Скачать ноты

`Саламбо, или Ливиец` — первая опера, над которой Модест Мусоргский работал с 1863 по 1866 годы. Либретто на тему из карфагенской истории было написано самим композитором на сюжет одноимённого...Читать дальше
`Саламбо, или Ливиец` — первая опера, над которой Модест Мусоргский работал с 1863 по 1866 годы. Либретто на тему из карфагенской истории было написано самим композитором на сюжет одноимённого романа Флобера, который он прочитал в русском переводе в «Отечественных записках» в 1862 году. Опера осталась незаконченной, а её фрагменты вошли в другие произведения Мусоргского, не исключая и «Бориса Годунова». Инструментовкой оперы занимался советский композитор Виссарион Шебалин.

Х Свернуть

Редакция и оркестровка Вячеслава Наговицина (2003). Исполнители: И.Макарова, М.Дьяков, С.Сулейманов, С.Шеремет.
Хор мальчиков Аугсбургской капеллы.

Мюнхен, 2003 г.
      (56)  


steinberg (05.06.2012 12:32)
...на 8-й минуте начинает звучать тема из Исус Навин с другим развитием, причём здесь
кажется по-изобретательней. Римский-Корсаков писал, что Мусоргский услышал её от евреев в
праздник суккот, живущих в одном дворе с ним.

Mick_M (05.06.2012 13:40)
steinberg писал(а):
...Мусоргский услышал её от евреев в праздник
суккот...
...слава Богу,что не на Пурим... Сразу нашли бы виновных в дальнейшей
судьбе гения...

steinberg (05.06.2012 14:06)
Mick_M писал(а):
...слава Богу,что не на Пурим... Сразу нашли бы
виновных в дальнейшей судьбе гения...
... и не одного! Там вся могучая кучка
поддавала, а Балакирев даже тайно посещал гадалку, которая, говорят, была в него влюблена
(Римского-Корсакова пересказываю). И казалось бы, какое значение имеет тот факт, что евреи
жившие по-соседству с Мусоргским...(ну и т.д.)

steinberg (05.06.2012 14:10)
...а меж тем на 36:43 ещё одна тема из Исуса Навина, про амореев, медленная. Сколько ж в
этом Саламбо красивой музыки!!!

Mikhail_Kollontay (05.06.2012 14:51)
steinberg писал(а):
...а меж тем на 36:43 ещё одна тема из Исуса
Навина, про амореев, медленная. Сколько ж в этом Саламбо красивой музыки!!!
Только в
`этой` Саламбо? Или уж в `Саламбе`? По-моему, это лучшее сочинение Мусоргского. Мне жаль,
что он его (её?) бросил из-за Бориса, да еще и заглотал туда музыкальный его (её?)
материал. Сцена жертвоприношения детей - такого он уже больше никогда не написал. Потом
началась стасовщина. Только жаль, Вы, видимо, слушаете чью-то оркестровую версию. Автор
оркестровал только пару номеров, а остальное в клавире. Оркестровка... чужая...
холодная... мёртвая...

Mikhail_Kollontay (05.06.2012 14:53)
steinberg писал(а):
которая, говорят, была в него
влюблена
Бесперспективно.

steinberg (05.06.2012 15:05)
poiuytr писал(а):
Только жаль, Вы, видимо, слушаете чью-то
оркестровую версию. Автор оркестровал только пару номеров, а остальное в клавире.
Оркестровка... чужая... холодная... мёртвая...
...я слушаю здесь Ростроповича, Пешко
послушал немного, понравилось меньше...Мусоргский как мне кажется не оркестровый
вообще...с этим можно спорить, конечно, но все они (кучкисты) были совершенно необразованы
в этом смысле.

