CLASSIC-ONLINE.RU
Регистрация
Поиск по сайту
КОМПОЗИТОРЫ
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
ТОП 100
/
ПО СТРАНАМ
/
ПО ЭПОХАМ И НАПРАВЛЕНИЯМ
/
КНИГИ
ИСПОЛНИТЕЛИ
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
ТОП 100
/
КОЛЛЕКТИВЫ
/
КНИГИ
Пользователь: M_I_
Информация о пользователе M_I_ (
не в сети
)
Дата регистрации:
05.11.2011 12:17
Последний визит:
03.11.2012 22:47
Страна:
Россия
Город:
Москва
Пол:
Мужской
Дата рождения:
17.04.1950
Деятельность:
пенсионер
Образование:
высшее
Интересы:
музыка
Любимые композиторы:
Чайковский
Любимые исполнители:
Рихтер, Фуртвенглер
Еще о себе:
Лентяй
Комментарии:
307
Тема:Святослав Рихтер
(07.01.2012 15:02)
victormain писал(а):
Но равным Владимиру
Алексеевичу асом была, разве что, московская Анна Чехова.
Анна
Чехова была асом высочайшего класса. Непостижимо как, но она очень
точно схватывала художественную атмосферу концерта, сама словно была
частью концерта.
Я, кстати, видел фото: А.Чехова, Н.Дорлиак и С.Рихтер вместе. На этом
фото они в каком-то добром единодушии.
Тема:Соната для фортепиано №17 ре мажор
(06.01.2012 12:04)
musikus писал(а):
Нет, ре мажорная была на этом
диске одна - по две части на каждой стороне.
Совершенно верно. На
пластинке 33НД-03638/03639 записано по две части сонаты на каждой
стороне. Сама соната обозначена так: `СОНАТА № 2 ре мажор, соч. 53`.
НА моей памяти, по радио эту сонату передавали только в варианте
студийной записи (`с пластинки`, как тогда говорили), какую-либо
концертную запись не передавали.
Тема:Камерный концерт для фортепиано, скрипки и 13 духовых (1923-25)
(31.12.2011 16:29)
Кое-что об исполнении этого произведения с сайта Святослава Рихтера.
Рассказывали, что для объяснения ансамблистам того или иного куска
произведения, Рихтер пользовася разными приёмами. Например, показывал
этот кусок на рояле, или мог протанцевать перед музыкантами фрагмент
осваемой музыки. Или говорил тому или иному солисту: к следующей
репетиции прочитать такой-то фрагмент (называл страницу) такого-то
литературного произведения (напр., Томаса Манна).
Говорили, что как-то раз Ю.Николаевский объявил участникам репетиции:
Рихтер просил извиниться, что сегодня прийти не сможет, будем
заниматься без него. Репетиция идёт в вялом настроении. Вдруг
распахивается дверь, входит Рихтер. Все мгновенно ожили, воспряли
духом, начали работать с энтузиазмом.
А ещё передавали высказывания некоторых участников ансамбля в том
смысле, что за время работы с Рихтером (репетиции, концерты, гастроли)
они получили в плане освоения музыки гораздо больше, чем за всё время
учёбы в консерватории.
По моим сведениям, в 1980 году концерт Берга игрался ещё в Москве, в
МГУ. Об этом мне недавно сказал один из слушателей того концерта.
Кроме того, в те времена в публике также говорили об этом концерте,
добавляя, что на концерт Рихтеру пришлось пройти через толпу
слушателей, а впереди шёл Андрей Гаврилов, раздвигая эту толпу.
Концерт Берга исполнялся также в МЗК 14 сентября 1980 года. После
концерта я зашёл в артистическую, надеясь получить автограф Рихтера на
программке концерта. Рихтер был в хорошем настроении. Передо мной
автограф брал один из участников духового ансамбля, А.Арницанс. Ему
Рихтер написал: `Андрису Арницансу в память о наших встречах в
музыке`.
Тема:Соната для фортепиано №13 ля мажор (Op.120)
(30.12.2011 22:41)
MargarMast писал(а):
Юрий, ну здесь тоже есть
`поколачивание` в аккордах - но ведь это ещё зависит от
инструмента...
Кажущийся стук может быть от слишком близкого
расположения микрофона к роялю при записи. Возможно, здесь и рояль был
не концертный, а поменьше размером, кабинетный. Исполнение сонаты
здесь красивое, образное. Скажем, в самом начале: от тихого звучания
переход к форте - как взлёт пробудившейся птицы. Превосходное
исполнение (помарка во второй части не в счёт).
