Скачать ноты

Действие происходит осенью 1612 и зимой 1613 годов. (1-й акт — в селе Домнино, 2-й — в Польше, 3-й — в избе Сусанина, 4-й — в лесах, эпилог — в Москве на Красной площади).
Крестьяне села Домнино...Читать дальше
Действие происходит осенью 1612 и зимой 1613 годов. (1-й акт — в селе Домнино, 2-й — в Польше, 3-й — в избе Сусанина, 4-й — в лесах, эпилог — в Москве на Красной площади).
Крестьяне села Домнино радостно встречают ополченцев. Грустит лишь Антонида. Она ждет возвращения своего жениха — Богдана Собинина, который с дружиной ушел громить польскую шляхту. Сусанину понятны чувства дочери, но он хочет подготовить ее к испытаниям, которые несет тяжкая година. Не время сейчас думать о свадьбе. Внезапно с реки доносится песня. Это возвращается Собииин с дружиной. Он принес радостную весть: Минин и Пожарский возглавили русское войско, и со всех концов к ним стекается ратный люд. Крестьяне ликуют: близок час освобождения. Решение Сусанина отложить свадьбу огорчает Собинина: ведь для свадьбы он вернулся в родное село. Сначала Сусанин непреклонен, но, узнав, что враги осаждены в Москве, дает согласие.

В старинном польском замке короля Сигизмунда III беспечно пирует надменная, уверенная в своей победе шляхта. Ярко освещенная зала полна веселящихся гостей. Внезапно танцы прерываются появлением гонца. Он сообщает о разгроме наемных войск и осаде польского отряда в Москве. Шляхта в смятении. Рыцари собираются в бой, хвастливо бряцая оружием, клянутся покорить «ненавистных смердов».

В доме Сусанина готовятся к свадьбе Антониды и Собинина. Приемный сын Сусанина Ваня мечтает идти вместе с Собининым против поляков. Вошедшие крестьяне поздравляют жениха и невесту, Сусанин приглашает их на свадьбу. Вдруг слышится конский топот. Дверь распахивается, и в избу входят поляки. Им нужен проводник, чтобы пройти к Москве. Напрасно враги уговаривают Сусанина — он не станет предателем. Тогда поляки предлагают Сусанину золото. Неожиданно Сусанин соглашается: его осеняет мысль завести поляков в непроходимую лесную чащу. Тайком от врагов он посылает Ваню предупредить Минина об опасности и уходит с поляками. Узнав о случившемся, Собинин с дружиной устремляется в погоню за врагами.

Ваня сообщает русским воинам о приходе польского отряда. Ратники полны решимости разгромить врагов и спасти Сусанина. Во главе с Мининым они выступают навстречу врагу.

Глухим, непроходимым лесом бредут усталые, замерзшие поляки. Враги подозревают, что Сусанин сбился с пути. Наконец отряд останавливается на привал, поляки засыпают. Не спит Сусанин. Он знает, что его ждет смерть: поляки чуют правду. Тяжело умирать, но свой долг он выполнил. Поднимается метель, и в свисте ветра Сусанину чудятся голоса детей. Светлеет. Проснувшиеся поляки с ужасом убеждаются, что им не выбраться из глухих лесных дебрей. Сусанин, торжествуя, открывает панам страшную правду. Взбешенные поляки убивают его.

В Москве, на Красной площади, народ приветствует русские войска. Здесь же Ваня, Антонида и Собинин. Народ празднует освобождение и славит героев, отдавших жизнь за победу над врагом.

Премьера - 27 ноября (9 декабря) 1836 года в петербургском Большом театре.

