CLASSIC-ONLINE.RU
Регистрация
Поиск по сайту
КОМПОЗИТОРЫ
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
ТОП 100
/
ПО СТРАНАМ
/
ПО ЭПОХАМ И НАПРАВЛЕНИЯМ
/
КНИГИ
ИСПОЛНИТЕЛИ
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
ТОП 100
/
КОЛЛЕКТИВЫ
/
КНИГИ
Пользователь: abcz
Информация о пользователе abcz (
не в сети
)
Дата регистрации:
11.09.2011 17:25
Последний визит:
27.03.2022 17:31
Настоящее имя:
Вячеслав Лукашевичус
Страна:
Россия
Город:
Саяногорск
Пол:
Мужской
Дата рождения:
01.12.1963
Деятельность:
музыкант
Образование:
специальное
Интересы:
масса
Любимые композиторы:
Бах
Любимые исполнители:
Фишер-Дискау
Еще о себе:
Вячеслав Лукашевичусhttp://lukashevichus.info
Добавил аудио:
2
Добавил видео:
3
Комментарии:
21179
Плейлист:
1395
Друзья:
22
Тема:Cornish Dances (1966)
(29.01.2022 15:23)
`Шотландские танцы` перевели, а `Корнские` почему-то нет...
Нечестно.
Тема:Соната для фортепиано №25 соль мажор (1809)
(29.01.2022 13:25)
Sir Gray писал(а):
Я поддерживаю шарманку и
дурацкую тему. А поясните, пожалуйста, насчет гросфатера. Я посмотрел
в Википедии. Где здесь гросфатер?
Кстати, кто-то здесь играет
именно как гросфатер по характеру. Позднее поищу.
Тема:Концерт для гобоя с оркестром до мажор `Ferlendis` (1777)
(29.01.2022 13:13)
Sir Gray писал(а):
А что особенного в работе
звукооператора? Просто хороший звук?
в работе звукооператора
(звукорежиссёра) всё особенное. Обычно считается, что его работа
состоит в том, чтобы, используя средства записи (нынче многоканальной,
хотя раньше писалось и на один микрофон, т.е. `моно`) и обработки
звука создать иллюзию живого исполнения, максимально похожего на
оригинал (т.е. исполнение в зале, на концертной площадке и т.п.). До
ещё совсем недавнего времени это было так.
Сейчас звукооператор может проделывать со звуком почти всё, что
угодно даже в режиме реального времени, при обработке же в студии он
может _действительно_ проделывать с ним что угодно. Менять темп,
динамику, чистить (или грязнить) строй, регулировать баланс
инструментов (какие-то партии выделять, какие-то камуфлировать или
вовсе удалять, добавлять партии, менять место исполнения (и даже
эпоху, имитируя, например акустику конкретного зала и средства записи
конкретного времени), наконец, проделывать всё это в динамике. Начать,
например, 9-ю симфонию в 60-х в Доме Советов, а закончить позавчера в
Карнеги-холле. К тому же, чтоб тогда дирижировал Сузуки, а позавчера -
Кондрашин.
Тема:Соната для фортепиано №25 соль мажор (1809)
(29.01.2022 12:57)
Sir Gray писал(а):
Я поддерживаю шарманку и
дурацкую тему. А поясните, пожалуйста, насчет гросфатера. Я посмотрел
в Википедии. Где здесь гросфатер?
гросфатер - игровой танец:
дедулька с палочкой, а то и с костылём выползает танцевать прихрамывая
и спотыкаясь (отсюда размашистая мелодика и синкопы, вообще перебивки
ритма), постепенно оживает и, под конец раздухаримшись, срывается в
почти бешеный галоп. Это по воспоминаниям из детства (я его не
танцевал, я о нём читал).
Позднеклассический гросфатер уже не такой шутливый, но сохраняет
некоторые черты игровой логики, такой `уже не менуэт, но ещё не
вальс`, промежуточный между ними темп, мелодизм отчасти менуэтный, а
ритм аккомпанемента и общий фактурный облик уже отчасти вальсовый,
даже `венско-вальсовый` с такой оттяжечкой на третьей доле.
Первую часть не напоминает? (Галоп, конечно, исключён: неприлично
же.)
Тема:Концерт для гобоя с оркестром до мажор `Ferlendis` (1777)
(28.01.2022 21:51)
Osobnyak писал(а):
Либо так, либо в тех краях в
звукооператоры берут только интересных звукооператоров.
Думаете, под каждого композитора есть своя аппаратура?
в
серьёзных залах сейчас стационарная аппаратура. На все случаи жизни. А
винил 60-х или аналоговый, тёплый, ламповый звук XXVII века - это
работа в студии, с пультиками, компусиками и коньячком.
