Скачать ноты
1. Allegro non troppo e molto maestoso - Allegro con spirito
2. Andantino semplice - Prestissimo
3. Allegro con fuoco

Запись - май 1941 г., Нью-Йорк.
      (268)  


papyrus (19.09.2011 21:32)
Вообще, настолько многогранные, сложные, бесконечно обсуждаемые человечеством на
протяжении многих веков темы о субъективном, объективном, их соотношениях (а также о
красоте и смысле, о форме и содержании) - что можно только порадоваться за Музыку,
гениальную модель жизни, выводящую нас на эти темы напрямую, развивающую мышление (помимо
несравненного эмоционального и эстетического воздействия).

Intermezzo (19.09.2011 22:03)
Yuriyauskiev писал(а):
Давным-давно похоронил для себя эту запись, и
вот она снова неожиданно вылезла, да еще окруженная почитателями. Мощь и суетливость –
разные вещи. А здесь это суета, не имеющая отношения к музыке, трюкачество и самореклама.
Китч, одним словом. Человек проскакивает мимо важных вех, дирижер ему подыгрывает. Музыке
они не служат, она для них некий повод продемонстрировать возможности на радость
определенной публике. Его скорости, сила звука совсем не потрясают. Это нечто чужеродное,
паразитирующее на знаменитом шедевре и вызывающее недоумение и неприятие, причем, не
только моё. Совершенно непонятно, почему именно это исполнение надо обсуждать. Это и есть
музыка Чайковского в её высшем проявлении и эпохальном прочтении? Жаждущие мощи могли бы
её найти в записи Рихтера с Комором. Запись, правда, любительская и весьма неважного
качества, но всё услышать и понять при желании можно. Впрочем, дело, как я понимаю, не в
музыке, а в персоналиях.
Сохранились воспоминания о Горовице, приехавшем покорять Америку с помощью 1-го Концерта
Чайковского. Дирижер ему попался с совершенно другим темпераментом – рассудительный сэр
Томас Бичем. Горовиц понял, что с темпами, которые ему предлагал дирижер и, следовательно,
оркестр, никакого фурора не будет. Вот он и обогнал их на несколько тактов и пришел к
финишу раньше, сорвав овации.
Интересно, почему же тогда тысячи людей, причем не
только любители, как я, но и профессионалы, обожают это исполнение и считают его одним из
лучших. В ЦК дураки, что ли, сидят? Вы вот говорите сейчас о `рассудительном` Бичеме. А я
могу назвать его надменным. Вы сейчас называете исполнение паразитирующим. Интересно, а
как вы относитесь к рихтеровскому 1-му Скерцо Шопена? Я считаю - оно кошмарно. И это
совсем не потому, что я не люблю Рихтера - наоборот. Просто в исполнении Горовица - какая
страсть, хоть оно и очень мрачное! А у Рихтера намеренно завышенный темп, который
совершенно ни к чему. Однако ж многие считают это исполнение лучшим. Это как сравнение с
данным исполнением (Чайковский).
Это всего лишь мое мнение, субъективное, человеческое мнение. Вы же выдаете свое как
аксиому, Рихтера, как аксиому... Вот и получается - высшая математика.

MargarMast (19.09.2011 22:40)
papyros, я говорила о другом - я говорила о том совокупном образе композитора, который
создаётся у человека, много его слышавшем - причём самые разные вещи. Поэтому у него уже
существует некоторый прообраз исполнения данного произведения, и он интуитивно ищет
`своего` исполнителя, который этот прообраз может воплотить. А Вы говорите об открытии
чего-то нового в известном. Это - совершенно другое. Это - когда у Вас уже что-то
припрятано заветное, но Вам хочется как-то расцветить и дополнить то, что уже есть. Но
если это особенно дорого - то, наоборот, человек носится с этим воплощённым прообразом,
как с писаной торбой. Для меня, например, воплощённым прообразом 3-его концерта
Рахманинова стала игра Клайберна с Кондрашиным. Это для меня отставлено в сторонку, как
эталон. А дальше я могу слушать других - и соглашаться или нет. Не всегда есть такое
попадание. Вот я начала только сейчас по-настоящему открывать для себя Рихтера - именно
потому, что, как говорил здесь Юрий (Yuriaskuev,) записи убили рихтеровский звук. И только
когда я послушала его исполнение Моцарта и Шопена на том самом концерте в Лононде, который
передавался по Культуре - вот тогда я, наконец, поняла, о какой магии шла речь. Она
непередаваема аудиозаписями. И - вот именно в случае Рихтера я бы хотела услышать то, что
передавало его игру в наиболее оригинальном звучании - и это часто оказываются
любительские записи. Вот тогда произведение для меня открывается с совершенно иной
стороны. Я не знаю, кто из исполнителей ещё обладает такой магоей. Я таких просто не
знаю.

Уважаемый Intermezzo, мне кажется, что ссылаться на мнение тысяч любителей данного
исполнения в качестве аргумента того, что оно является действительно выдающимся, по
крайней мере странно. Я Вам скажу больше - здесь есть несколько совершенно замечательных,
глубоких, знающих и талантливых профессиоанльных музыкантов (композиторов), для которых
оно тоже оказалось восхитительным. Но это меня в общем-то не смущает. Поскольку шеф-повар
судит о вкусе блюда совершенно иначе, чем посетитель ресторана. Более того, творческий
шеф-повар соединит продукты в такой комбинации, которая нормальному человеку, привыкшему к
`вкусной и здоровой пище`, покажется просто несъедобной. У них творческий поход к
материалу. А у нас - желание получить то, что мы знаем и любим. Предположим, блюдо, вкус
которого мы помним с детства, как нам готовила его мама, ну или что-нибудь в таком, слегка
сентиментальном, духе. Это - большая разница. Поэтому, я себя этим утешаю. Я с
шеф-поварами общий язык в отношении приготовления пищи найти не в состоянии, честно Вам
скажу. ;)

Yuriyauskiev (20.09.2011 00:37)
Intermezzo писал(а):
Интересно, а как вы относитесь к рихтеровскому
1-му Скерцо Шопена? Я считаю - оно кошмарно. И это совсем не потому, что я не люблю
Рихтера - наоборот. Просто в исполнении Горовица - какая страсть, хоть оно и очень
мрачное! А у Рихтера намеренно завышенный темп, который совершенно ни к чему. Однако ж
многие считают это исполнение лучшим. Это как сравнение с данным исполнением (Чайковский).
Это всего лишь мое мнение, субъективное, человеческое мнение. Вы же выдаете свое как
аксиому, Рихтера, как аксиому... Вот и получается - высшая математика.
Не могу
подробно ответить по двум причинам: уже поздно и Вы как-то неясно формулируете. О какой
записи 1-го Скерцо Вы пишите? Такое впечатление, что Вам известно одно, тогда как мне
известно одиннадцать (одна под вопросом - пока не удалось идентифицировать).
В студийной записи
25-30/7/77 - Munich - EURODISC/MELODIYA 610 128-231 (CD)
всё предельно выверено, абсолютная четкость выражения, сбалансированные темпы. Короче, в
ней всё, что Рихтер хотел выразить в то время своей деятельности. Насчет `многие` Вы
правы. Есть антирихтеровский форум в рунете, так даже они считают большой удачей Рихтера
исполнение четырех скерцо. Ну а что уж говорить о почитателях Святослава Теофиловича! С
записью Горовица знаком давно. Она мне нравилась. Но исполнение Рихтера считаю более
выразительным и глубоким. Как музыканты они несравнимы. Не может музыкант грандиозного
масштаба мыслить примитивно. Каким бы ни был темп у Рихтера, он был оправдан его
предлагаемой концепцией. Темп у него - средство, причем, средство надежное. У Горовица
темп - это очень часто цель. Вот Вам и вся `высшая математика`, как Вы выражаетесь. От
себя замечу, что `высшая математика` - вовсе не наука, а название курса, который читается
для нематематических специальностей, т.е., самая низшая в математике.