Х Свернуть

Иван Сусанин - Boris Christoff, Антонида - Teresa Stich-Randall, Богдан Собинин - Nicolai Gedda, Ваня - Mela Bugarinovitch, Польский воевода - Djurdje Djurdjevic, Русский воин - Djurdje Djurdjevic, Хор Белградской Оперы, Оркестр общества «Концерты Ламурё - Игорь Маркевич; 1957 г.
         (9)  


serbar (25.02.2017 00:55)
Запись полнее имеющейся в архиве
http://classic-online.ru/archive/?file_id=7509

Andrew_Popoff (25.02.2017 02:28)
serbar писал(а):
Запись полнее имеющейся в архиве
http://classic-online.ru/archive/?file_id=7509
Спасибо! Замечательно!

a_har (04.11.2020 20:48)
Краткое содержание оперы `Жизнь за царя` (в исходной версии, либреттист Егор Розен).

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C_%D0%B7%D0%B0_%D1%86%D0%B0%D1
%80%D1%8F

Действие первое

В селе Домнино близ Костромы население торжественно встречает молодых воинов,
возвращающихся домой после победоносной битвы с поляками, вторгшимися на русскую землю.

Антонида с замиранием сердца ожидает своего жениха, Богдана Собинина, также принимавшего
участие в защите отчизны. Сусанин, её отец, подходит к ней и с волнением сообщает, что
поляки отступили лишь временно, теперь они готовятся к новой битве. Сусанин твёрдо решил,
что свадьба Антониды не состоится, пока чужеземцы попирают русскую землю.

Наконец появляется долгожданный Собинин. Он приносит весть о том, что «на Москве великий
собор выбирает нам Царя». Услышав добрую весть, Сусанин соглашается на свадьбу дочери и
Собинина.

Действие второе

Роскошный бал в Польше. По бокам сцены сидят пирующие панове и панны. В глубине сцены
духовой оркестр; в середине танцы. Все предвкушают скорую победу над Москвой. Пение
сменяется танцами — исполняется знаменитая танцевальная сюита из оперы: торжественный
полонез, энергичный стремительный краковяк, плавный вальс, темпераментная мазурка.

Танцы прекращаются и входит вестник. У него плохие новости: «Судьба разразилась грозою!»
«Что, разве король (вернее, королевич Владислав) не в Кремле?» — раздаются возгласы.
Группа удальцов выделяется из толпы и выходит на авансцену. Они вызываются отправиться на
Москву и захватить Михаила Романова. Все уверены в успехе этого плана, и танцы
возобновляются. Оркестр играет, а хор поёт мазурку.

Действие третье

Ваня сидит, занятый работой, и поёт свою песню: «Как мать убили у малого птенца». Входит
Сусанин. «Теперь время более весёлые песни петь», рассуждает Сусанин и сообщает Ване об
избрании Михаила Фёдоровича на царство. Ване приходит на ум, что худы захватить в плен
Михаила Фёдоровича. Но тут же оба заявляют, что постоят за царя. Входят крестьяне,
отправляющиеся на работу в лес. Потом они намереваются прийти к Сусанину пожелать счастья.
Сусанин зовёт Антониду и благословляет молодых. Все молят Бога любить царя, взывают о
милости к земле русской. Вечереет — пора готовиться к девичнику.

Слышится конский топот. Приехали поляки. Они требуют, чтобы их проводили к царю. Сусанин
отвечает им с притворным радушием, скрывая негодование: «Как нам-то знать, где Царь
изволит поживать!». Сусанин старается тянуть время, но поляки выказывают нетерпение и
обращаются к нему с всё возрастающим гневом. Тут Сусанину приходит на ум: «Пойду, пойду.
Их заведу в болото, в глушь, в трясину, в топь». Ване он наказывает скакать верхом самой
короткой дорогой прямо к царю, чтобы до утра уведомить его об опасности. Ваня незаметно
уходит. Поляки предлагают Сусанину золото. Сусанин делает вид, что золото его соблазняет,
и даёт согласие отвести польский отряд к царю. Антонида думает, что отец и впрямь
собирается проводить поляков к государю. Она выбегает к нему и молит его не делать этого,
не покидать их. Сусанин успокаивает Антониду. Он благословляет её и просит сыграть свадьбу
без него, так как не сможет скоро возвратиться. Поляки отрывают Антониду от отца и
поспешно уходят с ним. Она бросается на скамью и, закрыв руками лицо, горько рыдает.
Входит Собинин. Он недоумевает, откуда появился враг. Антонида рассказывает ему, как было
дело. Собинин полон решимости освободить Сусанина из польского плена. Постепенно
собираются вооруженные крестьяне и ратники. Собинин уверяет Антониду, что спасёт Сусанина.

