CLASSIC-ONLINE.RU
Регистрация
Поиск по сайту
КОМПОЗИТОРЫ
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
ТОП 100
/
ПО СТРАНАМ
/
ПО ЭПОХАМ И НАПРАВЛЕНИЯМ
/
КНИГИ
ИСПОЛНИТЕЛИ
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
ТОП 100
/
КОЛЛЕКТИВЫ
/
КНИГИ
Пользователь: Sovet
Информация о пользователе Sovet (
не в сети
)
Дата регистрации:
20.03.2012 15:01
Последний визит:
29.09.2024 14:14
Страна:
Россия
Город:
Питер
Пол:
Мужской
Дата рождения:
01.01.1974
Деятельность:
Rus
Образование:
высшее
Интересы:
музыка, история, русская литература
Любимые композиторы:
Мясковский, Гаврилин, Свиридов
Любимые исполнители:
Светланов, Плетнев, Федосеев
Еще о себе:
немного :-)
Добавил аудио:
875
Добавил видео:
82
Добавил книг:
2
Комментарии:
1348
Плейлист:
13
Друзья:
2
Тема:Симфония №12 ре минор «1917 год» (1961)
(03.03.2015 02:37)
Это и была моя `первая` Шостаковича, первая, которую я услышал, не
понимая тогда, что это.
В те времена к 7 ноября по ТВ показывали мультфильмы с
соответствующей тематикой.
Был такой мультфильм: `25-е, первый день...`
И там звучало это.
Тема:Симфония № 6 cи минор (1939)
(03.03.2015 01:58)
balaklava писал(а):
1).Герой(творец) сидит у себя
дома на диване и размышляет о судьбах Родины. Хотя, если приглядется,
это было изображение целующихся взасос Гитлера и Сталина...
Это о
произведении или об интерпретации? :-)
Тема:Симфония № 8 до минор (1943)
(03.03.2015 01:31)
weina писал(а):
Формально Вы правы, а по сути
нет. То, что интервалы `искажены`, только добавляет этой теме лишние
краски.
Я бы сказал, не добавляет краски, а наоборот - убирает
их.
У Бизе - чувственный образ: меццо и смачный ритм хабанеры.
У Шостаковича - струнный тембр (в репризе - дерево и валторна).
Интервалы `выпрямлены`, отполированы, если угодно, все `бытовое`
счищено. Так полировал свою тему Бетховен во второй части Пятой
симфонии, убирая все чувствительные `вздохи`.
И `малеровская` арфа-колокол non arpeggiato тоже работает на
`неземной` образ.
Тема:Симфония № 8 до минор (1943)
(03.03.2015 01:25)
musikus писал(а):
Ну почему, дорогая weina, это
можно. Вполне. Нет же, к примеру, закона, запрещающего ковыряться в
носу. Правда, Ильф вот спрашивал: что вы ощущаете, колупаясь в носу -
наслаждение или тоску? У кого как, значит. Что до Спивакова, то ему не
то, чтобы можно, а - нужно, у него работа такая. Чем-то похожая на
гинекологию.
У меня тоже работа: я музлитературу в колледже имени
Тищенко преподаю. :-)
Ладно, пойду кондрашинского Шостаковича выкладывать.
Тема:Симфония № 8 до минор (1943)
(03.03.2015 01:23)
moon_river писал(а):
Причем тут танец с саблями?
Гитлер что ли с саблями скакал? Поясните плз.
Да ни при чем, ни
при чем, ну сколько повторять! :))
По смыслу - ни при чем.
И тем не менее, когда я впервые когда-то это услышал, первое, что
пришло в голову - оно. `Танец с саблями` я уже знал с детства.
Потому и удивился.
Мало ли какая тема `залететь` к человеку может. И там, и там -
бешеное, `бесшабашное` настроение. Только в `Гаянэ` вроде бы с
положительным, тут - с отрицательным знаком, да еще `механическое`.
Тема:Симфония № 8 до минор (1943)
(03.03.2015 01:19)
abyrvalg писал(а):
Вот в предыдущем посту оратор
написал `о середине второй части Седьмой симфонии ,в которой главная
тема представляет собой `искаженную тему начала Лунной сонаты
Бетховена`. Ну хоть посмотрели бы повнимательней в партитуру ,что там
за тема-то от `Лунной`? Это всего лишь движение триолей из гобоя и
английского рожка, а никакой темы из `Лунной` вовсе нет, хотя вроде бы
и в той же тональности до-диез минор написано. И что? - на основании
одних этих триолей теперь можно говорить о намеренном
заимствовании?
