CLASSIC-ONLINE.RU
Регистрация
Поиск по сайту
КОМПОЗИТОРЫ
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
ТОП 100
/
ПО СТРАНАМ
/
ПО ЭПОХАМ И НАПРАВЛЕНИЯМ
/
КНИГИ
ИСПОЛНИТЕЛИ
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
ТОП 100
/
КОЛЛЕКТИВЫ
/
КНИГИ
Пользователь: Inversiya
Информация о пользователе Inversiya (
не в сети
)
Дата регистрации:
25.06.2011 14:38
Последний визит:
13.09.2012 17:14
Страна:
Россия
Город:
Ростов-на-Дону
Пол:
Женский
Дата рождения:
30.01.1960
Деятельность:
экономика
Образование:
высшее
Интересы:
искусство во всех его видах, туризм, рукоделие
Любимые композиторы:
Шостакович, Стравинский, Бородин
Любимые исполнители:
Магомаев
Еще о себе:
жизнелюбива
Добавил аудио:
4
Комментарии:
186
Тема:Симфония №2 си минор `Богатырская` (1869-76)
(26.08.2011 18:58)
Стасов))), который забраковал предложенное `славянская героическая`
на `русскую богатырскую`, потом на слове сэкономили)))
Но ведь не прижилось бы название, если бы не отвечало содержанию.
Что она называется Богатырской, я узнала в сознательном возрасте, а
детское восприятие по наитию связывалось напрямую с васнецовскими
богатырями. Особенно первые аккорды.
Тема:Симфония №2 си минор `Богатырская` (1869-76)
(26.08.2011 18:20)
Прослушала и Голованова и Светланова.
За что уж вы так раскассировали исполнение под руководством
Светланова, оно по определению не может быть ниже, чем у Голованова,
судя и по уровню имён дирижёров и уровня оркестра. Гос. Академ.
Симф. оркестр СССР – это ж первая позиция в мире. Вариант Голованова
мне показался, к тому же, несколько уступающий Светлановскому по
качеству записи. У Голованова мелодия где-то далеко, приглушенная, а у
Светланова – вот она, оболакивает как 3D
Тема:Десятка любимых композиторов
(24.08.2011 22:20)
Люблю открытия)))
Потому что раньше читала о Равеле. как о авторе одного шедевра, о
котором он сам сказа: я написал всего лишь одно стоящее произведение,
да и то в нём нет музыки)))
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №2 си-бемоль мажор (1881)
(24.08.2011 21:56)
А игра Рихтера с дирижёром Мравинским почему не рассматривалась в
споре?
Тема:Десятка любимых композиторов
(24.08.2011 21:45)
Всего композитора любллю , пожалуй Чайковского,Бетховена, Шопена
(особенно как ни странно - соната 2), Шостаковича, Рахманинов
У других композиторов люблю то, что знаю))) - вот такой парадокс. И
люблю иногда не всё крупное произведение, а лишь часть из него,
называйте это популяризированной классику - это судьба, трудное
детство))), провинциальность))) . Зато эта музыка с детсва проникла
так прочто, что
Бородин (Князь Игорь - половецкие пляски, ария князя О дайте, дайте
мне свобору).
Глинка - Иван Сусанин, песнь 17 полка.
Пуччини - ария Чио-Чио-сан
Римский Корсаков - песнь варяжского гостя
Стравинский - Весна священная особо, Жар-птица - но только
сценическая...однако слышала в исполнении духового оркестра -
впечатлило, Свадебка, Симфонические пляски
Скрябин - только Прометея
Равель - Болеро))) - а есть еще что-то?
Орф - Колесо Фортуны.
но это пишу сейчас, завтра список может поменяться)))
Тема:Десятка любимых композиторов
(24.08.2011 20:59)
alexshmurak писал(а):
Сразу пишу свою
1. Бетховен
2. Шуман
3. Брамс
4. Малер
5. Скрябин
6. Рахманинов
7. Стравинский
8. Прокофьев
9. Сильвестров
10. Чернышков
Если не затруднит, назовите, пожалуйста, вершину
в творчестве Брамса))).
Тема:`Гамельнский крысолов`, для гитары
(21.08.2011 19:42)
Начало, хотя в нём удары, тревоги не вызвало. Средняя часть мелодичная
и красивая, таким и представляется средневековье, когда думаешь о
нём, как о романтическом времени ( в действительности жестокое, с
Молотами ведьм, пылающими кострами и охотниками до этих зрелищ). А вот
завершение, хотя тоже много шумовых, на мой вкус, - лиричное. Это
крысолов ведёт детей в другие края)))
Тема интереснейшая. Кроме политической песни в исполнении Пугачёвой
`Ну, давай, начинай кпысолов. у тебя будет славный улов`, больше в
музыке не встречала, возможно, по ограниченному знанию того, что есть
в мире))).
В общем, Зачёт! ;)))
Тема:`Девятая симфония` - электронная музыка
(21.08.2011 19:05)
Уважаемый Andrew_Popoff, расскажите, пожалуйста, коротенечко , как
определять это произведение?))). Почему назвали Девятая симфония, а не
коротко Ода к радости, почему название взято в скобки - вы так
обозначили авторскую шутку? Где заявленный вокал? Пианино-таки
расстроенное или у вас, в цеху музыкантов, есть своё сленг и
расстореное – это особая форма пианино;)))
О своём восприятии скажу так – понравилось))), - потому что
озадачило, потому что...гммм…возмутило и потому что понравилось))).
Тема:`Прометей` (Поэма огня) для фортепиано, оркестра, хора ad lib. и партии света Luce (1908-10)
(20.08.2011 19:17)
gross писал(а):
Каждый понимает в меру своей
испорченности, это даже по комментам здешним заметно. Без `подсказки`
музыка ничего не изображает.
Это ирония?
Если ирония, то поясните тогда, пожалуйста, зачем в музыкальных
театрах существуют программки с кратким содержанием действа и т.о.
дают подсказку.
Тема:`Прометей` (Поэма огня) для фортепиано, оркестра, хора ad lib. и партии света Luce (1908-10)
(20.08.2011 18:57)
precipitato писал(а):
Я совершенно запросто могу
изобразить в музыке и табурет,и шестигранную гайку.
)))
и шестигранный табурет тоже)))
Тема:`Прометей` (Поэма огня) для фортепиано, оркестра, хора ad lib. и партии света Luce (1908-10)
(20.08.2011 01:37)
Ок., почти убедили))). Почти, потому что жанры в литературе тоже
имеют своё деление, одно из них – деление по форме:роман, повесть,
рассказ,..(это вот сейчас подчитала в словрях для самоконтроля)))
Теперь об идее музыкального произведения. Если в литературе её
можно счесть из текста, то в музыке прочтение идеи чисто
умозрительное, субъективное, если, конечно, заранее не ознакомиться с
толкованием , которое даст произведению сам автор. У меня есть
подозрение, что если два-три-пять профессиональных музыкантов
впервые будут слушать симфонию, у каждого будет свой вариант прочтения
идеи композитора. Впрочем, возможны и совпадения взглядов, и верное
прочтение авторской идеи..
И любопытствую. В начале этого разговора вы назвали Поэму огня
авангардом. Что вы вложили в эту фразу?
Тема:`Прометей` (Поэма огня) для фортепиано, оркестра, хора ad lib. и партии света Luce (1908-10)
(20.08.2011 00:40)
Если сравнивать с литературой, то в ней форма – это роман, повесть,
рассказ, а содержание – их сюжет, типажи, характеры.
Содержание, конечно, не только гармония, - +то, что перечислили
вы, + мотив, мелодия. Достаточно новшества в одном из элементов
содержания ( в нашем случае – и вы оба об этом сказали, - гармонии),
чтобы произведение слушалось авангардно. Менять все элементы
содержания чревато кокофонией)))
Тема:`Прометей` (Поэма огня) для фортепиано, оркестра, хора ad lib. и партии света Luce (1908-10)
(19.08.2011 23:46)
From писал(а):
Кстати, по поводу авангарда...
Что в `Прометее` этакого? Лишь новая гармония.
Это музыканты -
профессионалы, которые знакомы с понятием формы смогут, сравнивая
несколько произведений, сказать, одинаковые или разные у них формы. А
для простого любителя ,неискушённого в терминологии, музыка
воспринимается( ессно, на мой взгляд) именно через содержание. Такого
содержания до Скрябина, не было у других композиторов, -значит -
авангард)))
Тема:Симфония № 7 до мажор «Ленинградская» (1941)
(18.08.2011 22:14)
alexshmurak писал(а):
(из пьесы `Гамлєт, або
Феномен датського кацапізму`)
Впрочем, это всё не относится к делу)
` Я интернационалист - я
все национальности ненавижу одинаково` (с)
Есть прекрасный, полнометражный двухсерийный художественный фильм
`Чайковский` с Иннокентием Смоктуновским в главной роли, есть
прекрасный рассказ `Где стол был яств` Юрия Нагибина.У меня осталось
впечатление от образа Пётра Ильича, что он был счастлив творчеством,
у него были прекрасные друзья и собеседники, были благодарные
ученики, была, в конце концов женитьба и любовь к женщине, которую он
любил и посвящал ей свои произведения даже после того. как она уехала
от него после помолвки. Это - факты)))
Тема:`Лебедь`, из фантазии `Карнавал животных` (1886)
(18.08.2011 20:52)
Как высоко и тонко звучит скрипочка!!! Никакой другой инструмент так
не сможет)))...
