Пользователь: ahol

         
   
Информация о пользователе ahol (не в сети )




   
   


Тема:Симфония №5 cи-бемоль мажор (1944)
(29.06.2015 21:15)
Phalaenopsis писал(а):
Да, редок был на смайлы,
тем и притягательней были эти моменты для видевших его.
По аналогии, Лобановский был таким же. Валерий который.
Мне
Лобановский запомнился иным, поэтому для полноты образа решил
поделиться своими впечатлениями, поскольку мы учились в одной группе
два первых курса в Киевском политехническом. Был он тогда дружелюбным,
заводным, и улыбка редко сходила с его открытой и насмешливой
физиономии, ну разве что в периоды озабоченности ненавистной учёбой,
отвлекавшей его от всепоглощающей страсти — футбола. Навсегда
врезалась в память символическая картинка, открывшаяся взору, когда мы
с другом навестили его — жил он тогда где-то на Сталинке (нынешнего
названия не знаю) в довольно захудалой комнатушке — во время болезни:
сидит Валерка (а в обиходе просто Рыжий) за небольшим, закрытом с
обеих сторон столом и что-то чертит, одновременно гоняя под столом
футбольный мяч — тогда это было очень смешно, хотя сейчас понятно, что
картинка эта была просто отражением его внутренней борьбы между
призванием и навязываемым долгом.

При всём этом он был способным, быстро схватывающим, вдумчивым, что,
видимо, и отразилось на особенностях его спортивной карьеры, и к нему
трудно отнести слова нашего преподавателя высшей математики, когда во
время переклички им не был обнаружен в числе присутствующих
Лобановский, и все дружно и весело закричали: `В футбол играет!`.
Высказался же он, будучи аристократом дореволюционной закалки,
довольно забавно: `Вы знаете, товарищи, всё это спортсменство до добра
не доводит. Была у меня одна ученица, Лариса Латынина, так я бы скорее
свой портфель обучил интегральному исчислению, чем её`. На втором
курсе он был уже восходящей футбольной звездой, в институте появлялся
эпизодически, но на экзамены приходил исправно, где многие преподы —
любители футбола — почитали за честь побеседовать с ним отнюдь не на
свои профессиональные темы.

Запомнилось также пребывание в колхозе на Николаевщине, куда нас
сразу же после вступительных экзаменов затолкали на уборку кукурузы с
целью подъёма социалистической экономики, по случаю чего был куплен
вскладчину патефон, позволивший широким массам наслаждаться такими
шедеврами, как `Joni s a boy for me`, фокстрот `Рио-Рита`, `Мишка,
Мишка, где твоя улыбка` и песни Лещенко. В оппозиционной тройке этому
замечательному репертуару не было, правда, особого согласия, поскольку
каждый в ней с присущим ему максимализмом отстаивал своё: Лобановский
— джаз, я — инструментальную классику, а третий — оперный вокал,
скорее всего, по причине некоторого родства с популярным в то время
Геннадием Пищаевым. Всё собирались устроить по возвращении
аргументированный диспут, да так и не собрались.

В основном же, свободное время отдавалось преферансу по ночам, в
котором я, правда, не принимал участия по причине глубокого отвращения
к интеллектуальным играм, и футболу по вечерам на колхозном поле с
одними воротами без вратаря, где Валера часто избирал меня своим
партнёром против всех остальных, хотя моего мастерства хватало лишь на
то, чтобы вовремя подпихнуть ему мяч для удара по воротам. Его выбор
долгое время был для меня загадкой и только недавно дошло, что в этом
была своего рода проверка себя, ну и демонстрация своих возможностей
заодно.

После второго курса он отстал, по понятной причине, от нас, влившись
в такую же группу на год моложе, и виделись мы уже редко. Ну а дальше,
груз ответственности так, видимо, закрутил его, — а парень он был
неравнодушный, горячий и бескомпромиссный — что не исключаю того, что
он стал гораздо меньше улыбаться.

Конечно, проблески аромата прошлого может передать только хороший
писатель, а меня, к счастью, не нагрузили таким даром, а то пришлось
бы помучиться, но даже этими, сухими и немногочисленными, фактами
отдал, думаю, дань памяти хорошему человеку и на душе стало легче)).
    


