CLASSIC-ONLINE.RU
Регистрация
Поиск по сайту
КОМПОЗИТОРЫ
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
ТОП 100
/
ПО СТРАНАМ
/
ПО ЭПОХАМ И НАПРАВЛЕНИЯМ
/
КНИГИ
ИСПОЛНИТЕЛИ
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
ТОП 100
/
КОЛЛЕКТИВЫ
/
КНИГИ
Пользователь: sir Grey
Информация о пользователе sir Grey (
не в сети
)
Дата регистрации:
20.03.2010 11:02
Последний визит:
22.07.2021 13:09
Страна:
Россия
Город:
Москва
Пол:
Мужской
Дата рождения:
01.01.1958
Деятельность:
Научный сотрудник
Образование:
Высшее
Интересы:
Музыка
Любимые композиторы:
Бах, Бетховен
Любимые исполнители:
Много
Еще о себе:
Учитель литературы
Добавил аудио:
5
Комментарии:
13670
Плейлист:
2
Друзья:
1
Тема:Святослав Рихтер
(30.12.2011 19:59)
Да, да. Это интересно. Я понимаю, что Нейгауза поразило не то,
насколько быстро Рихтер перебирает пальцами. Меня интересует, скорее,
друге. Почему Нейгауз дал именно эти вещи Прокофьева? Они были новые?
Только что написанные? Или что?
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №2 cоль минор (1923)
(30.12.2011 19:51)
Пардон. Просто симпатичная девушка. А Гульд не виноват. Больше не буду
упоминать. Он, конечно, не Джаггер, но мы любим и ценим его за другое.
Пардон. Больше не буду. Вырвалось.
Тема:Баллада для фортепиано № 1 соль минор (1831-35)
(30.12.2011 19:48)
А пусть, кто знает, скажет, как это записывалось. И что такое
`пианола`? Поражает в этих старых записях какое-то удивительно чувство
собственного достоинства, какая-то неспешность. Подобное - у Гофмана,
у Рахманинова. У меня на дискете есть менее именитые музыканты - но
манера та же. Что-то потеряло исполнительское искусство в ХХ веке
безвозвратно. Мне кажется, что это исполнение - очень близко к тому,
что имел в виду Шопен. Уже ни Корто, ни Софроницкий такого, на мой
взгляд, не делали. Такой свободы. Только Горовиц. Это были Артисты,
`артисты в силе`, которые не сомневались в себе и знали себе цену.
Потом пошла другая волна.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №2 cоль минор (1923)
(30.12.2011 19:31)
Спасибо тому, кто выложил именно видео, а не просто звук: есть на что
посмотреть, не то, что этот коротконогий Гульд. Знаете анекдот:
`Смотри, какая пианстка, просто Венера!` - `Да, руки бы обрубить...`
Но это шутка, я слушале ее на конкурсе, считаю, что она справедливо
получила свою премию, молодец. Уже опытная,соображает, что делает. В
полном значении слова - выиграла.
Тема:Святослав Рихтер
(30.12.2011 00:43)
Yuriyauskiev писал(а):
Что-то, безусловно,
хранится в электронном виде.....Мне не кажется, что написанное мной
можно издать. Так, мысли вслух или отдельные сведения. ......А потом
Борис Александрович умер.
Главное, чтобы это хотя бы лежало
где-то в одном месте. Не нам судить, что представляет ценность, что
нет, у Вас есть разговоры с конкретными людьми, конкретные
воспоминания. Живите еще 150 лет, как говорил Беня Крик, но просто не
хотелось бы, чтобы все было разбросано по разным форумам, так что даже
Вы сами не можете найти. Была попытка что-то издать, потом `затопили
нас волны времен, и была наша участь мгновенна`. Ну и ладно. Будет
новая попытка, что-нибудь завертится, и хорошо бы, чтобы реальные
факты, реальные впечатления оказались под рукой, а уж специалисты
пусть решают, что представляет ценность. Так мне кажется, по крайней
мере. Я ведь не к тому говорю, что вот прямо сейчас все издавать.
Просто не растерять бы.
Тема:Святослав Рихтер
(29.12.2011 21:26)
M_I_ писал(а):
Потом поставил на пюпитр ноты
(кажется, это были `Мысли` Прокофьева) и попросил Рихтера прочитать их
с листа
А в чем фишка? Вроде, технически не очень сложно? Для
музыканта, играющего балладу Шопена и 101 Бетховена? Что хотел
услышать Нейгауз? Интересно.
Тема:Святослав Рихтер
(29.12.2011 21:20)
Yuriyauskiev писал(а):
Казалось бы, мы
практически всё знаем, кто и что сказал или написал о Рихтере, где, на
каких форумах обсуждается его искусство. Оказывается, не всё.
Познакомился с энтузиастами из его родного города, Житомира, которым
небезразлична память великого земляка. Там изданы две книги – Аллой
Григорьевной Рябцовой и Георгием Павловичем Мокрицким. Надеюсь, вскоре
они у меня появятся. Книга Мокрицкого продавалась в квартире-музее
Рихтера в Москве, она также была издана и на немецком.
