Эта прелюдия в рихтеровском исполнении (по телевизору или на пластинке, не помню), просто убила меня в свое время. То есть нет никакого мажора, он кажется только. Просто шок был.
Sir Gray
(23.12.2021 17:43)
И никто никогда не узнает, почему он не играл ее вместе с другими прелюдиями? Или играл? В наших здесь записях - нет. `Имя любимое оберегая, тебя в проклятьях своих обхожу`.
Как бы хотелось узнать. чем он руководствоволся, выбирая прелюдии. Каким своим внутренним голосом.
Но в этом исполнении 15 прелюдия не вписывается никуда, мне кажется.
weina
(23.12.2021 21:54)
Sir Gray писал(а):
И никто никогда не узнает, почему он не играл ее вместе с другими прелюдиями? Или играл? В наших здесь записях - нет. `Имя любимое оберегая, тебя в проклятьях своих обхожу`.
Как бы хотелось узнать. чем он руководствоволся, выбирая прелюдии. Каким своим внутренним голосом.
Но в этом исполнении 15 прелюдия не вписывается никуда, мне кажется.
С.Т. Рихтер:
`Небо соткано из клавиатур, а человек из семи нот. Каждая нота что-нибудь лечит. Головную боль лучше лечить ре-бемоль мажором. Я Нине Львовне сыграл шопеновскую прелюдию в ре-бемоль мажоре, и ей стало легче`.
(Из книги Юрия Борисова)
Несерьезная гипотеза: возможно, СТР `лечил` этой прелюдией и себя, играл её `на бис` после большой основной программы, чтобы освежить голову?
Sir Gray
(24.12.2021 06:40)
weina писал(а):
С.Т. Рихтер:
`Небо соткано из клавиатур, а человек из семи нот. Каждая нота что-нибудь лечит. Головную боль лучше лечить ре-бемоль мажором. Я Нине Львовне сыграл шопеновскую прелюдию в ре-бемоль мажоре, и ей стало легче`.
(Из книги Юрия Борисова)
Несерьезная гипотеза: возможно, СТР `лечил` этой прелюдией и себя, играл её `на бис` после большой основной программы, чтобы освежить голову?
Лично я услышал эту прелюдию уже во взрослом возрасте и именно в исполнении Рихтера. На меня она произвела впечатление абсолютного ужаса, потому что, когда ля-бемоль превращается в соль-диез и начинается крещендо, – это уже очень страшно. Но когда возвращается мажор – просто холод по всему телу: я это ощущал не как выздоровление, не возвращение в свет, а как призрачность, эфемерность этого света. Теперь, слушая ля-бемоль, я не могу забыть соль-диеза, и уже не верю ему; это ведь та самая нота, которая мучила меня только что, она только притворяется мажорной. Я не могу уже перелистнуть страницу.
Sir Gray
(24.12.2021 08:44)
И мне бы очень хотелось узнать, как вы, дорогие собеседники, воспринимаете эту прелюдию. Можно ведь почувствовать, что тучка набежала, но потом - все снова хорошо.
В поддержку своего восприятия добавлю, что она же еще и серединная. Как у Баха - прелюдия в диезах, а фуга - в бемолях.
Скажу больше. Уже когда знаешь эту прелюдию, ля-бемоль с самого начала кажется подозрительным. Очень подозрительным! Он с самого начала думает про диез, про решетку эту. По крайней мере в этом исполнении. Правая рука как бы поет, а левая - мементо мори. Моментально в морг.
Outfor
(24.12.2021 14:47)
Читаю, улыбаюсь...почему-то.
А был кто-нибудь из форумчан на этих концертах? - СТ играл эту программу 10 и 11 октября.
steinberg
(24.12.2021 18:46)
Что ж он, Рихтер, так приколачивает в ср. части? Непонятное для меня исполнение.
С Шопеном вообще трудно. Не могу (вслед за Волконским, например) признаться в том, что он мне противен. Обвораживает, но не трогает. Какое-то инославие.
oriani
(24.12.2021 19:10)
Sir Gray писал(а):
я это ощущал не как выздоровление, не возвращение в свет, а как призрачность, эфемерность этого света.
Моментально в морг.
