Пользователь: Sovet

         
   
Информация о пользователе Sovet (не в сети )




   
   


Тема:Соната для виолончели и фортепиано, op. 1
(21.06.2018 02:04)
Предисловие к сборнику избранных романсов (1958):

Юрий Владимирович Кочуров родился в Саратове в 1907 году. Музыкальное
образование получил в Саратовской консерватории и затем в
Ленинградской консерватории, которую окончил в 1931 году по классу
композиции проф. В. Щербачева.
Творческий путь Кочурова начался в 30-х годах, когда он создал ряд
романсов и камерно-инструментальных сочинений (виолончельная соната,
фортепьянное Адажио, скрипичный Ноктюрн), а также симфоническую
Прелюдию „Памяти Пушкина* и другие произведения.
Годы Великой Отечественной войны композитор провел в осажденном
Ленинграде, проявив высокое сознание патриотического долга. В этот
период им было
написано свыше 30 песен (в том числе „Песня о Ленинграде`, „Песня о
полковом знамени*) и несколько крупных сочинений, из которых
выделяются „Суворовская увертюра* для симфонического оркестра, ария
„Город-крепость` и „Героическая ария* для голоса с оркестром.
В послевоенные годы Кочуров закончил одночастную симфйнию „Макбет`
(по Шекспиру), баллады для голоса и симфонического оркестра „Сон` и
„Кинжал* на слова Лермонтова, сонет для голоса и органа на слова
Петрарки, значительное количество романсов, пьесы для скрипки с
фортепьяно „Мелодия` и „На озере` и работал над балетом „Дон-Жуан* и
Второй симфонией, которые остались незавершенными.
Много творческих сил отдавал композитор работе в кино и драматическом
театре. Ему принадлежит музыка к фильмам „Юность поэта` (о лицейских
годах Пушкина), „Сокровище погибшего корабля`, „Профессор Мамлок`,
„Враги` (по Горькому), „Александр Попов` и другим, к спектаклям по
произведениям Пушкина, Грибоедова, Островского, Шекспира, Лопе де
Вега, Сервантеса, Золя, советских драматургов.
Велики заслуги Кочурова в области возрождения и пропаганды ряда
забытых, но ценных памятников русской музыкальной культуры. По
черновикам и сохранившимся фрагментам партитуры он восстановил,
дополнил и отредактировал раннюю оперу Чайковского „Воевода`,
уничтоженную в свое время автором и не шедшую на сцене в продолжение
восьмидесяти лет. Благодаря труду Кочурова оперный первенец
Чайковского мог быть поставлен Ленинградским Малым оперным театром.
Кочуров завершил и обработал также неоконченные „Этюды для пения`
Глинки, представляющие большой художественный интерес и ныне вошедшие
в репертуар советских певцов и в педагогическую
практику.
Кочуров умер в 1952 году в Ленинграде.
Произведения Юрия Владимировича Кочурова занимают почетное место в
советской музыкальной культуре. Неотъемлемые качества музыки Кочурова
заключаются в содержательности мысли, благородстве чувств, искренности
выражения. В ней отразился облик ее автора — человека большой и чистой
души, композитора-патриота, страстно любившёго свою Родину. Тепло и
проникновенно воспроизводил он образы русских людей, глубоко ощущал и
любовно передавал очарование родной природы, с живой творческой
взволнованностью вникал в русскую литературу.
В творчестве Кочурова преобладают светлые образы и настроения, ясные,
пластичные формы. На его произведениях лежит печать высокой
художественной культуры, тонкой поэтичности и уверенного мастерства.
Важнейшую область наследия композитора составляет камерная вокальная
музыка. Она включает циклы романсов на стихи Пушкина, Лермонтова,
Тютчева, Гейне, советских поэтов. Кочуров вдумчиво работал над
раскрытием смысла стихотворного текста, над воплощением его содержания
в развитой, выразительной мелодии, сочетающей певучесть с
декламационной рельефностью, обращал большое внимание на
инструментальное
сопровождение, приобретающее в его романсах самостоятельное значение.
За цикл романсов на стихи советских поэтов Кочуров был удостоен в
1952 году Сталинской премии.
    