Mikhail_Kollontay (05.06.2012 15:13)
steinberg писал(а):
необразованы
Ой ну нет. Партитуры
Мусоргского - нечто абсолютно феноменальное, а в подробностях вряд ли интересно. Мнение о
необразованности было в старших поколениях, да, но сейчас, мне кажется, вопрос стал
совершенно ясен и очевиден. Я не знаю, что такое играет Ростропович. Пешко - неинтересно.
Есть инструментовка Сенилова, старая, больше что-то не знаю. Это всё уныло. Вообще лучше
взять клавир да поиграть, чем слушать не поймешь чего.

steinberg (05.06.2012 15:26)
poiuytr писал(а):
а в подробностях вряд ли
интересно.
...подробности и были бы интересны...Ростропович играет оркестровку
Наговицина... Римский-Корсаков всё время говорил об их незнании оркестра и не только
оркестра...В любом случае, слушая Мусоргского, следует помнить, что это может звучать
совершенно иначе.

precipitato (05.06.2012 16:06)
steinberg писал(а):
.Мусоргский как мне кажется не оркестровый
вообще...с этим можно спорить, конечно, но все они (кучкисты) были совершенно необразованы
в этом смысле.
Особенно Римский -в Шахерезаде,например.Что Вы такое говорите?

Maxilena (05.06.2012 16:15)
precipitato писал(а):
Особенно Римский -в Шахерезаде,например.Что Вы
такое говорите?
Одни числительные. +100500

Mikhail_Kollontay (05.06.2012 16:26)
steinberg писал(а):
оркестровку
Если посмотреть на партитуру
Бориса Годунова, обнаружится, что в наиболее ответственных моментах мелодическую линию
будут играть иной раз высокие альты, а вовсе не 1-е скрипки. Запросто автор делает
спараллеленные октавы струнных во всех этажах (Пролог). В целом трактовка оркестра
ориентирована на камерную, гранулированную эстетику `Каменного гостя`, а не на всякую
жирноту. В этом смысле оркестр скорее глинкинский. Такое качество, тем не менее, не мешает
оркестру быть, если надо, брутальным, как брутален он, допустим, в финале Смерти за Царя.
Детали оркестровки совершенно не предсказуемы, и ни один человек, даже если век будет
думать, до них не додумается. Больше разговаривать всухомятину, без партитур, просто сил
нет.

steinberg (05.06.2012 16:32)
precipitato писал(а):
Особенно Римский -в Шахерезаде,например.Что Вы
такое говорите?
...где Шахерезада и где Саламбо? 1863 год Саламбо и 1888 Шахерезада.

precipitato (05.06.2012 16:50)
steinberg писал(а):
...где Шахерезада и где Саламбо? 1863 год Саламбо
и 1888 Шахерезада.
Вы написали -огрубляя -что все кучкисты плохо рубили в
оркестре,вот я и привел пример.У Римского,даже раннего - оркестр очень живой и подвижный.А
оркестр Мусоргского - это особая статья,не буду развозить - об этом на форуме много
говорилось.Смотрит прямо во вторую половину 20 века.

steinberg (05.06.2012 17:01)
...про ранний оркестр у Римского: 1-я симфония и Антар лучше всего пишет он сам...вот
например:
`...я не знающий названий всех интервалов и аккордов, из гармонии слыхавший лишь о
пресловутом запрещении параллельных октав и квинт...я принялся за сочинение симфонии...О
трубах и валторнах я понятия не имел...Но и сам Балакирев не знал этих инструментов,
познакомившись с ними лишь по Берлиозу... Так или иначе, а к маю 1862 г. первая часть,
скерцо и финал симфонии были мною сочинены...`
В Летописи моей музыкальной жизни есть более откровенные и анекдотичные признания.

precipitato (05.06.2012 17:48)
steinberg писал(а):
...про ранний оркестр у Римского
Ну - это
ведь про самое начало.

steinberg (05.06.2012 18:02)
precipitato писал(а):
Ну - это ведь про самое начало.
...ну да,
конечно. В другом месте он писал: что на многие вопросы мог бы ответить любой
капельмейстер, но нашим собеседником был Берлиоз (имеется ввиду книжка)! Конечно, 20 лет
спустя всё изменилось.

