ФОРУМ

Форум » Композиторы » Ф. Шопен


alexshmurak(29.08.2011 22:09)
MargarMast писал(а):
Что касается общего духа так сказать `советов
постороннего` - ну ведь видно же невооружённым взглядом, что вы, композиторы (не имею в
виду Коллонтая) всё ещё ищете себя - и это не касается отдельных произведений, а именно
общего состояния ваших настроений. Я высказала своё мнение - как слушатель и как человек,
вполне открытый к инновациям. Я вовсе не диктую Вам, как и что Вам следует писать - об
этом даже глупо говорить. Я просто Вам говорю, как я, человек с определённым уровнем (не
самым низким, я надеюсь) восприятия, слышу в Ваших произведениях отражение Ваших идей. В
частности - неприемлемость любых определений звучания языком, который Вы называете
`литературщиной`, а я называю - живым. Вы упорно уходите от любых попыток описательного
восприятия музыки, кроме чисто эстетического, хотя последнее ни в коей мере не исключает
первое. Вы лишаете слушателя возможность воспринимать музыку, как совершенно живую ткань,
которая неотделима от человеческой души - уж какая у кого есть. Вас почену-то приводят в
негодования ассоциации определённых тем или даже целых произведений Шостаковича со
вре,енем, в котором он жил. Всё это отпихивание, Алёша, вместо принятия, приводит просто
к обеднению и наших разговоров - и, честно говоря, Ваших возможностей выйти за пределы
Ваших каких-то довольно жёстких установок.
Если я не сбился со счёта, я читаю эту
мысль, или нечто подобное, уже третий раз. Контраргументы я уже приводил, с различных
позиций. В любом случае, я благодарю Вас за совет, за наблюдение, за обобщение.


alexshmurak(29.08.2011 22:11)
alexshmurak писал(а):
если мне понадобится пообщаться со специалистом
в этой сфере как потребителем сего (изобретателем либо юристом либо...)
пообщаться
мне как потребителЮ - перепутал падеж


MargarMast(29.08.2011 22:22)
alexshmurak писал(а):
`Суди не выше сапога` - Вы наверняка знаете эту
нехитрую формулу. Я с удовольствием читаю о Ваших впечатлениях, ассоциациях... Но советы и
рекомендации - с удовольствием - читаю от профессионалов, коллег. Есть сфера
компетенции.
Алёша, проблема в том, что Вы не то, что с удовольствием читаете о моих
впечатлениях и ассоциациях - это было бы очень неплохо - а то, что Вы их активнейшим
образом не приемлете. Вспомните вчерашний разговор. О том самом Шостаковиче - когда Вы
сказали, что Вас вообще не интересует ничего, что касается его, как личности, того, в
каком времени он жил, и т.д. Что дать самое естественное определение звучанию скрипки,
как `жалобное` или `нежное` - это литературщина. А главное - звуковысотность и материал.
Я не знаю, как рaссуждали о своей музыке композиторы-романтики или классики - или как Бах
писал бы о своих фугах или Бранденбругских концертах. В каких терминах он всё это
описывал бы? Свою `кофейную` шутку?

Ну ладно, разговор завяз. Пошла к своим патентам :)


alexshmurak(29.08.2011 22:26)
Под Вашими впечатлениями, которые меня интересуют, я подразумевал впечатления о той
музыке, которая меня интересует, так сказать, социологически (имею в виду - новую музыку,
и мою, конечно, в первую очередь). Мнение современных реципиентов о Бахе или Шостаковиче
меня не очень волнует, если честно.


alexshmurak(29.08.2011 22:27)
Звуковысотность и материал - в этом я и сам разберусь) А вот то, что Вы скажите о
нынешней, актуальной и современной, музыке - интуитивно, эмоционально, образно - вот это
действительно мне интересно


MargarMast(29.08.2011 23:09)
alexshmurak писал(а):
Звуковысотность и материал - в этом я и сам
разберусь) А вот то, что Вы скажите о нынешней, актуальной и современной, музыке -
интуитивно, эмоционально, образно - вот это действительно мне интересно
Так вот
проблема-то в том и состоит, дорогой Алёша, что о ней трудно говорить ассоциативным,
эмоциональным языком - вот в чём вся штука-то! Потому и говорят этим ассоциативным,
эмоциональным языком о Бахе и Шостаковиче! Хотя о Ваших произведениях я, по-моему,
высказалась - в частности, о `Болезни куклы`. Но тут совершенно иной эмоциональный разрез,
что ли. Всё-таки, это вещи больше обращаются именно к эстетическому восприятию - хотя
концепции достаточно понятны. Разорванность связей, раздробленность, и т.д. Всё-таки -
именно в этом и отражается то самое, о чём Вы говорили - фактически о неприкаянности
человеческой души в современном мире. То же и в `Замке` - всё это больше действует на
подсознание. А вот если бы у Вас было бы произведение, в котором Вы бы передали то самое
таинство, о котором вчера говорили в связи с Сезаром Франком... Именно вот это таинство -
которое не нужно никак воплощать словесно, потому что в него погружаешься всем своим
существом - и отказываешься из этого состояния выходить. Потому что реальный мир по
сравнению с этим чудом кажется как раз грубым и нереальным. Вы понимаете, Алёша? Вот,
может, можно сформулировать так - музыка, которую хочется слушать - это то, по сравнению с
чем реальный мир кажется суетным и ненужным.


alexshmurak(29.08.2011 23:10)
MargarMast писал(а):
Так вот проблема-то в том и состоит, дорогой
Алёша, что о ней трудно говорить ассоциативным, эмоциональным языком - вот в чём вся
штука-то!
как бы ни было это трудно, пока Ваши опыты в этом были мне весьма интересны
и приятны :)


alexshmurak(29.08.2011 23:13)
MargarMast писал(а):
А вот если бы у Вас было бы произведение, в
котором Вы бы передали то самое таинство, о котором вчера говорили в связи с Сезаром
Франком... Именно вот это таинство - которое не нужно никак воплощать словесно, потому
что в него погружаешься всем своим существом - и отказываешься из этого состояния
выходить. Потому что реальный мир по сравнению с этим чудом кажется как раз грубым и
нереальным. Вы понимаете, Алёша? Вот, может, можно сформулировать так - музыка, которую
хочется слушать - это то, по сравнению с чем реальный мир кажется суетным и
ненужным.
To escape легче всего под прикладную музыку :) Неприкладная же, как
правило, требует не только to escape, но и to think. Хотя есть и те примеры, которые могут
Вас устроить. Скажем, попробуйте послушать сие:

http://classic-online.ru/ru/production/5263

http://classic-online.ru/ru/production/5262


MargarMast(29.08.2011 23:17)
Только я не имею в виду использование про этом pot - и вообще ничего в таком роде. Не
воздействие на человеческий мозг какими-то специальными приёмами, которые завинчивают его
- типа пресловутого звука ОМ.


alexshmurak(29.08.2011 23:20)
Эскапизм (эскейпизм?) - в принципе - не прерогатива большого, или серьёзного искусства.
Говорю, разумеется, о современности. Мы никого не приютим, не спасём, от реальности не
укроем. Sorry


MargarMast(29.08.2011 23:27)
alexshmurak писал(а):
Эскапизм (эскейпизм?) - в принципе - не
прерогатива большого, или серьёзного искусства. Говорю, разумеется, о современности. Мы
никого не приютим, не спасём, от реальности не укроем. Sorry
Опять определение!
Алёша, ну я просто не понимаю, как так можно жить? Куда ни плюнь - всюду попадёшь на
определение! Ну разве можно жить в определениях?! И Вы мне после этого говорите - как
можно заменить поход в лес с птичками надписями - `это - лес`, `это - птички`? Вы же сами
только этим и занимаетесь! Я Вам говорю о таинстве и чуде Сезара Франка, а Вы мне сразу в
лоб - `эскипизм`! Я же именно всё время об этом и говорю - что нельзя на интуитивнoе,
чувственное, необъяснимое, многогранное, многокрасочное - постоянно надевать намордник
определений. Мы с Вами так и будем крутится по этому кругу, как цирковые лошадки, я
чувствую. Я послушаю - обязательно послушаю. Спасибо. Но я ещё должна поработать.


