Пользователь: Ferulyov

         
   
Информация о пользователе Ferulyov (не в сети )




   
   


Тема:Симфония № 7 ми минор `Ночная песнь` (1904/05)
(26.08.2011 22:56)
alexshmurak писал(а):
Давайте определимся. Мы
ценим в Шостаковиче его демократическую эзоповость? Его лакированные,
пышные, `ампирные` опусы? Один из которых высмеял Барток, будучи так
взбешен незаслуженным, по его мнению, успехом 7й Шостаковича, что
саркастически спародировал его в четвертой части своего Концерта для
Оркестра - http://www.classicalnotes.net/classics/bartok.html

Ценим? Безусловно, ценим. Но всё же - `не только за это` (из анекдота
о Чайковском). Я считаю Четвёртую симфонию Шостаковича гениальной.
Может быть, это исторически неверно, и, действительно, не сделав ДДШ
поворот в сторону `так мелодичны, очень стройны`, он бы `не дожил` до
наших дней, будучи композитором только своего времени.

Понимаю, сложная тема.
Несомненно, Четвёртая гениальна. И
Седьмая гениальна. Что там считал Барток - нам может быть интересно с
точки зрения ознакомления, я считаю, а не с точки зрения чего-то, что
должно влиять на наше восприятие Седьмой и оценку её качества. Да и
вовсе она не `ампирна` - там личный взгляд художника на анатомию
происходящих катаклизмов, и не только военных. А популярной она должна
была быть хотя бы по непреклонному требованию дня - она в самом деле
была нужна. Услышав трансляцию из осаждаемого ими города, немцы
кое-что поняли, и музыка, видимо, тоже впечатлила, и после войны двое
туристов из германии подходили к Элиасбергу, дирижировавшему тогда, и
сказали, что тогда они поняли, что войну проиграют. Красиво? Красиво,
но не настолько, чтобы быть неправдой.
    


Тема:Симфония № 7 ми минор `Ночная песнь` (1904/05)
(26.08.2011 22:47)
На счёт Пятой Шостаковича, кстати. Мне кажется, не в полной мере верно
(да я и не вижу, чтобы кто-то сейчас на форуме именно на такой
позиции) обрисовывать эту симфонию такой вот жертвой разгрома
творчества Шостаковича. То есть жертвой был сам Шостакович. Но
симфония вышла у него вполне полноценным и самодостаточным шедевром.
То есть, как мне кажется, она не столько иллюстрирует то, как
Шостакович был вынужден корректировать свои творческие методы в ответ
на изменившиеся условия, сколько содержит в себе и выражает его
внутреннюю реакцию на то, что они изменились и на то, что вообще
произошло, может быть, что открылось ему. Да и `омелодизировалась` она
в основном в сторону такого тянущегося, часто `отщеплённого` от
аккордовых звуков, `пришибленного` и наматывающего нервы мелодизма.
Главный раздел экспозиции, не считая темы вступления, посредством
таких мелодий рисует нам словно какой-то трагический полутранс, когда
после дикого насилия душа зажалась в самый угол, и только глаза да
край сознания фиксируют и отрешённо осмысляют проплывающую мимо жизнь.
Разработка, мне кажется, рассказывает о как раз тех негативных силах и
их произволе, которые привели к этому. Сначала идёт `прессинг`, и,
наконец, не выдержавший художник отрекается от своей правды и начинает
бодро вышагивать под дудку и барабаны своих мучителей и как бы говорит
на всю публику, какие они мудрые и отечески заботливые. Когда, видимо,
они, довольные, его отпускают, он остаётся на едине с осознанием новой
ужасной реальности и своего самопредательства как художника, и это
буквально физически выворачивает его наизнанку, доводя до
исступительного напряжения нервов - больно слушать основанный на
материале вступления раздел после `бодрого марша`. Кода - верх
потерянности, если даже не более того - небытие. Короче говоря, лучше
и доходчивее не изобразить, во что обходится хрупкому и чуткому
человеку такая травля. Что позволяет сделать вывод о том, что
Шостакович открыл новую грань своего творчества, грань полноценную,
что доказывает, что он не только преследовал цель вписаться в новый
формат: если бы было только это, получилось бы подражательное
сочинение. То, что пережил Шостакович, натолкнуло его создать такую
симфонию. И ведь, фактически ровно ничем не уступив по содержанию этим
новым требованиям и создав произведение от и до наполненное его
авторской волей, он заслужил личную похвалу Сталина.
    


