Пользователь: abcz

         
   
Информация о пользователе abcz (не в сети )




   
   


Тема:Концерт для гобоя с оркестром до мажор `Ferlendis` (1777)
(29.01.2022 13:13)
Sir Gray писал(а):
А что особенного в работе
звукооператора? Просто хороший звук?
в работе звукооператора
(звукорежиссёра) всё особенное. Обычно считается, что его работа
состоит в том, чтобы, используя средства записи (нынче многоканальной,
хотя раньше писалось и на один микрофон, т.е. `моно`) и обработки
звука создать иллюзию живого исполнения, максимально похожего на
оригинал (т.е. исполнение в зале, на концертной площадке и т.п.). До
ещё совсем недавнего времени это было так.
Сейчас звукооператор может проделывать со звуком почти всё, что
угодно даже в режиме реального времени, при обработке же в студии он
может _действительно_ проделывать с ним что угодно. Менять темп,
динамику, чистить (или грязнить) строй, регулировать баланс
инструментов (какие-то партии выделять, какие-то камуфлировать или
вовсе удалять, добавлять партии, менять место исполнения (и даже
эпоху, имитируя, например акустику конкретного зала и средства записи
конкретного времени), наконец, проделывать всё это в динамике. Начать,
например, 9-ю симфонию в 60-х в Доме Советов, а закончить позавчера в
Карнеги-холле. К тому же, чтоб тогда дирижировал Сузуки, а позавчера -
Кондрашин.
    


Тема:Соната для фортепиано №25 соль мажор (1809)
(29.01.2022 12:57)
Sir Gray писал(а):
Я поддерживаю шарманку и
дурацкую тему. А поясните, пожалуйста, насчет гросфатера. Я посмотрел
в Википедии. Где здесь гросфатер?
гросфатер - игровой танец:
дедулька с палочкой, а то и с костылём выползает танцевать прихрамывая
и спотыкаясь (отсюда размашистая мелодика и синкопы, вообще перебивки
ритма), постепенно оживает и, под конец раздухаримшись, срывается в
почти бешеный галоп. Это по воспоминаниям из детства (я его не
танцевал, я о нём читал).
Позднеклассический гросфатер уже не такой шутливый, но сохраняет
некоторые черты игровой логики, такой `уже не менуэт, но ещё не
вальс`, промежуточный между ними темп, мелодизм отчасти менуэтный, а
ритм аккомпанемента и общий фактурный облик уже отчасти вальсовый,
даже `венско-вальсовый` с такой оттяжечкой на третьей доле.
Первую часть не напоминает? (Галоп, конечно, исключён: неприлично
же.)
    


Тема:Концерт для гобоя с оркестром до мажор `Ferlendis` (1777)
(28.01.2022 18:18)
забавная запись: саунд винила 60-х. Интересная работа звукооператора.
    


Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №4 соль мажор (1805-06)
(19.01.2022 00:01)
steinberg писал(а):
А что значит просто процесс?
Не понимаю.

У греков кажется ведь не было представлений о Востоке и Западе (в
нашем смысле), Запада (как цивилизации) они ещё не знали. Или я
ошибаюсь?

Вы привели примеры `технических фишек`.
Не нравится слово `содержательно`, снимаю.)
ну вот, поезд едет:
процесс. Дождь идёт: процесс. Некто импровизирует или просто издаёт
звуки. Или делает вид, что издаёт звуки. Процесс, да.

Не было. Была Ойкумена, населённая часть мира, и то, что за краем
мира. Но Индия-то была, и даже какие-то связи с ней были. И нечто
рагоподобное в ней было. Восток, то есть.

Ну, это вещь очевидная: мелизматика на Западе (в барочные времена)
играла роль именно музыкально-технологическую, каковой на тогдашнем
Востоке и представить нельзя было, потому что музыка там сугубо
линеарная, к тому ж гетерофонная (отсюда конкуренция голосов, произвол
в голосоведении на фоне постоянного бурдона, полиметрия, полиритмия и
вообще весь спектр `поли-`). Не то на Западе. Бог един и едина тоника,
всё в ней и всё к ней. Это жёсткая тотальная организация музыкальной
ткани вызывает такую же жёсткую тоническую (в поэтическом смысле),
акцентную систему ритмической организации (в отличие от силлабической
восточной). Это просто реальность такая: фишки есть, фишек не может не
быть.
    


Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №4 соль мажор (1805-06)
(18.01.2022 23:01)
steinberg писал(а):
Что значит: играть что
попало? Это плохая мотивация. ...Про орнаментику всё же непонятно.

На Востоке (опять же сравнивая) украшают, чтобы скрыть мелодию,
превратить прямой посыл в намёк. Хотя бы из этих представлений
понятно, зачем они нужны.

Но (я не понимаю) если нужно, чтобы мелодия звучала, и `украшения не
должны менять сущность представляемого` зачем её украшать?
почему
`плохая`? Тут целая серия мотиваций: создать звуковое пространство
(приглушить шумовой фон), убить время (вечная и неизбывная мотивация),
настроить хор (рабочая), организовать время мессы
(мистико-композиционная), наконец (у некоторых) - создать прекрасное,
пока другие сплетничают (чем не достойная мотивация?).