victormain (06.06.2012 04:10)
precipitato писал(а):
Особенно Римский -в Шахерезаде,например.Что Вы
такое говорите?
Да и у Бородина всё, что он оркестровал сам, солидно сделано.

drimmon (02.09.2012 18:23)
подскажите пожалуйста ,где можно найти (скачать)партитуру Саламбо(всей оперы)

muzaR (02.09.2012 19:09)
drimmon писал(а):
подскажите пожалуйста ,где можно найти
(скачать)партитуру Саламбо(всей оперы)
Авторской партитуры не существует. Существует
дореволюционная оркестровка того, что написал Мусоргский. Это совсем не полная опера.
Существует опера в том виде, в каком ее дописал Пешко. Вряд ли он не позаботился о
соблюдении своих прав.

drimmon (03.09.2012 01:18)
Большое спасибо.А дореволюционная оркестровка доступна?

drimmon (03.09.2012 01:42)
Не могу найти объяснение знаку `моген Давид` на могиле Мусоргского.С его родословной это
не увязывается.О его принадлежности к масонам тоже ничего не нашел.Очень странно.

muzaR (03.09.2012 10:00)
drimmon писал(а):
Не могу найти объяснение знаку `моген Давид` на
могиле Мусоргского.
Масонской символики (скрытой) сколько угодно даже в православных
церквах. Вообще много непонятного. На могиле Даргомыжского Вы видели, что за памятник? А о
Мусоргском мы совершенно ничего не знаем, он крайне аккуратно обращался с документами,
видимо. Вы о его личной жизни вообще много знаете?

muzaR (03.09.2012 10:02)
drimmon писал(а):
Большое спасибо.А дореволюционная оркестровка
доступна?
Оркестровка выполнена Сениловым, в руках держал, но так давно, что не
помню, кажется, она была издана до революции, но память у меня никуда, простите. Надо
искать в нотныз библиотеках. Но я сомневаюсь, что оркестровка соответствует духу музыки
МП, она такая, как сказать, развесистая.

drimmon (03.09.2012 13:39)
Большое спасибо.К сожалению, о личной жизни М.П.нашел немного.При всем желании
продвинуться в этом вопросе,наталкиваюсь на изложение личных мнений,нередко в ущерб
объективноому анализу.К примеру, Мусоргский ,не сомненно, глубоко знал Богослужебный
круг.Как гражданин Православной Империи и как певчий на клиросе.Это говорит о мощной
Духовной составляющей его внутреннего мира.А описания его жизнедеятельности часто совсем
этого не учитывают. Для меня это важно,потому что очень слышна разница между ЕГО музыкой и
музыкой остальных `кучкистов` именно на этом Духовном уровне.Посоветуйте пожалуйста,где
можно прочесть материалы по Мусоргскому.

drimmon (03.09.2012 13:49)
muzaR писал(а):
На могиле Даргомыжского Вы видели, что за
памятник?
Впечатляет.Спасибо.

muzaR (03.09.2012 13:53)
drimmon писал(а):
где можно прочесть материалы по Мусоргскому
Я
бы и рад, но не знаю где. Одни предположения. Были ли в жизни его женщины, допустим? кто
они? почему такое молчание в его переписке на эту тему? попробуйте подумать сами. Знал ли
Мусоргский богослужебный круг? был ли он православным человеком? Вы его `Ночь на Лысой
горе` знаете? ведь мы не знаем ничего на самом деле, и легко принять желаемое за
действительное. Некоторые и Достоевского принимают за духовного писателя. Не читамши,
видимо, Амвросия Гренкова и Анатолия Зерцалова.

evc (03.09.2012 13:56)
drimmon писал(а):
Впечатляет.Спасибо.
у меня ноль ассоциаций в
плане творчества Даргомыжского и этого памятника... реализм Хаустова избыточен

muzaR (03.09.2012 14:00)
evc1 писал(а):
у меня ноль ассоциаций в плане творчества
Даргомыжского и этого памятника... реализм Хаустова избыточен
По-моему, это просто
безобразие. И где оригинальная плита???

