CLASSIC-ONLINE.RU
Регистрация
Поиск по сайту
КОМПОЗИТОРЫ
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
ТОП 100
/
ПО СТРАНАМ
/
ПО ЭПОХАМ И НАПРАВЛЕНИЯМ
/
КНИГИ
ИСПОЛНИТЕЛИ
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
ТОП 100
/
КОЛЛЕКТИВЫ
/
КНИГИ
Пользователь: aleks91801
Информация о пользователе aleks91801 (
не в сети
)
Дата регистрации:
30.09.2014 13:41
Последний визит:
23.02.2022 19:28
Добавил аудио:
98
Добавил видео:
6
Комментарии:
2783
Плейлист:
2
Друзья:
5
Тема:Соната для скрипки и фортепиано № 9 ля мажор `Крейцерова` (1802-03)
(30.01.2022 23:58)
Поразительно, но приходится констатировать, что при обильной
дискографии и достаточной известности в музыкальных кругах, сведения о
биография Андрея Мытника крайне скудны, если не сказать, что они
вообще отсутствуют.
Кроме общеизвестных его многочисленных записях с великими и
известными музыкантами (Коган Леонид, как пример), мне удалось узнать
только годы жизни 1911-1977 и то, что похоронен он на Ваганьковском
кладбище.
Тема:Соната для фортепиано №2 cи минор (1943)
(26.01.2022 18:50)
oriani писал(а):
Моё восприятие Шостаковича очень
созвучно с тем, о чём писала Юдина.
``Шостакович истинно велик. Но вечно быть с ним в печали, тревоге,
муке, потрясении -- не есть единственный метод искусства и мышления.
Он очень устал... Но я его люблю, чту, и ничего нехвалебного о нём не
скажу... а лучше -- промолчу...``
Вот это вот ``очень устал`, да.
Гилельс гениальный здесь.
Он не устал. Он неизменно слышал то,
`чему названья нет`, то, что мы простодушно называем борьбой зла и
добра, от сосредоточенных мыслей о которой, мы довольно быстро устаем
и не желаем быть с этим `в печали, тревоге, муке, потрясении`. Устала
сама Юдина от мыслей Шостаковича, и устает от откровений Шостаковича
именно слушатель, но не композитор.
В той же реплике-рассуждении Юдина, если не ошибаюсь, говорит о том,
что Шостакович бывает и светел, и такие его проявления подобны
шумано-шубертовским интонациям.
Тема:Соната для фортепиано №2 cи минор (1943)
(26.01.2022 11:50)
Очень советую послушать это исполнение. Оно, в отличие от игры
Гилельса, более `живое` что-ли, более естественное по цвету, так
сказать. У Гилельса как бы разговор человека с самим собой в не очень
бодрый период состояния его души. Здесь музыка сама приходит как бы
извне, из внешнего мира, как естественная, звучащая часть его
естества.
Тема:Соната для фортепиано №2 cи минор (1943)
(26.01.2022 11:35)
Странно то, что соната повсюду датируется 1942 годом.
В письме Соллертинскому из Куйбышева от 19.02.1943 Шостакович пишет:
`За время болезни я сочинил первую часть сонаты для рояля. Приступаю
ко второй. Как видишь, работаю. Лёва /Оборин - вставка моя/ вчера
первую часть похвалил и предложил вымарать лишнюю страницу, что я и
сделал`. И уже 14 марта 1943 Шостакович пишет: `Я страдаю графоманией.
Написал почти всю фортепианную сонату...`.
Очевидно, что она закончена в 1943 году и в этом же году впервые
исполнена автором в Куйбышеве.
Насчет `смертельного ужаса` соглашусь с предыдущим постом Anonymous.
Никакого смертельного ужаса во время написания сонаты у ДДДШ не
наблюдалось. Разве только в переписке с Соллертинским он непрестанно
жалуется на тяжелую болезнь, но это и понятно - брюшной тиф, который
композитор перенес в эвакуации в Куйбышеве, заболевание из разряда `не
дай бог никому`. В остальном - обычная деловая переписка.
Кстати, где-точитал, что сам ДДШ относился к этой сонате с долей
скепсиса, называя её чем-то вроде импровизационной забавы, но точноне
вспомню.
Тема:Соната для фортепиано №2 cи минор (1943)
(26.01.2022 11:17)
Niksti писал(а):
Прошу прощения, но это не
параллельный, а одноимённый Си мажор, т.е., то, о чём пишет Weina,
имеет место быть: появляется тоника Си в другом, мажорном ладовом
наклонении.
Да, вы правы. На каком-то `автомате` написал
`параллельный`. Но сути не меняет - он не возникает неожиданно. Он
основательно подготовлен упомянутой мной фадиезной фигурой. Его даже
как-то ожидаешь.
Тема:Симфония № 3 ми-бемоль мажор `Героическая` (1803-04)
(20.01.2022 00:21)
Anonymous писал(а):
.... Да и дело не в титулах,
а в самом величии личности Наполеона. ...
`Не властны мы в самих
себе` (С), и титул меняет личность. Возможно, что именно это
`композитор-барин` осознал, а потому порвал, как писал, кажется,
Шиндлер, страницу с посвящением.
Тема:Симфония № 3 ми-бемоль мажор `Героическая` (1803-04)
(20.01.2022 00:08)
Anonymous писал(а):
...
А по поводу симфонии не зря после премьеры писали, что произведение
слишком длинное и высидеть - мучение для почтенной публики. Я думаю,
если бы дирижёр хотя бы временами пританцовывал или ещё что делал
интересного, то было бы эффектнее.
...
Дело в том, что темы этой Симфонии нельзя изложить
конспективно.
