Сергей Прокофьев (1891–1953)

Прокофьев

Сергей Сергеевич ПРОКОФЬЕВ (23.04.1891, имение Сонцовка, Бахмутский уезд, Екатеринославская губерния (ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области, Украина) — 5.03.1953, Москва, РСФСР, СССР) — русский и советский композитор, дирижёр и пианист. Народный артист РСФСР (1947). Лауреат Ленинской (1957 — посмертно) и шести Сталинских премий (1943, 1946 — трижды, 1947, 1951). Один из крупнейших, влиятельных и самых исполняемых композиторов XX века.
Родился в семье учёного-агронома Сергея Алексеевича Прокофьева (1846—1910). Воспитание сына взяла на себя мать, которая была хорошей пианисткой. Она происходила из крепостных Шереметевых, где с самого раннего детства учили, причём на самом высоком уровне, театральным искусствам и музыке. Мальчик начал заниматься музыкой с 5 лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству. Мать записывала сочинённые им пьесы: рондо, вальсы, песенки, «Индийский галоп». В возрасте 9-10 лет мальчик-композитор написал 2 оперы: «Великан» и «На пустынных островах». В 1902—1903 брал частные уроки теории и композиции у Р.М.Глиэра. С 1904г. учился в Петербургской консерватории у Н.А.Римского-Корсакова по инструментовке, А.К.Лядова по композиции, Я.Витола по музыкально-теоретическим дисциплинам, А.Н.Есиповой по фортепиано, Н.Н.Черепнина по дирижированию. Окончил консерваторию как композитор в 1909г. и как пианист в 1914г. По 1917г. включительно продолжал занятия в консерватории по классу органа.
С 1908г. даёт первые концерты с исполнением собственных произведений. В 1918 Прокофьев выезжает на заграничные гастроли, которые затянулись на восемнадцать лет. Прокофьев гастролировал в Америке, Европе, Японии, на Кубе. В 1927, 1929 и 1932 гг. Прокофьев предпринял концертные поездки в СССР. В 1936г. вернулся в СССР вместе с женой-испанкой Линой Кодина, ставшей Прокофьевой. Прокофьев с семьёй — женой и сыновьями Святославом и Олегом обосновался в Москве. В дальнейшем он выезжал за границу (в Европу и США) лишь дважды: в сезонах 1936/37 и 1938/39.
Прокофьев вошёл в историю музыки как новатор, начавший вслед за Стравинским отход от ладовых гармоний романтизма XIXв. В результате чего композитор добился новых сверхмощных звучаний, основанных на диссонирующих медных духовых и сложных полифонических узорах струнной группы. Это особенно чувствуется во 2-й (1924) и 3-й (1928) симфониях, а также в операх «Игрок», «Огненный Ангел» и «Любовь к трём апельсинам».
С начала 1930-х гг. музыкальный стиль Прокофьева становится более умеренным, сочетая в себе модернизм, импрессионизм и поздний романтизм. Композитор уменьшил долю резких и мрачных звучаний в своих сочинениях. Музыка стала более светлой и мелодичной, сочетая в себе как новаторские, так и традиционные приёмы композиции. Типичные примеры: балет «Ромео и Джульетта» (1938) и 5-я симфония (1945).
С 1941г. Прокофьев жил уже отдельно от семьи. А через несколько лет советское правительство объявило его брак недействительным, и без оформления развода 15.01.1948г. композитор официально женился второй раз, женой стала Мира Мендельсон. А первая супруга была арестована в 1948 и сослана — сначала в Абезь (Коми АССР), затем в мордовские лагеря, откуда вернулась в 1956г.; позднее она сумела выехать из СССР, умерла в возрасте 91 года в Англии в 1989г.
Прокофьев написал и симфонические сюиты — музыку к фильмам «Александр Невский» (1938) и «Иван Грозный» (1944—1945). Они выполнены в стилистике позднего романтизма, немного отличаясь от собственного стиля Прокофьева. Это свидетельствует о его исключительно высоком композиционном мастерстве и умении писать в разных академических стилях.
В 1948г. Прокофьев подвергся разгромной критике за формализм. Его 6-я симфония (1946) и опера «Повесть о настоящем человеке» подверглись резкой критике, как не соответствующие концепции социалистического реализма.
С 1949г. Cергей Сергеевич почти не выезжает с дачи, но даже при строжайшем медицинском режиме пишет балет «Каменный цветок», Девятую фортепианную сонату, ораторию «На страже мира» и многое другое. Последним сочинением, которое довелось композитору услышать в концертном зале, стала Седьмая симфония (1952).
Сергей Сергеевич скончался в Москве в коммунальной квартире в Камергерском переулке от гипертонического криза 5.03.1953г. Так как он умер в день смерти Сталина, его кончина осталась почти незамеченной, а близкие и коллеги композитора столкнулись в организации похорон с большими трудностями.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Прокофьев,_Сергей_Сергеевич