Это не я писал, а Генрих Орлов. Потом, кстати,
эмигрировавший и написавший там `Древо музыки`.
Мне лично тоже кажется, что тут - натяжка.
Тема:Симфония № 8 до минор (1943)
(02.03.2015 23:42)
musikus писал(а):
Любопытного-то нет в этом ни на
грош. Нот, как известно, мало. Как их не тасуй, формальные сходства
неизбежны. Так что самобытная авторская музыка начинается не на низшем
тематическом уровне, а гораздо выше. Ее и нужно слушать, слышать, а не
заниматься, извините, ловлей блох... (Музыканты в этом смысле -
отдельный разговор. Они обязаны слышать и то, и это во избежание
профессиональной деформации).
Обычно я так и слушаю. И очень
редко слышу `аллюзии` на уровне абстрактных тем. Здесь же - и темп, и
ритм, и оркестровка `подсказывают`. И только после этого я стал
выяснять даты создания Восьмой и `Гаянэ`.
Тема:Симфония № 8 до минор (1943)
(02.03.2015 23:34)
Еще о Пятой Шостаковича и о `Кармен`: особенно становится `похоже`
именно в репризе, где тема проводится у канона `флейта-валторна` в РЕ
МАЖОРЕ, т. е. в тональности Хабанеры.
И ритм у сопровождающих струнных - не `хабанерный`, конечно, но таки
`хабанероидный` :)))) (ТАМ-та-та-ТАМ-та-та-ТАМ-та-та...)...
Можно и не заметить, конечно, учитывая общий трагический контекст
симфонии.
Тема:Симфония № 8 до минор (1943)
(02.03.2015 23:10)
weina писал(а):
Думаю, что люди долго еще будут
`ковыряться в известнейших произведениях` и ДДШ, и других авторов -
независимо от Вашего желания или нежелания. Лучше сразу смиритесь.
)))
А я не понимаю, из-за чего такой гнев-то :-)))
Почему-то утверждение, что в середине второй части Седьмой главная
тема представляет собой `искаженную тему начала Лунной сонаты
Бетховена` (Adagio sostenuto), не вызывает каких-то возражений. Об
этом писал и Генрих Орлов в книге о симфониях Шостаковича.
Но, право же, углядеть в Седьмой всем известный бетховенский
`ноктюрн` гораздо труднее, чем во фразе из третьей части Восьмой -
Sabredance. Там-то просто в глаза бросается. (Я как раз не любитель
копать во что бы то ни стало.)
И это не говоря уже о том, что произведения Шостаковича и Хачатуряна
писались параллельно, а авторы дружили между собой.
Расширенные `толкования` - это, безусловно, мои фантазии, и я отнюдь
не выдаю их за `намерения Шостаковича`. И не утверждаю, что концепции
произведений Хачатуряна и ДДШ как-то пересекаются между собой.
Прошу прощения, если кого-то задел.
Для творческих же методов и Чайковского, и Малера, и Шостаковича как
раз и характерно то, что они совершенно спокойно брали то, что им
нужно, где угодно - `у народа` (напр., `Бублички`) или у другого
автора, `преломляя это в своем творчестве`, как писалось в наших
учебниках - казенно, но от этого не менее справедливо.
По поводу Пятой и `Кармен` - спасибо. Подзабыл. Убедительно. :-)
Тема:Симфония № 8 до минор (1943)
(02.03.2015 18:11)
Кстати, в ближайшее время выложу кондрашинское исполнение всех 15
симфоний - там, где его еще нет.
Первую уже выложил.
Тема:Симфония № 8 до минор (1943)
(02.03.2015 18:05)
weina писал(а):
Тогда, может, звуки доносились до
ДДШ? ))) Или эта музыкальная идея просто витала в воздухе, и оба
сумели ее ухватить?
Тогда вопрос - что за идея?
`Абстрактная` - или?...
Спросить уже давно не у кого.