Почти всю музыку Шопена воспринимаю как переливы различных оттенков меланхолии... не чувствую в ней ни силу жизни, ни силу смерти. И да -- там, где у Моцарта ад, у Шопена -- морг.
При всём при том понимаю, что он гений... просто не мой гений. )
Niksti
(24.12.2021 20:58)
oriani писал(а):
И да -- там, где у Моцарта ад, у Шопена -- морг.
Сказано красиво, но как ни стараюсь, не могу представить себе точку их пересечения в пространстве... Помогите, если можете.
Niksti
(24.12.2021 21:18)
steinberg писал(а):
Не могу (вслед за Волконским, например) признаться в том, что он мне противен.
Как интересно! От князя можно было ожидать! А подробности имеются: где, когда, по какому поводу?
steinberg
(24.12.2021 21:32)
Niksti писал(а):
От князя можно было ожидать!
В книжке Партитура жизни, если не ошибаюсь. Там же и Чайковскому досталось. И Мартынову...)
weina
(24.12.2021 22:20)
Sir Gray писал(а):
Лично я услышал эту прелюдию уже во взрослом возрасте и именно в исполнении Рихтера. На меня она произвела впечатление абсолютного ужаса, потому что, когда ля-бемоль превращается в соль-диез и начинается крещендо, – это уже очень страшно. Но когда возвращается мажор – просто холод по всему телу...
Большое спасибо за Ваши комментарии - очень интересно, а про соль-диез, которая только притворяется ля-бемолем, - просто гениально.
15-я прелюдия представляется мне смысловым центром цикла, `серединной` не по факту, а по сути. Здесь единственный раз во всем опусе обособленные (до и после) мажор и минор встречаются, так сказать, лицом к лицу, и силы явно не равны. Тихо вползающий и по-хозяйски расширяющийся минор действует подавляюще. Однако в этой музыке мне слышится и некая холодная отрешенность - не страх и ужас, а спокойное знание.
Когда-то меня просили перевести кусочек воспоминаний Жорж Санд, думаю, он как раз об этой прелюдии. Однажды она с детьми отправилась на морскую прогулку, и их накрыла непогода. Шопен сильно разволновался из-за этого происшествия и «…искал успокоения и забвения в игре на рояле. Им овладела уверенность, что он умер, утонул в море, тяжелые ледяные капли ритмично падали ему на грудь. В этот момент я уловила реальный звук дождевых капель, равномерно стучащих по крыше, и сделала ему знак прислушаться, но он стал утверждать, что ничего не слышит. Его раздражали мои рассуждения о звукоподражании в музыке... В прелюдии, которую он сочинил в тот вечер, можно расслышать капли дождя, падающие на крышу дачного домика, но его творческий дух превратил их в слезы, капающие с неба на его сердце».
oriani
(24.12.2021 23:19)
Niksti писал(а):
как ни стараюсь, не могу представить себе точку их пересечения в пространстве... Помогите, если можете.
Их временно объединил контекст, поскольку речь шла о контрастах и memento mori... ну, как тут было не вспомнить Моцарта. А точек пересечения нет, я как раз об этом и написала. Ну, т.е. их для меня нет, в моём личном пространстве, а кто-то такие точки, возможно, найдёт... ведь ``самое главное — найти того, чье безумие совпадает пазами с твоим.`` )
steinberg
(24.12.2021 23:58)
weina писал(а):
об этой прелюдии.
Однако направление дискурса любопытное наметилось, в нём угадывается композиция креста: Рихтер - Дорлиак; Шопен - Жорж Санд... ля бемоль мажор - соль диез минор...
cdtnkfyf
(25.12.2021 00:45)
oriani писал(а):
Почти всю музыку Шопена воспринимаю как переливы различных оттенков меланхолии... не чувствую в ней ни силу жизни, ни силу смерти. И да -- там, где у Моцарта ад, у Шопена -- морг.
При всём при том понимаю, что он гений... просто не мой гений. )
...подскажите, пожалуйста, где у Моцарта можно услышать `ад`, в том, что слушала, не слышала, заранее благодарна.
balaklava
(25.12.2021 12:15)
steinberg писал(а):
Однако направление дискурса любопытное наметилось, в нём угадывается композиция креста: Рихтер - Дорлиак; Шопен - Жорж Санд... ля бемоль мажор - соль диез минор...