alexshmurak(29.08.2011 23:29)
У Вас какое-то предубеждение против определений. Вы извините, как бы я ни хотел найти с
Вами общий язык, но отказаться от нормального, развитого лексикона я не готов :)


alexshmurak(29.08.2011 23:29)
У Вас какое-то предубеждение против определений. Вы извините, как бы я ни хотел найти с
Вами общий язык, но отказаться от нормального, развитого лексикона я не готов :)


MargarMast(29.08.2011 23:44)
Алёша, Вы понимаете - нам действительно очень трудно найти общий язык -я уже давно в этом
убедилась - именно потому, что идёт разговор между профессиональным композитором и
слушателем. Вас будут раздражать те самые ассоциации и какие-то образные описания,
которые будут использовать слушатели в своей попытке передать свои ощущения от
прослушанного. Потому что Вы это воспринимаете на совершенно ином уровне, и всякие такое
попытки будут выглядеть для Вас, как и для других композиторов, весьма наивными. Есть
совсем не так много меломанов - включая отсутствующего здесь musikusa, - которые могут
донести свои ощущения гораздо полнее и насыщеннее - просто в силу гораздо больших талантов
и опыта, как слушателя. У Вас с ним, несомненно, гораздо больше перекрываний в
терминологии. Я не знаю. Может быть, лучше - и полезнее для общей дискуссии - чтобы на
форуме был он, а не я.


alexshmurak(29.08.2011 23:50)
Меня будут раздражать образные ассоциации? Нет, что Вы. Пишите, делитесь образными
ассоциациями. Когда речь будет идти о классике, я, чтобы не раздражаться, просто не буду
реагировать, но вот когда речь будет идти о современной музыке - я, напротив, буду
впитывать :)


zeranet(30.08.2011 00:02)
MargarMast писал(а):
Алёша, Вы понимаете - нам действительно очень
трудно найти общий язык -я уже давно в этом убедилась - именно потому, что идёт разговор
между профессиональным композитором и слушателем. Вас будут раздражать те самые
ассоциации и какие-то образные описания, которые будут использовать слушатели в своей
попытке передать свои ощущения от прослушанного. Потому что Вы это воспринимаете на
совершенно ином уровне, и всякие такое попытки будут выглядеть для Вас, как и для других
композиторов, весьма наивными. Есть совсем не так много меломанов - включая
отсутствующего здесь musikusa, - которые могут донести свои ощущения гораздо полнее и
насыщеннее - просто в силу гораздо больших талантов и опыта, как слушателя. У Вас с ним,
несомненно, гораздо больше перекрываний в терминологии. Я не знаю. Может быть, лучше - и
полезнее для общей дискуссии - чтобы на форуме был он, а не я.
Prochital koe-chto
zdes` na intereshyu temy o vpisannosti kompozitora v svoe vremaya... Hochy vozrazit`
MargarMast, v tom meste , gde ona govorit,chto Aleksei mog bu pisat` drygyu myzuky i
t.d. Mne kajetsya, y nas voobshe malo vubora v tom, chto delat`. Ochen` mnogoe(esli
ne vse) zavisit ot stryktyru, v kotoroi nahoditsya chelovek, a vsya ego deyatel`nost`
kak raz i svyazana s etimi obshestvennumi stryktyrami, kotorue i diktyut opredelennue
pravila. Ochen` chasto voznikaet odin vnytrennii motiv---`ya bydy delat` to-to i
to-to`, no potom on vutesnyaetsya drygim---kotorui vnyshen so storonu, kotorui potom
chelovek nachinaet schitat` svoim. Mojno li dopystit`,chto tvorchestvo mojet but`
postroeno na opredelennuh psevdomotivah, kotorue ne vsegda osoznaytsya daje samim
avtorom?


alexshmurak(30.08.2011 00:05)
Zeranet, Вы меня немного обижаете. Я, конечно, не могу не думать о `заказчиках` -
исполнителях, коллегах и т. д.; но если бы на моё творчество всё время влиял фактор
`вписаться`, `понравиться`, `подойти`... В коммерческой музыке - да, понимаю; но в
творчестве, причём настолько свободном, неконъюнктурном...


alexshmurak(30.08.2011 00:06)
Как раз наоборот, в `невписывании в структуру`, в обмане ожидания своего окружения, в
постоянно стремлении выйти за пределы стереотипов, определявших твоё предыдущее
произведение - именно в этом, по моему мнению, и заключается саморазвитие и настоящее
творчество!


alexshmurak(30.08.2011 00:09)
но, разумеется, это я об установках, а что вытворяет подсознание - сие мне неподвластно;
так что в этой части не спорю совсем


Andrew_Popoff(30.08.2011 00:10)
zeranet писал(а):
Prochital koe-chto zdes` na intereshyu temy o
vpisannosti kompozitora v svoe vremaya... Hochy vozrazit` MargarMast, v tom meste ,
gde ona govorit,chto Aleksei mog bu pisat` drygyu myzuky i t.d. Mne kajetsya, y nas
voobshe malo vubora v tom, chto delat`. Ochen` mnogoe(esli ne vse) zavisit ot
stryktyru, v kotoroi nahoditsya chelovek, a vsya ego deyatel`nost` kak raz i svyazana
s etimi obshestvennumi stryktyrami, kotorue i diktyut opredelennue pravila. Ochen`
chasto voznikaet odin vnytrennii motiv---`ya bydy delat` to-to i to-to`, no potom
on vutesnyaetsya drygim---kotorui vnyshen so storonu, kotorui potom chelovek nachinaet
schitat` svoim. Mojno li dopystit`,chto tvorchestvo mojet but` postroeno na opredelennuh
psevdomotivah, kotorue ne vsegda osoznaytsya daje samim avtorom?
Надо прислать Вам
клавиатуру с русскими буквами. :)
Вы совершенно правы. Не знаю, станет ли откровением для Маргар, что именно в такой
ситуации пребывали и Бах, и Гайдн, и, тем более, Монтеверди, Гийом де Машо, Вивальди,
Корелли. Моцарт пытался эту ситуацию сломить, но напоролся на непонимание как меценатов,
так и публики. Даже Бетховен был связан по рукам и ногам. Идея свободного художника
родилась вместе с Романтизмом. И вместе с ним канула в небытие.


MargarMast(30.08.2011 00:11)
alexshmurak писал(а):
Как раз наоборот, в `невписывании в структуру`,
в обмане ожидания своего окружения, в постоянно стремлении выйти за пределы стереотипов,
определявших твоё предыдущее произведение - именно в этом, по моему мнению, и заключается
саморазвитие и настоящее творчество!
Алёша, по-моему - это не совсем то, что написал
zeranet (которому я, кстати говоря, давала ссылку на виртуальную русскую клавиатуру
http://winrus.com/screen_e.htm);). Есть разница между `заказчиками` и структурой - т.е.
средой. Конечно же, среда влияет на творчество - кто же спорит? Подспудно. По-моему -
речь именно об этом.


alexshmurak(30.08.2011 00:12)
впрочем, глупо отрицать влияние `структуры` в том случае, если речь идёт о ЗАКАЗЕ. другое
дело, что, в который раз цитирую эту фразу Владимира Горлинского, `заказы нужно
приспосабливать под свои творческие задачи`


alexshmurak(30.08.2011 00:14)
Сопротивление среде - один из важнейших инструментариев творческого развития. Опять же,
молчу о подсознании. Но сознание обязано всё время сомневаться и задавать вопросы. Иначе -
смерть, остановка развития, бронза


