Рихард Штраус
РИХАРД ШТРАУС (1864–1949)
Рихард Штраус (дирижер)
Рихард Штраус (фортепиано)





Случайное произведение

2 больших песни (Zwei größere Gesänge) для низкого голоса в сопровождении оркестра op. 44 (1899)
2 песни для 16-голосного смешанного хора a cappella op. 34
2 песни на стихи Николауса Ленау для голоса и фортепиано op. 26
2 пьесы для фортепианного квартета (1893): № 1 `Арабский танец` ре минор AV182, № 1
2 пьесы для фортепианного квартета (1893): № 2 `Liebesliedchen` AV182, № 2
3 песни для голоса и фортепиано op. 88
3 песни на стихи Отто Юлиуса Бирбаума для высокого голоса в сопровождении фортепиано op. 29
3 песни на стихи старых немецких поэтов для высокого голоса в сопровождении фортепиано op. 43
4 песни для высокого баса и фортепиано op. 87
4 песни для высокого голоса в сопровождении фортепиано op. 36
4 песни для голоса в сопровождении фортепиано op. 31
4 песни для голоса и фортепиано op. 27
4 последних песни для сопрано с оркестром (1948) AV150
4 симфонических интерлюдии из оперы `Интермеццо`
5 песен для голоса в сопровождении фортепиано op. 32
5 песен для голоса и фортепиано op. 41
5 песен для голоса и фортепиано op. 39
5 песен для среднего голоса в сопровождении фортепиано op. 15
5 песен на стихи Людвига Уланда для голоса в сопровождении фортепиано op. 47
5 песен на стихи Отто Юлиуса Бирбаума и Карла Фридриха Хенкеля для голоса в сопровождении фортепиано op. 48
5 песен на стихи Фридриха Рюккерта для голоса и фортепиано op. 46
5 пьес для фортепиано `Stimmungsbilder` (Образы-настроения) op. 9
6 песен для высокого голоса в сопровождении фортепиано op. 67
6 песен для высокого голоса в сопровождении фортепиано op. 37
6 песен для голоса в сопровождении фортепиано op. 56
6 песен из «Лепестков лотоса» А.Ф. фон Шака для голоса в сопровождении фортепиано op. 19
6 песен на стихи А.Ф. фон Шака для высокого голоса в сопровождении фортепиано op. 17
8 песен для голоса в сопровождении фортепиано op. 49
8 стихотворений из «Последних листков» Германа фон Гильма для голоса в сопровождении фортепиано op. 10
Parergon zur Sinfonia Domestica для фортепиано (left hand) и оркестра op. 73
Аллегретто для скрипки и фортепиано ми мажор (1948) AV149
Аллегро для струнного квартета ми-бемоль мажор (1879) AV211
Альпийская симфония (Eine Alpensinfoniе) op. 64
Анданте для валторны и фортепиано до мажор (1888) AV 86а
Арии из опер
Балет `Легенда о Иосифе` (Josephslegende) (1914) op. 63
Бранденбургский марш (`Präsentiermarsch`) для фортепиано (1905) AV 99
Бурлеска для фортепиано с оркестром pе минор AV 85
Вариации на тему баварской народной песни `Dirndl is haub auf mi` для струнного трио (1882) TrV 109
Восточные напевы (Gesänge des Orients) для голоса и фортепиано op. 77
Вступление, тема и 5 вариаций для валторны и фортепиано AV 52
Дафна-этюд для скрипки соло соль мажор (1945) AV141
Две пьесы (1883)
Две пьесы (1884)
Домашняя симфония (Sinfonia Domestica) op. 53
Дуэт-концертино для кларнета и фагота с оркестром (1947) AV147
Концерт для валторны с оркестром №1 ми-бемоль мажор op. 11
Концерт для валторны с оркестром №2 ми-бемоль мажор (1942) AV132
Концерт для гобоя с оркестром ре мажор (1945) AV144
Концерт для скрипки с оркестром ре минор op. 8
Королевский марш (Königsmarsch) для фортепиано (1905) AV100
Маленькие песни для голоса и фортепиано (1918) op. 69
Маленький гавот `Из старых времён` (`Aus alter Zeit`) для фортепиано (1879) AV 57
Немецкий мотет (1913) op. 62
Опера `Арабелла` op. 79
Опера `Ариадна на Наксосе` (1912) op. 60
Опера `Гунтрам` (1894) op. 25
Опера `Дафна` (1936-37) op. 82
Опера `День мира` (1935-36) op. 81
Опера `Елена Египетская` (1923-27) op. 75
Опера `Женщина без тени` (1914-17) op. 65
Опера `Интермеццо` (1923-24) op. 72
Опера `Кавалер розы` (1909-10) op. 59
