Рихард Штраус (1864–1949)

           
Штраус

Рихард Георг Штраус родился 11 июня 1864г. в Мюнхене в семье валторниста Мюнхенского придворного оркестра. В доме родителей всегда звучала музыка, и Ричард начал заниматься уже с шести лет. Позднее он брал уроки композиции у мюнхенского дирижёра Фридриха Вильгельма Мейера. В 12 лет Рихард написал свой первый марш для оркестра.
В 1882 году Штраус поступил в Мюнхенский университет истории искусства на философский факультет, но вскоре оставил учёбу, потому что после поездки с отцом на фестиваль в Байройте окончательно решил стать музыкантом. ( )
В 1883 году первые произведения молодого композитора были исполнены в Мюнхене, в присутствии Германа Леви, придворного капельмейстера баварской столицы. После этого Штраус отправляется на гастроли, которые уносят его в Дрезден, Берлин и другие города. В ходе этой поездки, он установил важные контакты, особенно с дирижером и директором придворной капеллы в Майнингене, Хансом фон Бюлов, который стал его наставником. Он взял молодого Штрауса как дирижера Майнингенской капеллы. В Майнингене, Штраус брал уроки у И.Брамса, также он познакомился и подружился со скрипачом Александром Риттерром. Музыкальные представления Штрауса формировались в стиле классики, а тажке на примерах творчества композиторов Шумана и Брамса, теперь же они изменились под влиянием музыки Вагнера, а также на основании симфонических поэм Ференца Листа в оркестровом стиле Вагнера. ( )
В 1887 Штраус встречается с молодой певицей Полиной де Ана, которая становится его ученицей и женой, и для которой он написал много песен. С 1894г. Штраус управляет Берлинским филармоническим оркестром. Рихард Штраус теперь известен как композитор и имеет спрос в качестве дирижера во всей Европе.
Его дебютом в Берлине 5 ноября 1898г. стала опера `Унтер-ден-Линден`. с Тристан и Изольда В Берлине, он посвятил себя главным образом исполнению произведений современных композиторов и музыкантов, созданных для Берлинского оркестра.
В мае 1918 года Рихард Штраус покинул Берлин и взял на себя управление Венским оперным театром , где он выступил позднее со своей новой оперой `Женщина без тени`.
В 1917г. Штраус поддерживает вместе художником Альфредом Роллером и дирижером Францем Шальком инициативу одного из директоров Макса Рейнхардта и Гуго фон Гофмансталя по созданию Зальцбургского фестиваля. Вопреки всем ожиданиям и несмотря на плохое экономическое положение в Австрии после проигранной войны, Штраусу и его соратникам удалось реализовать в 1920г. первый фестиваль. В первый год была поставлена только пьеса Jedermann, в 1921 были проведены концерты, а в 1922 году Штраус организовал первое исполнение оперы `Дон Жуан` на Зальцбургском фестивале. В 1924г. году он покинул пост директора оперы в Вене, чтобы полностью посветить себя сочинениям.( )
Рихардом штраусом создано более 250 музыкальных произведений, в общей сложности 61 оркестровых произведений (в том числе) для инструментов соло, 45 композиций камерной музыки, 75 песен, 33 оркестровых пьесы, 19 хоровых произведений. Результатом творчества позндего периода стали около 150 песен с фортепианным и оркестровым сопровождением.
Последние годы композитора сопровождались болезнями и лечением на курортах. Он удалился в свой дом в Гармиш. Одна из последних его композиций фантазии для струнного оркестра впервые была исполнена 25 января 1946 г. в Цюрихе.( )
Рихард Штраус - один из крупнейших построманистов, обогативший мировую музыкальную культуру своими неподражаемыми симфоническими поэмами и операми.
8 Сентября 1949г. Рихард Штраус умер в Гармиш и был похоронен на кладбище в Гармиш-Партенкирхен.


