше разговаривают, суетятся, это да, шоу с визуальными
эффектами, но опера это не шоу! Думаю -это ошибочное мнение идущее от того, что нет
оперной школы и как следствие оперных композиторов. А назвать свой труд можно как угодно,
хоть и оперой, как говорится можно и Ваньку графом назвать… В консерватории все больше
инструментовкой занимаются, а вокал по ходу, да и кто сегодня и на диплом потащит оперу!?
Таких, как Рахманинов уже нет. А общая направленность композиторских курсов в духе
Булез, Штокхаузен, Берио, Лахенман, Шарино как-то не радует. Я считаю, что оперу и музыку
сегодня можно и нужно писать так, словно никогда и не было после Пуччини ни Штокхаузена,
ни Ноно, ни Лахенмана. Ну какой толк ломать голову над структурами Булеза, да ещё тащить
все это к себе , быть в каких-то странных рамках строжайшей рациональной регламентации,
вся эта внесемантика .. Да и зачем гвоздем, показывать гвоздь.. при таких заморчках оперы
не будет. Вечная гонка в поисках «нового» не позволит поднять оперную школу. Кто будет ее
сочинять то!??И вот на таком разброде появились «режоперы»! Сегодня проблема оперных
постановок ещё и в том, что режиссёры пришли из кино, где они цари и боги, но не в опере.
А эта ниша занята композитором! Но им явно это не по вкусу. И потом, какое единство может
быть, когда декорации, эпоха и декламации, образ персонажа- все разное! Что за бред,
когда Травиата подымается на сцене после очередного клиента слезая с биде- это что за
зрелище то!?. Зрелище, которое отвлекает от вокала и музыки -это верх режиссерского
непрофессионализма. Я против, когда нарушается субординация и режиссер становится главным;
я против, когда извращается либретто. Я противник вседозволенности! Ну есть же
профессиональная этика и мастерство иметь смелость писать и ставит свое, а не извращаться
над чужим трудом. Да и зачем? Ради зрелищности жертвовать музыкой и вокалом??? Нет дорогой
balaklava, я не принимаю такую позицию. Онегин в красавках -это не зрелищно, это пошло и
вульгарно. Как и Неморино в фуфайке. В опере –это не прокатывает. Кстати мюзикл, не
коснулся этот произвол «режоперов», но думаю скоро и туда нагрянут. Хотя вряд ли!
Изгаляться над мюзиклом, как над оперой мюзикл и оперетта не позволит, там весь маразм
будет виден сразу. Заплюют. В мюзикле не приживётся идея расщепления смыслов, слов,
образов, сценического действа. Жульничество будет слишком очевидным. А в опере сейчас
происходит пошлое сопоставление пустышек с мастерами, может это режиссерское- свежо и
свежо, но не для меня. Я конечно не говорю, что надо штамповать оперы по старому лекало
французской или итальянской школы. Или по старой примитивной немецкой схеме: спели что-то
куплетное, поговорили, потом включается хор..песенка , снова по трепались хорик, выходная
ария все эти наивные дуэты и прочее. Нет! Вовсе нет! Композиторская характерность важна,
но не надо забывать, что опера пишется для людей, и только опера обладает удивительным
арсеналом инструментов воздействовать на душу человека, замечу, со среднестатистическими
музыкальным опытом. Вокал воздействует на чувства и душу, также музыка подкрепленная
литературой- либретто, плюс театральное действие, сценография-эффекты зрительного
рядам..все это , да, согласен с Вами дорогой balaklava, будет работать только при
условии, что режиссер не придумывает за автора ничего. Эффекты не заглушают сцены.. не
отвлекают от вокала и душевные движения актеров-вокалистов на сцене согласованы и живут
в единстве с образом персонажа. Вот такое единство уникально и возможно, но не на оборот.
А пока «режоперы» есть, но оперы нет.