P.S. Самая любимая моя запись Горовица - `Крейслериана`, появившаяся на советской
пластинке в 70-х, если не ошибаюсь.

abcz (20.09.2011 01:32)
musikus писал(а):
Но самое нелепое - назначать его эталоном. Хотя бы
по той простой причине, что эталонов в исполнительстве вообще быть не может. И уж тем
более это относится к Горовицу.
а его никто и не назначал. Они (Горовиц, Софроницкий,
Гульд, Рихтер..........) - эталоны по факту. Тысячи начинающих пианистов добиваются их
звука, туше, отношения к тембру, темпов. Чего угодно. Что это, если не эталон?

abcz (20.09.2011 01:37)
laima писал(а):
А Вы полагаете исполнение Горовица истиной в
последней инстанции? Для Вас что первично: произведение или исполнение? Произведение лишь
субстанция, с в о и м исполнением которой исполнитель имеет целью поймать публику, как
рыбку на крючок?
произведения вне исполнения не существует.
Конечно, его можно рассматривать исключительно как текст, но это отношение для
профессионалов, а музыка пишется для непрофессионалов, на самом деле.
Поэтому здесь нет первичного. Существует только ИСПОЛНЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ. Т.е. это
всегда произведение композитора-исполнителя (и не только если они конгениальны, как в
данном случае).

MargarMast (20.09.2011 01:37)
abcz писал(а):
а его никто и не назначал. Они (Горовиц, Софроницкий,
Гульд, Рихтер..........) - эталоны по факту. Тысячи начинающих пианистов добиваются их
звука, туше, отношения к тембру, темпов. Чего угодно. Что это, если не эталон?
Вы
просто сравниваете разные уровни, а здесь не говорят о начинающих - здесь говорят о
состоявшися. Какой смысл говорить об остальных? Говорят, что нет абсолютного эталона.

abcz (20.09.2011 01:39)
MargarMast писал(а):
Ну, это может быть - для слабых головкой Гульд
как раз подходит. Шутю, не обижайтесь. Но Вы дали повод. ;)
я сам это сказал о себе
(`Слаб я...`). Что ж делать. Не у всех же способности всё слышать и сразу. Ну, торможу.

MargarMast (20.09.2011 01:44)
abcz писал(а):
я сам это сказал о себе (`Слаб я...`). Что ж делать.
Не у всех же способности всё слышать и сразу. Ну, торможу.
А как же Вы слушаете
Листа? Вы его совсем не слушаете? :)

abcz (20.09.2011 01:46)
MargarMast писал(а):
У Гульда была одержимость звуком - в этом я с
Вами совершенно согласна. Если Вы хотите наслаждаться связями между звуками и ощущением
их пространства - наверное, Вы правы. Гульд наслаждается звуком. А я хочу наслаждаться
музыкой. Те, у кого эти наслаждения совпадают, любят Гульда. И я очень за них рада. Но я
люблю слышать то, что заложено в произведении, как цельном посыле, а не растягивать его,
чтобы видеть переливы и переходы звуков и их пространственное ощущение. Аппассионата -
это концентрированная суть бетховенской внутренней силы и энергетики. Мне не нравится,
когда эту суть берут, растягивают и развешивают, как бельё на верёвочке, для любования
отдельными лоскутками.
когда вы смотрите хорошую картину, вы не только разглядываете
её с пяти метров, но пытаетесь рассмотреть каждый мазок. С разных ракурсов, с разных
расстояний, при разном освещении.
Мне миллион раз представляли концентрированную суть бетховенских внутренних сил. Хочется
иногда подумать, расслышать музыку...

abcz (20.09.2011 01:53)
Intermezzo писал(а):
Вы вот говорите сейчас о `рассудительном`
Бичеме. А я могу назвать его надменным.
больше того, желая `поучить` молодого
исполнителя он повёл себя совершенно непрофессионально, перетягивая на себя одеяло. И, в
сущности, убил (в данном случае) Чайковского.

abcz (20.09.2011 01:54)
MargarMast писал(а):
я говорила о том совокупном образе композитора,
который создаётся у человека, много его слышавшем - причём самые разные вещи
так
ведь, сколько таких слушателей, столько и совокурных образов.

abcz (20.09.2011 02:00)
MargarMast писал(а):
Вы просто сравниваете разные уровни, а здесь не
говорят о начинающих - здесь говорят о состоявшися. Какой смысл говорить об остальных?
Говорят, что нет абсолютного эталона.
даже Рихтер когда-то начинал и тоже кому-то
подражал. А говорить об эталонах на таком уровне исполнительского мастерства - конечно
наивно. Все они - бриллианты чистой воды (ну, сравнение для тех, кто любит бриллианты).

MargarMast (20.09.2011 02:01)
abcz писал(а):
так ведь, сколько таких слушателей, столько и
совокупных образов.
Конечно, конечно, Вы совершенно правы. Я именно это и хотела
сказать.

abcz (20.09.2011 02:01)
MargarMast писал(а):
А как же Вы слушаете Листа? Вы его совсем не
слушаете? :)
редко. На 90% его музыка - престидижитаторство. Хотя есть и великолепные
вещи, конечно, и просто забавные.

abcz (20.09.2011 02:04)
MargarMast писал(а):
Конечно, конечно, Вы совершенно правы. Я именно
это и хотела сказать.
ну и зачем такая экспрессия в осуждении предателя Чайковского -
Горовица?

MargarMast (20.09.2011 02:07)
abcz писал(а):
ну и зачем такая экспрессия в осуждении предателя
Чайковского - Горовица?
Не будем уже возвращаться к этому вопросу, а то я сейчас
опять в неё ввергнусь. Дело в том, что исполнитель - не слушатель. Он должен бть
максимально объективен - как репортёр.

abcz (20.09.2011 02:15)
MargarMast писал(а):
А как же Вы слушаете Листа? Вы его совсем не
слушаете? :)
а. Не совсем понял вопрос.
Там, конечно, много нот, но, как правило, они организованы очень прямолинейно. Так что,
слушать особенно нечего.

abcz (20.09.2011 02:18)
MargarMast писал(а):
Не будем уже возвращаться к этому вопросу, а то
я сейчас опять в неё ввергнусь. Дело в том, что исполнитель - не слушатель. Он должен
бть максимально объективен - как репортёр.
если б концерт Чайковского был футбольным
матчем, я, может быть, и согласился б с вашим утверждением.
Хотя, с другой стороны: кому он нужен, объективный футбольный комментатор?..

MargarMast (20.09.2011 02:37)
abcz писал(а):
если б концерт Чайковского был футбольным матчем, я,
может быть, и согласился б с вашим утверждением.
Хотя, с другой стороны: кому он нужен, объективный футбольный комментатор?..
Ну,
конeчно, я преувеличила. Просто эта тема слегка выдохлась - уже как-то смысла не было
пережёвывать, Вы уж извините. :).