Опера `Кавалер розы` (арии)
Опера `Каприччио` op. 85
Опера `Любовь Данаи` (1937-40) op. 83
Опера `Потухший огонь` (`Feuersnot`) (1901) op. 50
Опера `Саломея` (1904-05) op. 54
Опера `Электра` (1905-08) op. 58
Оркестровая сюита `Мещанин во дворянстве` из музыки к пьесе Мольера op. 60 (IIIa) (TrV 228c)
Парадный марш для фортепиано № 1 ми-бемоль мажор (1905) AV 97
Парадный марш для фортепиано № 2 ре-бемоль мажор (1907) op. 98
Песни для голоса и фортепиано на стихи Клеменса Брентано op. 68
Песни из пьесы Кальдерона `Судья из Саламеи` (1904) AV 96
Песня `Durch allen Schall und Klang` (`И радость во дворцах, и гром музыки`) (1925) AV111
Песня `Rote Rosen` (`Красные розы`) (1883) AV 76
Песня `Schlaf wohl` / Спи спокойно WoO 87
Песня `Sinnspruch` (`Изречение`) (1919) AV105
Песня `Wir beide wollen springen` (`Нам обоим хочется прыгать`) (1896) AV 90
Песня `Xenion` для голоса и фортепиано (1942) AV131
Песня `Zugemessne Rhythmen` (`Найденные ритмы`) (1935) AV122
Праздничная прелюдия op. 61
Праздничный марш (Festmarsch) для фортепианного квартета ре мажор (1886) AV178
Пять пьес для фортепиано op. 3
Романс для виолончели и фортепиано (оркестра) фа мажор (1883) AV 75
Романс для кларнета с оркестром ми-бемоль мажор AV 61
Серенада для фортепианного квартета соль мажор (1886) AV168
Серенада ми-бемоль мажор для тринадцати духовых инструментов (1881) op. 7
Симфоническая фантазия на темы оперы `Женщина без тени` (1946) AV146
Симфония №1 ре минор (1880) AV 69
Симфония №2 фа минор (1883) op. 12
Соната для виолончели и фортепиано фа мажор op. 6
Соната для скрипки и фортепиано ми-бемоль мажор op. 18
Соната для фортепиано cи минор op. 5
Сонатина № 1 фа мажор для 16 духовых (`From an invalid`s workshop`) (1943) AV135
Сонатина № 2 ми-бемоль мажор для 16 духовых (`Happy workshop`) (1944/45) AV143
Струнный квартет ля мажор (1889) op. 2
Сюита для 13 духовых инструментов (1884) op. 4
Сюита из оперы `Кавалер розы` для оркестра (1945) AV145
Танцевальная сюита на тему Куперена (1923) AV107
Фортепианное трио №1 ля мажор AV 37
Фортепианное трио №2 ля мажор AV 53
Фортепианный квартет до минор (1885) op. 13
Фуга на оригинальную тему (1884) AV 81
Части произведений
Японская торжественная музыка op. 84
`Das Schloss am Meere` (`Замок на море`), мелодрама для рассказчика и фортепиано op. 92
`Krämerspiegel`/ Зеркало мелкого торговца: 12 песен[-эпиграмм] Альфреда Керра для голоса в сопровождении фортепиано op. 66
`Panathenaenzug` / Панатенейское шествие - симфонические этюды в форме пассакалии для фортепиано (левая рука) и оркестра op. 74
`Traumlicht` / Свет из моего сна - для мужского хора a cappella
`Взбитые сливки`, балет op. 70
`Девичьи цветы` (`Mädchenblumen`): 4 стихотворения Феликса Дана для голоса в сопровождении фортепиано op. 22
`Дон Жуан`, симфоническая поэма для оркестра (1888) op. 20
`Дон Кихот`, вариации для оркестра (1888-89) op. 35
`Жизнь героя`, симфоническая поэма для оркестра (1898) op. 40
`Замок у моря` (`Das Schloss am Meere`), мелодрама для чтеца и фортепиано (1899) AV 92
`Из Италии` (Aus Italien), симфоническая поэма (1886) op. 16
`Каприччио` - танцы из оперы для фортепианного трио (1943) TrV 279b
`Макбет` Симфоническая поэма для оркестра op. 23
`Метаморфозы` для ансамбля струнных инструментов AV142
`Простые мелодии` (`Schlichte Weisen`): Пять стихотворений Феликса Дана для голоса в сопровождении фортепиано op. 21
`Свадебная прелюдия` (`Hochzeitspräludium`) для 2-х гармониумов си-бемоль мажор (1924) AV108
`Смерть и просветление`, симфоническая поэма для оркестра (1888-89) op. 24
`Так говорил Заратустра`, симфоническая поэма для оркестра (1895-96) op. 30
`Тиль Уленшпигель` (1894-95) op. 28
`Энох Арден` (Enoch Arden), мелодрама для чтеца и фортепиано по поэме Альфреда Теннисона (1897) op. 38