Алла Григорьевна рассказала мне, как была потрясена концертом
11/6/63, о чем поведала в антракте приятельнице, но та сказала, что
услышим еще и не такое. Действительно, прозвучавшая в конце 6-я соната
Прокофьева перевернула её представления об исполнительстве на
фортепиано, о человеческих возможностях (аналогичное было со мной
24/11/69 в Киеве после 8-й сонаты Прокофьева). Надо сказать, что по
удивительному стечению обстоятельств она сейчас живет в доме, где
раньше жили Москалевы, родственники матери Рихтера. Рядом жила их
домработница. С ней Алла Григорьевна тоже поделилась тогда
впечатлениями, а та ответила, что уж ей приходилось Рихтера сто раз
слушать – это когда он приезжал на каникулы после первых курсов
консерватории. Дело в том, что Москалевы всегда любили устраивать
домашние спектакли, на которые сходились соседи. Выглядело это очень
симпатично, по-старорежимному (помните, как в фильме Монсенжона Рихтер
рассказывает, что его мать происходила из помещичьей семьи?).
В фильме Рихтер рассказывает, что родители матери были против брака с
мещанином Теофилом Даниловичем Рихтером. В жизни всё оказалось
серьезнее – молодоженам было отказано в приюте, и они вынуждены были
жить у родственников. Когда-то уже пересказал рассказ Семена
Николаевича Москалева, сына родного брата деда Святослава Теофиловича.
Тому было, кажется, лет тринадцать, когда младенца, будущего великого
музыканта, принесли в их дом. В возникшей суматохе его положили на
рояль! Вот какое место определили ему с первых дней жизни. Он был
красный и кричал – вспоминал дядя Сеня – и кто-то сказал: «Кричи,
кричи – будешь кричать на весь мир!» Не очень понятно, что имел в виду
сказавший эти слова, которые могли показаться странными, но они
оказались пророческими.
Я имел также беседу по телефону с вдовой Семена Николаевича
Москалева, девяностошестилетней Еленой Адамовной. Она с интересом
откликнулась на мой совершенно неожиданный звонок и смогла ответить на
вопросы, на которые мне никто в Киеве ответить не мог. Я знал, что у
нас жила родственница Рихтера. Действительно, недалеко от площади
Богдана Хмельницкого жила его тетя, Ольга Васильевна Михеева.
Рассказывали, что в доме тетушки Рихтер играл, были люди, которые это
слышали. Была у него родственница в Ташкенте - Маргарита Эдуардовна
Курковсая-Румская (если я правильно записал фамилию), состоял он в
родстве с балериной Сольской. Мне предстоит еще выяснить степень их
родства.
После университета я служил возле Житомира как
лейтенант-«двухгодичник» (тогда многих забирали на два года в армию
после вузов). Так вот, служил я в батальоне, находившемся возле
гарнизона, в котором долгое время, но в другие годы работал в качестве
руководителя гарнизонного оркестра Семен Николаевич Москалев. Кстати,
изредка приезжая из своего батальона в Житомир, я пытался найти следы
Рихтера, но, видимо, не было у меня правильной системы. Сейчас, увы,
не всех можно застать.
Отрадно то, что есть люди, которые интересуются и доносят до жителей
Житомира память о выходце из их города, прославившем его на весь мир.
В Житомире есть музыкальная школа №2, которая носит имя Рихтера. Там
работает Алла Григорьевна, с которой я вел почти часовой разговор по
телефону. Она с гордостью поведала, что их школа лучшая в городе. На
это я ответил, что так и должно быть – имя обязывает! В конце
разговора получил приглашение выступить перед учениками и
преподавателями школы. Там пятьсот учеников и пятьдесят
преподавателей! Что же, надо будет съездить к ним – это не так далеко,
да и тема у нас замечательная, ради которой стоит постараться.
У
Вас это все на бумаге где-нибудь записано? А то все эти сайты - что-то
такое эфемерное, мне кажется. Надо бы все собрать вместе, потом
опубликовать хоть где, тогда уже не потеряется.
Тема:Хорошо темперированный клавир. Том 1-й
(26.12.2011 21:10)
reflechant писал(а):
Ошибся я, это не его
инструмент, а клавикорд. Но всё равно кастрюля, слишком хотели
громкости добиться. Конечно современному человеку, оглушённому
симфоническими оркестрами и `группами` не понять нежного звука
клавикорда, который порой напоминает даже эолову
арфу.
Действительно, именно эолову арфу. Я сразу не сообразил.
(смайлик - я не умею их рисовать, но, типа, шутка добродушная).
Тема:Бранденбургский концерт №1 фа мажор (1721?)
(24.12.2011 10:12)
alexa_minsk писал(а):
хотелось бы еще знать,
каким оркестром управлеят Саваль
А почему Вас заинтересовал это
исполнение? Что в нем особенлного?
Тема:Концерт для 2-х клавесинов, струнных и бассо континуо до минор (1736?)
(24.12.2011 10:11)
meister писал(а):
Конечно, на скрипке удобно
играть в d-moll
Сегодня, наверное, для скрипки пишут во всех
тональностях. Да? Или нет? А на скрипке бывает, что надо перестроить
струну? На шестиструнной гитаре часто перестраивают 6-ю - на `ре`. А
на виолончели струны перестраивают? И еще: Вы (или кто-нибудь) не
знаете, правда ли, что Бах изобрел виолончель о пяти струнах и что-то
для нее написал? Если правда, то что Вы знаете об ентной виолончели?
Итак, 1) пишут ли на скрипке во всех тональностях? 2) перестраивают
ли струны? 3) перестраивают ли струны на виолончели? 4) что Вы знаете
о пятиструнной виолончели?
Тема:Концерт для 2-х клавесинов, струнных и бассо континуо до минор (1736?)
(23.12.2011 21:56)
Intermezzo писал(а):
Кто знает, не подскажете,
почему переложение сделано именно в до-миноре, а не в ре-миноре, как в
самом скрипичном концерте?
