CLASSIC-ONLINE.RU
Регистрация
Поиск по сайту
КОМПОЗИТОРЫ
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
ТОП 100
/
ПО СТРАНАМ
/
ПО ЭПОХАМ И НАПРАВЛЕНИЯМ
/
КНИГИ
ИСПОЛНИТЕЛИ
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
ТОП 100
/
КОЛЛЕКТИВЫ
/
КНИГИ
Пользователь: abcz
Информация о пользователе abcz (
не в сети
)
Дата регистрации:
11.09.2011 17:25
Последний визит:
27.03.2022 17:31
Настоящее имя:
Вячеслав Лукашевичус
Страна:
Россия
Город:
Саяногорск
Пол:
Мужской
Дата рождения:
01.12.1963
Деятельность:
музыкант
Образование:
специальное
Интересы:
масса
Любимые композиторы:
Бах
Любимые исполнители:
Фишер-Дискау
Еще о себе:
Вячеслав Лукашевичусhttp://lukashevichus.info
Добавил аудио:
2
Добавил видео:
3
Комментарии:
21180
Плейлист:
1396
Друзья:
22
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 23:03)
MargarMast писал(а):
Вот-вот - я ведь именно о
том же. Вот когда появится ещё один такой купол, да ещё в нём
окажутся рихтеровские мозги - ну, тогда я с Вами согласна, что,
вероятно, его обладатель сможет играть по-рихтеровcки и вполне
подражать его мышлению. :)
не думаю, что имеет смысл подражать
подражателю (любой исполнитель - принципиальный подражатель, работа у
него такая).
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 23:02)
MargarMast писал(а):
Опять мы с Вами говорим о
разных вещах. Что значит - теперь 20 человек `понимают Нэша`?
Понимают его теории - да. Но не способ его мышления. Тем более
теперь! И что касается Ньютона - чтобы понять способ мышления
Ньютона, нужно только одно - быть им.
Насчёт ассоциативного освоения законов физики ребёнком - тоже не
очень поняла. Все Ньютоноские законы физики можно продемонстрировать
совеrшенно наглядно физическими опытами - зачем здесь нужно
ассоциативное мышление?
если понимаете теорию, значит поняли и
способ мышления. Теория, видите ли, всегда несёт на себе явственный
отпечаток способа мышления. Это как смотреть на картину и гадать: `и
чем же эт нарисовано? То ли углем, то ли маслом? И что за манера
такая, не пойму, толь пуантилизьм, то ли вовсе кислотная техника?`
Если вы поняли что нарисовано и технику куда-нито приткнёте.
У вас какое-то нездоровое почтение к гениям. Гений - это человек.
Только провинившийся в чём-то перед богом. Так что, ничего
катастрофически непонятного в мышлении Ньютона нет. Наоборот, я уже
говорил, учёные мыслят систематически, поэтому научное мышление
освоить (и имитировать) гораздо проще.
Это и есть ассоциативное мышление. Ребёнок ассоциирует некую формулу
(в лучшем случае некое отношение) с падающим шариком. Вот вам и
Ньютон.
А вот Вы - взрослый подготовленный человек - объясните-ка мне, что
такое гравитация, и как она действует на звёзды и планеты, и как это
можно завязать на шарики, падающих бабушек и взрывающихся рыб?
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 22:51)
MargarMast писал(а):
absz, мне кажется, что
хорошо было бы разобраться с терминологией. Что значит `подражать
открытию`? Я такого словосочетания не понимаю в принципе. `Пытаться
подражать` и `подражать` - это не одно и то же, согласитесь. Потом -
подражать и понимать - это разные вещи. Можно пытаться понять, но и
то, думаю, это никогда и никому не удастся понять другого человека.
`Чужая душа - потёмки` - сколько бы микрочипов Вы не вставили в мозги
человека и не пытались прочитать их содержание. Подсознание работает
не на этом уровне, а в мышлении очень большое участие принимает
подсознание (естесно, подсознательно :)).
вообще-то это с вашей
подачи: ``Подражать` мышлению человека, который создал
какую-то нестандартную концепципю...`,- т.е. совершил открытие.
Так вот. Когда открытие совершено - повторить путь автора,
воспроизвести его способ и порядок мышления, т.е. воспроизвести его в
своей голове (подражать, конечно) - задача техническая. А вот самому
процессу открытия подражать нельзя, он требует инсайта, выхода за
пределы логики мышления, которому подражают. Тут принципиальная
невозможность. Нельзя подражать тому, что неизвестно (пойди туда - не
знаю куда...)
Как я уже говорил, абсолютно точная имитация невозможна, поэтому
всякое `подражание` и есть только `попытка подражания` более или менее
успешная.
Несомненно, подражать и понимать - разные вещи, но если вы
предварительно не освоите способ мышления (условного) оппонента, не
научитесь ему подражать разумом, у вас не появится основания для
понимания. Подражая мышлению иного человека вы как бы переводите его
личный язык на ваш личный (с китайского на человеческий), и тогда
возникает возможность понимания.
Ну, про потёмки я ничего не знаю, кроме того, что в них ничего не
видно...
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 22:40)
MargarMast писал(а):
ни* вставили ... и ни*
пытались
Ну так - подражают манере игры - это же совершенно другое! При чём
тут мышление?
