Пользователь: M_I_

         
   
Информация о пользователе M_I_ (не в сети )




   
   


Тема:Камерный концерт для фортепиано, скрипки и 13 духовых (1923-25)
(31.12.2011 16:29)
Кое-что об исполнении этого произведения с сайта Святослава Рихтера.

Рассказывали, что для объяснения ансамблистам того или иного куска
произведения, Рихтер пользовася разными приёмами. Например, показывал
этот кусок на рояле, или мог протанцевать перед музыкантами фрагмент
осваемой музыки. Или говорил тому или иному солисту: к следующей
репетиции прочитать такой-то фрагмент (называл страницу) такого-то
литературного произведения (напр., Томаса Манна).
Говорили, что как-то раз Ю.Николаевский объявил участникам репетиции:
Рихтер просил извиниться, что сегодня прийти не сможет, будем
заниматься без него. Репетиция идёт в вялом настроении. Вдруг
распахивается дверь, входит Рихтер. Все мгновенно ожили, воспряли
духом, начали работать с энтузиазмом.
А ещё передавали высказывания некоторых участников ансамбля в том
смысле, что за время работы с Рихтером (репетиции, концерты, гастроли)
они получили в плане освоения музыки гораздо больше, чем за всё время
учёбы в консерватории.

По моим сведениям, в 1980 году концерт Берга игрался ещё в Москве, в
МГУ. Об этом мне недавно сказал один из слушателей того концерта.
Кроме того, в те времена в публике также говорили об этом концерте,
добавляя, что на концерт Рихтеру пришлось пройти через толпу
слушателей, а впереди шёл Андрей Гаврилов, раздвигая эту толпу.
Концерт Берга исполнялся также в МЗК 14 сентября 1980 года. После
концерта я зашёл в артистическую, надеясь получить автограф Рихтера на
программке концерта. Рихтер был в хорошем настроении. Передо мной
автограф брал один из участников духового ансамбля, А.Арницанс. Ему
Рихтер написал: `Андрису Арницансу в память о наших встречах в
музыке`.
    


Тема:Святослав Рихтер
(24.12.2011 16:25)
Вероятно, все знакомы с рассказом Г.Г.Нейгауза о том, как он впервые
встретился с Рихтером в 1937 году. Но, возможно, не все знают то, что
написал об этом очевидец этого события Кирилл Виноградов. Вот фрагмент
из его статьи `У Генриха Густавовича в классе`.

Мне посчастливилось присутствовать при первой встрече Нейгауза со
Святославом Рихтером. Утром в тот день я как раз занимался с Генрихом
Густавовичем у него дома на улице Чкалова. Урок закончился, и я уже
собрался уходить, как раздался звонок. Появилась ученица Нейгауза Надя
Судзан и с ней высокий, худощавый юноша, державшийся очень скромно,
почти застенчиво. Судзан представила его, последовал короткий
разговор, после чего Генрих Густавович спросил: `Что вы хотите
сыграть?` Рихтер назвал сонату Бетховена и балладу Шопена. Генрих
Густавович расположился в своем глубоком кожаном кресле и приготовился
слушать. Рихтер стал играть.
Необычное впечатление возникло у меня: за роялем сидел пианист, у
которого получались все самые трудные места, и в то же время казалось,
играет не совсем профессионал-пианист - непривычны были приемы, манера
игры, сама посадка за инструментом. Казалось, будто перед глазами
являлась обнаженная натура - живая, в движении, просвечиваемая
насквозь - видна была вся структура ее: и скелет, и мышечные ткани, и
кровеносная и нервная система. Такое исполнение прекрасно и
удивительно было в фуге (Рихтер играл сонату Бетховена ор. 101 и
Четвертую балладу Шопена), но в балладе не хватало шопеновского
звукового обаяния - это похоже было на анализ мышления Шопена без
шопеновских эмоций.
Когда Рихтер кончил играть, Генрих Густавович сказал что-то вроде `Он
же играет как дирижер, ему надо дирижировать!` Потом поставил на
пюпитр ноты (кажется, это были `Мысли` Прокофьева) и попросил Рихтера
прочитать их с листа, сам же с папироской во рту встал за спинкой
стула, на котором сидел Рихтер, приготовившись следить по нотам.
Рихтер положил свои большие руки на клавиатуру и начал. По мере того,
как проигрывалась музыка, лицо Генриха Густавовича все больше
оживлялось, брови его порой взлетали вверх, то ли от удивления, то ли
от восхищения. Рихтер продолжал играть так, будто пьесу эту он хорошо
знал. Такое чтение с листа я наблюдал первый раз в жизни. Потом мне
случилось присутствовать на встрече С.С.Прокофьева с композиторами -
студентами Московской консерватории, и я наблюдал, как Прокофьев, сидя
за фортепиано, читал с листа рукописные их партитуры, причем некоторые
из них были написаны карандашом и изобиловали помарками. Прокофьев их
играл тоже так, как будто давно знал эту музыку в транскрипции для
фортепиано.
Нейгауз принял Святослава Рихтера в свой класс. Так началась их
замечательная творческая и человеческая дружба, длившаяся до конца
дней Генриха Густавовича.
    