Тема:Концерт для гобоя с оркестром до мажор `Ferlendis` (1777)
(28.01.2022 21:23)
Osobnyak писал(а):
Думаю, у оператора аппаратура
хранилась с шестидесятых.
в сараюшке. Прямо за банькой.
Специально сберегал, чтоб Моцарта записывать.
Тема:Соната для фортепиано №25 соль мажор (1809)
(28.01.2022 20:52)
rdvl писал(а):
У Бетховена дурацких тем вообще
нету. А ежели не нравится кому- так это его личное дело, не имеющее к
ЛВБ никакого отношения. Кстати, К. Аррау извлекает из второй части
нечто не извлечённое Ф.С.
`дурацкая` по характеру, разумеется.
Портрет деревенского дурачка, или, если хотите, маленького ребёнка,
болтающего нечто невнятное при игре. Чисто технически она не дурацкая,
безусловно, а крепкая и подходящая, как и всё у Бетховена.
Что до `извлечений`, если Сай не извлёк из второй части того, что
извлекал Аррау, значит он этого не хотел извлекать, а хотел он извлечь
то, что извлёк. Играть пьесу, значит - играть, в особенности, если
пьеса сама по себе - игра.
Тема:Соната для фортепиано №25 соль мажор (1809)
(28.01.2022 20:27)
rdvl писал(а):
А я вот взял да и послушал заодно
со всеми кто слушал. Сай молодец в том смысле что молодец вообще, как
композитор и исполнитель. А здесь он как-то на мой взгляд чуть более
игрив и воздушен, чем это по музыке ожидается. Особенно в 3-й части.
Вышло по-Моцартовски грациозно и танцевально даже. И ничего не обещало
нежданной грозы. Ну и ладно. Можно и так.
а что тут может
ожидаться серьёзного? Гросфатер первой части, шарманка второй,
совершенно деревенская, даже дурацкая тема третьей?
Тема:Концерт для гобоя с оркестром до мажор `Ferlendis` (1777)
(28.01.2022 18:18)
забавная запись: саунд винила 60-х. Интересная работа звукооператора.
Тема:Соната для фортепиано №2 cи минор (1943)
(26.01.2022 12:00)
Anonymous писал(а):
Как же любят из композиторов
делать жертв.
разве я говорил, что Шостакович - жертва? Я сказал,
что он трус и гений.
Тема:Соната для фортепиано №2 cи минор (1943)
(26.01.2022 01:08)
steinberg писал(а):
Ну так ведь ему сказать-то не
дали. Если б не сел, да и Задерацкий, неизвестно... какой была б 2-я
соната Шостаковича.)
Задерацкий - другое. Его фуги как минимум
интересны.
Что до Шостаковича... Трусоват был Ваня бедный... но ведь
согласитесь, жить в вечном смертельном ужасе и всё же так вот писать.
Это о чём-то да и говорит?
Тема:Соната для фортепиано №2 cи минор (1943)
(26.01.2022 00:47)
steinberg писал(а):
У меня ф-нный Мосолов долго
был из любимых, благодаря пластинке с Русудан Хунцария.
не знаю,
услышь я его лет 30-40 назад, может быть и был бы впечатлён и даже
восторжен, а 10 лет назад он показался мне скучным, ходульным
каким-то.
Тема:Соната для фортепиано №2 cи минор (1943)
(26.01.2022 00:22)
steinberg писал(а):
По-моему с Мосоловым. ...Там
Вертов с камерой бегает, какой уж диахронизм. ...Впрочем повод
переслушать.)
Мосолова не помню: в голове не держится, а
Прокофьев, Стравинский, Равель (с общим для него и Шостаковича предком
- Мусоргским) в уши лезут. И слышно, что Ш. - молодой и задорный и
главная его цель в этой сонате, чтобы все пианисты сломали себе руки.
Тема:Соната для фортепиано №2 cи минор (1943)
(26.01.2022 00:10)
steinberg писал(а):
В общем, нафталин.
...Шизофрения, мне кажется, в 1-й сонате, жизнеутверждающая,
конечно.
ну, не знаю. Там он, по-моему, ничуть не менее, может,
даже более неоклассичен, поскольку соревнуется с Прокофьевым,
Стравинским, французами всякими. И ничуть не менее диахроничен.
И, кажется, гораздо менее Шостакович (который весь в белом)
)
Тема:Соната для фортепиано №2 cи минор (1943)
(25.01.2022 23:58)
steinberg писал(а):
Да вот в том-то и дело.
Ощущение (у меня лично) диахронизма от всего в этой музыке. И
лоскутности, ветхости. Извините, если потревожил чьё-то
вдохновение.)