gutta (03.09.2012 14:20)
drimmon писал(а):
... Мусоргский... гражданин Православной Империи
..Посоветуйте пожалуйста,где можно прочесть материалы по Мусоргскому.
Кое-что (в
раздумии) можно подчерпнуть у С. Шлифштейна: `Мусоргский. Художник. Время. Судьба.` М.,
1975. Хотя книга, конечно, подцензурная.
Кстати, хоть Некрасов и требовал `гражданином быть`, но Мусоргский, конечно, был
подданым.

gutta (03.09.2012 14:34)
muzaR писал(а):
Некоторые и Достоевского принимают за духовного
писателя. Не читамши, видимо, Амвросия Гренкова и Анатолия Зерцалова.
Бог с ней, с
`духовностью`, во всех смыслах. Озадачивает, когда начинают рассуждать о `философии`
поэта, вводят это в программы уч. заведений, аспирантуры. Можно ли поэзию и бытовое
морализаторство, например, у Толстого выдавать за способ философствовать?

paraklit (03.09.2012 14:43)
poiuytr писал(а):
Больше разговаривать всухомятину, без партитур,
просто сил нет.
Здорово сказано!

evc (03.09.2012 14:58)
drimmon писал(а):
... Посоветуйте пожалуйста,где можно прочесть
материалы по Мусоргскому ...
поместил ссылку на биографический фильм Виктора Окунцова
о Мусорском -> http://classic-online.ru/ru/production/39413
он создан в 1989 году и возможно ангажирован, я его, честно, не смотрел ещё

paraklit (03.09.2012 15:09)
Если позволите - я немножко добавлю.
1. Про оркестровку не спорьте, не потому, что он ею не владел, а потому, что сам
оркестровал очень мало - мало оснований для того, чтобы сделать обобщения. Есть так
называемые редакции Павла Ламма (`уртекст`), но их не играют. Предпочитают даже не Р-К, а
Шостаковича. Однако, из этого не следует, что они (оркестровки М.М.)плохи. Они - просто
непрактичны... с позиций традиционной оперы.
2. Он безусловно был православным, и очень искренне верующим человеком. Об этом есть
косвенные данные. А прамые? Пожалуйста. Статья Татаринцевой Е. А. `Хованщина` М. П.
Мусоргского и грани образа Святой Руси`. Она на сайте `Академическая музыка Сибири`
(sibmus.info). Прочтете - все поймете.
3. `Заигрывание` с масонской символикой не надо воспринимать как знак его принадлежности
к ним (масонам). На масонство и все, что было вокруг него тогда была мода, она имела
место в светских кругах - а М. М. был очень ценим в светской среде. Он - по слову классика
и `... по французски совершенно мог изъясняться и писал, легко мазурку танцевал, и
кланялся непринужденно`... Ну, пока не начал спиваться, разумеется. К этому нужно добавить
еще очень хорошее владение ф-но, умение импровизировать и т.п...
4. Оставьте разговоры о женщинах или их отсутствии! Ну что за манера всюду искать секс!
(или его отсутствие). Пусть этим подростки занимаются! А такая мысль в голову не
приходила: он - когда сочинял - всю энергию сублимировал в музыку?.. Кстати, немало в
истории примеров одиноких композиторов...

muzaR (03.09.2012 15:10)
evc1 писал(а):
поместил ссылку
Первые тычки в фильм показали,
что фильм сделан с лучшими намерениями, но только не предвидится сенсаций и фактов. Надо
найти время проглядеть весь трек. Спасибо Вам.

muzaR (03.09.2012 15:16)
paraklit писал(а):
не спорьте
Две (полторы) партитуры Бориса.
Ночь на Лысой горе. Два куска из Саламбо. Два куска из Хованщины. И другое. Не согласен,
что мало. В каких оркестровках идет Борис - я не владею стаистикой, если тут есть
театралы, было бы интересно узнать ее. Мода на масонство и другие, еще более
конспиративные вещи, была. Разговоры о женщине проще оставить, опустим покрывало
стыдливости. И прошу не писать мне восклицательных знаков.