Тема:Соната для фортепиано № 1 фа минор (1794/95)
(27.06.2015 12:43)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Да ладно Вам, уж и
набегут прямо?! Мария Гринберг уже давным-давно считается по части
Бетховена одним из самых выдающихся авторитетов равно среди любителей
музыки и профессионалов.
Ну да, большое видится на расстоянии —
ничего нового в этом нет, как, впрочем, и в трусливо-запоздалом
признании коллег по цеху, поскольку таким вот парадоксальным образом —
через замалчивание — жизнь часто аргументирует величие человека.

Что до хороших/выдающихся исполнений, то, на мой непросвещённый
взгляд, сравнивать их трудно по той простой причине, что в них, по
определению, минимально присутствует исполнитель и максимально —
автор, и потому они вынужденно становятся похожими друг на друга, как
две капли воды.

В конкретном случае, с Первой сонатой, можно, думаю, обойтись и без
поиска далёких прецедентов, а взять хотя бы совсем недавнее исполнение
Михаила Коллонтая, если он не возражает, конечно, в силу присущей ему
скромности. В нём с первых же звуков я слышу просто чувство, у
Гельбера же — концепцию и, следовательно, следы его нежелательного
присутствия)).

Ладно, всё это — просто милый, ни к чему не обязывающий трёп, а вот
его вдохновителю, Osobnyak`у, — благодарность за добавление и
восхищение за стойкость.
    


Тема:Соната для фортепиано № 1 фа минор (1794/95)
(26.06.2015 12:07)
Osobnyak писал(а):
Ну, это, знаете ли, круто!!!
Одно из лучших в 1-й!!! Предложил бы всем как в армию - в обязательном
порядке, но ведь не будут... А в рамки Big Five по 1-й я бы его упёк.
Наряду с Рихтером, Ф. Гульдой, Гизекингом и Урьяшем. Плюс Клод Франка
выпускать на замену.
Спасибо за Гельбера — будем слушать, хотя в
бетховенских сонатах моё сердце навеки отдано Марии Гринберг: всегда
возвращаюсь именно к ней как личному эталону. Скорее всего, профи со
мной не согласятся, найдя в ней кучу недостатков, но, на мой взгляд,
по уровню искренности и естественности в трактовке всего интеграла ей
нет равных — огромный талант, прозябавший в тени раскрученных брендов,
и врождённая человечность, усиленная нелёгкой судьбой, были
фундаментом её, до конца ещё не оценённого, вклада в этот цикл,
вместивший в себя всю, столь же нелёгкую, жизнь Бетховена.
    


Тема:Концерт для фортепиано с оркестром ля минор (1841-45)
(22.06.2015 14:08)
art15 писал(а):
Слушал концерт в энный раз, потом
пришла в голову крамольная и бредовая мысль (мне она кажется верной!)
- так вот откуда истоки рахманиновских концертов, второго и третьего.
Для меня очевидна взаимосвязь, ощущаю нутром, чувствую это. Ведь
настроение и посыл концертов идентичен. Конечно, это может показаться
сущим бредом, меня закидают тапками профи. Вслушайтесь и сравните, все
мне здесь напоминает о концертах СВР и наоборот.
И Шуман великий
нам путь озарил!

Этот девиз как нельзя лучше отражает мою реакцию на Ваши отнюдь не
бредовые и крамольные прозрения. Леонид Сабанеев весьма подробно,
радикально и остроумно высказался на эту тему в главе — Роберт Шуман
и русская музыка — из своей книги `Воспоминание о России`, причём в
ней он затронул не только Рахманинова, но и всех остальных, начиная с
Глинки, закончив свой обзор так:

