Пользователь: sir Grey

         
   
Информация о пользователе sir Grey (не в сети )




   
   


Тема:Святослав Рихтер
(30.12.2011 00:43)
Yuriyauskiev писал(а):
Что-то, безусловно,
хранится в электронном виде.....Мне не кажется, что написанное мной
можно издать. Так, мысли вслух или отдельные сведения. ......А потом
Борис Александрович умер.
Главное, чтобы это хотя бы лежало
где-то в одном месте. Не нам судить, что представляет ценность, что
нет, у Вас есть разговоры с конкретными людьми, конкретные
воспоминания. Живите еще 150 лет, как говорил Беня Крик, но просто не
хотелось бы, чтобы все было разбросано по разным форумам, так что даже
Вы сами не можете найти. Была попытка что-то издать, потом `затопили
нас волны времен, и была наша участь мгновенна`. Ну и ладно. Будет
новая попытка, что-нибудь завертится, и хорошо бы, чтобы реальные
факты, реальные впечатления оказались под рукой, а уж специалисты
пусть решают, что представляет ценность. Так мне кажется, по крайней
мере. Я ведь не к тому говорю, что вот прямо сейчас все издавать.
Просто не растерять бы.
    


Тема:Святослав Рихтер
(29.12.2011 21:20)
Yuriyauskiev писал(а):
Казалось бы, мы
практически всё знаем, кто и что сказал или написал о Рихтере, где, на
каких форумах обсуждается его искусство. Оказывается, не всё.
Познакомился с энтузиастами из его родного города, Житомира, которым
небезразлична память великого земляка. Там изданы две книги – Аллой
Григорьевной Рябцовой и Георгием Павловичем Мокрицким. Надеюсь, вскоре
они у меня появятся. Книга Мокрицкого продавалась в квартире-музее
Рихтера в Москве, она также была издана и на немецком.
Алла Григорьевна рассказала мне, как была потрясена концертом
11/6/63, о чем поведала в антракте приятельнице, но та сказала, что
услышим еще и не такое. Действительно, прозвучавшая в конце 6-я соната
Прокофьева перевернула её представления об исполнительстве на
фортепиано, о человеческих возможностях (аналогичное было со мной
24/11/69 в Киеве после 8-й сонаты Прокофьева). Надо сказать, что по
удивительному стечению обстоятельств она сейчас живет в доме, где
раньше жили Москалевы, родственники матери Рихтера. Рядом жила их
домработница. С ней Алла Григорьевна тоже поделилась тогда
впечатлениями, а та ответила, что уж ей приходилось Рихтера сто раз
слушать – это когда он приезжал на каникулы после первых курсов
консерватории. Дело в том, что Москалевы всегда любили устраивать
домашние спектакли, на которые сходились соседи. Выглядело это очень
симпатично, по-старорежимному (помните, как в фильме Монсенжона Рихтер
рассказывает, что его мать происходила из помещичьей семьи?).
В фильме Рихтер рассказывает, что родители матери были против брака с
мещанином Теофилом Даниловичем Рихтером. В жизни всё оказалось
серьезнее – молодоженам было отказано в приюте, и они вынуждены были
жить у родственников. Когда-то уже пересказал рассказ Семена
Николаевича Москалева, сына родного брата деда Святослава Теофиловича.
Тому было, кажется, лет тринадцать, когда младенца, будущего великого
музыканта, принесли в их дом. В возникшей суматохе его положили на
рояль! Вот какое место определили ему с первых дней жизни. Он был
красный и кричал – вспоминал дядя Сеня – и кто-то сказал: «Кричи,
кричи – будешь кричать на весь мир!» Не очень понятно, что имел в виду
сказавший эти слова, которые могли показаться странными, но они
оказались пророческими.
Я имел также беседу по телефону с вдовой Семена Николаевича
Москалева, девяностошестилетней Еленой Адамовной. Она с интересом
откликнулась на мой совершенно неожиданный звонок и смогла ответить на
вопросы, на которые мне никто в Киеве ответить не мог. Я знал, что у
нас жила родственница Рихтера. Действительно, недалеко от площади
Богдана Хмельницкого жила его тетя, Ольга Васильевна Михеева.
Рассказывали, что в доме тетушки Рихтер играл, были люди, которые это
слышали. Была у него родственница в Ташкенте - Маргарита Эдуардовна
Курковсая-Румская (если я правильно записал фамилию), состоял он в
родстве с балериной Сольской. Мне предстоит еще выяснить степень их
родства.
После университета я служил возле Житомира как
лейтенант-«двухгодичник» (тогда многих забирали на два года в армию
после вузов). Так вот, служил я в батальоне, находившемся возле
гарнизона, в котором долгое время, но в другие годы работал в качестве
руководителя гарнизонного оркестра Семен Николаевич Москалев. Кстати,
изредка приезжая из своего батальона в Житомир, я пытался найти следы
Рихтера, но, видимо, не было у меня правильной системы. Сейчас, увы,
не всех можно застать.
Отрадно то, что есть люди, которые интересуются и доносят до жителей
Житомира память о выходце из их города, прославившем его на весь мир.
В Житомире есть музыкальная школа №2, которая носит имя Рихтера. Там
работает Алла Григорьевна, с которой я вел почти часовой разговор по
телефону. Она с гордостью поведала, что их школа лучшая в городе. На
это я ответил, что так и должно быть – имя обязывает! В конце
разговора получил приглашение выступить перед учениками и
преподавателями школы. Там пятьсот учеников и пятьдесят
преподавателей! Что же, надо будет съездить к ним – это не так далеко,
да и тема у нас замечательная, ради которой стоит постараться.
У
Вас это все на бумаге где-нибудь записано? А то все эти сайты - что-то
такое эфемерное, мне кажется. Надо бы все собрать вместе, потом
опубликовать хоть где, тогда уже не потеряется.
    