Тема:Соната для фортепиано № 7 си-бемоль мажор (1939-42)
(30.12.2011 20:29)
abcz писал(а):
очень сомнительно, чтобы
звукооператор такого зала не учитывал бы возможности подобных
помех.
Ну, тогда вероятно, что гулкий фон в ряде записей Рихтера
из зала им. Чайковского имеет мистическую природу.
К слову сказать, когда Рихтер выступал в этом зале с Фишером-Дискау в
начале октября 1977 года, наверху, в начале третьего амфитеатра было
слышно, как доносится из служебного помещения звук надоедливых
телефонных звонков. Надеюсь, эти звуки практически не доходили до
исполнителей на сцене.
Вот такие порядки были в этом зале.
Тема:Святослав Рихтер
(30.12.2011 20:16)
Sergeey писал(а):
Почему Нейгауз дал именно эти
вещи Прокофьева? Они были новые? Только что написанные? Или
что?
Тут можно только догадываться. Если это были `Мысли`
Прокофьева, сочинённые в 1933-34 г.г., то вряд ли Рихтер мог их знать.
Возможно, Нейгауз любил это произведение. А может быть и то, что
почувствовал в Рихтере будущего замечательного исполнителя
прокофьевской музыки. Полагаю, что в любом случае, выбор нот был
сделан не с экзаменационной точки зрения, а исходя из художественных
интересов Нейгауза. Первая встреча Рихтера и Нейгауза была творческой.
Тема:Святослав Рихтер
(30.12.2011 19:38)
Sergeey писал(а):
А в чем фишка? Вроде,
технически не очень сложно? Для музыканта, играющего балладу Шопена и
101 Бетховена? Что хотел услышать Нейгауз? Интересно.
Полагаю,
Нейгауз услышал в игре Рихтера то, что хотел слышать (помимо техники),
или даже что-то большее. Насколько помню, в своём рассказе о первой
встрече с Рихтером Нейгауз не говорит специально о чтении с листа, но
вообще замечает, что его поразило `удивительное проникновение в
музыку`. В дальнейшем Нейгауз отмечал, что Рихтер играл с листа новое
для него произведение так, как будто оно уже было хорошо знакомо ему.
Тема:Святослав Рихтер
(24.12.2011 16:25)
Вероятно, все знакомы с рассказом Г.Г.Нейгауза о том, как он впервые
встретился с Рихтером в 1937 году. Но, возможно, не все знают то, что
написал об этом очевидец этого события Кирилл Виноградов. Вот фрагмент
из его статьи `У Генриха Густавовича в классе`.
Мне посчастливилось присутствовать при первой встрече Нейгауза со
Святославом Рихтером. Утром в тот день я как раз занимался с Генрихом
Густавовичем у него дома на улице Чкалова. Урок закончился, и я уже
собрался уходить, как раздался звонок. Появилась ученица Нейгауза Надя
Судзан и с ней высокий, худощавый юноша, державшийся очень скромно,
почти застенчиво. Судзан представила его, последовал короткий
разговор, после чего Генрих Густавович спросил: `Что вы хотите
сыграть?` Рихтер назвал сонату Бетховена и балладу Шопена. Генрих
Густавович расположился в своем глубоком кожаном кресле и приготовился
слушать. Рихтер стал играть.
Необычное впечатление возникло у меня: за роялем сидел пианист, у
которого получались все самые трудные места, и в то же время казалось,
играет не совсем профессионал-пианист - непривычны были приемы, манера
игры, сама посадка за инструментом. Казалось, будто перед глазами
являлась обнаженная натура - живая, в движении, просвечиваемая
насквозь - видна была вся структура ее: и скелет, и мышечные ткани, и
кровеносная и нервная система. Такое исполнение прекрасно и
удивительно было в фуге (Рихтер играл сонату Бетховена ор. 101 и
Четвертую балладу Шопена), но в балладе не хватало шопеновского
звукового обаяния - это похоже было на анализ мышления Шопена без
шопеновских эмоций.
Когда Рихтер кончил играть, Генрих Густавович сказал что-то вроде `Он
же играет как дирижер, ему надо дирижировать!` Потом поставил на
пюпитр ноты (кажется, это были `Мысли` Прокофьева) и попросил Рихтера
прочитать их с листа, сам же с папироской во рту встал за спинкой
стула, на котором сидел Рихтер, приготовившись следить по нотам.
