Пользователь: tagantsev

         
   
Информация о пользователе tagantsev (не в сети )




   
   


Тема:Stabat Mater для сопрано, альта, хора, струнных и континуо (1734)
(07.10.2022 17:31)
Niksti писал(а):
Ну что Вы! Лучше все кантаты
назвать мотетами.

Стало быть, Вы видели в литературе, что Stabat mater Перголези
называют мотетом, коль скоро литература Ваш помощник в определении
жанра. Поделитесь: кто? где?
Мне кажется, что лучше всего из
заголовка убрать слова и `мотет` и `секвенция`. Оставить просто Stabat
Mater. Все знают это произведение Перголези именно под этим именем.
Не станем же мы, например, писать в заголовке `Заупокойная месса
Реквием`. Мы просто напишем Реквием (с указанием тональности).

Кстати, сейчас заглянул в Моцарта. Там так и написано `Реквием ре
минор`. Очень удобно, а в случае с Моцартом так очень удобно, где
12000 треков. Если кто-то захочет найти Реквием, то он естественным
образом будет искать на букву `Р`, и сразу найдет. А теперь
представьте себе , что Реквием Моцарта будет носить имя `Заупокойная
месса Реквием`, то есть на букву `З`. Трудно будет пользователю
догадаться, где искать Реквием.

И еще. Насколько я понял, нет однозначного мнения о том что такое
Стабат Матер - мотет, секвенция или кантата. Так может лучше не
философствовать на этот счет и оставить только Стабат Матер.
Вот Бах сам называл свои кантаты кантатам - тут все ясно. А как свой
Стабат Матер назвал сам Перголези? Это известно?.
    


Тема:Концерт для клавесина, струнных и бассо континуо № 1 pе минор (1738?)
(14.08.2022 06:05)
Opus88 писал(а):
серьёзно слушал Тюрек, и
Ружичкову в какой-то мере. Но клавесин, правда, отнюдь не полюбил и
скорее пришёл к выводу, что `зачем`,
Но речь ведь не о том, а о Бахе, его органных приоритетах. У меня во
всяком случае такое мнение сложилось и устоялось.
Да! Клавесин
ограничен в возможностях. Нет прямого контакта с пальцами. Чем бы не
нажал на клавишу - все едино, будь это палец или лом. Что же остается?
Казалось бы только выбор темпа. И все. Но это не так. Куперен в своем
руководстве писал, что в пассаже из восьми восьмушек не должно быть
звуков одной длительности (хотя все восьмушки). Длительность каждого
звука должна микроскопически отличаться! Тоже с сильными долями. В
целом все ритмично, а локально нет. Вот чем владеют выдающиеся
клавесинисты - все не ровно, а кажется, что ровно. Микроскопические
задержки и ускорения. Это очень тонкая игра. Дандовская этим владела в
совершенстве (и не только она - например Любимов).

По поводу приоритетов Баха. Не думаю, что орган были его приоритетом.
То что он написал столько для органа связано с его службой. Самые его
великие творения написаны не для органа (перечислять не буду - сами
знаете). Кстати, его органные сонаты-трио (6 штук) в инструментальном
исполнении звучат просто гениально, по сравнению с органом.
    


Тема:Концерт для клавесина, струнных и бассо континуо № 1 pе минор (1738?)
(07.08.2022 23:48)
Volovikelena писал(а):
Я имела в виду нюансы не
обязательно в виде `вздохов` и частой смены динамических оттенков. (На
клавесине, кстати, последние давным-давно возможны.) Легато и
портаменто тоже можно играть очень по разному. Я о некотором
`безразличии`, другими словами - формальности звучания. Ни у Рихтера,
ни у Гульда, ни у моей любимой Марии Пиреш сего качества не
наблюдается.
Каждый слышит по-своему. Бах Лившица мне напоминает
такую сжатую мощную пружину, лежит себе `без нюансов`, однако, что-то
говорит о том, что в ней накоплена колоссальная энергия. Еще
чуть-чуть, и рванет - мало не покажется.
А Вы не пробовали послушать Музыкальное приношение - особенно сонату.
Насколько я понимаю он сам его переложил для ф-но. Или Партиту для
клавира си минор (французская увертюра), BWV 831. Пружина вот-вот
лопнет. Хотя допуская, что дело в Бахе, а не в Лившице.
А вообще-то хорошо, что есть и Лившиц, и Гульд, и Переш, и Соколов, и
другие.
    