ну, собственно, неоклассицизм (и необарокко, в
частности) не могут быть не ветхостными и не диахроничными. Это
принцип. Спор Ветхого и Нового (как Спор Глупости и Гордости). Это не
порок, а диалог (или шизофрения, но мне нравится шизофрения).
Тема:Соната для фортепиано №2 cи минор (1943)
(25.01.2022 23:39)
steinberg писал(а):
Переслушал музыку. Сложно мне
назвать этот опус именно цельным. Хотя скрепы на местах. Какой-то
мрачный сентиментализм кабинетного мечтателя. ...Первая соната своей
наглостью, оголтелостью... пантеизмом, что ли, мне ближе.)
я,
наверное, с училища не слушал. Сейчас как новость услышал. Совершенно
безумные раннебарочные вариации в финале. Потрясающий Шостакович
(именно): во всём белом.
Скрепы - да - на месте, соната монотематическая, хотя (на мой вкус)
именно финал делает всю сонату. (И именно делает. Другое дело, что
Гилельс своим ритмом её шибко (иногда) романтизирует, ну так это - его
дело.)
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №4 соль мажор (1805-06)
(19.01.2022 00:22)
steinberg писал(а):
На Западе Б-г не един, он
триедин. Наверно это как-то соответствует
субдоминанте-доминанте-тонике.)
не. I-III-V ступеням. А вместе
они образуют тоническое трезвучие. Что зовём мы розой.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №4 соль мажор (1805-06)
(19.01.2022 00:01)
steinberg писал(а):
А что значит просто процесс?
Не понимаю.
У греков кажется ведь не было представлений о Востоке и Западе (в
нашем смысле), Запада (как цивилизации) они ещё не знали. Или я
ошибаюсь?
Вы привели примеры `технических фишек`.
Не нравится слово `содержательно`, снимаю.)
ну вот, поезд едет:
процесс. Дождь идёт: процесс. Некто импровизирует или просто издаёт
звуки. Или делает вид, что издаёт звуки. Процесс, да.
Не было. Была Ойкумена, населённая часть мира, и то, что за краем
мира. Но Индия-то была, и даже какие-то связи с ней были. И нечто
рагоподобное в ней было. Восток, то есть.
Ну, это вещь очевидная: мелизматика на Западе (в барочные времена)
играла роль именно музыкально-технологическую, каковой на тогдашнем
Востоке и представить нельзя было, потому что музыка там сугубо
линеарная, к тому ж гетерофонная (отсюда конкуренция голосов, произвол
в голосоведении на фоне постоянного бурдона, полиметрия, полиритмия и
вообще весь спектр `поли-`). Не то на Западе. Бог един и едина тоника,
всё в ней и всё к ней. Это жёсткая тотальная организация музыкальной
ткани вызывает такую же жёсткую тоническую (в поэтическом смысле),
акцентную систему ритмической организации (в отличие от силлабической
восточной). Это просто реальность такая: фишки есть, фишек не может не
быть.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №4 соль мажор (1805-06)
(18.01.2022 23:18)
steinberg писал(а):
Не, мотивация, это когда я
как-то понимаю, чтО играть (или чтО точно играть не буду), а не когда:
последнее важно, но его не достаточно.)
Во времена Пифагора Запада ещё не было.
Ваши примеры ничего не говорят содержательно об импровизации
(возвращаясь к ней).
но ведь в импровизации нет вопроса `чтО
играть`. Импровизация - это не `чтО`, это просто процесс. Процесс
идёт, и что-то да получится. Какие тут могут быть специальные
мотивации?
хе. Это Востока во времена Пифагора не было.
Какие примеры, например? Я, вроде бы, и примеров никаких не приводил.
И что Вы понимаете под `содержательным` или `бессодержательным`?
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №4 соль мажор (1805-06)
(18.01.2022 23:01)
steinberg писал(а):
Что значит: играть что
попало? Это плохая мотивация. ...Про орнаментику всё же непонятно.
На Востоке (опять же сравнивая) украшают, чтобы скрыть мелодию,
превратить прямой посыл в намёк. Хотя бы из этих представлений
понятно, зачем они нужны.
Но (я не понимаю) если нужно, чтобы мелодия звучала, и `украшения не
должны менять сущность представляемого` зачем её украшать?
почему
`плохая`? Тут целая серия мотиваций: создать звуковое пространство
(приглушить шумовой фон), убить время (вечная и неизбывная мотивация),
настроить хор (рабочая), организовать время мессы
(мистико-композиционная), наконец (у некоторых) - создать прекрасное,
пока другие сплетничают (чем не достойная мотивация?).
Восточная и западная музыки несходны ни по технологии, ни по
идеологиям (коих множество на Востоке), ни по формам бытования.