Тема:Концерт для скрипки с оркестром №1 ми минор (1944)
(18.06.2018 00:47)
Я уже упоминала, что родители обыкновенно были очень заняты и не
всегда могли уделить мне внимание. Николай Петрович компенсировал
некоторые их недочеты. Когда в моих передних зубах зияли две огромные
дыры, он, как всегда неожиданно придя к нам, молча взял меня за руку и
отвел к зубному врачу. Мне запломбировали зубы.
Все мое детство, юность и оба замужества прошли под неусыпным
вниманием и надзором Николая Петровича. Он принимал близко к сердцу
все события моей университетской и личной жизни. Его советы всегда
были советами искренне любящего и заботливого старшего друга. Он писал
мне замечательные, интересные, с бездной юмора письма, подписанные
НикПет. Разумеется, я всегда с благодарностью ему отвечала. Но и тут
он был неистощим на выдумки. Помню, мы с Володей Познером решили
написать ему письмо таким образом: сначала Володя написал свою часть,
а потом между Володиных строчек я написала ему свое письмо. Мы ждали в
ответ похвалы за наше остроумие, но дождались совсем другого. Он
ответил нам письмом, написанным по спирали, концентрическими кругами с
середины листа. Поэтому мы вынуждены были читать его, постоянно
поворачивая лист бумаги, что было не так уж удобно. Мы были наказаны
за свою выходку.
В ранней юности из-за ошибочного диагноза мне пришлось провести в
постели не один год, и Николай Петрович приходил навещать меня чуть ли
не каждый день, он относился ко мне бережно, как бы не замечая
плачевного положения девушки, запакованной в гипс, — обсуждал со мной
книги, новости, музыку и никогда не «жалел» меня, что было бы
невыносимо. Эта доброта Николая Петровича, решившего, по-видимому, в
каком-то смысле заменить так рано ушедшего папу, дорогого стоит. Я
очень его любила.
Помню последнюю трагическую встречу с ним в 1990 году. Уже несколько
лет как скончалась Лидия Антоновна. Он быстро шел по тротуару вдоль
бывшей Партийной школы, весь в черном. Стоял тихий август. Я
торопилась и чуть ли не бежала навстречу. Николай Петрович остановил
меня и, глядя в сторону, очень быстро, но веско проговорил: «Ты
знаешь, что я очень болен?» Я мгновенно поняла, что он говорит правду,
и залепетала в ответ, что все пройдет, он все придумывает; он молча
пошел своей дорогой. Я осталась стоять убитая. В ноябре 1990 года он
умер. Я осиротела после его смерти, потеряла близкого человека,
заинтересованного друга.
Николай Петрович иногда снится мне — я просыпаюсь всегда с радостью
оттого, что как будто повидалась с ним. И наши встречи во сне никогда
не бывают печальными.
Но перед глазами стоит в буквальном смысле «черный человек»,
встретившийся мне вблизи от дома и предупредивший о своей скорой
смерти.
    


