Пользователь: Yuriyauskiev

         
   
Информация о пользователе Yuriyauskiev (не в сети )




   
   


Тема:12 этюдов для фортепиано (1829-32, отдельные этюды)
(24.01.2012 00:21)
Sergeey писал(а):
Ну, переведите поговорку
просто. а то я не понимаю. пожалуйста.
По-моему, каждое слово
понятно - всё же близкие языки. Смысл такой, что людей вокруг полно, а
человеку чихнувшему никто `будь здоров` не скажет - как если бы в лесу
это произошло, где никого рядом нет.
Возможно, я всё-таки дождусь объяснения - об этюде из какого опуса
шла речь.
Еще могу сообщить, что на сегодняшний день существует 21 запись этюда
№11 ор.25, а всего он играл его, кажется, 64 раза в жизни, впрочем,
нужно уточнить, пользуясь переписанными Зелениным программами за
последние год с небольшим, - сами оригиналы недоступны, насколько я
знаю. Этот список я привез из Москвы. В Дневниках, изданных ГМИИ
им.Пушкина, тоже приводятся программы концертов, но там много ошибок.
Было бы интересно сравнить все эти записи (21), но вряд ли удастся в
ближайшее время подвигнуть себя на это, да и смысла особого не вижу.
Из `спортивного интереса` такие вещи не делают.
    


Тема:12 этюдов для фортепиано (1829-32, отдельные этюды)
(23.01.2012 23:35)
Maxilena писал(а):
Юрий, дорогой, Вы
возвернулись!!!!! А то я тут со своими слабыми силами одна сражаюсь с
новой генерацией критиков Рихтера, совсем Вы меня бросили!
Ну да,
ну вернулся, и из Москвы - тоже. И написал, и что же? Почему-то `по
умолчанию` решил, что одиннадцатый этюд - это непременно из ор.25, но
есть ведь и из ор.10. Кто-нибудь попытался рассеять мои сомнения? -
Нисколько. Это такая новая генерация. Слышали такую старинную
украинскую поговорку (чтобы правильно прозвучало, привожу её в
транскрипции): `Людэй, як у цэрквi, а чхнув, як у лiсi`?
И еще вспомнилось, как участники живо обсуждали запись концерта
29/3/89 (Лондон, Барбикан центр), которую показывали летом, в день
памяти Святослава Теофиловича. Темп более умеренный, но какая мощь,
как величественно! Никогда не мог выбрать лучшее исполнение. Думаю,
оба лучше. И Рихтер там солидно выглядит - очень большой во все
стороны. Витя Зеленин рассказывал, что Святослав Теофилович просил
тогда, чтобы его перестали кормить.
    


Тема:12 этюдов для фортепиано (1829-32, отдельные этюды)
(23.01.2012 20:12)
fra_kanio писал(а):
Рихтер впереди планеты всей в
плане блестящей виртуозной беглости,всеохватной технической
гениальности

Если б он играл на спор, то, конечно, он бы его выиграл у любого.Да
только художественность не всегда выдерживает такие
`гонки`.Например,тут на этом сайте и в данной записи--зачем было нужно
настолько загонять Одиннадцатый Этюд?
Ну что же, несовместимые с
моим пребыванием на форуме писания удалены, и можно продолжить. Тем
более, вернулся из насыщенной и плодотворной поездки в Москву, привезя
интереснейшие документы и записи. Впереди работа по упорядочению
документов, реставрация и идентификация некоторых записей. Будет чем
поделиться.

С интересом прочитал Ваше сообщение, и даже с благодарностью.
Благодарность вызвана тем, что захотелось вновь послушать этот любимый
этюд в любимом исполнении. И сразу воспоминания. Еще в свои
студенческие времена, как всегда, во время зимних каникул ездил в село
на Черниговщине бабушке помочь и на лыжах покататься, а по вечерам
слушал радиоточку. Много интересных передач было – уже, кажется,
вспоминал об услышанных именно там с комментариями Аджемова прелюдиях
Шопена в исполнении Корто и Петри, там же впервые услышал в исполнении
Рихтера этот потрясающий этюд ля минор, ор.25 №11. Передача из Киева,
поэтому можно предположить, что это была редчайшая запись 6/3/60 -
Киев, впоследствии, насколько я понимаю, уничтоженная. И тут же
справка. В «среднем» периоде своей концертной деятельности Рихтер
играл его не так уж много:
1/10/51 – Москва, театральная школа
18/9/52 - Москва, Большой зал ЦДРИ
22/9/52 – Горький
9/2/60 – Казань
11/2/60 – Казань
13/2/60 – Пенза
16/2/60 - Калинин
* 21/2/60 - Прага - Live - (PT)*/ SUPRAPHON SU 3796-2 (CD)** [N]
* 26/2/60 - Бухарест - Live - (PT)*
5/3/60 – Kiev