кроме терменвокса. Он по порядку записей идёт после исполнения
ансамблем скрипачей. На равных,
Тема:`Прометей` (Поэма огня) для фортепиано, оркестра, хора ad lib. и партии света Luce (1908-10)
(14.08.2011 22:26)
Yuriyauskiev писал(а):
Рихтер усмотрел здесь
некое предзнаменование и больше к этому концерту не
возвращался.
Вряд ли печальные события - уход родных и близких, -
после этого прекратились, потому что такова жизнь. Рихтер всего лишь
перестал привязывать их к данному произведению...
Тема:Русские народные песни
(14.08.2011 20:14)
А как вам нравится исполнение Евгенией Смольяниновой?
Тема:`Прометей` (Поэма огня) для фортепиано, оркестра, хора ad lib. и партии света Luce (1908-10)
(14.08.2011 16:25)
Да ну вас)))
Так и рождаются мифы подобные МиМ...кто ни возьмётся ставит
Булгакова, всё что-то случается)))
Но к кардиологу-то сходили? Или лечитесь исключительно
игнорированием пиесы?
Тема:`Прометей` (Поэма огня) для фортепиано, оркестра, хора ad lib. и партии света Luce (1908-10)
(14.08.2011 13:37)
Andrew_Popoff писал(а):
УМне кажется, что он всю
жизнь создавал единую конструкцию, порядок опусов выстраивается в
законченную связанную линию с кульминацией в точке золотого сечения (7
соната).
Конечно же прослушала 7-ю сонату. спасибо. Не забивайте
лопатою, но (по моему скромнейшему любительскому мнению) в ней
А.Н.Скрябин мало чем отличается от других композиторов. Мелодия
красивая, спору нет, но не запоминаемая так, что во время очередного
прослушивания лет через пять узнаешь её и скажешь - это Скрябин.
Про Прометея так сказать можно - он почти единичен)))
АDCV
)))
Будетесмеяться, но вчера посмотрела перечень произведений Александра
Николаевича и остановила выбор на Сатанической поэме... и
понравилась)))
Тема:`Прометей` (Поэма огня) для фортепиано, оркестра, хора ad lib. и партии света Luce (1908-10)
(13.08.2011 21:39)
)))Ну что поделать?
Сонаты, эьюды в счёт не идут (12-й и 11-й этюд из `12этюдов` так
просто люблю). Скорее всего, я неточно выразилась: из более сложных
произведений - 3-й симфонии, той же Поэмы экстаза могу слушать с
удовольствием - вот этот авангард. Поэма экстаза для меня звучит, увы
мне, кокофонией)))
Тема:`Прометей` (Поэма огня) для фортепиано, оркестра, хора ad lib. и партии света Luce (1908-10)
(13.08.2011 20:31)
Бальзам на душу))).Главный оркестр страны, корифее дирижирования и
исполнения. Музыка...
К стыду своему, у Скрябина люблю только эту вешь, до понимания
остальных, увы не доросла.
Тема:Русское поле
(13.08.2011 15:10)
И всё же, лучшее исполнение этой пести - авторское. Так же, как и у
Журавлей.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 ре-бемоль мажор (1911-12)
(08.07.2011 18:39)
И оркестр в этой записи помощнее молодёжного: из дискографии Рихтера
по исполнению произведений С.С.Прокофьева - Пражский симфонический
оркестр. И запись более поздняя - 1954г... В записи 1952 года под
рукововдством Кондрашина на первом плане срипки оркестра, в
исполнении в Праге , как мне показалось, больше акцента на фортепиано.
Маэстро переирал оркестр))).
И тем не менее, исполнение Владимира Ашкенази мне понравилось поти
так же, как Рихтеровское.
И браво Прокофьев, ведь это его выпускной концерт, молодому человеку
чуть больше 20-ти.
Тема:Музыканты шутят.
(07.07.2011 23:21)
Если вдруг будут повторы, извините)))
65.Первый классик оперы, знаменитый Клаудио Монтеверди после
изгнания из Мантуи прибыл в Венецию и возглавил там капеллу собора Св.
Марка.
Сочиняя божественную музыку, Монтеверди не забывал и о светской
музыке. Он создавал оперу за оперой для иногородних заказчиков.
Естественно, влияние такой музыки сказывалось и на его церковных
композициях. Жизнерадостным посетителям собора это нравилось. И не в
меньшей степени нравилось оно лукавым священнослужителям из других
церквей Венеции, действовавших по принципу: заимствуй светскую музыку
и подбери к ней благочестивый текст. Долго оставаться незамеченными
такие проделки не могли.
Однажды, случайно попав на богослужение в другой собор, Монтеверди,
услышав знакомую ему музыку, изумленно воскликнул:
- Господи, прости меня! Не для тебя я сочинял эту музыку!
Ошибка оракула
К старому венскому капельмейстеру явился молодой человек и, протянув
конверт с рекомендательным письмом от своего первого учителя музыки,
застенчиво попросил обучить его контрапункту.
Распечатав конверт, капельмейстер прочитал: `Податель сего пустой
фантазер, который помешался на том, что может сделать переворот в
музыке. У него вовсе нет таланта, и он, конечно, за всю свою жизнь не
сочинит ничего порядочного. Имя его - Йозеф Гайдн`.
1. ау, где я?!
Крейслер и Рахманинов исполняли сонату Франка в `Карнеги-холл`.
Скрипач играл без нот и... вдруг память подвела его уже в первой
части! Крейслер подошел ближе к пианисту и заглянул в ноты, пытаясь
найти тот такт, где он мог бы `поймать` партнера.
- Где мы находимся?! Где мы находимся?! - отчаянно зашептал скрипач.
- В `Карнеги-холл`, - не переставая играть, шепотом ответил
Рахманинов.
2. вы не возражаете?..
На репетиции первой оперы Сергея Рахманинова `Алеко` к
двадцатилетнему, еще никому не известному, автору подошел Чайковский и
смущенно спросил:
- Я только что закончил двухактную оперу `Иоланта`, которая
недостаточно длинна, чтобы занять целый вечер. Вы не будете возражать,
если она будет исполняться вместе с вашей оперой?
Потрясенный и счастливый Рахманинов не смог ответить и молчал, будто
воды в рот набрал.
- Но если вы против... - начал Чайковский, не зная, как истолковать
молчание молодого композитора.
- Он просто потерял дар речи, Петр Ильич, - подсказал кто-то.
Рахманинов в подтверждение усиленно закивал головой.
- Но я так и не понял, - засмеялся Чайковский, - против вы или нет.
Если не можете говорить, то хоть подмигните... Рахманинов так и
сделал.
- Благодарю вас, кокетливый молодой человек, за оказанную мне честь,
- совсем развеселился Петр Ильич.
3. шутка с миноносцем
Однажды Федор Иванович Шаляпин решил подшутить над газетным
репортером и сказал, что намерен приобрести старый миноносец. Пушки
же, снятые с корабля, уже привезены и поставлены в саду его
московского дома. Репортер шутку воспринял всерьез, и эта сенсационная
новость была напечатана в газете.
Вскоре к Шаляпину явился посыльный от Рахманинова с запиской, в
которой значилось:
`Возможно ли посетить господина капитана завтра? Пушки еще не
заряжены?`
4. за бетховена обидно!
Когда молодой Рахманинов вместе со своим другом Шаляпиным впервые
появился у Л.Н. Толстого, у него от волнения дрожали колени. Шаляпин
спел песню `Судьба` Рахманинова, затем композитор исполнил несколько
своих произведений. Все слушатели были восхищены, грянули восторженные
аплодисменты. Вдруг, словно по команде, все замерли, повернув головы в
сторону Толстого, который выглядел мрачным и недовольным. Толстой не
аплодировал. Перешли к чаю. Через какое-то время Толстой подходит к
Рахманинову и возбужденно говорит: - Я все-таки должен вам сказать,
как мне все это не нравится! Бетховен - это вздор! Пушкин, Лермонтов -
тоже! Стоявшая рядом Софья Андреевна дотронулась до плеча композитора
и прошептала:
- Не обращайте внимания, пожалуйста. И не противоречьте, Левочка не
должен волноваться, это ему очень вредно. Через какое-то время Толстой
снова подходит к Рахманинову:
- Извините меня, пожалуйста, я старик. Я не хотел обидеть вас.
- Как я могу обижаться за себя, если не обиделся за Бетховена? -
вздохнул Рахманинов, и с той поры ноги его не было у Толстого.
5. `самое главное`
Как-то раз некий въедливый и не слишком грамотный интервьюер задал
Сергею Васильевичу `умный` вопрос: что самое главное в искусстве?
Рахманинов пожал плечами и ответил:
- Если бы в искусстве имелось нечто самое главное, все было бы
довольно просто. Но в том-то и дело, молодой человек, что самое
главное в искусстве - это то, что в нем нет и не может быть чего-то
одного самого главного...
6. увы мне...