Тема:Концерт для скрипки с оркестром №1 ми минор (1944)
(18.06.2018 00:47)
Говоря о его политических взглядах, я замечу только, что он понимал
все раньше, чем Хрущев сделал свой доклад. Но если советскую власть он
воспринимал как неизбежное зло и только уже в самых крайних
проявлениях ее преступной сущности приходил в ужас и позволял себе
показать это, то по-настоящему его мучило, огорчало и волновало все,
что было связано с новой музыкой. Тут его чувства были обострены, он
не пропускал исполнений новых сочинений (не стану называть имен) и
возвращался домой; убитый тем, что казалось ему очевидным:
шарлатанство, противоречащее всему, чему он учился и учил, и тому, что
писал, имело какой-то выморочный успех у публики. И он все задавал
себе вопрос: неужто мода может делать такие чудеса, заставлять людей
мимикрировать? Конечно, он не поддался новым веяниям, продолжая писать
то, что чувствовал и хотел высказать в своей музыке. Он очень страдал,
искренно не понимал, что происходит.
Его приходы к нам, равно как и уходы, всегда отличались полной
внезапностью. Раздавался звонок в дверь: на пороге Николай Петрович.
Он быстро проходил в квартиру и усаживался, отлично понимая, что ему
очень рады. Мы с мамой начинали суетиться, накрывать на стол и пр. Но
когда все было готово, он мог заявить: «Ну, я пошел», — и исчезнуть
так же стремительно, как появился. Иногда, конечно, он оставался, и
тогда чаще всего они садились с мамой за рояль и играли в четыре руки.
Он великолепно читал с листа, маме же предпочитал в этом отношении
только Геннадия Рождественского, жившего с ним в одном подъезде, и
«Толика», как все его называли, — Анатолия Александровича
Александрова. Мне разрешалось присутствовать при их игре, прекрасная
музыка оживала, становилась близкой, осязаемой — не покидало ощущение
счастья сопричастности ей. Одни из самых счастливых моментов моей
жизни. Десятки лет спустя мне подолгу играл, иногда целую программу и
не один раз (как он любил), Святослав Теофилович Рихтер. Я испытывала
не только восторг, волнение, но и смущение, даже вину, что все это
слышу я одна.
Я прожила несколько жизней, вместивших множество событий, каждое из
которых легко могло быть единственным и главным в жизни.
Николай Петрович Раков обладал совершенно уникальным чувством юмора.
Находясь в ударе, был неистощим и смел на выдумки. Рузское лето.
Улучив момент, Николай Петрович похищает из нашего коттеджа мамину
огромную соломенную шляпу и юбку в крупный горох и с совершенно
невозмутимым видом катается на велосипеде по всей Рузе в этом одеянии,
внезапно возникая то на аллеях, то на реке, то в лесу под взрывы
хохота изумлённой публики. Он тоже открыл простой секрет: удачно
одетый в женскую одежду мужчина — это уже очень смешно. Да еще на
велосипеде, сверкая из-под подола пышной юбки мужскими ногами.
В Рузе Николай Петрович славился и как неутомимый любитель лесных
прогулок. Природа была его страстью. Никогда не видела таких огромных
букетов синих полевых цветов, лесных фиалок — существуют ли они все
еще, эти чудеса природы? Заядлый грибник, он с уму непостижимой
скоростью уносился вперед и исчезал в лесу, предоставив всю компанию
самой себе. Потом, всем на зависть, присоединялся к отчаявшимся
грибникам с переполненной корзиной грибов, прикрытых, как и положено,
ветками.
Николай Петрович был отличным плотником. Сначала он чуть ли не
собственноручно построил великолепный дом на берегу Москвы-реки,
противоположном тому, на котором стоял дом творчества композиторов
«Руза». К этому времени он уже устал от «светской жизни» и неуютно
чувствовал себя среди нового «контингента» (в основном «песенников» и
их чад и домочадцев), населяющего Дом творчества. Потом он купил себе
дом в Эстонии, в местечке Кясму, которое неизменно называл «Кясьму», и
уезжал уже туда на все лето, прихватив кусочек весны и осени.
Николай Петрович всегда был неравнодушен к Прибалтике, Эстонии в
особенности, и ездил туда наслаждаться жизнью и одеваться. По
возвращении он появлялся на нашей улице в безукоризненном сером или
синем костюме, прекрасных ботинках на толстой подошве и, отвечая
быстрой своей ослепительной улыбкой на восхищенные взгляды встречных,
летел стремительной походкой в консерваторию.
Всегда ощущалось что-то дьявольское в его внешности. Таким мог быть
Воланд.
    