 


 

2 больших песни op. 44
2 песни op. 26
2 песни op. 34
3 песни op. 88
3 песни op. 29
3 песни op. 43
4 марша op. 97
4 песни op. 27
4 песни op. 31
4 песни op. 87
4 песни op. 36
4 последних песни TrV 296
4 симфонических интерлюдии из оперы `Интермеццо`
5 небольших песен op. 69
5 песен op. 41
5 песен op. 15
5 песен op. 32
5 песен op. 46
5 песен op. 47
5 песен op. 48
5 песен op. 39
5 песен `Gesänge des Orients` op. 77
5 пьес для фортепиано op. 3
5 пьес для фортепиано `Stimmungsbilder` op. 9
6 песен op. 17
6 песен op. 19
6 песен op. 68
6 песен op. 56
6 песен op. 37
8 песен op. 49
8 стихотворений Германа фон Гильма для голоса и фортепиано (оркестра) op. 10
Opera `Feuersnot` (1901)
Аллегретто для скрипки и фортепиано in E major (1948) AV149
Альпийская симфония, (1911-15) op. 64
Анданте для валторны и фортепиано до мажор
Арии из опер
Бурлеска для фортепиано с оркестром pе минор AV 85
Вступление, тема и 5 вариаций для валторны и фортепиано AV 52
Вторая сюита вальсов из оперы `Кавалер розы` (1910)
Две пьесы (1883)
Две пьесы (1884)
Домашняя симфония (1902-03) op. 53
Дуэт-концертино для кларнета и фагота с оркестром (1947) AV147
Концерт для валторны с оркестром №1 ми-бемоль мажор op. 11
Концерт для валторны с оркестром №2 Ми-бемоль мажор (1942) op.123
Концерт для гобоя с оркестром (1945) TrV 292
Концерт для скрипки ре минор op. 8
Концертный дуэт для кларнета и фагота TrV 293
Немецкий мотет op. 62
Опера `Арабелла` op. 79
Опера `Ариадна на Наксосе`, (1912) op. 60
Опера `Дафна` op. 82
Опера `Женщина без тени` (1914-17) op. 65
Опера `Кавалер розы` (1909-10) op. 59
Опера `Каприччо` op. 85
Опера `Молчаливая женщина` op. 80
Опера `Саломея` (1904-05) op. 54
Опера `Электра` (1905-08) op. 58
Оркестровая сюита `Мещанин во дворянстве` из музыки к пьесе Мольера op. 60 (IIIa)
Песни Офелии (три песни по Шекспиру), (1918) op. 67
Песня `Morning` (`Утро`), стихи Джона Генри Маккея (1894)
Праздничная прелюдия op. 61
Простые мелодии op. 21
Романс для виолончели с оркестром op. 75
Романс для кларнета в сопровождении фортепиано AV 61
Серенада ми-бемоль мажор для тринадцати духовых инструментов op. 7
Симфоническая фантазия на темы оперы `Женщина без тени` TrV 234a
Симфония №1 ре минор (1880) AV 69
Симфония №2 фа минор (1883) op. 12
Соната для виолончели и фортепиано фа мажор op. 6
Соната для скрипки и фортепиано ми-бемоль мажор op. 18
Соната для фортепиано cи минор op. 5
Струнный квартет (1889) op. 2
Сюита для 13 духовых инструментов op. 4
Сюита из оперы `Кавалер розы` TrV 227d
Танцевальная сюита на тему Куперена TrV 245
Фортепианное трио №1 ля мажор AV 37
Фортепианное трио №2 ля мажор AV 53
Фортепианный квартет до минор op. 13
Фуга на оригинальную тему op. 81
Японская торжественная музыка op. 84
`Das Schloss am Meere` (`Замок на море`), мелодрама для рассказчика и фортепиано op. 92
`Krämerspiegel` 12 песен для голоса в сопровождении фортепиано op. 66
`Mädchenblumen` 4 песни для голоса в сопровождении фортепиано op. 22
`Parergon`, для оркестра
`Traumlicht` для мужского хора a cappella (1935)
`Взбитые сливки`, балет op. 70
`Дон Жуан`, симфоническая поэма для оркестра (1888) op. 20
`Дон Кихот`, вариации для оркестра (1888-89) op. 35
`Жизнь героя`, симфоническая поэма для оркестра (1898) op. 40
`Из Италии` (Aus Italien), симфоническая поэма (1886) op. 16
`Легенда о Иосифе`, балет (Josephslegende) (1914) op. 63
`Макбет` Симфоническая поэма для оркестра op. 23
`Метаморфозы` для ансамбля струнных инструментов AV142
`Смерть и просветление`, симфоническая поэма для оркестра (1888-89) op. 24
`Так говорил Заратустра`, симфоническая поэма для оркестра (1895-96) op. 30
`Тиль Уленшпигель` (1894-95) op. 28
`Энох Арден` (Enoch Arden), мелодрама для фортепиано по поэме Альфреда Теннисона (Alfred Lord Tennyson), (1897) op. 38
 
