Александр Мелик-Пашаев

Александр Мелик-Пашаев (дирижер)
`The Snow Maiden`, the music for the spring tale Ostrovsky (1873), Op. 12 (Tchaikovsky)
Три песни Леля.
       
`Евгений Онегин` — лирические сцены (опера) в 3 актах, 7 картинах на либретто Константина Шиловского, по одноимённому роману в стихах А. С. Пушкина.

http://www.belcanto.ru/onegin.html

Opera `Eugene Onegin` (1877-78), Op. 24 (Tchaikovsky)
Пантелеймон Норцов - Евгений Онегин, Елена Кругликова - Татьяна,Елизавета Антонова - Ольга,Иван Козловский - Ленский, Максим Михайлов - Князь Гремин, Л. Рудницкая - Ларина, Хор и оркестр Большого Театра под руководством А. Мелик-Пашаева и А. Орлова. 1937г
      (3)  
«Пиковая дама» — опера в 3 действиях, 7 картинах на либретто М. И. Чайковского по мотивам одноимённой повести А. С. Пушкина. Первая постановка — 7 (19) декабря 1890 года в Мариинском театре в... Читать дальше
«Пиковая дама» — опера в 3 действиях, 7 картинах на либретто М. И. Чайковского по мотивам одноимённой повести А. С. Пушкина. Первая постановка — 7 (19) декабря 1890 года в Мариинском театре в Петербурге.

Действие происходит в Петербурге в конце XVIII века.
Петербург. На залитых солнцем аллеях Летнего сада много гуляющих, дети играют под присмотром нянюшек и гувернанток. Сурин и Чекалинский беседуют о своем приятеле Германе: все ночи напролет, мрачный и молчаливый, он проводит в игорном доме, но не прикасается к картам. Странным поведением Германа удивлен и граф Томский. Ему Герман открывает тайну: он страстно влюблен в прекрасную незнакомку, но она богата, знатна и принадлежать ему не может. К друзьям присоединяется князь Елецкий. Он сообщает о своей предстоящей женитьбе. В сопровождении старой Графини приближается Лиза, в которой Герман узнает свою избранницу; в отчаянии он убеждается, что Лиза — невеста Елецкого. При виде мрачной фигуры Германа, его пылающего страстью взора зловещие предчувствия охватывают Графиню и Лизу. Тягостное оцепенение рассеивает Томский. Он рассказывает светский анекдот о Графине. В дни молодости она однажды проиграла в Париже все свое состояние. Ценой любовного свидания молодая красавица узнала тайну трех карт и, поставив на них, вернула проигрыш. Сурин и Чекалинский решают подшутить над Германом — они предлагают ему узнать у старухи тайну трех карт. Но мысли Германа поглощены Лизой. Начинается гроза. В бурном порыве страсти Герман клянется добиться любви Лизы или погибнуть. Комната Лизы. Вечереет. Свою опечаленную подругу девушки развлекают русской пляской. Оставшись одна, Лиза поверяет ночи, что любит Германа. Неожиданно Герман появляется на балконе. Он пылко признается Лизе в любви. Стук в дверь прерывает свидание. Входит старая Графиня. Скрывшийся за портьерой Герман вспоминает о тайне трех карт. После ухода Графини жажда жизни и любви с новой силой пробуждается в нем. Лиза охвачена ответным чувством.

Бал-маскарад в доме богатого столичного сановника. Князь Елецкий, встревоженный холодностью невесты, уверяет ее в своей любви и преданности. Среди гостей Герман. Замаскированные Чекалинский и Сурин продолжают подшучивать над приятелем; их таинственное нашептывание о магических картах угнетающе действует на его расстроенное воображение. Начинается представление — пастораль «Искренность пастушки». По окончании представления Герман сталкивается со старой Графиней; снова мысль о богатстве, которое сулят три карты, овладевает Германом. Получив от Лизы ключи от потайной двери, он решает выведать у старухи тайну.

Ночь. Пустая спальня Графини. Входит Герман; он с волнением всматривается в портрет Графини в молодости, но, заслышав приближающиеся шаги, прячется. В сопровождении приживалок возвращается Графиня. Недовольная балом, она предается воспоминаниям о прошлом и засыпает. Неожиданно перед ней появляется Герман. Он умоляет открыть тайну трех карт. Но старая Графиня молчит. Взбешенный Герман грозит пистолетом; испуганная старуха падает замертво. Герман в отчаянии. Близкий к безумию, он не слышит упреков прибежавшей на шум Лизы. Лишь одна мысль владеет им: Графиня мертва, а тайны он не узнал.