Тема:Симфония № 7 ми минор `Ночная песнь` (1904/05)
(26.08.2011 22:14)
precipitato писал(а):
Алекс,я тоже считаю,что все
перечисленные Вами произведения-исключительно просты,особенно 1 соната
и Афоризмы с их юношеским хиндемитовско-кшенековским
радикализмом,несколько провинциальным.Да и обе революционные симфонии
не очень сложны-азартные диссонантные навороты и плакатные
концовки.Вообще ранний ДД не очень сложен-истоки и влияния абсолютно
просматриваются,спектр эмоций невелик.Если бы он после 4 симфонии
умер-остался бы фигурой масштаба Мосолова и Рославца.Настоящий ДД
начинается с Леди Макбет и 5 симфонии.
К сожалению, если я
правильно понимаю, Рославца, во всяком случае, `до его масштаба`
низвели добрые друзья нашего народа. Ведь которую часть его работ
уничтожили? А ведь перспективы, намеченные им в ранних вещах, весьма
многообещающи. Композитор, наверное, гениальный стал жертвой
посредственности, восседающей на троне и определяющей всё по своему
произволу. Любопытно, что Рrecipitato обозначил в качестве рубежных
произведений одно, написанное до, и одно, написанное после разгрома.
    


Тема:Сюита в старинном стиле для струнного оркестра (или квартета) C-dur
(12.08.2011 21:59)
Ferulyov писал(а):
Написать вот так, как Вы
пишете
В смысле - написать, то, что вы написали в Вашем посте, а
не Вашу музыку, конечно.
    


Тема:Сюита в старинном стиле для струнного оркестра (или квартета) C-dur
(12.08.2011 15:49)
Слушаю сейчас, мне нравится. Согласен, г-н Meister, что задача решена,
да как! Линии инструментов проведены здорово, мелодика не фальшива для
избранного стиля, но всё при этом естественно и не из под палки. Так
что, Николай Андреев, Вы молодец, пожалуйста, будьте всегда хорошим
человеком и не сходите с Вашего пути! А между прочим, Шостакович
говорил о том, что ведь сколько великих живописцев копировало работы
предшественников, и ничего зазорного в этом никто не видит! И ставил
это в пример музыкантам. Правда, это в `Свидетельстве` Волкова такая
реплика передана, которому не все доверяют, но мысль верная,
Шостаковичу такая вполне принадлежать могла. Сказана была по поводу
обращения Дмитрия Дмитриевича к музыке Мусоргского, оркестровке
`Бориса Годунова`.
    


Тема:Сюита в старинном стиле для струнного оркестра (или квартета) C-dur
(12.08.2011 15:11)
Во всяком случае, господа Samlev и Alivgo, таким тоном (смахивающим на
тон замечаний Цезаря Кюи, который, в том числе благодаря этому тону
своей критики, когда он разносил молодого Рахманинова, воспринимается
фигурой неавторитетной и безжалостной одновременно), вы точно ставите
под сомнение свои добрве намерения в отношении молдого автора. Зачем
так? Что это за подход, когда молодой человек избирает путь, что-то
думает, пусть даже это студенческая работа, формирует свои
эстетические предпочтения, а вы его потом - ннааа! - по голове обухом!
Такие высказывания надо формулировать крайне ответственно (я надеюсь,
это никто не будет подвергать сомнению?) и следить за собой со
стороны. Что за стимул к развитию, когда ты попадаешь, как кур в ощип,
выставив - а это волнительно - своё произведение. Таким образом,
человек с устойчивой психикой просто будет игнорировать такую едкую
критику, а тот, кто с неустойчивой - может принять близко к сердцу не
ваши рекомендации, а ваше - отношение! Во имя чего это всё?!
    