balaklava (03.09.2012 15:28)
paraklit писал(а):
он - когда сочинял - всю энергию сублимировал в
музыку?..
Сублимация-это полная чушь, фантазия озабоченного человека. Всё равно, как
если бы кто-то умирал от жажды, а ему предложили, к примеру, станцевать... Сексуальность и
искусство разные по природе. Единственное на что способно искусство - отвлечь, и то на
время...

paraklit (03.09.2012 15:34)
balaklava писал(а):
Сублимация-это полная чушь, фантазия озабоченного
человека... Сексуальность и искусство разные по природе. Единственное на что способно
искусство - отвлечь, и то на время...
Так может написать только человек, не
сталкивавшийся с проблемой `вдохновения`... Например, заказали музыку - а вдохновения
нет... А на профессионализме делать не хочется - затратишь время - и потом будешь
стыдиться показать это как свое сочинение... Так что не `свистите` мне, что Вы такой
умный! Я все это прошел! .. Не обижайтесь...

abcz (03.09.2012 15:34)
balaklava писал(а):
Сублимация-это полная чушь, фантазия озабоченного
человека.
сейчас `сублимацию` понимают шире, чем при Фрейде.
Впрочем и на счёт разности природ сексуальности и искуство можно много, плодотворно и
бестолково спорить.

balaklava (03.09.2012 15:41)
paraklit писал(а):
Я все это прошел! .. Не обижайтесь...
Вы тоже
меня простите, просто наступили на больную мозоль...

paraklit (03.09.2012 15:42)
balaklava писал(а):
Вы тоже меня простите, просто наступили на
больную мозоль...
Ok. Я рад, что мы поняли друг друга! За это я Вам благодарен.

paraklit (03.09.2012 15:45)
P.S. Как всегда, не сказал главного. Музыка - замечательная! Давно последний раз слушал...
Еще раз слушаю - и получаю истинное удовольствие. И оркестровка не раздражает - все
грамотно сделано... Хотя, конечно, можно и по-другому.

balaklava (03.09.2012 15:51)
paraklit писал(а):
Так может написать только человек, не
сталкивавшийся с проблемой `вдохновения`...
Да, и ещё, сразу не заметил про
Вдохновение. Это очень непростая проблема и, думаю, что в дальнейшем, это надо будет
обязательно обсудить.

precipitato (03.09.2012 17:09)
paraklit писал(а):
Так может написать только человек, не
сталкивавшийся с проблемой `вдохновения`... Например, заказали музыку - а вдохновения
нет...
Надо брать аванс,вдохновение не заставит себя ждать.

drimmon (03.09.2012 17:17)
gutta писал(а):
хоть Некрасов и требовал `гражданином быть`, но
Мусоргский, конечно, был подданым.
Браво...ну конечно же.)

Maxilena (03.09.2012 21:45)
muzaR писал(а):
По-моему, это просто безобразие. И где оригинальная
плита???
Дорогая Марья Ивановна! Я пораскинула рудиментом, который у меня вместо
мозгов, и поняла, с кем имею честь общаться в Вашем, Марья Ивановна, лице. Чему очень рада
и щаслева. Примите уверения в моем искреннем, Марья Ивановна, уважении! И спасибо Вам за
внимание, оказанное наивной врачихе (в моем лице).

muzaR (03.09.2012 21:54)
Maxilena писал(а):
, лице
За доброе отношение спасибо большое.
Но со своей стороны, осталось понять, каким лицом имею я нечесть быть... или небыть.

drimmon (04.09.2012 00:46)
evc1 писал(а):
поместил ссылку на биографический фильм Виктора
Окунцова о Мусорском
Большое спасибо.Согласен с muzaR,что без ошеломляющих
новостей,но и не без интересных нюансов.