Рахманинов был человеком весьма бесстрашным, никогда не боялся
сказать правду, даже в ущерб самому себе. Как-то в Швейцарии пианист
Иосиф Левин пришел к нему и попросил совета:
- Сергей Васильевич, подскажите, как мне играть Первый концерт
Бетховена, я его никогда не играл.
Всемирно знаменитый композитор и выдающийся концертирующий пианист
развел руками:
- Какой совет я могу вам дать?... Вы его никогда не играли, а я его
никогда слыхом не слыхивал...
7. или кашлять - или играть
Сергей Васильевич очень не любил, когда в зале кашляли. Играя свои
новые Вариации на тему Корелли, Рахманинов следил за тем, сколько в
зале кашляли. Если кашель усиливался, он следующую вариацию пропускал,
кашля не было - играл по порядку. Композитора спросили:
- Отчего вы так не любите собственные вариации?
- Мои вариации до того не любят, когда их обкашливают, что они сами
убегают моих пальцев, предпочитая не звучать...
8. сувенир на память
Однажды Рахманинов получил письмо от некоего господина, в котором
тот писал: `...Когда в `Карнеги-холл` я остановил Вас, чтобы попросить
огня, я не представлял, с кем разговаривал, но вскоре узнал Вас и взял
вторую спичку в качестве сувенира`. Пунктуальный Рахманинов ответил:
`Благодарю Вас за письмо. Если бы я узнал раньше, что вы являетесь
почитателем моего искусства, то без сомнения и всяческого сожаления я
отдал бы Вам не только вторую спичку, но даже и всю коробку`.
9. назидательная история
Известный пианист Иосиф Гофман написал Рахманинову восторженное
письмо, где были такие строки: `Мой дорогой Премьер! Под `Премьером` я
разумею: первый из пианистов...`
Рахманинов тут же отозвался: `Дорогой Гофман, существует такой
рассказ: Некогда в Париже жило много портных. Когда одному из них
удалось снять лавку на улице, где не было ни одного портного, он
написал на своей вывеске: `Лучший портной в Париже`. Другой портной,
открывший лавку на той же самой улице, уже вынужден был написать на
вывеске: `Лучший портной на всем свете`. Но что оставалось делать
третьему портному, арендовавшему лавку между двумя первыми? Он написал
скромно:`Лучший портной на этой улице`. Ваша скромность дает вам
полное право на этот титул: `Вы лучший на этой улице``.
11. сапожник
Периоды творческих сомнений у Рахманинова случались обычно не после
провалов, а наоборот, после особенно удачных концертов, и переживал он
их мучительно.
Однажды, закончив выступление под бурный восторг публики, Рахманинов
заперся в гримерке и долго никому не открывал. Когда дверь наконец-то
отворилась, он никому не дал сказать и слова:
- Не говорите, ничего не говорите... Я сам знаю, что я не музыкант,
а сапожник!..
12. ходячая пианола
Какой-то французской пианистке очень хотелось, чтобы ее прослушал
Рахманинов. Наконец ей это удалось, и, явившись в его парижскую
квартиру, она сыграла ему труднейший этюд Шопена без единой ошибки.
Рахманинов внимательно выслушал исполнительницу, затем недовольно
поднялся из кресла и произнес:
- Ради Бога, хотя бы одну ошибку! Когда пианистка ушла, он пояснил:
- Это нечеловеческое исполнение, это же пианола какая-то, надо бы
хотя бы раз ошибиться... было бы о чем поговорить. А так - хорошая
пианола, - и, вздохнув, он безнадежно махнул рукой.
Менуэт быка
Великий австрийский композитор Йозеф Гайдн, к немалому своему
удивлению, увидел однажды у себя в доме гостя - мясника, который
оказался любителем и знатоком его произведений.
- Маэстро,- мясник почтительно снял шляпу,- на днях свадьба моей
дочери. Напишите мне новенький красивый менуэт. К кому же мне
обратиться с такой важной просьбой, как не к прославленному Гайдну?
Через день мясник получил драгоценный подарок композитора, а спустя
несколько дней решил отблагодарить его. Гайдн услышал оглушительные
звуки, в которых он с трудом узнал мелодию своего менуэта. Подойдя к
окну, он увидел у своего крыльца великолепного быка с позолоченными
рогами, счастливого мясника с дочерью и зятем и целый оркестр
странствующих музыкантов. Мясник сделал шаг вперед и произнес с
чувством:
- Сударь, мне думается, что лучшим выражением признательности за
прекрасный менуэт со стороны мясника может быть только лучший из его
быков.
С тех пор этот до-мажорный менуэт Гайдна стал называться `Менуэтом
быка`.
Остроумная месть
Однажды Гайдн дирижировал оркестром в Лондоне. Ему было известно,
что многие англичане порой ходят на концерты не столько ради
удовольствия послушать музыку, сколько по традиции. Некоторые
лондонские завсегдатаи концертных залов приобрели привычку засыпать в
своих удобных креслах во время исполнения. Гайдну пришлось убедиться,
что и для него не сделано исключения. Это обстоятельство весьма
раздосадовало композитора, и он решил отомстить равнодушным
слушателям.
Месть была остроумной. Специально для лондонцев Гайдн написал новую
симфонию.
В самый критический момент, когда часть публики начала клевать
носом, раздался громоподобный удар большого барабана. И каждый раз,
едва слушатели успокаивались и вновь располагались ко сну, раздавался
барабанный бой.
С тех пор эта симфония носит название `Симфония с ударами литавр`,
или `Сюрприз`.
Благодарный подданный
Эрцгерцогиня Мария-Антуанетта водила маленького Моцарта, будущего
композитора, по венскому дворцу. Мальчик поскользнулся на паркетном
полу и упал. Эрцгерцогиня поспешила поднять его.
- Вы очень добры,- сказал ей юный музыкант,- я на вас женюсь.
Мария-Антуанетта передала слова Моцарта своей матери.
- Почему ты хочешь жениться на ее высочестве? - спросила
императрица.
- Из благодарности,- ответил Моцарт.
Непосредственность
Однажды знатный зальцбургский сановник решил побеседовать с юным
Моцартом, который к тому времени уже приобрел мировую славу. Как
обратиться к мальчику - вот что смущало вельможу. Сказать Моцарту `ты`
- неудобно, слишком велика его слава, сказать `вы` - слишком много
чести для мальчика... Но вот выход найден:
- Мы были во Франции и Англии? Мы имели большой успех? - спросил
сановник.
- Но я вас, кажется, нигде никогда не встречал, кроме Зальцбурга!
прервал его простодушный Вольфганг.
Как это сделать
Один молодой человек спросил Моцарта, как писать симфонии.
- Вы еще очень молоды,- ответил Моцарт,- почему бы вам не начать с
баллад?
- Но ведь вы сочинили симфонию, когда вам было всего девять лет...
- Это верно,- согласился Моцарт,- но я никого не спрашивал, как это
сделать.
Завистникам не союзник
У Гайдна было много завистников среди посредственных композиторов.
Один из них решил завербовать себе в союзники... Моцарта. Он пригласил
великого композитора на концерт, в котором исполнялся гайдновский
квартет, и во время исполнения возмущенно сказал Моцарту.
- Я бы так никогда не написал.
- Я тоже,- живо ответил Моцарт,- и знаете почему? Ни вам, ни мне эти
прелестные мелодии никогда не пришли бы в голову.
Тема:Музыканты шутят.
(07.07.2011 22:30)
64.1. конец рулетке!
С юных лет Паганини был чрезвычайно суеверен и боялся дьявола.
Как-то скрипач зашел вместе с приятелем в игорный дом. Страсть к
азартным играм досталась ему по наследству - отец Паганини любил
острые ощущения и неоднократно проигрывался до нитки. Не везло в игре
и Паганини. Но проигрыши не могли его остановить.
Однако в тот вечер, зайдя в игорный дом с несколькими лирами в
кармане, скрипач покинул его утром с целым состоянием. Но вместо того
чтобы радоваться, Паганини очень испугался.
- Это он! - сказал он другу ужасным шепотом.
- Кто?
- Дьявол!
- С чего ты взял?
- Но я же всегда выигрывал!
- А может, сегодня Бог тебе помог...
- Вряд ли Бог заботится о том, чтобы человек получил кучу
незаработанных денег. Нет, это дьявол, это его происки!
И с этого дня суеверный музыкант больше никогда не посещал подобных
заведений.
2. превзошел самого себя
На мало искушенных в музыке слушателей Паганини воздействовал
многими трюками вроде подражания пению птиц, мычанию коров, жужжанию
пчел и других насекомых и т. п. За подобные номера завистники называли
Паганини шарлатаном. Однажды на концерте он исполнил композицию только
на двух струнах, которую назвал `Дуэтом влюбленных`. Одна его
почитательница восторженно сказала маэстро:
- Вы совершенно несносный человек, ничего не оставляете другим...
Кто сможет вас превзойти? Только тот, кто сыграет на одной струне, но
это же совершенно невозможно.
Эта идея весьма понравилась Паганини, и через несколько недель в
концертах он уже играл сонату на одной струне...
3. я уже умер
Некоторые из музыкантов, современников Никколо Паганини, не хотели
верить, что в технике игры на скрипке он превзошел всех виртуозов
своего времени, и считали его славу раздутой. Однако послушав его
игру, им пришлось смириться с этой мыслью.
