Сергей Иванович Танеев
СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ ТАНЕЕВ (1856–1915)







12 хоров a cappella на стихи Я.Полонского (1909) op. 27
3 терцета на стихи Тютчева `Ночи` (1907) op. 23
Andantino semplice для фортепиано
`Из края в край` - двойной хор для смешанных голосов (1898–99) op. 10
Вариации до минор для фортепиано
Вокальный цикл `Иммортели` для голоса и фортепиано (1908) op. 26
Два хора a cappella (1900): № 1 `Звёзды` op. 15/1
Два хора a cappella (1900): № 2 `Альпы` op. 15/2
Десять романсов для голоса с фортепиано (1905): № 8 `В дымке-невидимке` op. 17/ 8
Десять романсов для голоса с фортепиано (1905): № 9 `Бьётся сердце беспокойное` op. 17/ 9
Десять романсов для голоса с фортепиано (1905): №10 `Люди спят` op. 17/10
Ирмос `В Церковь Небесную`
Кантата `Иоанн Дамаскин` для смешанного хора и оркестра (1884) op. 1
Кантата `На открытие памятника Пушкину`
Кантата `По прочтении псалма` для 4 солистов, двойного смешанного хора и оркестра op. 36
Канцона для кларнета или виолончели и струнных
Концерт для фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор
Концертная сюита для скрипки с оркестром соль минор op. 28
Опера «Орестея» (1887-94) op. 6
Прелюдия и фуга соль-диез минор для фортепиано op. 29
Прелюдия фа мажор для фортепиано op. posth
Романсы
Симфония №1 ми минор
Симфония №2 си-бемоль мажор
Симфония №3 ре минор
Симфония №4 до минор op. 12
Скерцо ми-бемоль минор для фортепиано
Соната для скрипки и фортепиано ля минор
Струнное трио ми-бемоль мажор (1910-11) op. 31
Струнное трио ре мажор (1880)
Струнное трио ре мажор (1907) op. 21
Струнное трио си минор, без op., (1913)
Струнный квартет до мажор (1883)
Струнный квартет ля мажор (1883)
Струнный квартет ми-бемоль мажор (1880)
Струнный квартет №1 си-бемоль минор (1890) op. 4
Струнный квартет №2 до мажор (1895) op. 5
Струнный квартет №3 ре минор (1896) op. 7
Струнный квартет №4 ля минор (1900) op. 11
Струнный квартет №5 ля мажор (1903) op. 13
Струнный квартет №6 си-бемоль мажор (1905) op. 19
Струнный квинтет до мажор (1904) op. 16
Струнный квинтет соль мажор (1901) op. 14
Увертюра для оркестра ре минор (1875)
Фортепианное трио ре мажор (1908) op. 22
Фортепианный квартет ми мажор op. 20
Фортепианный квинтет соль минор (1911) op. 30
Хоровые произведения


Последние комментарии к произведениям композитора

maxim02121986 (08.08.2011 15:52) не в сети не в сети
А как бы узнать чья это запись? Жаль что хорошее исполнение остается безымянным
hamerkop (08.08.2011 20:40) не в сети не в сети
maxim02121986 писал(а):
А как бы узнать чья это запись? Жаль что
хорошее исполнение остается безымянным
Это запись Б.Г.Тевлина со студенческим хором
Московской консерватории, 1990 год. Она здесь дублирована, но в дубле точно указаны
исполнители. Тевлин трактует Танеева наиболее `близко к тексту`.
Sovet (27.12.2017 15:57) не в сети не в сети
Забавно, конечно - привнести в Танеева эротическую компоненту :-))))))))

Но вокально вполне себе - никуда не денешься :-)

Еще бы знать, что за коллектив...
abcz (27.12.2017 16:32) не в сети не в сети
Sovet писал(а):
Забавно, конечно - привнести в Танеева эротическую
компоненту :-))))))))

Но вокально вполне себе - никуда не денешься :-)

Еще бы знать, что за коллектив...
разве Танеев был беспол?

Там написано: Московский хоровой театр под упр. Б. Певзнера.
sir Grey (27.12.2017 20:46) не в сети не в сети
Надо написать, что это номер 2, а не все двенадцать хоров.
Что надоумило Танеева это писать? Как он выбирал стихотворения? Не знаю.
Для интересующихся размещаю слова всех 12 стихотворений. Все же потратил какое-то время,
не пропадет мой скорбный труд.