И потом впервые после длительного перерыва - 29/12/85 на «Декабрьских
вечерах» «Мир романтизма. Три «Ш»». И довольно часто он играл его в
86-89 гг.
Вот Вы пишите: «зачем было нужно настолько загонять Одиннадцатый
Этюд? Такая `оригинальность` этюд не только не украсила, но
обесценила, на мой взгляд.». Ну да, это Ваш взгляд. Имеете право. Тем
более, заглянув в Ваш список любимых исполнителей, что-то для себя
понял. Не берусь полемизировать с человеком, получившим специальное
музыкальное образование, но какие-то соображения выскажу. Уже не раз
писал, что темп убедителен, если исполнитель его выдерживает, если он
является средством для выражения некоей идеи. Если же музыка
превращается в истерику, никакой технический блеск не может быть
оправданным. Так было когда-то в Киеве и не только с одним г-ном (Г) в
прелюдиях Рахманинова. Насилие над музыкой, инструментом, публикой, но
кто-то, особенно пианисты завидовали – он легко справляется, а они так
не могут. Но это их профессиональные проблемы, меня не касающиеся.
У Рихтера темпы оправданы! Причем, он может быть убедительным при
заметно отличающихся взглядах на одно и то же произведение в разные
годы. Его темп – это как несущая частота, совершенным образом
промодулированная смысловой составляющей. Он достигает здесь единства
технического и идейного, музыкального. Предельная выразительность:
«цель творчества - самоотдача» (можно и дальше цитировать, и будет
очень по существу). Ничего на публику, никакой соревновательности на
скорость, никаких рекордов – только музыка. «Вибрирует» (с) ли
слушатель вместе с этим исполнителем – его дело, а для кого-то
счастье.
«Надеюсь, мои слова не слишком огорчили поклонников Святослава
Теофиловича.» - Ну что Вы?! Разве счастье можно омрачить чьим-то
невосприятием, непониманием (не обижайтесь), несогласием?
«На самом деле я далека от того, чтоб отрицать грандиозность( в
целом) такого явления мирового масштаба, как Рихтер.» - Многие, знаете
ли, пытались. Пока не получалось, а уж старались серьезно, да и имена
были погромче наших с Вами (впрочем, насчет Вас могу и ошибаться).
И еще о темпах. Здесь я приводил свидетельства разных людей, в
частности, моего покойного приятеля-пианиста из Киева, В.М.Воробьева,
которому после бесподобного концерта 8/10/78 Святослав Теофилович
сказал по поводу прелюдии №16, что сыграть в темпе, в котором она
написана, он не может. А Вы говорите о быстром темпе в этюде!
И еще о 4-й балладе. Как это тема рассыпалась? Он играет её бережно,
нежно. На 40-й день после его кончины в Киеве состоялся вечер памяти,
где и мне дали слово. Я рассказывал о впечатлении от этой баллады,
сыгранной в концерте памяти Гиацинтовой в зале ВТО (16/12/85).
Главная тема – исполин, бережно поднимающий хрупкую былинку. Очень это
красиво, благородно и завораживающе! Не рассыпалась былинка, и музыка
получилась необыкновенной чистоты.
А что касается мнения знакомых музыкантов, то они разные бывают, с
разными вкусами и устремлениями. Я тоже иногда ссылаюсь на конкретных
людей, спрашивая предварительно их разрешения. И уж, поверьте,
музыканты это сверхзнаменитые. Так что не будем ссылаться на
авторитеты – мои явно победят!
    


Тема:Соната для фортепиано № 2 ре минор (1912)
(13.01.2012 03:00)
lembke писал(а):
По-моему - это посвящение другу,
который покончил с собой
Из книги Монсенжона:

Кстати, за два или три года перед тем я исполнил на студенческом
концерте его Вторую сонату, посвященную им, как и Четвертая соната и
Второй концерт, его близкому другу Максимилиану Шмитхофу.

