Пользователь: tagantsev

         
   
Информация о пользователе tagantsev (не в сети )




   
   


Тема:Симфония №3 `В стиле украинского барокко` (1980)
(03.05.2016 01:05)
Opus88 писал(а):
Да нет, конечно!
(я уж испугался за камертоны (неужели они фрактальные какие стали) и
за неклассические волновые уравнения)) - хотя с последним как раз и не
так важно, просто кризиз науки/академии)

Есть обертоны, просто первый на две с половиной октавы выше (5/2)
(урезанный колокол как бы) и, соответственно, влияние обертонов не так
заметно.
Я не точно выразился. Я имел в виду, что ухо наше этих
обертонов не слышит. Первый очень слабый, а следующие выходят за
диапазон, который различает наше ухо.

А что касается уравнения, то тут секрета нет. Это уравнение колебания
стержней. В отличии от волнового уравнения (описывающего струны) в
этом уравнение вместо второй производно по Х стоит четвертая
производная. Правда я не уверен что это Вам интересно. Судя по вашим
комментариям, по образованию Вы непрофессиональный физик или математик
- допускаю, что инженер или строитель. Про фрактальные стали - это Вы
красиво сказали. За них отдельное спасибо.
    


Тема:Симфония №3 `В стиле украинского барокко` (1980)
(02.05.2016 23:20)
Opus88 писал(а):
Неидельность струн в контексте
данного обсуждения прежде всего связана с толщиной, из-за которой
появляется ангармоничность.
Только для идеальной тонкой (где толщина пренебрежимо мала и все
идеально эластично), частота прямо пропорционально длине.

В теории струн неидеальность обсуждать не очень любят.
Даже в любимом Benade не так много.

Но с фортепиано никуда не денешься к примеру - чем короче нижние
струны - тем больше нужно обмотки (массы), и вкратце обертоны
искажаются так, что основная частота сдвигается.
Боже мой! Да Вы
знаете что такое Теория струн. К струнам она не имеет никакого
отношения. Это раздел теоретической физики, связанный с физикой
элементарных частиц и квантовой теорией поля.

А ангармонизм никак не связан с толщиной струны. Ангармонизм есть у
любой колебательной системы (и у идеально тонкой струны). Он связан с
нарушением закона Гука, которое проявляется в любых колебательных
системах при очень больших амплитудах. В мире музыкальных инструментов
таких амплитуд не наблюдается. Если б наблюдались, у всех бы
барабанные перепонки лопались.

`...обертоны искажаются так, что основная частота сдвигается` - этот
перл я своим студентам расскажу. Струны на роялях и др. закреплены с
двух сторон намертво. Поэтому на их длине может укладываться только
целое число полуволн, что и есть обертона. Искажаться обертона НЕ
МОГУТ, может только модовый состав меняться, то есть, при некоторых
условиях какие-то обертона могут быть подавлены.

Между прочим, самым интересным инструментом является камертон. Звук
камертона не имеет обертонов, да и колебания его математически
описываются неклассическим волновым уравнение.
    


Тема:Симфония №3 `В стиле украинского барокко` (1980)
(02.05.2016 19:43)
Opus88 писал(а):
Там всегда поправка (и весьма
значительная!) на неидеальность струн!
Вот например: http://www.liutaiomottola.com/formulae/fret.htm
Я
не понимаю, что такое неидеальность струн. Струны бывают хорошие и
плохие. Хорошие - это однородные по плотности, а плохие - неоднородны
и всегда будут врать по ладам, причем каждая плохая струна врет по
разному. Поэтому учесть `неидеальность` струн в нарезке ладов
невозможно. Поправки в положениях ладов, которые действительно имеют
место, связаны совсем с другим. Когда гитарист зажимает струну на
каком-то ладу, она становится слегка длиннее и ее натяг увеличивается,
что приводило бы к завышению звуков, если бы лад был врезан точно по
Веркмейстеру. Что бы учесть этот нежелательный эффект лады врезают
чуть сдвинув в сторону верхней подставки. Сдвигают ровно на столько,
что бы, играя хроматическую гамму на одной струне, получался строй
Веркмейстер или, как принято сегодня говорить, хорошо темперированный
строй.
    


