Скачать ноты
1. Moderato
2. Allegretto
3. Andante espressivo
4. Vivace

Дирижёр: Мстислав Ростропович Оркестр: Orchestre National de France Запись: июнь 1986 г.
      (49)  


SmirnovP (10.11.2012 22:14)
Хорошая музыка. Получил удовольствие от прослушивания.

art15 (08.02.2014 10:09)
Гениальная музыка. У симфоний Бетховена есть Фуртвенглер, у симфоний Малера - Аббадо и
Бернстайн, у симфоний Шостаковича - Мравинский, почему же у симфоний Прокофьева нет
`своего` дирижёра, который затмил бы всех других своим исполнением этого симфонического
цикла?

paraklit (08.02.2014 15:33)
art15 писал(а):
Гениальная музыка. У симфоний Бетховена есть
Фуртвенглер, у симфоний Малера - Аббадо и Бернстайн, у симфоний Шостаковича - Мравинский,
почему же у симфоний Прокофьева нет `своего` дирижёра, который затмил бы всех других своим
исполнением этого симфонического цикла?
...потому, что симфонии Прокофьева - не
главное в его творчестве... Они у него - в ряду прочего... Нет, это, конечно, очень
хорошая музыка - но их в принципе могло бы вообще не быть - и при этом Прокофьев остался
бы Прокофьевым... Вот попробуйте Шостаковича представить без его симфоний! Ничего не
выйдет! У него и прочее - гениально, но удельный вес симфоний в его творчестве и вообще
в российской и мировой музыке превалирует над иным... Даже может, над всем остальным,
чего, впрочем, не буду утверждать. А у Прокофьева - нет. К тому же, прокофьевские симфонии
очень неровные даже в одном только его персональном симфоническом ряду. Конечно, Прокофьев
- не Шуман, о существовании симфоний у которого многие любители музыки даже не
подозревают. Симфонии Прокофьева, конечно, содержат много яркой музыки, но... Еще один
пример (и тоже ходом от обратного): самая мною любимая прокофьевская симфония - третья -
возникла на материале его оперы. Он мыслил зрительными образами - и получилась чрезвычайно
яркая музыка! А вот когда он замышлял симфонию как симфонию - получалось бледнее...

abyrvalg (08.02.2014 16:04)
paraklit писал(а):
А вот когда он замышлял симфонию как симфонию -
получалось бледнее...
Я, конечно, ценю 3-ю симфонию, но 5,6 и 7 - это ярчайшие
произведения в творчестве ССП. Особенно ценю 6-ю. А чем они неровные, я вот этого не могу
понять? Ну, можно назвать 2-ю разве что - действительно не самое сильное сочинение. 1-я
несколько выпадает по стилистике - этакий прокофьевский неоклассицизм, хотя и очень все
изобретательно. А последние три - это своего рода концентрация чисто прокофьевского стиля
и его музыкального мышления. А какие другие его симфонические сочинения могут встать
вровень с симфониями? Если не брать балетные сюиты, то - Скифская, увертюра на русские
темы, сюита 1941 года, что там еще? Ну наверное Гамлет и Египетские ночи - тоже
замечательная симфоническая музыка. А чем плоха 4-я симфония, да еще в 2-х версиях,
которые одинаково хороши, причем в той версии ,которая длиннее, материал добавлен - вовсе
не имеющийся в балете `Блудный сын`. На мой взгляд, это большое заблуждение, что его
симфонии не превалируют в его творчестве. И еще бОльшее заблуждение, что ССП был силен
только там, где нащупывался зрительный образ. Тому подтверждение его инструментальные 2 и
3 форт. концерты или 1-й скрипичный концерт - не менее яркая и вдохновенная музыка, но в
них вряд ли можно говорить о каком-то явном зрительном образе.