Присоединяюсь. Я знаю только, что
Французскую увертюру он написал сперва в до-миноре, а потом переписал
в си, потому что издавал вместе с Итальянским концертом и хотел
контрастные тональности. Еще, кажется, на скрипке легче играть в
ре-миноре - нет? Я тоже прошу кого-нибудь ответить на заданный вопрос.
Тема:Симфония № 2 `Воскресение` (`Auferstehung`) до минор для сопрано, контральто, смешанного хора и оркестра
(23.12.2011 15:31)
Посмотрел в нотах, вроде, там написано после первой части, что следует
пауза примерно 5 минут. Это что?
Тема:Симфония № 1 ре мажор `Титан`
(23.12.2011 13:14)
Они аплодировали между частями! О времена, о нравы! В Москве такого не
прощают, да?
Тема:Глен Гульд: личность и пианист
(23.12.2011 12:46)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Нет, я выложил было, но
Фомич Фомич выкинул (с формальной точки зрения справедливо - это
нарушало правила сайта), потому что пересекается с другими разделами -
на сайте эта запись раскидана по 2 разделам: `Инвенции двухголосные
BWV 772-786` и `Инвенции трехголосные (синфонии) BWV
787-801`
Послушайте, а не обратиться ли к Фоме Фомичу с просьбой
восстановить статус кво. Когда я первый раз слушал эти инвенции на
сайте, я обратил внимание, что они разбиты на две тетради, и стал
думать - неужели Гульд записал их дважды? Или моя информация, что он
сделал одну запись, где идут все инвенции попарно по тональностям,
была ошибочной? Потом сообразил, что, наверно, так сделали специально.
Сейчас вновь задумался об этом - это же явная ошибка! У пианиста есть
концепция, он специально записывает все вперемежку, посылает нам
какой-то месседж (или мессидж - как это по-русски?), а мы говорим: У
нас правила. Оправданно ли исполнительское решение, нет ли - но мы не
можем менять его по-своему. У нас правило - не давать все отдельно по
инвенциям, но правила разбивать единое на части - нет. А старые записи
надо удалить. По-моему, это очевидно.
Тема:Глен Гульд: личность и пианист
(23.12.2011 06:31)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Есть ещё отдельная
запись 3-х голосных иненций записанная в Москве
И не только. Я
как-то списал на кассету с `Орфея` трехголосные, которые не совпадают
с московскими, хотя ближе к ним, чем запись всех 30-ти инвенций. А на
московской почему-то нет первой инвенции, и я не знаю - это шутка
гения или обыкновенный брак? Может, просто не влезло на пластинку?
Тема:Глен Гульд: личность и пианист
(22.12.2011 22:12)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Опыт с роялем это не
единственный и не самый интересный опыт, который Гульд проделал с
Инвенциями. Самое фундаментальное что он в этой записи осуществил -
это порядок, в котором они играются. Он попытался, и с моей точки
зрения исключительно удачно, объединить 2- и 3-голосные инвенции в
единый цикл. Вот порядок в котором он их играет:
1. Invention No. 1 in C Major, BWV 772
2. Sinfonia No. 1 in C Major, BWV 787
3. Invention No. 2 in C Minor, BWV 773
4. Sinfonia No. 2 in C Minor, BWV 788
5. Invention No. 5 in E-Flat Major, BVW 776
6. Sinfonia No. 5 in E-Flat Major, BWV 791
7. Invention No. 14 in B-Flat Major, BWV 785
8. Sinfonia No. 14 in B-Flat Major, BWV 800
9. Invention No. 11 in G Minor, BWV 782
10. Sinfonia No. 11 in G Minor, BWV 797
11. Invention No. 10 in G Major, BVW 781
12. Sinfonia No. 10 in G Major, BWV 796
13. Invention No. 15 in B Minor, BWV 786
14. Sinfonia No. 15 in B Minor, BWV 801
15. Invention No. 7 in E Minor, BWV 778
16. Sinfonia No. 7 in E Minor, BWV 793
17. Invention No. 6 in E Major, BWV 777
18. Sinfonia No. 6 in E Major, BWV 792
19. Invention No. 13 in A Minor, BWV 784
20. Sinfonia No. 13 in A Minor, BWV 799
21. Invention No. 12 in A Major, BWV 783
22. Sinfonia No. 12 in A Major, BWV 798
23. Invention No. 3 in D Major, BWV 774
24. Sinfonia No. 3 in D Major, BWV 789
25. Invention No. 4 in D Minor, BWV 775
26. Sinfonia No. 4 in D Minor, BWV 790
27. Invention No. 8 in F Major, BWV 779
28. Sinfonia No. 8 in F Major, BWV 794
29. Invention No. 9 in F Minor, BWV 780
30. Sinfonia No. 9 in F Minor, BWV 795
Из этого списка видно, что одноимённые инвенции следуют сразу друг за
другом образуя минициклы типа прелюдий и фуг. Порядок появления
тональностей тоже изменён. По времени весь этот `цикл` звучит чуть
больше `Гольдберг-вариаций` и, на меня лично, своей цельностью
производит приблизительно такое же впечатление. К сожалению здесь на
сайте 2-х голосные и 3-х голосные инвенции разнесены по разным
рубрикам и составить себе представление о гульдовских намерениях не
представляется возможным. Надо будет не полениться и залить сюда
оригинальную запись )
А я не пойму, на сайте именно этот вариант?
Он же записывал и отдельно 2-х и 3-хголосные.