Если рассматривать всё творчество ДДШ по сегодняшней моде как в той
или иной степени `борьбу с режимом` (в том, что его творчество
пронизано иронией, как-то особенно никто и не сомневался, и причем
большею частью `злой`, не как у Прокофьева, например) - тогда можно
себе представить, что он `троллил` Хачатуряна с темой его `Гаянэ`. Там
же `борьба с контрой` по либретто, если я не ошибаюсь?
... К слову, я когда-то, помню, начал фантазировать под Аллегретто
Седьмой симфонии. Там тоже в `трио` не то `испанистые`, не то
кавказские мотивы. Тоже `намёки`?
Но еще лучше - возвращение `гобойной` темы крайнего раздела. Там, в
репризе, она - этак солидно, у бас-кларнета, а дерево-`подпевалы`
задают дрожака:
`та-да-да-да-ТААА-рам-ТААА-рам, та-да-да-да-ТААА-рам-ТААА-рам`.
Ну как, казалось, бы не вспомнить Мандельштама про `услуги полулюдей`
и `он один лишь бабачит и тычет`. Разве не похоже: басящий вождь,
окруженный подхалимами? :-)
Тема:Симфония № 8 до минор (1943)
(02.03.2015 14:50)
Меня всегда забавляла цитата из `Танца с саблями` Хачатуряна в `трио`
третьей части.
А еще больше - то, что о ней никто в литературе ни гугу.
`Трио` - то, которое начинается поразительным по наглости (в хорошем,
так сказать, смысле слова :-)))) соло трубы, а потом следует `спуск`
струнных сверху вниз.
Этот самый `спуск` - совершенно очевидная цитата из Sabredance.
(Балет `Гаянэ`, если что, писался тогда же.)
Тема:Симфония № 5 ре минор (1937)
(01.03.2015 14:22)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Парадоксально
(проверено) в финальном тутти финала 1-го Чайковского. Рояль тупо
играет вместе с тутти, вроде бы без шансоы быть услышанному. Но надо
играть ТОЛЬКО мизинцем, `за пикколо`. А остальное так, только для
виду. Тогда вполне слышно. Если же мощно играть всё - звучит
пшик.
Конечно. Потому и треугольник слышен в тутти - он не громче
других, он ПРОНЗИТЕЛЬНЕЕ. `Работает` там, где других нет.
Умелый полководец не наращивает войска везде (их и нет ни у кого в
таком количестве), а только в нужных участках создает многократное
превосходство над противником.
Почему так исступленно звучит тема отчаяния в коде первой части
`Манфреда`? Ее играют в унисон и первые, и вторые скрипки, и
виолончели с кларнетами. Звук в итоге вроде и `струнный`, но
невероятно мощный.
Собственно, для этого увеличение оркестра Бетховену и романтикам и
понадобилось - чтобы `бить по мозгам` слушателям не только в тутти
(причем достаточно стандартном, парным составом), но `красочно`.
Эстетика иная.
Опять же - уже Берлиоз стал додумываться до того, чтобы показывать
безобразное (кларнет-пикколо в `Фантастической`), а не только
прекрасное.
Дальше пошли, понятно, Малер и Шостакович.
(И даже отчасти Чайковский - в марше из Шестой симфонии. Помню, как
дал слушать его тому, кто не знал, что это. Реакция была - `не
Шостакович ли?` При том, что исполнение было федосеевское - а Федосеев
не любит треск у меди.)
А иные ведь и в 19 в. утверждали, что музыка попросту не имеет
средств показывать то-то и то-то. Может, если сменить эстетику.
Тема:Симфония № 5 ре минор (1937)
(28.02.2015 23:28)
Когда в разработке вступают с вариантом главной темы - марш в фа
мажоре - три трубы с литаврами, малым барабаном и тубой, парадоксально
(на первый взгляд) смотреть попутно в партитуру - инструментов
остается гораздо меньше, чем было до того, а всё звучит мощнее и злее!
До того музыка просто давила, а здесь - режет...
Тема:Симфония № 6 ре мажор «Утро» (`Le matin`) (1761)
(30.01.2015 10:44)
1dfcbkbq9 писал(а):
Завораживающая музыка!
Лично мне симфонии Гайдна нравятся больше, чем симфонии Бетховена.