`Из этого поневоле краткого обзора видно, что Шуман играл в русской
музыке огромную роль вдохновителя и водителя – может быть. большую,
чем все остальные западные композиторы. На русскую музыку очень мало
влияли и Бах, и Гендель, и Шуберт, и Бетховен, и Моцарт с Гайдном.
Если откинуть Скрябина, то и Шопен влиял маловато, несмотря на свою
огромную популярность в России. Не так сильно было и влияние Вагнера
(ему подверглись Римский-Корсаков – поверхностно, Скрябин и Рахманинов
– более органически). Совсем почти отсутствует влияние Брамса (один
Метнер). Лишь Шуман оказался композитором, наиболее возбудительным для
русского творчества и как-то с ним глубинно сливающимся. Он
присутствует в русской музыке своим влиянием почти с самого рождения
её – надо исключить только «детский период».`

В контексте же Вами затронутого — для иллюстрации — он пишет:

`Нельзя не упомянуть о том, что творчество Рахманинова прошло под
сильнейшим влиянием Шумана. Его знаменитая Прелюдия в существе своем
есть копия одного из эпизодов шумановских «Новеллетт» – в особенности
начальные мощные аккорды.
Отзвуки Шумана имеются и в его фортепианных концертах (в особенности
Втором и Четвертом) и во всех почти его фортепианных вещах. Печатями
шуманизма отмечено и вокальное творчество Рахманинова – его романсы, в
которых шуманизм причудливо сопрягается с влияниями «цыганского
романса». По поводу этого последнего не мешает вспомнить, что
знаменитые «Очи черные» представляют собою не что иное, как упрощенную
парафразу одного из эпизодов «Карнавала» Шумана («Киарина») – так что
тут уместно говорить даже о влиянии Шумана на такую, казалось бы,
«истинно русскую» область музыки, как «цыганский стиль». В поздних
произведениях Рахманинова заметно и ритмическое влияние Шумана, но тут
я думаю, что это влияние скорее производное, не непосредственное, а
через творчество Метнера, который оказал большое влияние на музыку
Рахманинова в его последние, уже эмигрантские годы. Метнер – один из
интереснейших русских композиторов последнего времени – стоит
совершенно особняком от других в смысле зависимости от гения Шумана.
Тут нельзя говорить о «влияниях», а просто о «происхождении».
Творчество Метнера все вышло из Шумана – оно является как бы его
продолжением, и к нему примешиваются влияния Брамса и позднего
Бетховена. Процент шуманизма в Метнере значительно больше, чем у
какого бы то ни было иного автора, и сказывается во всех областях: и в
любви к ритмическим новаторствам, и в гармонических симпатиях, и в
самом стиле фортепианного изложения, и даже в его сравнительном
равнодушии к оркестровой области. Если Метнер является русским
изданием Шумана, то ранний Скрябин был, как некогда заметил злобный
Цезарь Кюи – «сундуком с украденными рукописями Шопена». (Для
смягчения этого слишком сурового приговора необходимо заметить, что
творчество самого Кюи, ныне уже забытое, является просто «сундуком с
украденными рукописями всех прежних авторов».)`

Закончу этот небольшой экскурс возвратом в самое начало, поскольку
высказывают мнение — сам я не проверял — о том, что припев в гимне
СССР на музыку Александрова заимствован из песни «Весенние странствия»
Роберта Шумана.
    


Тема:Фортепианный квартет №3 до минор (1875)
(21.06.2015 12:22)
Сочинение заслуживает внимания не только своими несомненными
музыкальными достоинствами, но и историей возникновения как
поэтического итога любви, неудавшейся в обычном представлении, но
состоявшейся по высшему критерию: идеальные любовники — те, которые
никогда не встретились и не разрушили тем самым свободу друг друга как
высшую ценность. Светом этого понимания был озарён весь дальнейший
жизненный путь Брамса, наполненный покоем, творчеством и добрым
юмором, и длительные роды этого квартета — с 1854 по 1875 год —
отражают, на мой взгляд, подсознательное нежелание автора расставаться
с чувством глубокой благодарности жизни за всё это, достигнутое,
правда, ценою многолетней отчаянной внутренней борьбы из-за любви к
жене, а затем вдове человека, о котором он много лет спустя сказал:
`Память о Шумане для меня священна. Этот благородный, чистый художник
всегда остается для меня образцом, и вряд ли мне ещё доведётся
встретить и полюбить человека, который был бы лучше, чем он, как,
надеюсь, и столкнуться столь близко с такой страшной судьбой и так
сострадать ей`.