Тема:Глен Гульд: личность и пианист
(22.12.2011 07:47)
Intermezzo писал(а):
...Нужно слушать его в
записях, причем не концертных (live), а студийных. ............да и
вообще советую прикупить собрание записей на Deutsche
Grammophon.
Совет, конечно, благой……………
Насчет студийных записей. Я купил когда-то МР3 Горовица, где много
всего, в частности - «Грезы» Шумана дважды: один раз весь цикл, и это,
видимо, студия, а другой – отдельно «Грезы», наверное, бис (по-моему,
не с московского концерта). Так вот на меня ГОРАЗДО большее
впечатление производит вторая запись (хотя и студийная прекрасна).
А где взять этого `Горовица эт хом`? Есть у нас на сайте или тоже
надо прикупить?
Тема:Глен Гульд: личность и пианист
(21.12.2011 23:53)
Intermezzo писал(а):
Не слышал, что облегчал...
Впрочем, у него-то руки сильные были. А облегчал, наверное, для
достижения этого пианиссимо и туше. Как-то не приходило раньше в
голову, а ведь рояль его звучит именно так.
Это Вы про Горовица?
Облегчал, точно. Пианиссимо - да. Как ни у кого (это я про Горовица).
Но почему тогда другие не облегчали? Конечно, Горовиц - абсолютный
гений, но есть у него легкость в мыслях необыкновенная. Гению
позволительно, конечно. Смотрел фильм, который у нас здесь на сайте -
пусть будут здоровы люди, которые такие вещи выкладывают! - там он
сказал, что на концерты люди приходят, чтобы получить удовольствие.
Спорная мысль, но это позиция. Пожалуй, Горовиц приводит в восторг,
восхищение, просто не понимаешь, что он делает, но погрузиться в себя,
задуматься о чем-то по-настоящему... это подавайте Рихтера,
Софроницкого или вообще, Игумнова (посмотреть, что здесь выложено
его). Того же Гульда, между прочим...
Тема:Глен Гульд: личность и пианист
(21.12.2011 23:13)
samlev писал(а):
Надо ввести в уголовный кодекс
статью о санкциях за облегчение клавиатуры. Заодно перевести всех
струнников на фабричные инструменты, чтоб не выдрючивались со звуком.
Страдивари там, Амати!.. Двадцать джоулей на рыло каждому! Вот тогда
мы и посмотрим, кто чего стоит.
Вы знаете, мне это очень
интересно, хотя вопросы, конечно, глупые. Вот у меня толстые пальцы, и
мне удобнее было бы, если бы черные клавиши были потоньше (уж
постараюсь, попаду), а расстояние между ними побольше. При этом у меня
не маленькая рука (дециму беру легко). А если у человека рука
маленькая, может быть, он захотел бы вообще клавиши поменьше? А если
рука, как у Клиберна? (Я не знаю, какая у него рука, но те, кто знает,
говорят, что он брал до-ля). Тоже можно что-то приспособить. И чем мы
хуже струнников? То есть, я теряюсь в этих вопросах, но думаю о них.
Тут возникают вопросы совершенно посторониние. Так, при моей жизни
изменили правила игры в волейбол. Разрешили четвертый удар, разрешили
отбивать ногой... А если на футбольном поле добавить пару-тройку
игроков? Или сделать ворота поширше? Или мячик поменьше? А к людям
быть помягше? Как писал Достоевский - я теряюсь в разрешении всех этих
вопросов и оставляю безо всякого разрешения. Но пианисты, которые
что-то вытворяют с роялем, заставляют задуматься. Тем более что есть
множество не менее великих пианистов, которые ничего с роялем не
делают. По-моему, Рубинштейн ничего не делал. Ему было не нужно? Или
не догадался, а вот Горовиц - сообразил. Умолкаю.
Тема:Глен Гульд: личность и пианист
(21.12.2011 23:02)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Понятия не имею, я её
читал в немецком переводе. Однако не расстраивайтесь, Вы не много
потеряли - Kazdin (Каздин?) сделал с Гульдом много известнейших
записей, однако что-то у них там не задалось, то ли по работе, то ли в
отношениях и Гульд ушёл к другому продюсеру. Несмотря на то, что в
этой книжке довольно много любопытных подробностей, читать её не очень
приятно - она написана в тоне... как бы это сказать... покинутой
возлюбленной, что ли... В общем довольно субъективная книга - во всём,
что касается личности Гульда, не вызывает ни малейшего
доверия
Понятно. Но подробности!!!...
Тема:Глен Гульд: личность и пианист
(21.12.2011 10:22)
Anton_Stepichev писал(а):
Гульд после опыта с
инвенциями, ни разу так откровенно фортепьяно не насиловал, насколько
я знаю.
Понял. Послушаю свои записи. Мне кажется, где-то я слышу
тот же характерный звук
Тема:Глен Гульд: личность и пианист
(21.12.2011 10:21)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Да, это общеизвестно.
Например, об этом упоминает его многолетний продюсер Andrew Kazdin в
своей книжке о Гульде.
Книжка не переведена, небось. Да? И кто
знает, какие потери происходят при легкой клавиатуре. Горовиц облегчал
(говорят: дунешь на клавиатуру, получится гамма), Гульд вот,
оказывается. Почему все не облегчают? Насколько я знаю, есть
стандарты, сколько-то там джоулей или я не знаю чего. В этом плане все
фирмы делают более-менее одинаково, как одинаков размер клавиши, так и
ее сопротивление.
Тема:Глен Гульд: личность и пианист
(20.12.2011 15:58)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Гульд напряг всех
настройщиков CBS, заставив их максимального облегчить клавиатуру. ...