Может такое сравнение кому-то покажется крамольным, но это моё
личное... В бурных потоках музыки Бетховена где-то просматривается
дно. В спокойных и прозрачных водах Гайдна глубина не видима. Может
музыка его и бездонна, как истинная красота.
В принципе понятно -
в наше время довольно многие люди больше хотят гармонии и спокойствия,
нежели, как в 19 в., `сумасшедшести`. 1
Собственно, в романтический век Гайдна, как правило, вообще всерьез
не воспринимали, тем более - вне немецкой культуры, где на `большую`
музыку набросились уже в ее романтическом варианте (см. отзывы
Рубинштейна и Кюи).
Моцарта - лучше, но тоже с большими-большими оговорками. Настоящая
музыка, типа, только с Бетховена начиналась. И то - с `бурно
революционного`. Все остальное, как сформулировала подобную точку
зрения Л. Кириллина в своем двухтомнике, это, по мнению довольно
многих, ЕЩЕ НЕ Бетховен или УЖЕ НЕ Бетховен - `это Бетховен писал по
заказу!` (`Антон Иванович сердится`).
Собственно, именно это, `бурно-революционное`, и до сих пор
присутствует в учебниках и, тем более, в поп-литературе как
единственно настоящий, `типичный` Бетховен...
А между тем Бетховен Пасторальной или поздних квартетов (или даже
багателей или Рондо `Ярость по поводу потерянного гроша`, или даже
`Сурка`) такой же настоящий Бетховен.
Как Брамс - он тот же Брамс и в Четвертой симфонии, и в Фортепианном
квинтете, и в Венгерских танцах, и в `Песнях любви`...
И Чайковский везде тот же.
(Хотя может, конечно, показаться, что в случае с Брамсом и с
Чайковским это более очевидно.)
Тема:Симфония № 6 ре мажор «Утро» (`Le matin`) (1761)
(30.01.2015 10:37)
Вообще-то в те времена звучание `благородного` оркестра нужно было
поддерживать клавесином (basso continuo), партия которого даже не
выписывалась, ее клавесинист (он же, как правило, капельмейстер)
импровизировал.
Дело доходило до того, что, когда стали от этой практики постепенно
отказываться, поскольку гармонии стали и так хорошо и равновесно
звучать, без непременного клавесинного `заполнения`, были возражавшие
- вы что, мол, хотите превратить оркестр ученых музикусов в коллектив
неграмотных кабацких лабухов (в подобных группах, естественно,
клавесина не было)? :-)))))
Тема:(Моцарт) Фантазия на темы опер `Свадьба Фигаро` и `Дон-Жуан` для фортепиано (1842)
(16.01.2015 14:10)
Тогда Гилельс исполнением этой парафразы выиграл Первый всесоюзный
конкурс
Тема:Симфония в трех посвящениях op. 14 (2013-14)
(11.01.2015 14:02)
Я был на этом концерте, переворачивая ноты Алеше во время исполнения
им Третьего концерта Журавлева.
И симфонию слушал, `малеровский` ноктюрн - даже два раза. Тогда, при
первом исполнении в Капелле, он был не частью симфонии, а отдельным
произведением.
По-моему, замечательно!
И, кстати, оркестр с дирижером - тоже на уровне.
Тема:Симфония до мажор
(31.12.2014 21:22)
Да, это был последний потомок Баха по прямой мужской (только ли?)
линии.
Так что многодетность не помогла. Это, кажется, у Салтыкова-Щедрина в
`Господах Головлевых` проводится мысль - коль уж суждено какой-то
семье вымереть, ничего не сделать.
И неважно - Бахи это или Головлевы...
Зато, понятно, другие семьи добиваются процветания.
Вон, к середине 19 в. из старых, `рюриковых времен` княжеских семей в
России остались какие-то ошметки... Зато новые князья, в т. ч.
светлейшие, появились.
Тема:Симфония №3 ре мажор (1875)
(28.12.2014 12:50)
Я ее обожаю, всю целиком.
А какой помпезный (и вместе с тем - изумительный, такое не часто
бывает) заключительный полонез!
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №2 соль мажор (1879-80)
(28.12.2014 12:42)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Но дело не в
физической мощи, а в духе, в доминантности, если ее нет, то и
привет.