В этой памяти отражается благоговение не только к гению, но и
человеку, опубликовавшему после встречи с Брамсом статью «Новые пути»,
— `едва ли не единственный в истории музыки действенный акт дружеского
внимания со стороны зрелого, признанного мастера к юному, начинающему,
и одновременно памятник тому, кто её написал, его энтузиазму, его
сердечности, его буквально сверхъестественной художественной интуиции
и пророческому дару.`

Сам Брамс `весьма недвусмысленно высказался по поводу своего
душевного состояния в ту пору, когда показал однажды своему другу
Герману Дайтерсу фортепианный квартет до минор, Ор. 60, задуманный
именно в дюссельдорфский период, но законченный значительно позже:
«Представьте себе человека, который хочет застрелиться и которому уже
не остаётся ничего другого». А еще много лет спустя, собравшись
опубликовать это произведение, он отправляет его Бильроту, сопроводив
следующим пояснением: «Квартет передаю лишь как курьёз! Нечто в роде
иллюстрации к последней главе той истории о юноше в синем фраке и
желтом жилете». Нечто сходное высказал он тогда же и своему издателю
Зимроку. Намек на гётевского «Вертера» и собственную ситуацию в те
пылкие годы настолько прозрачен, что не нуждается в дальнейших
пояснениях.` (цитаты из книги Ганса Галя)

Говоря о курьёзе, Брамс проявил отмеченную в нём ещё Шуманом
скромность, поскольку музыка квартета великолепна и отражает весь
спектр любовных переживаний от начала с его тревожной сумрачностью —
через непрерывную смену лирических и драматических эпизодов — и до
финала, где моменты накала страстей выражены так, что заставляют
вспоминать Крейцерову сонату.

Кстати, совершенно очевидно генетическое родство квартета с
фортепианным трио си мажор ор. 8, глубоко проникновенным сочинением
Брамса. Они — как две ветви одного и того же, связанного с Шуманом,
прошлого: одна склоняется в сторону Клары, другая — в сторону Роберта.
    


Тема:Симфония №4 pе минор (1841, 1851)
(19.06.2015 13:22)
art15 писал(а):
Не стоит благодарить, мои
рекомендации гроша ломаного не стоят, я обычный слушатель, а не
профи.
Вы, дорогой art15, прежде всего, — человек, а человек, как
говорил Аввакум Захов, это звучит гордо, но от него можно ожидать чего
угодно)).

От Брамса не отмахнёшься, как бы ни старалось эго — не на того оно
нападает, стараясь взрасти на отрицании. Сопротивляться тому, что
притягивает и воспринимать чужую гениальность как личное оскорбление —
вполне себе заурядные проявления мимолётного максимализма молодости.
Ну а раз так, то вряд ли стоит надолго растягивать фазу предвкушения
радости очередного открытия.

`Брамс был достаточно гениален и обладал достаточным мастерством,
чтобы избрать для своих музыкальных идей наилучшие способы выражения.
Почему бы не согласиться с любыми путями, которыми пользуется гений
для своего проявления, если только эти пути ведут к великому
творчеству в искусстве? Брамс велик среди великих.
Брамс — очень эмоциональная натура, никогда не погрязающая в скучном
академизме. Он даже и не думал о новаторстве, но тем не менее внёс
его в свою музыку, придав ей свойственный ему одному отпечаток —
спокойный, из самых глубин идущий свет своей индивидуальности. Я
испытал бы большое удовлетворение от знакомства с Брамсом. Его друзья,
которые были и моими друзьями, всегда жалели о том, что мне не
довелось с ним встретиться.` (Пабло Казальс)
    


Тема:Фантазия для фортепиано до мажор (1836–38)
(15.06.2015 22:25)
Наконец-то нежно любимый мною Пол Льюис порадовал нас исполнением
Шумана, причём, таким его опусом, о котором С. Рихтер сказал:
`Фантазия Шумана — произведение глубоко сокровенное; она не просто
значительна, она неисчерпаема. Второго такого сочинения нет.` Конечно,
эти слова можно оспаривать, что, собственно, и делают, но, во всяком
случае, они были произнесены.