Когда Паганини дал несколько концертов в Германии, впервые слышавший
его игру скрипач Бенеш был настолько потрясен мастерством итальянца,
что сказал своему приятелю Йелю, тоже известному скрипачу:
- Ну, мы все теперь можем писать завещание.
- Не все, - меланхолически ответил Йель, уже несколько лет знакомый
с Паганини. - Лично я умер еще три года назад...
4. это не так важно
Паганини был не просто рассеянным, он был абсолютно равнодушным к
событиям собственной жизни. Он не помнил даже года своего рождения и
писал, что `родился в феврале 1784 года в Генуе и у своих родителей
был вторым сыном`. На самом же деле Паганини родился на два года
раньше и был не вторым, а третьим сыном в семье. К подобным пробелам в
памяти маэстро относился достаточно равнодушно:
- Моя память находится не в голове, а в руках, когда они держат
скрипку.
5. очевидное - невероятное
Немецкий скрипач и композитор Генрих Эрнст дал однажды концерт, в
котором он исполнил вариации Паганини `Nel cor piu non mi sento`. На
концерте присутствовал автор.
Прослушав свои вариации, он был крайне удивлен. Дело в том, что
генуэзский виртуоз никогда не печатал своих сочинений, предпочитая
оставаться их единственным исполнителем. Возможно ли, что вариации
были выучены Эрнстом по слуху? Это казалось невероятным!
Когда на следующий день Эрнст явился к Паганини с визитом, тот
поспешно спрятал какую-то рукопись под подушку.
- После того, что вы сделали, я должен опасаться не только ваших
ушей, но даже глаз! - сказал он.
6. ну. если вы тоже виртуоз...
Паганини опаздывал на концерт и нанял извозчика, чтобы как можно
скорее добраться до театра. Тот оказался любителем скрипичной музыки и
узнал великого маэстро, а узнав, запросил с него плату, в десять раз
превышающую обычную.
- Десять франков? - удивился Паганини. - Вы шутите!
- Вовсе нет, - отозвался возчик. - Возьмете же вы по десять франков
с каждого, кто будет слушать сегодня в концерте вашу игру всего на
одной струне!
- Хорошо, я заплачу вам десять франков, - согласился Паганини, - но
только в том случае, если вы довезете меня до театра на одном колесе!
7. скупой король
Когда Паганини передали приглашение английского короля выступить при
дворе за половину требуемого им гонорара, скрипач ответил:
- К чему такие расходы? Его величество может услышать меня за
значительно меньшую сумму, если посетит концерт в театре!
8. Пара пустяков
Перед концертом завистники Паганини подрезали на его скрипке все
струны, кроме одной, однако Паганини не испугался трудностей и, как
обычно, сыграл блестяще.
Узнав об этом, восторженные поклонники поинтересовались:
- Маэстро, а совсем без струн вы моги бы сыграть!
1. я и моцарт
Выходки и чудачества Бетховена составили ему репутацию человека с
непомерным самомнением. Как-то после концерта одна восторженная дама
спросила его:
- Маэстро часто слушает Моцарта?
- Нет, сударыня, - ответил композитор, - я его вообще не знаю. Как и
других, впрочем. Мне вполне достаточно Бетховена!
2. я-то здоров...
Со своими друзьями Бетховен часто встречался в пивнушке `У лебедя`.
Как-то он несколько дней не приходил туда. А когда наконец появился,
друзья спросили:
- Что с вами? Вы были больны?
- Я - нет, - ответил Бетховен. - Но мои единственные сапоги
действительно подхватили такую лихорадку, что едва не умерли...
3. безнадежный ученик
Некоторое время Бетховен учился композиции у Альбрехтсбергера,
автора отличного учебника по композиции. Своим упрямством Бетховен
бесконечно раздражал учителя, так что тот однажды воскликнул:
-Этот тупица ничему не научился и ничему никогда не научится!
4. что такое стиль
Однажды Бетховен был приглашен как исполнитель в один весьма
аристократический дом. Он исполнил там свои знаменитые фортепианные
трио.
Среди приглашенных находился и старый Йозеф Гайдн, который в
разговоре с Бетховеном отозвался о только что прослушанной музыке
вежливо, но весьма сдержанно. Он даже посоветовал Бетховену ни в коем
случае не издавать трио в таком виде, а серьезно переработать.
Ничуть не убежденный в необходимости этой переработки, Бетховен,
однако, попросил старика Гайдна откровенно высказаться, что же именно
ему не нравится.
-Хорошо, я скажу, - согласился тот.- В вашем творчестве есть вещи
прекрасные, и даже чудесные, господин Бетховен. Но очень часто музыка
ваша столь угрюма, мрачна и тревожна, что на душе делается скверно и
весьма неспокойно...
- Надо полагать, вы советуете мне изменить стиль? - усмехнулся
Бетховен.
- О, нет, дорогой мой господин Бетховен, - живо отвечал старый
Гайдн. - И вы, и я - мы оба знаем, что изменить свой стиль невозможно.
Ведь стиль музыканта - это всегда он сам. Поэтому я советую вам
попробовать измениться самому...
Подумав, молодой композитор ответил:
- Может быть Бетховен и плох, но он все-таки Бетховен... А перестав
быть Бетховеном, не превращусь ли я в плохого Гайдна...
5. хорошая песенка...
Однажды молодой чиновник Барт, который обладал необыкновенно
красивым тенором, зашел к Бетховену в гости и застал маэстро в
скверном расположении духа. Бетховен собирался уничтожить какие-то
нотные листы и уже поднес их к горящей свече, как Барт воскликнул:
- Что вы делаете?..
- Я написал было песню, но, представьте, она мне вдруг
разонравилась, и я, естественно, собираюсь ее уничтожить...
- Позвольте мне взглянуть, дорогой маэстро!
Барт сел за рояль и спел дивную мелодию с таким чувством, что
Бетховен мгновенно пришел в полный восторг и умиление.
- А вы знаете, молодой человек, действительно неплохая получилась
песенка! - сказал своенравный гений.
Так был спасен известный романс Бетховена `Аделаида`. Не прошло и
двух недель, как это произведение разошлось по всему городу, вызывая
всеобщее восхищение...
6. опередивший время
Скрипач Феликс Радикати, ознакомившись в рукописи с квартетами
Бетховена, сказал с усмешкой композитору:
- Маэстро, я надеюсь, вы не считаете всерьез эти свои произведения
музыкой?
Бетховен, снисходительно улыбаясь, дал следующий ответ:
- О, напротив! Просто они написаны не для вас, а для позднейших
времен...
7. ...а сам не плошай!
Какой-то начинающий немецкий композитор, большой поклонник
Бетховена, закончив свое первое большое произведение, написал на
последней странице партитуры: `Окончил с Божьей помощью` - и отослал
ноты великому композитору с просьбой посмотреть и, если сочтет
возможным, ответить молодому автору, что он думает о его
произведении...
Бетховен отнесся к первым опытам молодого музыканта вполне
благосклонно и даже внес кое-какие исправления. Получив одобрительное
письмо от своего кумира, юноша был счастлив. Просматривая же пометки,
сделанные в его нотах рукой самого Бетховена, автор в самом конце
вдруг обнаружил рядом со своей записью и приписку музыкального гения:
`Смертный, надейся на собственные силы!`
8. хорошая опера...
Однажды в Дрездене Бетховен слушал довольно посредственную оперу
`Леонора`, написанную композитором Паэром. Когда спектакль закончился
и стихли не слишком горячие аплодисменты, Паэр подошел к Бетховену и
поинтересовался, что тот думает о его произведении.
Бетховен ответил:
- Прекрасная опера! Она настолько мне понравилась, что я, наверное,
напишу к ней музыку...
9. кто чем владеет
Разбогатев на выгодных поставках для армии, младший брат Бетховена
приобрел для себя роскошное поместье и был так этим горд, что с той
поры стал подписываться не иначе, как `Иоганн ван Бетховен, владелец
собственного отличного поместья`.
Именно так он подписал и очередное новогоднее поздравление,
посланное Людвигу.
Увидав эту чванливую приписку в конце послания, великий композитор в
ответном поздравлении подписался так: `Людвиг ван Бетховен, владелец
собственной отличной головы`...
10. лучше не стало
Когда гениальный Гете познакомился с гениальным Бетховеном, он
отозвался о композиторе в не слишком лестных тонах:
- Этот Бетховен - малоприятная и совершенно необузданная личность.
Разумеется, человек он проницательный и умный, и трудно не согласиться
с ним, когда он утверждает, что этот мир отвратителен... Однако я
вынужден заметить, что присутствие в этом отвратительном мире
господина Бетховена вовсе не делает мир более привлекательным...
11. как они мне надоели...
В пору работы над музыкой к трагедии `Эгмонт` Бетховен частенько
встречался с Гете. Два великих человека медленно прогуливались по
аллеям венского парка и вели свои неспешные беседы. Многие венцы
почтительно кланялись им.
Иоганн Вольфганг Гете, занимавший в то время высокий
правительственный пост, привык к подобострастному вниманию подчиненных
и потому все поклоны принимал на свой счет и отвечал на них,
приподнимая шляпу. В конце концов устав от этого, поэт раздраженно
пожаловался композитору:
- Как мне надоели все эти бесконечные поклоны!