Тема:Рецепт авангардной музыки
(02.08.2011 22:50)
zeranet писал(а):
С этим---понятно. Другой
вопрос. Где-то раньше Алексей перечисляет признаки того, что для него
является качественной современной композицией: тонкая работа с
материалом, выделка деталей, форма и т.д.Но это то же самое, как если
бы композитора 19-го века спросили--что для вас выдающееся
произведение, он бы сказал: написание темы, развитие ее, работа с
формой и т.д. Но это же все общие фразы. Тут непонятно, что
отличает великую тему от просто темы, которая может быть и
написана со знанием техники мелодии(говоря словами Алексея). Но
никто здесь не сказал, что для написания великой мелодии мало знать
технику написания мелодий,для этого можно вообще не быть
вооруженным знаниями композитором, а просто нужно что-то, что как бы
приходит `сверху`, дар. В темах, к которым мы постоянно возвращаемся
есть магнит, то,что нас притягивает---и это заключается не в
формальном следовании мелодической технике, а находится как бы
`между нот`. Композитор не может настроится сознательно на написание
хорошей прекрасной мелодии. Далее. Меня смутил раздел дискуссии, где
все участники говорили, что в 19-м веке музыка должна была
потрясать слушателя. Разговор тут велся как бы о музыке
`вообще`.Привели в пример Чайковского----вот он с помощью,к
примеру,тромбонов на форте внушал страх и т.д.При этом обсуждались
лишь количественые показатели( как если бы не было разницы между
Чайковским и хорошим духовым оркестром,производящим своим пафосом
эмоциональное впечатление на публику,наверно, даже большее...)А
то, что придает уникальность каждому его произведению,а именно
уникальность интонаций---осталось за кадром.Между тем интонации
здесь только и есть то, что ценность этой музыке в конечном счете
придает,из-за чего вообще можно говорить о Чайковском.Интонации
воспринимаются причем почти всеми----поэтому музыка его и
распространялась, в противовес той музыке,которая состоит из `общих
мест` . С разделением на `уникальное` и `общее` в той эпохе все
понятно. Как эти понятия применять к актуальной музыке? Что там
служит критерием выдающегося произведения,как отличить его от `общей
массы`?
Zeranet, я с Вами дружу! Однозначно!
    


Тема:Рецепт авангардной музыки
(31.07.2011 14:25)
Простите, но мне кажется, тему надо обнулить.
    


Тема:Рецепт авангардной музыки
(30.07.2011 16:13)
Adcv писал(а):
Сталин.как и грозный сумели спасти
страну от развала.За это их ненавидят Враги нашего Народа!
Эх Вы
какой! Вот как оно! Грозного оставлю в стороне - те нравы нам не
понять.
Перед революцией Россия претерпевала пик своего экономического
развития. Вы скажете, она была неустойчива как социум? А кто его
расшатал только ради собственной власти? Вы думаете, там простой народ
был прямо за большевиков? Да была просто неразбериха, было всё
взбаламучено. Большевики, как самые подлые, ухватили власть.
Сталин убивал нашу культуру. Навязал казёность в культурной жизни, он
развил самые низкие инстинкты в людях, такие как незаинтересованность
и гнусную рабскую психологию, а также хамство. Это укрепляло не нашу
страну, так как без этого можно было обойтись, когда укрепляешь
страну, а укрепляло это его власть. Сколько полезных для страны идей
было загублено во имя власти Сталина! Да вы представьте себе, сколько
людей, могущих теоретически быть нормальными людьми, если бы народ
взращивали культурно действительно, стало подлецами, доносчиками,
палачами! Не у всех людей, понимаете, природные задатки благородства.
Да взять популяцию форума нашего - да в то время, к Сталину. И
посмотреть на Вас да на меня! Что бы мы выбрали - нормальное
существование или честь?
Сталин ЛИЧНО СЕБЕ сколотил сильное подконтрольное ему одному
государство. Он сразу решал, что ему нужно, а что не нужно. Что не
нужно - в топку. То же, что он сделал с нашим народом, аукается сейчас
и ой как ослабляет страну. Это вот те болезни сейчас до сих пор мучают
метастазами наш социум, неужели непонятно?! Это он изводил, методично
изводил и сострадательность, и деловую жилку, и ум - весьма крепкие до
того черты русского характера. А насаждал идеологию, во имя которой
люди делали иногда изуверские поступки. Это помогло управлять ему
огромной страной, но это было функционирование общества на износ -
износ наступает, вот он, наступил, пожинаем плоды. Без большевиков
наша страна могла бы постепенно крепнуть дальше, это была бы цветущая,
красивая страна. Общество бы при этом постепенно выдавало на-гора
энергию созидания. Большевики и особенно Сталин общество просто
взорвали, как гранату. Послушайте скерцо из 10-й Шостаковича, это,
может быть, о том. Энергия взрыва держала страну, но потом всё, начали
сдуваться. И теперь, конечно, и могут приходить такие идеи, что нам
надо Сталина. За это я Сталина ненавижу. А по Вам выходит, что это
хорошо, что Мандельштам трудился на работах в лагере, он тем больше,
чем стихами, пользы привнёс в копилку устойчивости нашей страны! Да
здравствует справедливый Сталин! Musicus, пожалуйста, скажите своё
веское слово, как человек, заставший время!
    