paraklit (04.09.2012 05:53)
muzaR писал(а):
Две (полторы) партитуры Бориса. Ночь на Лысой горе.
Два куска из Саламбо. Два куска из Хованщины. И другое. Не согласен, что мало. В каких
оркестровках идет Борис - я не владею статистикой...
Были разные периоды, насколько
мне известно... Сначала, конечно, все шло в оркестровке Р-К... Потом, ритм жизни
изменился, потребовалась более компактная редакция и более практичная оркестровка, которая
могла бы звучать и в случае, когда в оркестре некомплект инструментов - в периферийных
театрах, например - и такую редакцию сделал ДШ. Потом (сейчас) наступили `еще другие`
времена, каждый театр делает по-своему нанимая своих оркестровщиков - аранжировщиков. Я
знаю (не про М.М), что переоркестрованы многие оперы в Новосибирске, а некоторые балеты -
у нас, в Красноярске... В этом контексте, кое-где заинтересовались и уртекстом...

muzaR (04.09.2012 09:57)
paraklit писал(а):
переоркестрованы
Я от мусоргистов слышал, что
Борис в мире если идет, то в авторской версии (одной из двух), но не исключаю того, что
они желаемое выдают за. Своими ушами слышал авторскую партитуру в живом звучании (театр
Станиславского), всё у Колобова прекрасно звучало, это во всяком случае, но, конечно,
требуется ответственная работа оркестра, если тяп-ляп, то нужна оркестровка покондовее, я
так понимаю.

paraklit (04.09.2012 11:09)
muzaR писал(а):
если тяп-ляп, то нужна оркестровка покондовее, я так
понимаю.
Совершенно верно.

Loshad (09.01.2013 19:26)
precipitato писал(а):
Особенно Римский -в Шахерезаде,например.Что Вы
такое говорите?
На самом деле Римский-Корсаков был на столько образован в этом
смысле, что оркестровал на ходу!

precipitato (09.01.2013 21:51)
Loshad писал(а):
оркестровал на ходу!
На ходу подметки рвут).

Modus (14.04.2017 12:31)
А нельзя ли выложить трек-лист? Чтобы знать, как это резать.

Modus (19.05.2017 13:42)
С нарезкой сам справился. Но теперь мне бы ноты этой редакции. Вячеслав Лаврентьевич,
появитесь, пожалуйста, где их можно найти?

Modus (21.07.2020 14:40)
Mikhail_Kollontay писал(а):
детали оркестровки совершенно не
предсказуемы, и ни один человек, даже если век будет думать, до них не додумается. Больше
разговаривать всухомятину, без партитур, просто сил нет.
Это никак не доказывает
того, что Мусоргский был силён в оркестровке. Важно не то, насколько это изобретательно
сделано, а то, как оно звучит. То, что его партитуры интересно изучать, ничего не говорит
о том, что эту музыку комфортно слушать без обработки. Я до сих пор не знаю, почему мне не
понравилось, как звучит трансляция `Бориса Годунова` из Выборгского замка: то ли из-за
исполнения, то ли из-за того, что это была авторская редакция. Я очень хорошо помню своё
впечатление: всё очень правильно и профессионально, но эта музыка ничего не добавляет к
Пушкину, не хватает оригинальности и самобытности. Т.е., можно предположить, что в данном
случае новаторские идеи Мусоргского на слух не воспринимаются вообще, их можно увидеть,
только читая партитуру. Но при этом редакция Римского-Корсакова, например, в записи
Мелик-Пашаева, производит сильное впечатление, и не задумываешься, что там всё сделано
слишком формально и ремесленно. То, что в академическом дискурсе считается наоборот, - это
следствие деформации академического искусства как такового. Он слишком далеко отошёл от
понимания того, что музыку нужно слушать, а не читать. И можно считать, что заслуга
Римского-Корсакова именно в том, что он сделал скрытые достоинства музыки Мусоргского
слышимыми.



 
     
Наши контакты