MargarMast (20.09.2011 07:16)
abcz писал(а):
когда вы смотрите хорошую картину, вы не только
разглядываете её с пяти метров, но пытаетесь рассмотреть каждый мазок. С разных ракурсов,
с разных расстояний, при разном освещении.
Мне миллион раз представляли концентрированную суть бетховенских внутренних сил. Хочется
иногда подумать, расслышать музыку...
Вы знаете, я как раз не пытаюсь рассмотреть
каждый мазок, когда смотрю на картину. Я не очень понимаю - зачем рассматривать каждый
мазок, когда это - чистейшей воды техника. Замысел художника не в том, чтобы человек
рассматривал каждый мазок, а в том, чтобы он смотрел на картину с разных ракурсов и видел
её в разном освещении. Причём он пользуется именно данной техникой, чтобы создать именно
данное впечатление. Рассматривают мазки обычно коллеги-художники - для того, чтобы,
например, использовать это в собственной работе, если это что-то интересное. Можно,
конечно, сказать, что добавление красного света в этом углу картины совершенно меняет её
характер на напряжённый - но это совсем не то же самое, что рассматривать каждый мазoк. А
Гульд занимается именно этим - как Вы правильно и отметили.

Впрочем, эта тема тоже как бы на данном этапе себя исчерпала.

MargarMast (20.09.2011 07:17)
цвета*

MargarMast (20.09.2011 07:41)
Нет, на самом деле Вы меня заинтересовали - неужели Вы действительно подходите к картине
для того, чтобы рассмотреть каждый мазок? Тяжело Вам, наверное, приходится с фламандцами.
С Ван Гогом, конечно, попроще. Опять же, с пуантилистами не очень - там вообще не уследишь
- в глазах зарябит. То есть, конечно, всегда есть желание подойти поближе и посмотреть
именно на работу художника - с этим я согласна - как бы оценить его труд, а не только
плоды этого труда. Это я могу понять. Но рассматривать каждый мазок - это что-то
интересненькое. Мне кажется, что только люди, изучающие живопись, могут интересоваться
такими подробностями. Именно поэтому столько музыкантов-исполнителей интересуются игрой
Гульда. Может быть, именно в этом и есть зацепка - что Гульд не играет, а постоянно даёт
мастер-класс, как Вы об этом и говорили. Но слушателю, пришедшему на концерт, это не так,
чтобы очень интересно. Хотя вот есть слушатели, которых он очень впечатляет (например,
замечательного ostatnika). Впрочем, опять о Гульде. Давайте лучше о Рембрандте. Кстати
говоря, Вы знаете, какую потрясающе интересную вещь я выяснила? Что Рембрандт - светлый, а
не тёмный! Это в Эрмитаже висят его тёмные картины - они оказывается потемнели от
времени, а `Ночной дозор` вовсе не был `ночным` (особенно не в духе Алексеевого `Ночного`
:). А в Амстердаме он совсем даже светлый. Вот такие интересные открытия.

Но поподробнее об этом спросить у моего брата mikrusa. Он в этом деле дока.

musikus (20.09.2011 07:56)
abcz писал(а):
На 90% его музыка - престидижитаторство. Хотя есть и
великолепные вещи, конечно, и просто забавные.
Конечно, конечно, Лист -
манипулятор... В сонате си минор манипулировал, в `Годах странствий`, в `Поэтических и
религиозных гармониях`, в таких вещах, как `Серые облака`, Sursum corda, `Исторические
портреты`... Ну и, конечно, в мессах, в оратории `Христос` и т.д. Тот еще манипулятор был,
особенно в сане аббата. О-о-о-чень `забавный` был человечек, да?

abcz (20.09.2011 08:09)
MargarMast писал(а):
Нет, на самом деле Вы меня заинтересовали -
неужели Вы действительно подходите к картине для того, чтобы рассмотреть каждый
мазок?
то-то и интересно: волшебство того, как беспорядочная мазня превращается в
прекрасное гармоническое целое.

abcz (20.09.2011 08:12)
musikus писал(а):
Конечно, конечно, Лист - манипулятор... В сонате си
минор манипулировал, в `Годах странствий`, в `Поэтических и религиозных гармониях`, в
таких вещах, как `Серые облака`, Sursum corda, `Исторические портреты`... Ну и, конечно, в
мессах, в оратории `Христос` и т.д. Тот еще манипулятор был, особенно в сане аббата.
О-о-о-чень `забавный` был человечек, да?
верно. Кое-что из этого и составляет те 10
процентов, которые я назвал великолепными.
Престидижитатор - не совсем манипулятор. А сан... Что сан? Многие кардиналы и папы были
очень забавные люди.

Yuriyauskiev (20.09.2011 08:21)
abcz писал(а):
даже Рихтер когда-то начинал и тоже кому-то
подражал.
Но Вы же это говорите просто так, исходя из тех соображений, что иначе и
быть не могло, поэтому и с Рихтером такое обязательно было. Серьезный человек приводит
пример, ссылку на свидетельство очевидцев и т.п. Иначе получается разговор на уровне
посиделок пенсионеров на лавочке возле дома.

Отправляясь даже от такой реплики, можно сообщить имевший место случай, только не здесь,
а в теме, посвященной Рихтеру. Но это после работы.

MargarMast (20.09.2011 08:28)
abcz писал(а):
то-то и интересно: волшебство того, как беспорядочная
мазня превращается в прекрасное гармоническое целое.
`Беспорядочная мазня`? Ну - это
к моему брату mikrusу - по поводу `бвспорядочной мазни` ;).

abcz (20.09.2011 08:30)
Yuriyauskiev писал(а):
Серьезный человек приводит пример, ссылку на
свидетельство очевидцев и т.п.
серьёзный человек едва ли будет требовать
доказательств тому, что 2х2=4

abcz (20.09.2011 08:31)
MargarMast писал(а):
`Беспорядочная мазня`? Ну - это к моему брату
mikrusу - по поводу `бвспорядочной мазни` ;).
) мне б про волшебство...

MargarMast (20.09.2011 08:40)
abcz писал(а):
) мне б про волшебство...
А он у нас как раз
волшебник, занимающийся `беспорядочной мазнёй`, правда, братик mikrus ;)?

MargarMast (20.09.2011 08:43)
abcz писал(а):
серьёзный человек едва ли будет требовать
доказательств тому, что 2х2=4
На самом деле - кому же подражал Рихтер? Ведь начал он
поздно - и абсолютно самобытно. Так кому же он подражал? Нейгауз сказал ему, что он его
ничему не может научить - правильно, Юрий?

sir Grey (20.09.2011 08:45)
Yuriyauskiev писал(а):
О какой записи 1-го Скерцо Вы пишите? Такое
впечатление, что Вам известно одно, тогда как мне известно одиннадцать
Не нравится
мне рихтеровские скерцо. А мне тоже известна одна запись - не советской пластинке, которая
у меня дома.А Вы какую советуете слушать из 11-ти? Или все хороши? И есть ли запись,
которую Вы рекомендуете, у нас на сайте?

musikus (20.09.2011 12:36)
abcz писал(а):
Многие кардиналы и папы были очень забавные
люди.
Вы тоже - очень забавный, хоть и не папа.