ну вот. А чем, Вы полагаете, музыкант играет?
Руками, что ли?
Головой он играет. Мозгами. Посмотрите на череп Рихтера. Это ж купол
собора св. Петра, а не череп. Никакая `манера игры` без головы
ниоткуда не появится. Т.е. конечно, некоторое время можно морочить
людям голову простым обезьяньиченьем. Но это ведь ненадолго.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 22:36)
MargarMast писал(а):
Я не знала, что китаец - это
концепция. Пожалуй, с этой точки зрения я пока вопрос подражательства
не рассматривала ;).
мышление наций иероглифического письма
существенно отличается от наций-слоговиков (или буквалистов, как
пожелаете).
Так что, китаец - это действительно отчасти концепция.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 22:22)
MargarMast писал(а):
Странное использование
термина `подражание`. `Подражать` мышлению человека, который создал
какую-то нестандартную концепципю, в принципе невозможно. Невозможно
вообще подражать мышлению человека, а особенно - мышлению человека,
который стоит на несколько уровней выше `подражателя`. Можно просто,
пользуясь своим собственным знанием и умением, понять эту концепции -
причём, опять же, на уровне своих знаний и умений. В то время, как
простые физические законы могут быть поняты рёбёнком - что не
означает, что он `подражает` мышлению Ньютона, и уж точно не проходит
тот же самый мыслительный процесс, чтобы придти к его трём законам -
сложные законы квантовой механики всеми понимаются по-разному. Более
того, способ мышления гениального математика Джона Нэша не понимали
даже его коллеги-математики из Принстонского университета, а потом из
престижнейшего MIТ, и, тем не менее, его теорией игр пользуются в
экономике. Вы что-то путаете, дорогой absz.
чегой-то?
Тогда б мы не поняли ни одного китайца - уж куда нестандартней
концепция - вообще другой язык и дурацкий какой-то: картинками.
Мышлению можно подражать. Открытию - нельзя, а мышлению сколько
угодно. Вот любой музыкант исполняя некоего автора пытается постичь
его мышление, подражать ему. Я-то, как правило, снисходителен к таким
попыткам, потому что (читайте выше)) абсолютно точное подражание
невозможно. Но некоторые не верят, и говорят, что одни исполнители
подражают ну как живым, а другие - лучше б и вовсе не подражали...
А уровни мышления - дело такое: сегодня один, завтра другой. Мы
стареем, они растут. Вчера - дуралеи-несмышлёныши, сегодня - такое
замутЯт - без бутылки не разберёшься.
Вы полагаете `понимание` закона ребёнком - это понимание? в 99,99%
случаев это ассоциативное освоение. Как кто-то сказал: `квантовую
теорию понять нельзя, к ней можно только привыкнуть`, - вот это и есть
такое ученическое `понимание`. Чтоб выйти на уровень мышления Ньютона
надо действительно понять эти законы, увидеть все связи, все факты
мира, которые взаимодействуют по этим законам. Это непросто, но
достижимо, коль скоро законы сформулированы, а научное мышление
гораздо строже и кодифицированнее, чем художественное.
Что до Нэша - теперь то его человек 20 уже понимают, а лет через сто
и пара тысяч понимающих найдётся, а вот утилизация теории понимания
совсем не требует. Вы полагаете, пилот, зафутболивший `Малыша` имел
хоть какое-то представление о ядерной физике? Но таки утилизировал
ядерное устройство весьма эффективно.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 21:36)
musikus писал(а):
Ну это, уж простите, сумбур. Я
же не случайно пометил: `см. литературу по психологии творчества`.
Способности это не `только способности`; способности это УЖЕ
РЕАЛИЗОВАННЫЕ задатки. Такова научная терминология, если уж на то
пошло. А `большая или меньшая возможность` это - про задатки. Про
`чем-то реализовывать` я уже говорил. Это, как сказано, воспитание,
обучение, самовоспитание, действие среды (в общем случае - та самая
`улица`). Ну, а насчет 200 кг не смешите меня, я на эту тему мог бы
написать книгу (да уже и писал, и не одну). А `железо` Рихтера это
вся его жизнь в искусстве, начиная со времени, когда 15-летний Светик
концертмейстерствовал в Одесском оперном театре, дирижируя
локтями...
какую именно из литератур? Их много и все они мало
согласны друг с другом.
Реализованные задатки - это уже не способности. Т.е. у вас тут
контаминируют два значения слова `способность`. Способность как
потенция и способность как существующая возможность (`он способен к
музыке, хотя работает золотарём` и `он способен дать в морду за три
рубля`, т.е. за ним не заржавеет).
15 лет - это очень поздно. Он начал раньше, и, возможно, гораздо
раньше (как говорят, в утробе матери), но я не о том. Я о простом
первоначальном обучении. Чтобы стать тапёром надо уже очень немало
уметь, надо иметь немалый багаж именно музыкально-исполнительских
фишек, которые на автодидактизм не спишешь.