Да, конечно, это точнее, чем `физическая мощь`.
А как Жуков играет с братьями Фейгиными Трио Чайковского!
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №2 соль мажор (1879-80)
(28.12.2014 12:39)
abyrvalg писал(а):
Жаль нет записи с Лорин
Маазелем 70-х годов в Архиве, Аэлина заценила бы Гилельса
по-настоящему.
Уже есть.
Тема:Симфония №2 до минор (1872-73/1879-80)
(28.12.2014 00:49)
Нет, все-таки первая часть в первой редакции явно затянута.
Во второй редакции Чайковский `бетховенизировал`, так сказать,
симфонию. :-)
Тема:Симфония №3 ре мажор (1875)
(28.12.2014 00:42)
Krestjanin писал(а):
Вот так здорово! И эта
симфония, на мой малопросвещённый взгляд, Петра Ильича вполне русская.
Точнее сказать, российская.
... космополитическая
По крайней мере, когда ее впервые
предложили исполнить в Вене, `компетентные люди` (и дирижер Ханс
Рихтер) отклонили предложение - посчитали симфонию `слишком русской`.
Ну, им было виднее, не так ли? :-)
Тема:Симфония №1 соль минор `Зимние грёзы` (1866-68/1874)
(28.12.2014 00:39)
Да, вот кто бы еще мог так исполнить?
Никакого `единства темпа`. В 1-й части, в конце побочной партии
движение вообще останавливается - чтобы вновь возобновиться, да еще
как!
Ясно, что можно спорить о том, зачем любое произведение превращать в
`драму`... Но очень `хватает`, так сказать!
1
«...
49
50
...»
54
classic-online@bk.ru
Тема:Симфония №12 ре минор «1917 год» (1961)
(03.03.2015 02:37)
понимая тогда, что это.
В те времена к 7 ноября по ТВ показывали мультфильмы с
соответствующей тематикой.
Был такой мультфильм: `25-е, первый день...`
И там звучало это.
Тема:Симфония № 6 cи минор (1939)
(03.03.2015 01:58)
дома на диване и размышляет о судьбах Родины. Хотя, если приглядется,
это было изображение целующихся взасос Гитлера и Сталина...
произведении или об интерпретации? :-)
Тема:Симфония № 8 до минор (1943)
(03.03.2015 01:31)
нет. То, что интервалы `искажены`, только добавляет этой теме лишние
краски.
их.
У Бизе - чувственный образ: меццо и смачный ритм хабанеры.
У Шостаковича - струнный тембр (в репризе - дерево и валторна).
Интервалы `выпрямлены`, отполированы, если угодно, все `бытовое`
счищено. Так полировал свою тему Бетховен во второй части Пятой
симфонии, убирая все чувствительные `вздохи`.
И `малеровская` арфа-колокол non arpeggiato тоже работает на
`неземной` образ.
Тема:Симфония № 8 до минор (1943)
(03.03.2015 01:25)
можно. Вполне. Нет же, к примеру, закона, запрещающего ковыряться в
носу. Правда, Ильф вот спрашивал: что вы ощущаете, колупаясь в носу -
наслаждение или тоску? У кого как, значит. Что до Спивакова, то ему не
то, чтобы можно, а - нужно, у него работа такая. Чем-то похожая на
гинекологию.
Тищенко преподаю. :-)
Ладно, пойду кондрашинского Шостаковича выкладывать.
Тема:Симфония № 8 до минор (1943)
(03.03.2015 01:23)
Гитлер что ли с саблями скакал? Поясните плз.
при чем, ну сколько повторять! :))
По смыслу - ни при чем.
И тем не менее, когда я впервые когда-то это услышал, первое, что
пришло в голову - оно. `Танец с саблями` я уже знал с детства.
Потому и удивился.
Мало ли какая тема `залететь` к человеку может. И там, и там -
бешеное, `бесшабашное` настроение. Только в `Гаянэ` вроде бы с
положительным, тут - с отрицательным знаком, да еще `механическое`.