 


Фотографии Случайное произведение


(Шуберт-Прокофьев) Вальсы, сюита для фортепиано (1920)
10 пьес для фортепиано (1913) op. 12
10 пьес для фортепиано из балета `Золушка` (1943) op. 97
10 пьес для фортепиано из балета `Ромео и Джульетта` (1937) op. 75
2 дуэта, обработка русских народных песен для тенора и баритона с фортепиано (1945) op.106
2 пьесы для фортепиано из оперы `Любовь к трем апельсинам` (1922) op. 33 ter
2 сонатины для фортепиано (1931-32) op. 54
2 стихотворения А. Апухтина и К. Бальмонта для голоса с фортепиано (1911) op. 9
2 стихотворения для женского хора на слова К. Бальмонта (1910) op. 7
3 детские песни для голоса с фортепиано (сл. А. Барто, Н. Саконской, Л. Квитко) (1936—1939) op. 68
3 пьесы для фортепиано (1934) op. 59
3 пьесы для фортепиано (1941-42) op. 96
3 пьесы для фортепиано из балета `Золушка` (1942) op. 95
3 романса для голоса с ф-п. на слова Пушкина: op. 73
4 марша для духового оркестра op. 69
4 пьесы для фортепиано op. 3
4 пьесы для фортепиано (1910) op. 4
4 пьесы для фортепиано (1918) op. 32
4 этюда для фортепиано (1909) op. 2
5 мелодий для скрипки и фортепиано (1925) op. 35 bis
5 песен без слов для голоса с ф-п.: op. 35
5 стихотворений А. Ахматовой для голоса и фортепиано (1916) op. 27
5 стихотворений для голоса и фортепиано (1915) op. 23
5 стихотворений К. Бальмонта для голоса и фортепиано (1921) op. 36
6 песен (сл. нар., М. Голодного, А. Афиногенова, Т. Сикорской) (1935) op. 66
6 пьес для фортепиано (1930-31) op. 52
6 пьес для фортепиано из балета `Золушка` (1946) op.102
7 массовых песен для голоса с ф-п. и марш A-dur op. 89
7 песен для голоса и фортепиано (сл. нар., А. Прокофьева, А. Благова, М. Светлова, М. Мендельсон, П. Панченко) (1939) op. 79
Анданте из Четвёртой сонаты, транскрипция для симфонического оркестра op. 29 bis
Балет `Блудный сын` (1928) op. 46
Балет `Золушка` (1940-44) op. 87
Балет `На Днепре` (1930) op. 51
Балет `Ромео и Джульетта` (1935-36) op. 64
Балет `Сказ о каменном цветке` (1948-50) op.118
Балет `Сказка про шута, семерых шутов перешутившего` (1920) op. 21
Балет `Стальной скок` (1925) op. 41
Балет `Трапеция` (1924)
Баллада для виолончели и фортепиано До минор (1912) op. 15
Вальсы, сюита для симфонического оркестра op.110
Дивертисмент для оркестра op. 43
Дивертисмент для фортепиано (1925-29) op. 43 bis
Кантата к ХХ-летию Октября для симфонического оркестра, военного оркестра, оркестра аккордеонов, оркестра ударных инструментов и двух хоров (1936-1937) op. 74
Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса соль минор (1924) op. 39
Концерт для виолончели с оркестром ми минор op. 58
Концерт для скрипки с оркестром №1 ре мажор (1916-17) op. 19
Концерт для скрипки с оркестром №2 Соль минор (1935) op. 63
Концерт для фортепиано с оркестром №1 ре-бемоль мажор (1911-12) op. 10
Концерт для фортепиано с оркестром №2 cоль минор (1923) op. 16
Концерт для фортепиано с оркестром №3 До мажор (1917-21) op. 26
Концерт для фортепиано с оркестром №4 Си-бемоль мажор (для левой руки) (1931) op. 53
Концерт для фортепиано с оркестром №5 Соль мажор (1932) op. 55
Концертино для виолончели с оркестром Соль минор (1952) op.132
Марш для духового оркестра B-dur op. 99
Музыка для физкультурных упражнений
Обработки русских народных песен для голоса с фортепиано, 1 и 2 тетрадь (1944) op.104
Ода на окончание войны для 8 арф, 4 фортепиано, оркестра духовых и ударных инструментов и контрабасов (1945) op.105