В результате при быстром нажатии клавиши молоток подскакивал второй
раз и, уже бесконтрольно, задевал струну - это Гульд и называет
`заиканием`.
И мне так слышится. У меня дома многие клавиши так
делают, но я бы не сказал, что это связано с легкой клавиатурой.
Откуда Вы знаете, что он стремился именно облегчить клавиатуру? Это
известно?
Тема:Глен Гульд: личность и пианист
(20.12.2011 15:55)
Anton_Stepichev писал(а):
НА пластинке это не
выглядит, как простое дребезжание ......... Гульд, похоже, в конце
концов понял, что эксперимент не удался, но из-за своего упрямства (а
может по другим, более прозаичным соображениям) переписывать инвенции
не стал. А жаль.
Да, слово `дребезжание` неточно. А почему Вы
предполагаете, что Гульд понял, что эксперимент не удался? Откуда это
видно?
Тема:Глен Гульд: личность и пианист
(20.12.2011 11:06)
Большое спасибо. Как ни трудно мне читать на этом тарабарском языке,
но я справился. Но я до конца не верю этому вечно кривляющемуся Гульду
(только в музыке у него это получается гениально, а в речи, по-моему,
нет). Убрать дребезжание струны, думаю, было нетрудно. Самое
интересное он пишет в конце - о «нервном тике», о «заикании». Но
все-таки причины до конца непонятны. Видно, что он отшучивается: «в
нашем лучшем из миров», потом про телевизор…
Набрал номер этого рояля в Интернете, получил ссылку, где пианистка
демонстрирует возможности инструмента.
http://www.youtube.com/watch?v=CPe4goj-o-Q
1
«...
535
536
...»
547
Наши контакты
Тема:Святослав Рихтер
(30.12.2011 19:59)
насколько быстро Рихтер перебирает пальцами. Меня интересует, скорее,
друге. Почему Нейгауз дал именно эти вещи Прокофьева? Они были новые?
Только что написанные? Или что?
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №2 cоль минор (1923)
(30.12.2011 19:51)
упоминать. Он, конечно, не Джаггер, но мы любим и ценим его за другое.
Пардон. Больше не буду. Вырвалось.
Тема:Баллада для фортепиано № 1 соль минор (1831-35)
(30.12.2011 19:48)
`пианола`? Поражает в этих старых записях какое-то удивительно чувство
собственного достоинства, какая-то неспешность. Подобное - у Гофмана,
у Рахманинова. У меня на дискете есть менее именитые музыканты - но
манера та же. Что-то потеряло исполнительское искусство в ХХ веке
безвозвратно. Мне кажется, что это исполнение - очень близко к тому,
что имел в виду Шопен. Уже ни Корто, ни Софроницкий такого, на мой
взгляд, не делали. Такой свободы. Только Горовиц. Это были Артисты,
`артисты в силе`, которые не сомневались в себе и знали себе цену.
Потом пошла другая волна.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №2 cоль минор (1923)
(30.12.2011 19:31)
посмотреть, не то, что этот коротконогий Гульд. Знаете анекдот:
`Смотри, какая пианстка, просто Венера!` - `Да, руки бы обрубить...`
Но это шутка, я слушале ее на конкурсе, считаю, что она справедливо
получила свою премию, молодец. Уже опытная,соображает, что делает. В
полном значении слова - выиграла.
Тема:Святослав Рихтер
(30.12.2011 00:43)
хранится в электронном виде.....Мне не кажется, что написанное мной
можно издать. Так, мысли вслух или отдельные сведения. ......А потом
Борис Александрович умер.
где-то в одном месте. Не нам судить, что представляет ценность, что
нет, у Вас есть разговоры с конкретными людьми, конкретные
воспоминания. Живите еще 150 лет, как говорил Беня Крик, но просто не
хотелось бы, чтобы все было разбросано по разным форумам, так что даже
Вы сами не можете найти. Была попытка что-то издать, потом `затопили
нас волны времен, и была наша участь мгновенна`. Ну и ладно. Будет
новая попытка, что-нибудь завертится, и хорошо бы, чтобы реальные
факты, реальные впечатления оказались под рукой, а уж специалисты
пусть решают, что представляет ценность. Так мне кажется, по крайней
мере. Я ведь не к тому говорю, что вот прямо сейчас все издавать.
Просто не растерять бы.
Тема:Святослав Рихтер
(29.12.2011 21:26)
(кажется, это были `Мысли` Прокофьева) и попросил Рихтера прочитать их
с листа
музыканта, играющего балладу Шопена и 101 Бетховена? Что хотел
услышать Нейгауз? Интересно.
Тема:Святослав Рихтер
(29.12.2011 21:20)
практически всё знаем, кто и что сказал или написал о Рихтере, где, на
каких форумах обсуждается его искусство. Оказывается, не всё.
Познакомился с энтузиастами из его родного города, Житомира, которым
небезразлична память великого земляка. Там изданы две книги – Аллой
Григорьевной Рябцовой и Георгием Павловичем Мокрицким. Надеюсь, вскоре
они у меня появятся. Книга Мокрицкого продавалась в квартире-музее
Рихтера в Москве, она также была издана и на немецком.