Тема:Рецепт авангардной музыки
(30.07.2011 15:24)
Простите за повторение - не уследил!
    


Тема:Рецепт авангардной музыки
(30.07.2011 14:10)
kollontay писал(а):
Если я правильно понял, Вы
толкуете сочинение музыки как некую подгонку Вашей музыки под некий
слуховой критерий, основанный на опыте и интуициях отчасти. Но
существует другой путь: создание новых форм, которые, разумеется,
обкатавшись как галька на хорошем пляже, спустя годы станут таким же
цугундером, через который надо будет перепрыгивать уже каким-то
следующим волнам цивилизации.
Хотя отвечаю Kollontay, но пишу
всем форумчанам, вдруг кто заинтересуется!
Спасибо Вам, уважаемый Коллонтай, что Вы прочитали то моё сообщение в
духе `А что такое музыка`, я Вам ранее пытался ответить, набрал много
`вумных мыслей`, но у меня перегрелся компьютер, и я, разочарованный и
не сохранивший всё в памяти своей, не совладал с собой и их не
перенабрал.

Я боюсь, Вы не совсем меня верно поняли (возможно, я не очень
конкретно написал). Но сначала - о европейской и восточной музыкальной
органике. Понимаете, мне кажется, ментально европеойды с самого начала
в определённом смысле тяготели именно к тому, чтобы иметь основой
музыкального высотного мышлениятакие кирпичи, как известные нам
интервалы. Я сейчас обхожу вниманием то обстоятельство, что эти
кирпичи несколько ужались под давлением темперации. Но коль скоро
европейцы на неё решились, значит, им не претило это, наоборот, им
хотелось чистого звучания на большом расстоянии, а значит, на него
тоже было какое-то чутьё. То, что музыка организовалась в тональные
формулы, ведь наклёвывалось заранее. Просто, как мне кажется,
европейская музыка шла путём нащупывания именно всё более сильной
логической организации, и это не противоречит тому, что европеойды,
как мне кажется, во многом - логики по природе. (Европейские
кампазитары, будучи па природэ своей логиками не могут, не моогут не
писать музики логичэской...))- ну это так, смеюсь над своей же
формулировкой `по природе`.) Если согласиться, что вся эта сложная
организация музыки - результат действия цивилизации, то это не
затрагивает того момента, что видимо, с самого начала европейцы
подспудно, чутьём нащупали именно полутон как минимальную единицу
высотной организации. Так же, как нащупали свой тип организации языка.
Если это так, то это значит, что для европеойда эта звуковысотная
система не менее крута, чем восточная - для араба или китайца. Что
касается до совсем древних ассирийцев, то они тоже люди Восточной
группы, и ещё более роднившиеся с природой, этот этап пройден давно, и
я не думаю, что с тех пор человечество только деградировало, ведь в те
времена были дикие нравы, и мне кажется, что и дикость, и те
способности это неотъемлемые черты душевной организации древних людей,
и вычленить такие способности отдельно от диких замашек - операция с
сомнительными перспективами. А современные китайцы, даже если
находятся на более раннем этапе цивилизационного сознания, но ведь не
более раннем, чем европейское средневековье. Когда у `нас` уже были
сформированы полутоны. Я думаю, определяющая разница в ментальности.
Хотел спросить у Вас, Вы, когда слышите китайскую музыку или индийскую
по четвертьтонам, Вы воспринимаете то послание, которое там заложено?
Просто даже на уровне отношений с китайцами, с которыми я в общежитии
жил два года, я заметил, что я их могу понимать, ну скажем, как белый
медведь может понять панду. То есть какие-то их внутренние реакции
могу понять, а какие-то - для меня материя непонятная. И они меня так
же! Я раньше общался с европейцами из Бельгии, Голландии, но такого не
испытывал. Так же и с арабской музыкой. На меня их подвывания иногда
нагоняют тоску, иногда мне нравится. Но нравится, почти убеждён, не в
том ощущении, как это нравится им. То есть физические реакции на эти
звуки у нас разные.