Последние комментарии к произведениям композитора

Ekaterina (03.02.2016 00:38) не в сети не в сети
Вот Вам и `Колыбельная`! Кто знает, что это за песня? (явно не на месте)
weina (03.02.2016 20:37) не в сети не в сети
Ekaterina писал(а):
Вот Вам и `Колыбельная`! Кто знает, что это за
песня? (явно не на месте)
Это песня из 36-го опуса, № 3 - `Hat gesagt - bleibt`s
nicht dabei`. Надо бы ее туда перенести.
Кстати в Архиве есть запись Долухановой, где она поет ее по-русски. И перевод нормальный.
Только в 1-й строфе оригинала отец не конфеты сулит за услугу, а обещает сварить три
яичка.
VittorioCrivelli (25.01.2014 17:59) не в сети не в сети
Любопытная информация о поэте, на чьи стихи написана песня:
Он родился в Гриноке, на территории Шотландии, но после смерти отца, с двухлетнего
возраста жил и воспитывался в Германии. В начале своего жизненного пути он занимался
книжной торговлей, слушал университетские курсы, затем увлекся литературным творчеством.
В 1885 г. он публикует свой первый цикл стихов «Песни гор», посвященный оставленной им в
детстве Шотландии. Известность молодому поэту принесли сборники стихов «Arma parata fero»
(1886) и «Буря» (1888. Между тем произведения Маккея уже в то время отличали анархические
бунтарские настроения. «Arma parata fero» был даже запрещен в Германии на основании закона
против социалистов, а после выхода в свет «Бури» Маккея стали называть «Певцом анархии». В
то время он много путешествовал по Европе и Америке, подолгу проживая в Швейцарии,
Великобритании, Италии, Франции и Португалии.
Самое крупное произведение - роман `Анархист`. Он впервые был издан в 1891 году в Цюрихе,
книга выдержала десятки изданий на английском, французском, голландском, немецком, чешском
и других языках. Только на русском роман издавался не менее шести раз, не считая отдельных
отрывков, выходивших в разное время. Роман повествует об анархистском движении конца XIX
в. Политические взгляды Маккея подробно излагаются в книге от лица главного героя Карара
Обана.
Поэт имел сомнительную сексуальную ориентацию. По этой причине часть его произведений,
где он активно пропагандировал ее, была запрещена в кайзеровской Германии, а затем и в
Веймарской республике и тем более в фашисткой Германии.
Идеал политического устройства по Маккею — безгосударственное общество мелких частных
собственников, строящих отношения на основе свободного договора и свободных союзов. Так,
борьба с преступностью ставится в зависимость от организации самообороны, либо найма
охраны. В основе экономических отношений анархического общества, считал Маккей, будут
лежать принципы рыночной экономики («свободный и ничем не стесняемый обмен ценностей
внутри и вовне»), предполагающий свободную, неограниченную конкуренцию и право частной
собственности, основанное на захвате и личном труде индивидуума. Пропагандировал он и идеи
П.-Ж Прудона об организации свободного кредита, заимствовал его проект свободного банка.
Ведя речь о средствах и методах борьбы за анархическое общество, Маккей решительно отрицал
