Пользователь: Mikhail_Kollontay

         
   
Информация о пользователе Mikhail_Kollontay (не в сети )




   
   


Тема:Романс `Отравой полны мои песни` (ст. Г.Гейне, пер. А.Бородина) (1868)
(05.05.2024 01:12)
froland писал(а):
Ну почему все поют не в тех
тональностях? Я преподаю музло в колледже, даю студентам слушать с
нотами. А ноты не те. Может, кого-то это не ломает, а меня,
абсолютника на свою голову, ломает. Иногда в выходные, вместо того,
чтобы отдохнуть, бухнуть, в конце концов, сижу и транспонирую в
Finale.
Вообще, конечно, Вы правы. Удивительно, что композиторы
сами это не всегда понимают: что сочинено в этой вот тональности,
меняет слишком многое при транспозиции. У певцов, может быть, это идет
из `детства` - порой студентам дают что-то нужное не в оригинальной
тональности, для примера, сплошь и рядом `Я помню чудное мгновенье`
надо сопранам попеть на тон выше, чтобы голос нашел свое место, потом
можно и опустить обратно, и т.д. (Хотя зачем это вообще петь
сопранам???) Наверное, сейчас уже не очень прилично транспонировать,
но это в теории. А вот как иначе исполнить `Песни и пляски смерти`,
когда Мусоргский написал песни для разных голосов и даже в разных
ключах? и все транспонируют Полководца поэтому. Ну не может не то что
бас, а и баритон петь там верхнее Ля, или это будет истошный вопль.
Наверное, МП и хотел выйти за грань приличности, только все равно
неисполнимо. А у тенора Полководец звучит крайне странно.

Самое ужасное для меня всегда было - в церковном хоре. Регент суёт
ноты и даёт тон, но совсем не тот, что в нотах. С листа в судорогах
петь транспонируя в голове, это ой.
    


Тема:Романс `Песня темного леса (Старая песня)` (ст. А.Бородина) (1868)
(05.05.2024 00:58)
Niksti писал(а):
Извините, но разница всё же в
тон, а это существенно.
да и в полтона бывает критически важно
    


Тема:Трио №2 си минор для фортепиано, скрипки и виолончели (1850)
(04.05.2024 13:13)
Я тоже интересуюсь музыкой такого вот второго ряда, только мне
кажется, скажем, Гольдмарк поживее. Однако посмотрите на титульный
(рекламный) лист - такие были времена, все издавалось, следовательно,
окупалось и более того. Австро-Венгрия. И таких композиторов там сотни
были.

В качестве музыки особенно выдаёт ритм, отсутствие фантазии,
смысловых импульсов, лошадка плетётся ни шагом ни бегом по Некрасову.
Но шагом уж скорее, впрочем. Иначе девушки-любительницы не сыграют. И
надо уменьшенные септаккорды везде понапихать, и всякие доминантовые
нонаккорды, людям нравилось. Минор тоже модная еще вещь,
классицистские бодрые мажоры наскучили.

Вспоминается, Глинка пишет о своем Патетическом трио, как люди
говорили, что это какое-то отчаяние (забыл точно слово какое там), а
слушаешь - скукотища сил нет, какое там еще отчаяние??? Сейчас тоже,
встречаешь не то что алеаторику, а и конкретную музыку, и сразу
челюсти вывихиваешь зевотой, а еще недавно было ух ты как ново.
Ракалион. Тургенев самый умный был человек, хоть и глубоко несчастный.
    


Тема:Романс `Песня темного леса (Старая песня)` (ст. А.Бородина) (1868)
(04.05.2024 12:57)
О, Петя свой голос знает лучше, это мы с ним обсуждали. И тут-то
верхние ноты звучат на пределе.