Вот об этих реакциях я и говорил. В том смысле, что пока музыка
апеллирует к ним, то это музыка. Тут большие пкрспективы для новых
форм. Хотя то, что мы идентифицируем, как БЛАГОзвучие, вероятно, будет
всегда соответствовать биологическим ориентирам человека, о коих речь
была выше. Но тем не менее, даже диссонантная музыка, скажем, у
Шостаковича - это музыка так или иначе, и музыка благородная! А вот
если взять какую-нибудь отвлечённую математически выведенную схему,
распределить звуки с помощью отвлечённого математического рассчёта или
графика, то та звуковая картина, которая получится вследствие этого,
будет на наше восприятие работать, как некий мессидж, но ведь это
просто вследствие нашего инстинкта, но никак не вследствие того, что
этот м ессидж был вложен композитором! Ведь он пришёл к этому
звуковому облику совсем другим, отвлечённым путём, который априори не
предназначен, чтобы его передавать звуками, по крайней мере, так
прямолинейно, буквальным изображением звуками некоего графика. И все
объяснения этому в духе, что это есть `выражение математической
гармонии мира` или какой-нибудь `дисгармонии`, являются притянутыми за
уши, ибо сама музыка в отрыве от показа оригинального графика ничего
про график не объясняет, её мессидж нашему слуху совсем другой, и
получился он случайно, поскольку попал так или иначе в систему
координат межзвуковых смысловых отношений, определяемую нашей
природой. Конечно, ввиду итоговой невразумительности, такая штука
покажется абстракцией, и может быть даже окажется музыкой, но в отрыве
от своего автора. Или можно вычислить по нормальной музыке, какие там
в ней математические отношения между звуками, и потом, использовать их
и потом конвертировать в звуки. Но это уже какой-то музыкальный
автомат, думаю, такие уже есть. Как вы, дорогие форумчане, к таким
искусственным методам написания музыки относитесь?
    


