Сергей Прокофьев (1891–1953)

Прокофьев

Сергей Сергеевич ПРОКОФЬЕВ (23.04.1891, имение Сонцовка, Бахмутский уезд, Екатеринославская губерния (ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области, Украина) — 5.03.1953, Москва, РСФСР, СССР) — русский и советский композитор, дирижёр и пианист. Народный артист РСФСР (1947). Лауреат Ленинской (1957 — посмертно) и шести Сталинских премий (1943, 1946 — трижды, 1947, 1951). Один из крупнейших, влиятельных и самых исполняемых композиторов XX века.
Родился в семье учёного-агронома Сергея Алексеевича Прокофьева (1846—1910). Воспитание сына взяла на себя мать, которая была хорошей пианисткой. Она происходила из крепостных Шереметевых, где с самого раннего детства учили, причём на самом высоком уровне, театральным искусствам и музыке. Мальчик начал заниматься музыкой с 5 лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству. Мать записывала сочинённые им пьесы: рондо, вальсы, песенки, «Индийский галоп». В возрасте 9-10 лет мальчик-композитор написал 2 оперы: «Великан» и «На пустынных островах». В 1902—1903 брал частные уроки теории и композиции у Р.М.Глиэра. С 1904г. учился в Петербургской консерватории у Н.А.Римского-Корсакова по инструментовке, А.К.Лядова по композиции, Я.Витола по музыкально-теоретическим дисциплинам, А.Н.Есиповой по фортепиано, Н.Н.Черепнина по дирижированию. Окончил консерваторию как композитор в 1909г. и как пианист в 1914г. По 1917г. включительно продолжал занятия в консерватории по классу органа.
С 1908г. даёт первые концерты с исполнением собственных произведений. В 1918 Прокофьев выезжает на заграничные гастроли, которые затянулись на восемнадцать лет. Прокофьев гастролировал в Америке, Европе, Японии, на Кубе. В 1927, 1929 и 1932 гг. Прокофьев предпринял концертные поездки в СССР. В 1936г. вернулся в СССР вместе с женой-испанкой Линой Кодина, ставшей Прокофьевой. Прокофьев с семьёй — женой и сыновьями Святославом и Олегом обосновался в Москве. В дальнейшем он выезжал за границу (в Европу и США) лишь дважды: в сезонах 1936/37 и 1938/39.
Прокофьев вошёл в историю музыки как новатор, начавший вслед за Стравинским отход от ладовых гармоний романтизма XIXв. В результате чего композитор добился новых сверхмощных звучаний, основанных на диссонирующих медных духовых и сложных полифонических узорах струнной группы. Это особенно чувствуется во 2-й (1924) и 3-й (1928) симфониях, а также в операх «Игрок», «Огненный Ангел» и «Любовь к трём апельсинам».
С начала 1930-х гг. музыкальный стиль Прокофьева становится более умеренным, сочетая в себе модернизм, импрессионизм и поздний романтизм. Композитор уменьшил долю резких и мрачных звучаний в своих сочинениях. Музыка стала более светлой и мелодичной, сочетая в себе как новаторские, так и традиционные приёмы композиции. Типичные примеры: балет «Ромео и Джульетта» (1938) и 5-я симфония (1945).
С 1941г. Прокофьев жил уже отдельно от семьи. А через несколько лет советское правительство объявило его брак недействительным, и без оформления развода 15.01.1948г. композитор официально женился второй раз, женой стала Мира Мендельсон. А первая супруга была арестована в 1948 и сослана — сначала в Абезь (Коми АССР), затем в мордовские лагеря, откуда вернулась в 1956г.; позднее она сумела выехать из СССР, умерла в возрасте 91 года в Англии в 1989г.
Прокофьев написал и симфонические сюиты — музыку к фильмам «Александр Невский» (1938) и «Иван Грозный» (1944—1945). Они выполнены в стилистике позднего романтизма, немного отличаясь от собственного стиля Прокофьева. Это свидетельствует о его исключительно высоком композиционном мастерстве и умении писать в разных академических стилях.
В 1948г. Прокофьев подвергся разгромной критике за формализм. Его 6-я симфония (1946) и опера «Повесть о настоящем человеке» подверглись резкой критике, как не соответствующие концепции социалистического реализма.
С 1949г. Cергей Сергеевич почти не выезжает с дачи, но даже при строжайшем медицинском режиме пишет балет «Каменный цветок», Девятую фортепианную сонату, ораторию «На страже мира» и многое другое. Последним сочинением, которое довелось композитору услышать в концертном зале, стала Седьмая симфония (1952).
Сергей Сергеевич скончался в Москве в коммунальной квартире в Камергерском переулке от гипертонического криза 5.03.1953г. Так как он умер в день смерти Сталина, его кончина осталась почти незамеченной, а близкие и коллеги композитора столкнулись в организации похорон с большими трудностями.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Прокофьев,_Сергей_Сергеевич