Здесь довольно сложный процесс возникает, который трудно пояснить в
связи с тем, что далеко не каждому дано услышать такую музыку в себе,
которая, развиваясь, требует включения всё новых и новых музыкальных
же ремарок, уводящих, порой, в сторону от доминируещего мотива
настолько, что его приходится возвращать чуть ли не силой, силой
разума творца симфонии, который посмел в принципе взяться за изложение
столь многосмыслового и многопланового сюжета, внешне вызванного к
жизни сильнейшими впечатлениями от известнй исторической личности, но
вовсе, как оказалось, смысл изложения не ограничился только этим.
Аналогичные ситуации, уж поверьте, складываются, порой, в различных
отраслях науки, философии, искусства. Складываются тогда, когда автор,
начав творить, осознает, вдруг, что он не в состоянии справиться с
задачей из-за её саморазвивающейся разветвленности.
Бетховену удалось справиться с постигшим его озарением. Пусть кому-то
и не нравится выслушивание этой концептуальной композиции, но она
крайне содержательна и невероятно прекрасна. Да и не стоит, право,
всякий раз читать роман от корки до корки в один присест. Многие
главы, скажем, таких книг как `Война и мир` или `Будденброки`
проходят по шагам. Иногда перечитывая отдельные главы или даже сцены,
или просто фразы даже.
Эта Симфония из того же разряда. Кто-то желает, а кто-то может её
слушая неотрывно, а кому-то приходися довольствоваться `кусочкам`, но
утверждения о ней как о скуке во плоти?! - чепуха полная.
Тема:Переписка
(14.01.2022 22:26)
SergeyLevin писал(а):
Что именно у Равеля
получилось лучше? Перепысываться с Мартыновым? Или
Пелецисом?
Манера письма, ладовый строй музыки,
полуимпровизационный характер изложения.
Тема:Данте-симфония №1 `Среди живых` (1998)
(13.01.2022 19:42)
iulian_b писал(а):
... с 21 секунды там где
скрипка вступает, очень похоже на главную тему из Гарри Поттера,
который вышел на 4 года позже. (читал в ВК, комментарий, тоже человек
неизвестный мне про такое похожее написал, ... недоумевал зачем
Тищенко процитировал Гарри Поттера, музыкальную тему)
Простите,
но тот, кто впервые заметил якобы сходство тем, а также распространил
это свое `открытие` по различным социальным и иным сетям, был, на мой,
разумеется, взгляд, туговат на ухо.
Здесь есть ноты произведения Бориса Тищенко, а найти нотное изложение
темы из сериала про Г. Поттера не составит никакого труда. Визуальное
сравнение нотного изложения тем Бориса Тищенко и Джона Уильямса
успокоит ищущих плагиат сразу.
Тема:Аллегретто для скрипки и фортепиано ми мажор (1948)
(10.01.2022 21:28)
Kiatia писал(а):
По какому поводу композитор
написал это милое произведение?
Повода особого не было. Просто,
наверное), милая мелодия осенила Штрауса в конце жизни и оказалась
темой последнего написанного им камерного произведения.
Тема:Кантата `Erhalt uns, Herr, bei deinem Wort`
(10.01.2022 21:11)
ditlinda писал(а):
///
А мне нравится Риллинг именно тем, что он взял все лучшее от
аутентистов и от экпрессивных романтиков и соединил всё это в
неповторимом `букете` ///
Вот в этом все и дело! Не надо
нарочитого аутентизма, не надо самозабвений романтики, не надо
постмодернизма или неоклассицизма, если действуют великие мастера. В
их руках и голосах музыка зазвучит именно так, как она должна звучать
в данной эпохе, и в звучании этом будет и прошлое, и сегодня и
будущее, и вечная красота всего, что написано И. С. Бахом.
Тема:Русская казачья песня «Черный ворон, что ты вьешся»
(10.01.2022 17:41)
oriani писал(а):
...
А у песни множество вариантов текста и его толкований. Версий о
происхождении тоже несколько. Информация об этом легко ищется в сети.
Я склоняюсь к версии о том, что песня очень-очень древняя, и Верёвкин
написал стихи, взяв за основу фольклорный материал. ...
Уважаемая
oriani, очень заинтересовало Ваше сообщение.
Из вариантов песни мне известно только три.
Несколько обескураживаент Ваше указание на то, что Веревкин Н.Ф.
опирался на некие древние источники. Дело в том, что этот человек был
по сути `простым` унтер-офицером и исследовать архивы или заниматься
фолклорнными изысканиями ему было некогда, да и не по чину. Его талант
основан на исключительно природных данных натуры.
Не могли бы Вы привести какие-то конкретные ссылки из сети, поскольку
мне не удалось найти указанную Вами информацию. Был бы очень
признателен, а также, думаю, не только один я, но и многие форумчане,
за какие-либо сведения или тексты, на которые опирался Веревкин
Николай Федорович, подтверждающие древнее происхождение этого шедевра.
Заранее благодарен Вам.
Тема:Русская казачья песня «Черный ворон, что ты вьешся»
(09.01.2022 00:32)
Малоизвестный факт.
Слова песни в основном принадлежат Веревкину Николаю Федоровичу.
Верёвкин Н.Ф. был унтер-офицером Невского пехотного полка. Воевал в
Персидскую войну, Турецкую войну, Польскую кампанию в период 1828-1831
гг. Он написал слова ко многим песням, среди которых `Любо, братцы,
любо...` и `Черный ворон`, которая изначально называлась `Под ракитою
зеленой`.
Впоследствие слова песен подверглись переделкам в соответствии с
`запросами` различных эпох.
Вот исходный текст `Под ракитою зеленой`, опубликованный впервые в
1837 году журналом `Библиотека для чтения`.
***
Под ракитою зеленой
Русский раненый лежал,
Ко груди, штыком пронзенной,
Крест свой медный прижимал.
Кровь лилась из свежей раны
На истоптанный песок;
Над ним вился черный ворон,
Чуя лакомый кусок.
«Ты не вейся, черный ворон,
Над моею головой!
Ты добычи не дождешься,
Я солдат еще живой!