Алла Григорьевна рассказала мне, как была потрясена концертом
11/6/63, о чем поведала в антракте приятельнице, но та сказала, что
услышим еще и не такое. Действительно, прозвучавшая в конце 6-я соната
Прокофьева перевернула её представления об исполнительстве на
фортепиано, о человеческих возможностях (аналогичное было со мной
24/11/69 в Киеве после 8-й сонаты Прокофьева). Надо сказать, что по
удивительному стечению обстоятельств она сейчас живет в доме, где
раньше жили Москалевы, родственники матери Рихтера. Рядом жила их
домработница. С ней Алла Григорьевна тоже поделилась тогда
впечатлениями, а та ответила, что уж ей приходилось Рихтера сто раз
слушать – это когда он приезжал на каникулы после первых курсов
консерватории. Дело в том, что Москалевы всегда любили устраивать
домашние спектакли, на которые сходились соседи. Выглядело это очень
симпатично, по-старорежимному (помните, как в фильме Монсенжона Рихтер
рассказывает, что его мать происходила из помещичьей семьи?).
В фильме Рихтер рассказывает, что родители матери были против брака с
мещанином Теофилом Даниловичем Рихтером. В жизни всё оказалось
серьезнее – молодоженам было отказано в приюте, и они вынуждены были
жить у родственников. Когда-то уже пересказал рассказ Семена
Николаевича Москалева, сына родного брата деда Святослава Теофиловича.
Тому было, кажется, лет тринадцать, когда младенца, будущего великого
музыканта, принесли в их дом. В возникшей суматохе его положили на
рояль! Вот какое место определили ему с первых дней жизни. Он был
красный и кричал – вспоминал дядя Сеня – и кто-то сказал: «Кричи,
кричи – будешь кричать на весь мир!» Не очень понятно, что имел в виду
сказавший эти слова, которые могли показаться странными, но они
оказались пророческими.
Я имел также беседу по телефону с вдовой Семена Николаевича
Москалева, девяностошестилетней Еленой Адамовной. Она с интересом
откликнулась на мой совершенно неожиданный звонок и смогла ответить на
вопросы, на которые мне никто в Киеве ответить не мог. Я знал, что у
нас жила родственница Рихтера. Действительно, недалеко от площади
Богдана Хмельницкого жила его тетя, Ольга Васильевна Михеева.
Рассказывали, что в доме тетушки Рихтер играл, были люди, которые это
слышали. Была у него родственница в Ташкенте - Маргарита Эдуардовна
Курковсая-Румская (если я правильно записал фамилию), состоял он в
родстве с балериной Сольской. Мне предстоит еще выяснить степень их
родства.
После университета я служил возле Житомира как
лейтенант-«двухгодичник» (тогда многих забирали на два года в армию
после вузов). Так вот, служил я в батальоне, находившемся возле
гарнизона, в котором долгое время, но в другие годы работал в качестве
руководителя гарнизонного оркестра Семен Николаевич Москалев. Кстати,
изредка приезжая из своего батальона в Житомир, я пытался найти следы
Рихтера, но, видимо, не было у меня правильной системы. Сейчас, увы,
не всех можно застать.
Отрадно то, что есть люди, которые интересуются и доносят до жителей
Житомира память о выходце из их города, прославившем его на весь мир.
В Житомире есть музыкальная школа №2, которая носит имя Рихтера. Там
работает Алла Григорьевна, с которой я вел почти часовой разговор по
телефону. Она с гордостью поведала, что их школа лучшая в городе. На
это я ответил, что так и должно быть – имя обязывает! В конце
разговора получил приглашение выступить перед учениками и
преподавателями школы. Там пятьсот учеников и пятьдесят
преподавателей! Что же, надо будет съездить к ним – это не так далеко,
да и тема у нас замечательная, ради которой стоит постараться.
Вас это все на бумаге где-нибудь записано? А то все эти сайты - что-то
такое эфемерное, мне кажется. Надо бы все собрать вместе, потом
опубликовать хоть где, тогда уже не потеряется.
Тема:Хорошо темперированный клавир. Том 1-й
(26.12.2011 21:10)
инструмент, а клавикорд. Но всё равно кастрюля, слишком хотели
громкости добиться. Конечно современному человеку, оглушённому
симфоническими оркестрами и `группами` не понять нежного звука
клавикорда, который порой напоминает даже эолову
арфу.
(смайлик - я не умею их рисовать, но, типа, шутка добродушная).
Тема:Бранденбургский концерт №1 фа мажор (1721?)
(24.12.2011 10:12)
каким оркестром управлеят Саваль
исполнение? Что в нем особенлного?
Тема:Концерт для 2-х клавесинов, струнных и бассо континуо до минор (1736?)
(24.12.2011 10:11)
играть в d-moll
тональностях. Да? Или нет? А на скрипке бывает, что надо перестроить
струну? На шестиструнной гитаре часто перестраивают 6-ю - на `ре`. А
на виолончели струны перестраивают? И еще: Вы (или кто-нибудь) не
знаете, правда ли, что Бах изобрел виолончель о пяти струнах и что-то
для нее написал? Если правда, то что Вы знаете об ентной виолончели?
Итак, 1) пишут ли на скрипке во всех тональностях? 2) перестраивают
ли струны? 3) перестраивают ли струны на виолончели? 4) что Вы знаете
о пятиструнной виолончели?
Тема:Концерт для 2-х клавесинов, струнных и бассо континуо до минор (1736?)
(23.12.2011 21:56)
почему переложение сделано именно в до-миноре, а не в ре-миноре, как в
самом скрипичном концерте?
Французскую увертюру он написал сперва в до-миноре, а потом переписал
в си, потому что издавал вместе с Итальянским концертом и хотел
контрастные тональности. Еще, кажется, на скрипке легче играть в
ре-миноре - нет? Я тоже прошу кого-нибудь ответить на заданный вопрос.