Тема:Симфония № 8 до минор (1943)
(03.03.2015 01:19)
написал `о середине второй части Седьмой симфонии ,в которой главная
тема представляет собой `искаженную тему начала Лунной сонаты
Бетховена`. Ну хоть посмотрели бы повнимательней в партитуру ,что там
за тема-то от `Лунной`? Это всего лишь движение триолей из гобоя и
английского рожка, а никакой темы из `Лунной` вовсе нет, хотя вроде бы
и в той же тональности до-диез минор написано. И что? - на основании
одних этих триолей теперь можно говорить о намеренном
заимствовании?
эмигрировавший и написавший там `Древо музыки`.
Мне лично тоже кажется, что тут - натяжка.
Тема:Симфония № 8 до минор (1943)
(02.03.2015 23:42)
грош. Нот, как известно, мало. Как их не тасуй, формальные сходства
неизбежны. Так что самобытная авторская музыка начинается не на низшем
тематическом уровне, а гораздо выше. Ее и нужно слушать, слышать, а не
заниматься, извините, ловлей блох... (Музыканты в этом смысле -
отдельный разговор. Они обязаны слышать и то, и это во избежание
профессиональной деформации).
редко слышу `аллюзии` на уровне абстрактных тем. Здесь же - и темп, и
ритм, и оркестровка `подсказывают`. И только после этого я стал
выяснять даты создания Восьмой и `Гаянэ`.
Тема:Симфония № 8 до минор (1943)
(02.03.2015 23:34)
именно в репризе, где тема проводится у канона `флейта-валторна` в РЕ
МАЖОРЕ, т. е. в тональности Хабанеры.
И ритм у сопровождающих струнных - не `хабанерный`, конечно, но таки
`хабанероидный` :)))) (ТАМ-та-та-ТАМ-та-та-ТАМ-та-та...)...
Можно и не заметить, конечно, учитывая общий трагический контекст
симфонии.
Тема:Симфония № 8 до минор (1943)
(02.03.2015 23:10)
`ковыряться в известнейших произведениях` и ДДШ, и других авторов -
независимо от Вашего желания или нежелания. Лучше сразу смиритесь.
)))
Почему-то утверждение, что в середине второй части Седьмой главная
тема представляет собой `искаженную тему начала Лунной сонаты
Бетховена` (Adagio sostenuto), не вызывает каких-то возражений. Об
этом писал и Генрих Орлов в книге о симфониях Шостаковича.
Но, право же, углядеть в Седьмой всем известный бетховенский
`ноктюрн` гораздо труднее, чем во фразе из третьей части Восьмой -
Sabredance. Там-то просто в глаза бросается. (Я как раз не любитель
копать во что бы то ни стало.)
И это не говоря уже о том, что произведения Шостаковича и Хачатуряна
писались параллельно, а авторы дружили между собой.
Расширенные `толкования` - это, безусловно, мои фантазии, и я отнюдь
не выдаю их за `намерения Шостаковича`. И не утверждаю, что концепции
произведений Хачатуряна и ДДШ как-то пересекаются между собой.
Прошу прощения, если кого-то задел.
Для творческих же методов и Чайковского, и Малера, и Шостаковича как
раз и характерно то, что они совершенно спокойно брали то, что им
нужно, где угодно - `у народа` (напр., `Бублички`) или у другого
автора, `преломляя это в своем творчестве`, как писалось в наших
учебниках - казенно, но от этого не менее справедливо.
По поводу Пятой и `Кармен` - спасибо. Подзабыл. Убедительно. :-)
Тема:Симфония № 8 до минор (1943)
(02.03.2015 18:11)
симфоний - там, где его еще нет.
Первую уже выложил.
Тема:Симфония № 8 до минор (1943)
(02.03.2015 18:05)
ДДШ? ))) Или эта музыкальная идея просто витала в воздухе, и оба
сумели ее ухватить?
`Абстрактная` - или?...
Спросить уже давно не у кого.
Если рассматривать всё творчество ДДШ по сегодняшней моде как в той
или иной степени `борьбу с режимом` (в том, что его творчество
пронизано иронией, как-то особенно никто и не сомневался, и причем
большею частью `злой`, не как у Прокофьева, например) - тогда можно
себе представить, что он `троллил` Хачатуряна с темой его `Гаянэ`. Там
же `борьба с контрой` по либретто, если я не ошибаюсь?
... К слову, я когда-то, помню, начал фантазировать под Аллегретто
Седьмой симфонии. Там тоже в `трио` не то `испанистые`, не то
кавказские мотивы. Тоже `намёки`?
