Скачать ноты

Либретто Йозефа фон Грегора (1937) по наброску Гуго фон Гофмансталя (1920).
Первое публичное исполнение – на Зальцбургском фестивале 14 августа 1952 г., дирижер Клеменс Краус.
(Композитор...Читать дальше
Либретто Йозефа фон Грегора (1937) по наброску Гуго фон Гофмансталя (1920).
Первое публичное исполнение – на Зальцбургском фестивале 14 августа 1952 г., дирижер Клеменс Краус.
(Композитор опасался, что в военное и ближайшее после войны время опера будет плохо воспринята публикой. Поэтому в 1940 г. он предоставил Краусу право первой постановки с условием, что она состоится не ранее, чем через два года после окончания войны. Краус все же уговорил композитора показать оперу на Зальцбургском фестивале летом 1944 г., но как раз в это время вышел указ о закрытии всех театров на территории рейха. 16 августа 1944 г. последняя репетиция оперы была по особому разрешению власти показана в присутствии автора узкому кругу приглашенных гостей. На репетиции главные партии исполняли: Ганс Хоттер - Юпитер, Виорика Урсуляк - Даная, Хорст Таубманн - Мидас. Публичная премьера в 1944 г. не состоялась.).
Опера в целом и в особенности ее финал причисляются к высшим музыкальным достижениям Р.Штрауса, однако ставится она очень редко из-за сложности вокальных партий и постановочных трудностей.

Сюжет.
Царь Поллукс, отец Данаи, не в силах рассчитаться с долгами, и Даная мечтает о муже, богатом, как золотой дождь. Приходит известие, что в гавань прибыл на корабле Мидас, умеющий прикосновением превращать всё в золото, и что он хочет взять в жены Данаю. На самом деле под видом Мидаса жениться на ней задумал сам царь богов Юпитер. А «слуга», посланный им за невестой, в действительности – настоящий Мидас. «Слугу» и Данаю неудержимо тянет друг к другу, но всё же они прибывают в гавань. Юпитер, боясь ревности своей жены Юноны, заставляет настоящего Мидаса замещать его на церемонии бракосочетания. Едва Мидас прикасается к Данае, как она превращается в золотую статую. Юпитер называет себя и объявляет Данаю своей. Но у статуи сохранился голос, и Даная зовет «слугу», отказываясь принадлежать Юпитеру. Она вновь оживает, и влюбленные скрываются во тьме, а Юпитер проклинает их, обрекая на бедность. Мидас становится погонщиком ослов. Он рассказывает возлюбленной, кто он на самом деле и как вступил в сговор с Юпитером, чтобы помочь тому соблазнить Данаю. Несмотря ни на что, она продолжает любить его. В последней попытке завоевать Данаю Юпитер проливает на кредиторов ее отца золотой дождь. Но Даная непреклонна и отдает Юпитеру последнее
сохранившееся у нее украшение, лишь бы он оставил ее с Мидасом. Растроганный Юпитер признает свое поражение. – В этом сюжете античный миф переработан очень сильно, почти до неузнаваемости.

Х Свернуть

Венский филармонический оркестр. Хор Венской гос. оперы. Дирижер Клеменс Краус. / Пауль Шёффлер (Юпитер), Йозеф Траксель (Меркурий), Ласло Семере (царь Поллукс), Аннелиз Куппер (Даная, его дочь), Анни Фельбермайер (Ксанфа, ее служанка), Йозеф Гостич (Мидас), Аугуст Яреш, Эрих Майкут, Гаральд Прёгльхоф, Франц Бирбах (4 царя, племянники Поллукса), Доротея Зиберт, Эстер Рети, Георгине фон Милинкович, Зиглинде Вагнер (4 царицы: Семела, Европа, Алкмена, Леда). Зальцбург, 14 августа 1952 (live).
      (14)  


alebaranov (12.11.2015 20:57)
Это живая запись первого публичного исполнения.

abyrvalg (12.11.2015 21:08)
Не самая удачная опера у Штрауса.