 
 


Последние комментарии к произведениям композитора

Andrusha (05.04.2012 20:19) не в сети не в сети
Рихард Штраус
ЧЕТЫРЕ ПОСЛЕДНИЕ ПЕСНИ для сопрано и оркестра
(Вольные переводы с немецкого Рубена Саркисяна, 12-14 августа 2001г.)

1. Весна (Герман Гессе)

Мне долго снились в мглистом заточеньи –
Твоих деревьев шум, и птичье пенье,
И свежий ветр в бескрайнем свете дня;
Миг волшебства настал, и – прочь сомненья! –
Всей лучезарной нежностью влеченья
Ты вновь со мной, во мне, вокруг меня!..


2. Сентябрь (Герман Гессе)

Поздних роз горделивый венец –
Знак прощания или ошибка?
Лето свой привечает конец
Тихой, кроткой, чуть странной улыбкой:
Не жалеет поникшей травы
Стылый дождь, скорбных мыслей отрада, –
И сочится с ним злато листвы
В увядающей роскоши сада...


3. Отход ко сну (Герман Гессе)

День утомил, и работать нет мочи.
Чаще и крепче слипаются очи.
Скоро уж сон, вняв желаниям страстным,
Скроет меня звёздным пологом ясным.
Руки, застыньте, и мысли, замрите,
Разум в дремоту скорей окуните,
Чтобы душа в чуде ночи парила,
Тысячекратно цвела и любила!


4. На закате (Йозеф фон Эйхендорф)