Действие четвёртое

Картина 1: Глухой лес. Ночь. Вооруженные крестьяне и с ними Собинин. Крестьяне
размышляют, каким путём идти им на поляков. Собинин поёт «Братцы, в метель, в неведомой
глуши». Все воодушевлены и готовы отправиться дальше на поиски Сусанина.
Картина 2: Лес у монастырской усадьбы. Ваня стремительно добежал сюда, к царскому
двору. Он стучится в ворота монастыря. Ему никто не отвечает. Он сокрушается, что он не
витязь и не богатырь — он сломал бы тогда ворота и вошёл бы в монастырь и предупредил бы
царя с царицей об опасности. Он стучится снова. Наконец за воротами слышатся голоса.
Проснулась боярская прислуга. Они отпирают ворота, видят Ваню. Он рассказывает им обо
всём, что произошло: как пришли поляки, как потребовали они, чтобы Сусанин отвёл их к
Царю, как мужественный крестьянин повёл их ложной дорогой и завёл в непроходимый лес.
Рассказ Вани побуждает бояр скорее отправляться к царю (его, как оказалось, здесь, куда
пришёл Ваня, нет). Бояре посылают Ваню вперед: «Ты, как Божий посол, впереди ступай!».
Картина 3: Глухой лес. Поляки, измученные, еле идущие в сопровождении Сусанина,
клянут «проклятого москаля». Они выходят на прогалину: хотя бы здесь отдохнуть. Они
собираются развести огонь. Пока они думают, что он случайно сбился с пути. Поляки
устраиваются спать у разведённого огня. Сусанин остаётся один. После скорбных размышлений
и мольбы к Господу подкрепить его в смертный час. Сусанин вспоминает о семье. Он мысленно
прощается с Антонидой, Собинину поручает заботу о ней, сокрушается о Ване. Сусанин
осматривается: все кругом спят. Он тоже ложится. Вьюга усиливается. Поляки просыпаются,
буря затихает. Но теперь им становится ясно, что Сусанин нарочно завёл их в эту глушь. Они
подходят к Сусанину, будят его и допытываются, хитрит он или нет. И тут он открывает им
правду: «Туда завёл я вас, куда и серый волк не забегал!». Поляки приходят в бешенство и
убивают Сусанина.

Эпилог

Москва. Народ гуляет в праздничных одеяниях. Звучит «Славься, славься, святая Русь».
Народ славословит царя: «Празднуй торжественный день Царя, ликуй, веселися: твой Царь
идёт! Царя-Государя встречает народ!»

Антонида, Ваня и Собинин грустны, ведь до этого торжественного дня не дожил Сусанин. По
сцене проходит небольшой воинский отряд, который, заметив эту печальную группу, замедляет
шаг. К ним обращается начальник отряда. Он спрашивает, почему они грустны, когда все
ликуют? Он изумлен, когда вдруг узнает, что они родственники Сусанина, о котором «в народе
молва, что спас он Царя!» Он вместе с воинами своего отряда выражает скорбные чувства по
поводу смерти Сусанина и сообщает, что они сполна отплатили полякам.

И вот снова — ещё более мощно — звучит заключительный хор «Славься», который весь народ
поёт уже на Красной площади под звон колоколов. Вдали виден торжественный Царский поезд,
направляющийся в Спасские ворота Кремля.