Опера `Война и мир` (1941-52) op. 91
Опера `Дуэнья` (`Обручение в монастыре`) (1940) op. 86
Опера `Игрок` (1927) op. 24
Опера `Любовь к трем апельсинам` (1919) op. 33
Опера `Маддалена`, в одном действии (1913) op. 13
Опера `Огненный ангел` (1919-27) op. 37
Опера `Повесть о настоящем человеке` (1947-48) op.117
Опера `Семен Котко` (1939) op. 81
Песня солдатская походная (1950) op.121
Поручик Киже, фильм.
Праздничная поэма [`Тридцать лет`] для симфонического оркестра op.113
Праздничная поэма `Встреча Волги с Доном` для симфонического оркестра (1951) op.130
Проект Гимна РСФСР (1945)
Пушкинские вальсы для симфонического оркестра (1949) op.120
Пьеса для арфы `Элеонора`
Романсы, песни, отрывки
Русская увертюра для симфонического оркестра (1936) op. 72
Сборник юношеских пьес для фортепиано `Juvenilia`
Симфониетта A-dur (1909-1929) op. 48
Симфониетта ля мажор (1914) op. 5
Симфоническая песнь для большого оркестра op. 57
Симфония №1 ре мажор `Классическая` (1916-17) op. 25
Симфония №2 ре минор (1924) op. 40
Симфония №3 до минор (1928) op. 44
Симфония №4 до мажор (1-я редакция, 1930) op. 47
Симфония №4 до мажор (2-я редакция, 1947) op.112
Симфония №5 cи-бемоль мажор (1944) op.100
Симфония №6 ми-бемоль минор (1945-47) op.111
Симфония №7 до-диез минор (1951-52) op.131
Симфония-концерт для виолончели и оркестра ми минор (1950-52) op.125
Скерцо для виолончели и фортепиано
Соната для виолончели и фортепиано до мажор (1949) op.119
Соната для виолончели соло до-диез минор (неоконченная) op.134
Соната для двух скрипок До мажор (1932) op. 56
Соната для скрипки и фортепиано №1 Фа минор (1938-46) op. 80
Соната для скрипки и фортепиано №2 Ре мажор (1944) op. 94 bis
Соната для скрипки соло Ре мажор (1947) op.115
Соната для флейты и фортепиано Ре мажор (1943) op. 94
Соната для фортепиано № 1 фа минор (1909) op. 1
Соната для фортепиано № 2 ре минор (1912) op. 14
Соната для фортепиано № 3 ля минор (1917) op. 28
Соната для фортепиано № 4 до минор (1917) op. 29
Соната для фортепиано № 5 до мажор (1923) op. 38
Соната для фортепиано № 6 ля мажор (1939-40) op. 82
Соната для фортепиано № 7 си-бемоль мажор (1939-42) op. 83
Соната для фортепиано № 8 си-бемоль мажор (1939-44) op. 84
Соната для фортепиано № 9 до мажор (1947) op.103
Соната для фортепиано №10 (фрагмент) op.137
Струнный квартет №1 си минор (1930) op. 50
Струнный квартет №2 фа мажор (1941) op. 92
Сюита `1941` для большого симфонического оркестра, (1941) op. 90
Токката ре минор для фортепиано (1912) op. 11
Увертюра B-dur для камерного оркестра op. 42
Увертюра на еврейские темы для кларнета, фортепиано и струнного квартета (1919) op. 34
Увертюра на еврейские темы, транскрипция для симфонического оркестра op. 34 bis
Фантазия на тему Шехерезады
Фильмы о композиторе C. С. Прокофьеве
Части произведений
Эскизы к Гимну Советского Союза на слова С. Михалкова и Эль-Регистана и к Гимну РСФСР на слова С. П. Щипачева op. 98
Юмористическое скерцо для четырёх фаготов (1912) op. 12 bis
`Ала и Лоллий`, скифская сюита для большого оркестра (1914) op. 20
`Александр Невский`, кантата для меццо-сопрано (соло), смешанного хора и оркестра (1938-39) op. 78
`Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным`, кантата для сопрано, тенора, хора и оркестра (слова П. Антокольского) op. 93
`Блудный сын`, симфоническая сюита из балета op. 46 bis