`Скрыть мелодию` - лишь одна из мистифицированных идей, попытка
объяснить технологию через тайну. На Западе такое тоже было (ещё при
Пифагоре), но с тех пор музыка сильно демистифицирована и
десакрализована, в этом аспекте совершенно невозможно их сравнивать.
Во-1-х, украшают, чтобы было красиво. Во-2-х, метро-ритм,
определяемый гармонией (чего на Востоке до массовых контактов с
европейцами не было) требует контраста тяжёлого и лёгкого времени, а
большинство струнных (и короли барокко - орган и клавесин) не дают
такого контраста акустически, а, допустим, дробление сильной доли
психологически утяжеляет её, тремолирование позволяет продлять
педальные звуки на инструментах с быстро затухающим звуком и т.д.
(т.е. - технологические фишки, в-3-х).
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №4 соль мажор (1805-06)
(18.01.2022 21:55)
steinberg писал(а):
Я не понимаю, что значит
подчинены.
Из Вашего объяснения мне лично непонятно: имел ли
исполнитель-импровизатор хоть какое-то пространство свободы? Если
имел, можно ли описать тот тип отношений с автором, к-рый при этом
рождался? Интересно (кажется мне) главным образом это, а не прелюдии и
интерлюдии.
Вы пишете о декорировании. А что это такое (справедливый же вопрос)?
...
гармонически и мелодически подчинены. Мелизматика не изменяет
мелодии (и прочих голосов), интонации, все новые элементы фактуры
организованы авторской гармонией (генерал-басом или аналитически).
Абсолютную свободу. Но в пределах места и времени. Т.е., прелюдируя
(допустим), он мог играть что попало (в пределах разумного),
единственное ограничение - закончить надо в тональности последующего
хора. Отношений никаких, кроме формальных (исполняется авторская
месса, или концерт, или тема для импровизации), в ассоциациях обычно
полная свобода (исключая общебарочный ассоциативный фонд).
Декорирование (на Западе) - способ изменять не изменяя. Бах (и
немалое число его тогдашних коллег) были буквально фраппированы
некоторыми исполнителями, которые неумеренно применяли мелизматику до
такой даже степени, что изменялся характер исполняемого произведения,
а мелодию было сложно опознать во всех этих красотах. И тем
неполиткорректно возмущались. Вплоть до мордобоя.
Так что, украшать можно и нужно, но эти украшения не должны изменять
сущности представляемого.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №4 соль мажор (1805-06)
(18.01.2022 20:52)
Philanthropy писал(а):
уважаемый abcz, я,
кажется, неправильно Вас поняла, приношу свои извинения. собственно,
то, кого Вы называете универсалами, я назвала аутентистами -
historically informed, короче :)
но слова всё же всем стоит, наверное, выбирать, да. чтобы таких
неприятных эпизодов не было.
ещё раз приношу извинения.
) вероятно, да, вероятно, стоит.
Больше того, я знаю, что хирурги `для правой руки` существуют и
абсолютно необходимы (для музыкантов именно, Коллонтай как-то об одном
таком писал).
Но меня сильно настораживает тенденция узкой специализации в
искусстве. Это такой род профессионализации, и вот это кажется мне не
полезным. Ну, то есть, если искусство - род бизнеса, то, конечно,
полезно и даже неизбежно. А если искусство - это нечто иное?
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №4 соль мажор (1805-06)
(18.01.2022 20:39)
steinberg писал(а):
Было замечено (Лагранж), что
исполнитель (на востоке это всегда импровизатор так или иначе)
находится в состоянии конфликта с нотным текстом и шире с
композиторской волей. Он её как бы преодолевает. Т.е. ни в коем случае
не следует ей и не декорирует, а скорее соревнуется, уничтожает её. Не
знаю, близко ли это барочному отношению к импровизации, любопытно было
б узнать.
не близко и даже рядом не стояло. В барочной музыке
места импровизации и характер её были достаточно жёстко обусловлены.
Музыкант мог свободно импровизировать прелюдируя (т.е. это в службе
перед какими-то значащими номерами мессы, прежде всего, хорами),
`интерлюдируя` между танцевальными номерами, даже коллективно
импровизируя в тафельмузыке, или, типа, `музыке на воде`, или ещё
чем-то в таком роде, в состязаниях мастеров. В сущности, эти
места-времена импровизации сохранились и по сей день: кабак, танцпол,
джем, церковь (у католиков и кое-где у протестантов до сих пор
прелюдируют). В исполнении же облигатных номеров любые элементы
импровизации были подчинены тексту (сначала по священнодействию, затем
по традиции), допускалось именно что только декорирование. Впрочем,
широко было распространено пародирование (транскрибирование), но это
не `борьба с композиторской волей`, это простое её игнорирование.
(Да, при необходимости внутри облигатных номеров выделялись
изолированные зоны для импровизации. Этот приём тоже до сих пор жив.)