Но еще лучше - возвращение `гобойной` темы крайнего раздела. Там, в
репризе, она - этак солидно, у бас-кларнета, а дерево-`подпевалы`
задают дрожака:
`та-да-да-да-ТААА-рам-ТААА-рам, та-да-да-да-ТААА-рам-ТААА-рам`.
Ну как, казалось, бы не вспомнить Мандельштама про `услуги полулюдей`
и `он один лишь бабачит и тычет`. Разве не похоже: басящий вождь,
окруженный подхалимами? :-)
Тема:Симфония № 8 до минор (1943)
(02.03.2015 14:50)
третьей части.
А еще больше - то, что о ней никто в литературе ни гугу.
`Трио` - то, которое начинается поразительным по наглости (в хорошем,
так сказать, смысле слова :-)))) соло трубы, а потом следует `спуск`
струнных сверху вниз.
Этот самый `спуск` - совершенно очевидная цитата из Sabredance.
(Балет `Гаянэ`, если что, писался тогда же.)
Тема:Симфония № 5 ре минор (1937)
(01.03.2015 14:22)
(проверено) в финальном тутти финала 1-го Чайковского. Рояль тупо
играет вместе с тутти, вроде бы без шансоы быть услышанному. Но надо
играть ТОЛЬКО мизинцем, `за пикколо`. А остальное так, только для
виду. Тогда вполне слышно. Если же мощно играть всё - звучит
пшик.
других, он ПРОНЗИТЕЛЬНЕЕ. `Работает` там, где других нет.
Умелый полководец не наращивает войска везде (их и нет ни у кого в
таком количестве), а только в нужных участках создает многократное
превосходство над противником.
Почему так исступленно звучит тема отчаяния в коде первой части
`Манфреда`? Ее играют в унисон и первые, и вторые скрипки, и
виолончели с кларнетами. Звук в итоге вроде и `струнный`, но
невероятно мощный.
Собственно, для этого увеличение оркестра Бетховену и романтикам и
понадобилось - чтобы `бить по мозгам` слушателям не только в тутти
(причем достаточно стандартном, парным составом), но `красочно`.
Эстетика иная.
Опять же - уже Берлиоз стал додумываться до того, чтобы показывать
безобразное (кларнет-пикколо в `Фантастической`), а не только
прекрасное.
Дальше пошли, понятно, Малер и Шостакович.
(И даже отчасти Чайковский - в марше из Шестой симфонии. Помню, как
дал слушать его тому, кто не знал, что это. Реакция была - `не
Шостакович ли?` При том, что исполнение было федосеевское - а Федосеев
не любит треск у меди.)
А иные ведь и в 19 в. утверждали, что музыка попросту не имеет
средств показывать то-то и то-то. Может, если сменить эстетику.
Тема:Симфония № 5 ре минор (1937)
(28.02.2015 23:28)
мажоре - три трубы с литаврами, малым барабаном и тубой, парадоксально
(на первый взгляд) смотреть попутно в партитуру - инструментов
остается гораздо меньше, чем было до того, а всё звучит мощнее и злее!
До того музыка просто давила, а здесь - режет...
Тема:Симфония № 6 ре мажор «Утро» (`Le matin`) (1761)
(30.01.2015 10:44)
Лично мне симфонии Гайдна нравятся больше, чем симфонии Бетховена.
Может такое сравнение кому-то покажется крамольным, но это моё
личное... В бурных потоках музыки Бетховена где-то просматривается
дно. В спокойных и прозрачных водах Гайдна глубина не видима. Может
музыка его и бездонна, как истинная красота.
в наше время довольно многие люди больше хотят гармонии и спокойствия,
нежели, как в 19 в., `сумасшедшести`. 1
Собственно, в романтический век Гайдна, как правило, вообще всерьез
не воспринимали, тем более - вне немецкой культуры, где на `большую`
музыку набросились уже в ее романтическом варианте (см. отзывы
Рубинштейна и Кюи).
Моцарта - лучше, но тоже с большими-большими оговорками. Настоящая
музыка, типа, только с Бетховена начиналась. И то - с `бурно
революционного`. Все остальное, как сформулировала подобную точку
зрения Л. Кириллина в своем двухтомнике, это, по мнению довольно
многих, ЕЩЕ НЕ Бетховен или УЖЕ НЕ Бетховен - `это Бетховен писал по
заказу!` (`Антон Иванович сердится`).