Шопен - Жорж Санд - это вертикаль или горизонталь в конструкции креста?
balaklava
(25.12.2021 12:24)
cdtnkfyf писал(а):
...подскажите, пожалуйста, где у Моцарта можно услышать `ад`, в том, что слушала, не слышала, заранее благодарна.
Мне кажется в Дон Джованни предостаточно ада, да и в Реквиеме. Да полно... Вот в инструментальном трио Дивертисменто во второй части виолончель такое выдает, если и не ад, то точно его врата...
cdtnkfyf
(25.12.2021 14:40)
balaklava писал(а):
Мне кажется в Дон Джованни предостаточно ада, да и в Реквиеме. Да полно... Вот в инструментальном трио Дивертисменто во второй части виолончель такое выдает, если и не ад, то точно его врата...
Спасибо за отклик, это всё поздние сочинения, а о Реквиеме, как коллективном творчестве, наверное, не стоит и говорить, последнее упомянутое сочинение не помню, если не сложно , дайте, пжлст, ссылку. Я немного знаю о влиянии барона ван Свитена, с которым Моцарт познакомился в 1781г.
Aelina
(25.12.2021 15:10)
balaklava писал(а):
Мне кажется в Дон Джованни предостаточно ада, да и в Реквиеме.
Ну не знаю...У каждого меломана свой моцартовский ад. Лично я попадаю в него, когда исполняются арии Царицы Ночи, и он
многократно усиливается, если колоратурное сопрано начинает смазывать верха....хахаха...
steinberg
(25.12.2021 15:36)
balaklava писал(а):
вертикаль или горизонталь
Это может быть и равноосная конструкция. А так ведь вертикаль-горизонталь - исключительно в наших головах, поэтому каждый сам выбирает, что принять за одно, а что за другое. Исходя из эргономических предпосылок. ...Тоже кстати (любопытно) с вертикалями-гороизонталями в народной музыке. Некоторые тюрки не воспринимают различие звуков по высоте, например, различают тонкость-толстость. Ну а со временем (т.е. с гороизонталью по нашему) есть красивый пример (источник забыл сейчас). Певцов деревенских в России, когда записывали на фонограф, просили спеть песню сначала. А они этого, оказывалось, не понимали и спрашивали: с конца, что ли?
oriani
(25.12.2021 16:27)
cdtnkfyf писал(а):
...подскажите, пожалуйста, где у Моцарта можно услышать `ад`, в том, что слушала, не слышала, заранее благодарна.
Вспоминаю, как спорила десять лет назад с Д.К. Таганцевым, который назвал Моцарта виденьем гробовым. А сейчас вот уже не спорю... Время. Уверена, что Вы уже давно переслушали большую часть сочинений ВАМ... но ведь ада в них не нашли, поэтому -- что тут сказать?.. Мне кажется, что для Вас, как человека устремлений исключительно светлых и возвышенных, тема эта на данный момент просто неактуальна. Ад -- он же не вообще ад, он всегда личный. И если человек свой личный ад не актуализировал -- из страха, или по каким-то ещё причинам, то и в Моцарте его искать бесполезно... так мне думается. Эх, вот если бы мы могли обмениваться ушами... )
cdtnkfyf
(25.12.2021 20:41)
В числе моих приоритетов другие авторы, а Моцарт теперь уже лишь поздний, понятие ада любого у каждого своё ... а вот ушами никак обмениваться не будем.Удивлена, что нет ссылок на авторитеты.
YAlex
(25.12.2021 23:49)
oriani писал(а):
Вспоминаю, как спорила десять лет назад с Д.К. Таганцевым, который назвал Моцарта виденьем гробовым.
Мне кажется, какие-то частички Моцартовского `ощущения смерти` можно услышать даже вот в этом совсем детском (по возрасту) опусе
https://classic-online.ru/archive/?file_id=143537
убила меня в свое время. То есть нет никакого мажора, он кажется только. Просто шок был.
наших здесь записях - нет. `Имя любимое оберегая, тебя в проклятьях своих обхожу`.
Как бы хотелось узнать. чем он руководствоволся, выбирая прелюдии. Каким своим внутренним
голосом.
Но в этом исполнении 15 прелюдия не вписывается никуда, мне кажется.
вместе с другими прелюдиями? Или играл? В наших здесь записях - нет. `Имя любимое
оберегая, тебя в проклятьях своих обхожу`.