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №4 соль мажор (1805-06)
(18.01.2022 19:23)
Philanthropy писал(а):
уточните `тип`
исполнителей, пожалуйста)) у аутентистов менять текст уместным образом
- орнаментику делать (что вообще святой долг), и даже добавлять где-то
голоса, тоже очень даже не возбраняется!
я вдруг подумал об
`аутентистах-универсалах`. Музыкантах, которые прилагали бы критерии
аутентичного исследования к музыке любого стиля и времени от древних
Китая, Египта, Крита какого-нибудь и так примерно века до XXI-го нашей
эры. Чегтовски увлекательная была бы работа...
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №4 соль мажор (1805-06)
(18.01.2022 18:33)
Philanthropy писал(а):
уточните `тип`
исполнителей, пожалуйста)) у аутентистов менять текст уместным образом
- орнаментику делать (что вообще святой долг), и даже добавлять где-то
голоса, тоже очень даже не возбраняется!
`аутентист` - это
доведённая до абсурда специализация в музыке. Это как хирург по правой
руке. Я говорил об обычных универсалах.
Орнаментика, элементарные фактурные вариации - самое начало
импровизации, но, всё же, вряд ли это можно назвать импровизацией в
полном смысле, просто декорирование ригидного текста. Импровизатор
создаёт (пусть и из старого) здесь и сейчас нечто новое, аутентист
либо раскрашивает наново давно изношенное, либо (и это иногда здорово
звучит) своеобразной инструментовкой, ударными, играющими странные
ритмы, темпами, специфическими строями и мотивной работой, создаёт на
основе заданного текста (опять же) нечто новое и небывалое, но такая
работа очень далека от импровизации, это тщательно продуманная
интерпретация.
1
«...
3
4
...»
848
classic-online@bk.ru
Тема:Cornish Dances (1966)
(29.01.2022 15:23)
Нечестно.
Тема:Соната для фортепиано №25 соль мажор (1809)
(29.01.2022 13:25)
дурацкую тему. А поясните, пожалуйста, насчет гросфатера. Я посмотрел
в Википедии. Где здесь гросфатер?
именно как гросфатер по характеру. Позднее поищу.
Тема:Концерт для гобоя с оркестром до мажор `Ferlendis` (1777)
(29.01.2022 13:13)
звукооператора? Просто хороший звук?
(звукорежиссёра) всё особенное. Обычно считается, что его работа
состоит в том, чтобы, используя средства записи (нынче многоканальной,
хотя раньше писалось и на один микрофон, т.е. `моно`) и обработки
звука создать иллюзию живого исполнения, максимально похожего на
оригинал (т.е. исполнение в зале, на концертной площадке и т.п.). До
ещё совсем недавнего времени это было так.
Сейчас звукооператор может проделывать со звуком почти всё, что
угодно даже в режиме реального времени, при обработке же в студии он
может _действительно_ проделывать с ним что угодно. Менять темп,
динамику, чистить (или грязнить) строй, регулировать баланс
инструментов (какие-то партии выделять, какие-то камуфлировать или
вовсе удалять, добавлять партии, менять место исполнения (и даже
эпоху, имитируя, например акустику конкретного зала и средства записи
конкретного времени), наконец, проделывать всё это в динамике. Начать,
например, 9-ю симфонию в 60-х в Доме Советов, а закончить позавчера в
Карнеги-холле. К тому же, чтоб тогда дирижировал Сузуки, а позавчера -
Кондрашин.
Тема:Соната для фортепиано №25 соль мажор (1809)
(29.01.2022 12:57)
дурацкую тему. А поясните, пожалуйста, насчет гросфатера. Я посмотрел
в Википедии. Где здесь гросфатер?
дедулька с палочкой, а то и с костылём выползает танцевать прихрамывая
и спотыкаясь (отсюда размашистая мелодика и синкопы, вообще перебивки
ритма), постепенно оживает и, под конец раздухаримшись, срывается в
почти бешеный галоп. Это по воспоминаниям из детства (я его не
танцевал, я о нём читал).
Позднеклассический гросфатер уже не такой шутливый, но сохраняет
некоторые черты игровой логики, такой `уже не менуэт, но ещё не
вальс`, промежуточный между ними темп, мелодизм отчасти менуэтный, а
ритм аккомпанемента и общий фактурный облик уже отчасти вальсовый,
даже `венско-вальсовый` с такой оттяжечкой на третьей доле.
Первую часть не напоминает? (Галоп, конечно, исключён: неприлично
же.)
Тема:Концерт для гобоя с оркестром до мажор `Ferlendis` (1777)
(28.01.2022 21:51)
звукооператоры берут только интересных звукооператоров.
Думаете, под каждого композитора есть своя аппаратура?