Ты слетай в страну родную,
Отнеси маменьке поклон.
Передай платок кровавый
Моей женке молодой.
Ты скажи: она свободна,
Я женился на другой.
Я нашел себе невесту
В чистом поле, под кустом;
Моя сваха – востра сабля,
И венчал граненый штык;
Взял невесту тиху, скромну
И приданно небольшо.
Взял приданно небольшое –
Много лесу и долин,
Много сосен, много елок,
Много, много вересин.`
Тема:«Ave Maria» (ок. 1968)
(07.01.2022 23:58)
balaklava писал(а):
Да, Вы правы, конечно же
Бартоли. А кто же ещё? Не Мендельсон же?
Уважаемый balaklava,
меня в свое время заинтересовало известие о том, что Бартоли ни разу в
жизни не исполняла произведение `Ave Maria`, написанное Вавиловым
Владимиром Федоровичем.
Ну, то есть мне есть что сказать о том факте, который не дает вам
покоя в связи с авторством Вавилова В.Ф. на данное сочинение, что вы
пытаетесь опровергнуть или поставить под сомнение наличием записей под
фамилией Каччини.
Владимир Федорович сам `виноват` в этой повсеместной каччинизации, но
что сделано, то сделано.
Так вот, возвращаясь к идеальному для вас исполнению `Аве Мария` от
Бартоли.
Бартоли никогда не исполняла это произведение Вавилова. Это
обосновывается полученными мной ответами от официального сайта Чечилии
Бартоли. Но не волнуйтесь так, прошу вас. Запись `Аве Мария`, якобы от
Бартоли, уже так распространилась по миру, что по масштабу введения
публики в заблуждение вполне себе равноценна приписыванию Каччини
данного замечательного произведения, приписавания композитору,
извлеченному из небытия самим Владимиром Федоровичем.
Так они и `живуют` вместе - Каччини и Бартоли, хотя никто из них не
имеет никакого отношения к шедевру тихого гения Вавилова Владимира
Федоровича.
Тема:`Собор` (La catedral), сюита для гитары (1921/1938)
(31.12.2021 13:51)
oriani писал(а):
Это да... Для создания иного
Собора материя требуется тончайшая... тоньше музыкальной
ткани.
Приятно, что вы не отказываете музыке хотя бы в наличии
`музыкальной ткани`, из которой она, на ваш, по-видимому, взгляд
состоит. Ну, а коли ткань есть, то и до визуальных образов из этой
ткани недалече.
Не по теме триптих-сюита - человек, воспринимая внешнее, включая
различные, в том числе и музыкальные, звуки неизменно создает образы в
себе, которые мы условно называем визуальными. Разумеется, воспринимая
музыку в различые моменты жизни, мы, сообразно существу этих моментов,
создаем различные образы, равно как и одни и те же слова из уст одного
человека дают вам возможность умиротворенно замереть, наслаждаясь
`истиной`, а будучи сказанными иным - вызовут безудержную жажду
возражать. Такова природа наша - любой звук вызывает образ и
соответствующую реакцию на него, а уж звуки, выстроенные в виде
определенной последовательности одним из обученных определенному
мастерству членов нашего вида, способны к тому же породить
ассоциативные визуальные образы задуманной автором направленности, как
вот и в этом случае - автору замечательно удалось нарисовать звуками
собор.
Тема:Ноктюрн №20 для фортепиано до-диез минор (1830)
(31.12.2021 00:36)
Вот здесь сон слетит https://classic-online.ru/archive/?file_id=296624
Тема:`Собор` (La catedral), сюита для гитары (1921/1938)
(30.12.2021 18:11)
oriani писал(а):
Никак не можем... поскольку в
иконописи нет такого термина -- `сюита`. Термин музыкальный,
обозначающий чередование частей в определённой последовательности.
Кроме того, в музыке нет конкретных визуальных образов, воспринимаем
мы её индивидуально... а собор -- понятие широкое. Так что, тут каждый
сам определяется с выбором -- триптих, сюита -- кому что...
Я вас
понял. Ничего нового. Уже писал, что всяк горазд свои `определения`
выименовывать: симфония, соната, сюита... музыка же лишена `конкретных
визуальных образов` (С). Жаль только, что академическому уму маэстро
Августина Барриоса уже не понять, что не стоило ему напрягать
слушателя даже намеком на некий визуальный образ, именуя своё
произведение `Собор`, пытаясь звуками вызвать в слушателе то, что
музыка не имеет и дать не может - конкретных визуальных образов, и
уяснить тот факт, что `собор -- понятие широкое` и следовало бы
конкретизировать, что имеется в виду: величественный храм, собрание
церковных иерархов или некий праздник.
Вот еще Перт Ильич написал однажды пьесу `Подснежник` - ну, это было
давно, а теперь глупо же, право, пытыться вызвать в современной
женщине соответствующий визуальный образ.
Или вот еще начнет орган хорал выводить `EIN FESTE BURG IST UNSER
GOTT`, а вы - в пляс.
На сём дискуссию с уважаемыми дамами завершаю. Мне, поверьте,
совершенно не важно, что здешним знатокам музыки важно утвердить свое
мнение о сочинении как о сюите, и уж тем паче не настаиваю на
восприятии оного в качестве триптиха.
Вы очень хорошо всё пояснили, практически исчерпали тему. Спасибо.
P.S. И вывод самый простой из всего - упорство знатоков-меломанов и
музыковедов всё же должно касаться более тонких материй, а не
стандартных ситуаций, где им просто не пришло в голову определить
форму пьесы простым и понятым термином, затеяв рассуждения о сюите,
кои сами по себе вполне себе уместны, конечно.
Тема:`Собор` (La catedral), сюита для гитары (1921/1938)
(29.12.2021 22:54)
Niksti писал(а):
Вы можете назвать Собор
триптихом, если Вам так нравится, но это не отменяет того, что это
сюитный цикл или, попросту, сюита.