Intermezzo (20.09.2011 14:01)
Yuriyauskiev писал(а):
Не могу подробно ответить по двум причинам:
уже поздно и Вы как-то неясно формулируете. О какой записи 1-го Скерцо Вы пишите? Такое
впечатление, что Вам известно одно, тогда как мне известно одиннадцать (одна под вопросом
- пока не удалось идентифицировать).
В студийной записи
25-30/7/77 - Munich - EURODISC/MELODIYA 610 128-231 (CD)
всё предельно выверено, абсолютная четкость выражения, сбалансированные темпы. Короче, в
ней всё, что Рихтер хотел выразить в то время своей деятельности. Насчет `многие` Вы
правы. Есть антирихтеровский форум в рунете, так даже они считают большой удачей Рихтера
исполнение четырех скерцо. Ну а что уж говорить о почитателях Святослава Теофиловича! С
записью Горовица знаком давно. Она мне нравилась. Но исполнение Рихтера считаю более
выразительным и глубоким. Как музыканты они несравнимы. Не может музыкант грандиозного
масштаба мыслить примитивно. Каким бы ни был темп у Рихтера, он был оправдан его
предлагаемой концепцией. Темп у него - средство, причем, средство надежное. У Горовица
темп - это очень часто цель. Вот Вам и вся `высшая математика`, как Вы выражаетесь. От
себя замечу, что `высшая математика` - вовсе не наука, а название курса, который читается
для нематематических специальностей, т.е., самая низшая в математике.

P.S. Самая любимая моя запись Горовица - `Крейслериана`, появившаяся на советской
пластинке в 70-х, если не ошибаюсь.
Ну, я-то немогу похвастаться ТАКИМ знанием
предмета, к сожалению.... Говорил я про вот эту запись:
http://www.youtube.com/watch?v=6-JIApV1pEw
Это может быть как раз та студийная, о которой Вы писали. Ну никак не могу я согласиться
с вами, уж извините. Видимо, как писала MargarMast, не мой это Шопен. Переслушал ее еще
раз. Чего-то все-таки в ней не хватает... Может, эмоций, может, качества записи...
Выложенная на этом сайте запись мне нравится намного больше. Ничего не могу сказать насчет
глубины - у Горовица - фонтан эмоций, у Рихтера они, мне кажется, как будто специально
сдерживаются.
Из всего лишь 6-ти записей Скерцо Горовица, которые я знаю, мне больше всего нравится
исполнения в Белом Доме и из фильма `Последний романтик` (об этом фильме Рихтер, насколько
мне известно, отзывался вполне лестно). Особенно последняя. Вы переслушайте эти две -
можно говорить о ограниченности Горовица (конечно, Рихтер намного шире был музыкант), но
некоторые его исполнения настолько хороши, что он буквально закрывает ими произведение.
Например, 12-й этюд ор. 8 Скрябина. Опять же, мое мнение.
P. S. Извините, что так напал на Вас и Рихтера. Просто немного возмутился, когда Вы
назвали запись `паразитирующей на шедевре`. Но это ладно, меня намного больше возмутил г-н
`земли пуп` Музикус, который вообще назвал Горовица и его поклонников (к которым я себя
отношу) `дурновкусными`. Интересно, он знает каждого поклонника Горовица настолько хорошо,
чтобы судить о степени их дурновкусия?

Intermezzo (20.09.2011 14:17)
Yuriyauskiev писал(а):
Не могу подробно ответить по двум причинам:
уже поздно и Вы как-то неясно формулируете. О какой записи 1-го Скерцо Вы пишите? Такое
впечатление, что Вам известно одно, тогда как мне известно одиннадцать (одна под вопросом
- пока не удалось идентифицировать).
В студийной записи
25-30/7/77 - Munich - EURODISC/MELODIYA 610 128-231 (CD)
всё предельно выверено, абсолютная четкость выражения, сбалансированные темпы. Короче, в
ней всё, что Рихтер хотел выразить в то время своей деятельности. Насчет `многие` Вы
правы. Есть антирихтеровский форум в рунете, так даже они считают большой удачей Рихтера
исполнение четырех скерцо. Ну а что уж говорить о почитателях Святослава Теофиловича! С
записью Горовица знаком давно. Она мне нравилась. Но исполнение Рихтера считаю более
выразительным и глубоким. Как музыканты они несравнимы. Не может музыкант грандиозного
масштаба мыслить примитивно. Каким бы ни был темп у Рихтера, он был оправдан его
предлагаемой концепцией. Темп у него - средство, причем, средство надежное. У Горовица
темп - это очень часто цель. Вот Вам и вся `высшая математика`, как Вы выражаетесь. От
себя замечу, что `высшая математика` - вовсе не наука, а название курса, который читается
для нематематических специальностей, т.е., самая низшая в математике.

P.S. Самая любимая моя запись Горовица - `Крейслериана`, появившаяся на советской
пластинке в 70-х, если не ошибаюсь.
Насчет Крейслерианы 70-х ничего тоже сказать не
могу... Если укажете точный год и место записи, скажу, может быть...
На этом сайте можно выделить запись 85-го. 66-го, на мой взгляд, слишком уж виртуозная,
механическая какая-то...
А вот запись 86-го меня тронула даже больше, чем эти две. С концерта в Берлине. Сколько
же там ошибок, несоответствий тексту, ритм совершенно не держит - это просто кошмар! Но
какие эмоции, какие эмоции... А ему уже было 83. По выразительности эта запись превосходит
две предыдущие, на мой взгляд. Об остальных не говорю.

Intermezzo (20.09.2011 15:14)
Intermezzo писал(а):
Из всего лишь 6-ти записей Скерцо Горовица,
которые я знаю, мне больше всего нравится исполнения в Белом Доме и из фильма `Последний
романтик` (об этом фильме Рихтер, насколько мне известно, отзывался вполне
лестно).
Ой-ой-ой! Извините, ради Бога! Не исполнял Горовиц в Белом доме 1-е Скерцо.
Скерцо из 2-й сонаты с 1-м перепутал... Стыд мне и позор!..

abcz (20.09.2011 16:32)
musikus писал(а):
Вы тоже - очень забавный, хоть и не папа.
как
это не папа? Папа - и сколько угодно

abcz (20.09.2011 16:35)
MargarMast писал(а):
На самом деле - кому же подражал Рихтер? Ведь
начал он поздно - и абсолютно самобытно.
подражание, имитация - сущность любого
обучения. Это основа.
То, что он не делал этого сознательно, что это не проявилось как некий набор присущих
кому-то клише, говорит лишь о своеобразии условий, в которых он обучался музыке, но никак
не об отсутсвии этого обучения.

victormain (20.09.2011 16:38)
abcz писал(а):
серьёзный человек едва ли будет требовать
доказательств тому, что 2х2=4
О`Брайен был ОЧЕНЬ серьёзным человеком.

abcz (20.09.2011 16:47)
victormain писал(а):
О`Брайен был ОЧЕНЬ серьёзным
человеком.
который(ая)?

victormain (20.09.2011 16:55)
abcz писал(а):
который(ая)?
Из Оруэлла. Там очень важен этот
момент: чему равно дважды два.

abcz (20.09.2011 16:58)
victormain писал(а):
Из Оруэлла. Там очень важен этот момент: чему
равно дважды два.
а. Ну, прикалываться все мы умеем (или думаем, что умеем)

papyrus (20.09.2011 16:59)
abcz писал(а):
MargarMast писал(а):
На самом деле - кому же подражал Рихтер? Ведь
начал он поздно - и абсолютно самобытно.

подражание, имитация - сущность любого обучения. Это основа.
То, что он не делал этого сознательно, что это не проявилось как некий набор присущих
кому-то клише, говорит лишь о своеобразии условий, в которых он обучался музыке, но никак
не об отсутсвии этого обучения.
«Наташа сбросила с себя платок, который был накинут
на ней, забежала вперед дядюшки и, подперев руки в боки, сделала движение плечом и стала.