 


Фотографии Случайное произведение


(Шуберт-Прокофьев) Вальсы, сюита для фортепиано (1920)
10 пьес для фортепиано (1913) op. 12
10 пьес для фортепиано из балета `Золушка` (1943) op. 97
10 пьес для фортепиано из балета `Ромео и Джульетта` (1937) op. 75
2 дуэта, обработка русских народных песен для тенора и баритона с фортепиано (1945) op.106
2 пьесы для фортепиано из оперы `Любовь к трем апельсинам` (1922) op. 33 ter
2 сонатины для фортепиано (1931-32) op. 54
2 стихотворения А. Апухтина и К. Бальмонта для голоса с фортепиано (1911) op. 9
2 стихотворения для женского хора на слова К. Бальмонта (1910) op. 7
3 детские песни для голоса с фортепиано (сл. А. Барто, Н. Саконской, Л. Квитко) (1936—1939) op. 68
3 пьесы для фортепиано (1934) op. 59
3 пьесы для фортепиано (1941-42) op. 96
3 пьесы для фортепиано из балета `Золушка` (1942) op. 95
3 романса для голоса с ф-п. на слова Пушкина: op. 73
4 марша для духового оркестра op. 69
4 пьесы для фортепиано op. 3
4 пьесы для фортепиано (1910) op. 4
4 пьесы для фортепиано (1918) op. 32
4 этюда для фортепиано (1909) op. 2
5 мелодий для скрипки и фортепиано (1925) op. 35 bis
5 песен без слов для голоса с ф-п.: op. 35
5 стихотворений А. Ахматовой для голоса и фортепиано (1916) op. 27
5 стихотворений для голоса и фортепиано (1915) op. 23
5 стихотворений К. Бальмонта для голоса и фортепиано (1921) op. 36
6 песен (сл. нар., М. Голодного, А. Афиногенова, Т. Сикорской) (1935) op. 66
6 пьес для фортепиано (1930-31) op. 52
6 пьес для фортепиано из балета `Золушка` (1946) op.102
7 массовых песен для голоса с ф-п. и марш A-dur op. 89
7 песен для голоса и фортепиано (сл. нар., А. Прокофьева, А. Благова, М. Светлова, М. Мендельсон, П. Панченко) (1939) op. 79
Анданте из Четвёртой сонаты, транскрипция для симфонического оркестра op. 29 bis
Балет `Блудный сын` (1928) op. 46
Балет `Золушка` (1940-44) op. 87
Балет `На Днепре` (1930) op. 51
Балет `Ромео и Джульетта` (1935-36) op. 64
Балет `Сказ о каменном цветке` (1948-50) op.118
Балет `Сказка про шута, семерых шутов перешутившего` (1920) op. 21
Балет `Стальной скок` (1925) op. 41
Балет `Трапеция` (1924)
Баллада для виолончели и фортепиано До минор (1912) op. 15
Вальсы, сюита для симфонического оркестра op.110
Дивертисмент для оркестра op. 43
Дивертисмент для фортепиано (1925-29) op. 43 bis
Кантата к ХХ-летию Октября для симфонического оркестра, военного оркестра, оркестра аккордеонов, оркестра ударных инструментов и двух хоров (1936-1937) op. 74
Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса соль минор (1924) op. 39
Концерт для виолончели с оркестром ми минор op. 58
Концерт для скрипки с оркестром №1 ре мажор (1916-17) op. 19
Концерт для скрипки с оркестром №2 Соль минор (1935) op. 63
Концерт для фортепиано с оркестром №1 ре-бемоль мажор (1911-12) op. 10
Концерт для фортепиано с оркестром №2 cоль минор (1923) op. 16
Концерт для фортепиано с оркестром №3 До мажор (1917-21) op. 26
Концерт для фортепиано с оркестром №4 Си-бемоль мажор (для левой руки) (1931) op. 53
Концерт для фортепиано с оркестром №5 Соль мажор (1932) op. 55
Концертино для виолончели с оркестром Соль минор (1952) op.132
Марш для духового оркестра B-dur op. 99
Музыка для физкультурных упражнений
Обработки русских народных песен для голоса с фортепиано, 1 и 2 тетрадь (1944) op.104
Ода на окончание войны для 8 арф, 4 фортепиано, оркестра духовых и ударных инструментов и контрабасов (1945) op.105