Спасибо.
Дело не в том, что мне нравится или не нравится, а также я не слишком
стремился обрести свободу именовать триптих сюитой.
Сюита всё же, как правило, представляет собой череду контрастирующих
частей целого (!), объединяющего себя в некое единство на основе -
исходно, исторически - жанровой однородности, хотя в дальнейшем такая
трактовка утратила границы и нынче сюитами, сонатами, симфониями,
балладами называют всё, что душеньке угодно.
Триптих - по академическим словарям, во избежание полемики -
`Произведение искусства из трех картин, рисунков, рельефов и т.п.,
объединенных общей идеей или темой` (С).
Обсуждаемое произведение имеет имя собственное `Собор`, состоит из
трех частей, объединенных, таким образом, не жанровыми особенностями,
а именно идеей, темой - специфическое соответствующее впечатление
автора, выраженное музыкой. При этом, представляется, что композитору
было важно, чтобы слушатель воспринял триптих непременно как целое,
как именно `Собор`, то есть представил себе образ величественного
сообружения (вы же собор видели когда-нибудь, допускаю).
Есть, скажем, иконы-триптихи. Вы можете называть их иконами-сюитами.
Тема:`Собор` (La catedral), сюита для гитары (1921/1938)
(29.12.2021 00:13)
Volovikelena писал(а):
....
Признаки сюиты вполне очевидны, а вот сонаты здесь нет.
Есть
такое понятие - Триптих. Вы о нём прекрасно осведомлены -
произведение, смыслово состоящее из трёх частей и иногда, по задумке
автора, возможно, развивающих в собственном пространстве-времени его
восприятие темы произведения в развитии неких событий.
В данном случае, очень формализовано, разумеется, нечто такое
возможно:
1. Прелюдия (Встреча) - путь к Собору, остановка при входе и т.п.
2. Andante religioso - родились мысли и чувства религиозного,
духовного строя - спокойное размышление.
3. Allegro solemne (Торжественное аллегро (условно) - кульминация
чувств - внутренний восторг, вызванный совершенством Собора.
Не сюита здесь всё же. Триптих.
Тема:Соната для фортепиано ми минор
(27.12.2021 22:50)
Sir Gray писал(а):
...
По-моему, в первой части должна быть не острота, а тайна, что-то
заговорщическое. Сыграл фразу - затаился... повторил -
затаился.
Да, согласен. А после того, как исполнитель во второй
раз затаится, он непременно должен медленно окинуть взглядом публику,
а уж затем продолждить.
Здесь нет смысла затаиваться. Восходящую фразу поглощает резкий
смыслово, хотя и мягкий в исполнении, нисходящий `отлив`, решительно и
навсегда прекращающий всякое движение музыки тоникой, но(!) это ему не
удается - неизбежная смерть отрицается новой жизнью. Ещё дважды
начинается из той же исходной точки устремленый вверх поток - вновь
рождается жизнь-движение, и, наконец, преодолев третью попытку
умервщления, уходит из минора в до мажор, чтобы в дальнейшем кратком
примерении затихнуть, дать себе передохнуть в краткоживущем
си-мажорном трезвучии... Затем вновь, из уже ничего, возникает всё та
же восходящая фраза... А вы где-то на этом пути затаится решили?
Я не думаю, что Гайдн что-то в таком роде представлял. Черт его
знает, что он вообще представлял, но на то он и гений, что, просто
`сочиняя`, творит произведение, смысл которого больше, чем он себе
представлял. Поколениями не вычерпать.
Тема:Баллада для фортепиано № 1 соль минор (1831-35)
(22.12.2021 00:23)
Volovikelena писал(а):
.... А тут - 8 лет. Цитата
есть очень известная: «Уехав из России, я потерял желание сочинять.
Лишившись родины, я потерял самого себя…»
Шопеновские сейчас не найду - долго искать. Да и по-другому у него
было. Там достаточно мазурки послушать Парижского периода - в них всё.
... Но от сердца отдельно жить не сможешь.
Но ведь сочинял и не
потерял. Не стоит много придавать значения свежим чувствам, доверенным
бумаге. Стоит выждать паузу... и музыка польётся.
Шопен, по воспоминаниям Жорж Санд, обладал натурой, которая всецело
тяготела к трагизму, выражавшемуся порой в нервных срывах по малейшим
и даже нелепым поводам - он, например, очень переживал, что потеет на
жаре и не жалал это терпеть, как все иные люди.
А никто отдельно и не живет. Просто не стоит его, ни своё и ни чужое,
перегружать лишним. Оно и так делает в среднем около 4000 ударов в
час, в относительном покое.
Тема:Соната для фортепиано №17 ре минор (1801-02)
(22.12.2021 00:16)
А вот точное, прекрасное своим внутренним покоем и исполненное
благородного достоинства, без истерик и вслипываний, исполнение
профессора музыки и жизни, такими, какими он их понимал в далеком уже
2006 году.
Тема:Соната для фортепиано №17 ре минор (1801-02)
(21.12.2021 23:57)
Вот отличный образец совершенно неровного исполнения, что отличает его
от недавно обсуждавшегося исполнения, которое выложено вот тут
https://classic-online.ru/archive/?p=1&file_id=175353#comment_640323.
Темпы во всех частях слишком... хотя уводят за собой безо всякого
напряжения.
Запись, если не ошибаюсь, 1953.... Нет, всё же 1954 года.
И вообще, кто назвал эту сонату `Буря`? Чушь полная. Никакая не буря.
Тема:Баллада для фортепиано № 1 соль минор (1831-35)
(21.12.2021 23:46)
Volovikelena писал(а):
... В данном случае -
Шопен и Рахманинов. Потому что переживали они по сути одно: их мир, в
котором они были счастливы, развалился на куски. Ворота за спиной
захлопнулись - и всё, безвозвратно в ту страну, какую они знали и
любили. ...