- Ваше превосходительство, не сердитесь, - с олимпийским
спокойствием отозвался Бетховен. - Может быть, они и мне чуточку
кланяются!
12. совет. который бетховен дал веберу
Знаменитый немецкий композитор Карл, Мария фон Вебер, закончив
работу над оперой `Вольный стрелок`, немедленно отправил ее партитуру
Бетховену, мнение которого очень высоко ценил, с просьбой сообщить,
что он думает...
Бетховен, ознакомившись с партитурой, возвратил ее автору. В
приложенной короткой записке было сказано: `Дорогой господин Вебер,
советую вам больше никогда не писать опер`...
Естественно, что крайне самолюбивый Вебер был весьма оскорблен этим
уничижительным советом. Встретившись через некоторое время с
Бетховеном, он сухо поинтересовался, что же так не понравилось в его
опере великому композитору.
- Мне понравилось там все! - решительно отвечал Бетховен. - Ваша
опера - само совершенство!
- Но как же тогда понимать ваш совет? - растерянно спросил Вебер.
- А так и понимайте, что опера ваша настолько прекрасна, - отвечал
Бетховен, - что я не допускаю и мысли о создании другой, более
прекрасной! А раз так, то стоит ли тратить время попусту, милый мой
Вебер?
- Пара пустяков, - усмехнулся Паганины и с присущей только ему
виртуозностью исполения исполнил пицикато на барабане.
1
«...
7
8
...»
Наши контакты
Тема:Симфония №2 си минор `Богатырская` (1869-76)
(26.08.2011 18:58)
на `русскую богатырскую`, потом на слове сэкономили)))
Но ведь не прижилось бы название, если бы не отвечало содержанию.
Что она называется Богатырской, я узнала в сознательном возрасте, а
детское восприятие по наитию связывалось напрямую с васнецовскими
богатырями. Особенно первые аккорды.
Тема:Симфония №2 си минор `Богатырская` (1869-76)
(26.08.2011 18:20)
За что уж вы так раскассировали исполнение под руководством
Светланова, оно по определению не может быть ниже, чем у Голованова,
судя и по уровню имён дирижёров и уровня оркестра. Гос. Академ.
Симф. оркестр СССР – это ж первая позиция в мире. Вариант Голованова
мне показался, к тому же, несколько уступающий Светлановскому по
качеству записи. У Голованова мелодия где-то далеко, приглушенная, а у
Светланова – вот она, оболакивает как 3D
Тема:Десятка любимых композиторов
(24.08.2011 22:20)
Потому что раньше читала о Равеле. как о авторе одного шедевра, о
котором он сам сказа: я написал всего лишь одно стоящее произведение,
да и то в нём нет музыки)))
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №2 си-бемоль мажор (1881)
(24.08.2011 21:56)
споре?
Тема:Десятка любимых композиторов
(24.08.2011 21:45)
(особенно как ни странно - соната 2), Шостаковича, Рахманинов
У других композиторов люблю то, что знаю))) - вот такой парадокс. И
люблю иногда не всё крупное произведение, а лишь часть из него,
называйте это популяризированной классику - это судьба, трудное
детство))), провинциальность))) . Зато эта музыка с детсва проникла
так прочто, что
Бородин (Князь Игорь - половецкие пляски, ария князя О дайте, дайте
мне свобору).
Глинка - Иван Сусанин, песнь 17 полка.
Пуччини - ария Чио-Чио-сан
Римский Корсаков - песнь варяжского гостя
Стравинский - Весна священная особо, Жар-птица - но только
сценическая...однако слышала в исполнении духового оркестра -
впечатлило, Свадебка, Симфонические пляски
Скрябин - только Прометея
Равель - Болеро))) - а есть еще что-то?
Орф - Колесо Фортуны.
но это пишу сейчас, завтра список может поменяться)))
Тема:Десятка любимых композиторов
(24.08.2011 20:59)
1. Бетховен
2. Шуман
3. Брамс
4. Малер
5. Скрябин
6. Рахманинов
7. Стравинский
8. Прокофьев
9. Сильвестров
10. Чернышков
в творчестве Брамса))).
Тема:`Гамельнский крысолов`, для гитары
(21.08.2011 19:42)
и красивая, таким и представляется средневековье, когда думаешь о
нём, как о романтическом времени ( в действительности жестокое, с
Молотами ведьм, пылающими кострами и охотниками до этих зрелищ). А вот
завершение, хотя тоже много шумовых, на мой вкус, - лиричное. Это
крысолов ведёт детей в другие края)))
Тема интереснейшая. Кроме политической песни в исполнении Пугачёвой
`Ну, давай, начинай кпысолов. у тебя будет славный улов`, больше в
музыке не встречала, возможно, по ограниченному знанию того, что есть
в мире))).
В общем, Зачёт! ;)))
Тема:`Девятая симфония` - электронная музыка
(21.08.2011 19:05)
определять это произведение?))). Почему назвали Девятая симфония, а не
коротко Ода к радости, почему название взято в скобки - вы так
обозначили авторскую шутку? Где заявленный вокал? Пианино-таки
расстроенное или у вас, в цеху музыкантов, есть своё сленг и
расстореное – это особая форма пианино;)))
О своём восприятии скажу так – понравилось))), - потому что
озадачило, потому что...гммм…возмутило и потому что понравилось))).
Тема:`Прометей` (Поэма огня) для фортепиано, оркестра, хора ad lib. и партии света Luce (1908-10)
(20.08.2011 19:17)
испорченности, это даже по комментам здешним заметно. Без `подсказки`
музыка ничего не изображает.
Если ирония, то поясните тогда, пожалуйста, зачем в музыкальных
театрах существуют программки с кратким содержанием действа и т.о.
дают подсказку.
Тема:`Прометей` (Поэма огня) для фортепиано, оркестра, хора ad lib. и партии света Luce (1908-10)
(20.08.2011 18:57)
изобразить в музыке и табурет,и шестигранную гайку.
и шестигранный табурет тоже)))
Тема:`Прометей` (Поэма огня) для фортепиано, оркестра, хора ad lib. и партии света Luce (1908-10)
(20.08.2011 01:37)
имеют своё деление, одно из них – деление по форме:роман, повесть,
рассказ,..(это вот сейчас подчитала в словрях для самоконтроля)))
Теперь об идее музыкального произведения. Если в литературе её
можно счесть из текста, то в музыке прочтение идеи чисто
умозрительное, субъективное, если, конечно, заранее не ознакомиться с
толкованием , которое даст произведению сам автор. У меня есть
подозрение, что если два-три-пять профессиональных музыкантов
впервые будут слушать симфонию, у каждого будет свой вариант прочтения
идеи композитора. Впрочем, возможны и совпадения взглядов, и верное
прочтение авторской идеи..
И любопытствую. В начале этого разговора вы назвали Поэму огня
авангардом. Что вы вложили в эту фразу?
Тема:`Прометей` (Поэма огня) для фортепиано, оркестра, хора ad lib. и партии света Luce (1908-10)
(20.08.2011 00:40)
рассказ, а содержание – их сюжет, типажи, характеры.
Содержание, конечно, не только гармония, - +то, что перечислили
вы, + мотив, мелодия. Достаточно новшества в одном из элементов
содержания ( в нашем случае – и вы оба об этом сказали, - гармонии),
чтобы произведение слушалось авангардно. Менять все элементы
содержания чревато кокофонией)))
Тема:`Прометей` (Поэма огня) для фортепиано, оркестра, хора ad lib. и партии света Luce (1908-10)
(19.08.2011 23:46)
Что в `Прометее` этакого? Лишь новая гармония.
профессионалы, которые знакомы с понятием формы смогут, сравнивая
несколько произведений, сказать, одинаковые или разные у них формы. А
для простого любителя ,неискушённого в терминологии, музыка
воспринимается( ессно, на мой взгляд) именно через содержание. Такого
содержания до Скрябина, не было у других композиторов, -значит -
авангард)))
Тема:Симфония № 7 до мажор «Ленинградская» (1941)
(18.08.2011 22:14)
Феномен датського кацапізму`)
Впрочем, это всё не относится к делу)
все национальности ненавижу одинаково` (с)
Есть прекрасный, полнометражный двухсерийный художественный фильм
`Чайковский` с Иннокентием Смоктуновским в главной роли, есть
прекрасный рассказ `Где стол был яств` Юрия Нагибина.У меня осталось
впечатление от образа Пётра Ильича, что он был счастлив творчеством,
у него были прекрасные друзья и собеседники, были благодарные
ученики, была, в конце концов женитьба и любовь к женщине, которую он
любил и посвящал ей свои произведения даже после того. как она уехала
от него после помолвки. Это - факты)))
Тема:`Лебедь`, из фантазии `Карнавал животных` (1886)
(18.08.2011 20:52)
не сможет)))...
кроме терменвокса. Он по порядку записей идёт после исполнения
ансамблем скрипачей. На равных,
Тема:`Прометей` (Поэма огня) для фортепиано, оркестра, хора ad lib. и партии света Luce (1908-10)
(14.08.2011 22:26)
некое предзнаменование и больше к этому концерту не
возвращался.
после этого прекратились, потому что такова жизнь. Рихтер всего лишь
перестал привязывать их к данному произведению...