Как бы хотелось узнать. чем он руководствоволся, выбирая прелюдии. Каким своим внутренним
голосом.
Но в этом исполнении 15 прелюдия не вписывается никуда, мне кажется.
`Небо соткано из клавиатур, а человек из семи нот. Каждая нота что-нибудь лечит. Головную
боль лучше лечить ре-бемоль мажором. Я Нине Львовне сыграл шопеновскую прелюдию в
ре-бемоль мажоре, и ей стало легче`.
(Из книги Юрия Борисова)
Несерьезная гипотеза: возможно, СТР `лечил` этой прелюдией и себя, играл её `на бис`
после большой основной программы, чтобы освежить голову?
`Небо соткано из клавиатур, а человек из семи нот. Каждая нота что-нибудь лечит. Головную
боль лучше лечить ре-бемоль мажором. Я Нине Львовне сыграл шопеновскую прелюдию в
ре-бемоль мажоре, и ей стало легче`.
(Из книги Юрия Борисова)
Несерьезная гипотеза: возможно, СТР `лечил` этой прелюдией и себя, играл её `на бис`
после большой основной программы, чтобы освежить голову?
уже во взрослом возрасте и именно в исполнении Рихтера. На меня она произвела впечатление
абсолютного ужаса, потому что, когда ля-бемоль превращается в соль-диез и начинается
крещендо, – это уже очень страшно. Но когда возвращается мажор – просто холод по всему
телу: я это ощущал не как выздоровление, не возвращение в свет, а как призрачность,
эфемерность этого света. Теперь, слушая ля-бемоль, я не могу забыть соль-диеза, и уже не
верю ему; это ведь та самая нота, которая мучила меня только что, она только притворяется
мажорной. Я не могу уже перелистнуть страницу.
Можно ведь почувствовать, что тучка набежала, но потом - все снова хорошо.
В поддержку своего восприятия добавлю, что она же еще и серединная. Как у Баха - прелюдия
в диезах, а фуга - в бемолях.
Скажу больше. Уже когда знаешь эту прелюдию, ля-бемоль с самого начала кажется
подозрительным. Очень подозрительным! Он с самого начала думает про диез, про решетку эту.
По крайней мере в этом исполнении. Правая рука как бы поет, а левая - мементо мори.
Моментально в морг.
А был кто-нибудь из форумчан на этих концертах? - СТ играл эту программу 10 и 11 октября.
С Шопеном вообще трудно. Не могу (вслед за Волконским, например) признаться в том, что он
мне противен. Обвораживает, но не трогает. Какое-то инославие.
в свет, а как призрачность, эфемерность этого света.
Моментально в морг.
оттенков меланхолии... не чувствую в ней ни силу жизни, ни силу смерти. И да -- там, где у
Моцарта ад, у Шопена -- морг.
При всём при том понимаю, что он гений... просто не мой гений. )
морг.
пересечения в пространстве... Помогите, если можете.
признаться в том, что он мне противен.
подробности имеются: где, когда, по какому поводу?
жизни, если не ошибаюсь. Там же и Чайковскому досталось. И Мартынову...)
возрасте и именно в исполнении Рихтера. На меня она произвела впечатление абсолютного
ужаса, потому что, когда ля-бемоль превращается в соль-диез и начинается крещендо, – это
уже очень страшно. Но когда возвращается мажор – просто холод по всему
телу...
которая только притворяется ля-бемолем, - просто гениально.
15-я прелюдия представляется мне смысловым центром цикла, `серединной` не по факту, а по
сути. Здесь единственный раз во всем опусе обособленные (до и после) мажор и минор
встречаются, так сказать, лицом к лицу, и силы явно не равны. Тихо вползающий и
по-хозяйски расширяющийся минор действует подавляюще. Однако в этой музыке мне слышится и
некая холодная отрешенность - не страх и ужас, а спокойное знание.
Когда-то меня просили перевести кусочек воспоминаний Жорж Санд, думаю, он как раз об этой
прелюдии. Однажды она с детьми отправилась на морскую прогулку, и их накрыла непогода.