Andrew_Popoff(30.08.2011 00:19)
alexshmurak писал(а):
Сопротивление среде - один из важнейших
инструментариев творческого развития. Опять же, молчу о подсознании. Но сознание обязано
всё время сомневаться и задавать вопросы. Иначе - смерть, остановка развития,
бронза
Тут, Алекс, редкий случай, когда хочется с Вами поспорить. С Маргар вчера
беседовали об этом. Сопротивление среде - это хорошо, это замечательно. Только много
зависит от степени сопротивляемости среды. Сопротивление сталинскому железному строю
рождало грандиозные симфонии, иначе среду не проломить было. А нынешняя среда напоминает
серенькую водичку. Ее хоть всю жизнь бей кувалдой, она и не сопротивляется, и не
деформируется, все такая же. Так что, это иллюзия - сопротивление среде, остатки
романтической мифологии.


alexshmurak(30.08.2011 00:22)
Андрей, ну я всё же о близкой среде, о коллегах, друзьях, о единомышленниках. Не о среде в
бытовом смысле :)


Andrew_Popoff(30.08.2011 00:24)
alexshmurak писал(а):
Андрей, ну я всё же о близкой среде, о
коллегах, друзьях, о единомышленниках. Не о среде в бытовом смысле :)
А с нами зачем?
Мы уважаем неприкосновенную территорию друг друга и разность наших идей. :)


alexshmurak(30.08.2011 00:26)
Andrew_Popoff писал(а):
А с нами зачем? Мы уважаем неприкосновенную
территорию друг друга и разность наших идей. :)
наверное, Вы имели в виду `с ними`. А
уважением `неприкосновенной территории и разности идей` - это круто, но, боюсь,
практически невозможно. Если вы (скажем, композиторы/музыканты) работаете вместе, у вас
неизбежно происходит `разметка территорий`, установка общего поля ценностей и смыслов. Это
начало проблемы самостоятельности. Мы проходим это на всех этапах социальной интеграции,
от детсада до дома престарелых :)


alexshmurak(30.08.2011 00:29)
Понятно, это зависит от степени интегрированности. Скажем, я интегрирован очень глубоко -
как арт-менеджер ансамбля, на средней глубине - как один из молодых
украинских/русскоязычных композиторов в своей среде, и сравнительно неглубоко -
официально, как ассистент-стажёр, потенциальный член союза композиторов Украины и т. д.


zeranet(30.08.2011 00:37)
alexshmurak писал(а):
Zeranet, Вы меня немного обижаете. Я, конечно,
не могу не думать о `заказчиках` - исполнителях, коллегах и т. д.; но если бы на моё
творчество всё время влиял фактор `вписаться`, `понравиться`, `подойти`... В коммерческой
музыке - да, понимаю; но в творчестве, причём настолько свободном,
неконъюнктурном...
Ya prosto poputalsya postavit` vopros o tom, vsyakii li motiv
tvorchestva idet iz glybinu dyshi, ili on bul vnyshen so storonu---chto tyt
obidnogo?Kajdomy cheloveky chto-to postoyanno vnyshaetsya, no kak opredelit`, chto
idet emy na pol`zy, a chto razryshitel`no? Destryktivnoe vliyanie mogyt okazuvat` samue
blizkie ludi, kotorue mogyt podavlyat` mnogie samobutnue motivu v cheloveke.No
opredelit`, chto idet iz glybinu dyshi, a chto net, yje nevozmojno, potomy chto chelovek
yje vupolnyaet opredelennyu fynkciy v obshestve (eto ya ne pro Vas),sootvetstvyet
opredelennum---yzkim predstavleniyam o sebe okryjayshih i t.d.I pyt` k nastoyashemy
motivy, lejashemy v glybine sebya mojet okazat`sya zakrut---eto ya voobshe o
samobutnosti---ne tol`ko v tvorchestve, a voobshe v jizni


Andrew_Popoff(30.08.2011 00:37)
alexshmurak писал(а):
наверное, Вы имели в виду `с ними`. А уважением
`неприкосновенной территории и разности идей` - это круто, но, боюсь, практически
невозможно. Если вы (скажем, композиторы/музыканты) работаете вместе, у вас неизбежно
происходит `разметка территорий`, установка общего поля ценностей и смыслов. Это начало
проблемы самостоятельности. Мы проходим это на всех этапах социальной интеграции, от
детсада до дома престарелых :)
Я понимаю, о чем Вы говорите. Действительно, все мы
проходили этап э... не то что бы самореализации, но, скажем, определения своего места. И,
конечно, имели место жестокие бои и т.д. У меня это продолжалось лет до 35-ти. Потом я
пришел к мысли, что особенного значения эти бои не имеют, ни я никого не переделаю, ни
меня никто не заставит, кроме меня самого, думать иначе. А в плане карьеры все зависит от
случая гораздо в большей степени, чем от разговоров. Там предложение, там заказ. Потом
начинают понимать и ценить твои особенности. Вообще, гораздо важнее иметь хорошие
отношения с исполнителями и продюсерами, чем со своими собратьями по перу. Как ни странно,
у них я всегда находил и больше понимания, и больше интереса. Поэтому сейчас я уважаю всех
профессиональных композиторов, ценю их, интересуюсь их творчеством, но не пытаюсь привлечь
на свою сторону. Да и к чему брать на себя такую ответственность? А вдруг я иду по
неверному пути? И вдруг кто-то захочет пойти за мной, а я загублю его талант своими
ложными идеями! Нет, я весьма уважаю неприкосновенность чужой территории, потому что
никого не допускаю на свою.


alexshmurak(30.08.2011 00:42)
zeranet писал(а):
Ya prosto poputalsya postavit` vopros o tom,
vsyakii li motiv tvorchestva idet iz glybinu dyshi, ili on bul vnyshen so
storonu---chto tyt obidnogo?Kajdomy cheloveky chto-to postoyanno vnyshaetsya, no kak
opredelit`, chto idet emy na pol`zy, a chto razryshitel`no? Destryktivnoe vliyanie
mogyt okazuvat` samue blizkie ludi, kotorue mogyt podavlyat` mnogie samobutnue motivu v
cheloveke.No opredelit`, chto idet iz glybinu dyshi, a chto net, yje nevozmojno, potomy
chto chelovek yje vupolnyaet opredelennyu fynkciy v obshestve (eto ya ne pro
Vas),sootvetstvyet opredelennum---yzkim predstavleniyam o sebe okryjayshih i t.d.I
pyt` k nastoyashemy motivy, lejashemy v glybine sebya mojet okazat`sya zakrut---eto ya
voobshe o samobutnosti---ne tol`ko v tvorchestve, a voobshe v jizni
К
результату это имеет малое отношение. Какая разница, кто внушил Вивальди мотив Весны из
Времён года. Важен результат, то есть партитура и далее по цепочке. Так что... Возвращаясь
к источнику этой дискуссии, то есть к рекомендации Margar быть в музыку `человечнее`,
`таинственнее`, `упоительней` (не помню точно метафоры), могу с сожалением отметить, что и
ВНУШИТЬ мне совершить сию деволюцию тоже некому)


zeranet(30.08.2011 00:43)
MargarMast писал(а):
Алёша, по-моему - это не совсем то, что написал
zeranet (которому я, кстати говоря, давала ссылку на виртуальную русскую клавиатуру
http://winrus.com/screen_e.htm);). Есть разница между `заказчиками` и структурой - т.е.
средой. Конечно же, среда влияет на творчество - кто же спорит? Подспудно. По-моему -
речь именно об этом.
Spasibo, poproboval, no ochen` mnogo vremeni yhodit


alexshmurak(30.08.2011 00:44)
Andrew_Popoff писал(а):
Я понимаю, о чем Вы говорите. Действительно,
все мы проходили этап э... не то что бы самореализации, но, скажем, определения своего
места. И, конечно, имели место жестокие бои и т.д. У меня это продолжалось лет до 35-ти.
Потом я пришел к мысли, что особенного значения эти бои не имеют, ни я никого не
переделаю, ни меня никто не заставит, кроме меня самого, думать иначе. А в плане карьеры
все зависит от случая гораздо в большей степени, чем от разговоров. Там предложение, там
заказ. Потом начинают понимать и ценить твои особенности. Вообще, гораздо важнее иметь
хорошие отношения с исполнителями и продюсерами, чем со своими собратьями по перу. Как ни
странно, у них я всегда находил и больше понимания, и больше интереса. Поэтому сейчас я
уважаю всех профессиональных композиторов, ценю их, интересуюсь их творчеством, но не
пытаюсь привлечь на свою сторону. Да и к чему брать на себя такую ответственность? А вдруг
я иду по неверному пути? И вдруг кто-то захочет пойти за мной, а я загублю его талант
своими ложными идеями! Нет, я весьма уважаю неприкосновенность чужой территории, потому
что никого не допускаю на свою.
Да, это неплохая схема. Видимо, из разных возрастных
категорий и из разных социальных `ролей` сия проблема видится несколько по-разному.
Кому-то, скажем, Пендерецкому, наверное, вообще смешно было бы об этом думать. Он хоть бы
и подотрётся партитурным листом - всё равно купят