`Борис Годунов`, музыка к неосуществленному спектаклю театра им. В. Мейерхольда, 24 номера (1936) op. 70 bis
`Вещи в себе`, 2 пьесы для фортепиано (1928) op. 45
`Гадкий утенок` (сказка Андерсена) для голоса и фортепиано (1914) op. 18
`Гамлет`, музыка к спектаклю, для малого симфонического оркестра op. 77
`Детская музыка`, 12 легких пьес для фортепиано (1935) op. 65
`Думка` для фортепиано (без опуса)
`Евгений Онегин`, музыка к неосуществленному спектаклю Московского камерного театра по роману Пушкина (1936) op. 71
`Египетские ночи`, симфоническая сюита (из музыки к спектаклю) op. 61
`Здравица`, для смешанного хора с сопровождением симфонического оркестра (1939) op. 85
`Зимний костер`, сюита для чтецов, хора мальчиков и симфонического оркестра на слова С. Маршака op.122
`Золушка`, адажио для виолончели и фортепиано (из балета ) op. 97 bis
`Золушка`, вторая симфоническая сюита из балета op.108
`Золушка`, первая симфоническая сюита из балета op.107
`Золушка`, третья симфоническая сюита из балета op.109
`Иван Грозный`, музыка к кинофильму (1942-45) op.116
`Летний день`, детская сюита для малого оркестра op. 65 bis
`Летняя ночь`, симфоническая сюита по материалам оперы `Обручение в монастыре` в 5 частях op.123
`Любовь к трем апельсинам`, симфоническая сюита из оперы в 6 частях op. 33 bis
`Мимолетности`, двадцать пьес для фортепиано (1915-17) op. 22
`Мысли`, три пьесы для фортепиано (1933-34) op. 62
`На страже мира`, оратория для солиста (меццо-сопрано), чтецов, смешанного хора, хора мальчиков и симфонического оркестра на слова С. Маршака op.124
`Осеннее`, симфонический эскиз для малого оркестра (1910) op. 8
`Песни наших дней` для солистов, смешанного хора и симфонического оркестра (сл. нар., А. Пришельца, В. Лебедева-Кумача, С. Маршака) (1937) op. 76
`Петя и Волк`, симфоническая сказка для детей (1936) op. 67
`Пиковая дама`, музыка к неосуществленному фильму, для большого симфонического оркестра op. 70
`Поручик Киже`, две фортепианные транскрипции из симфонической сюиты
`Поручик Киже`, симфоническая сюита из музыки к кинофильму (1934) op. 60
`Пушкиниана`, оркестровая сюита
`Расцветай, могучий край`, кантата к 30-летию Великой Октябрьской социалистической революции для смешанного хора и оркестра (1947) op.114
`Ромео и Джульетта`, вторая симфоническая сюита из балета для оркестра (1936) op. 64 ter
`Ромео и Джульетта`, первая симфоническая сюита из балета для оркестра (1936) op. 64 bis
`Ромео и Джульетта`, третья симфоническая сюита из балета для большого симфонического оркестра (1946) op.101
`Сарказмы`, 5 пьес для фортепиано (1912-14) op. 17
`Семен Котко`, симфоническая сюита из оперы для большого оркестра op. 81 bis
`Семеро их`, кантата для драматического тенора, смешанного хора и большого симфонического оркестра (1917-18) op. 30
`Сказ о каменном цветке`, свадебная сюита из балета для большого симфонического оркестра в 5 частях: op.126
`Сказ о каменном цветке`, цыганская фантазия из балета для большого симфонического оркестра (1951) op.127
`Сказки старой бабушки`, 4 пьесы для фортепиано (1918) op. 31
`Сны`, симфоническая картина для большого оркестра (1910) op. 6
`Стальной скок`, симфоническая сюита из балета в 4 частях (1926) op. 41 bis
`Шут`, симфоническая сюита для большого оркестра op. 21 bis
«Игрок», четыре портрета и развязка из оперы, симфоническая сюита для большого оркестра (1931) op. 49
«Повесть о настоящем человеке», сюита из оперы (1948) op.117 bis
 