Простите, я так и не понял - какой мир развалился у
Шопена, и ворота куда для него захлопнулись?
Да, собственно, бог бы с этим.
Я просто не вижу никаких развалившихся на куски миров. Вообще не
вижу. Ни у того, ни у другого. Оба прожили насыщенную событиями и
далеко не убогую жизнь. Оба были человеками, страдания которых не
превышали страдания иных, живших рядом с ними.
Более того, в отличие от `простых`, для кого и в самом деле малейшие
потрясения грозят отсечением от даже физического существования, оба
композитора получили великий дар, который позволил им переживать
невзгоды посредством той самой, простите, сублимационной составляющей.
Жаль, конечно, что болезнь убила Шопена в замечательном для
творчества возрасте.
Что касается Рахманинова, то он вполне адекватно своей натуре прожил
отмеренный ему срок и даже не сильно мучался болями, т.к. обладал
способностью терять болевые ощущения даже от малых доз морфия. Вечером
причастился вполне сознательно и тихо ушел в наступившую ночь.
Зачем искать столько поводов для приписывания этим людям гигантских
страданий? Не знаю. Воля Ваша.
Тема:Симфония №5 (1974)
(21.12.2021 23:22)
Замечательная симфония. Мастер записал.
Запись, кажется, премьерная, состоявшаяся в 1975 году.
«
1
2
...»
112
Наши контакты
Тема:Соната для скрипки и фортепиано № 9 ля мажор `Крейцерова` (1802-03)
(30.01.2022 23:58)
дискографии и достаточной известности в музыкальных кругах, сведения о
биография Андрея Мытника крайне скудны, если не сказать, что они
вообще отсутствуют.
Кроме общеизвестных его многочисленных записях с великими и
известными музыкантами (Коган Леонид, как пример), мне удалось узнать
только годы жизни 1911-1977 и то, что похоронен он на Ваганьковском
кладбище.
Тема:Соната для фортепиано №2 cи минор (1943)
(26.01.2022 18:50)
созвучно с тем, о чём писала Юдина.
``Шостакович истинно велик. Но вечно быть с ним в печали, тревоге,
муке, потрясении -- не есть единственный метод искусства и мышления.
Он очень устал... Но я его люблю, чту, и ничего нехвалебного о нём не
скажу... а лучше -- промолчу...``
Вот это вот ``очень устал`, да.
Гилельс гениальный здесь.
`чему названья нет`, то, что мы простодушно называем борьбой зла и
добра, от сосредоточенных мыслей о которой, мы довольно быстро устаем
и не желаем быть с этим `в печали, тревоге, муке, потрясении`. Устала
сама Юдина от мыслей Шостаковича, и устает от откровений Шостаковича
именно слушатель, но не композитор.
В той же реплике-рассуждении Юдина, если не ошибаюсь, говорит о том,
что Шостакович бывает и светел, и такие его проявления подобны
шумано-шубертовским интонациям.
Тема:Соната для фортепиано №2 cи минор (1943)
(26.01.2022 11:50)
Гилельса, более `живое` что-ли, более естественное по цвету, так
сказать. У Гилельса как бы разговор человека с самим собой в не очень
бодрый период состояния его души. Здесь музыка сама приходит как бы
извне, из внешнего мира, как естественная, звучащая часть его
естества.
Тема:Соната для фортепиано №2 cи минор (1943)
(26.01.2022 11:35)
В письме Соллертинскому из Куйбышева от 19.02.1943 Шостакович пишет:
`За время болезни я сочинил первую часть сонаты для рояля. Приступаю
ко второй. Как видишь, работаю. Лёва /Оборин - вставка моя/ вчера
первую часть похвалил и предложил вымарать лишнюю страницу, что я и
сделал`. И уже 14 марта 1943 Шостакович пишет: `Я страдаю графоманией.
Написал почти всю фортепианную сонату...`.
Очевидно, что она закончена в 1943 году и в этом же году впервые
исполнена автором в Куйбышеве.
Насчет `смертельного ужаса` соглашусь с предыдущим постом Anonymous.
Никакого смертельного ужаса во время написания сонаты у ДДДШ не
наблюдалось. Разве только в переписке с Соллертинским он непрестанно
жалуется на тяжелую болезнь, но это и понятно - брюшной тиф, который
композитор перенес в эвакуации в Куйбышеве, заболевание из разряда `не
дай бог никому`. В остальном - обычная деловая переписка.
Кстати, где-точитал, что сам ДДШ относился к этой сонате с долей
скепсиса, называя её чем-то вроде импровизационной забавы, но точноне
вспомню.
Тема:Соната для фортепиано №2 cи минор (1943)
(26.01.2022 11:17)
параллельный, а одноимённый Си мажор, т.е., то, о чём пишет Weina,
имеет место быть: появляется тоника Си в другом, мажорном ладовом
наклонении.
`параллельный`. Но сути не меняет - он не возникает неожиданно. Он
основательно подготовлен упомянутой мной фадиезной фигурой. Его даже
как-то ожидаешь.
Тема:Симфония № 3 ми-бемоль мажор `Героическая` (1803-04)
(20.01.2022 00:21)
а в самом величии личности Наполеона. ...
себе` (С), и титул меняет личность. Возможно, что именно это
`композитор-барин` осознал, а потому порвал, как писал, кажется,
Шиндлер, страницу с посвящением.
Тема:Симфония № 3 ми-бемоль мажор `Героическая` (1803-04)
(20.01.2022 00:08)
А по поводу симфонии не зря после премьеры писали, что произведение
слишком длинное и высидеть - мучение для почтенной публики. Я думаю,
если бы дирижёр хотя бы временами пританцовывал или ещё что делал
интересного, то было бы эффектнее.
...
конспективно.