Опера `Война и мир` (1941-52) op. 91
Опера `Дуэнья` (`Обручение в монастыре`) (1940) op. 86
Опера `Игрок` (1927) op. 24
Опера `Любовь к трем апельсинам` (1919) op. 33
Опера `Маддалена`, в одном действии (1913) op. 13
Опера `Огненный ангел` (1919-27) op. 37
Опера `Повесть о настоящем человеке` (1947-48) op.117
Опера `Семен Котко` (1939) op. 81
Песня солдатская походная (1950) op.121
Поручик Киже, фильм.
Праздничная поэма [`Тридцать лет`] для симфонического оркестра op.113
Праздничная поэма `Встреча Волги с Доном` для симфонического оркестра (1951) op.130
Проект Гимна РСФСР (1945)
Пушкинские вальсы для симфонического оркестра (1949) op.120
Пьеса для арфы `Элеонора`
Романсы, песни, отрывки
Русская увертюра для симфонического оркестра (1936) op. 72
Сборник юношеских пьес для фортепиано `Juvenilia`
Симфониетта A-dur (1909-1929) op. 48
Симфониетта ля мажор (1914) op. 5
Симфоническая песнь для большого оркестра op. 57
Симфония №1 ре мажор `Классическая` (1916-17) op. 25
Симфония №2 ре минор (1924) op. 40
Симфония №3 до минор (1928) op. 44
Симфония №4 до мажор (1-я редакция, 1930) op. 47
Симфония №4 до мажор (2-я редакция, 1947) op.112
Симфония №5 cи-бемоль мажор (1944) op.100
Симфония №6 ми-бемоль минор (1945-47) op.111
Симфония №7 до-диез минор (1951-52) op.131
Симфония-концерт для виолончели и оркестра ми минор (1950-52) op.125
Скерцо для виолончели и фортепиано
Соната для виолончели и фортепиано до мажор (1949) op.119
Соната для виолончели соло до-диез минор (неоконченная) op.134
Соната для двух скрипок До мажор (1932) op. 56
Соната для скрипки и фортепиано №1 Фа минор (1938-46) op. 80
Соната для скрипки и фортепиано №2 Ре мажор (1944) op. 94 bis
Соната для скрипки соло Ре мажор (1947) op.115
Соната для флейты и фортепиано Ре мажор (1943) op. 94
Соната для фортепиано № 1 фа минор (1909) op. 1
Соната для фортепиано № 2 ре минор (1912) op. 14
Соната для фортепиано № 3 ля минор (1917) op. 28
Соната для фортепиано № 4 до минор (1917) op. 29
Соната для фортепиано № 5 до мажор (1923) op. 38
Соната для фортепиано № 6 ля мажор (1939-40) op. 82
Соната для фортепиано № 7 си-бемоль мажор (1939-42) op. 83
Соната для фортепиано № 8 си-бемоль мажор (1939-44) op. 84
Соната для фортепиано № 9 до мажор (1947) op.103
Соната для фортепиано №10 (фрагмент) op.137
Струнный квартет №1 си минор (1930) op. 50
Струнный квартет №2 фа мажор (1941) op. 92
Сюита `1941` для большого симфонического оркестра, (1941) op. 90
Токката ре минор для фортепиано (1912) op. 11
Увертюра B-dur для камерного оркестра op. 42
Увертюра на еврейские темы для кларнета, фортепиано и струнного квартета (1919) op. 34
Увертюра на еврейские темы, транскрипция для симфонического оркестра op. 34 bis
Фантазия на тему Шехерезады
Фильмы о композиторе C. С. Прокофьеве
Части произведений
Эскизы к Гимну Советского Союза на слова С. Михалкова и Эль-Регистана и к Гимну РСФСР на слова С. П. Щипачева op. 98
Юмористическое скерцо для четырёх фаготов (1912) op. 12 bis
`Ала и Лоллий`, скифская сюита для большого оркестра (1914) op. 20
`Александр Невский`, кантата для меццо-сопрано (соло), смешанного хора и оркестра (1938-39) op. 78
`Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным`, кантата для сопрано, тенора, хора и оркестра (слова П. Антокольского) op. 93
`Блудный сын`, симфоническая сюита из балета op. 46 bis