Рихтер положил свои большие руки на клавиатуру и начал. По мере того,
как проигрывалась музыка, лицо Генриха Густавовича все больше
оживлялось, брови его порой взлетали вверх, то ли от удивления, то ли
от восхищения. Рихтер продолжал играть так, будто пьесу эту он хорошо
знал. Такое чтение с листа я наблюдал первый раз в жизни. Потом мне
случилось присутствовать на встрече С.С.Прокофьева с композиторами -
студентами Московской консерватории, и я наблюдал, как Прокофьев, сидя
за фортепиано, читал с листа рукописные их партитуры, причем некоторые
из них были написаны карандашом и изобиловали помарками. Прокофьев их
играл тоже так, как будто давно знал эту музыку в транскрипции для
фортепиано.
Нейгауз принял Святослава Рихтера в свой класс. Так началась их
замечательная творческая и человеческая дружба, длившаяся до конца
дней Генриха Густавовича.
Тема:Святослав Рихтер
(24.12.2011 16:24)
victormain писал(а):
Сталинская премия была
`переделана` в Государственную только в 1966 году. Стало быть, между
этим и 54-м годом просто не присуждалась. См. Википедию:
Да, я
был немного сбит с толку словами `после развенчания культа Сталина`.
Выходит, Государственную премию учредили не сразу после развенчания
культа Сталина, а после развенчания его развенчателя - Н.С.Хрущёва.
Тема:Соната для фортепиано № 7 си-бемоль мажор (1939-42)
(23.12.2011 21:19)
abcz писал(а):
а какой звук идёт из-под
пола?
В зале им. Чайковского это может быть звук какого-нибудь
электромотора, работа вентиляции или иных коммуникаций под сценой, шум
от метро под зданием.
Тема:Соната для фортепиано № 7 си-бемоль мажор (1939-42)
(22.12.2011 22:50)
abcz писал(а):
``Но один микрофон стоял на полу
под роялем, в буквальном смысле! Зачем, что там записывать? Очевидно,
это всё были фокусы экспериментаторов``.
почему фокусы? Дека рояля открыта вниз, причём идёт - в определённом
смысле - чистый звук: без технических шумов, без звона струн при
форсаже, хотя и с подрезанными верхними частотами.
Я знаю ряд
записей Рихтера с концертов из зала им. Чайковского. В них постоянно
присутствует неприятный низкочастотный гул. Для меня очевидно - это
действие микрофона, стоящего на полу под роялем. Этот микрофон
записывает звук, идущий из-под пола, а не от рояля. Например, этот гул
присутствует в записи Пятнадцати крестьянских венгерских песен
Бартока. На официально изданной записи этого произведения любезный
звукотехник притушил этот гул, а заодно и обрезал басы фортепиано,
что повредило фонограмме.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №20 ре минор (1785)
(20.12.2011 20:33)
По сравнению с записью с оркестром Вислоцки, эта запись не столь
яркая, несколько как бы `рабочая`, будничная. Но есть один перевес: в
записи с Элиасбергом баланс рояля и оркестра естественный. А вот в
записи с Вислоцки рояль усилиями звукотехника выдвинут вперёд, а объём
оркестра уменьшен, что несколько портит впечатление для слушателя.
Но слушать всё равно приятно, роскошное исполнение.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 ре-бемоль мажор (1911-12)
(17.12.2011 02:17)
По-моему впечатлению, эта запись более `готовая`, солидная,
внушительная, чем с Кондрашиным, но проигрывает кондрашинской в
очаровательной непосредственности.
Тема:Святослав Рихтер
(15.12.2011 21:34)
Yuriyauskiev писал(а):
Действительно, зачем им
нужно было стыдливо изменить название премии? Кажется, здесь M.I.
вспоминал, что Рихтер указывал, что был лауреатом Сталинской
премии.
Это сообщалось на сайте Святослава Рихтера.
Почему в обращении 1959 года к партийным властям Калужской области
Рихтер подписался как лауреат Сталинской премии, которая к тому
времени уже была переделана в Государственную? Хотя Рихтер и был далёк
от политики, он понимал, что дать такую подпись в письме к партийному
начальству через три года после ХХ съезда КПСС, осудившего культ
личности Сталина, - это значило: `дразнить гусей` (парийных,
разумеется).
Тут уместно привести рассказ К.Кондрашина – луреата двух Сталинских
премий - фрагмент текста из книги В.Г.Ражнова «Кирилл Кондрашин
рассказывает» (1989 г.):
`К.К. После развенчания культа Сталина эти премии перестали быть
Сталинскими и стали Государственными – выпустили новы знаки. Нужно
было принести старые и получить новые удостоверения. Я пришел в
музыкальный отдел по делам искусства, там помещался секретариат,
управляющий делами Сталинского комитета. Сидит дама какая-то. Она
посмотрела списочек, взяла мою медаль, медаль была дай бог –
настоящего червонного золота: первой степени за «Вражью силу», второй
– за «Проданную невесту» - и дала мне другие, раза в два легче и даже
не поздравила, - ничего, посто сказала «следующий». Теперь у меня
уцененные медали.