Andrew_Popoff(30.08.2011 00:48)
alexshmurak писал(а):
Да, это неплохая схема. Видимо, из разных
возрастных категорий и из разных социальных `ролей` сия проблема видится несколько
по-разному. Кому-то, скажем, Пендерецкому, наверное, вообще смешно было бы об этом думать.
Он хоть бы и подотрётся партитурным листом - всё равно купят
Я не знаю, отчего
Пендерецкий или Сильвестров изменили так резко свой стиль. Я думаю, у них были на это свои
внутренние причины. Возможно, они ошиблись. Но в их поступке я вижу мужество. Не так-то
просто, завоевав себе имя, славу вдруг открыто сказать на весь мир: я был неправ, истина в
другом. Так что, я им не судья, пусть рассудит время.


precipitato(30.08.2011 01:14)
Andrew_Popoff писал(а):
Я не знаю, отчего Пендерецкий или Сильвестров
изменили так резко свой стиль. Я думаю, у них были на это свои внутренние причины.
Возможно, они ошиблись. Но в их поступке я вижу мужество. Не так-то просто, завоевав себе
имя, славу вдруг открыто сказать на весь мир: я был неправ, истина в другом. Так что, я им
не судья, пусть рассудит время.
Я думаю,Пендерецкий-просто по маркетингу,а
Сильвестров всегда был такой,те средства скисли,так он этими того же добивается,ну и
возраст,все таки...я слушать это все не могу,но уважаю безмерно,за 5ю симфонию все
Мгновения того-сего простить можно.


precipitato(30.08.2011 01:17)
alexshmurak писал(а):
Понятно, это зависит от степени
интегрированности. Скажем, я интегрирован очень глубоко - как арт-менеджер ансамбля, на
средней глубине - как один из молодых украинских/русскоязычных композиторов в своей среде,
и сравнительно неглубоко - официально, как ассистент-стажёр, потенциальный член союза
композиторов Украины и т. д.
Обалдеть,Алекс,Вы что -до сих пор не член союза? А
почему?


precipitato(30.08.2011 01:22)
alexshmurak писал(а):
впрочем, глупо отрицать влияние `структуры` в
том случае, если речь идёт о ЗАКАЗЕ. другое дело, что, в который раз цитирую эту фразу
Владимира Горлинского, `заказы нужно приспосабливать под свои творческие
задачи`
Алекс,не все заказы под себя приспособить можно,у меня сейчас заказ из самого
громкого музыкального заведения нашей страны,и как его подверстать под себя-я пока не
знаю,но буду думать,конечно,это подразумевает едва ли не тотальный компромисс,а вот что бы
Вы делали в этой ситуации?


MargarMast(30.08.2011 01:23)
zeranet писал(а):
Spasibo, poproboval, no ochen` mnogo vremeni
yhodit
Ну - здесь страдаете либо Вы, либо читатели. Вы со временем привыкнете - но
пользоваться латиницей - это как бы - честно говоря - не очень. Не очень уважительно,
честно говоря. Или купите себе наклейки на клавиатуру. :)


alexshmurak(30.08.2011 01:26)
precipitato писал(а):
Обалдеть,Алекс,Вы что -до сих пор не член
союза? А почему?
я пока и не подавался, да если б и подался, - у меня ещё нет
формальных параметров для этого (кажется, нужно 2 симфонических произведения...)

членство в союзе ничего не даёт (почти)... но я загадывать не буду, посмотрим

в любом случае, по исполнениям (академическим) я в Украине, наверное, вхожу в двадцатку,
а членов союза у нас - человек 200 минимум. Союз вряд ли меня сильно промоутирует)


alexshmurak(30.08.2011 01:29)
precipitato писал(а):
Алекс,не все заказы под себя приспособить
можно,у меня сейчас заказ из самого громкого музыкального заведения нашей страны,и как его
подверстать под себя-я пока не знаю,но буду думать,конечно,это подразумевает едва ли не
тотальный компромисс,а вот что бы Вы делали в этой ситуации?
нужно знать подробности
ситуации. Заказ подразумевает ведь прежде всего соблюдение ФОРМАЛЬНЫХ требований
(duration, cast, жанр). Если музыка прикладная - то - устроить творческого супервайзера
(режиссёра?). Это уже сложнее (вспоминаю снова фразу `пишите под Морриконе`). А вообще -
мне пока очень трудно себе всё это представить, очень я пока далёк от этого


kollontay_(30.08.2011 11:42)
MargarMast писал(а):
незаурядный талант
По моим наблюдениям,
талант, хоть и нужен, не является чем-то определяющим в конечном результате. Чего не
хватает, любой может компенсировать упорной работой, и таких прямых примеров очень много.
Третья составляющая - удача, хотя и она может быть компенсирована как-то. Четвертая -
поддержка, и материальная, и моральная. Талант - никак не больше 25%. В период обучения в
консерватории безусловным дилером группы ребят, по таланту, был Караманов, безусловным
аутсайдером - недоучка Шнитке. Я могу как угодно ко всем им относиться, но в смысле
общественного признания произошла инверсия (прошу прощения у носителя данного ника). А на
моей памяти были и более оглушительные случаи, уж не буду называть имен, да они уже никому
ничего и не скажут. Эти люди просто после консерватории исчезли с горизонта, полностью.


kollontay_(30.08.2011 11:46)
alexshmurak писал(а):
Когда творил Шопен, иного направления в музыке,
кроме романтизма, не было.
Поправьте, если ошибаюсь. Мне Шопен не очень-то кажется
романтиком, в отличие, скажем, от Шумана или Берлиоза. Ближе Шопен к Гуммелю, Глинке, а
они что, разве уж такие романтики? В их искусстве преобладает взвешенность, достоинство, а
не безумства `Крейслерианы`, мне кажется.


alexshmurak(30.08.2011 11:50)
kollontay писал(а):
Поправьте, если ошибаюсь. Мне Шопен не очень-то
кажется романтиком, в отличие, скажем, от Шумана или Берлиоза. Ближе Шопен к Гуммелю,
Глинке, а они что, разве уж такие романтики? В их искусстве преобладает взвешенность,
достоинство, а не безумства `Крейслерианы`, мне кажется.
это Вы уж слишком тончите
(по контексту). Мы по сути говорили о школьных таких определениях, что ли, деление по
принципу - красные-белые-зелёные. Но мысль, конечно, интересная. Хоть и противоречащая
конвенциональному делению классицизма и романтизма по фигурам Бетховена, Вебера и Шуберта


kollontay_(30.08.2011 11:52)
MargarMast писал(а):
настоящие шеф-повара
Это точно, я имею в
виду сравнение кулинарии и композиции. Мне постоянно на бытовом уровне приходится этой
самой кулинарией заниматься, и не раз ловил себя на том, что механизм принятия решений и
возникновения замыслов почти тот же.