Человек довольно жизнерадостный и уверенный в себе, Прокофьев редко
сочинял трагическую музыку, тем не менее, все три упомянутых
произведения: Вторая и Четвертая сонаты, как и Второй концерт,
принадлежат именно к этому разряду. Четвертая соната и Второй концерт
посвящены Шмитхофу посмертно. Прокофьев и Шмитхоф переписывались
постоянно. И вот однажды Прокофьеву пришло от него письмо следующего
содержания: «Сережа, еще одна новость. Я застрелился. Максимилиан».
Тело нашли два месяца спустя в лесу.
    


Тема:Соната для фортепиано №21 си-бемоль мажор (1828)
(13.01.2012 00:49)
И всё-таки эта запись особенно выделяется на фоне других у Рихтера
(всего одиннадцать). И неважно, что студийная. По-моему, для создания
такого шедевра присутствие публики совсем не нужно, разве что самая
малость – посвященные. Непостижимо, что можно всё так выстроить,
пребывать в таком высоком настроении, ни разу не коснуться грешной
земли. Недавно появившаяся с нотами с youtube – тоже замечательная, но
зальцбургская – идеальная. Она как завещание. Когда-то (9/5/57) Гульд
был поражен рихтеровским прочтением этой сонаты неблизкого ему
композитора. Что бы он сказал, услышав эту запись? А может, слышал, но
мы не знаем? Хотя мнение Гульда меня могло бы интересовать просто как
мнение музыканта с другой эстетикой.
Когда-то давно слушал у себя дома первую часть с друзьями-пианистами.
Один сказал, что невозможно же в одинаковом состоянии находиться
постоянно: там понюхал цветочек, потом углубился в серьезные раздумья.
Я возразил, что нет там цветочков – там высота, и Рихтер без усилий
держится на ней, и нас туда берет, и катастрофа Икара его не
постигнет.
Вообще когда-то по молодости приходило в голову такое: спрятать в
заветном месте и, если когда-то придет духовный кризис в народе,
достать запись, и она заставит задуматься и одуматься.

Рихтер сыграл эту сонату 39 раз, имеющиеся записи более-менее
охватывают все периоды. Впервые он сыграл ее 8/12/49 в Москве (есть
запись), последний раз – 16/5/73 в Ленинграде. Записано
пред-предпоследнее исполнение 22/3/73 в Будапеште. Ссылка на youtube с
нотами (пражская) подвигла послушать меня и будапештскую. Всё-таки
иногда, совсем изредка, проступает почва, а душа стремится к вершинам.
Зальцбург – вершина!
    


Тема:Фантазия для фортепиано в 4 руки фа минор (op.103)
(12.01.2012 14:09)
victormain писал(а):
Я всегда изумлялся этому
исполнению. Похоже, что и Рихтер, и Бриттен были слегка подшофе и
играли практически с листа. И всё равно трудно объяснить такое дикое
перевирание шубертовского ритма в разделе 1-го возвращения f-moll
после мажорного проведения главной темы.
Помещаю здесь отзыв
концертирующего пианиста
(http://www.sviatoslavrichter.ru/forum/viewtopic.php?p=4154), испросив
его разрешения. Не стал что-либо редактировать. Претензии в свой адрес
не принимаю.

Г-н victormain видимо хочет казаться профессионалом, каковым на самом
деле не является, иначе он не стал бы безответственно заявлять, что
начинает укорачивать затактовую восьмую Рихтер (01:51), т.к. на самом
деле затактовый `пунктир` начинается в басу у 2-го пианиста, т.е. у
Бриттена, а Рихтер подхватывает-из чувства ансамбля - этот слегка
укороченный затакт.
Речь идёт об одной ритмической фигурке, которую чтобы заметить,(
также как и слегка задеваемые нотки, и некоторое `не совсем вместе`),
нужно уж очень не любить Рихтера и Шуберта.
Нам понятно, что Рихтеру-солисту эти `недостатки` почти не
свойственны.
Рихтеру (и всем другим) было очевидно, что Бриттен не
`суперстар-пианист`, но видимо у Маэстро были основания музицировать с
Бриттеном, которым следует доверять. (Кстати, Шуберт в 4-ре руки- это
музыка для домашнего музицирования.)

Также и некорректные комментарии по поводу педализирования (педаль
всюду берёт Рихтер, хотя традиционно педализирует второй
пианист)-также безответственный дилетантизм. Педаль у Великих
(Скрябин-пианист, Софроницкий, Рихтер...-это величайшее искусство,
зачастую на 50% решающее интерпретацию. Понятно, что Рихтер не мог
этого никому доверить.

Тем не менее, рихтеровская магия художественного образа, рихтеровский
Шуберт присутствуют. И слава Богу, что была запись этого единственного
исполнения.
Ибо не смотря на обилие других `профессиональных исполнений` этой
Фантазии Шуберта, это исполнение остаётся единственным.
    