1. На могиле

Сто лет пройдёт, сто лет; забытая могила,
Вчера зарытая, травою порастёт,
И плуг пройдёт по ней, и прах, давно остылый.
Могущественный дуб корнями обовьёт —
Он гордо зашумит вершиною густою;
Под тень его любовники придут
И сядут отдыхать вечернею порою,
Посмотрят вдаль, поникнув головою,
И тёмных листьев шум, задумавшись, поймут.

2. ВЕЧЕР
Зари догорающей пламя
Рассыпало по небу искры,
Сквозит лучезарное море;
Затих по дороге прибрежной
Бубенчиков говор нестройный,
Погонщиков звонкая песня
В дремучем лесу затерялась,
В прозрачном тумане мелькнула
И скрылась крикливая чайка.
Качается белая пена
У серого камня, как в люльке
Заснувший ребенок. Как перлы,
Росы освежительной капли
Повисли на листьях каштана,
И в каждой росинке трепещет
Зари догорающей пламя.

3.
Развалину башни, жилище орла,
Седая скала высоко подняла,
И вся наклонилась над бездной морской,
Как старец под ношей ему дорогой.

И долго та башня уныло глядит
В глухое ущелье, где ветер свистит;
И слушает башня - и слышится ей
Веселое ржанье и топот коней.

И смотрит седая скала в глубину,
Где ветер качает и гонит волну,
И видит - в обманчивом блеске волны
Шумят и мелькают трофеи войны.

4.
Посмотри — какая мгла
В глубине долин легла!
Под её прозрачной дымкой
В сонном сумраке ракит
Тускло озеро блестит.
Бледный месяц невидимкой,
В тесном сонме сизых туч,
Без приюта в небе ходит
И, сквозя, на всё наводит
Фосфорический свой луч.



5. НА КОРАБЛЕ
Стихает. Ночь темна. Свисти, чтоб мы не спали!..
Еще вчерашняя гроза не унялась:
Те ж волны бурные, что с вечера плескали,
Не закачав, еще качают нас.
В безлунном мраке мы дорогу потеряли,
Разбитым фонарем не освещен компас.
Неси огня! звони, свисти, чтоб мы не спали!-
Еще вчерашняя гроза не унялась...
Наш флаг порывисто и беспокойно веет;
Наш капитан впотьмах стоит, раздумья полн...

Заря!.. друзья, заря! Глядите, как яснеет –
И капитан, и мы, и гребни черных волн.
Кто болен, кто устал, кто бодр еще, кто плачет,
Что бурей сломано, разбито, снесено –
Все ясно: божий день, вставая, зла не прячет...
Но - не погибли мы!.. и много спасено...
Мы мачты укрепим, мы паруса подтянем,
Мы нашим топотом встревожим праздных лень –
И дальше в путь пойдем, и дружно песню грянем:
Господь, благослови грядущий день!
1856
6. Молитва
Отче наш! Сына моленью внемли!
Все-проникающую,
Все-созидающую,
Братскую дай нам любовь на земли!
Сыне, Распятый во имя любви!
Ожесточаемое
Оскудеваемое
Сердце Ты в нас освежи, обнови!
Дух Святый! Правды источник живой!
Дай силу страждущему!
Разуму жаждущему
Ты вожделенные тайны открой!
Боже! Спаси Ты от всяких цепей
Душу проснувшуюся
И ужаснувшуюся
Мрака и зла и неправды людей!
Вставших на глас Твой услыши мольбу,
И цепенеющую,
В лени коснеющую
Жизнь разбуди на святую борьбу!
Между 1855 и 1860

7. Из вечности музыка….
(ГИПОТЕЗА)

Из вечности музыка вдруг раздалась
И в бесконечность она полилась,
И хаос она на пути захватила,—
И в бездне, как вихрь, закружились светила:
Певучей струной каждый луч их дрожит,
И жизнь, пробужденная этою дрожью,
Лишь только тому и не кажется ложью,
Кто слышит порой эту музыку Божью,
Кто разумом светел,— в ком сердце горит.

8. ПРОМЕТЕЙ

?Я шел под скалами,
?Мглой ночи одет,
?Я нес темным людям
?Божественный свет —
?Любовь и свободу
?От страха и чар,
?И жажду познанья,
?И творческий дар.

Вдруг, разорвалася
Ночи занавеса,—
Брызнули в пространство
Молнии Зевеса,
И проснулись боги,
И богини с ложа
Поднялись, пугливым
Криком мир встревожа.