__________________

http://www.chelopera.ru/plays/about/mglinka-zhizn-za-carya/brief/

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Картина первая

Раннее утро в селе Домнино, вотчине бояр Романовых. Собравшиеся крестьяне провожают
дорогих гостей: боярыня Марфа Ивановна и ее сын, Михаил Федорович, бежавшие из осажденной
поляками Москвы, отъезжают в монастырь на богомолье.

Сельский староста Иван Сусанин скорбит о смутных временах на Руси и запрещает своей
дочери Антониде мечтать о свадьбе. Неожиданно на реке слышится пение: это
крестьяне-ополченцы возвращаются домой. Среди них Собинин, жених Антониды. Но радость
встречи и рассказ Собинина об освобождении Москвы от поляков не могут затмить главного для
Сусанина известия: Великим Собором на царский престол избран их молодой боярин – Михаил
Федорович Романов. Радуясь, что Смуте на Руси приходит конец, Сусанин дает согласие на
свадьбу.

Картина вторая

В захваченном поляками русском монастыре польские и шведские аристократы встречают юного
королевича Владислава, объявленного московским царем. Но внезапная весть об избрании
молодого Романова на русский престол омрачает общее веселье. Спасая положение, польские
воины решаются тайно выкрасть нового царя и клянутся в верности оскорбленному королевичу.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Изба Сусанина. Хозяин дома, его приемный сын Ваня, Антонида и Собинин полны радости о
предстоящей свадьбе. Сусанин благословляет молодых и отправляет Собинина за дружками.
Внезапно в избе появляются поляки и требуют, чтобы Сусанин показал им дорогу к царю. Не в
силах сопротивляться, он решает обмануть их, заманив в непроходимую чащу, и тайно посылает
Ваню уведомить царя. Пришедшие на свадьбу девушки находят Антониду в отчаянии и созывают
народ. Собинин спешно собирает крестьян и бросается вдогонку полякам в надежде освободить
Сусанина.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Картина первая

Уединенный монастырь в лесу. Прибежавший Ваня, теряя силы, будит народ и сообщает царю о
случившемся.

Картина вторая

Ночной лес. Утомленные поляки, не в силах идти дальше, решаются отдохнуть. Сусанин,
предчувствуя скорую гибель, молится о даровании ему сил и мысленно прощается с Антонидой,
Собининым и Ваней. Он смело сознается проснувшимся полякам, что завел их в гибельное место
«на суд цареубийц» и принимает мученическую смерть.

Картина третья

Красная площадь в Москве. Антонида, Собинин и Ваня оплакивают отца. Собирающийся народ
сочувствует сиротам и прославляет подвиг Ивана Сусанина.

alexshmurak (04.11.2020 20:49)
a_har писал(а):
Краткое содержание оперы `Жизнь за царя` (в исходной
версии Егора Розена)
(...)
мне кажется, слишком конспективно изложено, не хватает подробностей

a_har (04.11.2020 21:00)
alexshmurak писал(а):
мне кажется, слишком конспективно изложено, не
хватает подробностей
Смеетесь? Впрочем, подробности приветствуются.

musikus (04.11.2020 21:24)
a_har писал(а):
Краткое содержание оперы `Жизнь за царя` (в исходной
версии, либреттист Егор Розен).
А что, это актуально?

Zoltan (05.11.2020 01:19)
alexshmurak писал(а):
мне кажется, слишком конспективно изложено, не
хватает подробностей
У Хармса хорошо изложено.
`То самое историческое лицо`..
`А твоя брада-то клочна`

Ух хорошо, очень хорошо!
Здорово!

precipitato (05.11.2020 14:35)
Zoltan писал(а):
У Хармса хорошо изложено.
`То самое историческое лицо`..
`А твоя брада-то клочна`

Ух хорошо, очень хорошо!
Здорово!
Там еще круче - зри, како твоя борода клочна.

Zoltan (05.11.2020 19:58)
precipitato писал(а):
Там еще круче - зри, како твоя борода
клочна.
Да, да!!



 
     
classic-online@bk.ru