kollontay_(30.08.2011 11:59)
alexshmurak писал(а):
это Вы уж слишком тончите (по контексту). Мы по
сути говорили о школьных таких определениях, что ли, деление по принципу -
красные-белые-зелёные. Но мысль, конечно, интересная. Хоть и противоречащая
конвенциональному делению классицизма и романтизма по фигурам Бетховена, Вебера и
Шуберта
Может быть, когда эти конвенции писались, люди стояли слишком близко к
объектам, но по мне Бетховен куда более романтик, чем Шопен или, опять скажу, Гуммель. А
Шуберт куда ближе обоим Гайднам, чем Веберу, имею в виду, конечно, НЕ `Лесного царя` и
прочее.


alexshmurak(30.08.2011 12:04)
направление Ваших мыслей относительно этой оппозиции понятно, и, во многом, наверное,
приемлемо. Но стилистическая идентификация Ф. Ш. приводилась в этой теме в несколько ином
контексте - в контексте идентификации современных авторов, точнее, самоидентификации


alexshmurak(30.08.2011 12:04)
Хотя и тут можно найти какую-то параллель, но это очень сложная и тонкая задача, не для
этого форума)


Andrew_Popoff(30.08.2011 13:58)
alexshmurak писал(а):
я пока и не подавался, да если б и подался, - у
меня ещё нет формальных параметров для этого (кажется, нужно 2 симфонических
произведения...)

членство в союзе ничего не даёт (почти)... но я загадывать не буду, посмотрим

в любом случае, по исполнениям (академическим) я в Украине, наверное, вхожу в двадцатку,
а членов союза у нас - человек 200 минимум. Союз вряд ли меня сильно
промоутирует)
Союз это, скорее традиция, плюс возможность выпить пивка с коллегами в
буфете Дома композитора (второе я ценю больше). Гораздо важнее заключить хороший договор
с каким-нибудь агентством по защите авторских прав. Если Вы еще не сделали этого, советую
сделать как можно раньше.


alexshmurak(30.08.2011 14:01)
Andrew_Popoff писал(а):
Союз это, скорее традиция, плюс возможность
выпить пивка с коллегами в буфете Дома композитора (второе я ценю больше). Гораздо важнее
заключить хороший договор с каким-нибудь агентством по защите авторских прав. Если Вы еще
не сделали этого, советую сделать как можно раньше.
спасибо. Но пока я не работаю в
областях, где права на использования моей музыки могут принести кому-то (включая меня)
дополнительные (отличные от гонорара) дивиденды)


Andrew_Popoff(30.08.2011 14:06)
alexshmurak писал(а):
спасибо. Но пока я не работаю в областях, где
права на использования моей музыки могут принести кому-то (включая меня) дополнительные
(отличные от гонорара) дивиденды)
Это иллюзия, я рассуждал примерно также, пока
домашние чуть не силой заставили меня это сделать. Когда же, года через два после
вступления в РАО, я купил на эти доходы свой первый автомобиль - недорогую, но надежную и
новую Daewoo Nexia - я понял, что мое пижонство было неуместно.


alexshmurak(30.08.2011 14:11)
да, хороший пример)


vmb1(30.08.2011 16:55)
Andrew_Popoff писал(а):
Надо прислать Вам клавиатуру с русскими
буквами. :)
Да писал он уже русскими буквами!


MargarMast(30.08.2011 17:21)
kollontay писал(а):
По моим наблюдениям, талант, хоть и нужен, не
является чем-то определяющим в конечном результате. Чего не хватает, любой может
компенсировать упорной работой, и таких прямых примеров очень много. Третья составляющая -
удача, хотя и она может быть компенсирована как-то. Четвертая - поддержка, и материальная,
и моральная. Талант - никак не больше 25%. В период обучения в консерватории безусловным
дилером группы ребят, по таланту, был Караманов, безусловным аутсайдером - недоучка
Шнитке. Я могу как угодно ко всем им относиться, но в смысле общественного признания
произошла инверсия (прошу прощения у носителя данного ника). А на моей памяти были и более
оглушительные случаи, уж не буду называть имен, да они уже никому ничего и не скажут. Эти
люди просто после консерватории исчезли с горизонта, полностью.
Уважаемый kollontay,
но ведь понимающие люди так и говорят - что Караманов был недосостоявшийся,
недовоплощённый гений, а слава Шнитке очень сильно раздута. Во всяком случае, если бы у
меня была возможность выбора похода ка нонцерт того или иного, у меня не было бы сомнения,
кого бы я пошла слушать. Так что - что ни говорите, а и здесь не всё так однозначно.
Назовите мне, пожалуйста, хоть одного из признанных композиторов прошлого, чьё имя было бы
связано с его работоспособностью, а не с его выдающимся талантом. Я не говорю, что талант
не может пропасть, но мне не кажтеся, что талант средний, даже при замечательной
работоспособности, ненадолго удержится в памяти людской. Время опять же всё расставит по
своим местам.


MargarMast(30.08.2011 17:22)
надолго*


alexshmurak(30.08.2011 17:26)
MargarMast писал(а):
но ведь понимающие люди так и говорят - что
Караманов был недосостоявшийся, недовоплощённый гений, а слава Шнитке очень сильно
раздута
понимающие люди не будут выбирать между Карамановым и Шнитке, они знают, что
кушать у одного и что у другого


kollontay_(30.08.2011 17:34)
MargarMast писал(а):
хоть одного из признанных композиторов прошлого,
чьё имя было бы связано с его работоспособностью, а не с его выдающимся талантом
Бах
(по его собственному, кажется, признанию), Бетховен, Римский-Корсаков, да чуть ли не весь
справочник. Проще назвать кого-нибудь, кто не смог с талантом совладать, по разным
причинам. Балакиреву не хватило денег вот, а поддержку он получил не в том смысле, в каком
ему надо было, пришлось заняться административной работой. Глинка мало работал и был
слишком капризен. Караманов был слишком амбициозен и однажды решил покинул высокое
собрание, как некоторые, кстати, форум. Запад я не знаю так, как Россию, поэтому примеры
не стану приводить.


MargarMast(30.08.2011 17:38)
kollontay писал(а):
Бах (по его собственному, кажется, признанию),
Бетховен, Римский-Корсаков, да чуть ли не весь справочник. Проще назвать кого-нибудь, кто
не смог с талантом совладать, по разным причинам.
То есть - Вы хотите сказать, что ни
у Баха, ни у Бетховена не было выдающегося таланта? Дорогой kollontay, я всегда очень
уважаю Ваши мнения и замечания, но иногда Вы меня повергаете в некоторый шок своими
комментариями (вот на другой из них только что ответила).


alexshmurak(30.08.2011 17:40)
Margar, определить талант у 12летнего нетрудно. Нету серьёзных осложнений с определением
таланта 25летнего. Вот сказать, талантлив ли 40летний, уже сложнее - период `дара природы`
закончился, вовсю идёт период собственной, индивидуальной работы. В случае с 60летним
надеяться на талант вообще смешно, а говорить о таланте мёртвого человека и вовсе -
бессмысленно. Талант - потенциал, инструмент. Рассуждать о нём можно только в будущем
времени, или в Future in the past


kollontay_(30.08.2011 17:42)
Балакиревского, возможно, и не было. Из Бетховена, как я понимаю, усердно в детстве делали
звезду, значит, не очень-то оно само звездилось, да?


kollontay_(30.08.2011 17:46)
alexshmurak писал(а):
Margar, определить талант у 12летнего нетрудно.
Нету серьёзных осложнений с определением таланта 25летнего. Вот сказать, талантлив ли
40летний, уже сложнее - период `дара природы` закончился, вовсю идёт период собственной,
индивидуальной работы. В случае с 60летним надеяться на талант вообще смешно, а говорить о
таланте мёртвого человека и вовсе - бессмысленно. Талант - потенциал, инструмент.
Рассуждать о нём можно только в будущем времени, или в Future in the past
Это близко
к тому, что я думаю.