?И посланный ими,
?В багровом дыму
?Мелькнул черный ворон
?И ринулся в тьму,—
?Он близко… Он ищет
?Меж скал и лесов
?Того, кто похитил
?Огонь у богов…

Я иду — и свет мой
Светит по дороге;
Я уж знаю тайну,
Что не вечны боги…
Мир земной, я знаю,
Пересоздан снова,—
И уста роняют
Пламенное слово.

?Не мог утаить я
?Святого огня…—
?И ворон из мрака
?Завидел меня:
?Когтями и клювом
?Он рвет мою грудь,—
?И кровью обрызгав
?Тяжелый мой путь.

Пусть в борьбе паду я!
Пусть в цепях неволи
Буду я метаться
И кричать от боли!—
Ярче будет скорбный
Образ мой светиться,
С криком дальше будет
Мысль моя носиться…

?И что тогда, боги!
?Что сделает гром
?С бессмертием духа,
?С небесным огнем?
?Ведь то, что я создал
?Любовью моей,
?Сильнее железных
?Когтей и цепей!!.

9.
Увидал из-за тучи утес,
Как в долину сошла молодая
Дочка Солнца — Весна, и, вздыхая,
Погрузился в туман сладких грёз.

Ему снится: с Весной молодою,
В снежных блестках, идет он к налою,
И венчает его ледяною
Диадемою светлый мороз…

А Весна позабыла вершину
И за тучами льдистый утес,—
По уступам сошла на долину
И забылась в чаду сладких грёз…

Снится ей: на заре, за холмами,
Там, где роща гремит соловьями,
Жаркий Май, с золотыми кудрями,
Ей дарит диадему из роз.
10 Звёзды

Посреди светил ночных,
Далеко мерцающих,
Из туманов млечными
Пятнами блуждающих
И переплывающих
Небеса полярные,
Новые созиждутся
Звёзды светозарные.

Так и вы, туманные
Мысли, тихо носитесь,
И неизъяснимые
В душу глухо проситесь,
Так и вы над нашими
Тёмными могилами
Загоритесь некогда
Яркими светилами.


________________________________________

11.
По горам две хмурых тучи
Знойным вечером блуждали
И на грудь скалы горючей
К ночи медленно сползали.
Но сошлись — не уступили
Той скалы друг другу даром,
И пустыню огласили
Яркой молнии ударом.
Грянул гром — по дебрям влажным
Эхо резко засмеялось,
А скала таким протяжным
Стоном жалобно сказалась,
Так вздохнула, что не смели
Повторить удара тучи
И у ног скалы горючей
Улеглись и обомлели…


________________________________________

12.

В дни, когда над сонным морем
Духота и тишина,
В отуманенном просторе
Еле движется волна.
Если ж вдруг дохнет над бездной
Ветер, грозен и могуч,
Закипит волна грознее
Надвигающихся туч,
И помчится, точно в битву
Разъяренный шпорой конь,
Отражая в брызгах пены
Молний солнечный огонь,
И, рассыпавшись о скалы,
Изомнет у берегов
Раскачавшиеся перья
Прошумевших тростников.
abcz (27.12.2017 21:17) не в сети не в сети
sir Grey писал(а):
Что надоумило Танеева это писать? Как он выбирал
стихотворения?
может, заказ. А может, дело было вечером, делать было нечего...
sir Grey (27.12.2017 21:24) не в сети не в сети
abcz писал(а):
может, заказ. А может, дело было вечером, делать было
нечего...
Кто будет заказывать Полонского в 1909 году?
Anonymous (27.12.2017 21:37) не в сети не в сети
А мне очень нравятся эти хоры Танеева. Самый любимый - `Посмотри, какая мгла...`.
abcz (27.12.2017 21:41) не в сети не в сети
sir Grey писал(а):
Кто будет заказывать Полонского в 1909
году?
заказывали Танеева, а Полонский просто стоял на полке ближе всех.
Sovet (27.12.2017 22:02) не в сети не в сети
abcz писал(а):
заказывали Танеева, а Полонский просто стоял на полке
ближе всех.
Танеев писал и романсы на стихи Полонского.
sir Grey (27.12.2017 22:17) не в сети не в сети
Sovet писал(а):
Танеев писал и романсы на стихи Полонского.
На
стихи Полонского только я не писал романсов. Нет, я написал `Мой костер в тумане
светит...`

Мне было интересно, как выбираются стихотворения.