Забавный факт моего позора. Петр попросил меня записать с ним большой
пук именно вот Бородина, а у меня не было времени серьезно готовиться
(там есть очень преочень трудные аккомпанементы). В общем, на записи я
понял, что не готов окончательно, и через пять минут остановил работу.
Позор был неописуемый. Знаю, что вскоре после того записали, но вот не
помню, с кем, а разместивший запись напрасно не указал аккомпаниатора.

Еще дело в том, что к моменту записи мы с Глубоким не работали уже
лет 15, а это дело не простое для меня дело - как бы с листа начать
взаимодействовать с кем бы то ни было. К чести Пети, он не осерчал, а
спустя еще лат надцать прекрасно спел мой `Пир`, в дуэте с Мариной
Шутовой.
    


Тема:My Very Empty Mouth
(02.05.2024 00:39)
OlegZH писал(а):
Когда слушаешь такое, то
думаешь, почему это длится именно столько. Есть ли в этом какая-то
драматургия? Тут — одно из двух: либо драматургии нет, и тогда
остаётся некий приём, растянутый на определённое количество тактов,
или просто чего-то не хватает, подразумевается что-то ещё, что не
звучит, но незримо присутствует, то, что дорисовывает воображение к
той основе, которая предлагается автором.
Есть для композитора
несколько неизбежных проклятий таких:

высота звука
регулярность ритма
терцовое или квартовое построение и т.п. созвучия
драматургия
привычка совпадать звукам по вертикали
мелодическое мышление

и т.д.

Невозможность избежать этих пакостей и приводит к тому, что все
авангардоподобное скатывается в тот же нужник, где лежит старое
вонючее барахло - классика, романтика и им подобная гадость
    


Тема:Шотландские песни для Уильяма Напьера: `John Anderson`
(26.04.2024 00:37)
alexa_minsk писал(а):
Не зная, что это песня
Гайдна, никто автора не определит.
Думаю, большинство решило бы, что это Бетховен.

Вроде бы, я впервые слушаю шотландские песни Гайдна. Музыка
очаровывает. Жаль, текст мне непонятен.
Это говорит о том, какое
огромное внимание на обоих Бетховена и Гайдна оказали доступные им
`экзотические` музыкальные культуры - шотландская и русская. Мне
кажется, для обоих выход за пределы привычно-европейского круга
понятий было глотком свежего воздуха, особенно для Бетховена, даже у
Моцарта ведь никакое же не турецкое рондо, то есть в коде более или
менее турецкое, а в некоторых начально-срединных кусочках прямые
цитаты южнорусские-малороссийские. У Бетховена открываешь 1-ю багатель
119 опуса - и хоть текст шотландской песни подписывай, да еще в этом
типичнейшем соль миноре. Ещё вот, волынка на тянущейся квинте в басу
(прямо цитатно тоже) в средней части си минорной багатели уже опуса
126, прямо отсюда же. Но вот только эти гении ушли, и как-то оно
забылось. У Шуберта бывает, но скорее чудится, что тут его личные
моравские национальные корни. Австрия же была империей. У Шуберта уже
неотрывно врощено в плоть австрийской культуры, так что у него уже
разве лишь тонкий аналитик увидит.

У Мендельсона Шотландия уже липовая, оссиановская, мне кажется.

У Шопена есть, но так преломлено и густо срощено (в начале 2 баллады)
со славянским материалом, что мало кто и замечает, а ведь шотландская
пентатоника так и сквозит. Как и тот своеобразный трихорд с малой
секундой, который постоянно пользует Даргомыжский, его фирменный
мотив.

Исполнениям шотландских песен Гайдна и Бетховена остро не достаёт
открытой эмоциональности. Полное ощущение, что поют ... иностранцы. Но
да, оно и не очень Европа, собственно говоря.
    


