Пользователь: abyrvalg

         
   
Информация о пользователе abyrvalg (не в сети )




   
   


Тема:Опера `Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии` (1903-04)
(24.01.2015 10:17)
sir Grey писал(а):
Ответьте, пожалуйста. Это что,
ужасно звучит для неизвращенного уха (как у меня). Т.е. на нашем,
любительском, языке - дикая фальшь?

Вопрос для Вас, конечно, глупый, да и для многих здесь. Я просто хочу
спросить, в чем фишка. Т.е. чуть-чуть, меньше, чем на полтона, сдвинут
другой колокол. И от этого - дикое ощущение. Я правильно
понял?
Да все верно написал МГК. Я буквально недавно читал, что
наши колокола имеют принципиальное отличие от западных - это
диссонантность. Но эта `расстроенность` звучания колокола, с точки
зрения апологетов русской православной музыки, является достоинством,
придающим особое тембровое богатство звучанию. Звучание делается более
теплым, глубоким. А на западе колокола имеют подчас идеальный строй,
совпадающий с интервалами темперированного строя. И связано это, по
большей части, с карильонами, когда для исполнения определенной музыки
требуется полной нивелировки индивидуального тембра у колоколов,
краткого времени затухания звука, идеального темперированного строя. А
это все принципиально противоречит эстетике православного колокольного
звона.
Еще есть философско-эстетический аспект: наши литейщики видели в
колоколах одухотворенное начало и запрещали их настройку, т.к.
предполагали, что любой колокол должен иметь свою неповторимую
индивидуальность и особую красоту тембра, и вмешиваться в его
внутреннее состояние путем механической подточки для настройки звука
считалось недозволительно, т.к. считали, что колокола - от Бога и
нечего влезать в его духовную сущность. И такое отношение к колоколам
было у нас издревле.
    


Тема:Оратория `Триумф Времени и Правды` (1707)
(24.01.2015 00:05)
Итак, очередная занимательная заметка про Генделя.
23-летний Гендель написал это сочинение в Риме, причем не в жанре
опера, а в жанре оратории, т.к. в Риме, поелику предполагая на тот
момент, что опера как искусство преимущественно развратное, то на нее
был наложен папский запрет, дабы не смущать благочестивую публику. Но
истинные ценители оперного искусства никуда не перевелись и тогда
пришлось прибегать к благочестивому обману (или самообману) —
заказывая и слушая произведения, где на вполне оперную музыку клались
тексты самого благочестивого содержания.
Либретто было написано кардиналом Памфили, который столкнул четверку
аллегорических персонажей: Красоту (сопрано), Наслаждение
(меццо-сопрано), Время (тенор) и Прозрение (контральто). Красота
(персонаж наиболее, так сказать, одушевленный) вначале прислушивается
к убаюкивающим посулам Наслаждения, но затем Время ясно демонстрирует
ей свою неумолимость, а Прозрение помогает увидеть тщету мирских
удовольствий, и в итоге Красота со всей возможной умилительностью
обращается на путь покаяния и благочестия. Помимо общепонятной
назидательности, здесь целый букет важнейших для культуры барокко тем
и образов. Жизнь есть сон, всякое наслаждение мимолетно, ну и весь мир
— театр, конечно.
Музыка Генделя духоподъемным аскетизмом и суровостью тут, конечно, не
отличается — но точно так же в ней сложно услышать (по крайней мере, в
предлагаемой интерпретации) какой-то велеречивый `театр истины` с
котурнами и ходульной патетикой. А предлагаемый в этой записи дирижер
Аим, взявшись за вроде бы `бесчеловечное` произведение, умудрился в
конечном итоге представить его едва ли не более тонким, искренним,
психологичным, подчас даже нервным, чем любая опера с героями из плоти
и крови. И при этом, конечно, редкостно красивым. `Торжество` и так-то
далеко не проходная вещь, полная находок, которые композитор не
стеснялся потом использовать годы и десятилетия (вплоть до
заимствования целых арий — и это арии из числа его лучших и
известнейших).
    


Тема:Опера
(23.01.2015 12:18)
Anonymous писал(а):
`Тоска` мне нравится на
русском языке (оркестр п/у Е.Светланова). `Богема` - постановка 1988
года (дирижёр Северини).
- Да, это запись 1967 года с Милашкиной
и Анджапаридзе в партиях. Милашкина, кстати, идеально подходит на эту
роль. Кстати, потом была запись Милашкиной с Эрмлером, но уже на
итальянском языке, с великолепным составом: Атлантов, Мазурок. Но еще
посоветую слушать караяновскую запись: после его `Тоски` трудно
слушать какую-нибудь другую, Караян здесь достигает поистине
невероятных высот. Из солистов особенно выделяется Каррерас.
Правда, еще очень хорош (ну очень хорош) был Фьораванти в партии
Скарпиа в записи 1960 года под управлением Верницци.