В.Р. Вы могли не являться?
К.К. Может быть, и мог… но они же мне прислали извещение, что вам
надлежит заменить, но, в общем, тогда не очень хотелось эти знаки
носить`.
Сопоставляя подпись Рихтера 1959 года «Лауреат Сталинской премии» и
приведённый выше рассказ К.Кондрашина о «переделке» Сталинской премии
в Государственную, прихожу к убеждению: Рихтер просто не стал «менять»
одну премию на другую, и для него это был вопрос принципа. Не уважал
`переделки`. И не важно, что прислали извещение. Раз получил
Сталинскую премию, принял её, так и будь всю жизнь её лауреатом, не
следуя веяниям времени.
Тема:`Отражения` (Miroirs), цикл пьес для фортепиано (1904-05)
(14.12.2011 00:10)
victormain писал(а):
Интересно, а Альтовая соната
ДД осталась в записи с молодым Башметом? Живьём в МЗК Москвы очень
сильное впечатление производила.
Тут ещё надо спросить, в МЗК
2.08.1980 г. или 23.09.1981 г.? На концерте 2.08.1980 г. у Башмета
лопнула струна на первой части сонаты.
Тема:`Отражения` (Miroirs), цикл пьес для фортепиано (1904-05)
(14.12.2011 00:05)
Intermezzo писал(а):
...есть ли записи 4-й Сонаты
Прокофьева в исполнении С. Т., кроме тех двух, что уже есть на
сайте
Ну, из московских есть ещё, по крайней мере, две, 1966
года. Одна от 2 мая, а другая - не помню сейчас.
Тема:`Отражения` (Miroirs), цикл пьес для фортепиано (1904-05)
(13.12.2011 22:50)
victormain писал(а):
А вот если есть из МЗК,
пусть и бытовая - здорово было бы выложить.
Давайте, вместе
попросим Юрия!
Тема:`Отражения` (Miroirs), цикл пьес для фортепиано (1904-05)
(13.12.2011 22:49)
Yuriyauskiev писал(а):
...Рихтер тут же сыграл
ему увертюру к оратории Мендельсона, которую и специалисты не всегда
знают.
Может быть, к оратории Шумана?
Тема:`Отражения` (Miroirs), цикл пьес для фортепиано (1904-05)
(13.12.2011 20:56)
victormain писал(а):
Интересно, а Альтовая соната
ДД осталась в записи с молодым Башметом? Живьём в МЗК Москвы очень
сильное впечатление производила.
Конечно, осталась.
Но, на мой взгляд, самое сильное исполнение этой сонаты было в БЗК 26
сентября 1982 года. С этого концерта имеется официально изданная
запись, но там звукорежиссёр слишком уж постарался: подрезал басы, что
для этого произведения недопустимо, и слишком развёл правый и левый
каналы. Получилось, что рояль с одной стороны, альт с дугой, что не
естественно, поскольку в реальном стереозвучании рояль растянут на два
канала из-за своих больших размеров. Получилось, что звукорежиссёр
неуклюже постарался в пользу альта.
Тема:Соната для фортепиано № 6 ля мажор (1939-40)
(11.12.2011 14:29)
Yuriyauskiev писал(а):
Об этом концерте слово в
слово:
...........
Спасибо!
Тема:Соната для фортепиано № 6 ля мажор (1939-40)
(11.12.2011 03:04)
NikolaiN писал(а):
Я имею четыре издания:
AURA 127-2 (CD)- вся фонограмма концерта 8/9/66 - Locarno;
PHILIPS 438 627-2 (2CD)The Authorised Recordings
PHILIPS 456 946-2 (CD)
DECCA 475 8130 (2CD)The Master
Это одна и та же запись.
У меня программа 8.09.1966 г. (Вебер,
Брамс, Прокофьев) на диске издания Ermitage ERM113-2. Настройщик рояля
указан, звукоинженер тоже. Дата стоит, слова `лайв` нет. Зал
практически не слышен, аплодисментов никаких. Как удалось так
записать? А действительно ли в этот день был концерт для публики с
такой программой? Может быть, это радиозапись трансляции из студии?
Тема:`Отражения` (Miroirs), цикл пьес для фортепиано (1904-05)
(11.12.2011 02:27)
Yuriyauskiev писал(а):
Из советских кроме
Мясковского, Прокофьева и Шостаковича не играл никого.