musikus (08.02.2014 16:31)
art15 писал(а):
почему же у симфоний Прокофьева нет `своего`
дирижёра, который затмил бы...
Таковым в свое время считал себя Рождественский.
Самовыдвижением... Переиграл и записал почти всего П. этаким рейдерским захватом. Но...
кишка тонка. Есть трудность того рода, что симфонии ССП это не цикл в известном смысле, а
довольно пестрый набор... Тут трудно говорить о `проблеме истолкования`. Единственное что
- Шестая симфония, которая совершенно выбивается не только из ряда симфоний ССП, но и из
его творчества вообще. По музыке и всей логике развития это - драма, завершающаяся крахом,
в то время как ее чаще подают в общепрокофьевском `веселеньком` контексте (исключение -
Мравинский).

abyrvalg (08.02.2014 17:06)
musikus писал(а):
Есть трудность того рода, что симфонии ССП это не
цикл в известном смысле, а довольно пестрый набор...
Да, стилистически они весьма
разные, что и представляет собой некоторую проблему для дирижеров. Некоторую аналогию
можно провести и с оперным жанром, к которому ССП постоянно обращался. Они
жанрово-стилистически тоже очень разнообразны.

paraklit (10.02.2014 12:03)
abyrvalg писал(а):
Я, конечно, ценю 3-ю симфонию, но 5,6 и 7 - это
ярчайшие произведения в творчестве ССП. Особенно ценю 6-ю. А чем они неровные, я вот этого
не могу понять? Ну, можно назвать 2-ю разве что - действительно не самое сильное
сочинение...
В принципе, Вы сами себе ответили. Субъективизм в отношении к симфониям
СП и объясняется их... ну возьму на себя такую смелость заявить - `содержательной
неровностью`. Прокофьев всегда стремился... как бы это сказать... скажу так: к чистой
музыке - как у ранних классикой (кстати, появление `Классической` в этом смысле совершенно
неслучайно), а с другой стороны - к музыке со `зрительным рядом` (я не говорю о какой-то
программе! Речь о том, что музыка может вызывать зрительные образы - а они будут у всех
свои). Иначе говоря, симфония как чистая `интонационная драма` - была не его жанр... Ну,
так же, как не каждый романист смог бы написать хорошую пьесу, и наоборот. Когда Прокофьев
пытался создать `чистую` интонационную фабулу - ему всегда не хватало еще чего-то. Это
`что-то` всякий раз избиралось разное (если избиралось). А я вот очень хорошо отношусь к
прокофьевской второй симфонии! Видите, опять - все очень субъективно!
P.S. А Рождественского в расчет не берите! Он - слабый дирижер... Разумеется, это только
мое мнение.

musikus (10.02.2014 12:31)
paraklit писал(а):
Рождественского в расчет не берите! Он - слабый
дирижер... Разумеется, это только мое мнение.
И мое. Наконец-то нашел
единомышленника.

Mikhail_Kollontay (10.02.2014 12:42)
musikus писал(а):
нашел
Я, конечно, не единомышленник, слишком
немало ценного было сделано Геннадием Николаевичем. Но об одном характерном курьезе скажу.
Несколько раз имел честь пересекаться по делам с дирижёром. Один из них: ему попала в руки
партитура моего `Катехизиса`. Сочинение большой сложности. Получил письменный ответ: ввиду
трудности такой-то (указываются страница и такт), такой-то, такой-то и т.д. сочинение
требует большого количества репетиций. Поэтому невозможно его исполнение. Где письмо - не
знаю, но близко к тексту, думаю.