vmb1(30.08.2011 17:47)
kollontay писал(а):
... В период обучения в консерватории безусловным
дилером группы ребят, по таланту, был Караманов, безусловным аутсайдером - недоучка
Шнитке. Я могу как угодно ко всем им относиться, но в смысле общественного признания
произошла инверсия... А на моей памяти были и более оглушительные случаи, уж не буду
называть имен, да они уже никому ничего и не скажут. Эти люди просто после консерватории
исчезли с горизонта, полностью.
Талант наполовину состоит в верном инстинкте, даре
угадать то, что НУЖНО и где прорастет.


alexshmurak(30.08.2011 17:49)
vmb1 писал(а):
Талант наполовину состоит в верном инстинкте, даре
угадать то, что НУЖНО и где прорастет.
Думаю, `талант` - понятие настолько
растяжимое, что у каждого из форумчан имеется приблизительно схожее, но всё же в мелочах
различающееся представление о том, что же это такое. В любом случае, мы слушаем не
таланты, а музыку, читаем не талантов, а книги, любуемся не талантами, а картинами.
Значит, талант - ингредиент, а не эффект :)


kollontay_(30.08.2011 17:54)
Ну да, то есть можно быстрее всех писать диктант, не делать ошибки в гармонических
последовательностях, играть 24 этюда Шопена во всех тональностях, но талант ли такой
человек, совершенно все равно не известно... Опять-таки такие уникумы были. И сплыли.


Jannet(30.08.2011 18:27)
MargarMast писал(а):
Уважаемый kollontay, но ведь понимающие люди так
и говорят - что Караманов был недосостоявшийся, недовоплощённый гений, а слава Шнитке
очень сильно раздута. Во всяком случае, если бы у меня была возможность выбора похода ка
нонцерт того или иного, у меня не было бы сомнения, кого бы я пошла слушать. Так что -
что ни говорите, а и здесь не всё так однозначно. Назовите мне, пожалуйста, хоть одного
из признанных композиторов прошлого, чьё имя было бы связано с его работоспособностью, а
не с его выдающимся талантом. Я не говорю, что талант не может пропасть, но мне не
кажтеся, что талант средний, даже при замечательной работоспособности, ненадолго удержится
в памяти людской. Время опять же всё расставит по своим местам.
Раздуть славу можно
на какое-то время,согласна,особенно в наше пиарское время,но плоды зреют во времени.Шнитке
давно признанный классик,что даже не хочется обсуждать.


Andrew_Popoff(30.08.2011 18:37)
MargarMast писал(а):
Назовите мне, пожалуйста, хоть одного из
признанных композиторов прошлого, чьё имя было бы связано с его работоспособностью, а не с
его выдающимся талантом. Я не говорю, что талант не может пропасть, но мне не кажтеся,
что талант средний, даже при замечательной работоспособности, ненадолго удержится в памяти
людской. Время опять же всё расставит по своим местам.
В среднем, плодовитость - уже
несомненный признак дарования. Бах, Моцарт, Гайдн, Вивальди оставили огромное количество
сочинений. Чем дальше, правда, тем число сочинений уменьшалось - это связано с тем, что
уже в конце 18 века невозможно стало пользоваться стандартным набором клише для затыкания
дыр, от композитора потребовалась большая степень творчества. У Бетховена музыки меньше,
чем у Гайдна или Моцарта, но тоже немало. Чайковский, Шуман, Шуберт, Брамс,
Римский-Корсаков, Прокофьев, Шостакович были поразительно работоспособны и плодоносны.
Правда, были и гении, выдававшие в год по чайной ложке - Глинка (в записках у него есть
фраза: в таком-то году я не сочинил ни одной ноты), Мусоргский, Бородин (ну, его можно
понять). Да, вообще-то плодовитых гениев намного больше.


alexshmurak(30.08.2011 18:40)
Плодовитость также признак графомании, увы. По этому признаку вряд ли определяется талант)


Andrew_Popoff(30.08.2011 18:44)
alexshmurak писал(а):
Плодовитость также признак графомании, увы. По
этому признаку вряд ли определяется талант)
Талант - это тоже род графомании.
Графомания, вообще суть и основа человеческого творчества. Просто надо отделять
талантливых графоманов от просто больных и несчастных людей, которых в тысячи раз больше.


alexshmurak(30.08.2011 18:52)
`патологическое стремление к сочинительству произведений, претендующих на` (из википедии,
обрубил в определении всё, что не относится к музыке)

боюсь, Андрей, Вы несколько субъективно воспринимаете этот термин

графомания - патология
и у `композиторов` она тоже случается

большой, серьёзный композитор не нуждается в этом, то есть в количестве и непременном
признании как самоцели

во всяком случае, я не знаю среди известных мне больших, серьёзных композиторов людей,
для которых вышеупомянутое `патологическое стремление...` было определяющим в
деятельности, в творчестве


alexshmurak(30.08.2011 18:53)
Короче, графоман хочет, но не может

Настоящий композиторов прежде всего МОЖЕТ)


Andrew_Popoff(30.08.2011 19:38)
alexshmurak писал(а):
Короче, графоман хочет, но не может

Настоящий композиторов прежде всего МОЖЕТ)
Ну, разумеется. Я не спорю. Просто
обратитесь к физиологии - человек это дисгармонизирующий вид в природе - единственный. Все
остальные виды находятся в гармонии с природой. Это оттого, что у него больше энергии, чем
необходимо для выживания. И лишняя энергия ищет выхода. С ее помощью человек творит
`вторую природу` - среду своего обитания. Свобода воли дает нам возможность творить. Всем,
а не только талантливым людям. В этом процессе на тонну шлака приходится десять грамм
драгоценного металла. Это схема. И я прекрасно понимаю отличие между золотом и шлаком.
Плодовитость - это не следствие таланта, а один из признаков стремления к творчеству -
того стремления, которое присуще и гениям, и больным графоманам. Вот и все, на этом
аналогии заканчиваются. Согласитесь же Вы, что из великих музыкальных гениев прошлого
плодовитых было больше, чем малоплодовитых. Хотя, были и малоплодовитые.


Andrew_Popoff(30.08.2011 19:41)
Кстати, все малоплодовитые мои современники, которых я лично знал, после консы совсем
перестали писать музыку и занялись другим делом. Это так, к слову.


alexshmurak(30.08.2011 19:43)
Соглашусь. Но давайте разберём причины плодовитости и НЕплодовитости (Веберн, Уствольская,
Бородин, Берг для примера). Плодовитость как обязаловка? Барокко, современность,
виртуозные и салонные композиторы романтизма +, конечно же, соцзаказ эпохи `соцереализма`.
Крайне редко случалось, что плодовитость большого музыканта была НЕ обусловлена
социальными / экономическими факторами. Да и НЕ плодовитость - причины - политика,
экономика, бизнес, опять же, крайне редко - сознательный отбор (Веберн), асоциальность
(Уствольская). Короче, количество, как правило, мало зависело от творческой позиции,
направления, эволюции... Случай позднего Сильвестрова, штопающего по циклу в неделю (как
минимум) как исключение, в правило не принимаем.


alexshmurak(30.08.2011 19:44)
Да и возьмём медийный фактор. Большинство имён мы знаем по трём-четырём произведениям,
можно сказать, что РАДИ НИХ (этих произведений), получается, они писали тонны... Это я не
к тому, что, мол, бессмысленно много писать, всё равно останется пол-листочка в истории;
это я к тому, что не очень эффективно по этому самому количеству судить.


