Пользователь: Sovet

         
   
Информация о пользователе Sovet (не в сети )




   
   


Тема:Симфония № 8 до минор (1943)
(02.03.2015 23:10)
weina писал(а):
Думаю, что люди долго еще будут
`ковыряться в известнейших произведениях` и ДДШ, и других авторов -
независимо от Вашего желания или нежелания. Лучше сразу смиритесь.
)))
А я не понимаю, из-за чего такой гнев-то :-)))

Почему-то утверждение, что в середине второй части Седьмой главная
тема представляет собой `искаженную тему начала Лунной сонаты
Бетховена` (Adagio sostenuto), не вызывает каких-то возражений. Об
этом писал и Генрих Орлов в книге о симфониях Шостаковича.
Но, право же, углядеть в Седьмой всем известный бетховенский
`ноктюрн` гораздо труднее, чем во фразе из третьей части Восьмой -
Sabredance. Там-то просто в глаза бросается. (Я как раз не любитель
копать во что бы то ни стало.)

И это не говоря уже о том, что произведения Шостаковича и Хачатуряна
писались параллельно, а авторы дружили между собой.

Расширенные `толкования` - это, безусловно, мои фантазии, и я отнюдь
не выдаю их за `намерения Шостаковича`. И не утверждаю, что концепции
произведений Хачатуряна и ДДШ как-то пересекаются между собой.
Прошу прощения, если кого-то задел.
Для творческих же методов и Чайковского, и Малера, и Шостаковича как
раз и характерно то, что они совершенно спокойно брали то, что им
нужно, где угодно - `у народа` (напр., `Бублички`) или у другого
автора, `преломляя это в своем творчестве`, как писалось в наших
учебниках - казенно, но от этого не менее справедливо.

По поводу Пятой и `Кармен` - спасибо. Подзабыл. Убедительно. :-)
    


Тема:Симфония № 8 до минор (1943)
(02.03.2015 18:05)
weina писал(а):
Тогда, может, звуки доносились до
ДДШ? ))) Или эта музыкальная идея просто витала в воздухе, и оба
сумели ее ухватить?
Тогда вопрос - что за идея?
`Абстрактная` - или?...
Спросить уже давно не у кого.

Если рассматривать всё творчество ДДШ по сегодняшней моде как в той
или иной степени `борьбу с режимом` (в том, что его творчество
пронизано иронией, как-то особенно никто и не сомневался, и причем
большею частью `злой`, не как у Прокофьева, например) - тогда можно
себе представить, что он `троллил` Хачатуряна с темой его `Гаянэ`. Там
же `борьба с контрой` по либретто, если я не ошибаюсь?

... К слову, я когда-то, помню, начал фантазировать под Аллегретто
Седьмой симфонии. Там тоже в `трио` не то `испанистые`, не то
кавказские мотивы. Тоже `намёки`?

Но еще лучше - возвращение `гобойной` темы крайнего раздела. Там, в
репризе, она - этак солидно, у бас-кларнета, а дерево-`подпевалы`
задают дрожака:

`та-да-да-да-ТААА-рам-ТААА-рам, та-да-да-да-ТААА-рам-ТААА-рам`.

Ну как, казалось, бы не вспомнить Мандельштама про `услуги полулюдей`
и `он один лишь бабачит и тычет`. Разве не похоже: басящий вождь,
окруженный подхалимами? :-)
    


Тема:Симфония № 5 ре минор (1937)
(01.03.2015 14:22)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Парадоксально
(проверено) в финальном тутти финала 1-го Чайковского. Рояль тупо
играет вместе с тутти, вроде бы без шансоы быть услышанному. Но надо
играть ТОЛЬКО мизинцем, `за пикколо`. А остальное так, только для
виду. Тогда вполне слышно. Если же мощно играть всё - звучит
пшик.
Конечно. Потому и треугольник слышен в тутти - он не громче
других, он ПРОНЗИТЕЛЬНЕЕ. `Работает` там, где других нет.

Умелый полководец не наращивает войска везде (их и нет ни у кого в
таком количестве), а только в нужных участках создает многократное
превосходство над противником.

Почему так исступленно звучит тема отчаяния в коде первой части
`Манфреда`? Ее играют в унисон и первые, и вторые скрипки, и
виолончели с кларнетами. Звук в итоге вроде и `струнный`, но
невероятно мощный.
Собственно, для этого увеличение оркестра Бетховену и романтикам и
понадобилось - чтобы `бить по мозгам` слушателям не только в тутти
(причем достаточно стандартном, парным составом), но `красочно`.
Эстетика иная.
Опять же - уже Берлиоз стал додумываться до того, чтобы показывать
безобразное (кларнет-пикколо в `Фантастической`), а не только
прекрасное.
Дальше пошли, понятно, Малер и Шостакович.
(И даже отчасти Чайковский - в марше из Шестой симфонии. Помню, как
дал слушать его тому, кто не знал, что это. Реакция была - `не
Шостакович ли?` При том, что исполнение было федосеевское - а Федосеев
не любит треск у меди.)

А иные ведь и в 19 в. утверждали, что музыка попросту не имеет
средств показывать то-то и то-то. Может, если сменить эстетику.
    


Тема:Симфония № 6 ре мажор «Утро» (`Le matin`) (1761)
(30.01.2015 10:44)
1dfcbkbq9 писал(а):
Завораживающая музыка!
Лично мне симфонии Гайдна нравятся больше, чем симфонии Бетховена.
Может такое сравнение кому-то покажется крамольным, но это моё
личное... В бурных потоках музыки Бетховена где-то просматривается
дно. В спокойных и прозрачных водах Гайдна глубина не видима. Может
музыка его и бездонна, как истинная красота.
В принципе понятно -
в наше время довольно многие люди больше хотят гармонии и спокойствия,
нежели, как в 19 в., `сумасшедшести`. 1

Собственно, в романтический век Гайдна, как правило, вообще всерьез
не воспринимали, тем более - вне немецкой культуры, где на `большую`
музыку набросились уже в ее романтическом варианте (см. отзывы
Рубинштейна и Кюи).
Моцарта - лучше, но тоже с большими-большими оговорками. Настоящая
музыка, типа, только с Бетховена начиналась. И то - с `бурно
революционного`. Все остальное, как сформулировала подобную точку
зрения Л. Кириллина в своем двухтомнике, это, по мнению довольно
многих, ЕЩЕ НЕ Бетховен или УЖЕ НЕ Бетховен - `это Бетховен писал по
заказу!` (`Антон Иванович сердится`).

Собственно, именно это, `бурно-революционное`, и до сих пор
присутствует в учебниках и, тем более, в поп-литературе как
единственно настоящий, `типичный` Бетховен...
А между тем Бетховен Пасторальной или поздних квартетов (или даже
багателей или Рондо `Ярость по поводу потерянного гроша`, или даже
`Сурка`) такой же настоящий Бетховен.
Как Брамс - он тот же Брамс и в Четвертой симфонии, и в Фортепианном
квинтете, и в Венгерских танцах, и в `Песнях любви`...
И Чайковский везде тот же.
(Хотя может, конечно, показаться, что в случае с Брамсом и с
Чайковским это более очевидно.)
    


Тема:(Моцарт) Фантазия на темы опер `Свадьба Фигаро` и `Дон-Жуан` для фортепиано (1842)
(16.01.2015 14:10)
Тогда Гилельс исполнением этой парафразы выиграл Первый всесоюзный
конкурс
    
   
         
classic-online@bk.ru