abyrvalg (10.02.2014 12:59)
paraklit писал(а):
- В принципе, Вы сами себе ответили. Субъективизм
в отношении к симфониям СП и объясняется их... ну возьму на себя такую смелость заявить -
`содержательной неровностью`. А я вот очень хорошо отношусь к прокофьевской второй
симфонии! Видите, опять - все очень субъективно!
- P.S. А Рождественского в расчет не берите! Он - слабый дирижер... Разумеется, это
только мое мнение.
- Конечно, субъективизм в оценке всегда присутствует, но есть и
некая объективность в общей картине прокофьевского творчества, не зря же он материалы
своего `Ангела` и `Блудного сына` переработал именно для своих симфонии как некий экстракт
своих жизненных перипетии, а не сделал из них обычные сюиты. Да взять того же `Ангела`, -
ведь известно из его дневников, что он даже подумывал уничтожить партитуру своей оперы, но
материал, создаваемый годами, был настолько удачен, что все-таки соткал из нее 3-ю
симфонию. И сам просил ни в коем случае не отождествлять симфонию с оперой. Но в
принципе, Прокофьева можно отнести к тем композиторам, у которых любая музыкальная
концепция, даже самая отвлеченная, неизменно рождается из зримого образа, некоторой идеи.
Вспомним, что он говорил про 1-й форт. концерт - как про `летающие табуретки`, т.е. образ
присутствует все же.
Эти он напоминает, кстати, и Онеггера, который говорил, что ему легче оттолкнуться от
литературного или зрительного образа - работать становится значительно легче, а симфонии
ему давались достаточно тяжело, но тем не менее и в них он находил музыкальные темы
подобные различным персонажам. Так что Ваша мысль про зрительный образ где-то и
справедлива, но за сто процентов при `классификации` творчества Прокофьева все же надо
брать условно.
- Да про Рождественского могли бы и не говорить, это известный халтурщик.

abyrvalg (10.02.2014 13:16)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Но об одном характерном курьезе
скажу.
Есть еще один пример, рассказанный одним участником события. Рождественский
записывал с БСО комплект симфоний Чайковского и спрашивает у оркестрантов - репетировать
будем? Те отвечают - зачем и так наизусть играем. Ну, поехали. День и симфония готова.
Второй и вторая и т.д. Шесть дней и комплект готов.

Leb1 (10.02.2014 13:48)
paraklit писал(а):
А Рождественского в расчет не берите! Он - слабый
дирижер... Разумеется, это только мое мнение.
У меня диск со всеми симфониями, но
только не Рождественский там дирижер, а Одзава. Кстати, здесь в Архиве кое-каких не
хватает, можно доложить.

Но я никогда не пытался сравнивать исполнение прокофьевских симфоний с другими
дирижерами, просто слушал этот диск и всё. Поэтому не знаю, как это выглядит в сравнении.

musikus (10.02.2014 15:04)
Leb1 писал(а):
Но я никогда не пытался сравнивать исполнение
прокофьевских симфоний с другими дирижерами
Из наших, кроме Рождественского, весь
цикл записывали Китаенко и Гергиев. Вообще же, ИМХО, иностранцы, тот же Озава, играют
менее интересно, чем наши. Тут работает критерий почвенности, который в применении что-то
да значит. Гергиев играет прилично (в том числе две редакции 4-й), но Китаенко, пожалуй,
потщательнее. Из записей Рождественского выделил бы только 7-ю, остальное не интересно,
особенно плохо - Шестая.

art15 (10.02.2014 15:06)
musikus писал(а):
Вообще же, ИМХО, иностранцы, тот же Озава, играют
менее интересно, чем наши.
У Аббадо и Фричаи первая очень хороша.

art15 (10.02.2014 15:13)
Насчет Озавы согласен, пресновато, без проникновения.

abyrvalg (10.02.2014 15:32)
musikus писал(а):
Гергиев играет прилично (в том числе две редакции
4-й), но Китаенко, пожалуй, потщательнее.
Гергиев, помню, очень ярко сыграл 6-ю на
одном концерте в БЗК. Я совершенно не ожидал такой игры, м-да, иногда он бывает
действительно очень убедителен. А Китаенко довольно крепкий дирижер, и его Прокофьев
вполне на приличном уровне, хотя иногда чего-то не хватает, глубины что-ли.