Andrew_Popoff(30.08.2011 19:54)
alexshmurak писал(а):
Соглашусь. Но давайте разберём причины
плодовитости и НЕплодовитости (Веберн, Уствольская, Бородин, Берг для примера).
Плодовитость как обязаловка? Барокко, современность, виртуозные и салонные композиторы
романтизма +, конечно же, соцзаказ эпохи `соцереализма`. Крайне редко случалось, что
плодовитость большого музыканта была НЕ обусловлена социальными / экономическими
факторами. Да и НЕ плодовитость - причины - политика, экономика, бизнес, опять же, крайне
редко - сознательный отбор (Веберн), асоциальность (Уствольская). Короче, количество, как
правило, мало зависело от творческой позиции, направления, эволюции... Случай позднего
Сильвестрова, штопающего по циклу в неделю (как минимум) как исключение, в правило не
принимаем.
У каждого из названных авторов были свои причины. Для того,чтобы создавать
такие совершенные конструкции, как у Веберна, нужно очень много времени. К тому же, Веберн
занимал активную жизненную позицию по вовлечению широких масс в современный ему творческий
процесс - рабочие хоры и т.п. Это все забирало немало времени. Бородин был талантливейшим
химиком, который сделал большой вклад в эту науку,к тому же он и прожил слишком мало. То
есть, вот два примера, когда творческая активность реализовывалась полностью. Творческая
активность Глинки подавлялась хрупким здоровьем, тягой к путешествиям и неумеренными
амурными похождениями. Мусоргский писал рывками - то делал гигантский скачок, то впадал в
запойную спячку. Его едва ли можно было назвать здоровым психически человеком. Балакирев
называл его дураком и самым малоодаренным из своих учеников.Это при том, что М.П. его
боготворил. М.А., конечно, ошибался, М.П. гений величайший. Но одна законченная опера,
одна незаконченная, еще одна наполовину и куча разных набросков и эскизов. И тут же
гениальные `Картинки`, `Песни и пляски Смерти`, `Ночь на Лысой горе` - это все
свидетельствует о циклическом протекании его душевного расстройства.


Andrew_Popoff(30.08.2011 19:56)
alexshmurak писал(а):
Да и возьмём медийный фактор. Большинство имён
мы знаем по трём-четырём произведениям, можно сказать, что РАДИ НИХ (этих произведений),
получается, они писали тонны... Это я не к тому, что, мол, бессмысленно много писать, всё
равно останется пол-листочка в истории; это я к тому, что не очень эффективно по этому
самому количеству судить.
Ну, они же не знали, какие опусы из этой кучи выберет
история. Чайковский думал - `О.деву` и `Мазепу`, а История капризно сказала: Хочу
`Онегина` и `П.Д`!


Cypros(30.08.2011 19:56)
MargarMast писал(а):
Назовите мне, пожалуйста, хоть одного из
признанных композиторов прошлого, чьё имя было бы связано с его работоспособностью, а не с
его выдающимся талантом.
Думаю, что ярким примером является Н. Я. Мясковский. Он не
обладал от природы абсолютным слухом, но титаническим трудом развил в себе его. Ежедневные
тренировки в лесу привели к тому, что однажды он с радостью воскликнул: `Теперь я чувствую
`ля`!`.


Andrew_Popoff(30.08.2011 20:02)
Cypros писал(а):
Думаю, что ярким примером является Н. Я. Мясковский.
Он не обладал от природы абсолютным слухом, но титаническим трудом развил в себе его.
Ежедневные тренировки в лесу привели к тому, что однажды он с радостью воскликнул: `Теперь
я чувствую `ля`!`.
Абсолютный слух - не есть непременное условие. Его также не было
ни у Чайковского, ни у Скрябина. Путем же правильных занятий можно развить слух до
абсолютного, знаю по себе. От природы у меня его не было.


Cypros(30.08.2011 20:06)
Andrew_Popoff писал(а):
Абсолютный слух - не есть непременное
условие.
Вы совершенно правы! Я привел случай Мясковского лишь в качестве примера
того, как талант обрамляется ежедневным трудом.


meister(30.08.2011 20:29)
Andrew_Popoff писал(а):
Абсолютный слух - не есть непременное
условие. Его также не было ни у Чайковского, ни у Скрябина. Путем же правильных занятий
можно развить слух до абсолютного, знаю по себе.
Андрей! Я думаю, что П.И.Чайковский
всё-таки был абсолютником: известно, что уходя на прогулки, он всегда брал с собой
записные нотные книжки. Конечно, записать мелодию сможет и человек с хорошим относительным
слухом, если он чувствует интервалику, но сочинять симфонию без инструмента ему было бы
затруднительно.
Я бы рискнул предположить, что абсолютный слух
заложен во многих музыкантах, но он как бы дремлет.
Если удаётся найти эмоциональную привязку к каждому звуку темперированной гаммы, эти
звуки становятся узнаваемыми друзьями (я тоже, как и Вы, занимался подобными
`тренировками`, но мне было несколько труднее, потому что я играл и играю на
транспонирующем инструменте и по этой причине вместо ноты `до` попадал вначале на
`си-бемоль` или наоборот.:)


alexshmurak(30.08.2011 20:34)
Майстер, не вижу решительно никаких причин считать сочинение симфонии более сложным чем
иной музыки - без инструмента - для абсолютника - в девятнадцатом веке. Чайковский мыслил
в тональной системе, следовательно, для него никакого значения не имело, как именно звучит
та или иная нота, работала лишь семантика. Сейчас абсолютная высота имеет уже значительно
бОльшее значение, учитывая резкое усиление работы со спектром, с акустикой, с
немузыкальными инструментами и так далее. И то, у меня среди знакомых композиторов есть
неабсолютники, которые сочиняют без инструмента. И ничего. Словом, это какие-то
старомодные комплексы, имею в виду, всеобщее поклонение врождённому абсолютному слуху.


alexshmurak(30.08.2011 20:43)
alexshmurak писал(а):
не вижу решительно никаких причин считать
сочинение симфонии более сложным чем иной музыки - без инструмента - для абсолютника - в
девятнадцатом веке
разумеется, имел в виду, для НЕабсолютника


Inversiya(30.08.2011 21:54)
Andrew_Popoff писал(а):
А нынешняя среда напоминает серенькую
водичку. Ее хоть всю жизнь бей кувалдой, она и не сопротивляется, и не деформируется, все
такая же. Так что, это иллюзия - сопротивление среде, остатки романтической
мифологии.
Вот вам и идея - вести за собой среду, уж какая есть, хоть на ступень, но
вверх от серости.
Если с продавливанием среды справились в середине прошлого века, то задача у
современных композиторов в тепличных условиях. ка мне кажется, легковыполнима )))


Andrew_Popoff(30.08.2011 21:58)
Inversiya писал(а):
Вот вам и идея - вести за собой среду, уж какая
есть, хоть на ступень, но вверх от серости.
Если с продавливанием среды справились в середине прошлого века, то задача у
современных композиторов в тепличных условиях. ка мне кажется, легковыполнима
)))
Правильно! Только тут не кувалда нужна, а ласты, тубка и маска. :)


Andrew_Popoff(30.08.2011 22:03)
meister писал(а):
Андрей! Я думаю, что П.И.Чайковский всё-таки был
абсолютником: известно, что уходя на прогулки, он всегда брал с собой записные нотные
книжки. Конечно, записать мелодию сможет и человек с хорошим относительным слухом, если он
чувствует интервалику, но сочинять симфонию без инструмента ему было бы затруднительно.
Я бы рискнул предположить, что абсолютный слух
заложен во многих музыкантах, но он как бы дремлет.
Если удаётся найти эмоциональную привязку к каждому звуку темперированной гаммы, эти
звуки становятся узнаваемыми друзьями (я тоже, как и Вы, занимался подобными
`тренировками`, но мне было несколько труднее, потому что я играл и играю на
транспонирующем инструменте и по этой причине вместо ноты `до` попадал вначале на
`си-бемоль` или наоборот.:)
Композитор без развитого относительного слуха вряд ли
возможен. Абсолютный слух это другое. У Бетховена лучшие сочинения написаны, когда он не
то что `ля`, а вообще ничего не слышал. У него оставался только внутренний относительный
слух. Рояль композитору нужен бывает не для подбора нот, а для другого - например, я за
роялем пишу только пьесы для рояля - чтобы сразу продумать аппликатуру. А для оркестра
вообще невозможно писать за роялем - он сковывает мысль.


meister(30.08.2011 22:14)
Andrew_Popoff писал(а):
А для оркестра вообще невозможно писать за
роялем - он сковывает мысль.
`Подписываюсь` обеими руками под этим тезисом!:)

Какое-то время тому назад я слышал в одной из передач на канале `Культура`, что в
`старопитерской` консерваторской школе (конец 19-го - начало 20 веков) было чуть ли не
строго принято, чтобы учащиеся-композиторы сочиняли только без рояля. Шостакович,
например, именно такой методикой и пользовался; более того, он почти всегда сочинял
начисто, минуя эскизы!