Тема:Концерт для скрипки с оркестром №1 ми минор (1944)
(18.06.2018 00:46)
Раков был щедро одаренной и многообразной личностью.
Ему принадлежит несколько замечательных сочинений. Среди них
скрипичный концерт, который играл Давид Федорович Ойстрах, а потом
обожаемый Раковым Олег Каган, чью запись он чуть ли не предпочитал
ойстраховской; роскошный, написанный с подлинным размахом, пусть и
равелеобразный, Симфонический вальс, который при жизни автора
исполнялся по радио едва ли не каждый день, а потом постепенно исчез
из эфира. Много внимания Николай Петрович уделял музыке для учеников
музыкальных школ, и было бы справедливо заметить, что его пьесы,
мелодичные, искренние, запоминавшиеся, свежие, во всем превосходили
сухие и безликие опусы официально признанного корифея музыки для детей
К., заполонившего эфир унылыми, вымученными звуковыми построениями и
поучительными речами сомнительного псевдонаучного содержания.
Пьесы для учеников детских музыкальных школ прочно вошли в их
репертуар, и отзвуки григовских гармоний свидетельствуют, на мой
взгляд, о романтической сущности творчества Ракова, тоже «с севера
дальнего». Он слышал и любил музыку, он выражал в ней свои чувства.
Николай Петрович никогда не участвовал в «общественной» жизни и
никогда не писал «партийно-патриотических» произведений, не
присоединился к создателям «Ленинианы» (соблазнившей иных из ставших
впоследствии — с опозданием на полвека — авангардистами), и поэтому он
так и не попал в обойму «лучших» советских композиторов, заложенную в
каждую боевую статью. Нелегко всегда оставаться в тени.
Пушкин думал об этом, призывая свою Музу «не завидовать судьбе глупца
в величии неправом».
К числу последствий перестроечных завоеваний я отношу разочарование
многих таких «глупцов», которые лишились своего неправого величия на
вечные времена. Разве что нескольким, особенно умелым дельцам удалось
остаться на плаву. Но это уже благодаря отменному художественному
вкусу нынешних правителей.
При жизни музыку Николая Петровича исполняли очень много и по радио,
и в концертах, во многих городах СССР. Этим он был обязан
исключительно своей энергии, выражавшейся, впрочем, лишь в том, что он
без устали показывал свои произведения исполнителям, ездил по городам,
по музыкальным школам, не пренебрегал никакими возможностями. Но ни
одного неблагородного поступка не совершил.
Прошло уже двадцать лет со дня его смерти, и приятной неожиданностью
для меня был звонок из Сабаделя (городка вблизи Барселоны) одного из
профессоров тамошней консерватории, который собирался играть альтовую
сонату. Николая Петровича и спрашивал меня, не знаю ли я что-нибудь об
авторе.
Насколько я знаю, Николай Петрович был сыном богатых калужских
сахарозаводчиков, что, как и положено, он всю жизнь тщательно скрывал.
Вспоминаю его поездки в Калугу, откуда он возвращался всегда с
неизменной саркастической улыбкой, видимо, сравнивая ее нынешний облик
с тем, что запомнилось с детства. Но никогда ничего не говорил. Его
родителям принадлежали в Калуге многочисленные дома и предприятия. Но,
как бы то ни было, независимо от революционных событий, Николай
Петрович в любом случае собирался посвятить себя музыке, которая была
его призванием.
    


Тема:Концерт для скрипки с оркестром №1 ми минор (1944)
(18.06.2018 00:46)
(Чемберджи В. В доме музыка жила. М., Издательство АСТ, 2017. Стр.
100-107)

В третьем подъезде на последнем, девятом этаже жил близкий и дорогой
нам с мамой человек Николай Петрович Раков с неизменной спутницей
жизни Лидией Антоновной, крошечной женщиной (Николай Петрович всегда
гордился ее миниатюрностью), в прошлом балериной.
Рано поседевший красавец, со сверкающими темными глазами, крайне
неуравновешенный, мрачный, знавший цену своему обаянию, белозубой
ослепительной улыбке, сопровождающейся басовитым «ха-ха-ха», — редкой
и тем более обворожительной, — столь же внезапно исчезавшей, как и
появлявшейся. Композитор, великолепный преподаватель инструментовки
(бессменный профессор Московской консерватории в течение более чем
пятидесяти лет), дирижер, пианист.
Одни из самых счастливых основополагающих музыкальных впечатлений
моей жизни — это игра Николая Петровича с мамой в четыре руки —-
симфонии Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, квартеты Бетховена,
Бранденбургские концерты Баха, «Норвежские танцы» Грига, любимейшие
мои «Симфонические танцы» Рахманинова, — всего не перечислишь.
    


Тема:Опера `Семья Тараса`
(07.06.2018 16:23)
Запись 1952 г.
    