musikus (10.02.2014 16:24)
art15 писал(а):
У Аббадо и Фричаи первая очень
хороша.
Стилистически - большая разница между 1-й и остальными, трудно сравнивать.

musikus (10.02.2014 16:30)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Я, конечно, не единомышленник, слишком
немало ценного было сделано Геннадием Николаевичем. Но об одном характерном курьезе
скажу.
Он, действительно, очень много сделал как просветитель, особенно во времена
БСО, хвала ему в этом смысле. Но как художник он неинтересен, особенно, если посягал на
хиты, имеющие богатые традиции. А то, что он отказался играть Вашу вещь... Технически он,
конечно, справился бы, притом легко. Просто не захотел. Бывает.

musikus (10.02.2014 16:32)
abyrvalg писал(а):
Шесть дней и комплект готов.
Я этот комплект
знаю. Отвратительно.

musikus (10.02.2014 16:34)
abyrvalg писал(а):
Гергиев, помню, очень ярко сыграл 6-ю на одном
концерте в БЗК.
Я Шестую слышал в БЗК с Мравинским. Незабываемо.

precipitato (10.02.2014 16:43)
musikus писал(а):
А то, что он отказался играть Вашу вещь...
Технически он, конечно, справился бы, притом легко. Просто не захотел.
Бывает.
Покойный уже композитор Белимов принес ему симфонию, он взвесил на руке
партитуру, и сказал - примерно час пятнадцать. И попал, опыт то огромный.

art15 (10.02.2014 16:44)
musikus писал(а):
Еще проблема в том, что ни один западный
дирижер первой величины (например, Аббадо или Бернстайн) не записал полного комплекта.
Мартинон, Озава, при всем к уважении к ним, таковыми не являются.

Mikhail_Kollontay (10.02.2014 16:45)
musikus писал(а):
отказался
Ну это меньше всего упрек!
отказались все мыслимые, да, собственно, и по какой причине кто-то должен меня играть. Мне
почему-то больше всего Рождественский запомнился в конце 60-х, `Сон в летнюю ночь`
Бриттена, когда ГН был главным в ГАБТе. И тогда же вообще его дирижёрская деятельность.
Потом уже не так, да.

Mikhail_Kollontay (10.02.2014 16:52)
precipitato писал(а):
Покойный уже композитор Белимов принес ему
симфонию, он взвесил на руке партитуру, и сказал - примерно час пятнадцать. И попал, опыт
то огромный.
Всё-таки не только опыт. У нас была встреча, продолжавшаяся не один час,
когда Рождественский пришел опять в ГАБТ, опять-таки по поводу моей разнесчастной оперы.
Происходило так: ГН начал с самого начала читать партитуру, в общем, в написанном темпе,
внимательно, и прошел от первой до последней страницы без пропусков. Одновременно мы
разговаривали на самые разные темы, вспоминали кое-что и т.д. Высказывал соображения о
музыке и оркестре по ходу, очень скупо, правда. Я осторожно сказал, что в сюжете то и то,
вероятно, трудно заметить это, листая так партитуру, он ответил - нет, я так, в общих
чертах, понимаю. Если бы он не был способен так прочитать и всё ухватить, то не стал бы
так действовать, как герой `Человека дождя`.

Mikhail_Kollontay (10.02.2014 17:14)
abyrvalg писал(а):
репетировать
Кто же репетирует перед записью?
смысла никакого. Тут ГН не исключение совсем. Отрепетировали кусок - мотор. И т.д. Другое
дело, что 30 минут в день (стандарт - 4 часа, куда входят два перерыва, то есть чистого
времени примерно 3:15) - может быть несколько многовато. Скорее минут 20, если поподробнее
сдирать шкурку. Потом, ну что репетировать, люди как играют, как играют, как привыкли, как
у них вбито. Поэтому гастроли дирижера с чужим оркестром - профанация в большой части.
Маши не маши, играют по-своему. Это надо сидеть долгими годами в коллективе, тогда да.