Тема:Симфония № 2 `Воскресение` (`Auferstehung`) до минор для сопрано, контральто, смешанного хора и оркестра
(23.12.2011 15:31)
Посмотрел в нотах, вроде, там написано после первой части, что следует
пауза примерно 5 минут. Это что?
    


Тема:Глен Гульд: личность и пианист
(23.12.2011 12:46)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Нет, я выложил было, но
Фомич Фомич выкинул (с формальной точки зрения справедливо - это
нарушало правила сайта), потому что пересекается с другими разделами -
на сайте эта запись раскидана по 2 разделам: `Инвенции двухголосные
BWV 772-786` и `Инвенции трехголосные (синфонии) BWV
787-801`
Послушайте, а не обратиться ли к Фоме Фомичу с просьбой
восстановить статус кво. Когда я первый раз слушал эти инвенции на
сайте, я обратил внимание, что они разбиты на две тетради, и стал
думать - неужели Гульд записал их дважды? Или моя информация, что он
сделал одну запись, где идут все инвенции попарно по тональностям,
была ошибочной? Потом сообразил, что, наверно, так сделали специально.
Сейчас вновь задумался об этом - это же явная ошибка! У пианиста есть
концепция, он специально записывает все вперемежку, посылает нам
какой-то месседж (или мессидж - как это по-русски?), а мы говорим: У
нас правила. Оправданно ли исполнительское решение, нет ли - но мы не
можем менять его по-своему. У нас правило - не давать все отдельно по
инвенциям, но правила разбивать единое на части - нет. А старые записи
надо удалить. По-моему, это очевидно.
    


Тема:Глен Гульд: личность и пианист
(22.12.2011 22:12)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Опыт с роялем это не
единственный и не самый интересный опыт, который Гульд проделал с
Инвенциями. Самое фундаментальное что он в этой записи осуществил -
это порядок, в котором они играются. Он попытался, и с моей точки
зрения исключительно удачно, объединить 2- и 3-голосные инвенции в
единый цикл. Вот порядок в котором он их играет:

1. Invention No. 1 in C Major, BWV 772
2. Sinfonia No. 1 in C Major, BWV 787
3. Invention No. 2 in C Minor, BWV 773
4. Sinfonia No. 2 in C Minor, BWV 788
5. Invention No. 5 in E-Flat Major, BVW 776
6. Sinfonia No. 5 in E-Flat Major, BWV 791
7. Invention No. 14 in B-Flat Major, BWV 785
8. Sinfonia No. 14 in B-Flat Major, BWV 800
9. Invention No. 11 in G Minor, BWV 782
10. Sinfonia No. 11 in G Minor, BWV 797
11. Invention No. 10 in G Major, BVW 781
12. Sinfonia No. 10 in G Major, BWV 796
13. Invention No. 15 in B Minor, BWV 786
14. Sinfonia No. 15 in B Minor, BWV 801
15. Invention No. 7 in E Minor, BWV 778
16. Sinfonia No. 7 in E Minor, BWV 793
17. Invention No. 6 in E Major, BWV 777
18. Sinfonia No. 6 in E Major, BWV 792
19. Invention No. 13 in A Minor, BWV 784
20. Sinfonia No. 13 in A Minor, BWV 799
21. Invention No. 12 in A Major, BWV 783
22. Sinfonia No. 12 in A Major, BWV 798
23. Invention No. 3 in D Major, BWV 774
24. Sinfonia No. 3 in D Major, BWV 789
25. Invention No. 4 in D Minor, BWV 775
26. Sinfonia No. 4 in D Minor, BWV 790
27. Invention No. 8 in F Major, BWV 779
28. Sinfonia No. 8 in F Major, BWV 794
29. Invention No. 9 in F Minor, BWV 780
30. Sinfonia No. 9 in F Minor, BWV 795