Т.е., если понимать `автодидактизм` строго - `отсутствие
СИСТЕМАТИЧЕСКОГО образования`, - никаких претензий. Но ведь вы
понимаете под этим словом нечто совершенно мистическое. Посмотрел
Светик на картины (ну, порисовал их ещё немножко - с несомненной
гениальной способностью), пообщался в домашнем кругу с
интеллектуальной элитой, в дворовом кругу - со шпанской, а потом
быстренько пошёл тапёром в театр `Риголетту` с листа разыгрывать...
И никакого подражательства...
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 21:21)
MargarMast писал(а):
Такое впечатление, что Вы
говорите о каких-то очень ранних стадиях развития ребёнка, когда он
действительно подражает - даже для обучения разговору. Но как только
он обучается разговору, тут включаются его личностные
характеристики.
нет. Я говорю о принципе обучения (и
самообучения).
Игра - вещь вспомогательная и страсть к игре исчезает, точнее
замещается у взрослеющего (а затем и взрослого человека) другими
мотивациями: любопытство-любознательность (информационный голод),
честолюбие (борьба за место подсолнцем) и т.д. (то, что Вы назвали
личностными характеристиками).
Подражание - сущность обучения, но не в элементарной форме, конечно.
Сначала мы учимся говорить и простым вещам. Затем мы учимся
комбинировать эти простые вещи, оперировать ими - а это уже обучение
мышлению. (Складываем кубики - как строители строят дом... -
пространственное мышление: как у строителя! - подражание)
чем дальше, тем сложнее и глубже уровень подражания, но даже у
взрослых (практически) людей случаются рецидивы детскости: один
знакомый студент, выходя на сцену, воображал себя Рихтером (ни кем
иным). И ему помогало.
Да, взрослыми мы редко подражаем простым вещам (но обучаясь,
например, вождению, таки подражаем), но до тех пор, пока мы чему-то
учимся - мы сначала подражаем. Даже изучая новую навороченную
теоретическую концепцию мы вынуждены освоить сначала систему символов
автора этой концепции, мы должны сначала подражать ему в мышлении и
только потом осмысливать её - и так везде и во всём.
Но, конечно, только до тех пор, пока учимся. Многие обходятся.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 20:51)
musikus писал(а):
Сводить обучение к принипу
`делай, как я`, к имитации - грубое упрощение. Замечательно сказал
С.М.Эйзенштейн. Он сказал: `Научить нельзя, можно -
научиться`.
абсолютно верно. Из-под палки учиться неэффективно:
вот подражать от души, в игре. Учиться, а не быть обучаемым...
Мать природа знала, что пряник лучше...
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 20:33)
papyrus писал(а):
И это тоже реальность!)
ну
так-то да
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 20:31)
papyrus писал(а):
Вопрос о Боге для Вас стоит по
сути как вопрос об абсолюте, которого Вы не можете найти (и потому
называете вопросом вопросов), но это также не означает что его нет.
Вы лихо разграничиваете низших существ, затем `лемуров и людей`,
затем ещё отдельно людей социальных. Эдакие странные группы. Однако не
забывайте, что в основе строения мира лежат общие закономерности,
математические, физические законы. Думаю, не надо их приводить, иначе
это займёт куда больше страниц, чем всё обсуждение под Горовцем. Что
макромир и микромир един. И ваше разграничение несколько сомнительно.
Скажем, обучение (цель которого всегда - развитие) человека
социального для вас - это имитация. А деятельность низших организмов -
это деятельность, направленная на обучение у более успешных особей (и
цель тоже, в широком смысле - всегда развитие). Однако Вы ставите
большую перегородку... Дело Ваше, конечно...
вопрос о боге для
меня не стоит. Я просто говорю, что бог - не ответ, и он ничего не
объясняет.
А уж есть он или нет - меня совсем мало интересует.
Это не я разграничиваю: это биология. Помните? Царства грибов,
микроорганизмов...
Вот людей асоциальных не бывает, не говорил я этого - зуб даю.
Ох уж эти мне общие законы...
Цель обучения - научиться чего-то делать. Развитие - это уже мы
присобачили. И совсем недавно присобачили. Кто там застрельщиком был
Коменский? Ведь вчера, буквально.
И ещё - низшие организмы не учатся. Это их так среда натаскивает.
Неуспешных убивает и не даёт им оставить потомства.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 20:12)
papyrus писал(а):
Игра - это реальность.
К счастью.
в нашем игривом обществе - да. Мы даже убиваем
играючи.
Но сущность игры старого мира (да и биологическая) - обучение через
подражание взрослой, реальной жизни.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 19:54)
musikus писал(а):
Насчет `объяснения
автодидактизма` не понял. Объясните, если это возможно.
Ну, а `внутренние причины` (впрочем, тесно связанные,
действительно, со средой и проч.), есть, разумеется, куда ж без них.
Это так назваемые задатки и их реализация в практике воспитания и
самовоспитания, сиречь - способности, вырастающие до таланта или до
гениальности, если повезет (см. литературу по психологии творчества).
Так что, конечно, `из ничего ничего и не берется`. Изначально, как
сказано, берется из задатков и труда, а Бог здесь, совершенно ни при
чем, хотя и привыкли говорить, что дар, мол `от бога`.
ну вот вы
говорите: `типичный автодидакт`, а потом только самые общие фразы о
свободе, творческой подворотне.