Здесь довольно сложный процесс возникает, который трудно пояснить в
связи с тем, что далеко не каждому дано услышать такую музыку в себе,
которая, развиваясь, требует включения всё новых и новых музыкальных
же ремарок, уводящих, порой, в сторону от доминируещего мотива
настолько, что его приходится возвращать чуть ли не силой, силой
разума творца симфонии, который посмел в принципе взяться за изложение
столь многосмыслового и многопланового сюжета, внешне вызванного к
жизни сильнейшими впечатлениями от известнй исторической личности, но
вовсе, как оказалось, смысл изложения не ограничился только этим.
Аналогичные ситуации, уж поверьте, складываются, порой, в различных
отраслях науки, философии, искусства. Складываются тогда, когда автор,
начав творить, осознает, вдруг, что он не в состоянии справиться с
задачей из-за её саморазвивающейся разветвленности.
Бетховену удалось справиться с постигшим его озарением. Пусть кому-то
и не нравится выслушивание этой концептуальной композиции, но она
крайне содержательна и невероятно прекрасна. Да и не стоит, право,
всякий раз читать роман от корки до корки в один присест. Многие
главы, скажем, таких книг как `Война и мир` или `Будденброки`
проходят по шагам. Иногда перечитывая отдельные главы или даже сцены,
или просто фразы даже.
Эта Симфония из того же разряда. Кто-то желает, а кто-то может её
слушая неотрывно, а кому-то приходися довольствоваться `кусочкам`, но
утверждения о ней как о скуке во плоти?! - чепуха полная.
Тема:Переписка
(14.01.2022 22:26)
получилось лучше? Перепысываться с Мартыновым? Или
Пелецисом?
полуимпровизационный характер изложения.
Тема:Данте-симфония №1 `Среди живых` (1998)
(13.01.2022 19:42)
скрипка вступает, очень похоже на главную тему из Гарри Поттера,
который вышел на 4 года позже. (читал в ВК, комментарий, тоже человек
неизвестный мне про такое похожее написал, ... недоумевал зачем
Тищенко процитировал Гарри Поттера, музыкальную тему)
но тот, кто впервые заметил якобы сходство тем, а также распространил
это свое `открытие` по различным социальным и иным сетям, был, на мой,
разумеется, взгляд, туговат на ухо.
Здесь есть ноты произведения Бориса Тищенко, а найти нотное изложение
темы из сериала про Г. Поттера не составит никакого труда. Визуальное
сравнение нотного изложения тем Бориса Тищенко и Джона Уильямса
успокоит ищущих плагиат сразу.
Тема:Аллегретто для скрипки и фортепиано ми мажор (1948)
(10.01.2022 21:28)
написал это милое произведение?
наверное), милая мелодия осенила Штрауса в конце жизни и оказалась
темой последнего написанного им камерного произведения.
Тема:Кантата `Erhalt uns, Herr, bei deinem Wort`
(10.01.2022 21:11)
А мне нравится Риллинг именно тем, что он взял все лучшее от
аутентистов и от экпрессивных романтиков и соединил всё это в
неповторимом `букете` ///
нарочитого аутентизма, не надо самозабвений романтики, не надо
постмодернизма или неоклассицизма, если действуют великие мастера. В
их руках и голосах музыка зазвучит именно так, как она должна звучать
в данной эпохе, и в звучании этом будет и прошлое, и сегодня и
будущее, и вечная красота всего, что написано И. С. Бахом.
Тема:Русская казачья песня «Черный ворон, что ты вьешся»
(10.01.2022 17:41)
А у песни множество вариантов текста и его толкований. Версий о
происхождении тоже несколько. Информация об этом легко ищется в сети.
Я склоняюсь к версии о том, что песня очень-очень древняя, и Верёвкин
написал стихи, взяв за основу фольклорный материал. ...
oriani, очень заинтересовало Ваше сообщение.
Из вариантов песни мне известно только три.
Несколько обескураживаент Ваше указание на то, что Веревкин Н.Ф.
опирался на некие древние источники. Дело в том, что этот человек был
по сути `простым` унтер-офицером и исследовать архивы или заниматься
фолклорнными изысканиями ему было некогда, да и не по чину. Его талант
основан на исключительно природных данных натуры.
Не могли бы Вы привести какие-то конкретные ссылки из сети, поскольку
мне не удалось найти указанную Вами информацию. Был бы очень
признателен, а также, думаю, не только один я, но и многие форумчане,
за какие-либо сведения или тексты, на которые опирался Веревкин
Николай Федорович, подтверждающие древнее происхождение этого шедевра.
Заранее благодарен Вам.
Тема:Русская казачья песня «Черный ворон, что ты вьешся»
(09.01.2022 00:32)
Слова песни в основном принадлежат Веревкину Николаю Федоровичу.
Верёвкин Н.Ф. был унтер-офицером Невского пехотного полка. Воевал в
Персидскую войну, Турецкую войну, Польскую кампанию в период 1828-1831
гг. Он написал слова ко многим песням, среди которых `Любо, братцы,
любо...` и `Черный ворон`, которая изначально называлась `Под ракитою
зеленой`.
Впоследствие слова песен подверглись переделкам в соответствии с
`запросами` различных эпох.
Вот исходный текст `Под ракитою зеленой`, опубликованный впервые в
1837 году журналом `Библиотека для чтения`.
***
Под ракитою зеленой
Русский раненый лежал,
Ко груди, штыком пронзенной,
Крест свой медный прижимал.
Кровь лилась из свежей раны
На истоптанный песок;
Над ним вился черный ворон,
Чуя лакомый кусок.
«Ты не вейся, черный ворон,
Над моею головой!
Ты добычи не дождешься,
Я солдат еще живой!
Ты слетай в страну родную,
Отнеси маменьке поклон.
Передай платок кровавый
Моей женке молодой.
Ты скажи: она свободна,
Я женился на другой.
Я нашел себе невесту
В чистом поле, под кустом;
Моя сваха – востра сабля,
И венчал граненый штык;
Взял невесту тиху, скромну
И приданно небольшо.