насилие, противопоставляя ему методы пассивного сопротивления (отказ граждан от выплаты
налогов и работы на органы власти) и пропаганды словом.
В 1888 году, занимаясь исследовательскими работами в Британском музее в Лондоне, Маккей
натолкнулся на упоминание произведения Макса Штирнера «Единственный и Его собственность»,
которое в то время было прочно забыто в Европе. Спустя год ему удалось познакомиться с
самим произведением, которое произвело на него огромное впечатление.
В 1889 г. Маккей через европейские газеты опубликовал своё воззвание, в котором обращался
ко всем, «кто помнит о впечатлении, вызванном в свое время появлением сочинения
„Единственный и Аго собственность“ и находился в каком-либо, близком или отдаленном,
соприкосновении с Максом Штирнером», с просьбой поделиться воспоминаниями и сведениями о
Штирнере и его личности. Получив отзывы, Маккей отыскал дом, в котором Штирнер прожил
последние годы своей жизни, и его могилу, которой угрожало полное уничтожение. Именно
Маккею филооф обязан своей посмертной славой.
alebaranov (30.01.2015 18:16) не в сети не в сети
Вынужден сообщить, что информация (не мною придуманная), будто это был последний
записанный концерт с участием Лотте Леман, оказалась неверной. Существуют записи с более
поздних концертов.
klevenshtein (26.06.2016 16:17) не в сети не в сети
Браво певцу и пианисту! Исполнено очень тонко, голос мастера, пианист достойный певца! Но
кто этот пианист? Не Джеральд Мур случаем?
Osobnyak (26.06.2016 17:46) не в сети не в сети
klevenshtein писал(а):
Браво певцу и пианисту! Исполнено очень тонко,
голос мастера, пианист достойный певца! Но кто этот пианист? Не Джеральд Мур
случаем?
Думаю, - или Мур, или Баренбойм. Следствие установит.
musikus (30.01.2015 22:29) не в сети не в сети
То и дело возвращаюсь к ЭТОМУ и каждый раз волнуюсь. До слез волнуюсь. Он прощается с
жизнью и - благодарно восхищен ею. Поэтому верно когда Im Abendrot звучит не слишком
затянуто, не слишком траурно. Это - другое… Должно быть полное дыхание, почти гимн! Но
слишком уж полнокровное, мощное пение, как у Брюер или Герзмавы, тоже здесь не совсем
уместно. Голоса великолепные, но – не тот случай. Ближе всех - М.Прайс с Аббадо, ну и
Шварцкопф, конечно, хотя записи у нее разной ценности. Нечто сходное, между прочим, с
другой гениальной вещью – Метаморфозами. Караян, к примеру играет их слишком растянуто,
«прочувствованно», а должно быть более динамичное движение, непрерывный поток…
weina (30.01.2015 23:40) не в сети не в сети
musikus писал(а):
Должно быть полное дыхание, почти гимн! Но
слишком уж полнокровное, мощное пение, как у Брюер или Герзмавы, тоже здесь не совсем
уместно.
Юрий Константинович, если хотите, я могу выложить Джесси Норман (с Ш.
Дютуа). Мне ее исполнение очень нравится: у нее замечательно гибкий и красивый голос, поет
вдохновенно и с полным пониманием. Но гарантировать, что это как раз то, чего бы Вам
хотелось, я, конечно, не могу.