И где, как, когда впитала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, – эта
графинюшка, воспитанная эмигранткой-француженкой, – этот дух, откуда взяла она эти
приемы?..

Но дух и приемы эти были те самые неподражаемые, неизучаемые, русские, которые
воспитанная в бархате графиня сумела понять, – все, что было в Анисье и в отце Анисьи, и в
тетке, и в матери, и во всяком русском человеке».

MargarMast (20.09.2011 17:09)
abcz писал(а):
подражание, имитация - сущность любого обучения. Это
основа.
То, что он не делал этого сознательно, что это не проявилось как некий набор присущих
кому-то клише, говорит лишь о своеобразии условий, в которых он обучался музыке, но никак
не об отсутсвии этого обучения.
Это какое-то чисто умизрительное заключение. Так кому
он подражал, я так и не поняла? Своему отцу?

MargarMast (20.09.2011 17:10)
papyrus писал(а):
«Наташа сбросила с себя платок, который был накинут
на ней, забежала вперед дядюшки и, подперев руки в боки, сделала движение плечом и
стала...
Обожаю именно этот отрывок, но при чём он тут, я не поняла? Какое отношение
то, что Наташа Ростова так смогла танцевать `русскую`, имеет к игре Рихтера? Правда, не
поняла.

papyrus (20.09.2011 17:12)
Конкретно к Рихтеру, пожалуй, никакого отношения. А к обсуждаемому вопросу о подражании, о
сознательном обучении или подсознательном впитывании духа - имеет. :)

MargarMast (20.09.2011 17:17)
papyrus писал(а):
Конкретно к Рихтеру, пожалуй, никакого отношения. А
к обсуждаемому вопросу о подражании, о сознательном обучении или подсознательном
впитывании духа - имеет. :)
Думаю, это как раз не так. Толстой только хотел
подчеркнуть одарённость Наташи и её необыкновенную `русскость`, т.е. понимание самого
исконного, что есть в душе народа. Это присуще далеко, далеко не всем - и, кстати говоря,
никакой имитации как раз там не было и в помине. Это-то как раз было НАСТОЯЩЕЕ! И это -
главное, что хотел подчеркнуть Толстой. Так что - я бы сказала - прямо противоположное
Вашему тезису.

abcz (20.09.2011 17:23)
papyrus писал(а):
«Наташа сбросила с себя платок и стала.
)
Верно. Но недостаточно. Я всё-таки говорил именно об обучении.
Положим, папенька Рихтера не занимался с ним систематически (т.е., это известно -
времена были лихие), и мальчику приходилось доходить до тонкостей технологии своими силами
(и на дрянных пианинах); положим, сам папенька не обладал выраженными стилистическими
особенностями в игре на инструменте (это вероятно), и подражать в ближнем окружении яркой
стилистике было некому; положим, во времена революционных бурлений в Одессе не случалось
систематических абонементов со звёздами фортепианного искусства, и достаточно долго
имитировать кого-либо мальчик просто не успевал (если и бывал в концертах); положим,
тапёрская практика, напрочь убивающая стиль многих музыкантов, здесь не убила его, но
позволила выработать весьма экономную, совершенно `эргономичную` технологию (такое
случается у спортсменов-самородков и джазовых музыкантов, почему не случиться у
академического?).
И вот на выходе человек с совершенно уникальным универсальным стилем. И это отменяет
имитацию, как сущность обучения?
Нет. Просто его впечатления были совершенно кратки, дробны, многообразны, и он обладал
великолепной способностью ухватывать даже мельчайшие особенности чужой игры, чужого
движения и звука и интегрировать это в собственный аппарат и мышление (бывают такие дети,
бывают).
Так что, дважды два - четыре. Я достаточно свободен, чтоб говорить это не доказывая, но
можно и подоказывать, конечно.

papyrus (20.09.2011 17:23)
Для начала отмечу, что тезисов я никаких не предлагал.

Это весьма интересная и неоднозначная иллюстрация к возникшему вопросу. Как посмотреть на
слова Толстого? Можно по позиции уважаемого abcz, что Наташа подсознательно обучилась,
впитала в себя приёмы и манеры поведения, и неожиданно их продемонстрировала. А можно
взглянуть на это и с Вашей позиции, как доказательство проявления самобытности, а также
неподражаемости.

abcz (20.09.2011 17:24)
MargarMast писал(а):
Это какое-то чисто умизрительное заключение. Так
кому он подражал, я так и не поняла? Своему отцу?
чуть ниже, в ответе papyrus`y

papyrus (20.09.2011 17:24)
Просто пример для размышления.

abcz (20.09.2011 17:26)
т.е. здесь выходит - чуть выше

papyrus (20.09.2011 17:27)
А вообще, тема, конечно, необычная. Если договориться о том, что всё существующее, любое
обучение - это всегда подражание, имитация, освоение чьего-то предыдущего опыта, то
возникает два вопроса. Первый: а как же в таких условиях происходит развитие? И второй: а
что же являлось источником для первоподражателя?

abcz (20.09.2011 17:34)
papyrus писал(а):
А вообще, тема, конечно, необычная. Если
договориться о том, что всё существующее, любое обучение - это всегда подражание,
имитация, освоение чьего-то предыдущего опыта, то возникает два вопроса. Первый: а как же
в таких условиях происходит развитие? И второй: а что же являлось источником для
первоподражателя?
альтернатива - божественное вмешательство - мне не подходит. А
`первоподражатель` - это кто?
У всех высших животных сущетсвует институт игры (обучения через подражание), тогда,
значит это лемур?
Правда, у низших работает активно ещё и генетическая память, но учиться пианизму по
наследству - это уж слишком...

abcz (20.09.2011 17:36)
papyrus писал(а):
а как же в таких условиях происходит
развитие?
а вы пробовали когда-нибудь что-нибудь имитировать абсолютно точно?

papyrus (20.09.2011 17:45)
Есть одна прекрасная, известная в российских и мировых кругах пианистка, замечательный
преподаватель. Имён называть не буду - это не имеет роли. Столько талантов уже взрастил
человек! Но вот слушаешь концерт класса, когда вначале играет профессор, а затем ученики
от мала до велика, и не можешь отделаться от мысли, что играют много талантливых
клончиков. Те же движения, такое же отношение к звуку. Красота! Но очень похоже...
И вот беда - очень мало, кто достиг такого же уровня, кто стал равновеликим в педагогике
и в исполнительстве. Лишь единицы смогли при всём при этом развить не просто повторение
прекрасного образца, но и получить что-то очень яркое своё.

Как же быть с фразой, что главная задача учителя - стать ненужным своему ученику? Как её
понять? Может быть, и так, что надо учить переставать только имитировать, копировать и
подражать?

И ещё один момент. Хорошо, когда есть прекрасный пример, подражай, сколько хочешь, и не
задумывайся. Повезёт, будет усердным - станешь примерно таким же мастеровитым и
прекрасным. Но а если вдруг лекало подкачало, что же делать?

papyrus (20.09.2011 17:50)
abcz писал(а):
У всех высших животных сущетсвует институт игры
(обучения через подражание), тогда, значит это лемур?
Наверное, лемур. Только вот у
кого лемур-то скопировал институт игры?

papyrus (20.09.2011 17:52)
abcz
А вообще, в чём-то Вы правы. Ничто не ново под солнцем, лишь бесконечные вариации на одно
и тоже. Только опять-таки вопрос: на что?

abcz (20.09.2011 17:58)
papyrus писал(а):
Есть одна прекрасная, известная в российских и
мировых кругах пианистка

Как же быть с фразой, что главная задача учителя - стать ненужным своему ученику? Как её
понять? Может быть, и так, что надо учить переставать только имитировать, копировать и
подражать?