`Борис Годунов`, музыка к неосуществленному спектаклю театра им. В. Мейерхольда, 24 номера (1936) op. 70 bis
`Вещи в себе`, 2 пьесы для фортепиано (1928) op. 45
`Гадкий утенок` (сказка Андерсена) для голоса и фортепиано (1914) op. 18
`Гамлет`, музыка к спектаклю, для малого симфонического оркестра op. 77
`Детская музыка`, 12 легких пьес для фортепиано (1935) op. 65
`Думка` для фортепиано (без опуса)
`Евгений Онегин`, музыка к неосуществленному спектаклю Московского камерного театра по роману Пушкина (1936) op. 71
`Египетские ночи`, симфоническая сюита (из музыки к спектаклю) op. 61
`Здравица`, для смешанного хора с сопровождением симфонического оркестра (1939) op. 85
`Зимний костер`, сюита для чтецов, хора мальчиков и симфонического оркестра на слова С. Маршака op.122
`Золушка`, адажио для виолончели и фортепиано (из балета ) op. 97 bis
`Золушка`, вторая симфоническая сюита из балета op.108
`Золушка`, первая симфоническая сюита из балета op.107
`Золушка`, третья симфоническая сюита из балета op.109
`Иван Грозный`, музыка к кинофильму (1942-45) op.116
`Летний день`, детская сюита для малого оркестра op. 65 bis
`Летняя ночь`, симфоническая сюита по материалам оперы `Обручение в монастыре` в 5 частях op.123
`Любовь к трем апельсинам`, симфоническая сюита из оперы в 6 частях op. 33 bis
`Мимолетности`, двадцать пьес для фортепиано (1915-17) op. 22
`Мысли`, три пьесы для фортепиано (1933-34) op. 62
`На страже мира`, оратория для солиста (меццо-сопрано), чтецов, смешанного хора, хора мальчиков и симфонического оркестра на слова С. Маршака op.124
`Осеннее`, симфонический эскиз для малого оркестра (1910) op. 8
`Песни наших дней` для солистов, смешанного хора и симфонического оркестра (сл. нар., А. Пришельца, В. Лебедева-Кумача, С. Маршака) (1937) op. 76
`Петя и Волк`, симфоническая сказка для детей (1936) op. 67
`Пиковая дама`, музыка к неосуществленному фильму, для большого симфонического оркестра op. 70
`Поручик Киже`, две фортепианные транскрипции из симфонической сюиты
`Поручик Киже`, симфоническая сюита из музыки к кинофильму (1934) op. 60
`Пушкиниана`, оркестровая сюита
`Расцветай, могучий край`, кантата к 30-летию Великой Октябрьской социалистической революции для смешанного хора и оркестра (1947) op.114
`Ромео и Джульетта`, вторая симфоническая сюита из балета для оркестра (1936) op. 64 ter
`Ромео и Джульетта`, первая симфоническая сюита из балета для оркестра (1936) op. 64 bis
`Ромео и Джульетта`, третья симфоническая сюита из балета для большого симфонического оркестра (1946) op.101
`Сарказмы`, 5 пьес для фортепиано (1912-14) op. 17
`Семен Котко`, симфоническая сюита из оперы для большого оркестра op. 81 bis
`Семеро их`, кантата для драматического тенора, смешанного хора и большого симфонического оркестра (1917-18) op. 30
`Сказ о каменном цветке`, свадебная сюита из балета для большого симфонического оркестра в 5 частях: op.126
`Сказ о каменном цветке`, цыганская фантазия из балета для большого симфонического оркестра (1951) op.127
`Сказки старой бабушки`, 4 пьесы для фортепиано (1918) op. 31
`Сны`, симфоническая картина для большого оркестра (1910) op. 6
`Стальной скок`, симфоническая сюита из балета в 4 частях (1926) op. 41 bis
`Шут`, симфоническая сюита для большого оркестра op. 21 bis
«Игрок», четыре портрета и развязка из оперы, симфоническая сюита для большого оркестра (1931) op. 49
«Повесть о настоящем человеке», сюита из оперы (1948) op.117 bis
 