Тема:Русские народные песни
(14.08.2011 20:14)
Тема:`Прометей` (Поэма огня) для фортепиано, оркестра, хора ad lib. и партии света Luce (1908-10)
(14.08.2011 16:25)
Так и рождаются мифы подобные МиМ...кто ни возьмётся ставит
Булгакова, всё что-то случается)))
Но к кардиологу-то сходили? Или лечитесь исключительно
игнорированием пиесы?
Тема:`Прометей` (Поэма огня) для фортепиано, оркестра, хора ad lib. и партии света Luce (1908-10)
(14.08.2011 13:37)
жизнь создавал единую конструкцию, порядок опусов выстраивается в
законченную связанную линию с кульминацией в точке золотого сечения (7
соната).
лопатою, но (по моему скромнейшему любительскому мнению) в ней
А.Н.Скрябин мало чем отличается от других композиторов. Мелодия
красивая, спору нет, но не запоминаемая так, что во время очередного
прослушивания лет через пять узнаешь её и скажешь - это Скрябин.
Про Прометея так сказать можно - он почти единичен)))
АDCV
)))
Будетесмеяться, но вчера посмотрела перечень произведений Александра
Николаевича и остановила выбор на Сатанической поэме... и
понравилась)))
Тема:`Прометей` (Поэма огня) для фортепиано, оркестра, хора ad lib. и партии света Luce (1908-10)
(13.08.2011 21:39)
Сонаты, эьюды в счёт не идут (12-й и 11-й этюд из `12этюдов` так
просто люблю). Скорее всего, я неточно выразилась: из более сложных
произведений - 3-й симфонии, той же Поэмы экстаза могу слушать с
удовольствием - вот этот авангард. Поэма экстаза для меня звучит, увы
мне, кокофонией)))
Тема:`Прометей` (Поэма огня) для фортепиано, оркестра, хора ad lib. и партии света Luce (1908-10)
(13.08.2011 20:31)
исполнения. Музыка...
К стыду своему, у Скрябина люблю только эту вешь, до понимания
остальных, увы не доросла.
Тема:Русское поле
(13.08.2011 15:10)
Журавлей.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 ре-бемоль мажор (1911-12)
(08.07.2011 18:39)
по исполнению произведений С.С.Прокофьева - Пражский симфонический
оркестр. И запись более поздняя - 1954г... В записи 1952 года под
рукововдством Кондрашина на первом плане срипки оркестра, в
исполнении в Праге , как мне показалось, больше акцента на фортепиано.
Маэстро переирал оркестр))).
И тем не менее, исполнение Владимира Ашкенази мне понравилось поти
так же, как Рихтеровское.
И браво Прокофьев, ведь это его выпускной концерт, молодому человеку
чуть больше 20-ти.
Тема:Музыканты шутят.
(07.07.2011 23:21)
65.Первый классик оперы, знаменитый Клаудио Монтеверди после
изгнания из Мантуи прибыл в Венецию и возглавил там капеллу собора Св.
Марка.
Сочиняя божественную музыку, Монтеверди не забывал и о светской
музыке. Он создавал оперу за оперой для иногородних заказчиков.
Естественно, влияние такой музыки сказывалось и на его церковных
композициях. Жизнерадостным посетителям собора это нравилось. И не в
меньшей степени нравилось оно лукавым священнослужителям из других
церквей Венеции, действовавших по принципу: заимствуй светскую музыку
и подбери к ней благочестивый текст. Долго оставаться незамеченными
такие проделки не могли.
Однажды, случайно попав на богослужение в другой собор, Монтеверди,
услышав знакомую ему музыку, изумленно воскликнул:
- Господи, прости меня! Не для тебя я сочинял эту музыку!
Ошибка оракула
К старому венскому капельмейстеру явился молодой человек и, протянув
конверт с рекомендательным письмом от своего первого учителя музыки,
застенчиво попросил обучить его контрапункту.
Распечатав конверт, капельмейстер прочитал: `Податель сего пустой
фантазер, который помешался на том, что может сделать переворот в
музыке. У него вовсе нет таланта, и он, конечно, за всю свою жизнь не
сочинит ничего порядочного. Имя его - Йозеф Гайдн`.
1. ау, где я?!
Крейслер и Рахманинов исполняли сонату Франка в `Карнеги-холл`.
Скрипач играл без нот и... вдруг память подвела его уже в первой
части! Крейслер подошел ближе к пианисту и заглянул в ноты, пытаясь
найти тот такт, где он мог бы `поймать` партнера.
- Где мы находимся?! Где мы находимся?! - отчаянно зашептал скрипач.
- В `Карнеги-холл`, - не переставая играть, шепотом ответил
Рахманинов.
2. вы не возражаете?..
На репетиции первой оперы Сергея Рахманинова `Алеко` к
двадцатилетнему, еще никому не известному, автору подошел Чайковский и
смущенно спросил:
- Я только что закончил двухактную оперу `Иоланта`, которая
недостаточно длинна, чтобы занять целый вечер. Вы не будете возражать,
если она будет исполняться вместе с вашей оперой?
Потрясенный и счастливый Рахманинов не смог ответить и молчал, будто
воды в рот набрал.
- Но если вы против... - начал Чайковский, не зная, как истолковать
молчание молодого композитора.
- Он просто потерял дар речи, Петр Ильич, - подсказал кто-то.
Рахманинов в подтверждение усиленно закивал головой.
- Но я так и не понял, - засмеялся Чайковский, - против вы или нет.
Если не можете говорить, то хоть подмигните... Рахманинов так и
сделал.
- Благодарю вас, кокетливый молодой человек, за оказанную мне честь,
- совсем развеселился Петр Ильич.
3. шутка с миноносцем
Однажды Федор Иванович Шаляпин решил подшутить над газетным
репортером и сказал, что намерен приобрести старый миноносец. Пушки
же, снятые с корабля, уже привезены и поставлены в саду его
московского дома. Репортер шутку воспринял всерьез, и эта сенсационная
новость была напечатана в газете.
Вскоре к Шаляпину явился посыльный от Рахманинова с запиской, в
которой значилось:
`Возможно ли посетить господина капитана завтра? Пушки еще не
заряжены?`
4. за бетховена обидно!
Когда молодой Рахманинов вместе со своим другом Шаляпиным впервые
появился у Л.Н. Толстого, у него от волнения дрожали колени. Шаляпин
спел песню `Судьба` Рахманинова, затем композитор исполнил несколько
своих произведений. Все слушатели были восхищены, грянули восторженные
аплодисменты. Вдруг, словно по команде, все замерли, повернув головы в
сторону Толстого, который выглядел мрачным и недовольным. Толстой не
аплодировал. Перешли к чаю. Через какое-то время Толстой подходит к
Рахманинову и возбужденно говорит: - Я все-таки должен вам сказать,
как мне все это не нравится! Бетховен - это вздор! Пушкин, Лермонтов -
тоже! Стоявшая рядом Софья Андреевна дотронулась до плеча композитора
и прошептала:
- Не обращайте внимания, пожалуйста. И не противоречьте, Левочка не
должен волноваться, это ему очень вредно. Через какое-то время Толстой
снова подходит к Рахманинову:
- Извините меня, пожалуйста, я старик. Я не хотел обидеть вас.
- Как я могу обижаться за себя, если не обиделся за Бетховена? -
вздохнул Рахманинов, и с той поры ноги его не было у Толстого.
5. `самое главное`
Как-то раз некий въедливый и не слишком грамотный интервьюер задал
Сергею Васильевичу `умный` вопрос: что самое главное в искусстве?
Рахманинов пожал плечами и ответил:
- Если бы в искусстве имелось нечто самое главное, все было бы
довольно просто. Но в том-то и дело, молодой человек, что самое
главное в искусстве - это то, что в нем нет и не может быть чего-то
одного самого главного...
6. увы мне...
Рахманинов был человеком весьма бесстрашным, никогда не боялся
сказать правду, даже в ущерб самому себе. Как-то в Швейцарии пианист
Иосиф Левин пришел к нему и попросил совета:
- Сергей Васильевич, подскажите, как мне играть Первый концерт
Бетховена, я его никогда не играл.
Всемирно знаменитый композитор и выдающийся концертирующий пианист
развел руками:
- Какой совет я могу вам дать?... Вы его никогда не играли, а я его
никогда слыхом не слыхивал...
7. или кашлять - или играть
Сергей Васильевич очень не любил, когда в зале кашляли. Играя свои
новые Вариации на тему Корелли, Рахманинов следил за тем, сколько в
зале кашляли. Если кашель усиливался, он следующую вариацию пропускал,
кашля не было - играл по порядку. Композитора спросили:
- Отчего вы так не любите собственные вариации?
- Мои вариации до того не любят, когда их обкашливают, что они сами
убегают моих пальцев, предпочитая не звучать...
8. сувенир на память
Однажды Рахманинов получил письмо от некоего господина, в котором
тот писал: `...Когда в `Карнеги-холл` я остановил Вас, чтобы попросить
огня, я не представлял, с кем разговаривал, но вскоре узнал Вас и взял
вторую спичку в качестве сувенира`. Пунктуальный Рахманинов ответил:
`Благодарю Вас за письмо. Если бы я узнал раньше, что вы являетесь
почитателем моего искусства, то без сомнения и всяческого сожаления я
отдал бы Вам не только вторую спичку, но даже и всю коробку`.