Повезёт, будет усердным - станешь примерно таким же мастеровитым и прекрасным. Но а если
вдруг лекало подкачало, что же делать?
нельзя сказать ничего определённого. Может,
она совершенно великолепный человек и замечательный артист, и всё её ученики влюбляются в
неё и копируют её как идеал во всём, может она манипулятор и диктатор - тут много очень
разных вариантов и, соответственно, разные последствия для учеников: от самых печальных до
самых радужных.

может и так, в конце концов способность к имитации - существенно детская черта и с
возрастом угасает. Хотя, у некоторых это не проходит, и получаются замечательные артисты и
психотерапевты.

Дело не в лекале. Учитель только учит (даже самый гениальный), а научается-то - ребёнок.

papyrus (20.09.2011 18:01)
abcz писал(а):
нельзя сказать ничего определённого. Может, она
совершенно великолепный человек и замечательный артист, и всё её ученики влюбляются в неё
и копируют её как идеал во всём, может она манипулятор и диктатор - тут много очень разных
вариантов и, соответственно, разные последствия для учеников: от самых печальных до самых
радужных.
Вы очень угадали. И на счёт замечательного человека, и на счёт манеры, в
которую невозможно влюбиться... и ещё насчёт того, что элементы авторитарности
действительно присутствуют.

Кстати, прозвучало хорошее слово - `влюбляются`. По большому счёту, повторяют ведь именно
то, во что влюбляются (в широком смысле).

abcz (20.09.2011 18:01)
papyrus писал(а):
Наверное, лемур. Только вот у кого лемур-то
скопировал институт игры?
у эволюции. `Делай как наиболее успешная особь (да хоть
бактерия) и дольше проживёшь и дашь больший приплод`

papyrus (20.09.2011 18:02)
*опечатался, имелось ввиду, конечно, `невозможно НЕ влюбиться`. :)

papyrus (20.09.2011 18:05)
abcz писал(а):
Делай как наиболее успешная особь (да хоть
бактерия)
Любопытно. Выше Вы же сами писали: `правда, у низших работает активно ещё и
генетическая память, но учиться пианизму по
наследству - это уж слишком... ` - а теперь оказывается, что можно учиться пианизму по
такому наследству.
Иначе что-то логически не сойдётся.:)

abcz (20.09.2011 18:13)
papyrus писал(а):
Любопытно. Выше Вы же сами писали: `правда, у
низших работает активно ещё и генетическая память, но учиться пианизму по
наследству - это уж слишком... ` - а теперь оказывается, что можно учиться пианизму по
такому наследству.
Иначе что-то логически не сойдётся.:)
ну, пожалуй, если бы от уровня пианизма
каждой особи зависело выживание вида, то каждый седьмой у нас нынче был бы - Рихтер.
Хотя, в любом случае, передавались бы не сами пианистические навыки, конечно, а
способности к быстрому и массированному их освоению.

papyrus (20.09.2011 18:21)
abcz писал(а):
если бы от уровня пианизма зависело выживание
вида
Конечно, зависит. А почему же нет, докажите? Благодаря пианизму Рихтер стал
известным, достиг высокого положения (как любят говорить эволюционисты, удовлетворил
стремление к доминированию), стал успешной особью.

А я вот знаю центр, где детей с умственным отставанием и другими серьёзными проблемами
учат музыке, пианизму в том числе, и порой происходят просто удивительные результаты. В
данном случае - буквально напрямую (тут уж прямее некуда) влияющие на любимое Вами
`выживание вида`.

abcz (20.09.2011 18:23)
papyrus писал(а):
Конечно, зависит. А почему же нет, докажите?
Благодаря пианизму Рихтер стал известным, достиг высокого положения (как любят говорить
эволюционисты, удовлетворил стремление к доминированию), стал успешной особью.

А я вот знаю центр, где детей с умственным отставанием и другими серьёзными проблемами
учат музыке, пианизму в том числе, и порой происходят просто удивительные результаты. В
данном случае - буквально напрямую (тут уж прямее некуда) влияющие на любимое Вами
`выживание вида`.
ага. И сколько тысяч его потомков откусывают головы ближним своим,
усиленные родовым пианизмом?

abcz (20.09.2011 18:25)
вообще-то в социуме законы эволюции не работают, или работают по очень закрученным схемам

abcz (20.09.2011 18:27)
по-моему, мы как-то совсем от Чайковского удалились...

MargarMast (20.09.2011 18:27)
abcz писал(а):
ага. И сколько тысяч его потомков откусывают головы
ближним своим, усиленные родовым пианизмом?
Чьих потомков - рихтеровских? Или
центра? ;)

papyrus (20.09.2011 18:29)
В общем, чем дальше я пытаюсь понять Ваши мысли, истоки и обоснования, тем заметно всё
больше логических несостыковок.

papyrus (20.09.2011 18:30)
abcz писал(а):
по-моему, мы как-то совсем от Чайковского
удалились...
Это точно. Давайте вернёмся.

musikus (20.09.2011 18:33)
abcz писал(а):
как это не папа? Папа - и сколько угодно
Ну, если
Вы папа римский, тогда конечно. Поздравляю. А как насчет Наполеона?

abcz (20.09.2011 18:35)
papyrus писал(а):
В общем, чем дальше я пытаюсь понять Ваши мысли,
истоки и обоснования, тем заметно всё больше логических несостыковок.
то, что вы
делаете, называется `редукционизм`. Вы пытаетесь свести сложное, с миллионнолетней
историей и миллиардноличным воплощением к одной-двум базовым причинам.
Но одной причиной может быть только бог, а я в него не верю. Как же я вам его в качестве
такой причины предложу?

abcz (20.09.2011 18:36)
musikus писал(а):
Ну, если Вы папа римский, тогда конечно.
Поздравляю. А как насчет Наполеона?
Римский Папа таки пишется с большой буквы.
Наполеона мы били и бить будем!

abcz (20.09.2011 18:37)
abcz писал(а):
Вы пытаетесь свести сложное, с миллионнолетней
историей и миллиардноличным воплощением
явление

abcz (20.09.2011 18:42)
MargarMast писал(а):
Чьих потомков - рихтеровских? Или центра?
;)
того и другого. Влияние-то на эволюцию одинаковое.

papyrus (20.09.2011 18:44)
abcz писал(а):
то, что вы делаете, называется `редукционизм`. Вы
пытаетесь свести сложное, с миллионнолетней историей и миллиардноличным воплощением к
одной-двум базовым причинам.
Но одной причиной может быть только бог, а я в него не верю. Как же я вам его в качестве
такой причины предложу?
Не стоит меня куда-либо сводить. Тезисов я, опять-таки, не
предлагал. Ставил вопросы по Вашей теории.