Самая неудачная запись Шварцкопф - это с Барбироли.
М. Прайс, по-моему, просто в более легком `вокальном весе` по сравнению с другими
певицами, поэтому и звучит как-то прозрачнее, тоньше.
musikus (31.01.2015 00:09) не в сети не в сети
weina писал(а):
могу выложить Джесси Норман
Буду благодарен.
Шварцкопф есть еще с Аккерманом, Селлом...
victormain (31.01.2015 06:49) не в сети не в сети
weina писал(а):
Юрий Константинович, если хотите, я могу выложить
Джесси Норман (с Ш. Дютуа). Мне ее исполнение очень нравится: у нее замечательно гибкий и
красивый голос, поет вдохновенно и с полным пониманием. Но гарантировать, что это как раз
то, чего бы Вам хотелось, я, конечно, не могу...
Спасибо за Норман. Я давно знаю эту
запись и лучшего исполнения по вокалу не слыхал.
Andrusha (05.04.2012 20:19) не в сети не в сети
Рихард Штраус
ЧЕТЫРЕ ПОСЛЕДНИЕ ПЕСНИ для сопрано и оркестра
(Вольные переводы с немецкого Рубена Саркисяна, 12-14 августа 2001г.)

1. Весна (Герман Гессе)

Мне долго снились в мглистом заточеньи –
Твоих деревьев шум, и птичье пенье,
И свежий ветр в бескрайнем свете дня;
Миг волшебства настал, и – прочь сомненья! –
Всей лучезарной нежностью влеченья
Ты вновь со мной, во мне, вокруг меня!..


2. Сентябрь (Герман Гессе)

Поздних роз горделивый венец –
Знак прощания или ошибка?
Лето свой привечает конец
Тихой, кроткой, чуть странной улыбкой:
Не жалеет поникшей травы
Стылый дождь, скорбных мыслей отрада, –
И сочится с ним злато листвы
В увядающей роскоши сада...


3. Отход ко сну (Герман Гессе)

День утомил, и работать нет мочи.
Чаще и крепче слипаются очи.
Скоро уж сон, вняв желаниям страстным,
Скроет меня звёздным пологом ясным.
Руки, застыньте, и мысли, замрите,
Разум в дремоту скорей окуните,
Чтобы душа в чуде ночи парила,
Тысячекратно цвела и любила!


4. На закате (Йозеф фон Эйхендорф)