Комната Германа в казармах. Поздний вечер. Герман в задумчивости перечитывает письмо Лизы: она просит его прийти в полночь на свидание. Герман снова переживает случившееся, в его воображении встают картины смерти и похорон старухи. В вое ветра ему слышится заупокойное пение. Германа охватывает ужас. Он хочет бежать, но ему мерещится призрак Графини. Она называет заветные карты: «Тройка, семерка, туз». Герман повторяет их как в бреду.

Зимняя канавка. Здесь Лиза должна встретиться с Германом. Она хочет верить, что любимый не виновен в смерти Графини. Башенные часы бьют полночь. Лиза теряет последнюю надежду. Наконец появляется Герман. Охваченный маниакальной идеей выигрыша, он машинально повторяет за Лизой слова любви. Из его несвязного рассказа Лиза в ужасе убеждается, что он убийца старухи. В порыве безумия Герман отталкивает Лизу и с криком: «В игорный дом!» — убегает. В отчаянии Лиза бросается в воду.

Игорный дом. Идет игра. Герман одну за другой ставит две карты, названные Графиней, и выигрывает. Все ошеломлены. Упоенный победой, Герман ставит на карту весь выигрыш. Вызов Германа принимает князь Елецкий. Герман объявляет туза, но вместо туза в руках его оказывается дама пик. В исступлении смотрит он на карту, в ней ему чудится дьявольская усмешка старой Графини. В припадке безумия он кончает с собой. В последнюю минуту в сознании Германа возникает светлый образ Лизы. С ее именем на устах он умирает.

Премьера - в Петербурге в Мариинском театре 7 (19) декабря 1890 г.

Х Свернуть

Opera `Queen of Spades` (1890), Op. 68 (Tchaikovsky)
Хор и оркестр Большого театра - дирижёр Александр Мелик-Пашаев (1949-1950гг.)Солисты: Г.Нэлепп (Герман), А.Иванов (Томский, Златогор), П.Лисициан (Елецкий), Е.Смоленская (Лиза), Е.Вербицкая (Графиня), В.Борисенко (Полина, Миловзор), А.Перегудов (Чекалинский), В.Тютюнник (Сурин), Н.Косицина (Маша), В.Шевцов (Распорядитель), В.Фирсова (Прилепа), Е.Корнеева (Гувернантка), Ф.Годовкин (Чаплицкий), И.Скобцов (Нарумов).
       

Opera `Queen of Spades` (arias, fragments), Op. 68 (Tchaikovsky)
Сцена в спальне графини из оперы ПИКОВАЯ ДАМА (П. Чайковский - М. Чайковский). В роли Лизы - Е. Смоленская. 1954.
      (10)  
Комико-фантастическая опера в 4 действиях. Либретто по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством» написано Я. Полонским.
Первое представление оперы (под названием «Кузнец Вакула») состоялось... Читать дальше
Комико-фантастическая опера в 4 действиях. Либретто по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством» написано Я. Полонским.
Первое представление оперы (под названием «Кузнец Вакула») состоялось 24.11.1876 в Петербурге на сцене Мариинского театра. После переработки исполнена под новым названием «Черевички» 19.01.1887 в Москве на сцене Большого театра под управлением П.И.Чайковского.

Действующие лица:
- Вакула, кузнец (тенор)
- Солоха, мать Вакулы, ведьма (меццо-сопрано)
- Бес из пекла, фантастическое лицо (баритон)
- Чуб, пожилой казак (бас)
- Оксана, дочь Чуба (сопрано)
- Пан Голова, кум Чуба (бас)
- Панас, кум Чуба (тенор)
- школьный учитель, из бурсаков (тенор)
- Светлейший (баритон)
- церемониймейстер (бас)
- дежурный (тенор)
- старый запорожец (бас)
- леший (баритон)
Парубки, девчата, старики и старухи, гусляры, русалки, эхо, духи, придворные дамы и кавалеры, запорожцы и другие.

Действие происходит в Диканьке на Украине и в Петербурге в конце XVIIIв.