Восточная и западная музыки несходны ни по технологии, ни по
идеологиям (коих множество на Востоке), ни по формам бытования.
`Скрыть мелодию` - лишь одна из мистифицированных идей, попытка
объяснить технологию через тайну. На Западе такое тоже было (ещё при
Пифагоре), но с тех пор музыка сильно демистифицирована и
десакрализована, в этом аспекте совершенно невозможно их сравнивать.

Во-1-х, украшают, чтобы было красиво. Во-2-х, метро-ритм,
определяемый гармонией (чего на Востоке до массовых контактов с
европейцами не было) требует контраста тяжёлого и лёгкого времени, а
большинство струнных (и короли барокко - орган и клавесин) не дают
такого контраста акустически, а, допустим, дробление сильной доли
психологически утяжеляет её, тремолирование позволяет продлять
педальные звуки на инструментах с быстро затухающим звуком и т.д.
(т.е. - технологические фишки, в-3-х).
    


Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №4 соль мажор (1805-06)
(18.01.2022 21:55)
steinberg писал(а):
Я не понимаю, что значит
подчинены.

Из Вашего объяснения мне лично непонятно: имел ли
исполнитель-импровизатор хоть какое-то пространство свободы? Если
имел, можно ли описать тот тип отношений с автором, к-рый при этом
рождался? Интересно (кажется мне) главным образом это, а не прелюдии и
интерлюдии.

Вы пишете о декорировании. А что это такое (справедливый же вопрос)?
...
гармонически и мелодически подчинены. Мелизматика не изменяет
мелодии (и прочих голосов), интонации, все новые элементы фактуры
организованы авторской гармонией (генерал-басом или аналитически).

Абсолютную свободу. Но в пределах места и времени. Т.е., прелюдируя
(допустим), он мог играть что попало (в пределах разумного),
единственное ограничение - закончить надо в тональности последующего
хора. Отношений никаких, кроме формальных (исполняется авторская
месса, или концерт, или тема для импровизации), в ассоциациях обычно
полная свобода (исключая общебарочный ассоциативный фонд).

Декорирование (на Западе) - способ изменять не изменяя. Бах (и
немалое число его тогдашних коллег) были буквально фраппированы
некоторыми исполнителями, которые неумеренно применяли мелизматику до
такой даже степени, что изменялся характер исполняемого произведения,
а мелодию было сложно опознать во всех этих красотах. И тем
неполиткорректно возмущались. Вплоть до мордобоя.
Так что, украшать можно и нужно, но эти украшения не должны изменять
сущности представляемого.
    


Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №4 соль мажор (1805-06)
(18.01.2022 20:39)
steinberg писал(а):
Было замечено (Лагранж), что
исполнитель (на востоке это всегда импровизатор так или иначе)
находится в состоянии конфликта с нотным текстом и шире с
композиторской волей. Он её как бы преодолевает. Т.е. ни в коем случае
не следует ей и не декорирует, а скорее соревнуется, уничтожает её. Не
знаю, близко ли это барочному отношению к импровизации, любопытно было
б узнать.
не близко и даже рядом не стояло. В барочной музыке
места импровизации и характер её были достаточно жёстко обусловлены.
Музыкант мог свободно импровизировать прелюдируя (т.е. это в службе
перед какими-то значащими номерами мессы, прежде всего, хорами),
`интерлюдируя` между танцевальными номерами, даже коллективно
импровизируя в тафельмузыке, или, типа, `музыке на воде`, или ещё
чем-то в таком роде, в состязаниях мастеров. В сущности, эти
места-времена импровизации сохранились и по сей день: кабак, танцпол,
джем, церковь (у католиков и кое-где у протестантов до сих пор
прелюдируют). В исполнении же облигатных номеров любые элементы
импровизации были подчинены тексту (сначала по священнодействию, затем
по традиции), допускалось именно что только декорирование. Впрочем,
широко было распространено пародирование (транскрибирование), но это
не `борьба с композиторской волей`, это простое её игнорирование.
(Да, при необходимости внутри облигатных номеров выделялись
изолированные зоны для импровизации. Этот приём тоже до сих пор жив.)
    


Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №4 соль мажор (1805-06)
(18.01.2022 18:33)
Philanthropy писал(а):
уточните `тип`
исполнителей, пожалуйста)) у аутентистов менять текст уместным образом
- орнаментику делать (что вообще святой долг), и даже добавлять где-то
голоса, тоже очень даже не возбраняется!
`аутентист` - это
доведённая до абсурда специализация в музыке. Это как хирург по правой
руке. Я говорил об обычных универсалах.
Орнаментика, элементарные фактурные вариации - самое начало
импровизации, но, всё же, вряд ли это можно назвать импровизацией в
полном смысле, просто декорирование ригидного текста. Импровизатор
создаёт (пусть и из старого) здесь и сейчас нечто новое, аутентист
либо раскрашивает наново давно изношенное, либо (и это иногда здорово
звучит) своеобразной инструментовкой, ударными, играющими странные
ритмы, темпами, специфическими строями и мотивной работой, создаёт на
основе заданного текста (опять же) нечто новое и небывалое, но такая
работа очень далека от импровизации, это тщательно продуманная
интерпретация.
    
   
         
classic-online@bk.ru