Тема:Концерт для клавесина, струнных и бассо континуо № 1 pе минор (1738?)
(07.08.2022 04:25)
Volovikelena писал(а):
Филигранно, технично, без
изъяна.
Странное у некоторых пианистов восприятие Баха - играть без оттенков,
без нюансов, то есть `под клавесин`. Не понимая при этом, что и
клавесин может дать серьезный и очень красивый спектр нюансов. Да, они
очень отличаются от фортепиано, но они есть. И у профессионального
клавесиниста очень живая яркая музыкальная ткань.
Слава Богу, что
такие пианисты есть - Лившиц, Корорлев, Гульд, Тюррек, Соколов и др.
Бах с нюансам и оттенками - это уже не Бах, а цыганщина. Самое
отвратительное исполнение Бах - это Фейнберг (или Файнберг) - уж так
глаза к небу закатывает, что Баха не слышно. То что можно при
исполениее Шопена, совершенно не допустимо при исполнении Баха. Ну,
это примерно то же самое как , если говяжую прежде чем жарить
посолить, натереть чесноком, крицей, аджикой, хмели-сумели или
кориандром. Бах самодостаточен и украшать его не надо.
Конечно, совсем без нюаносив исполений не бывает, и Королева из ровно
сколько надо, что бы не испортить Баха.
    


Тема:`Собор` (La catedral), сюита для гитары (1921/1938)
(29.12.2021 02:17)
Volovikelena писал(а):
В 17 веке классической
была сюита из четырех танцев, а в 16 почему бы сюите из 2-х не быть
классической. Других образцов пока не было. Так что для 16 века она и
была классической. Кто же знал, что Фробергер `запатентует`
четырехчастный цикл?)
Я думаю, что логично предположить, что
сюита появилась в тот момент, когда какой-то композитор написал слово
«сюита» и сопроводил его рядом танцев, а это случилось в начале 17
века во Франции, а точнее у французских лютнистов. А пара танцев,
написанных на одной бумажке каким-нибудь итальянцем в 16 веке, это
просто пара танцев, а назвали их сюитой уже много позже искусствоведы.
Сам то этот итальянец не знал, что пишет сюиту! По большому счету это
совсем не важно, как это называть – сюитами, партитами или сонатами, а
можно просто: два танца или три танца или ….

Кто такой Фробергер?
    


Тема:`Собор` (La catedral), сюита для гитары (1921/1938)
(29.12.2021 00:41)
Volovikelena писал(а):
Это долгая тема, но
постараюсь покороче.
Я немного бы добавил. Если я не прав, Вы
меня поправьте.
Ведь в 16 веке сюиты еще не было. Композиторы писали отдельные танцы,
не объединяя их в нечто целое. Объединять танцы в целое начали
лютнисты в 17 веке. Почему лютнисты? В 17 веке лютня стала очень
популярным инструментом, поэтому лютнисты плодились с невероятной
скоростью. Трудно было найти постоянную работу и им приходилось
странствовать по Европе и выступать где попало: и при королевских
дворах, и в любых замка, которые они встречали на своем пути, и на
свадьбах обычных людей и др. Орган с собой или клавикорд не унесешь, а
лютню легко носить с собой за спиной – взял и пошел по дорогам Европы
искать работу. Они посещали многие страны и им пришлось изучить музыку
этих стран, в частности именно танцы, так как они обслуживали светские
мероприятия. Вот они и сочиняли сарабанды (для испанце), куранты (для
французов), аллеманды (для немцев), жиги (для англичан) и другие танцы
(бурре, паспье, менуэт, гавот, ригодон, чакона, канерэ …). В то время
интернета не было, как и самолетов. Информацию о существовании всех
этих танцев по Европе разнесли именно лютнисты. При своих
выступлениях они стали комбинировать эти разные танцы в циклы (suite)
– не играть же одни аллеманды или жиги (хотелось разнообразия ритмов).
Сперва они конструировали свои циклы по настроению, но, кода речь
заходила о печатном издании, приходилось выбирать уже точно. Так у
лютневых композиторов появились сюиты, в которых один и тот же танец
появляется в разных сюитах. Так что родителями сюиты можно считать
лютнистов.
Это не моя мысль. Здесь я кратко изложил основную идею немецкого
лютниста 18 века Эрнста Готтлиба Барона, которую он изложил в своем
трактате Study of the Lute. Немецкого названия я не знаю, так читал
только ее перевод на английский. Русского перевода я не видел.
    
   
         
Наши контакты