Взял приданно небольшое –
Много лесу и долин,
Много сосен, много елок,
Много, много вересин.`
Тема:«Ave Maria» (ок. 1968)
(07.01.2022 23:58)
Бартоли. А кто же ещё? Не Мендельсон же?
меня в свое время заинтересовало известие о том, что Бартоли ни разу в
жизни не исполняла произведение `Ave Maria`, написанное Вавиловым
Владимиром Федоровичем.
Ну, то есть мне есть что сказать о том факте, который не дает вам
покоя в связи с авторством Вавилова В.Ф. на данное сочинение, что вы
пытаетесь опровергнуть или поставить под сомнение наличием записей под
фамилией Каччини.
Владимир Федорович сам `виноват` в этой повсеместной каччинизации, но
что сделано, то сделано.
Так вот, возвращаясь к идеальному для вас исполнению `Аве Мария` от
Бартоли.
Бартоли никогда не исполняла это произведение Вавилова. Это
обосновывается полученными мной ответами от официального сайта Чечилии
Бартоли. Но не волнуйтесь так, прошу вас. Запись `Аве Мария`, якобы от
Бартоли, уже так распространилась по миру, что по масштабу введения
публики в заблуждение вполне себе равноценна приписыванию Каччини
данного замечательного произведения, приписавания композитору,
извлеченному из небытия самим Владимиром Федоровичем.
Так они и `живуют` вместе - Каччини и Бартоли, хотя никто из них не
имеет никакого отношения к шедевру тихого гения Вавилова Владимира
Федоровича.
Тема:`Собор` (La catedral), сюита для гитары (1921/1938)
(31.12.2021 13:51)
Собора материя требуется тончайшая... тоньше музыкальной
ткани.
`музыкальной ткани`, из которой она, на ваш, по-видимому, взгляд
состоит. Ну, а коли ткань есть, то и до визуальных образов из этой
ткани недалече.
Не по теме триптих-сюита - человек, воспринимая внешнее, включая
различные, в том числе и музыкальные, звуки неизменно создает образы в
себе, которые мы условно называем визуальными. Разумеется, воспринимая
музыку в различые моменты жизни, мы, сообразно существу этих моментов,
создаем различные образы, равно как и одни и те же слова из уст одного
человека дают вам возможность умиротворенно замереть, наслаждаясь
`истиной`, а будучи сказанными иным - вызовут безудержную жажду
возражать. Такова природа наша - любой звук вызывает образ и
соответствующую реакцию на него, а уж звуки, выстроенные в виде
определенной последовательности одним из обученных определенному
мастерству членов нашего вида, способны к тому же породить
ассоциативные визуальные образы задуманной автором направленности, как
вот и в этом случае - автору замечательно удалось нарисовать звуками
собор.
Тема:Ноктюрн №20 для фортепиано до-диез минор (1830)
(31.12.2021 00:36)
Тема:`Собор` (La catedral), сюита для гитары (1921/1938)
(30.12.2021 18:11)
иконописи нет такого термина -- `сюита`. Термин музыкальный,
обозначающий чередование частей в определённой последовательности.
Кроме того, в музыке нет конкретных визуальных образов, воспринимаем
мы её индивидуально... а собор -- понятие широкое. Так что, тут каждый
сам определяется с выбором -- триптих, сюита -- кому что...
понял. Ничего нового. Уже писал, что всяк горазд свои `определения`
выименовывать: симфония, соната, сюита... музыка же лишена `конкретных
визуальных образов` (С). Жаль только, что академическому уму маэстро
Августина Барриоса уже не понять, что не стоило ему напрягать
слушателя даже намеком на некий визуальный образ, именуя своё
произведение `Собор`, пытаясь звуками вызвать в слушателе то, что
музыка не имеет и дать не может - конкретных визуальных образов, и
уяснить тот факт, что `собор -- понятие широкое` и следовало бы
конкретизировать, что имеется в виду: величественный храм, собрание
церковных иерархов или некий праздник.
Вот еще Перт Ильич написал однажды пьесу `Подснежник` - ну, это было
давно, а теперь глупо же, право, пытыться вызвать в современной
женщине соответствующий визуальный образ.
Или вот еще начнет орган хорал выводить `EIN FESTE BURG IST UNSER
GOTT`, а вы - в пляс.
На сём дискуссию с уважаемыми дамами завершаю. Мне, поверьте,
совершенно не важно, что здешним знатокам музыки важно утвердить свое
мнение о сочинении как о сюите, и уж тем паче не настаиваю на
восприятии оного в качестве триптиха.
Вы очень хорошо всё пояснили, практически исчерпали тему. Спасибо.
P.S. И вывод самый простой из всего - упорство знатоков-меломанов и
музыковедов всё же должно касаться более тонких материй, а не
стандартных ситуаций, где им просто не пришло в голову определить
форму пьесы простым и понятым термином, затеяв рассуждения о сюите,
кои сами по себе вполне себе уместны, конечно.
Тема:`Собор` (La catedral), сюита для гитары (1921/1938)
(29.12.2021 22:54)
триптихом, если Вам так нравится, но это не отменяет того, что это
сюитный цикл или, попросту, сюита.
Дело не в том, что мне нравится или не нравится, а также я не слишком
стремился обрести свободу именовать триптих сюитой.
Сюита всё же, как правило, представляет собой череду контрастирующих
частей целого (!), объединяющего себя в некое единство на основе -
исходно, исторически - жанровой однородности, хотя в дальнейшем такая
трактовка утратила границы и нынче сюитами, сонатами, симфониями,
балладами называют всё, что душеньке угодно.
Триптих - по академическим словарям, во избежание полемики -
`Произведение искусства из трех картин, рисунков, рельефов и т.п.,
объединенных общей идеей или темой` (С).