А как и чему он автодидактически учился? Сегодня уснул, завтра
приехал к Нейгаузу, а тот его послал?
Способности, задатки - это только способности. Они возожность,
вероятность большая или меньшая. Но их надо же как-то чем-то
реализовывать?
Положим, я способен поднять 200 кг., но ведь если всю жизнь больше
10-ти не поднимал, так и никогда и ста не подниму, не только двухсот.
Какое железо таскал Рихтер автодидактически?
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 19:47)
papyrus писал(а):
А вообще, потрясающая
логическая картина получается. Если ты чему-нибудь научился нужному и
осмысленному - значит, в основе обязательно имитация, подражание,
повторение, и никак иначе.
Если ты сделал что-то бессмысленное и ненужное - то никакой имитации
и подражания, оказывается, нет)))
я понимаю, не нравится вам
принцип `делай как я`, но ничем помочь не могу. Он в проде человека:
человек играет. Игра - это имитация реальности. С этого начинается
человек и довольно долго это длится, что ж делать...
То-то и оно. Бессмысленному и бестолковому учиться не надо. Само
откуда что берётся...
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 19:33)
papyrus писал(а):
`а вы пробовали когда-нибудь
что-нибудь имитировать абсолютно точно? `
)
Пробовал. Невозможно.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 19:33)
papyrus писал(а):
И действительно! Зачем быть
логичным и последовательным, раз получающийся итог Вам просто `не
подходит`?
Ради подходящего же итога можно вполне допустить пару-тройку
логических несостыковок. Гениально. Зато итог устраивает.
видите
ли. Бог ничего не объясняет, на самом деле, он сам требует объяснения.
Это не ответ, это просто ещё один вопрос, но очень большой.
Именно поэтому он мне и не подходит.
Моя дочь в детстве на вопрос, на который не хотела отвечать,
отвечала: `потому что!`
Так вот, бог - это и есть `Потому что!!`
Но вопрос-то остаётся.
А логические нестыковки. Покажите мне их. (Хотя, лучше бы этим
заниматься не в теме под Чайковским, мне кажется.)
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 19:29)
papyrus писал(а):
Только лишь с той, что все наши
действия - вроде как результат обучения этим действиям. А обучение -
это копирование и имитация.
Вы поставили мне вопрос сейчас `задним числом`, тогда как сами это
вовсе даже не отрицали, когда углублялись в примеры с низшими
созданиями. Ведь написав: `Делай как наиболее успешная особь (да хоть
бактерия) и дольше проживёшь и дашь больший приплод`, Вы фактически
ведь написали по смыслу: `Научись делать как наиболее успешная
особь...` (и далее, по цитате).
все? Вы никогда ничего не делаете
спонтанно, с психу, в первый раз методом тыка? Никогда не
оскальзываетесь на льду, не делаете идиотских ошибок (даже в том, что
умеете профессионально), никогда ничего не забываете, никогда ни на
что не плюёте, никогда не делаете ненужного и бессмысленного?
Я не ставил вопроса задним числом. Раньше я говорил,
что генетическая память - удел примитивных организмов,
что способность к имитации затухает с возрастом,
что законы биологической эволюции не работают в человеческом
обществе.
Это принципиальные вещи, и их я, как видите, не упустил.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 19:07)
musikus писал(а):
Ну, в Вашем случае все таки с
маленькой. Но Вы, оказывается, еще и Кутузов!
ух ты!
А что, правда Кутузов с Наполеоном на кулачках бились?
Вот, блин, класно-то было: кривой с коротышкой. Как в цирке.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 19:05)
musikus писал(а):
Рихтер - типичный автодидакт.
Его гений возрастал в абсолютно свободной среде, в атмосфере широких
(не только музыкальных, и это очень важно), ничем не скованных
интересов (спасибо маме!). Его никто не `душил` строгим воспитанием. И
это главное, что его сделало. Здесь - яркая аналогия с `воспитанием
улицей`, когда одаренный ребенок возрастает и не пропадает как
личность гораздо больше в обстановке двора, среди `хулиганов`, чем в
условиях `тепличного` квартирного воспитания, когда вся среда
сводится к строгим родителям и `джентельменскому` набору из пианино и
фигурных коньков.
назвать человека автодидактом не значит,
объяснить его автодидактизм.
Либо мы объясняем его внутренними причинами (и тогда неизбежно
приходим к утверждению религиозной природы таланта - это мне не
подходит), либо мы таки пытаемся объяснить это из психологии, среды и
личных качеств человека. На мой взгляд, моё объяснение правдоподобней
божественного.
Идея `автодидактизма` вообще палка о двух концах. С одной стороны
она ласкает наши представления о либеральной автономной личности
человека, а с другой вынуждает закрывать глаза на простую констатацию:
`из ничего ничего и не берётся`.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 19:00)
papyrus писал(а):
А ещё нелишне добавить, что
само сведение сложнейших процессов обучения и принципов развития к
`одному-двум базовым принципам` (в данном случае - к повторению) -
есть ни чуть не отличающийся самый что ни на есть редукционизм,
который Вы мне ставите как бы в недостаток. :)
хорошо.