Из этого списка видно, что одноимённые инвенции следуют сразу друг за
другом образуя минициклы типа прелюдий и фуг. Порядок появления
тональностей тоже изменён. По времени весь этот `цикл` звучит чуть
больше `Гольдберг-вариаций` и, на меня лично, своей цельностью
производит приблизительно такое же впечатление. К сожалению здесь на
сайте 2-х голосные и 3-х голосные инвенции разнесены по разным
рубрикам и составить себе представление о гульдовских намерениях не
представляется возможным. Надо будет не полениться и залить сюда
оригинальную запись )
А я не пойму, на сайте именно этот вариант?
Он же записывал и отдельно 2-х и 3-хголосные.
    


Тема:Глен Гульд: личность и пианист
(21.12.2011 23:53)
Intermezzo писал(а):
Не слышал, что облегчал...
Впрочем, у него-то руки сильные были. А облегчал, наверное, для
достижения этого пианиссимо и туше. Как-то не приходило раньше в
голову, а ведь рояль его звучит именно так.
Это Вы про Горовица?
Облегчал, точно. Пианиссимо - да. Как ни у кого (это я про Горовица).
Но почему тогда другие не облегчали? Конечно, Горовиц - абсолютный
гений, но есть у него легкость в мыслях необыкновенная. Гению
позволительно, конечно. Смотрел фильм, который у нас здесь на сайте -
пусть будут здоровы люди, которые такие вещи выкладывают! - там он
сказал, что на концерты люди приходят, чтобы получить удовольствие.
Спорная мысль, но это позиция. Пожалуй, Горовиц приводит в восторг,
восхищение, просто не понимаешь, что он делает, но погрузиться в себя,
задуматься о чем-то по-настоящему... это подавайте Рихтера,
Софроницкого или вообще, Игумнова (посмотреть, что здесь выложено
его). Того же Гульда, между прочим...
    


Тема:Глен Гульд: личность и пианист
(21.12.2011 23:13)
samlev писал(а):
Надо ввести в уголовный кодекс
статью о санкциях за облегчение клавиатуры. Заодно перевести всех
струнников на фабричные инструменты, чтоб не выдрючивались со звуком.
Страдивари там, Амати!.. Двадцать джоулей на рыло каждому! Вот тогда
мы и посмотрим, кто чего стоит.
Вы знаете, мне это очень
интересно, хотя вопросы, конечно, глупые. Вот у меня толстые пальцы, и
мне удобнее было бы, если бы черные клавиши были потоньше (уж
постараюсь, попаду), а расстояние между ними побольше. При этом у меня
не маленькая рука (дециму беру легко). А если у человека рука
маленькая, может быть, он захотел бы вообще клавиши поменьше? А если
рука, как у Клиберна? (Я не знаю, какая у него рука, но те, кто знает,
говорят, что он брал до-ля). Тоже можно что-то приспособить. И чем мы
хуже струнников? То есть, я теряюсь в этих вопросах, но думаю о них.
Тут возникают вопросы совершенно посторониние. Так, при моей жизни
изменили правила игры в волейбол. Разрешили четвертый удар, разрешили
отбивать ногой... А если на футбольном поле добавить пару-тройку
игроков? Или сделать ворота поширше? Или мячик поменьше? А к людям
быть помягше? Как писал Достоевский - я теряюсь в разрешении всех этих
вопросов и оставляю безо всякого разрешения. Но пианисты, которые
что-то вытворяют с роялем, заставляют задуматься. Тем более что есть
множество не менее великих пианистов, которые ничего с роялем не
делают. По-моему, Рубинштейн ничего не делал. Ему было не нужно? Или
не догадался, а вот Горовиц - сообразил. Умолкаю.
    
   
         
Наши контакты