Тема:Симфония №3 `В стиле украинского барокко` (1980)
(02.05.2016 04:46)
abcz писал(а):
на самом деле - приводит к
достаточно серьёзным изменениям. Никакой инструмент не идеален по
зонам релаксации, по нагрузке на деку. Дисканты в самом верху слабо
реагируют на температурные изменения (площадь деки там ничтожная, по
отношению к площади штега), а в басах (и, особенно в средне-низком
регистре) разница составляет очень существенные величины. Человеческий
же слух (хороший) замечает расстройку даже в пару центов. Кстати любой
концерт понижает строй в среднем на эту самую пару центов, так что,
никакой инструмент не держит хорошего строя месяцами.
Тут дело не
деке, а в качестве вербилей. Рамы у роялей нынче железные, так что,
если рояль привести к той температуре, при которой он настраивался, то
все вернется на круги своя.

После концертов рояли конечно могут расстраиваться. Но для этого в
филармониях и держат штат настройщиков. А дома у людей рояли не
настраивают месяцами.

А что касается `хорошо настроенного инструмента`, так это и есть
инструмент, настроенный по Веркмейстеру. Только на таком инструменте
можно играть в одном концерте и Баха, и Дебюсси, и Шопена, и Бетховена
- то есть играть все что угодно и в любой тональности!
    


Тема:Симфония №3 `В стиле украинского барокко` (1980)
(02.05.2016 04:22)
abcz писал(а):
знакомство Баха с теоретическими
системами не играет особенной роли, мне кажется. (Пока настройщики не
слышат:) никто - даже самые монстры настройки - не настраивает реально
равномерно темперированно. Все настраивают с определённым приближением
до. Реально равномерный строй держится до ближайшего изменения
температуры. Т.е., допустим, до вечера. Так какой же смысл упираться?
сидеть три часа, чтобы через два твоя работа уже уехала? Я уже не
говорю о том, что равномерный строй, выставленный поперёк
индивидуальных особенностей инструмента будет этот инструмент
уродовать, а не украшать.
В общем виде, «хороший строй» для хорошего настройщика означает
«хорошо звучащий инструмент», а не «равномерно
темперированный».
Совершенно верно. Именно поэтому дорогие
инструменты держат в помещениях с климат контролем. А вообще говоря,
небольшие колебания температуры (+- 5 градусов) не приводят изменению
соотношения частот. Может только основная частота стать скажем не 440,
а на пол герца выше или ниже. Так что относительный строй держится
хорошо месяцами.
А что касается Баха, то, несмотря на то, что Веркмейстер был лет так
на 40 старше, Бах был с ним хорошо знаком и именно сам Веркместер дал
ему `формулу` хорошо темперированного строя (это тоже исторический
факт).
    


Тема:Симфония №3 `В стиле украинского барокко` (1980)
(02.05.2016 04:00)
Opus88 писал(а):
И кто `глядит с грифа`?
Струны-то отнюдь не идеальные (в отличие от теоретических концепций)
- чем короче, тем хуже!
С грифа на нас глядят врезанные намертво
металлические лады, расстояния между которыми уменьшается в аккурат,
как корень 12 степени из двух. Если мы возьмем любой электронный
камертон и выберем опцию `темперированный` или `Веркмейстер` , то
наткнемся в хроматической гамме на ту же зависимость. Если у Вас есть
настроенный рояль, возьмите квинту в первой октаве (до-соль) , и
услышите биение с частотой порядка 1 секунды - так звучит укороченная
квинта в темперированном строе. Про корни в 17 веке не знали, а уши
биения слышали. Так собственно и настраивали в 17 веке, да и сейчас
опытные настройщики не пользуются электронными камертонами. Интересный
факт, что человеческое ухо (опытного настройщика) в 5 средних октавах
рояля выдает точный корень 12 степени, но вот в верхних октавах все
задрано, а в нижних - опущено. Это результат присущей человеческому
уху нелинейности. А Веркмейстер ведь оставил ряд частот
(последовательность частот в хроматической гамме) - постройте этот
график и аппроксимируйте это корневой зависимостью. Результат такой
аппроксимации идеален.
    
   
         
Наши контакты