abyrvalg (10.02.2014 17:30)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Кто же репетирует перед записью? смысла
никакого.
Как то раз Караяну предложили записать комплект симфонии Малера с Венским
филармоническим. А на вопрос сколько ему дают времени на подготовку к записи, ему
ответили, что отводят неделю на симфонию. Караян отказался и сказал, что он потратил на
запись 4-х минутной баркаролы Оффенбаха 4 часа, а здесь - неделя на всю симфонию? А
Рождественский бы, наверное, за одну неделю записал бы ВСЕ симфонии Малера.

Mikhail_Kollontay (10.02.2014 17:37)
abyrvalg писал(а):
и сказал, что
И сказал также что-то по поводу
гонорара пропорционально, я предполагаю?

abyrvalg (10.02.2014 17:54)
Mikhail_Kollontay писал(а):
И сказал также что-то по поводу гонорара
пропорционально, я предполагаю?
Всем уже давно известны были его аппетиты.

victormain (10.02.2014 22:09)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Кто же репетирует перед записью? смысла
никакого...
Меня пару раз Камерный оркестр РБ просил, я репетировал понемногу дня за
2 до записи (на записях я практически всегда машу сам). Я и сам очень удивлён был. Это
значило, что что им по заранее розданным партиям так понравилась музыка, что возникло
чувство повышенной ответственности. Редкое в оркестре, поэтому в такой ситуации лучше идти
ему навстречу.

musikus (11.02.2014 16:01)
victormain писал(а):
Меня пару раз Камерный оркестр РБ просил, я
репетировал понемногу дня за 2 до записи (на записях я практически всегда машу сам). Я и
сам очень удивлён был. Это значило, что что им по заранее розданным партиям так
понравилась музыка, что возникло чувство повышенной ответственности. Редкое в оркестре,
поэтому в такой ситуации лучше идти ему навстречу.
Это же счастье.

shark_bmt (11.02.2014 17:33)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Получил письменный ответ: ввиду трудности
такой-то (указываются страница и такт), такой-то, такой-то и т.д. сочинение требует
большого количества репетиций. Поэтому невозможно его исполнение.
Восторг! т.е.
партитуре отказано в исполнении, потому что это не фаст-мусик в плане приготовления

Mikhail_Kollontay (11.02.2014 17:35)
shark_bmt писал(а):
Восторг! т.е. партитуре отказано в исполнении,
потому что это не фаст-мусик в плане приготовления
Натурально... Но я думаю. что это
ГН просто так, ну, э, сгоряча. Оговорился.

paraklit (12.02.2014 18:46)
precipitato писал(а):
Покойный уже композитор Белимов принес ему
симфонию, он взвесил на руке партитуру, и сказал - примерно час пятнадцать. И попал, опыт
то огромный.
...ну, это не оценка его дирижерских способностей. Дурное дело -
нехитрое. Мне рассказывали про человека, который разглядывал дорожку на виниловой
пластинке - и говорил, что за музыка там записана. И что?..

LAKE (12.02.2014 19:24)
paraklit писал(а):
...ну, это не оценка его дирижерских способностей.
Дурное дело - нехитрое. Мне рассказывали про человека, который разглядывал дорожку на
виниловой пластинке - и говорил, что за музыка там записана. И что?..
А мне
рассказывали про человека, который по по виду магнитофонной ленты восстанавливал
партитуры! И что?

paraklit (15.02.2014 08:28)
LAKE писал(а):
А мне рассказывали про человека, который по по виду
магнитофонной ленты восстанавливал партитуры! И что?
Вы бы не придумывали там, где
ничего не понимаете!.. Уж извините... А впрочем...