серьёзных залах сейчас стационарная аппаратура. На все случаи жизни. А
винил 60-х или аналоговый, тёплый, ламповый звук XXVII века - это
работа в студии, с пультиками, компусиками и коньячком.
Тема:Концерт для гобоя с оркестром до мажор `Ferlendis` (1777)
(28.01.2022 21:23)
хранилась с шестидесятых.
Специально сберегал, чтоб Моцарта записывать.
Тема:Соната для фортепиано №25 соль мажор (1809)
(28.01.2022 20:52)
нету. А ежели не нравится кому- так это его личное дело, не имеющее к
ЛВБ никакого отношения. Кстати, К. Аррау извлекает из второй части
нечто не извлечённое Ф.С.
Портрет деревенского дурачка, или, если хотите, маленького ребёнка,
болтающего нечто невнятное при игре. Чисто технически она не дурацкая,
безусловно, а крепкая и подходящая, как и всё у Бетховена.
Что до `извлечений`, если Сай не извлёк из второй части того, что
извлекал Аррау, значит он этого не хотел извлекать, а хотел он извлечь
то, что извлёк. Играть пьесу, значит - играть, в особенности, если
пьеса сама по себе - игра.
Тема:Соната для фортепиано №25 соль мажор (1809)
(28.01.2022 20:27)
со всеми кто слушал. Сай молодец в том смысле что молодец вообще, как
композитор и исполнитель. А здесь он как-то на мой взгляд чуть более
игрив и воздушен, чем это по музыке ожидается. Особенно в 3-й части.
Вышло по-Моцартовски грациозно и танцевально даже. И ничего не обещало
нежданной грозы. Ну и ладно. Можно и так.
ожидаться серьёзного? Гросфатер первой части, шарманка второй,
совершенно деревенская, даже дурацкая тема третьей?
Тема:Концерт для гобоя с оркестром до мажор `Ferlendis` (1777)
(28.01.2022 18:18)
Тема:Соната для фортепиано №2 cи минор (1943)
(26.01.2022 12:00)
делать жертв.
что он трус и гений.
Тема:Соната для фортепиано №2 cи минор (1943)
(26.01.2022 01:08)
дали. Если б не сел, да и Задерацкий, неизвестно... какой была б 2-я
соната Шостаковича.)
интересны.
Что до Шостаковича... Трусоват был Ваня бедный... но ведь
согласитесь, жить в вечном смертельном ужасе и всё же так вот писать.
Это о чём-то да и говорит?
Тема:Соната для фортепиано №2 cи минор (1943)
(26.01.2022 00:47)
был из любимых, благодаря пластинке с Русудан Хунцария.
услышь я его лет 30-40 назад, может быть и был бы впечатлён и даже
восторжен, а 10 лет назад он показался мне скучным, ходульным
каким-то.
Тема:Соната для фортепиано №2 cи минор (1943)
(26.01.2022 00:22)
Вертов с камерой бегает, какой уж диахронизм. ...Впрочем повод
переслушать.)
Прокофьев, Стравинский, Равель (с общим для него и Шостаковича предком
- Мусоргским) в уши лезут. И слышно, что Ш. - молодой и задорный и
главная его цель в этой сонате, чтобы все пианисты сломали себе руки.
Тема:Соната для фортепиано №2 cи минор (1943)
(26.01.2022 00:10)
...Шизофрения, мне кажется, в 1-й сонате, жизнеутверждающая,
конечно.
даже более неоклассичен, поскольку соревнуется с Прокофьевым,
Стравинским, французами всякими. И ничуть не менее диахроничен.
И, кажется, гораздо менее Шостакович (который весь в белом)
)
Тема:Соната для фортепиано №2 cи минор (1943)
(25.01.2022 23:58)
Ощущение (у меня лично) диахронизма от всего в этой музыке. И
лоскутности, ветхости. Извините, если потревожил чьё-то
вдохновение.)
частности) не могут быть не ветхостными и не диахроничными. Это
принцип. Спор Ветхого и Нового (как Спор Глупости и Гордости). Это не
порок, а диалог (или шизофрения, но мне нравится шизофрения).
Тема:Соната для фортепиано №2 cи минор (1943)
(25.01.2022 23:39)
назвать этот опус именно цельным. Хотя скрепы на местах. Какой-то
мрачный сентиментализм кабинетного мечтателя. ...Первая соната своей
наглостью, оголтелостью... пантеизмом, что ли, мне ближе.)
наверное, с училища не слушал. Сейчас как новость услышал. Совершенно
безумные раннебарочные вариации в финале. Потрясающий Шостакович
(именно): во всём белом.
Скрепы - да - на месте, соната монотематическая, хотя (на мой вкус)
именно финал делает всю сонату. (И именно делает. Другое дело, что
Гилельс своим ритмом её шибко (иногда) романтизирует, ну так это - его
дело.)