По жизни пройдя сквозь все беды и радости,
Дошли мы с тобой до последней земли.
Горят небеса предзакатною сладостью –
В них только два лебедя тают вдали.
Вокруг – ни души, ни тревог, ни смятения;
Лишь не заплутать бы в сём мире вдвоём –
И, может быть, скоро в пучине забвения
Мы вечную память свою обретём...
Atonal (25.06.2011 02:22) не в сети не в сети
Британская певица Jane Eaglen, кажется, не имеет шумной известности, но послушать этот
голос, однако же, стоит. Её драматическое сопрано впечатляет.
samlev (25.06.2011 07:17) не в сети не в сети
Да, замечательно глубокий голос. Но, мне кажется, Джейн Иглен весьма востребованный
человек, особенно в вагнеровских операх. Там она просто царит: Изольду пела в самых
значительных постановках в Нью-Йорке, в Барселоне, Брунгильду в Чикаго, в Милане, не
помню, где еще. Сенту, Ортруду - весь доступный ей вагнеровский репертуар она спела.
Дирижеры - Аббадо, Баренбойм, Шайи, Хайтинк.
musikus (25.06.2011 11:46) не в сети не в сети
«Четыре последние песни» и вообще «поздний» Рихард Штраус – одна из особенно волнительных
для меня тем, так что – спасибо за повод. Если есть в мировой музыке выражение
предопределенности Неизбежного, то это, конечно, не наивные конструкции Петра Ильича (не
обязательно раннего) и даже не символика вроде слишком известного и давно опошленного
четырехзвучия, а такие вещи как у поздних Р.Штрауса (включая «Метаморфозы»!) и Малера,
особенно – анданте Девятой и адажио Десятой. В них нет ужаса перед Неизвестным, но –
понимание.
Рихард Штраус шутил, что хотел бы сочинять музыку так же естественно и просто, «как
корова дает молоко». Но на закате дней ему уже не до затей; иссяк пыл молодости, жизнь
взяла свое... В «Метаморфозах» – мудрая печаль прощания вместе с восхищением перед
уходящими днями, последнее ослепление ее вечным светом. В «Четырех последних песнях» -
по-пушкински светлый, благодарный взгляд на прошедшее, и никакой трагической жертвенности.
Как символ вечной жизни – песня жаворонка (надо вспомнить тут и жаворонка из «Жанны на
костре» Онеггера), а в финале – траурно-торжественный хорал.
Что касется исполнения… Из известных мне шести разных исполнений лучшее, как мне кажется
– Ханны-Лоре Куузе с Гевандхуз-оркестром и В.Ноймнном. Исполнение не блещущее ресурсами,
но верное по сути. Может, я просто привык к этой записи, но ей, на мой вкус, уступают даже
Э.Шварцкопф, Г.Яновиц, Л.Делла-Каза и др. Замечательно, думается, могла бы сделать эту
вещь несравненная Христа Людвиг, изумительно записавшая песни Малера с Караяном, но, увы,
такой записи я не знаю (может быть есть?!).
Что касается исполнения Дж. Иглен, то, действительно, так и слышится Изольда, но, как ни
парадоксально, ее голос «слишком хорош» и звучен для такой вещи, как ЧПП. И я не слышу
настоящего погружения в эту гениальную музыку, которая ведь не для пения…Поет Иглен как-то
по-школярски, для нее это вокальный номер, а не потрясающая по глубине поэма благодарного
ухода… Примерно то же я бы сказал об оркестровой партии. Скрипичное соло в третьей песне –
лирический центр всей композиции! –безвкусно выпячивается, а потрясающий по
выразительности и смысловому значению хорал медных в финале не звучит, пропадает.
Romy_Van_Geyten (25.12.2012 21:23) не в сети не в сети
2 недели назад в возрасте 93 лет умерла швейцарская певица Лиза делла Каза. Здесь ещё не
было её записей. Судя по этой записи, это примерно уровень Элизабет Шварцкопф.
Andrew_Popoff (25.12.2012 21:26) не в сети не в сети
Замечательная певица. Светлая память. Хорошо бы еще ее записей найти.
Romy_Van_Geyten (25.12.2012 21:33) не в сети не в сети
Слегка приврал. Она здесь есть в `Свадьбе Фигаро` с Клайбером. Графиню поёт:
http://classic-online.ru/archive/?file_id=74338
musikus (25.06.2011 13:41) не в сети не в сети
Глубочайшее впечатление. Жаль, что запись так несовершенна.
ak57 (20.03.2012 00:21) не в сети не в сети
С виду музыка самая что ни на есть `простая`.
musikus (17.06.2013 11:45) не в сети не в сети
В архиве нет большой симфонической фантазии Р.Штрауса `Из Италии`. Вещь ранняя, но много
хорошей музыки. Если кто может - залейте, будет полезно.
Mick_M (17.06.2013 12:05) не в сети не в сети
musikus писал(а):
В архиве нет большой симфонической фантазии
Р.Штрауса `Из Италии`. Вещь ранняя, но много хорошей музыки. Если кто может - залейте,
будет полезно.
К вечеру будет Мути с Филадельфией.
OlgaKz (17.06.2013 12:18) не в сети не в сети
Mick_M писал(а):
К вечеру будет Мути с Филадельфией.
Низко
кланяемся! И трепещем от нетерпения!
musikus (17.06.2013 21:55) не в сети не в сети
Mick_M писал(а):
К вечеру будет Мути с
Филадельфией.
Замечательно! Спасибо!
 
           

Правообладателям | По всем вопросам пишите на classic-online@bk.ru