Шопен сильно разволновался из-за этого происшествия и «…искал успокоения и забвения в
игре на рояле. Им овладела уверенность, что он умер, утонул в море, тяжелые ледяные капли
ритмично падали ему на грудь. В этот момент я уловила реальный звук дождевых капель,
равномерно стучащих по крыше, и сделала ему знак прислушаться, но он стал утверждать, что
ничего не слышит. Его раздражали мои рассуждения о звукоподражании в музыке... В
прелюдии, которую он сочинил в тот вечер, можно расслышать капли дождя, падающие на крышу
дачного домика, но его творческий дух превратил их в слезы, капающие с неба на его
сердце».
пересечения в пространстве... Помогите, если можете.
поскольку речь шла о контрастах и memento mori... ну, как тут было не вспомнить Моцарта. А
точек пересечения нет, я как раз об этом и написала. Ну, т.е. их для меня нет, в моём
личном пространстве, а кто-то такие точки, возможно, найдёт... ведь ``самое главное —
найти того, чье безумие совпадает пазами с твоим.`` )
любопытное наметилось, в нём угадывается композиция креста: Рихтер - Дорлиак; Шопен - Жорж
Санд... ля бемоль мажор - соль диез минор...
различных оттенков меланхолии... не чувствую в ней ни силу жизни, ни силу смерти. И да --
там, где у Моцарта ад, у Шопена -- морг.
При всём при том понимаю, что он гений... просто не мой гений. )
пожалуйста, где у Моцарта можно услышать `ад`, в том, что слушала, не слышала, заранее
благодарна.
наметилось, в нём угадывается композиция креста: Рихтер - Дорлиак; Шопен - Жорж Санд... ля
бемоль мажор - соль диез минор...
конструкции креста?
услышать `ад`, в том, что слушала, не слышала, заранее благодарна.
Джованни предостаточно ада, да и в Реквиеме. Да полно... Вот в инструментальном трио
Дивертисменто во второй части виолончель такое выдает, если и не ад, то точно его врата...
и в Реквиеме. Да полно... Вот в инструментальном трио Дивертисменто во второй части
виолончель такое выдает, если и не ад, то точно его врата...
всё поздние сочинения, а о Реквиеме, как коллективном творчестве, наверное, не стоит и
говорить, последнее упомянутое сочинение не помню, если не сложно , дайте, пжлст, ссылку.
Я немного знаю о влиянии барона ван Свитена, с которым Моцарт познакомился в 1781г.
и в Реквиеме.
него, когда исполняются арии Царицы Ночи, и он
многократно усиливается, если колоратурное сопрано начинает смазывать верха....хахаха...
равноосная конструкция. А так ведь вертикаль-горизонталь - исключительно в наших головах,
поэтому каждый сам выбирает, что принять за одно, а что за другое. Исходя из
эргономических предпосылок. ...Тоже кстати (любопытно) с вертикалями-гороизонталями в
народной музыке. Некоторые тюрки не воспринимают различие звуков по высоте, например,
различают тонкость-толстость. Ну а со временем (т.е. с гороизонталью по нашему) есть
красивый пример (источник забыл сейчас). Певцов деревенских в России, когда записывали на
фонограф, просили спеть песню сначала. А они этого, оказывалось, не понимали и спрашивали:
с конца, что ли?
услышать `ад`, в том, что слушала, не слышала, заранее благодарна.
спорила десять лет назад с Д.К. Таганцевым, который назвал Моцарта виденьем гробовым. А
сейчас вот уже не спорю... Время. Уверена, что Вы уже давно переслушали большую часть
сочинений ВАМ... но ведь ада в них не нашли, поэтому -- что тут сказать?.. Мне кажется,
что для Вас, как человека устремлений исключительно светлых и возвышенных, тема эта на
данный момент просто неактуальна. Ад -- он же не вообще ад, он всегда личный. И если
человек свой личный ад не актуализировал -- из страха, или по каким-то ещё причинам, то и
в Моцарте его искать бесполезно... так мне думается. Эх, вот если бы мы могли обмениваться
ушами... )
любого у каждого своё ... а вот ушами никак обмениваться не будем.Удивлена, что нет ссылок
на авторитеты.
Таганцевым, который назвал Моцарта виденьем гробовым.
Моцартовского `ощущения смерти` можно услышать даже вот в этом совсем детском (по
возрасту) опусе
https://classic-online.ru/archive/?file_id=143537