Тема:Соната для фортепиано № 1 фа минор (1794/95)
(11.01.2012 02:24)
almorgo1 писал(а):
/Замечу только, что тот самый
нисходящий пассаж Рихтер счёл необходимым исправить, и в видеоварианте
(очевидно, позднем)он звучит в соответствующем темпе./
Мне по-прежнему интересно мнение пианистов. но...
но... сегодня,нпр, для того, чтобы найти исходную точку, пришлось
пролистать сорок пять страниц! Трудно бродить в Гималаях...

На всякий случай: речь идёт о Первой сонате Бетховена в исп Рихтера
(аудиовариант).Там же комментарий.
Я не пианист и не музыкант, но
о записях могу рассказать.
Рихтер впервые исполнил 1-ю сонату 10/7/75 в Гурдоне, последний раз -
31/10/77 в Триесте. Здесь выложена студийная запись - Тур, июнь 1976.
Казалось бы, что же можно изменить в концерте, когда возможны
случайности, и они бывают с каждым, а в студии идеальные возможности
исправить все недочеты? Видео не такое уж и позднее - 10/10/76,
Москва, БЗК.
Известно, что Рихтер очень придирчиво относился к своим концертам и
записям. И что же в этом случае? Вряд ли все так уж бросятся читать
Дневники. Поэтому цитирую:

3/3/77 Студия зала Ваграм прослушивание записи
Бетховен Соната f moll ор. 2 № 1

Соната f moll, думаю, удача.
----------------
19/12/76 Телевизионная передача (Москва, Большой зал консерватории)
Бетховен Соната f moll op. 2 № 1

Я являюсь ярым противником телепередач (если это не кинофильмы), и
потому слышанная (и, к сожалению, виденная) мною первая соната
Бетховена прошла абсолютно никак. Слушать мешало изображение, а
смотреть - просто было ненужно и неинтересно. Естественно делать одно
дело и хорошо делать до конца.
------------------

1979. Варшава июнь (у Люси Константиновны Добош) запись
Бетховен Соната f moll ор. 2 №1

… поставила пластинку пер¬вой сонаты, которая в этот раз мне
действительно понравилась.
Помню, что она совсем не легко далась мне, и что я долго мучился на
ней; она ведь довольно моцартовская.

P.S. О какой исходной точке Вы говорите? Что Вы искали?
    


Тема:Скерцо для фортепиано № 1 си минор (1833)
(09.01.2012 03:20)
Maxilena писал(а):
Но с юности он для меня - царь
и Бог. Черная крышка фортепиано, его запах, ощущения прикосновения к
лаку, как он теплеет под пальцами (в моей школе был культ фортепиано)
- и Рихтер.
Тут согласиться не могу: Рихтер - человек, а Бог
выходит за пределы нашего убогого понимания, и сравнивать с ним
человека, пусть даже обладающего всевозможными дарами свыше, пусть
даже святого (а они уж точно себя считали недостойными рядом с Творцом
и Спасителем), совершенно невозможно. Я понимаю, что у Вас это некий
литературный прием, так сказать, но предлагаю всё же о людях говорить,
не наделяя их несвойственными им функциями.
Но вот Рихтера - повелителя я слышал и видел в концертах. На другом
форуме вспоминали, как он обрушивается мощным потоком после длительной
и томительной медленной части 2-й баллады Шопена ( я слышал 8/10/78).
Он делает с роялем, что хочет, и рояль отвечает, слава Богу (как
сказал в интервью Артур Рубиштейн). Я бы добавил, что рояль просто не
мог не отвечать, - столько вложил в него исполнитель, такие чувства,
мощь, энергетику. И какую картину нарисовал, да еще в твоем
присутствии! Думаю, не только у меня мурашки поползли по спине -
`пиитический ужас` (с).
Очень люблю эти пушкинские слова:

- Всякой талант неизъясним. Каким образом ваятель в куске каррарского
мрамора видит сокрытого Юпитера, и выводит его на свет, резцом и
молотом раздробляя его оболочку? Почему мысль из головы поэта выходит
уже вооруженная четырьмя рифмами размеренная стройными однообразными
стопами? - Так никто, кроме самого импровизатора, не может понять эту
быстроту впечатлений, эту тесную связь между собственным вдохновением
и чуждой внешнею волею - тщетно я сам захотел бы это изъяснить.