- А в `Богеме` есть одна непревзойденная запись: Караян с Паваротти
1972 года. Умереть - не встать. Роскошь, не поддающаяся оценке,
запись-жемчужина.
    


Тема:Опера
(23.01.2015 00:44)
aleks91801 писал(а):
Возможно, что он был на
минуточку владельцем... Только ипостаси ли царизм и царская бюрократия
одного лица? - разговор не на минутку и едва ли может вестись в
церковных терминах; а вот, что касается личности, то не властен
абсолютно каждый человек в самом себе. Порой, бывает, ему приходится
скрывать под явной личиной(!) подлинное лицо; в этом дисгармония всей
земной жизни, если хотите. Что касается церковной трактовки понятия
`ипостась`, то тут, как Вы знаете, ипостась - проявление одного из
основных, по мнению человека, качеств и сути бесконечно гармоничного
Творца.
Ну Вы прекрасно понимаете, что если сейчас мы будем
цепляться и копаться в терминологиях - то концу края нашим дискуссиям
никогда не будет. Бюрократия ли, царизм ли..... одним словом, была
соответствующая эпоха со всеми присущими ей политическими и
социальными чертами, в которой происходил процесс варки отечественных
композиторов и музыкантов.
    


Тема:Фуга до мажор
(22.01.2015 21:03)
Опять бахохульство?
    


Тема:Опера `Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии` (1903-04)
(22.01.2015 19:12)
musikus писал(а):
...Никогда не понимал - почему
`современная` постановка должна непременно выливаться в идиотские
сценические формы?
Я вот думал про это и полагаю, что у нас
вообще обозначилась некая тенденция с режиссурой, когда нечего слушать
или если тяжело слушать, но есть на что посмотреть. Музыкальная
составляющая стремительно, увы, я вижу, что теряет свои позиции и
уступает актерской игре, сценографии, режиссуре, свету или
техническому оснащению. Для истинных слушателей (те, которые кайф
ловят именно от самой музыки) это, конечно, грустно, для большинства
же неискушенных зрителей — скорее радостно: наконец-то в опере стало
на что посмотреть.
Но проблема-то в том, что так думают сами режиссеры, ведь отчего
опера из крупного музыкального жанра вдруг стала лишь объектом для
модных режиссерских экспериментов? Думается, что в какой-то степени в
том, что сама профессия оперного режиссера переживает сейчас в России
не лучшие времена. Я не знаю каких-либо заметных режиссеров, имеющих
хоть какое-то отношение к опере, диплом режиссера музыкального театра,
насколько я помню, имеют лишь трое — Роман Виктюк Дмитрий Бертман и
Дмитрий Черняков. Но у Виктюка я видел постановки совершенно
провальные, у Бертмана носят характер скорее самодеятельный, а
Черняков - это и так все знают, что это такое.
А ведь в оперу ринулись театральные режиссеры, преданность которых
музыкальному материалу представляется весьма сомнительной. Конечно,
есть какие-то заезжие-приезжие режиссеры с Запада, типа Стрелера или
Някрошюса (тот который ставил Детей Розенталя) и т.д., но у нас-то, У
НАС, такого количества толковых и музыкально-подкованных режиссеров
попросту нет.
Но тут еще проблема и с дирижерами, которые, по идее, должны
вытягивать музыкальную составляющую оперы на первое место и дирижер
должен быть не просто профессиональным дирижером, но и обладать
харизмой, мощью, - в конце концов, быть фанатам оперы. Он должен быть
таким, чтобы ни одна режиссерская выходка не стала произволом, или
полем для сортирно-актуальных экспериментов. Вот есть, к примеру,
Гергиев, похожий на то, чтобы быть таким `идеальным` дирижером, но,
увы, он, увлекшись количеством работы, заметно сдал в смысле ее
качества. Я слышал его `Тристан и Изольду` несколько лет назад и это
было похоже на чтение с листа. А в Москве постановка `Кольцо
Нибелунга` вообще была что-то из ряда вон как по части оркестра так и
режиссуры: над сценой летали не валькирии, а невиданного размера
сперматозоиды.
Вообщем, тенденция по части режиссерства у нас такова, что просто еще
не создался, не сформировался нормальный класс режиссеров, что-либо
понимающих в музыке и класс дирижеров, готовых костьми лечь - но не
пропустить очередную экстравагантную задумку режиссера в ущерб музыке.
А пока наше режиссерское искусство является скорее ребячеством ,чем
серьезным делом.
    