9. назидательная история
Известный пианист Иосиф Гофман написал Рахманинову восторженное
письмо, где были такие строки: `Мой дорогой Премьер! Под `Премьером` я
разумею: первый из пианистов...`
Рахманинов тут же отозвался: `Дорогой Гофман, существует такой
рассказ: Некогда в Париже жило много портных. Когда одному из них
удалось снять лавку на улице, где не было ни одного портного, он
написал на своей вывеске: `Лучший портной в Париже`. Другой портной,
открывший лавку на той же самой улице, уже вынужден был написать на
вывеске: `Лучший портной на всем свете`. Но что оставалось делать
третьему портному, арендовавшему лавку между двумя первыми? Он написал
скромно:`Лучший портной на этой улице`. Ваша скромность дает вам
полное право на этот титул: `Вы лучший на этой улице``.
11. сапожник
Периоды творческих сомнений у Рахманинова случались обычно не после
провалов, а наоборот, после особенно удачных концертов, и переживал он
их мучительно.
Однажды, закончив выступление под бурный восторг публики, Рахманинов
заперся в гримерке и долго никому не открывал. Когда дверь наконец-то
отворилась, он никому не дал сказать и слова:
- Не говорите, ничего не говорите... Я сам знаю, что я не музыкант,
а сапожник!..
12. ходячая пианола
Какой-то французской пианистке очень хотелось, чтобы ее прослушал
Рахманинов. Наконец ей это удалось, и, явившись в его парижскую
квартиру, она сыграла ему труднейший этюд Шопена без единой ошибки.
Рахманинов внимательно выслушал исполнительницу, затем недовольно
поднялся из кресла и произнес:
- Ради Бога, хотя бы одну ошибку! Когда пианистка ушла, он пояснил:
- Это нечеловеческое исполнение, это же пианола какая-то, надо бы
хотя бы раз ошибиться... было бы о чем поговорить. А так - хорошая
пианола, - и, вздохнув, он безнадежно махнул рукой.
Менуэт быка
Великий австрийский композитор Йозеф Гайдн, к немалому своему
удивлению, увидел однажды у себя в доме гостя - мясника, который
оказался любителем и знатоком его произведений.
- Маэстро,- мясник почтительно снял шляпу,- на днях свадьба моей
дочери. Напишите мне новенький красивый менуэт. К кому же мне
обратиться с такой важной просьбой, как не к прославленному Гайдну?
Через день мясник получил драгоценный подарок композитора, а спустя
несколько дней решил отблагодарить его. Гайдн услышал оглушительные
звуки, в которых он с трудом узнал мелодию своего менуэта. Подойдя к
окну, он увидел у своего крыльца великолепного быка с позолоченными
рогами, счастливого мясника с дочерью и зятем и целый оркестр
странствующих музыкантов. Мясник сделал шаг вперед и произнес с
чувством:
- Сударь, мне думается, что лучшим выражением признательности за
прекрасный менуэт со стороны мясника может быть только лучший из его
быков.
С тех пор этот до-мажорный менуэт Гайдна стал называться `Менуэтом
быка`.
Остроумная месть
Однажды Гайдн дирижировал оркестром в Лондоне. Ему было известно,
что многие англичане порой ходят на концерты не столько ради
удовольствия послушать музыку, сколько по традиции. Некоторые
лондонские завсегдатаи концертных залов приобрели привычку засыпать в
своих удобных креслах во время исполнения. Гайдну пришлось убедиться,
что и для него не сделано исключения. Это обстоятельство весьма
раздосадовало композитора, и он решил отомстить равнодушным
слушателям.
Месть была остроумной. Специально для лондонцев Гайдн написал новую
симфонию.
В самый критический момент, когда часть публики начала клевать
носом, раздался громоподобный удар большого барабана. И каждый раз,
едва слушатели успокаивались и вновь располагались ко сну, раздавался
барабанный бой.
С тех пор эта симфония носит название `Симфония с ударами литавр`,
или `Сюрприз`.
Благодарный подданный
Эрцгерцогиня Мария-Антуанетта водила маленького Моцарта, будущего
композитора, по венскому дворцу. Мальчик поскользнулся на паркетном
полу и упал. Эрцгерцогиня поспешила поднять его.
- Вы очень добры,- сказал ей юный музыкант,- я на вас женюсь.
Мария-Антуанетта передала слова Моцарта своей матери.
- Почему ты хочешь жениться на ее высочестве? - спросила
императрица.
- Из благодарности,- ответил Моцарт.
Непосредственность
Однажды знатный зальцбургский сановник решил побеседовать с юным
Моцартом, который к тому времени уже приобрел мировую славу. Как
обратиться к мальчику - вот что смущало вельможу. Сказать Моцарту `ты`
- неудобно, слишком велика его слава, сказать `вы` - слишком много
чести для мальчика... Но вот выход найден:
- Мы были во Франции и Англии? Мы имели большой успех? - спросил
сановник.
- Но я вас, кажется, нигде никогда не встречал, кроме Зальцбурга!
прервал его простодушный Вольфганг.
Как это сделать
Один молодой человек спросил Моцарта, как писать симфонии.
- Вы еще очень молоды,- ответил Моцарт,- почему бы вам не начать с
баллад?
- Но ведь вы сочинили симфонию, когда вам было всего девять лет...
- Это верно,- согласился Моцарт,- но я никого не спрашивал, как это
сделать.
Завистникам не союзник
У Гайдна было много завистников среди посредственных композиторов.
Один из них решил завербовать себе в союзники... Моцарта. Он пригласил
великого композитора на концерт, в котором исполнялся гайдновский
квартет, и во время исполнения возмущенно сказал Моцарту.
- Я бы так никогда не написал.
- Я тоже,- живо ответил Моцарт,- и знаете почему? Ни вам, ни мне эти
прелестные мелодии никогда не пришли бы в голову.
Тема:Музыканты шутят.
(07.07.2011 22:30)
С юных лет Паганини был чрезвычайно суеверен и боялся дьявола.
Как-то скрипач зашел вместе с приятелем в игорный дом. Страсть к
азартным играм досталась ему по наследству - отец Паганини любил
острые ощущения и неоднократно проигрывался до нитки. Не везло в игре
и Паганини. Но проигрыши не могли его остановить.
Однако в тот вечер, зайдя в игорный дом с несколькими лирами в
кармане, скрипач покинул его утром с целым состоянием. Но вместо того
чтобы радоваться, Паганини очень испугался.
- Это он! - сказал он другу ужасным шепотом.
- Кто?
- Дьявол!
- С чего ты взял?
- Но я же всегда выигрывал!
- А может, сегодня Бог тебе помог...
- Вряд ли Бог заботится о том, чтобы человек получил кучу
незаработанных денег. Нет, это дьявол, это его происки!
И с этого дня суеверный музыкант больше никогда не посещал подобных
заведений.
2. превзошел самого себя
На мало искушенных в музыке слушателей Паганини воздействовал
многими трюками вроде подражания пению птиц, мычанию коров, жужжанию
пчел и других насекомых и т. п. За подобные номера завистники называли
Паганини шарлатаном. Однажды на концерте он исполнил композицию только
на двух струнах, которую назвал `Дуэтом влюбленных`. Одна его
почитательница восторженно сказала маэстро:
- Вы совершенно несносный человек, ничего не оставляете другим...
Кто сможет вас превзойти? Только тот, кто сыграет на одной струне, но
это же совершенно невозможно.
Эта идея весьма понравилась Паганини, и через несколько недель в
концертах он уже играл сонату на одной струне...
3. я уже умер
Некоторые из музыкантов, современников Никколо Паганини, не хотели
верить, что в технике игры на скрипке он превзошел всех виртуозов
своего времени, и считали его славу раздутой. Однако послушав его
игру, им пришлось смириться с этой мыслью.
Когда Паганини дал несколько концертов в Германии, впервые слышавший
его игру скрипач Бенеш был настолько потрясен мастерством итальянца,
что сказал своему приятелю Йелю, тоже известному скрипачу:
- Ну, мы все теперь можем писать завещание.
- Не все, - меланхолически ответил Йель, уже несколько лет знакомый
с Паганини. - Лично я умер еще три года назад...
4. это не так важно
Паганини был не просто рассеянным, он был абсолютно равнодушным к
событиям собственной жизни. Он не помнил даже года своего рождения и
писал, что `родился в феврале 1784 года в Генуе и у своих родителей
был вторым сыном`. На самом же деле Паганини родился на два года
раньше и был не вторым, а третьим сыном в семье. К подобным пробелам в
памяти маэстро относился достаточно равнодушно:
- Моя память находится не в голове, а в руках, когда они держат
скрипку.
5. очевидное - невероятное
Немецкий скрипач и композитор Генрих Эрнст дал однажды концерт, в
котором он исполнил вариации Паганини `Nel cor piu non mi sento`. На
концерте присутствовал автор.
Прослушав свои вариации, он был крайне удивлен. Дело в том, что
генуэзский виртуоз никогда не печатал своих сочинений, предпочитая
оставаться их единственным исполнителем. Возможно ли, что вариации
были выучены Эрнстом по слуху? Это казалось невероятным!