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №4 соль мажор (1805-06)
(19.01.2022 00:22)
триедин. Наверно это как-то соответствует
субдоминанте-доминанте-тонике.)
они образуют тоническое трезвучие. Что зовём мы розой.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №4 соль мажор (1805-06)
(19.01.2022 00:01)
Не понимаю.
У греков кажется ведь не было представлений о Востоке и Западе (в
нашем смысле), Запада (как цивилизации) они ещё не знали. Или я
ошибаюсь?
Вы привели примеры `технических фишек`.
Не нравится слово `содержательно`, снимаю.)
процесс. Дождь идёт: процесс. Некто импровизирует или просто издаёт
звуки. Или делает вид, что издаёт звуки. Процесс, да.
Не было. Была Ойкумена, населённая часть мира, и то, что за краем
мира. Но Индия-то была, и даже какие-то связи с ней были. И нечто
рагоподобное в ней было. Восток, то есть.
Ну, это вещь очевидная: мелизматика на Западе (в барочные времена)
играла роль именно музыкально-технологическую, каковой на тогдашнем
Востоке и представить нельзя было, потому что музыка там сугубо
линеарная, к тому ж гетерофонная (отсюда конкуренция голосов, произвол
в голосоведении на фоне постоянного бурдона, полиметрия, полиритмия и
вообще весь спектр `поли-`). Не то на Западе. Бог един и едина тоника,
всё в ней и всё к ней. Это жёсткая тотальная организация музыкальной
ткани вызывает такую же жёсткую тоническую (в поэтическом смысле),
акцентную систему ритмической организации (в отличие от силлабической
восточной). Это просто реальность такая: фишки есть, фишек не может не
быть.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №4 соль мажор (1805-06)
(18.01.2022 23:18)
как-то понимаю, чтО играть (или чтО точно играть не буду), а не когда:
последнее важно, но его не достаточно.)
Во времена Пифагора Запада ещё не было.
Ваши примеры ничего не говорят содержательно об импровизации
(возвращаясь к ней).
играть`. Импровизация - это не `чтО`, это просто процесс. Процесс
идёт, и что-то да получится. Какие тут могут быть специальные
мотивации?
хе. Это Востока во времена Пифагора не было.
Какие примеры, например? Я, вроде бы, и примеров никаких не приводил.
И что Вы понимаете под `содержательным` или `бессодержательным`?
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №4 соль мажор (1805-06)
(18.01.2022 23:01)
попало? Это плохая мотивация. ...Про орнаментику всё же непонятно.
На Востоке (опять же сравнивая) украшают, чтобы скрыть мелодию,
превратить прямой посыл в намёк. Хотя бы из этих представлений
понятно, зачем они нужны.
Но (я не понимаю) если нужно, чтобы мелодия звучала, и `украшения не
должны менять сущность представляемого` зачем её украшать?
`плохая`? Тут целая серия мотиваций: создать звуковое пространство
(приглушить шумовой фон), убить время (вечная и неизбывная мотивация),
настроить хор (рабочая), организовать время мессы
(мистико-композиционная), наконец (у некоторых) - создать прекрасное,
пока другие сплетничают (чем не достойная мотивация?).
Восточная и западная музыки несходны ни по технологии, ни по
идеологиям (коих множество на Востоке), ни по формам бытования.
`Скрыть мелодию` - лишь одна из мистифицированных идей, попытка
объяснить технологию через тайну. На Западе такое тоже было (ещё при
Пифагоре), но с тех пор музыка сильно демистифицирована и
десакрализована, в этом аспекте совершенно невозможно их сравнивать.
Во-1-х, украшают, чтобы было красиво. Во-2-х, метро-ритм,
определяемый гармонией (чего на Востоке до массовых контактов с
европейцами не было) требует контраста тяжёлого и лёгкого времени, а
большинство струнных (и короли барокко - орган и клавесин) не дают
такого контраста акустически, а, допустим, дробление сильной доли
психологически утяжеляет её, тремолирование позволяет продлять
педальные звуки на инструментах с быстро затухающим звуком и т.д.
(т.е. - технологические фишки, в-3-х).
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №4 соль мажор (1805-06)
(18.01.2022 21:55)
подчинены.
Из Вашего объяснения мне лично непонятно: имел ли
исполнитель-импровизатор хоть какое-то пространство свободы? Если
имел, можно ли описать тот тип отношений с автором, к-рый при этом
рождался? Интересно (кажется мне) главным образом это, а не прелюдии и
интерлюдии.
Вы пишете о декорировании. А что это такое (справедливый же вопрос)?
...
мелодии (и прочих голосов), интонации, все новые элементы фактуры
организованы авторской гармонией (генерал-басом или аналитически).