Но поскольку я ничего не понимаю в Танееве, то и вопрос мой не имеет смысла.
abcz (27.12.2017 22:52) не в сети не в сети
Sovet писал(а):
Танеев писал и романсы на стихи Полонского.
да,
я догадался
Sovet (27.12.2017 23:41) не в сети не в сети
abcz писал(а):
разве Танеев был беспол?
Просто у меня это
стихотворение никогда не ассоциировалось с чем-то эротическим...

Но это самый `картинный` хор из двенадцати.
abcz (27.12.2017 23:47) не в сети не в сети
Sovet писал(а):
Просто у меня это стихотворение никогда не
ассоциировалось с чем-то эротическим...

Но это самый `картинный` хор из двенадцати.
ну, никакого особенного эротизма,
по-моему. Стоят парочки, любуются ночью. Ну, вечером, то есть
President (27.12.2017 23:52) не в сети не в сети
abcz писал(а):
ну, никакого особенного эротизма, по-моему. Стоят
парочки, любуются ночью. Ну, вечером, то есть
Вот это-то и погано, что Вы весь свой
эротизм загубили на корню. Поэтому ничего кроме музыкального фона не слышите. А надобно
слышать. Иначе о каком суждении можно говорить?
abcz (27.12.2017 23:56) не в сети не в сети
President писал(а):
Вот это-то и погано, что Вы весь свой эротизм
загубили на корню. Поэтому ничего кроме музыкального фона не слышите. А надобно слышать.
Иначе о каком суждении можно говорить?
но мы же уже выяснили, что Вы - импотент? Чем
Вы слышите эротизм?
Верьте, Портнов, это чистое Ваше воображение.
LAKE (28.12.2017 00:00) не в сети не в сети
Очень странный этот `полонский` `Вечер`. Он разбивается на почти японские трёхстишья.


Зари догорающей пламя
Рассыпало по небу искры,
Сквозит лучезарное море;


Затих по дороге прибрежной
Бубенчиков говор нестройный,
Погонщиков звонкая песня

В дремучем лесу затерялась,
В прозрачном тумане мелькнула
И скрылась крикливая чайка.

Качается белая пена
У серого камня, как в люльке
Заснувший ребенок.

Как перлы,
Росы освежительной капли
Повисли на листьях каштана,

И в каждой росинке трепещет
Зари догорающей пламя,
(Рассыпавшей по небу искры...)
President (28.12.2017 00:12) не в сети не в сети
abcz писал(а):
но мы же уже выяснили, что Вы - импотент? Чем Вы
слышите эротизм?
Верьте, Портнов, это чистое Ваше воображение.
я???
Побойтесь бога. Я говорил о природности диссонанса, о присущности
его человеческой природе, о его естественности.
Как Вы читали?
abcz (28.12.2017 00:14) не в сети не в сети
President писал(а):
я???
Побойтесь бога. Я говорил о природности диссонанса, о присущности
его человеческой природе, о его естественности.
Как Вы читали?
опять вор. Причём, бессмысленный и бестолковый.
Надо же.
President (28.12.2017 00:17) не в сети не в сети
abcz писал(а):
опять вор. Причём, бессмысленный и бестолковый.
Надо же.
Не дерзите мне. А не то я Вас разложу на нарах и отстегаю плетью.
Mikhail_Kollontay (28.12.2017 00:37) не в сети не в сети
Anonymous писал(а):
А мне очень нравятся эти хоры Танеева. Самый
любимый - `Посмотри, какая мгла...`.
Еще нравится Буря мглою, хотя это, правда,
Даргомыжский.
President (28.12.2017 00:41) не в сети не в сети
Mikhail_Kollontay писал(а):
Еще нравится Буря мглою, хотя это,
правда, Даргомыжский.
А напишите краткую характеристику романса Даргомыжского `Старый
капрал`.
zeradodich (27.01.2012 11:32) не в сети не в сети
Порядок произведений в данной записи не такой как в описании (Г.М.Сандлер предложил свою
версию последования хоров).
1. На могиле
2. Развалину башни.
3. Увидал из-за тучи утес
4. Звезды
5. По горамдве хмурых тучи
6. В дни когда над сонным морем
7. Молитва
8. Посмотри -какая мгла
9.Из вечности музыка вдруг раздалась
10. Прометей
11. Вечер
12. На корабле
 
     
Правообладателям | По всем вопросам пишите на classic-online@bk.ru