Тема:Опера `Кола Брюньон`
(07.06.2018 00:06)
Добавил клавир.
    


Тема:Симфония № 11 (`Петербург!`)
(05.06.2018 22:49)
Симфония посвящена памяти П. И. Чайковского.
    


Тема:Симфония № 11 (`Петербург!`)
(05.06.2018 22:46)
1. ГОРОД ОДИНОКИХ
Асфальтом скована земля.
Пустынны улицы и парки.
Молчат ночные тополя.
Безмолвны статуи и арки.
Вода таинственно блестит,
и отражение Авроры
среди мерцающих узоров,
стыдясь красы своей, дрожит.
Гранитный сумрак над Невою.
Мосты натянутой струною,
как птицы лёгкие, парят.
Прекрасен город одиноких,
где в прозу сложенные строки
стихами боли говорят.

2. ГОРОД ВЕТРОВ (без слов)

З.ГОРОД ЗАПОВЕДНЫЙ
Ночью зимнею, ночью длинною
На окне моём кружева –
Мне рисует ночь белым инеем
Заповедные острова.
Хоть ты жги меня, хоть ты режь меня,
Не открою пути туда,
Где растут себе белоснежные
Заповедные города.
Солнце зимнее улыбается,
Золотит на стекле узор.
Солнце вещее, солнце знает всё,
И недаром ласкает взор.
За студёными, за морозными
Днями будут иные дни.
То ли рано мы, то ли поздно мы,
Но увидим весны огни.
Потекут ручейки слезливые,
И растают в белесой мгле
Заповедные, молчаливые
Города на моём стекле

4. ГОРОД ТЕНЕЙ
(Коломна)
Здесь нет прямых.
Здесь каждый путь извилист.
Изогнутое русло и мосты
Здесь воздух тих.
Из подворотен – сырость.
Сирень свои раскинула кусты
Вдоль стен и окон
Здесь хмурых стен
Холодное пространство
Хранит печать молчанья в кирпиче.
Гранитный плен
С нордическим упрямством
Привратник-сфинкс,
Щербатый на плече,
На три засова
Заперев, хранит,
И каждый житель –
Пленник у гранита.
Покой суровый, серый, как гранит,
Тяжёл, как эти
Каменные плиты.
Под бой курант
Никольского Собора
Проходит вечность,
Серая, как дни.
Печальный Дант
Глядит с немым укором
На тусклых фонарей огни
Глазами Блока.
А рядом плач
Хоральной синагоги.
А рядом духовых оркестров клич.
А рядом врач,
Беспомощный, но строгий,
Ведь рядом умирает Пётр Ильич…
Всё рядом здесь:
Переплетенье жизней,
Запутанность судеб,
Страстей, сует.
И что-то есть
В Коломне – точно в призме,
Что горний преломляет свет.

5. ГОРОД БУДУЩЕГО
Янтарной кедровой смолою
сочится живая кора.
Вставай, пробуждайся, живое
творенье хмельного Петра!

Швыряй ледяные остатки
на берег, шальная Нева,
где замер, гранитный и гладкий,
как шар под ногами у льва,
низринутый в прах с пьедестала
прекраснейший город земли.
Пора швартоваться к причалам,
неведомые корабли.

И главный Кораблик на шпиле,
янтарным играя лучом,
приветствуй же ветры - не штили!
И, свод подпирая плечом,
Атланты, весне улыбнитесь!
Порадуйтесь: жив ещё град.
И Медный безудержный Витязь
коня не воротит назад.
    


Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(05.06.2018 00:12)
И вместе с тем этот концерт можно исполнять в чисто лирическом ключе.
А вот Второй и Третий нельзя - как и листовские.
    


Тема:Опера `Кола Брюньон`
(04.06.2018 01:18)
Добавил клавир
    


Тема:Соната для виолончели и фортепиано № 1 (1911-1931)
(28.05.2018 16:22)
Такая ласковая вторая тема финала...
    


Тема:Этюд-скерцо
(25.05.2018 22:53)
Добавил ноты.
    


Тема:Соната для фортепиано № 1
(25.05.2018 22:53)
Добавил ноты.
    
   
         
classic-online@bk.ru