Абсолютную свободу. Но в пределах места и времени. Т.е., прелюдируя
(допустим), он мог играть что попало (в пределах разумного),
единственное ограничение - закончить надо в тональности последующего
хора. Отношений никаких, кроме формальных (исполняется авторская
месса, или концерт, или тема для импровизации), в ассоциациях обычно
полная свобода (исключая общебарочный ассоциативный фонд).
Декорирование (на Западе) - способ изменять не изменяя. Бах (и
немалое число его тогдашних коллег) были буквально фраппированы
некоторыми исполнителями, которые неумеренно применяли мелизматику до
такой даже степени, что изменялся характер исполняемого произведения,
а мелодию было сложно опознать во всех этих красотах. И тем
неполиткорректно возмущались. Вплоть до мордобоя.
Так что, украшать можно и нужно, но эти украшения не должны изменять
сущности представляемого.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №4 соль мажор (1805-06)
(18.01.2022 20:52)
кажется, неправильно Вас поняла, приношу свои извинения. собственно,
то, кого Вы называете универсалами, я назвала аутентистами -
historically informed, короче :)
но слова всё же всем стоит, наверное, выбирать, да. чтобы таких
неприятных эпизодов не было.
ещё раз приношу извинения.
Больше того, я знаю, что хирурги `для правой руки` существуют и
абсолютно необходимы (для музыкантов именно, Коллонтай как-то об одном
таком писал).
Но меня сильно настораживает тенденция узкой специализации в
искусстве. Это такой род профессионализации, и вот это кажется мне не
полезным. Ну, то есть, если искусство - род бизнеса, то, конечно,
полезно и даже неизбежно. А если искусство - это нечто иное?
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №4 соль мажор (1805-06)
(18.01.2022 20:39)
исполнитель (на востоке это всегда импровизатор так или иначе)
находится в состоянии конфликта с нотным текстом и шире с
композиторской волей. Он её как бы преодолевает. Т.е. ни в коем случае
не следует ей и не декорирует, а скорее соревнуется, уничтожает её. Не
знаю, близко ли это барочному отношению к импровизации, любопытно было
б узнать.
места импровизации и характер её были достаточно жёстко обусловлены.
Музыкант мог свободно импровизировать прелюдируя (т.е. это в службе
перед какими-то значащими номерами мессы, прежде всего, хорами),
`интерлюдируя` между танцевальными номерами, даже коллективно
импровизируя в тафельмузыке, или, типа, `музыке на воде`, или ещё
чем-то в таком роде, в состязаниях мастеров. В сущности, эти
места-времена импровизации сохранились и по сей день: кабак, танцпол,
джем, церковь (у католиков и кое-где у протестантов до сих пор
прелюдируют). В исполнении же облигатных номеров любые элементы
импровизации были подчинены тексту (сначала по священнодействию, затем
по традиции), допускалось именно что только декорирование. Впрочем,
широко было распространено пародирование (транскрибирование), но это
не `борьба с композиторской волей`, это простое её игнорирование.
(Да, при необходимости внутри облигатных номеров выделялись
изолированные зоны для импровизации. Этот приём тоже до сих пор жив.)
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №4 соль мажор (1805-06)
(18.01.2022 19:23)
исполнителей, пожалуйста)) у аутентистов менять текст уместным образом
- орнаментику делать (что вообще святой долг), и даже добавлять где-то
голоса, тоже очень даже не возбраняется!
`аутентистах-универсалах`. Музыкантах, которые прилагали бы критерии
аутентичного исследования к музыке любого стиля и времени от древних
Китая, Египта, Крита какого-нибудь и так примерно века до XXI-го нашей
эры. Чегтовски увлекательная была бы работа...
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №4 соль мажор (1805-06)
(18.01.2022 18:33)
исполнителей, пожалуйста)) у аутентистов менять текст уместным образом
- орнаментику делать (что вообще святой долг), и даже добавлять где-то
голоса, тоже очень даже не возбраняется!
доведённая до абсурда специализация в музыке. Это как хирург по правой
руке. Я говорил об обычных универсалах.
Орнаментика, элементарные фактурные вариации - самое начало
импровизации, но, всё же, вряд ли это можно назвать импровизацией в
полном смысле, просто декорирование ригидного текста. Импровизатор
создаёт (пусть и из старого) здесь и сейчас нечто новое, аутентист
либо раскрашивает наново давно изношенное, либо (и это иногда здорово
звучит) своеобразной инструментовкой, ударными, играющими странные
ритмы, темпами, специфическими строями и мотивной работой, создаёт на
основе заданного текста (опять же) нечто новое и небывалое, но такая
работа очень далека от импровизации, это тщательно продуманная
интерпретация.