Тема:Фортепианный цикл `Из дневника`: Тетрадь третья `Дорога к дому` (1990—2007)
(19.04.2024 12:47)
steinberg писал(а):
Послушал целиком. Музыка
держит. Образ лимба. Выше спор о вариациях: я услышал здесь центон,
формульность.
Конечно, этих слов не понимаю, но у меня такой
случай: я чрезвычайно высоко ставил всегда самые ранние сочинения
Буцко, заканчивая примерно ф-нной сонатой, затем в моем понимании
наступил огромный, длиннейший провал, которому конца видно не было, но
вот, и это исторический момент, Коммиссаров сумел доказать обратное в
3-й тетради. Я ее только глазами смотрел (мне Марина дала ноты), и
глазами тоже почудилось нечто новенькое, а оказалось, что мне не
померещилось. Надеюсь, это не единичный такой из поздних опусов. А то
в последние годы у нас с Буцко было так налажено: мы встречались,
обменивались партитурами и записями - и потом ни гугу. Ни мне все это
было никак, ни, как я понимаю, моё ему...
    


Тема:Симфония №5 cи-бемоль мажор (1944)
(15.04.2024 10:21)
Volovikelena писал(а):
Седьмая
Я думаю,
самое тяжелое, наоборот, сочинение у СС, вот 1-я - да, согласен насчет
ЕЁ легкости (хотя есть в оркестровых партиях просто как нарочно
трудноисполнимые вещи). - Мало того, что Прокофьев уже был физически,
по здоровью, еле жив, так он еще был унижен, как прочие коллеги,
безобразным постановлением 1948 года, и еще хуже того, как я знаю,
набрал долгов-кредитов под строительство дома-дачи на Николиной горе,
и денег-то не стало совсем! Может, не все знают, какую положительную и
благородную роль тут сыграл Сергей Баласанян, который что-то мог по
линии радио, где работал (а может, тут и Атовмьян поспособствовал -
помощник и почти соавтор Прокофьева), и вот, детская редакция радио
заказала несколько сочинений. Ясно, детских. Заказ позволил просто
выжить, но так или иначе, здоровье, может быть, и вера в себя были
растоптаны. В музыке 7-й так удивительно смешаны бодрое пионерство,
которое требовано было от властей, со знанием гения-пророка о своем
завершенном пути, а уж жутче, чем кода симфонии, и представить себе
ничего не могу. Я уже как-то писал тут об этом, сказка вроде фильма
`Золушка`, смерть с косой, в ожерелье из хрустальных черепов, входит,
поскрипывая половицами - тот смертный дьявольский ужас, который мы
помним еще по Наваждению и Огненному ангелу, сублимирован таким вот
образом, прошел автор путь до точки: до детской сказки, не изжив, а
усилив свою природную театральность=бытийность. Не знаю как и сказать.
-- Мне случилось работать над начатым, но не написанным 6-м концертом
Прокофьева, и не забыть набросков медленной части, где прямо зримо
видно, как постепенно угасает и сознание, и просто пишущая рука, теряя
смысл, лад и физически почерк - и такой документ писал человек еще
довольно молодой по годам, Принц, выжатый и выброшенный на помойку как
старая тряпка. И уж наверное он помнил и о первой жене, и о сыновьях,
и о том, что с ними со всеми сделали. Страшно и думать. И вот -
подоплека 7-й, по-моему.
    


Тема:Симфония №5 cи-бемоль мажор (1944)
(14.04.2024 22:29)
Volovikelena писал(а):
6-ую я не помню, чтобы
слушала когда-нибудь. Возможно, в консерваторские годы она была у нас
каким-то боком в программе
Вот как всё меняется, в моё время 5-я
(я о Прокофьеве) была чем-то таким само собой разумеющимся, и не
вызывала особого интереса, а 6-я очень даже. Хотя, конечно, в обеих
видно, что автору как-то все нелегко стало даваться, и чувствуется
определенное усилие, что ли. (Такое бывает, кто-то более резко
стартует, как Мендельсон, и не может удержаться на уровне, а кто-то
силу именно на склоне лет настоящую показывает, как Лист или Григ.)
Однако 5-ю несравненно чаще играют, это да. Я думаю, что в 6-й
довольно трудная партитура, исполнительски, требует бОльшей работы,
иначе все рассыплется, как вот сыплется же и эта запись, несмотря на
то, что шлагер же играют. А если 6-ю так сыграть, то просто позор
выйдет.