Но
собирался сыграть Концерт Галынина. Ради этого я приобрёл абонемент с
симфоническими программами в БЗК (примерно в 1973 году). Потом по
этому абонементу Рихтер играл вместо концерта Галынина сольную
программу `Ранние сонаты Бетховена` (№№ 1, 7, 9 и 12) в октябре 1976
года.
Тема:`Отражения` (Miroirs), цикл пьес для фортепиано (1904-05)
(10.12.2011 22:44)
Очень яркая запись, непривычно. Может быть так постарался звукотехник?
Пока мне ближе декабрьская запись 1964 года из БЗК. Там ночные бабочки
более матовые, они вьются и вертятся около источника света в темноте.
Печальные птицы - более печальные, какие-то безнадёжные. Что касается
лодки в океане, так там океана больше, чем лодки, и эту лодку носят
океанские волны.
Тема:4 пьесы для фортепиано (1910)
(10.12.2011 22:18)
И это исполнение отличается от 17.04.1961 г. Если их сравнить в смысле
артистизма, то получается, что в записи 17.04.1961 г. представлено
событие, разворачивающееся на наших глазах, а здесь представлен
рассказ о том событии, документальный отчёт. Полагаю, кстати, что на
конкурсном прослушивании пианистов за исполнение, представленное
здесь, присудили бы высший балл.
Тема:4 пьесы для фортепиано (1910)
(10.12.2011 21:55)
Поразительно гибкое, виртуозное исполнение. Как будто чёрный дым
вьётся на трубой. Или нечистый дух летает туда-сюда, мечется,
страдает.
1
«...
9
10
...»
13
Наши контакты
Тема:Святослав Рихтер
(07.01.2012 15:02)
Алексеевичу асом была, разве что, московская Анна Чехова.
Чехова была асом высочайшего класса. Непостижимо как, но она очень
точно схватывала художественную атмосферу концерта, сама словно была
частью концерта.
Я, кстати, видел фото: А.Чехова, Н.Дорлиак и С.Рихтер вместе. На этом
фото они в каком-то добром единодушии.
Тема:Соната для фортепиано №17 ре мажор
(06.01.2012 12:04)
диске одна - по две части на каждой стороне.
пластинке 33НД-03638/03639 записано по две части сонаты на каждой
стороне. Сама соната обозначена так: `СОНАТА № 2 ре мажор, соч. 53`.
НА моей памяти, по радио эту сонату передавали только в варианте
студийной записи (`с пластинки`, как тогда говорили), какую-либо
концертную запись не передавали.
Тема:Камерный концерт для фортепиано, скрипки и 13 духовых (1923-25)
(31.12.2011 16:29)
Рассказывали, что для объяснения ансамблистам того или иного куска
произведения, Рихтер пользовася разными приёмами. Например, показывал
этот кусок на рояле, или мог протанцевать перед музыкантами фрагмент
осваемой музыки. Или говорил тому или иному солисту: к следующей
репетиции прочитать такой-то фрагмент (называл страницу) такого-то
литературного произведения (напр., Томаса Манна).
Говорили, что как-то раз Ю.Николаевский объявил участникам репетиции:
Рихтер просил извиниться, что сегодня прийти не сможет, будем
заниматься без него. Репетиция идёт в вялом настроении. Вдруг
распахивается дверь, входит Рихтер. Все мгновенно ожили, воспряли
духом, начали работать с энтузиазмом.
А ещё передавали высказывания некоторых участников ансамбля в том
смысле, что за время работы с Рихтером (репетиции, концерты, гастроли)
они получили в плане освоения музыки гораздо больше, чем за всё время
учёбы в консерватории.
По моим сведениям, в 1980 году концерт Берга игрался ещё в Москве, в
МГУ. Об этом мне недавно сказал один из слушателей того концерта.
Кроме того, в те времена в публике также говорили об этом концерте,
добавляя, что на концерт Рихтеру пришлось пройти через толпу
слушателей, а впереди шёл Андрей Гаврилов, раздвигая эту толпу.
Концерт Берга исполнялся также в МЗК 14 сентября 1980 года. После
концерта я зашёл в артистическую, надеясь получить автограф Рихтера на
программке концерта. Рихтер был в хорошем настроении. Передо мной
автограф брал один из участников духового ансамбля, А.Арницанс. Ему
Рихтер написал: `Андрису Арницансу в память о наших встречах в
музыке`.
Тема:Соната для фортепиано №13 ля мажор (Op.120)
(30.12.2011 22:41)
`поколачивание` в аккордах - но ведь это ещё зависит от
инструмента...