Собственно, именно это, `бурно-революционное`, и до сих пор
присутствует в учебниках и, тем более, в поп-литературе как
единственно настоящий, `типичный` Бетховен...
А между тем Бетховен Пасторальной или поздних квартетов (или даже
багателей или Рондо `Ярость по поводу потерянного гроша`, или даже
`Сурка`) такой же настоящий Бетховен.
Как Брамс - он тот же Брамс и в Четвертой симфонии, и в Фортепианном
квинтете, и в Венгерских танцах, и в `Песнях любви`...
И Чайковский везде тот же.
(Хотя может, конечно, показаться, что в случае с Брамсом и с
Чайковским это более очевидно.)
Тема:Симфония № 6 ре мажор «Утро» (`Le matin`) (1761)
(30.01.2015 10:37)
поддерживать клавесином (basso continuo), партия которого даже не
выписывалась, ее клавесинист (он же, как правило, капельмейстер)
импровизировал.
Дело доходило до того, что, когда стали от этой практики постепенно
отказываться, поскольку гармонии стали и так хорошо и равновесно
звучать, без непременного клавесинного `заполнения`, были возражавшие
- вы что, мол, хотите превратить оркестр ученых музикусов в коллектив
неграмотных кабацких лабухов (в подобных группах, естественно,
клавесина не было)? :-)))))
Тема:(Моцарт) Фантазия на темы опер `Свадьба Фигаро` и `Дон-Жуан` для фортепиано (1842)
(16.01.2015 14:10)
конкурс
Тема:Симфония в трех посвящениях op. 14 (2013-14)
(11.01.2015 14:02)
им Третьего концерта Журавлева.
И симфонию слушал, `малеровский` ноктюрн - даже два раза. Тогда, при
первом исполнении в Капелле, он был не частью симфонии, а отдельным
произведением.
По-моему, замечательно!
И, кстати, оркестр с дирижером - тоже на уровне.
Тема:Симфония до мажор
(31.12.2014 21:22)
линии.
Так что многодетность не помогла. Это, кажется, у Салтыкова-Щедрина в
`Господах Головлевых` проводится мысль - коль уж суждено какой-то
семье вымереть, ничего не сделать.
И неважно - Бахи это или Головлевы...
Зато, понятно, другие семьи добиваются процветания.
Вон, к середине 19 в. из старых, `рюриковых времен` княжеских семей в
России остались какие-то ошметки... Зато новые князья, в т. ч.
светлейшие, появились.
Тема:Симфония №3 ре мажор (1875)
(28.12.2014 12:50)
А какой помпезный (и вместе с тем - изумительный, такое не часто
бывает) заключительный полонез!
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №2 соль мажор (1879-80)
(28.12.2014 12:42)
физической мощи, а в духе, в доминантности, если ее нет, то и
привет.
А как Жуков играет с братьями Фейгиными Трио Чайковского!
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №2 соль мажор (1879-80)
(28.12.2014 12:39)
Маазелем 70-х годов в Архиве, Аэлина заценила бы Гилельса
по-настоящему.
Тема:Симфония №2 до минор (1872-73/1879-80)
(28.12.2014 00:49)
Во второй редакции Чайковский `бетховенизировал`, так сказать,
симфонию. :-)
Тема:Симфония №3 ре мажор (1875)
(28.12.2014 00:42)
симфония, на мой малопросвещённый взгляд, Петра Ильича вполне русская.
Точнее сказать, российская.
... космополитическая
предложили исполнить в Вене, `компетентные люди` (и дирижер Ханс
Рихтер) отклонили предложение - посчитали симфонию `слишком русской`.
Ну, им было виднее, не так ли? :-)
Тема:Симфония №1 соль минор `Зимние грёзы` (1866-68/1874)
(28.12.2014 00:39)
Никакого `единства темпа`. В 1-й части, в конце побочной партии
движение вообще останавливается - чтобы вновь возобновиться, да еще
как!
Ясно, что можно спорить о том, зачем любое произведение превращать в
`драму`... Но очень `хватает`, так сказать!