Тема:Рецепт авангардной музыки
(27.07.2011 23:54)
Господа, всё время, пока идёт это интереснейшее всеохватное
обсуждение, я не знал, что могу сюда написать. Так как в авангарде не
силён. Но коли уж тут идут такие дебаты на перспективу, то я захотел
выложить тут размышление. Вот, это из серии, `а что такое музыка?`.
Понимаете, в звуках что-то выражается посредством каких-то механизмов
у нас в мозгу, которые позволяют нам проецировать в звуковой код
буквально всё, что есть наше бытие - от подсознательных явлений до в
последней степени конкретизированной образности. И ведь, если мы
захотим что-то выразить, зная хоть тонну теории, которая - наша
техническая база, СРЕДСТВА, в конечном счёте мы выбираем, преломляя
то, что мы хотим выразить через какой-то таинственный `конвертер`,
который у каждого композитора свой, и там уже сам выходит результат,
выраженный в звуковом коде. Поразительно, что особенности `конвертера`
каждого композитора нами воспринимаются как особенности его личности,
его восприятия, НО сам предмет музыки зачастую обозначен бывает очень
ясно для нашего сознания, исходя из чего мы потом и можем понять,
сопоставив предмет со способом его звукового выражения, как автор к
нему относится, то есть мы как бы обратно получаем какие-то сведения
об авторе. (Это, конечно, очень грубая схема, учитывая, что все эти
процессы находятся в едином сплаве.) Тут какие-то природные механизмы,
заложенные во всех людей, действуют. Считывается всё, в общем-то,
безошибочно. Другое дело, что далеко не у всех людей развито
внутреннее ощущение звуковой материи, как некоей субстанции, на
которой можно сделать оттиск своего внутреннего состояния или мысли.
За что, в том числе, я люблю Рахманинова, так за то, что этим
искусством он владел в поразительном совершенстве! Кажется, это Эрнест
Ансерме, швейцарский дирижёр, рассуждал о том, что формально, музыку
может сочинить каждый! Но кто-то сочинит некий отвлечённый мотив,
просто по наитию или по стереотипу соединив звуки. А кто-то сможет так
заставить переплавиться в звуки своё ощущение, что получится как бы
звуковой эквивалент этого ощущения. И тут я должен подойти к тому, что
этот закон действует до тех пор, пока в музыке присутствует
человеческое естество! То есть, пока она задействует эти механизмы.
Можно, как две крайности, их просто знать заранее и пользоваться ими
(теория аффектов), или изливать каждый раз из себя заново. Но так или
иначе, оно тогда будет действовать. К чему я это говорю? Дело в том,
что я заметил, что я могу, импровизируя, навалять кучу звукового
мусора или сочинить иной раз приличную мелодию. В первом случае я
просто от балды, ориентируясь на стереотипы, блуждаю по клавишам. Во
втором - посредством сильной концентрации заставляю действовать
означенные законы. Но это редко. А теперь представим, что я вдруг
случайно навалял мусора, который можно вписать в какую-либо
математическую закономерность, а? Ну так, рак свистнул на горе, и я,
валяя по клавишам, случайно разбросал звуки так, что их можно
подогнать под некую математическую формулу их длительного и
звуковысотного соотношения. Допустим. Но в плоскости законов
человеческого сочинения/восприятия музыки это не действует, это
находится просто вне орбиты этих законов. Так вот, мне интересно,
композиторы - экспериментаторы, берущие какую-либо умозрительную
закономерность соотношения звуков и на неё нанизывающие эти звуки, они
создают музыку? Или таким образом можно нанизать на звуки чертёж
холодильника, это, естественно, тоже будет как-то звучать, а мы
назовём это музыкой. А кто не понимает - тот не дорос! Просто, я
боюсь, за орбитой естественных для человека природных законов
восприятия находится обширное поле для шарлатанства. И как там
разбираться, что есть что? Мне кажется, даже будь музыка
суперсовременной, она не должна ставить целью отход от упомянутых
природных законов. Иначе можно будет обмануться - и авторам, и
слушателям.
Да, очень важный момент. Наш естественный на сегодня слух -
результат большой эволюции. В средневековье всё было очень
умозрительно регламентировано, НО: какие сочетания более благозвучны,
какие ходы оправданы, а также, боязнь тритона - это всё во многом, мне
кажется, было найдено за счёт опоры на внутреннее восприятие, и вообще
на возможность человека различать конкретные интервалы и как-то на них
реагировать. И вот человечество в какой-то момент как раз пришло к
самой совершенной `настройке` коллективного музыкального слуха. А
потом пошёл радикализм, представители которого, видимо, считали, что с
точки зрения человеческого восприятия их музыка останется музыкой, что
бы они там ни пробовали. Мне кажется всем теперь пишущим не мешает
задуматься над вещами, которые я попытался обозначить.
    
   
         
Наши контакты