Дайте Ваше определение сущности обучения.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 18:59)
papyrus писал(а):
Если всё есть только повторение
(имитация/подражание - и на более высоком уровне, и на уровне низших
существ, про что Вы также написали), то либо логически признаётся
некий источник `первоповторения` в независимости от количества
нынешних `миллиардоличных воплощений (а Бог ли это, или не Бог -
можете называть, как нравится), либо же отвергается идея о том, что
обучение строится в своей основе только на
подражании(повторении/имитации).
с какой стати из того, что
ОБУЧЕНИЕ основано (психобиологически основано, это факт) на имитации
следует, что ВСЁ есть имитация?
Каким образом вы пришли к этому выводу?
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 18:42)
MargarMast писал(а):
Чьих потомков -
рихтеровских? Или центра? ;)
того и другого. Влияние-то на
эволюцию одинаковое.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 18:37)
abcz писал(а):
Вы пытаетесь свести сложное, с
миллионнолетней историей и миллиардноличным воплощением
явление
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 18:36)
musikus писал(а):
Ну, если Вы папа римский, тогда
конечно. Поздравляю. А как насчет Наполеона?
Римский Папа таки
пишется с большой буквы.
Наполеона мы били и бить будем!
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 18:35)
papyrus писал(а):
В общем, чем дальше я пытаюсь
понять Ваши мысли, истоки и обоснования, тем заметно всё больше
логических несостыковок.
то, что вы делаете, называется
`редукционизм`. Вы пытаетесь свести сложное, с миллионнолетней
историей и миллиардноличным воплощением к одной-двум базовым причинам.
Но одной причиной может быть только бог, а я в него не верю. Как же
я вам его в качестве такой причины предложу?
1
«...
843
844
...»
848
Наши контакты
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 23:03)
том же. Вот когда появится ещё один такой купол, да ещё в нём
окажутся рихтеровские мозги - ну, тогда я с Вами согласна, что,
вероятно, его обладатель сможет играть по-рихтеровcки и вполне
подражать его мышлению. :)
подражателю (любой исполнитель - принципиальный подражатель, работа у
него такая).
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 23:02)
разных вещах. Что значит - теперь 20 человек `понимают Нэша`?
Понимают его теории - да. Но не способ его мышления. Тем более
теперь! И что касается Ньютона - чтобы понять способ мышления
Ньютона, нужно только одно - быть им.
Насчёт ассоциативного освоения законов физики ребёнком - тоже не
очень поняла. Все Ньютоноские законы физики можно продемонстрировать
совеrшенно наглядно физическими опытами - зачем здесь нужно
ассоциативное мышление?
способ мышления. Теория, видите ли, всегда несёт на себе явственный
отпечаток способа мышления. Это как смотреть на картину и гадать: `и
чем же эт нарисовано? То ли углем, то ли маслом? И что за манера
такая, не пойму, толь пуантилизьм, то ли вовсе кислотная техника?`
Если вы поняли что нарисовано и технику куда-нито приткнёте.
У вас какое-то нездоровое почтение к гениям. Гений - это человек.
Только провинившийся в чём-то перед богом. Так что, ничего
катастрофически непонятного в мышлении Ньютона нет. Наоборот, я уже
говорил, учёные мыслят систематически, поэтому научное мышление
освоить (и имитировать) гораздо проще.
Это и есть ассоциативное мышление. Ребёнок ассоциирует некую формулу
(в лучшем случае некое отношение) с падающим шариком. Вот вам и
Ньютон.
А вот Вы - взрослый подготовленный человек - объясните-ка мне, что
такое гравитация, и как она действует на звёзды и планеты, и как это
можно завязать на шарики, падающих бабушек и взрывающихся рыб?
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 22:51)
хорошо было бы разобраться с терминологией. Что значит `подражать
открытию`? Я такого словосочетания не понимаю в принципе. `Пытаться
подражать` и `подражать` - это не одно и то же, согласитесь. Потом -
подражать и понимать - это разные вещи. Можно пытаться понять, но и
то, думаю, это никогда и никому не удастся понять другого человека.
`Чужая душа - потёмки` - сколько бы микрочипов Вы не вставили в мозги
человека и не пытались прочитать их содержание. Подсознание работает
не на этом уровне, а в мышлении очень большое участие принимает
подсознание (естесно, подсознательно :)).
подачи: ``Подражать` мышлению человека, который создал
какую-то нестандартную концепципю...`,- т.е. совершил открытие.
Так вот. Когда открытие совершено - повторить путь автора,
воспроизвести его способ и порядок мышления, т.е. воспроизвести его в
своей голове (подражать, конечно) - задача техническая. А вот самому
процессу открытия подражать нельзя, он требует инсайта, выхода за
пределы логики мышления, которому подражают. Тут принципиальная
невозможность. Нельзя подражать тому, что неизвестно (пойди туда - не
знаю куда...)
Как я уже говорил, абсолютно точная имитация невозможна, поэтому
всякое `подражание` и есть только `попытка подражания` более или менее
успешная.
Несомненно, подражать и понимать - разные вещи, но если вы
предварительно не освоите способ мышления (условного) оппонента, не
научитесь ему подражать разумом, у вас не появится основания для
понимания. Подражая мышлению иного человека вы как бы переводите его
личный язык на ваш личный (с китайского на человеческий), и тогда
возникает возможность понимания.