Infant_Terrible (25.03.2013 01:23)
balaklava писал(а):
С чего вы взяли, что в опере главное вокал и
музыка?
Opera - sluzhanka ob`ektivacii, to est` diavola. Vot sol`, nad chem nadobno
dumat`.

mikrus72 (25.03.2013 01:28)
balaklava писал(а):
Какой кошмар!
Ну какой же Вы вредный!
А!???:))))))))))))))))))

mikrus72 (25.03.2013 01:30)
balaklava писал(а):
`Ждёт Севастополь...` и смахну мужскую скупую
слезу берёзовым веником...
Читает хорошо! Верьте мне! Честное слово! Вот Вам крест,
хорошо!:))))

orfmanso (25.03.2013 01:38)
mikrus72 писал(а):
Да, диктатура! Безусловно! Есть оперная диктатура,
как и диктатура сонаты, диктатура симфонии..
Откуда знать,что может Вы писали строки
и кричали время от времени и смолкал обливаясь холодным потом Ваш внутренний позыв и не
прислушивался...
А кругом - та же тишина. Новые слушатели немы? А композиторы?
Что ясный путь число из них тревожит?
И тело льва извергает мечи и копья в фантазиях их?
Да нет же! Не рукоплесканий, не криков и похвал нужно им теперь...
Можем ли мы принять во внимание, что кое-кто написал нечто вроде - Кое-что) и это всё нам
аукнется?
В тисках судьбы опять карабкаться будем,ах да се-ля-ви,как романтично, роли распределены
это - псы,эти хозяева.
Вас в почётное жюри. Суккубша закреплена. Уютненько.
А как же Отчего и что делать с Неужели?
А те к которым Вы взываете уже разместились поуютней, кто на диване, кто на кресле,
задымили сигарами и папиросами воспряли в поисках истины, иногда побеждая барахтание
споров о различии между тенденцией и тенденциозностью* и чей енто эгоизм более обдуман, у
человека или у животного волнует их вопрос, до сих пор.
А Вы и их уже посчитали,как в мультфильме и номерки приделали.
Или украдкою внимать наветам змия уже считается разделом в философии?
То с уровнем, то с верною пилою,
то с топором на тех,что неприемлимы для глаз и ушей ,а если на стебельке не смел еще
процвесть композитор(поэт-посланник) тот которого обмерили и в прокрустово ложе уже
уложили?
А судьи кто??? Неактуально уже и у сторонников Борменталя?
В ушах звенит это не обязательно кто-нидь поминает лихом.Веедь это же понять надо!
Тут предельная ясность полностью взаимно не исключается.
Так,что вопрос о загадочности режиссуры в музыке и заявление,что оперы нет не останется
открытым.
Сенкью Бро.

Infant_Terrible (25.03.2013 01:50)
orfmanso писал(а):
Сенкью Бро.
Потрясающий текстовой
перформенс!!! Браво!!!

balaklava (28.03.2013 23:11)
mikrus72 писал(а):
Читает хорошо! Верьте мне! Честное слово! Вот Вам
крест, хорошо!:))))
Да, ничего не имею против Сергея Безрукова, но по мне так
хороший, профессиональный(!) актёр не только тот который входит в роль, но, прежде всего,
тот который из неё выходит.

shark_bmt (09.04.2013 18:11)
Мнение Мартынова о современной опере:
`Не знаю даже, читали ли они текст Адорно «Музыкальная социология». Я считаю его великим.
В принципе, я имел в виду эту книгу, когда писал свою оперу о невозможности оперы. Я
согласен с Адорно, говорящим о невозможности оперы после Шенберга и Берга. Раньше опера и
композиторская новация шли рука об руку. Конец этому наступил с «Воццеком» —
произведением, которое Берг, кстати сказать, не дописал, видимо чувствуя уже
проблематичность подобного рода музыкального высказывания. Шенберг тоже не окончил свою
оперу. Есть второй путь — путь компромисса, на который решился Рихард Штраус, продавшись
публике.

Сейчас на Западе считается, что эталоны оперы — циммерманы и вольфганги риммы. Хотя это
уже перезрелые авангардные конвульсии, которые несовместимы с оперой. Опера не может
пользоваться языком авангарда. Исключением из правила является великая опера Мессиана
«Франциск». Но он вообще последний из могикан.`

Взято отсюда:
http://os.colta.ru/music_classic/names/details/8775/



 
     
classic-online@bk.ru