Andrew_Popoff(30.08.2011 22:20)
meister писал(а):
`Подписываюсь` обеими руками под этим тезисом!:)

Какое-то время тому назад я слышал в одной из передач на канале `Культура`, что в
`старопитерской` консерваторской школе (конец 19-го - начало 20 веков) было чуть ли не
строго принято, чтобы учащиеся-композиторы сочиняли только без рояля. Шостакович,
например, именно такой методикой и пользовался; более того, он почти всегда сочинял
начисто, минуя эскизы!
По-разному бывает. Стравинский сочинял за роялем, имея
абсолютный слух. Он объяснял это тем, что хочет тут же слышать живой звук. Но да,
большинство сочиняет за столом. Шостакович 9-ю симфонию вообще сочинял на лесной полянке,
сидя на пеньке.


Inversiya(30.08.2011 22:49)
alexshmurak писал(а):
Margar, определить талант у 12летнего нетрудно.
Нету серьёзных осложнений с определением таланта 25летнего. Вот сказать, талантлив ли
40летний, уже сложнее - период `дара природы` закончился, вовсю идёт период собственной,
индивидуальной работы. В случае с 60летним надеяться на талант вообще смешно, а говорить о
таланте мёртвого человека и вовсе - бессмысленно. Талант - потенциал, инструмент.
Рассуждать о нём можно только в будущем времени, или в Future in the past
Илья
муромец до 33 лет спал на печи - а потом кааак размахнулся. Конфуция - лицо вполне
историческое, начал философствовать только в 40 лет. У Стравинского талант в юношеские
годы,вроде бы замечен не был. А у нас в музыкальном театре есть певец, который всю
сознательную взрослую жизнь проработал поваром, а прошлым летом опера `Князь Игорь` взяла
приз Тэффи, а партия князя - лучшая мужская партия.
Сколько угодно примеров, когда уже под полтинник люди брали в руки кисть и у них
получалось. Моё мнение в связи с этим, что талант – это не только то, что даётся от
природы и оттачивается трудом, но и некие порталы, которые Некто может кому-то открыть,
а кому-то, напротив, прикрыть.


alexshmurak(30.08.2011 22:51)
Моё мнение в связи с этим, что надо браться за голову, чем раньше, тем лучше. Тогда и
порталы откроются и т. д. А просто так, с бухты-барахты талант не проклюнется, это не
вулкан из фильма-катастрофы)


precipitato(30.08.2011 22:53)
Andrew_Popoff писал(а):
По-разному бывает. Стравинский сочинял за
роялем, имея абсолютный слух. Он объяснял это тем, что хочет тут же слышать живой звук. Но
да, большинство сочиняет за столом. Шостакович 9-ю симфонию вообще сочинял на лесной
полянке, сидя на пеньке.
Нас в училище Уствольская учила без рояля писать,но я,увы,за
роялем сочиняю,привык.


precipitato(30.08.2011 23:00)
Andrew_Popoff писал(а):
Абсолютный слух - не есть непременное
условие. Его также не было ни у Чайковского, ни у Скрябина. Путем же правильных занятий
можно развить слух до абсолютного, знаю по себе. От природы у меня его не было.
У
меня развился абсолютный,но в пределах трех октав,сильно вверху или внизу могу ошибиться.


op132(30.08.2011 23:07)
precipitato писал(а):
У меня развился абсолютный,но в пределах трех
октав,сильно вверху или внизу могу ошибиться.
вот это да, я не думала, что так
бывает! мне казалось, что абсолютный слух как кот Шредингера - или есть, или нет.

Мы с моей одноклассницей по десятилетке судорожно пытались развить ей абсолютный слух за
месяц до поступления в консерваторию - не помогло, зато через пять лет у нее он
проклюнулся сам (она радовалась, как Мясковский - `какое счастье, слышу фа-диез!!`). Было
ли это запоздалым эффектом тренировок - мы так и не поняли


precipitato(30.08.2011 23:08)
Andrew_Popoff писал(а):
Талант - это тоже род графомании. Графомания,
вообще суть и основа человеческого творчества. Просто надо отделять талантливых графоманов
от просто больных и несчастных людей, которых в тысячи раз больше.
Мне кажется,что
сейчас новый рассвет графомании,мне недавно показали манифест группы молодых
композиторов,они еще студенты,так у каждого из них список сочинений раза в три-четыре
больше,чем мой,пугающе смотрится,когда у 22летнего автора девять сонат,и каждая-в семи
частях.


alexshmurak(30.08.2011 23:09)
Мои знакомые и коллеги делятся на абсолютников и неабсолютников но, честно, в деле это ну
почти никак не отражается. Разве что струнники-неабсолютники жалуются, что им трудно
играть интонационно сложную музыку на высоких позициях


alexshmurak(30.08.2011 23:09)
precipitato писал(а):
Мне кажется,что сейчас новый рассвет
графомании,мне недавно показали манифест группы молодых композиторов,они еще студенты,так
у каждого из них список сочинений раза в три-четыре больше,чем мой,пугающе смотрится,когда
у 22летнего автора девять сонат,и каждая-в семи частях.
Ну, жизнь их всех рассеет
пеплом, на это можно не обращать внимания.


op132(30.08.2011 23:14)
alexshmurak писал(а):
Мои знакомые и коллеги делятся на абсолютников
и неабсолютников но, честно, в деле это ну почти никак не отражается. Разве что
струнники-неабсолютники жалуются, что им трудно играть интонационно сложную музыку на
высоких позициях
не говоря уже о том, что абсолютный слух объективно мешает изучению
гармонии - лично я в аккорде всегда слышала сначала ноты, а потом структуру, что само по
себе пагубно


alexshmurak(30.08.2011 23:16)
аналогично. а какая мука транспонировать концертмейстеру-абсолютнику))


precipitato(30.08.2011 23:19)
alexshmurak писал(а):
Ну, жизнь их всех рассеет пеплом, на это можно
не обращать внимания.
Это то конечно,но что то я раньше таких случаев не припомню.Там
было-буквально-48 фуг,автору 17 лет-ужас какой то.


alexshmurak(30.08.2011 23:27)
Припоминаю одного киевского неадеквата, который на втором (?) курсе консы сказал своему
педагогу: `не знаю, что я с Вами тут делаю, я ведь уже написал 32 сонаты и 9 симфоний`


Andrew_Popoff(30.08.2011 23:52)
precipitato писал(а):
Это то конечно,но что то я раньше таких случаев
не припомню.Там было-буквально-48 фуг,автору 17 лет-ужас какой то.
Да, такая
плодовитость не просто пугает, а ужасает. :) В мое студенческое время таких я не встречал.
Может, это пища из МакДональдса так действует? :))


Andrew_Popoff(30.08.2011 23:53)
alexshmurak писал(а):
Припоминаю одного киевского неадеквата, который
на втором (?) курсе консы сказал своему педагогу: `не знаю, что я с Вами тут делаю, я ведь
уже написал 32 сонаты и 9 симфоний`
Почитал колонку и посмеялся. Нет, о таком я,
конечно, и думать не мог. :))))






classic-online@bk.ru