MusicaClassical (15.04.2014 16:16)
art15 писал(а):
Гениальная музыка. У симфоний Бетховена есть
Фуртвенглер, у симфоний Малера - Аббадо и Бернстайн, у симфоний Шостаковича - Мравинский,
почему же у симфоний Прокофьева нет `своего` дирижёра, который затмил бы всех других своим
исполнением этого симфонического цикла?
А мне Бетховен больше всего нравится у
Аббадо...

LAKE (15.04.2014 18:02)
paraklit писал(а):
Вы бы не придумывали там, где ничего не
понимаете!.. Уж извините... А впрочем...
Может быть... может быть... Только вот,
знаете, мне, к огромному сожалению, часто удается по тексту определять, что у писавшего
его человека в том месте, которым он думает.
Действительно, тоска на форуме ...

OlgaKz (15.04.2014 18:16)
LAKE писал(а):
Действительно, тоска на форуме ...
Тоска, Анфиса!
Тоска, Раиса!

abyrvalg (15.04.2014 18:20)
LAKE писал(а):
мне, к огромному сожалению, часто удается по тексту
определять, что у писавшего его человека в том месте, которым он думает.
Так даже
Черномырдин не смог бы сказать.

OlgaKz (15.04.2014 18:34)
abyrvalg писал(а):
Так даже Черномырдин не смог бы сказать.
Ну,
Черномырдин и так не мог бы сказать:
`Есть любопытный факт с инвенциями Бонпорти. Музыковеды утверждают, что композитор
является зачинателем такого жанра как инвенция. Самое интересное, что сборник инвенции
появился за десять лет до появления инвенции Иоганна Себастьяна Баха, а он, как известно,
их сочинил в 1723 году. Известно, что Бах был знаком с сочинениями итальянца и он
собственноручно переписал четыре инвенции Бонпорти для своих сыновей, считая эти
произведения образцовыми. Правда, долгое время считалось, что эти переписанные инвенции
принадлежат перу самого Баха, но в 1911 году музыковед Вернер Вольфхайм доказал факт
авторства именно Бонпорти.`
СтОит ли принимать его в форумную компанию?

abyrvalg (15.04.2014 18:59)
OlgaKz писал(а):
Ну, Черномырдин и так не мог бы сказать:
`Есть любопытный факт с инвенциями Бонпорти.
СтОит ли принимать его в форумную компанию?
Ээээ... Бонпорти....Черномырдин...
форумная компания... Чего-то я торможу, извините.

OlgaKz (15.04.2014 19:02)
abyrvalg писал(а):
Чего-то я торможу, извините.
Прощаю!

Romy_Van_Geyten (15.04.2014 19:07)
LAKE писал(а):
Только вот, знаете, мне, к огромному сожалению, часто
удается по тексту определять, что у писавшего его человека в том месте, которым он
думает.
Вы удивительный мастер слова, Лэйк! Эта фраза звучит совершенно неприлично, а
придраться не к чему)

Aelina (15.04.2014 19:14)
LAKE писал(а):
часто удается по тексту определять, что у писавшего
его человека в том месте, которым он думает.
Хихи :)
Напомнило частушку :

Сидит милый на крыльце
С выраженьем на лице
Выражает то лицо
ЧЕМ садятся на крыльцо

abyrvalg (15.04.2014 19:16)
Aelina писал(а):
Сидит милый на крыльце
С выраженьем на лице
Выражает то лицо
ЧЕМ садятся на крыльцо
А говорят - форум скучный. Хохма на хохме.

SmirnovPierre (15.04.2014 20:12)
На отвлеченные темы выражаться нельзя , а за диезы то кто сильно испражняться станет?

abcz (20.04.2014 07:30)
странно как меняется восприятие со временем. Раньше - почти как в учебниках, всё прекрасно
и великолепно. Сейчас - прекрасно и великолепно, да, но - сказка Роу. ТАк же поучительно
смонтированная.

abcz (20.04.2014 07:31)
или это он дирижирует так?

abcz (20.04.2014 07:51)
нет, дело не в Ростроповиче.



 
     
Наши контакты