Fernando (12.11.2015 21:12)
abyrvalg писал(а):
Не самая удачная опера у Штрауса.
Большая
просьба назвать самые удачные тогда.
Ну, кроме Саломеи.

abyrvalg (12.11.2015 21:18)
Fernando писал(а):
Большая просьба назвать самые удачные тогда.
Ну, кроме Саломеи.
Самая любимая у меня - это `Женщина без тени`. А говорить о самых
удачных трудно по причине того, что не его оперы совмещают в себе элемент популярности и
доступности. `Кавалер розы`, например, удачна и популярна, но скорее для самих немцев, я
лично ее категорически не могу слушать из-за своей занудности.

OlgaKz (12.11.2015 21:22)
alebaranov писал(а):
Это живая запись первого публичного
исполнения.
И премьера архива!
Первая и пока единственная запись этой отличной оперы. Спасибо за выкладку.

alebaranov (12.11.2015 21:26)
abyrvalg писал(а):
Не самая удачная опера у Штрауса.
Мнения о
ней высказывают разные, вплоть до диаметрально противоположных. Сам я еще не вполне
определился. Но запись, тем более, с первого исполнения, иметь в Архиве не помешает.

alebaranov (12.11.2015 21:28)
abyrvalg писал(а):
... не могу слушать из-за своей
занудности.
Простите, Вы, наверно, хотели сказать `ее занудности`? :))

abyrvalg (12.11.2015 21:33)
alebaranov писал(а):
Мнения о ней высказывают разные, вплоть до
диаметрально противоположных.

Но запись, тем более, с первого исполнения, иметь в Архиве не помешает.
Мнения по
любому поводу высказываются диаметрально противоположные. Весь вопрос - кто их
высказывает.

Ну кто ж против-то.

abyrvalg (12.11.2015 21:34)
alebaranov писал(а):
Простите, Вы, наверно, хотели сказать `ее
занудности`? :))
Ну занудная она, даже несмотря на пару дивных мест в опере.

Osobnyak (12.11.2015 21:59)
OlgaKz писал(а):
И премьера архива!
Первая и пока единственная запись этой отличной оперы. Спасибо за выкладку.
Следуя
социальным идеалам Лучшего Друга всех музыкантов и любителей музыки, промолчим и будем
скромно делать своё незаметное маленькое дело. Колумбу, приплывшему из Америки, сказали:
`Хрен тебе, а не открытка на День рождения после Америки`.

Romy_Van_Geyten (12.11.2015 22:14)
Fernando писал(а):
кроме Саломеи.
Вдруг, без всякого повода,
подумалось, что Саломея очень хорошо перекликается с ильфовским персонажем Саванарыло...
Хорошая пара.

OlgaKz (12.11.2015 22:15)
Osobnyak писал(а):
- ... будем скромно делать своё незаметное
маленькое дело.
- Колумбу, приплывшему из Америки, сказали: `Хрен тебе, а не открытка на День рождения
после Америки`.
- Ничего себе маленькое!!! Забил редчайшими редкостями весь архив -
не знаешь на что и кинуться, голова крУгом.
- Да, несправедливо поступили с Христофором. Но история все поправила - все уже полтыщи
лет толкуют, что он открыл Америку, а того, чьим именем назван материк, начисто забыли:)))

Satir (03.09.2018 11:19)
abyrvalg писал(а):
Не самая удачная опера у Штрауса.
Тут на
некоторое неприятие оперы с первого раза влияет качество записи. Будь она чистейшей
студийной записью - отношение многих к ней сразу бы поменялось в сторону приятия:).

Satir (26.11.2019 21:55)
Главное - выдержать первое действие, а потом от действия к действию все больше и больше
затягивает, что уже не оторвешься до самого конца.



 
     
Наши контакты