По жизни пройдя сквозь все беды и радости,
Дошли мы с тобой до последней земли.
Горят небеса предзакатною сладостью –
В них только два лебедя тают вдали.
Вокруг – ни души, ни тревог, ни смятения;
Лишь не заплутать бы в сём мире вдвоём –
И, может быть, скоро в пучине забвения
Мы вечную память свою обретём...
Atonal (25.06.2011 02:22) не в сети не в сети
Британская певица Jane Eaglen, кажется, не имеет шумной известности, но послушать этот
голос, однако же, стоит. Её драматическое сопрано впечатляет.
samlev (25.06.2011 07:17) не в сети не в сети
Да, замечательно глубокий голос. Но, мне кажется, Джейн Иглен весьма востребованный
человек, особенно в вагнеровских операх. Там она просто царит: Изольду пела в самых
значительных постановках в Нью-Йорке, в Барселоне, Брунгильду в Чикаго, в Милане, не
помню, где еще. Сенту, Ортруду - весь доступный ей вагнеровский репертуар она спела.
Дирижеры - Аббадо, Баренбойм, Шайи, Хайтинк.
musikus (25.06.2011 11:46) не в сети не в сети
«Четыре последние песни» и вообще «поздний» Рихард Штраус – одна из особенно волнительных
для меня тем, так что – спасибо за повод. Если есть в мировой музыке выражение
предопределенности Неизбежного, то это, конечно, не наивные конструкции Петра Ильича (не
обязательно раннего) и даже не символика вроде слишком известного и давно опошленного
четырехзвучия, а такие вещи как у поздних Р.Штрауса (включая «Метаморфозы»!) и Малера,
особенно – анданте Девятой и адажио Десятой. В них нет ужаса перед Неизвестным, но –
понимание.
Рихард Штраус шутил, что хотел бы сочинять музыку так же естественно и просто, «как
корова дает молоко». Но на закате дней ему уже не до затей; иссяк пыл молодости, жизнь
взяла свое... В «Метаморфозах» – мудрая печаль прощания вместе с восхищением перед
уходящими днями, последнее ослепление ее вечным светом. В «Четырех последних песнях» -
по-пушкински светлый, благодарный взгляд на прошедшее, и никакой трагической жертвенности.
Как символ вечной жизни – песня жаворонка (надо вспомнить тут и жаворонка из «Жанны на
костре» Онеггера), а в финале – траурно-торжественный хорал.
Что касется исполнения… Из известных мне шести разных исполнений лучшее, как мне кажется
– Ханны-Лоре Куузе с Гевандхуз-оркестром и В.Ноймнном. Исполнение не блещущее ресурсами,
но верное по сути. Может, я просто привык к этой записи, но ей, на мой вкус, уступают даже
Э.Шварцкопф, Г.Яновиц, Л.Делла-Каза и др. Замечательно, думается, могла бы сделать эту
вещь несравненная Христа Людвиг, изумительно записавшая песни Малера с Караяном, но, увы,
такой записи я не знаю (может быть есть?!).
Что касается исполнения Дж. Иглен, то, действительно, так и слышится Изольда, но, как ни
парадоксально, ее голос «слишком хорош» и звучен для такой вещи, как ЧПП. И я не слышу
настоящего погружения в эту гениальную музыку, которая ведь не для пения…Поет Иглен как-то
по-школярски, для нее это вокальный номер, а не потрясающая по глубине поэма благодарного
ухода… Примерно то же я бы сказал об оркестровой партии. Скрипичное соло в третьей песне –
лирический центр всей композиции! –безвкусно выпячивается, а потрясающий по
выразительности и смысловому значению хорал медных в финале не звучит, пропадает.
Romy_Van_Geyten (25.12.2012 21:23) не в сети не в сети
2 недели назад в возрасте 93 лет умерла швейцарская певица Лиза делла Каза. Здесь ещё не
было её записей. Судя по этой записи, это примерно уровень Элизабет Шварцкопф.
Andrew_Popoff (25.12.2012 21:26) не в сети не в сети
Замечательная певица. Светлая память. Хорошо бы еще ее записей найти.
Romy_Van_Geyten (25.12.2012 21:33) не в сети не в сети
Слегка приврал. Она здесь есть в `Свадьбе Фигаро` с Клайбером. Графиню поёт:
http://classic-online.ru/archive/?file_id=74338
musikus (31.01.2015 10:36) не в сети не в сети
Большое спасибо за запись. Поет она, как всегда, замечательно. Но это, как раз, тот случай
когда вокала, ИМХО, многовато, нужно бы поинтимнее... И в `Весне` верха очень напряженные,
хотелось бы полегче, попрозрачнее. Темпы временами затянуты, особенно в финале. Не
похороны ведь, а - Свершение...
Intermezzo (25.07.2016 08:26) не в сети не в сети
Здесь неправильный порядок исполнения песен: 3, 2, 1, 4. Надо бы перезалить.
evc (25.07.2016 09:05) не в сети не в сети
Intermezzo писал(а):
Здесь неправильный порядок исполнения песен: 3,
2, 1, 4. Надо бы перезалить.
Сталкивался, что исполнители в концерте меняли порядок
частей. Было такое напр. в цикле Шостаковича на тексты из ж. `Крокодил`. И с др.
вокальными...
Osobnyak (25.07.2016 11:55) не в сети не в сети
evc писал(а):
Сталкивался, что исполнители в концерте меняли порядок
частей. Было такое напр. в цикле Шостаковича на тексты из ж. `Крокодил`. И с др.
вокальными...
Такого вообще навалом. Тут дилемма: либо сохранять последовательность
частей, либо сохранять последовательность концерта (или записи).
evc (25.07.2016 12:45) не в сети не в сети
Osobnyak писал(а):
Такого вообще навалом. Тут дилемма: либо сохранять
последовательность частей, либо сохранять последовательность концерта (или
записи).
Если нам самим менять уже сыгранный порядок, то нарушится концепт
исполнительский, последовательность темпов, динамика и ещё много чего.
musikus (25.06.2011 13:41) не в сети не в сети
Глубочайшее впечатление. Жаль, что запись так несовершенна.


 
     
Правообладателям | По всем вопросам пишите на classic-online@bk.ru