Приведу ещё одно мини-эссе, которое, может, кто-то с интересом
прочтёт.

`Прежде всего меня это сочинение трогает искренностью, душевной
теплотой, свежестью и деликатностью чувств. Думаю, ни для кого не
секрет, что Шуман писал эту фантазию поглощенный любовью к Кларе Вик,
о чём он и признался письменно. В этой исповеди безусловно
присутствуют и страсть, и героика, но это страсть, - не
требовательная, а из ряда тех, что в силу предупредительной своей
деликатности не способны смутить девушку, к которой они адресованы, а
героика вовсе не бахвальная самореклама, а своего рода уверение в том,
что лирический герой будет бороться всеми силами до победного конца, -
торжества их счастья. Даже грусть разлуки, порой очень глубокая и
горькая, там какая-то деликатно сдержанная, без стриптиза души, хотя и
очень выразительная, тонкая и многоговорящая именно своему адресату.
Адресовался к этой же музе, - Кларе - и Брамс и в его красивейших
сочинениях есть и страсть, и грусть, и героика, и, вроде бы,
искренность, но нет той душевной теплоты, предельной интеллигентной
деликатности и юношеской свежести. Брамс, сочиняя свои любовные
послания никогда не забывал, что о нём потом подумают его коллеги по
цеху, поэтому выверял форму, архитектонику, т.е. заковывал свои
послания в панцирь классических ограничений. Шумана же совсем не
заботило совершенство формы (это у него выходило само собой), он
поверял нотам то, что непосредственно чувствовал, не ограничивая себя
никакими писанными законами (думаю, когда он изливался, он о них и
вовсе забывал), поэтому его фантазия, как и первая соната, изобилует
импровизациями, которые благодаря непосредственности и свежести чувств
органически влились в сонатную форму, хотя изрядно её и нарушили. Его
Фантазия, говоря образно, - это любовное письмо, написанное сразу, без
черновиков, таким, каким оно легло на душу, в которой в этот момент не
было ничего иного, кроме предмета его любви, и которому он объяснялся
точно так же, как если бы это было на живом свидании. При этом он не
вдавался в перехлесты чувств, преувеличения, сентиментальность, слёзы
и даже гнев и отчаяние, как это бывает у его современника Шопена, а
оставался подлинным рыцарем, более думающем о своей даме, нежели о
себе и своих страстных желаниях.
Обобщая всю эту мою лирику, заключаю, что самое главное в обаянии
этой Фантазии, - это ее юношеская Чистота и Свежесть, восторженность и
неиспорченность чувств.`

http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=28832&page=12
    


Тема:`Крейслериана` для фортепиано (1838)
(15.06.2015 11:18)
Желание осознать и хоть как-то вербализировать свои
ощущения/впечатления от этой музыки никогда меня не покидало, и вот
наконец это, очень понравившееся, кстати, исполнение дало хороший
толчок/пинок, снабдив необходимой для этого энергией.

`Крейслериана`, на мой взгляд, — гениальная исповедь молодого Шумана
о своём интуитивном постижении жизни человека как трагического
путешествия из ниоткуда в никуда, в котором она (жизнь) совершенно
безразлична к своим быстроисчезающим проявлениям. Не неся никакой
концепции, музыка лишь отражает вереницей пробегающие по экрану
сознания переменчивые состояния чуткой души, где можно разглядеть и
зарождение самоосознания при появлении из ниоткуда, и удивление перед
таинством этого появления, и трепет перед мощью стихии, в которую
вброшен человек, и чистую радость бытия вплоть до восторженности, и
тягостную задумчивость, и ощущение соприкосновения со смертью, и
смиренную отрешённость перед уходом в никуда.

Финал `Крейслерианы` — заключительная драма вынужденного симбиоза сил
добра и зла в этом мире с их непрерывным столкновением,
взаимопроникновением и трансформацией, а потрясающе жалобные
всхлипывания зла в его последнем выходе на арену перед уходом в тень
завершают эту грандиозную метафору.
    
   
         
Наши контакты