расположения микрофона к роялю при записи. Возможно, здесь и рояль был
не концертный, а поменьше размером, кабинетный. Исполнение сонаты
здесь красивое, образное. Скажем, в самом начале: от тихого звучания
переход к форте - как взлёт пробудившейся птицы. Превосходное
исполнение (помарка во второй части не в счёт).
Тема:Соната для фортепиано № 7 си-бемоль мажор (1939-42)
(30.12.2011 20:29)
звукооператор такого зала не учитывал бы возможности подобных
помех.
из зала им. Чайковского имеет мистическую природу.
К слову сказать, когда Рихтер выступал в этом зале с Фишером-Дискау в
начале октября 1977 года, наверху, в начале третьего амфитеатра было
слышно, как доносится из служебного помещения звук надоедливых
телефонных звонков. Надеюсь, эти звуки практически не доходили до
исполнителей на сцене.
Вот такие порядки были в этом зале.
Тема:Святослав Рихтер
(30.12.2011 20:16)
вещи Прокофьева? Они были новые? Только что написанные? Или
что?
Прокофьева, сочинённые в 1933-34 г.г., то вряд ли Рихтер мог их знать.
Возможно, Нейгауз любил это произведение. А может быть и то, что
почувствовал в Рихтере будущего замечательного исполнителя
прокофьевской музыки. Полагаю, что в любом случае, выбор нот был
сделан не с экзаменационной точки зрения, а исходя из художественных
интересов Нейгауза. Первая встреча Рихтера и Нейгауза была творческой.
Тема:Святослав Рихтер
(30.12.2011 19:38)
технически не очень сложно? Для музыканта, играющего балладу Шопена и
101 Бетховена? Что хотел услышать Нейгауз? Интересно.
Нейгауз услышал в игре Рихтера то, что хотел слышать (помимо техники),
или даже что-то большее. Насколько помню, в своём рассказе о первой
встрече с Рихтером Нейгауз не говорит специально о чтении с листа, но
вообще замечает, что его поразило `удивительное проникновение в
музыку`. В дальнейшем Нейгауз отмечал, что Рихтер играл с листа новое
для него произведение так, как будто оно уже было хорошо знакомо ему.
Тема:Святослав Рихтер
(24.12.2011 16:25)
встретился с Рихтером в 1937 году. Но, возможно, не все знают то, что
написал об этом очевидец этого события Кирилл Виноградов. Вот фрагмент
из его статьи `У Генриха Густавовича в классе`.
Мне посчастливилось присутствовать при первой встрече Нейгауза со
Святославом Рихтером. Утром в тот день я как раз занимался с Генрихом
Густавовичем у него дома на улице Чкалова. Урок закончился, и я уже
собрался уходить, как раздался звонок. Появилась ученица Нейгауза Надя
Судзан и с ней высокий, худощавый юноша, державшийся очень скромно,
почти застенчиво. Судзан представила его, последовал короткий
разговор, после чего Генрих Густавович спросил: `Что вы хотите
сыграть?` Рихтер назвал сонату Бетховена и балладу Шопена. Генрих
Густавович расположился в своем глубоком кожаном кресле и приготовился
слушать. Рихтер стал играть.
Необычное впечатление возникло у меня: за роялем сидел пианист, у
которого получались все самые трудные места, и в то же время казалось,
играет не совсем профессионал-пианист - непривычны были приемы, манера
игры, сама посадка за инструментом. Казалось, будто перед глазами
являлась обнаженная натура - живая, в движении, просвечиваемая
насквозь - видна была вся структура ее: и скелет, и мышечные ткани, и
кровеносная и нервная система. Такое исполнение прекрасно и
удивительно было в фуге (Рихтер играл сонату Бетховена ор. 101 и
Четвертую балладу Шопена), но в балладе не хватало шопеновского
звукового обаяния - это похоже было на анализ мышления Шопена без
шопеновских эмоций.
Когда Рихтер кончил играть, Генрих Густавович сказал что-то вроде `Он
же играет как дирижер, ему надо дирижировать!` Потом поставил на
пюпитр ноты (кажется, это были `Мысли` Прокофьева) и попросил Рихтера
прочитать их с листа, сам же с папироской во рту встал за спинкой
стула, на котором сидел Рихтер, приготовившись следить по нотам.