Ну, про потёмки я ничего не знаю, кроме того, что в них ничего не
видно...
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 22:40)
пытались
Ну так - подражают манере игры - это же совершенно другое! При чём
тут мышление?
Руками, что ли?
Головой он играет. Мозгами. Посмотрите на череп Рихтера. Это ж купол
собора св. Петра, а не череп. Никакая `манера игры` без головы
ниоткуда не появится. Т.е. конечно, некоторое время можно морочить
людям голову простым обезьяньиченьем. Но это ведь ненадолго.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 22:36)
концепция. Пожалуй, с этой точки зрения я пока вопрос подражательства
не рассматривала ;).
существенно отличается от наций-слоговиков (или буквалистов, как
пожелаете).
Так что, китаец - это действительно отчасти концепция.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 22:22)
термина `подражание`. `Подражать` мышлению человека, который создал
какую-то нестандартную концепципю, в принципе невозможно. Невозможно
вообще подражать мышлению человека, а особенно - мышлению человека,
который стоит на несколько уровней выше `подражателя`. Можно просто,
пользуясь своим собственным знанием и умением, понять эту концепции -
причём, опять же, на уровне своих знаний и умений. В то время, как
простые физические законы могут быть поняты рёбёнком - что не
означает, что он `подражает` мышлению Ньютона, и уж точно не проходит
тот же самый мыслительный процесс, чтобы придти к его трём законам -
сложные законы квантовой механики всеми понимаются по-разному. Более
того, способ мышления гениального математика Джона Нэша не понимали
даже его коллеги-математики из Принстонского университета, а потом из
престижнейшего MIТ, и, тем не менее, его теорией игр пользуются в
экономике. Вы что-то путаете, дорогой absz.
Тогда б мы не поняли ни одного китайца - уж куда нестандартней
концепция - вообще другой язык и дурацкий какой-то: картинками.
Мышлению можно подражать. Открытию - нельзя, а мышлению сколько
угодно. Вот любой музыкант исполняя некоего автора пытается постичь
его мышление, подражать ему. Я-то, как правило, снисходителен к таким
попыткам, потому что (читайте выше)) абсолютно точное подражание
невозможно. Но некоторые не верят, и говорят, что одни исполнители
подражают ну как живым, а другие - лучше б и вовсе не подражали...
А уровни мышления - дело такое: сегодня один, завтра другой. Мы
стареем, они растут. Вчера - дуралеи-несмышлёныши, сегодня - такое
замутЯт - без бутылки не разберёшься.
Вы полагаете `понимание` закона ребёнком - это понимание? в 99,99%
случаев это ассоциативное освоение. Как кто-то сказал: `квантовую
теорию понять нельзя, к ней можно только привыкнуть`, - вот это и есть
такое ученическое `понимание`. Чтоб выйти на уровень мышления Ньютона
надо действительно понять эти законы, увидеть все связи, все факты
мира, которые взаимодействуют по этим законам. Это непросто, но
достижимо, коль скоро законы сформулированы, а научное мышление
гораздо строже и кодифицированнее, чем художественное.
Что до Нэша - теперь то его человек 20 уже понимают, а лет через сто
и пара тысяч понимающих найдётся, а вот утилизация теории понимания
совсем не требует. Вы полагаете, пилот, зафутболивший `Малыша` имел
хоть какое-то представление о ядерной физике? Но таки утилизировал
ядерное устройство весьма эффективно.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 21:36)
же не случайно пометил: `см. литературу по психологии творчества`.
Способности это не `только способности`; способности это УЖЕ
РЕАЛИЗОВАННЫЕ задатки. Такова научная терминология, если уж на то
пошло. А `большая или меньшая возможность` это - про задатки. Про
`чем-то реализовывать` я уже говорил. Это, как сказано, воспитание,
обучение, самовоспитание, действие среды (в общем случае - та самая
`улица`). Ну, а насчет 200 кг не смешите меня, я на эту тему мог бы
написать книгу (да уже и писал, и не одну). А `железо` Рихтера это
вся его жизнь в искусстве, начиная со времени, когда 15-летний Светик
концертмейстерствовал в Одесском оперном театре, дирижируя
локтями...
согласны друг с другом.
Реализованные задатки - это уже не способности. Т.е. у вас тут
контаминируют два значения слова `способность`. Способность как
потенция и способность как существующая возможность (`он способен к
музыке, хотя работает золотарём` и `он способен дать в морду за три
рубля`, т.е. за ним не заржавеет).
15 лет - это очень поздно. Он начал раньше, и, возможно, гораздо
раньше (как говорят, в утробе матери), но я не о том. Я о простом
первоначальном обучении. Чтобы стать тапёром надо уже очень немало
уметь, надо иметь немалый багаж именно музыкально-исполнительских
фишек, которые на автодидактизм не спишешь.
Т.е., если понимать `автодидактизм` строго - `отсутствие
СИСТЕМАТИЧЕСКОГО образования`, - никаких претензий. Но ведь вы
понимаете под этим словом нечто совершенно мистическое. Посмотрел
Светик на картины (ну, порисовал их ещё немножко - с несомненной
гениальной способностью), пообщался в домашнем кругу с
интеллектуальной элитой, в дворовом кругу - со шпанской, а потом
быстренько пошёл тапёром в театр `Риголетту` с листа разыгрывать...