 
 
 

Последние комментарии к произведениям композитора

StrMUZ (07.04.2012 14:04) не в сети не в сети
По-моему,в записи каждая пьеса звучит не до конца.
Mikhail_Kollontay (25.05.2014 16:20) не в сети не в сети
Вот интересно, чуть сместить с привычных мест что-то, как получаются приключения Мурзилки,
хуже, чем у Шостаковича.
precipitato (05.12.2014 01:23) не в сети не в сети
Умер сегодня.
Andrew_Popoff (05.12.2014 01:54) не в сети не в сети
precipitato писал(а):
Умер сегодня.
Светлая память.
sir Grey (05.12.2014 05:47) не в сети не в сети
precipitato писал(а):
Умер сегодня.
Эх.

В советское время никогда не ценил его, пластинок почти нет у меня. Только здесь послушал
сонаты Шуберта - и был поражен.

Скажите, почему Вы выбрали именно эту запись?
OlgaKz (05.12.2014 11:45) не в сети не в сети
sir Grey писал(а):
Эх.

В советское время никогда не ценил его, пластинок почти нет у меня. Только здесь послушал
сонаты Шуберта - и был поражен.
Серьезный был пианист! Каждый его концерт -
маленький, но очень весомый кусочек счастья! Звук у него был бесподобный... А пластинок,
да, маловато у него выходило.

Светлая память и вечная благодарность.
precipitato (05.12.2014 15:28) не в сети не в сети
sir Grey писал(а):
Скажите, почему Вы выбрали именно эту
запись?
Совершенно наугад.
serbar (05.12.2014 15:38) не в сети не в сети
OlgaKz писал(а):
Серьезный был пианист...
Старая статья:
http://www.allpianists.ru/nasedkin.html
Aelina (05.12.2014 15:49) не в сети не в сети
Замечательные пьесы, отличнейшее исполнение!

за №7 обозначено - Пасспье. Название этого танца пишется с одной`с`. Исправьте, пжл.
sir Grey (05.12.2014 17:01) не в сети не в сети
serbar писал(а):
Старая статья:
http://www.allpianists.ru/nasedkin.html
Спасибо. Но, на мой взгляд, статья мало
говорит о человеке и музыканте.

Наверное, разговор когда-нибудь возникнет, а пока - просто очень печально. Для тех, кто
его знал лично, и для тех, кто, как я, познакомился с его искусством сравнительно
недавно. 72 года было человеку.
Mikhail_Kollontay (05.12.2014 17:23) не в сети не в сети
sir Grey писал(а):
просто очень печально
А что особенно
печального? Алексей Аркадьевич и преподавал, и играл, я что-то особых коллизий и не знаю.
musikus (05.12.2014 17:28) не в сети не в сети
OlgaKz писал(а):
Серьезный был пианист!
Помню радиоповесть,
посвященную Алеше Наседкину - вундеркинду, его грядущей судьбе музыканта. И вот...
 
           
Правообладателям | По всем вопросам пишите на classic-online@bk.ru