Вообще же - я в пропавшем посте про это писал - советский симфонизм
страдает весь от схоластики, кто им сказал, что надо писать сонатные
формы, или большие трехчастные, а ля Гайдн? так что и про Мясковского
Ваш этот же упрёк точен. Я писал, что из наших - только Стравинский
вывернулся более или менее, хотя тоже условно это, и у него уж совсем
не симфонный способ развития, мышления и т.д. Уж совсем смешно, еще в
60-е годы меня вот учили писать сначала периоды, а потом сонатное
аллегро - кому это нужно и какое отношение имеет к действительности???
имел счастье уже в своей 1-й категорически уйти от этой картонки, но
ведь и до сих пор этого нередко не понимают. Ну я отвлекся.
    


Тема:6 багателей для фортепиано (1823-1824)
(14.04.2024 17:00)
Чувство-море писал(а):
Если бы у
Бетховена
Если о Лунной сонате: задача удержать ритм, не
уклоняться вправо-влево, все, что ты имеешь сказать, сказать только
звуком и артикуляцией. Заранее решить, где ты даешь себе свободу, 1-2
раза - в данном случае это квинтсекстаккорд почти перед кодой и
наступление самой коды (где вступают литавры то есть). Таким образом,
исполнительский процесс главным образом рациональный и стОит недорого
тем самым. Однако иметь такой контроль нелегко, вот и я тут не
совладал с роялем - кое-что не ответило, а уж о мазне и не говорю, ноя
идеальной чистотой я никогда не владел, поскольку рояль дело не моё.
Это от количества работы не зависит, если нет внимания, то внимания
нет. А кому-то это легко, всегда всё точно играют. Впрочем - и они
порой, особенно с возрастом, теряют ноты. Вчера вот как раз слушал
концерт Брамса 1-й, играет прекраснейший музыкант, эстонский, Ивари
Илья (он у меня когда-то учился год-два), казалось, Ивари всегда был
как воспроизводимый компакт-диск по точности - но, смотрю, даже он
пару нот зацепил в этом не особо сложном сочинении. Хотя ему там в
кадре что-то лет 55, но уже и это немало. https://youtu.be/rSZ4YzDvJOg

Надо понимать, что съемка запись чисто репортажного характера, это
значит, что пиано невозможно. Чем нежнее берешь пиано, тем грубее
автоматика выталкивает его наверх самым реальным образом.

Казалось, мелизматику играл не спеша, как хотел, но звучит-то гадость
везде.

А если о багателях, там совсем другая задача, куда ближе к
романтической музыке, свобода, наоборот, совершенно необходима. но
вопрос какая и где именно.
    


Тема:Симфония №5 cи-бемоль мажор (1944)
(13.04.2024 11:06)
violent писал(а):
Первая часть симфонии
скучноватая
Штука в том, что изменились требования к исполнению и
записи. Люди настолько вошли в своем восприятии в уровень небольшого
числа лидирующих оркестровых коллективов и суперзаписей, с
безукоризненной, гиперперфектной отделкой того и другого, что уже не
могут воспринимать продукт, если он не вполне корректен. Ведь тут все
систематически играют не вместе, как попало. И звук при записи с
концерта выверить тоже у нас невозможно. Мы не анализируем, не
особенно замечаем это, не понимаем в чем дело конкретно - мы просто
разочарованы.

Я всё это не от теории, а от постоянной работы последних лет над
собственными записями оркестра. Получаешь записанный материал, который
тошно, воистину тошно слышать. И дальше надо огромный терпеливый труд
по доводке и подгонке. Иногда даже небольшое число точечных поправок
улучшает восприятие в 3,62 раза.

А композитор... что композитор, он в полной зависимости от озвучания
его партитуры.
    
   
         
Наши контакты