Обсуждаемое произведение имеет имя собственное `Собор`, состоит из
трех частей, объединенных, таким образом, не жанровыми особенностями,
а именно идеей, темой - специфическое соответствующее впечатление
автора, выраженное музыкой. При этом, представляется, что композитору
было важно, чтобы слушатель воспринял триптих непременно как целое,
как именно `Собор`, то есть представил себе образ величественного
сообружения (вы же собор видели когда-нибудь, допускаю).
Есть, скажем, иконы-триптихи. Вы можете называть их иконами-сюитами.
Тема:`Собор` (La catedral), сюита для гитары (1921/1938)
(29.12.2021 00:13)
Признаки сюиты вполне очевидны, а вот сонаты здесь нет.
такое понятие - Триптих. Вы о нём прекрасно осведомлены -
произведение, смыслово состоящее из трёх частей и иногда, по задумке
автора, возможно, развивающих в собственном пространстве-времени его
восприятие темы произведения в развитии неких событий.
В данном случае, очень формализовано, разумеется, нечто такое
возможно:
1. Прелюдия (Встреча) - путь к Собору, остановка при входе и т.п.
2. Andante religioso - родились мысли и чувства религиозного,
духовного строя - спокойное размышление.
3. Allegro solemne (Торжественное аллегро (условно) - кульминация
чувств - внутренний восторг, вызванный совершенством Собора.
Не сюита здесь всё же. Триптих.
Тема:Соната для фортепиано ми минор
(27.12.2021 22:50)
По-моему, в первой части должна быть не острота, а тайна, что-то
заговорщическое. Сыграл фразу - затаился... повторил -
затаился.
раз затаится, он непременно должен медленно окинуть взглядом публику,
а уж затем продолждить.
Здесь нет смысла затаиваться. Восходящую фразу поглощает резкий
смыслово, хотя и мягкий в исполнении, нисходящий `отлив`, решительно и
навсегда прекращающий всякое движение музыки тоникой, но(!) это ему не
удается - неизбежная смерть отрицается новой жизнью. Ещё дважды
начинается из той же исходной точки устремленый вверх поток - вновь
рождается жизнь-движение, и, наконец, преодолев третью попытку
умервщления, уходит из минора в до мажор, чтобы в дальнейшем кратком
примерении затихнуть, дать себе передохнуть в краткоживущем
си-мажорном трезвучии... Затем вновь, из уже ничего, возникает всё та
же восходящая фраза... А вы где-то на этом пути затаится решили?
Я не думаю, что Гайдн что-то в таком роде представлял. Черт его
знает, что он вообще представлял, но на то он и гений, что, просто
`сочиняя`, творит произведение, смысл которого больше, чем он себе
представлял. Поколениями не вычерпать.
Тема:Баллада для фортепиано № 1 соль минор (1831-35)
(22.12.2021 00:23)
есть очень известная: «Уехав из России, я потерял желание сочинять.
Лишившись родины, я потерял самого себя…»
Шопеновские сейчас не найду - долго искать. Да и по-другому у него
было. Там достаточно мазурки послушать Парижского периода - в них всё.
... Но от сердца отдельно жить не сможешь.
потерял. Не стоит много придавать значения свежим чувствам, доверенным
бумаге. Стоит выждать паузу... и музыка польётся.
Шопен, по воспоминаниям Жорж Санд, обладал натурой, которая всецело
тяготела к трагизму, выражавшемуся порой в нервных срывах по малейшим
и даже нелепым поводам - он, например, очень переживал, что потеет на
жаре и не жалал это терпеть, как все иные люди.
А никто отдельно и не живет. Просто не стоит его, ни своё и ни чужое,
перегружать лишним. Оно и так делает в среднем около 4000 ударов в
час, в относительном покое.
Тема:Соната для фортепиано №17 ре минор (1801-02)
(22.12.2021 00:16)
благородного достоинства, без истерик и вслипываний, исполнение
профессора музыки и жизни, такими, какими он их понимал в далеком уже
2006 году.
Тема:Соната для фортепиано №17 ре минор (1801-02)
(21.12.2021 23:57)
от недавно обсуждавшегося исполнения, которое выложено вот тут
https://classic-online.ru/archive/?p=1&file_id=175353#comment_640323.
Темпы во всех частях слишком... хотя уводят за собой безо всякого
напряжения.
Запись, если не ошибаюсь, 1953.... Нет, всё же 1954 года.
И вообще, кто назвал эту сонату `Буря`? Чушь полная. Никакая не буря.
Тема:Баллада для фортепиано № 1 соль минор (1831-35)
(21.12.2021 23:46)
Шопен и Рахманинов. Потому что переживали они по сути одно: их мир, в
котором они были счастливы, развалился на куски. Ворота за спиной
захлопнулись - и всё, безвозвратно в ту страну, какую они знали и
любили. ...
Шопена, и ворота куда для него захлопнулись?
Да, собственно, бог бы с этим.
Я просто не вижу никаких развалившихся на куски миров. Вообще не
вижу. Ни у того, ни у другого. Оба прожили насыщенную событиями и
далеко не убогую жизнь. Оба были человеками, страдания которых не
превышали страдания иных, живших рядом с ними.
Более того, в отличие от `простых`, для кого и в самом деле малейшие
потрясения грозят отсечением от даже физического существования, оба
композитора получили великий дар, который позволил им переживать
невзгоды посредством той самой, простите, сублимационной составляющей.
Жаль, конечно, что болезнь убила Шопена в замечательном для
творчества возрасте.
Что касается Рахманинова, то он вполне адекватно своей натуре прожил
отмеренный ему срок и даже не сильно мучался болями, т.к. обладал
способностью терять болевые ощущения даже от малых доз морфия. Вечером
причастился вполне сознательно и тихо ушел в наступившую ночь.
Зачем искать столько поводов для приписывания этим людям гигантских
страданий? Не знаю. Воля Ваша.
Тема:Симфония №5 (1974)
(21.12.2021 23:22)
Запись, кажется, премьерная, состоявшаяся в 1975 году.