Когда на следующий день Эрнст явился к Паганини с визитом, тот
поспешно спрятал какую-то рукопись под подушку.
- После того, что вы сделали, я должен опасаться не только ваших
ушей, но даже глаз! - сказал он.
6. ну. если вы тоже виртуоз...
Паганини опаздывал на концерт и нанял извозчика, чтобы как можно
скорее добраться до театра. Тот оказался любителем скрипичной музыки и
узнал великого маэстро, а узнав, запросил с него плату, в десять раз
превышающую обычную.
- Десять франков? - удивился Паганини. - Вы шутите!
- Вовсе нет, - отозвался возчик. - Возьмете же вы по десять франков
с каждого, кто будет слушать сегодня в концерте вашу игру всего на
одной струне!
- Хорошо, я заплачу вам десять франков, - согласился Паганини, - но
только в том случае, если вы довезете меня до театра на одном колесе!
7. скупой король
Когда Паганини передали приглашение английского короля выступить при
дворе за половину требуемого им гонорара, скрипач ответил:
- К чему такие расходы? Его величество может услышать меня за
значительно меньшую сумму, если посетит концерт в театре!
8. Пара пустяков
Перед концертом завистники Паганини подрезали на его скрипке все
струны, кроме одной, однако Паганини не испугался трудностей и, как
обычно, сыграл блестяще.
Узнав об этом, восторженные поклонники поинтересовались:
- Маэстро, а совсем без струн вы моги бы сыграть!
1. я и моцарт
Выходки и чудачества Бетховена составили ему репутацию человека с
непомерным самомнением. Как-то после концерта одна восторженная дама
спросила его:
- Маэстро часто слушает Моцарта?
- Нет, сударыня, - ответил композитор, - я его вообще не знаю. Как и
других, впрочем. Мне вполне достаточно Бетховена!
2. я-то здоров...
Со своими друзьями Бетховен часто встречался в пивнушке `У лебедя`.
Как-то он несколько дней не приходил туда. А когда наконец появился,
друзья спросили:
- Что с вами? Вы были больны?
- Я - нет, - ответил Бетховен. - Но мои единственные сапоги
действительно подхватили такую лихорадку, что едва не умерли...
3. безнадежный ученик
Некоторое время Бетховен учился композиции у Альбрехтсбергера,
автора отличного учебника по композиции. Своим упрямством Бетховен
бесконечно раздражал учителя, так что тот однажды воскликнул:
-Этот тупица ничему не научился и ничему никогда не научится!
4. что такое стиль
Однажды Бетховен был приглашен как исполнитель в один весьма
аристократический дом. Он исполнил там свои знаменитые фортепианные
трио.
Среди приглашенных находился и старый Йозеф Гайдн, который в
разговоре с Бетховеном отозвался о только что прослушанной музыке
вежливо, но весьма сдержанно. Он даже посоветовал Бетховену ни в коем
случае не издавать трио в таком виде, а серьезно переработать.
Ничуть не убежденный в необходимости этой переработки, Бетховен,
однако, попросил старика Гайдна откровенно высказаться, что же именно
ему не нравится.
-Хорошо, я скажу, - согласился тот.- В вашем творчестве есть вещи
прекрасные, и даже чудесные, господин Бетховен. Но очень часто музыка
ваша столь угрюма, мрачна и тревожна, что на душе делается скверно и
весьма неспокойно...
- Надо полагать, вы советуете мне изменить стиль? - усмехнулся
Бетховен.
- О, нет, дорогой мой господин Бетховен, - живо отвечал старый
Гайдн. - И вы, и я - мы оба знаем, что изменить свой стиль невозможно.
Ведь стиль музыканта - это всегда он сам. Поэтому я советую вам
попробовать измениться самому...
Подумав, молодой композитор ответил:
- Может быть Бетховен и плох, но он все-таки Бетховен... А перестав
быть Бетховеном, не превращусь ли я в плохого Гайдна...
5. хорошая песенка...
Однажды молодой чиновник Барт, который обладал необыкновенно
красивым тенором, зашел к Бетховену в гости и застал маэстро в
скверном расположении духа. Бетховен собирался уничтожить какие-то
нотные листы и уже поднес их к горящей свече, как Барт воскликнул:
- Что вы делаете?..
- Я написал было песню, но, представьте, она мне вдруг
разонравилась, и я, естественно, собираюсь ее уничтожить...
- Позвольте мне взглянуть, дорогой маэстро!
Барт сел за рояль и спел дивную мелодию с таким чувством, что
Бетховен мгновенно пришел в полный восторг и умиление.
- А вы знаете, молодой человек, действительно неплохая получилась
песенка! - сказал своенравный гений.
Так был спасен известный романс Бетховена `Аделаида`. Не прошло и
двух недель, как это произведение разошлось по всему городу, вызывая
всеобщее восхищение...
6. опередивший время
Скрипач Феликс Радикати, ознакомившись в рукописи с квартетами
Бетховена, сказал с усмешкой композитору:
- Маэстро, я надеюсь, вы не считаете всерьез эти свои произведения
музыкой?
Бетховен, снисходительно улыбаясь, дал следующий ответ:
- О, напротив! Просто они написаны не для вас, а для позднейших
времен...
7. ...а сам не плошай!
Какой-то начинающий немецкий композитор, большой поклонник
Бетховена, закончив свое первое большое произведение, написал на
последней странице партитуры: `Окончил с Божьей помощью` - и отослал
ноты великому композитору с просьбой посмотреть и, если сочтет
возможным, ответить молодому автору, что он думает о его
произведении...
Бетховен отнесся к первым опытам молодого музыканта вполне
благосклонно и даже внес кое-какие исправления. Получив одобрительное
письмо от своего кумира, юноша был счастлив. Просматривая же пометки,
сделанные в его нотах рукой самого Бетховена, автор в самом конце
вдруг обнаружил рядом со своей записью и приписку музыкального гения:
`Смертный, надейся на собственные силы!`
8. хорошая опера...
Однажды в Дрездене Бетховен слушал довольно посредственную оперу
`Леонора`, написанную композитором Паэром. Когда спектакль закончился
и стихли не слишком горячие аплодисменты, Паэр подошел к Бетховену и
поинтересовался, что тот думает о его произведении.
Бетховен ответил:
- Прекрасная опера! Она настолько мне понравилась, что я, наверное,
напишу к ней музыку...
9. кто чем владеет
Разбогатев на выгодных поставках для армии, младший брат Бетховена
приобрел для себя роскошное поместье и был так этим горд, что с той
поры стал подписываться не иначе, как `Иоганн ван Бетховен, владелец
собственного отличного поместья`.
Именно так он подписал и очередное новогоднее поздравление,
посланное Людвигу.
Увидав эту чванливую приписку в конце послания, великий композитор в
ответном поздравлении подписался так: `Людвиг ван Бетховен, владелец
собственной отличной головы`...
10. лучше не стало
Когда гениальный Гете познакомился с гениальным Бетховеном, он
отозвался о композиторе в не слишком лестных тонах:
- Этот Бетховен - малоприятная и совершенно необузданная личность.
Разумеется, человек он проницательный и умный, и трудно не согласиться
с ним, когда он утверждает, что этот мир отвратителен... Однако я
вынужден заметить, что присутствие в этом отвратительном мире
господина Бетховена вовсе не делает мир более привлекательным...
11. как они мне надоели...
В пору работы над музыкой к трагедии `Эгмонт` Бетховен частенько
встречался с Гете. Два великих человека медленно прогуливались по
аллеям венского парка и вели свои неспешные беседы. Многие венцы
почтительно кланялись им.
Иоганн Вольфганг Гете, занимавший в то время высокий
правительственный пост, привык к подобострастному вниманию подчиненных
и потому все поклоны принимал на свой счет и отвечал на них,
приподнимая шляпу. В конце концов устав от этого, поэт раздраженно
пожаловался композитору:
- Как мне надоели все эти бесконечные поклоны!
- Ваше превосходительство, не сердитесь, - с олимпийским
спокойствием отозвался Бетховен. - Может быть, они и мне чуточку
кланяются!
12. совет. который бетховен дал веберу
Знаменитый немецкий композитор Карл, Мария фон Вебер, закончив
работу над оперой `Вольный стрелок`, немедленно отправил ее партитуру
Бетховену, мнение которого очень высоко ценил, с просьбой сообщить,
что он думает...
Бетховен, ознакомившись с партитурой, возвратил ее автору. В
приложенной короткой записке было сказано: `Дорогой господин Вебер,
советую вам больше никогда не писать опер`...
Естественно, что крайне самолюбивый Вебер был весьма оскорблен этим
уничижительным советом. Встретившись через некоторое время с
Бетховеном, он сухо поинтересовался, что же так не понравилось в его
опере великому композитору.
- Мне понравилось там все! - решительно отвечал Бетховен. - Ваша
опера - само совершенство!
- Но как же тогда понимать ваш совет? - растерянно спросил Вебер.
- А так и понимайте, что опера ваша настолько прекрасна, - отвечал
Бетховен, - что я не допускаю и мысли о создании другой, более
прекрасной! А раз так, то стоит ли тратить время попусту, милый мой
Вебер?
- Пара пустяков, - усмехнулся Паганины и с присущей только ему
виртуозностью исполения исполнил пицикато на барабане.