И никакого подражательства...
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 21:21)
говорите о каких-то очень ранних стадиях развития ребёнка, когда он
действительно подражает - даже для обучения разговору. Но как только
он обучается разговору, тут включаются его личностные
характеристики.
самообучения).
Игра - вещь вспомогательная и страсть к игре исчезает, точнее
замещается у взрослеющего (а затем и взрослого человека) другими
мотивациями: любопытство-любознательность (информационный голод),
честолюбие (борьба за место подсолнцем) и т.д. (то, что Вы назвали
личностными характеристиками).
Подражание - сущность обучения, но не в элементарной форме, конечно.
Сначала мы учимся говорить и простым вещам. Затем мы учимся
комбинировать эти простые вещи, оперировать ими - а это уже обучение
мышлению. (Складываем кубики - как строители строят дом... -
пространственное мышление: как у строителя! - подражание)
чем дальше, тем сложнее и глубже уровень подражания, но даже у
взрослых (практически) людей случаются рецидивы детскости: один
знакомый студент, выходя на сцену, воображал себя Рихтером (ни кем
иным). И ему помогало.
Да, взрослыми мы редко подражаем простым вещам (но обучаясь,
например, вождению, таки подражаем), но до тех пор, пока мы чему-то
учимся - мы сначала подражаем. Даже изучая новую навороченную
теоретическую концепцию мы вынуждены освоить сначала систему символов
автора этой концепции, мы должны сначала подражать ему в мышлении и
только потом осмысливать её - и так везде и во всём.
Но, конечно, только до тех пор, пока учимся. Многие обходятся.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 20:51)
`делай, как я`, к имитации - грубое упрощение. Замечательно сказал
С.М.Эйзенштейн. Он сказал: `Научить нельзя, можно -
научиться`.
вот подражать от души, в игре. Учиться, а не быть обучаемым...
Мать природа знала, что пряник лучше...
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 20:33)
так-то да
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 20:31)
сути как вопрос об абсолюте, которого Вы не можете найти (и потому
называете вопросом вопросов), но это также не означает что его нет.
Вы лихо разграничиваете низших существ, затем `лемуров и людей`,
затем ещё отдельно людей социальных. Эдакие странные группы. Однако не
забывайте, что в основе строения мира лежат общие закономерности,
математические, физические законы. Думаю, не надо их приводить, иначе
это займёт куда больше страниц, чем всё обсуждение под Горовцем. Что
макромир и микромир един. И ваше разграничение несколько сомнительно.
Скажем, обучение (цель которого всегда - развитие) человека
социального для вас - это имитация. А деятельность низших организмов -
это деятельность, направленная на обучение у более успешных особей (и
цель тоже, в широком смысле - всегда развитие). Однако Вы ставите
большую перегородку... Дело Ваше, конечно...
меня не стоит. Я просто говорю, что бог - не ответ, и он ничего не
объясняет.
А уж есть он или нет - меня совсем мало интересует.
Это не я разграничиваю: это биология. Помните? Царства грибов,
микроорганизмов...
Вот людей асоциальных не бывает, не говорил я этого - зуб даю.
Ох уж эти мне общие законы...
Цель обучения - научиться чего-то делать. Развитие - это уже мы
присобачили. И совсем недавно присобачили. Кто там застрельщиком был
Коменский? Ведь вчера, буквально.
И ещё - низшие организмы не учатся. Это их так среда натаскивает.
Неуспешных убивает и не даёт им оставить потомства.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 20:12)
К счастью.
играючи.
Но сущность игры старого мира (да и биологическая) - обучение через
подражание взрослой, реальной жизни.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 19:54)
автодидактизма` не понял. Объясните, если это возможно.
Ну, а `внутренние причины` (впрочем, тесно связанные,
действительно, со средой и проч.), есть, разумеется, куда ж без них.
Это так назваемые задатки и их реализация в практике воспитания и
самовоспитания, сиречь - способности, вырастающие до таланта или до
гениальности, если повезет (см. литературу по психологии творчества).
Так что, конечно, `из ничего ничего и не берется`. Изначально, как
сказано, берется из задатков и труда, а Бог здесь, совершенно ни при
чем, хотя и привыкли говорить, что дар, мол `от бога`.
говорите: `типичный автодидакт`, а потом только самые общие фразы о
свободе, творческой подворотне.
А как и чему он автодидактически учился? Сегодня уснул, завтра
приехал к Нейгаузу, а тот его послал?
Способности, задатки - это только способности. Они возожность,
вероятность большая или меньшая. Но их надо же как-то чем-то
реализовывать?
Положим, я способен поднять 200 кг., но ведь если всю жизнь больше
10-ти не поднимал, так и никогда и ста не подниму, не только двухсот.
Какое железо таскал Рихтер автодидактически?
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 19:47)
логическая картина получается. Если ты чему-нибудь научился нужному и
осмысленному - значит, в основе обязательно имитация, подражание,
повторение, и никак иначе.