А вопрос очень простой. Если всё есть только повторение (имитация/подражание - и на более
высоком уровне, и на уровне низших существ, про что Вы также написали), то либо логически
признаётся некий источник `первоповторения` в независимости от количества нынешних
`миллиардоличных воплощений (а Бог ли это, или не Бог - можете называть, как нравится),
либо же отвергается идея о том, что обучение строится в своей основе только на
подражании(повторении/имитации).

papyrus (20.09.2011 18:51)
А ещё нелишне добавить, что само сведение сложнейших процессов обучения и принципов
развития к `одному-двум базовым принципам` (в данном случае - к повторению) - есть ни чуть
не отличающийся самый что ни на есть редукционизм, который Вы мне ставите как бы в
недостаток. :)

musikus (20.09.2011 18:54)
abcz писал(а):
Положим, папенька Рихтера не занимался с ним
систематически...
Рихтер - типичный автодидакт. Его гений возрастал в абсолютно
свободной среде, в атмосфере широких (не только музыкальных, и это очень важно), ничем не
скованных интересов (спасибо маме!). Его никто не `душил` строгим воспитанием. И это
главное, что его сделало. Здесь - яркая аналогия с `воспитанием улицей`, когда одаренный
ребенок возрастает и не пропадает как личность гораздо больше в обстановке двора, среди
`хулиганов`, чем в условиях `тепличного` квартирного воспитания, когда вся среда сводится
к строгим родителям и `джентельменскому` набору из пианино и фигурных коньков.

abcz (20.09.2011 18:59)
papyrus писал(а):
Если всё есть только повторение
(имитация/подражание - и на более высоком уровне, и на уровне низших существ, про что Вы
также написали), то либо логически признаётся некий источник `первоповторения` в
независимости от количества нынешних `миллиардоличных воплощений (а Бог ли это, или не Бог
- можете называть, как нравится), либо же отвергается идея о том, что обучение строится в
своей основе только на подражании(повторении/имитации).
с какой стати из того, что
ОБУЧЕНИЕ основано (психобиологически основано, это факт) на имитации следует, что ВСЁ есть
имитация?
Каким образом вы пришли к этому выводу?

abcz (20.09.2011 19:00)
papyrus писал(а):
А ещё нелишне добавить, что само сведение
сложнейших процессов обучения и принципов развития к `одному-двум базовым принципам` (в
данном случае - к повторению) - есть ни чуть не отличающийся самый что ни на есть
редукционизм, который Вы мне ставите как бы в недостаток. :)
хорошо.
Дайте Ваше определение сущности обучения.

musikus (20.09.2011 19:01)
abcz писал(а):
Римский Папа таки пишется с большой буквы.
Наполеона мы били и бить будем!
Ну, в Вашем случае все таки с маленькой. Но Вы,
оказывается, еще и Кутузов!

abcz (20.09.2011 19:05)
musikus писал(а):
Рихтер - типичный автодидакт. Его гений возрастал в
абсолютно свободной среде, в атмосфере широких (не только музыкальных, и это очень важно),
ничем не скованных интересов (спасибо маме!). Его никто не `душил` строгим воспитанием. И
это главное, что его сделало. Здесь - яркая аналогия с `воспитанием улицей`, когда
одаренный ребенок возрастает и не пропадает как личность гораздо больше в обстановке
двора, среди `хулиганов`, чем в условиях `тепличного` квартирного воспитания, когда вся
среда сводится к строгим родителям и `джентельменскому` набору из пианино и фигурных
коньков.
назвать человека автодидактом не значит, объяснить его автодидактизм.
Либо мы объясняем его внутренними причинами (и тогда неизбежно приходим к утверждению
религиозной природы таланта - это мне не подходит), либо мы таки пытаемся объяснить это из
психологии, среды и личных качеств человека. На мой взгляд, моё объяснение правдоподобней
божественного.

Идея `автодидактизма` вообще палка о двух концах. С одной стороны она ласкает наши
представления о либеральной автономной личности человека, а с другой вынуждает закрывать
глаза на простую констатацию: `из ничего ничего и не берётся`.

abcz (20.09.2011 19:07)
musikus писал(а):
Ну, в Вашем случае все таки с маленькой. Но Вы,
оказывается, еще и Кутузов!
ух ты!
А что, правда Кутузов с Наполеоном на кулачках бились?
Вот, блин, класно-то было: кривой с коротышкой. Как в цирке.

papyrus (20.09.2011 19:19)
abcz писал(а):
с какой стати из того, что ОБУЧЕНИЕ основано
(психобиологически основано, это факт) на имитации следует, что ВСЁ есть
имитация?
Только лишь с той, что все наши действия - вроде как результат обучения
этим действиям. А обучение - это копирование и имитация.

Вы поставили мне вопрос сейчас `задним числом`, тогда как сами это вовсе даже не
отрицали, когда углублялись в примеры с низшими созданиями. Ведь написав: `Делай как
наиболее успешная особь (да хоть бактерия) и дольше проживёшь и дашь больший приплод`, Вы
фактически ведь написали по смыслу: `Научись делать как наиболее успешная особь...` (и
далее, по цитате).

papyrus (20.09.2011 19:19)
abcz писал(а):
с какой стати из того, что ОБУЧЕНИЕ основано
(психобиологически основано, это факт) на имитации следует, что ВСЁ есть
имитация?
Только лишь с той, что все наши действия - вроде как результат обучения
этим действиям. А обучение - это копирование и имитация.

Вы поставили мне вопрос сейчас `задним числом`, тогда как сами это вовсе даже не
отрицали, когда углублялись в примеры с низшими созданиями. Ведь написав: `Делай как
наиболее успешная особь (да хоть бактерия) и дольше проживёшь и дашь больший приплод`, Вы
фактически ведь написали по смыслу: `Научись делать как наиболее успешная особь...` (и
далее, по цитате).

papyrus (20.09.2011 19:24)
abcz писал(а):
1.Но одной причиной может быть только бог, а я в него
не верю. Как же я вам его в качестве такой причины предложу?

2.Либо мы объясняем его внутренними причинами (и тогда неизбежно приходим к утверждению
религиозной природы таланта - это мне не подходит).
И действительно! Зачем быть
логичным и последовательным, раз получающийся итог Вам просто `не подходит`?
Ради подходящего же итога можно вполне допустить пару-тройку логических несостыковок.
Гениально. Зато итог устраивает.

abcz (20.09.2011 19:29)
papyrus писал(а):
Только лишь с той, что все наши действия - вроде
как результат обучения этим действиям. А обучение - это копирование и имитация.

Вы поставили мне вопрос сейчас `задним числом`, тогда как сами это вовсе даже не
отрицали, когда углублялись в примеры с низшими созданиями. Ведь написав: `Делай как
наиболее успешная особь (да хоть бактерия) и дольше проживёшь и дашь больший приплод`, Вы
фактически ведь написали по смыслу: `Научись делать как наиболее успешная особь...` (и
далее, по цитате).
все? Вы никогда ничего не делаете спонтанно, с психу, в первый раз
методом тыка? Никогда не оскальзываетесь на льду, не делаете идиотских ошибок (даже в том,
что умеете профессионально), никогда ничего не забываете, никогда ни на что не плюёте,
никогда не делаете ненужного и бессмысленного?

Я не ставил вопроса задним числом. Раньше я говорил,
что генетическая память - удел примитивных организмов,
что способность к имитации затухает с возрастом,
что законы биологической эволюции не работают в человеческом обществе.
Это принципиальные вещи, и их я, как видите, не упустил.

papyrus (20.09.2011 19:31)
abcz писал(а):
все? Вы никогда ничего не делаете спонтанно, с психу,
в первый раз методом тыка? Никогда не оскальзываетесь на льду, не делаете идиотских ошибок
(даже в том, что умеете профессионально), никогда ничего не забываете, никогда ни на что
не плюёте, никогда не делаете ненужного и бессмысленного?
`а вы пробовали
когда-нибудь что-нибудь имитировать абсолютно точно? `

abcz (20.09.2011 19:33)
papyrus писал(а):
И действительно! Зачем быть логичным и
последовательным, раз получающийся итог Вам просто `не подходит`?
Ради подходящего же итога можно вполне допустить пару-тройку логических несостыковок.
Гениально. Зато итог устраивает.
видите ли. Бог ничего не объясняет, на самом деле,
он сам требует объяснения.
Это не ответ, это просто ещё один вопрос, но очень большой.
Именно поэтому он мне и не подходит.