I действие
1 картина
Зимняя Диканька в лунную ночь. Солоха охотно принимает ухаживания Беса, с которым они договариваются полетать на помеле. Бес жаждет отомстить Вакуле, сыну Солохи, за то, что тот его нарисовал так, что над ним «иногда черти хохочут сдуру». Вот он и решил нагнать бурю и тем самым задержать в доме Чуба, отца Оксаны, девушку, к которой Вакула неравнодушен, чтобы молодые не могли побыть в наедине. Он мчится за Солохой, которая оседлала помело и похищает месяц на небе. Однако никакая мгла не может остановить Чуба и его кума Панаса, задумавших посетить Дьяка и попробовать его знатной варенухи.

2 картина
Оксана любуется своим отражением в зеркальце. На все горячие признания пришедшего Вакулы, капризная красавица отвечает насмешками. Вакула по недоразумению выпроваживает Чуба, сбившегося с дороги, из собственного дома, после чего Оксана и его гонит прочь, хотя ей и жаль его.

II действие
1 картина
В доме Солохи возле неё любезничает Бес, они танцуют гопака под музыку бесенят, которые вылезли из щелей в виде сверчков, паучков и тараканов. Танец прерывается стуком в дверь. Входит Голова, и Бес вынужден укрыться в мешке для угля. Позже та же ситуация повторяется со Школьным учителем и Чубом. Последним входит Вакула. Не замечая избыточного веса мешков со случайными гостями, он взваливает их на плечи и несёт в кузницу.

2 картина
Колядование молодежи в рождественскую ночь. Оксана при всех сообщает Вакуле, что пойдет за него замуж лишь в том случае, если он подарит ей черевички, которые носит сама Императрица. Вакула не в силах больше терпеть укоры любимой и решает утопиться. Он несет с собой маленький мешок, в котором притаился Бес. Парни открывают мешки, которые остались, и с удивлением и смехом обнаруживают в них Голову, Чуба и Школьного учителя.

III действие
1 картина
Глухое место у реки. Русалки подо льдом жалуются на холод. Вакула в тяжёлом размышлениях. Неожиданно из принесенного им мешка выскакивает Бес и требует, чтобы парень отдал ему душу за Оксану. Но Вакула, изловчившись, оседлал Беса и потребовал везти его в Петербург к царице за черевичками.

2 картина
Приемная во дворце. Вакула присоединяется к запорожцам, которые в тот же день предстают перед царицей.

3 картина
В дворцовой зале звучит торжественный полонез. Светлейший сообщает о победе русских войск. Вакула, пользуясь случаем, выпрашивает себе царицыны черевикии. После танца и гопака гости удаляются смотреть придворную комедию. Вакула же верхом на Бесе отправляется домой.

IV действие
Утренний Благовест Рождества. Солоха с Оксаной оплакивают пропавшего Вакулу. Неожиданно появляется Вакула, и, поддерживаемый молодежью, просит у Чуба руки дочери и на этот раз получает согласие. Оксана готова уже принять его и без привезенных черевичек. Все славят жениха и невесту.

Х Свернуть

Opera `Slippers` (2-nd edition of the opera `Kuznets Vacula`, 1885), Op. 14 (Tchaikovsky)
Г.Нэлепп (Вакула), Е.Антонова (Солоха), Алексей Иванов (бес), М.Михайлов (Чуб), Е.Кругликова (Оксана), С.Красовский (голова), Ф.Годовкин (Панас), А.Перегудов (учитель), Андрей Иванов (Светлейший), О.Инсарова (Екатерина II), И.Ионов (церемониймейстер), В.Шевцов (дежурный), И.Силаев (старый запорожец), Михаил Сказин (голос лешего). / Запись 1948 г.
      (2)  

Cherevichki, opera arias, Op. 14 (Tchaikovsky)
Сцена и куплеты Светлейшего. 1952 год.
       

Cherevichki, opera arias, Op. 14 (Tchaikovsky)
Сцена и ариозо Вакулы. Оксана - Е.Кругликова. 1948.
       

Cherevichki, opera arias, Op. 14 (Tchaikovsky)
Песня Вакулы из 3д. 1948
       

Cherevichki, opera arias, Op. 14 (Tchaikovsky)
Сцена и дуэт Солохи и беса
       
1. Adagio - Allegro non troppo
2. Allegro con grazia
3. Allegro molto vivace
4. Adagio lamentoso

Symphony No.6 h-moll (1893), Op. 74 (Tchaikovsky)
Оркестр Большого театра СССР. Запись 1956 года.
      (1)  
 
     
Наши контакты