Если ты сделал что-то бессмысленное и ненужное - то никакой имитации
и подражания, оказывается, нет)))
принцип `делай как я`, но ничем помочь не могу. Он в проде человека:
человек играет. Игра - это имитация реальности. С этого начинается
человек и довольно долго это длится, что ж делать...
То-то и оно. Бессмысленному и бестолковому учиться не надо. Само
откуда что берётся...
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 19:33)
что-нибудь имитировать абсолютно точно? `
Пробовал. Невозможно.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 19:33)
логичным и последовательным, раз получающийся итог Вам просто `не
подходит`?
Ради подходящего же итога можно вполне допустить пару-тройку
логических несостыковок. Гениально. Зато итог устраивает.
ли. Бог ничего не объясняет, на самом деле, он сам требует объяснения.
Это не ответ, это просто ещё один вопрос, но очень большой.
Именно поэтому он мне и не подходит.
Моя дочь в детстве на вопрос, на который не хотела отвечать,
отвечала: `потому что!`
Так вот, бог - это и есть `Потому что!!`
Но вопрос-то остаётся.
А логические нестыковки. Покажите мне их. (Хотя, лучше бы этим
заниматься не в теме под Чайковским, мне кажется.)
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 19:29)
действия - вроде как результат обучения этим действиям. А обучение -
это копирование и имитация.
Вы поставили мне вопрос сейчас `задним числом`, тогда как сами это
вовсе даже не отрицали, когда углублялись в примеры с низшими
созданиями. Ведь написав: `Делай как наиболее успешная особь (да хоть
бактерия) и дольше проживёшь и дашь больший приплод`, Вы фактически
ведь написали по смыслу: `Научись делать как наиболее успешная
особь...` (и далее, по цитате).
спонтанно, с психу, в первый раз методом тыка? Никогда не
оскальзываетесь на льду, не делаете идиотских ошибок (даже в том, что
умеете профессионально), никогда ничего не забываете, никогда ни на
что не плюёте, никогда не делаете ненужного и бессмысленного?
Я не ставил вопроса задним числом. Раньше я говорил,
что генетическая память - удел примитивных организмов,
что способность к имитации затухает с возрастом,
что законы биологической эволюции не работают в человеческом
обществе.
Это принципиальные вещи, и их я, как видите, не упустил.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 19:07)
маленькой. Но Вы, оказывается, еще и Кутузов!
А что, правда Кутузов с Наполеоном на кулачках бились?
Вот, блин, класно-то было: кривой с коротышкой. Как в цирке.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 19:05)
Его гений возрастал в абсолютно свободной среде, в атмосфере широких
(не только музыкальных, и это очень важно), ничем не скованных
интересов (спасибо маме!). Его никто не `душил` строгим воспитанием. И
это главное, что его сделало. Здесь - яркая аналогия с `воспитанием
улицей`, когда одаренный ребенок возрастает и не пропадает как
личность гораздо больше в обстановке двора, среди `хулиганов`, чем в
условиях `тепличного` квартирного воспитания, когда вся среда
сводится к строгим родителям и `джентельменскому` набору из пианино и
фигурных коньков.
объяснить его автодидактизм.
Либо мы объясняем его внутренними причинами (и тогда неизбежно
приходим к утверждению религиозной природы таланта - это мне не
подходит), либо мы таки пытаемся объяснить это из психологии, среды и
личных качеств человека. На мой взгляд, моё объяснение правдоподобней
божественного.
Идея `автодидактизма` вообще палка о двух концах. С одной стороны
она ласкает наши представления о либеральной автономной личности
человека, а с другой вынуждает закрывать глаза на простую констатацию:
`из ничего ничего и не берётся`.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 19:00)
само сведение сложнейших процессов обучения и принципов развития к
`одному-двум базовым принципам` (в данном случае - к повторению) -
есть ни чуть не отличающийся самый что ни на есть редукционизм,
который Вы мне ставите как бы в недостаток. :)
Дайте Ваше определение сущности обучения.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 18:59)
(имитация/подражание - и на более высоком уровне, и на уровне низших
существ, про что Вы также написали), то либо логически признаётся
некий источник `первоповторения` в независимости от количества
нынешних `миллиардоличных воплощений (а Бог ли это, или не Бог -
можете называть, как нравится), либо же отвергается идея о том, что
обучение строится в своей основе только на
подражании(повторении/имитации).
ОБУЧЕНИЕ основано (психобиологически основано, это факт) на имитации
следует, что ВСЁ есть имитация?
Каким образом вы пришли к этому выводу?
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 18:42)
рихтеровских? Или центра? ;)
эволюцию одинаковое.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 18:37)
миллионнолетней историей и миллиардноличным воплощением
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 18:36)
конечно. Поздравляю. А как насчет Наполеона?
пишется с большой буквы.
Наполеона мы били и бить будем!
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 18:35)
понять Ваши мысли, истоки и обоснования, тем заметно всё больше
логических несостыковок.
`редукционизм`. Вы пытаетесь свести сложное, с миллионнолетней
историей и миллиардноличным воплощением к одной-двум базовым причинам.
Но одной причиной может быть только бог, а я в него не верю. Как же
я вам его в качестве такой причины предложу?