Моя дочь в детстве на вопрос, на который не хотела отвечать, отвечала: `потому что!`
Так вот, бог - это и есть `Потому что!!`
Но вопрос-то остаётся.

А логические нестыковки. Покажите мне их. (Хотя, лучше бы этим заниматься не в теме под
Чайковским, мне кажется.)

abcz (20.09.2011 19:33)
papyrus писал(а):
`а вы пробовали когда-нибудь что-нибудь имитировать
абсолютно точно? `
)
Пробовал. Невозможно.

papyrus (20.09.2011 19:35)
abcz писал(а):
все? Вы никогда ничего не делаете спонтанно, с психу,
в первый раз методом тыка? Никогда не оскальзываетесь на льду, не делаете идиотских ошибок
(даже в том, что умеете профессионально), никогда ничего не забываете, никогда ни на что
не плюёте, никогда не делаете ненужного и бессмысленного?
А вообще, потрясающая
логическая картина получается. Если ты чему-нибудь научился нужному и осмысленному -
значит, в основе обязательно имитация, подражание, повторение, и никак иначе.
Если ты сделал что-то бессмысленное и ненужное - то никакой имитации и подражания,
оказывается, нет)))

musikus (20.09.2011 19:46)
abcz писал(а):
назвать человека автодидактом не значит, объяснить его
автодидактизм.
Идея `автодидактизма` вообще палка о двух концах. С одной стороны она ласкает наши
представления о либеральной автономной личности человека, а с другой вынуждает закрывать
глаза на простую констатацию: `из ничего ничего и не берётся`.
Насчет `объяснения
автодидактизма` не понял. Объясните, если это возможно.

Ну, а `внутренние причины` (впрочем, тесно связанные, действительно, со средой и
проч.), есть, разумеется, куда ж без них. Это так назваемые задатки и их реализация в
практике воспитания и самовоспитания, сиречь - способности, вырастающие до таланта или
до гениальности, если повезет (см. литературу по психологии творчества). Так что,
конечно, `из ничего ничего и не берется`. Изначально, как сказано, берется из задатков и
труда, а Бог здесь, совершенно ни при чем, хотя и привыкли говорить, что дар, мол `от
бога`.

abcz (20.09.2011 19:47)
papyrus писал(а):
А вообще, потрясающая логическая картина
получается. Если ты чему-нибудь научился нужному и осмысленному - значит, в основе
обязательно имитация, подражание, повторение, и никак иначе.
Если ты сделал что-то бессмысленное и ненужное - то никакой имитации и подражания,
оказывается, нет)))
я понимаю, не нравится вам принцип `делай как я`, но ничем помочь
не могу. Он в проде человека: человек играет. Игра - это имитация реальности. С этого
начинается человек и довольно долго это длится, что ж делать...

То-то и оно. Бессмысленному и бестолковому учиться не надо. Само откуда что берётся...

abcz (20.09.2011 19:54)
musikus писал(а):
Насчет `объяснения автодидактизма` не понял.
Объясните, если это возможно.

Ну, а `внутренние причины` (впрочем, тесно связанные, действительно, со средой и
проч.), есть, разумеется, куда ж без них. Это так назваемые задатки и их реализация в
практике воспитания и самовоспитания, сиречь - способности, вырастающие до таланта или
до гениальности, если повезет (см. литературу по психологии творчества). Так что,
конечно, `из ничего ничего и не берется`. Изначально, как сказано, берется из задатков и
труда, а Бог здесь, совершенно ни при чем, хотя и привыкли говорить, что дар, мол `от
бога`.
ну вот вы говорите: `типичный автодидакт`, а потом только самые общие фразы о
свободе, творческой подворотне.
А как и чему он автодидактически учился? Сегодня уснул, завтра приехал к Нейгаузу, а тот
его послал?

Способности, задатки - это только способности. Они возожность, вероятность большая или
меньшая. Но их надо же как-то чем-то реализовывать?
Положим, я способен поднять 200 кг., но ведь если всю жизнь больше 10-ти не поднимал,
так и никогда и ста не подниму, не только двухсот.

Какое железо таскал Рихтер автодидактически?

papyrus (20.09.2011 20:09)
abcz писал(а):
Игра - это имитация реальности.
Игра - это
реальность.
К счастью.

abcz (20.09.2011 20:12)
papyrus писал(а):
Игра - это реальность.
К счастью.
в нашем игривом обществе - да. Мы даже убиваем играючи.
Но сущность игры старого мира (да и биологическая) - обучение через подражание взрослой,
реальной жизни.

papyrus (20.09.2011 20:21)
abcz писал(а):
Моя дочь в детстве на вопрос, на который не хотела
отвечать, отвечала: `потому что!`
Так вот, бог - это и есть `Потому что!!`
Но вопрос-то остаётся.
Ваша дочь отвечала `потому что` не из-за того, что не имела
ответа или не могла его найти в принципе, или его не существует - а только из-за того, что
именно не хотела отвечать по своим соображениям. Но это не значит, что ответа нет.

Вопрос о Боге для Вас стоит по сути как вопрос об абсолюте, которого Вы не можете найти
(и потому называете вопросом вопросов), но это также не означает что его нет.

Вы лихо разграничиваете низших существ, затем `лемуров и людей`, затем ещё отдельно людей
социальных. Эдакие странные группы. Однако не забывайте, что в основе строения мира лежат
общие закономерности, математические, физические законы. Думаю, не надо их приводить,
иначе это займёт куда больше страниц, чем всё обсуждение под Горовцем. Что макромир и
микромир един. И ваше разграничение несколько сомнительно. Скажем, обучение (цель которого
всегда - развитие) человека социального для вас - это имитация. А деятельность низших
организмов - это деятельность, направленная на обучение у более успешных особей (и цель
тоже, в широком смысле - всегда развитие). Однако Вы ставите большую перегородку... Дело
Ваше, конечно...

MargarMast (20.09.2011 20:22)
Боже мой, никак не могу понять - о чём это всё, когда ведь так всё просто - талантливый
ребёнок впитывает и использует всё, что ему попадается под руку, под глаза, под уши, и чем
больше талант, тем больше он в себя вбирает, и чем более богатая среда - в смысле,
богатая впечатлениями, куда входит, несомненно, и хулиганский двор - тем более
развивается личность творческого челoвека А это вся дидактика - слошная тоска. Как
говаривал Фейнман - преподаватели - совершенно бессмысленный народ: умным студентам они
не нужны, они и так всему сами научаться, а глупым они бесполезны. Ну, он, конечно,
шутил, но в этом есть доля истины. Преподаватель в первую очередь должен быть Личностью и
любить свой предмет, а также своих учеников - и все, кому нужно, от него наберутся всему,
чему нужно.

Ни о чем не нужно говорить,
Ничему не следует учить,[1]
И печальна так и хороша
Тёмная звериная душа:

Ничему не хочет научить,
Не умеет вовсе говорить
И плывет дельфином молодым
По седым пучинам мировым.


Юный, но мудрый Осип Мандельштам.



 
     
Наши контакты