Тема:Соната для фортепиано № 7 си-бемоль мажор (1939-42)
(22.12.2011 22:50)
abcz писал(а):
``Но один микрофон стоял на полу
под роялем, в буквальном смысле! Зачем, что там записывать? Очевидно,
это всё были фокусы экспериментаторов``.

почему фокусы? Дека рояля открыта вниз, причём идёт - в определённом
смысле - чистый звук: без технических шумов, без звона струн при
форсаже, хотя и с подрезанными верхними частотами.
Я знаю ряд
записей Рихтера с концертов из зала им. Чайковского. В них постоянно
присутствует неприятный низкочастотный гул. Для меня очевидно - это
действие микрофона, стоящего на полу под роялем. Этот микрофон
записывает звук, идущий из-под пола, а не от рояля. Например, этот гул
присутствует в записи Пятнадцати крестьянских венгерских песен
Бартока. На официально изданной записи этого произведения любезный
звукотехник притушил этот гул, а заодно и обрезал басы фортепиано,
что повредило фонограмме.
    


Тема:Святослав Рихтер
(15.12.2011 21:34)
Yuriyauskiev писал(а):
Действительно, зачем им
нужно было стыдливо изменить название премии? Кажется, здесь M.I.
вспоминал, что Рихтер указывал, что был лауреатом Сталинской
премии.
Это сообщалось на сайте Святослава Рихтера.

Почему в обращении 1959 года к партийным властям Калужской области
Рихтер подписался как лауреат Сталинской премии, которая к тому
времени уже была переделана в Государственную? Хотя Рихтер и был далёк
от политики, он понимал, что дать такую подпись в письме к партийному
начальству через три года после ХХ съезда КПСС, осудившего культ
личности Сталина, - это значило: `дразнить гусей` (парийных,
разумеется).
Тут уместно привести рассказ К.Кондрашина – луреата двух Сталинских
премий - фрагмент текста из книги В.Г.Ражнова «Кирилл Кондрашин
рассказывает» (1989 г.):

`К.К. После развенчания культа Сталина эти премии перестали быть
Сталинскими и стали Государственными – выпустили новы знаки. Нужно
было принести старые и получить новые удостоверения. Я пришел в
музыкальный отдел по делам искусства, там помещался секретариат,
управляющий делами Сталинского комитета. Сидит дама какая-то. Она
посмотрела списочек, взяла мою медаль, медаль была дай бог –
настоящего червонного золота: первой степени за «Вражью силу», второй
– за «Проданную невесту» - и дала мне другие, раза в два легче и даже
не поздравила, - ничего, посто сказала «следующий». Теперь у меня
уцененные медали.
В.Р. Вы могли не являться?
К.К. Может быть, и мог… но они же мне прислали извещение, что вам
надлежит заменить, но, в общем, тогда не очень хотелось эти знаки
носить`.

Сопоставляя подпись Рихтера 1959 года «Лауреат Сталинской премии» и
приведённый выше рассказ К.Кондрашина о «переделке» Сталинской премии
в Государственную, прихожу к убеждению: Рихтер просто не стал «менять»
одну премию на другую, и для него это был вопрос принципа. Не уважал
`переделки`. И не важно, что прислали извещение. Раз получил
Сталинскую премию, принял её, так и будь всю жизнь её лауреатом, не
следуя веяниям времени.
    


Тема:Соната для фортепиано № 6 ля мажор (1939-40)
(11.12.2011 14:29)
Yuriyauskiev писал(а):
Об этом концерте слово в
слово:
...........
Спасибо!
    
   
         
Наши контакты