Рихтер положил свои большие руки на клавиатуру и начал. По мере того,
как проигрывалась музыка, лицо Генриха Густавовича все больше
оживлялось, брови его порой взлетали вверх, то ли от удивления, то ли
от восхищения. Рихтер продолжал играть так, будто пьесу эту он хорошо
знал. Такое чтение с листа я наблюдал первый раз в жизни. Потом мне
случилось присутствовать на встрече С.С.Прокофьева с композиторами -
студентами Московской консерватории, и я наблюдал, как Прокофьев, сидя
за фортепиано, читал с листа рукописные их партитуры, причем некоторые
из них были написаны карандашом и изобиловали помарками. Прокофьев их
играл тоже так, как будто давно знал эту музыку в транскрипции для
фортепиано.
Нейгауз принял Святослава Рихтера в свой класс. Так началась их
замечательная творческая и человеческая дружба, длившаяся до конца
дней Генриха Густавовича.
Тема:Святослав Рихтер
(24.12.2011 16:24)
`переделана` в Государственную только в 1966 году. Стало быть, между
этим и 54-м годом просто не присуждалась. См. Википедию:
был немного сбит с толку словами `после развенчания культа Сталина`.
Выходит, Государственную премию учредили не сразу после развенчания
культа Сталина, а после развенчания его развенчателя - Н.С.Хрущёва.
Тема:Соната для фортепиано № 7 си-бемоль мажор (1939-42)
(23.12.2011 21:19)
пола?
электромотора, работа вентиляции или иных коммуникаций под сценой, шум
от метро под зданием.
Тема:Соната для фортепиано № 7 си-бемоль мажор (1939-42)
(22.12.2011 22:50)
под роялем, в буквальном смысле! Зачем, что там записывать? Очевидно,
это всё были фокусы экспериментаторов``.
почему фокусы? Дека рояля открыта вниз, причём идёт - в определённом
смысле - чистый звук: без технических шумов, без звона струн при
форсаже, хотя и с подрезанными верхними частотами.
записей Рихтера с концертов из зала им. Чайковского. В них постоянно
присутствует неприятный низкочастотный гул. Для меня очевидно - это
действие микрофона, стоящего на полу под роялем. Этот микрофон
записывает звук, идущий из-под пола, а не от рояля. Например, этот гул
присутствует в записи Пятнадцати крестьянских венгерских песен
Бартока. На официально изданной записи этого произведения любезный
звукотехник притушил этот гул, а заодно и обрезал басы фортепиано,
что повредило фонограмме.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №20 ре минор (1785)
(20.12.2011 20:33)
яркая, несколько как бы `рабочая`, будничная. Но есть один перевес: в
записи с Элиасбергом баланс рояля и оркестра естественный. А вот в
записи с Вислоцки рояль усилиями звукотехника выдвинут вперёд, а объём
оркестра уменьшен, что несколько портит впечатление для слушателя.
Но слушать всё равно приятно, роскошное исполнение.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 ре-бемоль мажор (1911-12)
(17.12.2011 02:17)
внушительная, чем с Кондрашиным, но проигрывает кондрашинской в
очаровательной непосредственности.
Тема:Святослав Рихтер
(15.12.2011 21:34)
нужно было стыдливо изменить название премии? Кажется, здесь M.I.
вспоминал, что Рихтер указывал, что был лауреатом Сталинской
премии.
Почему в обращении 1959 года к партийным властям Калужской области
Рихтер подписался как лауреат Сталинской премии, которая к тому
времени уже была переделана в Государственную? Хотя Рихтер и был далёк
от политики, он понимал, что дать такую подпись в письме к партийному
начальству через три года после ХХ съезда КПСС, осудившего культ
личности Сталина, - это значило: `дразнить гусей` (парийных,
разумеется).
Тут уместно привести рассказ К.Кондрашина – луреата двух Сталинских
премий - фрагмент текста из книги В.Г.Ражнова «Кирилл Кондрашин
рассказывает» (1989 г.):
`К.К. После развенчания культа Сталина эти премии перестали быть
Сталинскими и стали Государственными – выпустили новы знаки. Нужно
было принести старые и получить новые удостоверения. Я пришел в
музыкальный отдел по делам искусства, там помещался секретариат,
управляющий делами Сталинского комитета. Сидит дама какая-то. Она
посмотрела списочек, взяла мою медаль, медаль была дай бог –
настоящего червонного золота: первой степени за «Вражью силу», второй
– за «Проданную невесту» - и дала мне другие, раза в два легче и даже
не поздравила, - ничего, посто сказала «следующий». Теперь у меня
уцененные медали.
В.Р. Вы могли не являться?
К.К. Может быть, и мог… но они же мне прислали извещение, что вам
надлежит заменить, но, в общем, тогда не очень хотелось эти знаки
носить`.