 
 
 

Последние комментарии к произведениям композитора

StrMUZ (07.04.2012 14:04) не в сети не в сети
По-моему,в записи каждая пьеса звучит не до конца.
Mikhail_Kollontay (25.05.2014 16:20) не в сети не в сети
Вот интересно, чуть сместить с привычных мест что-то, как получаются приключения Мурзилки,
хуже, чем у Шостаковича.
Aelina (16.11.2013 22:04) не в сети не в сети
Наивно предполагаю , что именно с балета ` Ромео и Джульетта ` и этих великолепных
фортепианных пьес и нужно/можно начинать знакомство с творчеством Прокофьева.
На мой неискушенный взгляд , очень хорошее исполнение !

Спасибо !!!
MargarMast (11.12.2012 00:42) не в сети не в сети
Странно, почему транскрипция Прокофьева, которую играет Гилельс, так сильно отличается от
того, что играет он сам?
MargarMast (29.12.2012 06:58) не в сети не в сети
Скажите, пожалуйста, что здесь с записью?
Valery2 (30.12.2012 00:04) не в сети не в сети
А что здесь с записью?
ak57 (30.12.2012 00:29) не в сети не в сети
Valery2 писал(а):
А что здесь с записью?
Ну все играют вначале
Марш, а потом Скерцо из оперы `Любовь к трем апельсинам` в переложении для ф-но. А в
данной записи Гилельс играет наоборот - Скерцо, а потом Марш. Что это так удивляет
некоторых, действительно непонятно...
MargarMast (30.12.2012 06:26) не в сети не в сети
Valery2 писал(а):
А что здесь с записью?
Валерка, если бы это
была плёнка - я бы сказала, что её тянет. А ты что - сам не слышишь? Но поскольку это
должно быть оцифровано - я не знаю, что это такое.
Valery2 (30.12.2012 22:25) не в сети не в сети
Ничего не слышу. Людей со слухом неудобно беспокоить...
MargarMast (30.12.2012 22:45) не в сети не в сети
Valery2 писал(а):
Ничего не слышу. Людей со слухом неудобно
беспокоить...
Валерчик, ну звук же искажён - я не понимаю, в каком смысле ты этого не
слышишь.
Valery2 (30.12.2012 23:04) не в сети не в сети
MargarMast писал(а):
Валерчик,
Леночек, достала, блин... пойду
ездчо послухаю. Ну глухой же я, непонятно что ли, АААААААААААААААА!!!!!!
tagantsev (30.12.2012 23:40) не в сети не в сети
MargarMast писал(а):
Скажите, пожалуйста, что здесь с
записью?
Думаю, запись очень старая и записана на плохой аппаратуре
Valery2 (31.12.2012 20:15) не в сети не в сети
tagantsev писал(а):
Думаю, запись очень старая и записана на плохой
аппаратуре
Не проходит. Скерцо вместе с маршем записано трижды, и довольно поздно -
68 БЗК Москва, 69 Карнеги-холл НЙорк, 71 Монреаль (69 с концерта в ЛА не публиковалось),
но это видео. У меня есть все три, и никада никаких сомнений в качестве..
MargarMast (11.12.2012 00:29) не в сети не в сети
Вы мне лучше скажите - если бы вы так сыграли этот марш, не отругали бы вас ваши
музучителя за неровную игру? ;)
Andrew_Popoff (11.12.2012 02:39) не в сети не в сети
MargarMast писал(а):
Вы мне лучше скажите - если бы вы так сыграли
этот марш, не отругали бы вас ваши музучителя за неровную игру? ;)
Думаю, зто запись
с перфоленты, вроде миди-файла. Судя по всему, озвучена не так давно. Не исключаю, что
либо перфолента слегка попортилась, либо при записи механизм мог глючить. Прокофьев играл
свободно, как показывают авторские записи на пластинку. Но не до такой степени. Сравните с
этим:

http://classic-online.ru/archive/?file_id=14869
MargarMast (11.12.2012 06:18) не в сети не в сети
Andrew_Popoff писал(а):
Прокофьев играл свободно, как показывают
авторские записи на пластинку. Но не до такой степени. Сравните с этим:

http://classic-online.ru/archive/?file_id=14869
Спасибо, Андрей :)
 
           
Правообладателям | По всем вопросам пишите на classic-online@bk.ru