Тема:Опера
(22.01.2015 09:13)
GuglielmoTell писал(а):
Царская бюрократия
презирала всё русское вообще - для неё `талант` существовал только на
Западе.
Да нет, что Вы. Это все издержки советской пропаганды,
что царизм зажимал все русское талантливое музыкальное. История
показывает, что именно благодаря царской семье многое было сделано,
создано и поставлено на ноги в музыкальной сфере. Вспомните только
один факт из истории, что именно благодаря Великой княгине Елене
Павловне была поддержана, например, идея учреждения РМО и
консерватории, она потом финансировала этот проект, внося крупные
пожертвования, в том числе вырученные от продажи лично ей
принадлежавших бриллиантов. А еще раньше открытия и начала
деятельности консерватории она организовывала начальные музыкальные
классы в 1858 году. И таких примеров очень много. Но естественно, что
в любом обществе есть свои интриги, поклонники, фавориты, кого-то не
заметили, что-то отвергли, но это в любом обществе. Конечно, были и
заскорузлые пристрастия тогдашней аристократии к всему западному, в
частности, итальянскому и сами гестарбайтеры с Запада рвались к нам,
вот сейчас даже мало кто помнит, что оперу `Иван Сусанин` первый
сочинил в России не Глинка, а Кавос, у которого были позиции в нашей
стране куда крепче, чем у Михаила Ивановича. Но это опять же
нормальная ситуация для общества, которое бурно развивается.
    


Тема:Опера `Александр` (1726)
(21.01.2015 17:53)
Попишу-ка я про Георгия Фридриховича занимательные заметки в
преддверии 330-тия его дня рождения.
`Александр` был написан в 1726 году, уже после известного ныне `Юлия
Цезаря` и `Тамерлана`, но еще до итальянских шедевров поздней поры —
`Роланда`, `Альцины` и `Ариоданта`. Успех был относителен, но одна
история связанная с оперой, была не столько с самой музыкой оперы,
сколько историями о причудах генделевских артистов, развлекавших и
занимавших умы лондонское общество. Есть даже один полуанекдот, когда
игравший Александра Великого кастрат Сенезино, войдя в роль, ударил
мечом в бутафорскую стену — и продолжил петь героическое, не замечая,
что на мече торчит выдранный кусок `стены`.
Но самое примечательная вещь была связана с тем, что в опере нет
положенных prima donna и seconda donna, `первой` и `второй женщины`,
которым, соответственно, надлежало выделить разное количество арий. У
Генделя просто в одно прекрасное время оказались сразу две
талантливейшие, но одновременно склочные и несносные певицы, Франческа
Куццони и Фаустина Бордони, известные на весь европейский мир помимо
прекрасных голосов тяжелыми характерами и взаимной ненавистью. И не
было никакой другой возможности задействовать в опере обеих соперниц
(порой вцеплявшихся на сцене друг другу в парики), чем придумать для
них абсолютно идентичные по значению роли и паритетные по количеству
музыки партии.
Отсюда и отношение имеется у многих знатоков к `Александру` как к
драматургическому курьезу, которое вообще-то и небезосновательно.
Известно, что либреттист Паоло Ролли использовал старую драму,
положенную на музыку Агостино Стеффани, у которого опера называлась не
просто `Александр`, а `Гордыня Александрова`. Обстоятельства и
сюжетные ходы сохранены: действие происходит в Индии, где македонское
войско воюет с местными раджами; Александр ослеплен гордыней и
требует, чтобы ему воздавали божеские почести; часть его
военачальников устраивает неудачный путч, но в итоге и они прощены, и
царь-завоеватель несколько умеряет спесь. Однако все эти отчаянные
события обозначены эдак походя, а на передний план выходят ухаживания
Александра за двумя пленными принцессами, бактрийской Роксаной и
скифской Лисаврой, между которыми он все никак не может сделать выбор.
То есть к финалу, конечно, приходится определиться в пользу Роксаны,
но и в заключительном ансамбле вместо обычного дуэта следует терцет,
чтобы никого не обидеть.
    


Тема:Фортепианный квартет №3 до минор (1875)
(20.01.2015 15:16)
Osobnyak писал(а):
В квартетах со Стерном баланс
в принципе средний. Может, в записи дело.
Возможно, что запись
такая, видно, что в хейфевской записи некоторые форт. места и у
струнных тоже лучше прочерчены, но общее впечатление все равно за
Стерном. Вообще в подобных камерных сочинениях баланс между струнными
и фортепиано - это совершенно головная боль для многих чутких
слушателей. В некоторых записях не фига не слышна, например, скрипка,
или струнная группа едва обозначает свое присутствие вообще, настолько
фортепиано подавляет своим звучанием. Или наоборот, тишайшее
фортепиано на фоне `ревущих` струнных. Вот, на мой взгляд, таких
звукорежиссеров, делающих студийные записи, надо гнать поганой
метлой за сто километров, это же просто преступники от искусства.
Причем бывает, что хочется послушать редкие какие-то записи
малоизвестных композиторов, а там слушать совершенно невозможно, но
приходится давиться, т.к. других записей нет. Вспоминается тирания
Юдиной по отношению к звукорежиссерам, которые при одном появлении ее
в студии впадали в ужас, от того, что сейчас предстоит выслушивать от
нее. Но ведь я понимаю Юдину полностью, таких спецов по звуку надо
вешать прямо на стойке микрофона - ничего в музыке не понимают, а
запись, между прочим, делается для истории.
    
   
         
Наши контакты