Тема:Симфония № 2 `Воскресение` (`Auferstehung`) до минор для сопрано, контральто, смешанного хора и оркестра
(23.12.2011 15:31)
пауза примерно 5 минут. Это что?
Тема:Симфония № 1 ре мажор `Титан`
(23.12.2011 13:14)
прощают, да?
Тема:Глен Гульд: личность и пианист
(23.12.2011 12:46)
Фомич Фомич выкинул (с формальной точки зрения справедливо - это
нарушало правила сайта), потому что пересекается с другими разделами -
на сайте эта запись раскидана по 2 разделам: `Инвенции двухголосные
BWV 772-786` и `Инвенции трехголосные (синфонии) BWV
787-801`
восстановить статус кво. Когда я первый раз слушал эти инвенции на
сайте, я обратил внимание, что они разбиты на две тетради, и стал
думать - неужели Гульд записал их дважды? Или моя информация, что он
сделал одну запись, где идут все инвенции попарно по тональностям,
была ошибочной? Потом сообразил, что, наверно, так сделали специально.
Сейчас вновь задумался об этом - это же явная ошибка! У пианиста есть
концепция, он специально записывает все вперемежку, посылает нам
какой-то месседж (или мессидж - как это по-русски?), а мы говорим: У
нас правила. Оправданно ли исполнительское решение, нет ли - но мы не
можем менять его по-своему. У нас правило - не давать все отдельно по
инвенциям, но правила разбивать единое на части - нет. А старые записи
надо удалить. По-моему, это очевидно.
Тема:Глен Гульд: личность и пианист
(23.12.2011 06:31)
запись 3-х голосных иненций записанная в Москве
как-то списал на кассету с `Орфея` трехголосные, которые не совпадают
с московскими, хотя ближе к ним, чем запись всех 30-ти инвенций. А на
московской почему-то нет первой инвенции, и я не знаю - это шутка
гения или обыкновенный брак? Может, просто не влезло на пластинку?
Тема:Глен Гульд: личность и пианист
(22.12.2011 22:12)
единственный и не самый интересный опыт, который Гульд проделал с
Инвенциями. Самое фундаментальное что он в этой записи осуществил -
это порядок, в котором они играются. Он попытался, и с моей точки
зрения исключительно удачно, объединить 2- и 3-голосные инвенции в
единый цикл. Вот порядок в котором он их играет:
1. Invention No. 1 in C Major, BWV 772
2. Sinfonia No. 1 in C Major, BWV 787
3. Invention No. 2 in C Minor, BWV 773
4. Sinfonia No. 2 in C Minor, BWV 788
5. Invention No. 5 in E-Flat Major, BVW 776
6. Sinfonia No. 5 in E-Flat Major, BWV 791
7. Invention No. 14 in B-Flat Major, BWV 785
8. Sinfonia No. 14 in B-Flat Major, BWV 800
9. Invention No. 11 in G Minor, BWV 782
10. Sinfonia No. 11 in G Minor, BWV 797
11. Invention No. 10 in G Major, BVW 781
12. Sinfonia No. 10 in G Major, BWV 796
13. Invention No. 15 in B Minor, BWV 786
14. Sinfonia No. 15 in B Minor, BWV 801
15. Invention No. 7 in E Minor, BWV 778
16. Sinfonia No. 7 in E Minor, BWV 793
17. Invention No. 6 in E Major, BWV 777
18. Sinfonia No. 6 in E Major, BWV 792
19. Invention No. 13 in A Minor, BWV 784
20. Sinfonia No. 13 in A Minor, BWV 799
21. Invention No. 12 in A Major, BWV 783
22. Sinfonia No. 12 in A Major, BWV 798
23. Invention No. 3 in D Major, BWV 774
24. Sinfonia No. 3 in D Major, BWV 789
25. Invention No. 4 in D Minor, BWV 775
26. Sinfonia No. 4 in D Minor, BWV 790
27. Invention No. 8 in F Major, BWV 779
28. Sinfonia No. 8 in F Major, BWV 794
29. Invention No. 9 in F Minor, BWV 780
30. Sinfonia No. 9 in F Minor, BWV 795
Из этого списка видно, что одноимённые инвенции следуют сразу друг за
другом образуя минициклы типа прелюдий и фуг. Порядок появления
тональностей тоже изменён. По времени весь этот `цикл` звучит чуть
больше `Гольдберг-вариаций` и, на меня лично, своей цельностью
производит приблизительно такое же впечатление. К сожалению здесь на
сайте 2-х голосные и 3-х голосные инвенции разнесены по разным
рубрикам и составить себе представление о гульдовских намерениях не
представляется возможным. Надо будет не полениться и залить сюда
оригинальную запись )
Он же записывал и отдельно 2-х и 3-хголосные.
Тема:Глен Гульд: личность и пианист
(22.12.2011 07:47)
записях, причем не концертных (live), а студийных. ............да и
вообще советую прикупить собрание записей на Deutsche
Grammophon.
Насчет студийных записей. Я купил когда-то МР3 Горовица, где много
всего, в частности - «Грезы» Шумана дважды: один раз весь цикл, и это,
видимо, студия, а другой – отдельно «Грезы», наверное, бис (по-моему,
не с московского концерта). Так вот на меня ГОРАЗДО большее
впечатление производит вторая запись (хотя и студийная прекрасна).
А где взять этого `Горовица эт хом`? Есть у нас на сайте или тоже
надо прикупить?
Тема:Глен Гульд: личность и пианист
(21.12.2011 23:53)
Впрочем, у него-то руки сильные были. А облегчал, наверное, для
достижения этого пианиссимо и туше. Как-то не приходило раньше в
голову, а ведь рояль его звучит именно так.