Сопоставляя подпись Рихтера 1959 года «Лауреат Сталинской премии» и
приведённый выше рассказ К.Кондрашина о «переделке» Сталинской премии
в Государственную, прихожу к убеждению: Рихтер просто не стал «менять»
одну премию на другую, и для него это был вопрос принципа. Не уважал
`переделки`. И не важно, что прислали извещение. Раз получил
Сталинскую премию, принял её, так и будь всю жизнь её лауреатом, не
следуя веяниям времени.
Тема:`Отражения` (Miroirs), цикл пьес для фортепиано (1904-05)
(14.12.2011 00:10)
ДД осталась в записи с молодым Башметом? Живьём в МЗК Москвы очень
сильное впечатление производила.
2.08.1980 г. или 23.09.1981 г.? На концерте 2.08.1980 г. у Башмета
лопнула струна на первой части сонаты.
Тема:`Отражения` (Miroirs), цикл пьес для фортепиано (1904-05)
(14.12.2011 00:05)
Прокофьева в исполнении С. Т., кроме тех двух, что уже есть на
сайте
года. Одна от 2 мая, а другая - не помню сейчас.
Тема:`Отражения` (Miroirs), цикл пьес для фортепиано (1904-05)
(13.12.2011 22:50)
пусть и бытовая - здорово было бы выложить.
попросим Юрия!
Тема:`Отражения` (Miroirs), цикл пьес для фортепиано (1904-05)
(13.12.2011 22:49)
ему увертюру к оратории Мендельсона, которую и специалисты не всегда
знают.
Тема:`Отражения` (Miroirs), цикл пьес для фортепиано (1904-05)
(13.12.2011 20:56)
ДД осталась в записи с молодым Башметом? Живьём в МЗК Москвы очень
сильное впечатление производила.
Но, на мой взгляд, самое сильное исполнение этой сонаты было в БЗК 26
сентября 1982 года. С этого концерта имеется официально изданная
запись, но там звукорежиссёр слишком уж постарался: подрезал басы, что
для этого произведения недопустимо, и слишком развёл правый и левый
каналы. Получилось, что рояль с одной стороны, альт с дугой, что не
естественно, поскольку в реальном стереозвучании рояль растянут на два
канала из-за своих больших размеров. Получилось, что звукорежиссёр
неуклюже постарался в пользу альта.
Тема:Соната для фортепиано № 6 ля мажор (1939-40)
(11.12.2011 14:29)
слово:
...........
Тема:Соната для фортепиано № 6 ля мажор (1939-40)
(11.12.2011 03:04)
AURA 127-2 (CD)- вся фонограмма концерта 8/9/66 - Locarno;
PHILIPS 438 627-2 (2CD)The Authorised Recordings
PHILIPS 456 946-2 (CD)
DECCA 475 8130 (2CD)The Master
Это одна и та же запись.
Брамс, Прокофьев) на диске издания Ermitage ERM113-2. Настройщик рояля
указан, звукоинженер тоже. Дата стоит, слова `лайв` нет. Зал
практически не слышен, аплодисментов никаких. Как удалось так
записать? А действительно ли в этот день был концерт для публики с
такой программой? Может быть, это радиозапись трансляции из студии?
Тема:`Отражения` (Miroirs), цикл пьес для фортепиано (1904-05)
(11.12.2011 02:27)
Мясковского, Прокофьева и Шостаковича не играл никого.
собирался сыграть Концерт Галынина. Ради этого я приобрёл абонемент с
симфоническими программами в БЗК (примерно в 1973 году). Потом по
этому абонементу Рихтер играл вместо концерта Галынина сольную
программу `Ранние сонаты Бетховена` (№№ 1, 7, 9 и 12) в октябре 1976
года.
Тема:`Отражения` (Miroirs), цикл пьес для фортепиано (1904-05)
(10.12.2011 22:44)
Пока мне ближе декабрьская запись 1964 года из БЗК. Там ночные бабочки
более матовые, они вьются и вертятся около источника света в темноте.
Печальные птицы - более печальные, какие-то безнадёжные. Что касается
лодки в океане, так там океана больше, чем лодки, и эту лодку носят
океанские волны.
Тема:4 пьесы для фортепиано (1910)
(10.12.2011 22:18)
артистизма, то получается, что в записи 17.04.1961 г. представлено
событие, разворачивающееся на наших глазах, а здесь представлен
рассказ о том событии, документальный отчёт. Полагаю, кстати, что на
конкурсном прослушивании пианистов за исполнение, представленное
здесь, присудили бы высший балл.
Тема:4 пьесы для фортепиано (1910)
(10.12.2011 21:55)
вьётся на трубой. Или нечистый дух летает туда-сюда, мечется,
страдает.