С одной оговоркой – Рихтер программу готовил, а не импровизировал, но
в том-то и фокус, что в концерте всегда воспринималось, как если бы он
играл это впервые и создавал всё при тебе – здесь и сейчас - сочетание
тонкого расчета и спонтанности, как точно подметил Гульд в известном
интервью.
    


Тема:Скерцо для фортепиано № 1 си минор (1833)
(09.01.2012 00:46)
Intermezzo писал(а):
но здесь столько
неоправданной суеты, и, главное - то, за что я люблю Шопена - нет (или
совсем мало) того порыва, который есть у Горовица, того фонтана
эмоций. Мало его, правда, и в записи 77-го, но там намного более
взрослое, осмысленное исполнение.
Я очень люблю его `невзрослый`,
как Вы выражаетесь, период. Он поздно начал профессионально заниматься
музыкой. Поэтому его молодость затянулась - к счастью. 40-50-е – это
период стремительного наращивания репертуара. В первых двух скерцо мы
слышим перехлесты, но это от избытка чувств и внутренних возможностей.
Лично я считаю, что это совсем неплохо в таком возрасте или в таком
душевном состоянии. Наверное, грустно, когда человек рано начинает
чересчур взрослеть. Но если он пытается брать одной динамикой и не
чувствует форму, это тоже плохо. Может ли он при выбранном темпе
справиться с произведением, быть убедительным – вот главный вопрос.
Думаю, он справляется, и нет там суеты в прямом смысле слова. Есть
напор, есть некоторые преувеличения, но музыка у него получается.
Разумеется, я нисколько не ставлю эту его запись на самое первое
место. Поздняя, которую Вы упоминаете, это некий абсолют. Здесь уже
есть всё – техническая сторона безупречна и без намека на
назойливость, необычайная взвешенность, цельность, и при этом живое
творческое начало.
И по поводу `порыва` в Шопене. У Рихтера всегда он чувствовался, но
порыв организованный, когда он бросается всей мощью виртуозности,
эмоционально, физически, и при этом организованно, осмысленно.
Кстати, можно было бы найти отзыв Станислава Генриховича Нейгауза о
скерцо Шопена у Рихтера. Не хочу цитировать по памяти, но он, если не
ошибаюсь, не ставил студийную запись так высоко, а лучше отзывался о
ранних исполнениях.
    


Тема:Скерцо для фортепиано № 1 си минор (1833)
(08.01.2012 23:54)
Когда зачем-то говорят о технике, анализируя такую поэтичную вещь, то,
во-первых, себе тем самым дают характеристику, уж извините, а
во-вторых, как бы исполнителю отказывают быть музыкантом в высоком
смысле слова. Какой такой техникой отличается в этой записи, как и во
многих других, Горовиц? Это что-то сверхъестественное? Да и разве это
главное, по крайней мере, в этом скерцо? Без техники, разумеется,
невозможно, но она, как пишут музыковеды, должна служить инструментом
для создания художественного образа. И это не такой уж набивший
оскомину штамп, это сущая правда.
Послушайте Березовского. Еще тот технарь. Чем он, по крайней мере, в
этом скерцо уступает? Да ничем! Тем не менее, вся его техника не
поражает, исполнение мне кажется весьма вялым и пресным. Не слышу в
нем сгустка эмоций, горения, короче, шедевра не создает вслед за
автором.

Жаль, нет нот, да и читать их мне было бы не так легко, как тем, кому
по должности положено. Но, следуя одному участнику с другого форума с
известнейшей фамилией, надо бы «по тактам, по цифрам!» (с) В самом
начале акценты у Горовица в левой руке – как удары клюкой. Потом
вскоре странное замедление, снимающее напряженность. Большой музыкант
завладевает вниманием слушателя не только быстрыми и громкими местами,
где демонстрируются возможности, но выстроив драматургию произведения,
когда есть единая логически обоснованная линия, да и еще внутри много
всего, и это возможно почувствовать. У Горовица же больше на
поверхности, но есть очень удачные эпизоды на этой поверхности.
Формально это исполнение не назвал бы плохим, но к эпохальным не
причислил бы. Эта музыка требует большего осмысления и проникновения.
Возможно, именно эта запись когда-то была на старой советской
пластинке или какая-то из старых. Благодаря ей, собственно, я и
приобщался к этой музыке. Но уже тогда нутром чувствовал, что может
быть исполнение, которое мне ближе. Так и случилось, но это уже другая
история, и надо (если надо) помещать её в другой теме.
    
   
         
Наши контакты