Облегчал, точно. Пианиссимо - да. Как ни у кого (это я про Горовица).
Но почему тогда другие не облегчали? Конечно, Горовиц - абсолютный
гений, но есть у него легкость в мыслях необыкновенная. Гению
позволительно, конечно. Смотрел фильм, который у нас здесь на сайте -
пусть будут здоровы люди, которые такие вещи выкладывают! - там он
сказал, что на концерты люди приходят, чтобы получить удовольствие.
Спорная мысль, но это позиция. Пожалуй, Горовиц приводит в восторг,
восхищение, просто не понимаешь, что он делает, но погрузиться в себя,
задуматься о чем-то по-настоящему... это подавайте Рихтера,
Софроницкого или вообще, Игумнова (посмотреть, что здесь выложено
его). Того же Гульда, между прочим...
Тема:Глен Гульд: личность и пианист
(21.12.2011 23:13)
статью о санкциях за облегчение клавиатуры. Заодно перевести всех
струнников на фабричные инструменты, чтоб не выдрючивались со звуком.
Страдивари там, Амати!.. Двадцать джоулей на рыло каждому! Вот тогда
мы и посмотрим, кто чего стоит.
интересно, хотя вопросы, конечно, глупые. Вот у меня толстые пальцы, и
мне удобнее было бы, если бы черные клавиши были потоньше (уж
постараюсь, попаду), а расстояние между ними побольше. При этом у меня
не маленькая рука (дециму беру легко). А если у человека рука
маленькая, может быть, он захотел бы вообще клавиши поменьше? А если
рука, как у Клиберна? (Я не знаю, какая у него рука, но те, кто знает,
говорят, что он брал до-ля). Тоже можно что-то приспособить. И чем мы
хуже струнников? То есть, я теряюсь в этих вопросах, но думаю о них.
Тут возникают вопросы совершенно посторониние. Так, при моей жизни
изменили правила игры в волейбол. Разрешили четвертый удар, разрешили
отбивать ногой... А если на футбольном поле добавить пару-тройку
игроков? Или сделать ворота поширше? Или мячик поменьше? А к людям
быть помягше? Как писал Достоевский - я теряюсь в разрешении всех этих
вопросов и оставляю безо всякого разрешения. Но пианисты, которые
что-то вытворяют с роялем, заставляют задуматься. Тем более что есть
множество не менее великих пианистов, которые ничего с роялем не
делают. По-моему, Рубинштейн ничего не делал. Ему было не нужно? Или
не догадался, а вот Горовиц - сообразил. Умолкаю.
Тема:Глен Гульд: личность и пианист
(21.12.2011 23:02)
читал в немецком переводе. Однако не расстраивайтесь, Вы не много
потеряли - Kazdin (Каздин?) сделал с Гульдом много известнейших
записей, однако что-то у них там не задалось, то ли по работе, то ли в
отношениях и Гульд ушёл к другому продюсеру. Несмотря на то, что в
этой книжке довольно много любопытных подробностей, читать её не очень
приятно - она написана в тоне... как бы это сказать... покинутой
возлюбленной, что ли... В общем довольно субъективная книга - во всём,
что касается личности Гульда, не вызывает ни малейшего
доверия
Тема:Глен Гульд: личность и пианист
(21.12.2011 10:22)
инвенциями, ни разу так откровенно фортепьяно не насиловал, насколько
я знаю.
тот же характерный звук
Тема:Глен Гульд: личность и пианист
(21.12.2011 10:21)
Например, об этом упоминает его многолетний продюсер Andrew Kazdin в
своей книжке о Гульде.
знает, какие потери происходят при легкой клавиатуре. Горовиц облегчал
(говорят: дунешь на клавиатуру, получится гамма), Гульд вот,
оказывается. Почему все не облегчают? Насколько я знаю, есть
стандарты, сколько-то там джоулей или я не знаю чего. В этом плане все
фирмы делают более-менее одинаково, как одинаков размер клавиши, так и
ее сопротивление.
Тема:Глен Гульд: личность и пианист
(20.12.2011 15:58)
настройщиков CBS, заставив их максимального облегчить клавиатуру. ...
В результате при быстром нажатии клавиши молоток подскакивал второй
раз и, уже бесконтрольно, задевал струну - это Гульд и называет
`заиканием`.
делают, но я бы не сказал, что это связано с легкой клавиатурой.
Откуда Вы знаете, что он стремился именно облегчить клавиатуру? Это
известно?
Тема:Глен Гульд: личность и пианист
(20.12.2011 15:55)
выглядит, как простое дребезжание ......... Гульд, похоже, в конце
концов понял, что эксперимент не удался, но из-за своего упрямства (а
может по другим, более прозаичным соображениям) переписывать инвенции
не стал. А жаль.
предполагаете, что Гульд понял, что эксперимент не удался? Откуда это
видно?
Тема:Глен Гульд: личность и пианист
(20.12.2011 11:06)
но я справился. Но я до конца не верю этому вечно кривляющемуся Гульду
(только в музыке у него это получается гениально, а в речи, по-моему,
нет). Убрать дребезжание струны, думаю, было нетрудно. Самое
интересное он пишет в конце - о «нервном тике», о «заикании». Но
все-таки причины до конца непонятны. Видно, что он отшучивается: «в
нашем лучшем из миров», потом про телевизор…
Набрал номер этого рояля в Интернете, получил ссылку, где пианистка
демонстрирует возможности инструмента.
http://www.youtube.com/watch?v=CPe4goj-o-Q