Главная Михаил Иванович Глинка Опера `Жизнь за царя` (`Иван Сусанин`) (1836)

Опера `Жизнь за царя` (`Иван Сусанин`) (1836),  (Глинка)

Михаил Иванович Глинка (1804–1857)

Опера `Жизнь за царя` (`Иван Сусанин`) (1836)

Скачать ноты

Действие происходит осенью 1612 и зимой 1613 годов. (1-й акт — в селе Домнино, 2-й — в Польше, 3-й — в избе Сусанина, 4-й — в лесах, эпилог — в Москве на Красной площади).
Крестьяне села Домнино...Читать дальше
Действие происходит осенью 1612 и зимой 1613 годов. (1-й акт — в селе Домнино, 2-й — в Польше, 3-й — в избе Сусанина, 4-й — в лесах, эпилог — в Москве на Красной площади).
Крестьяне села Домнино радостно встречают ополченцев. Грустит лишь Антонида. Она ждет возвращения своего жениха — Богдана Собинина, который с дружиной ушел громить польскую шляхту. Сусанину понятны чувства дочери, но он хочет подготовить ее к испытаниям, которые несет тяжкая година. Не время сейчас думать о свадьбе. Внезапно с реки доносится песня. Это возвращается Собииин с дружиной. Он принес радостную весть: Минин и Пожарский возглавили русское войско, и со всех концов к ним стекается ратный люд. Крестьяне ликуют: близок час освобождения. Решение Сусанина отложить свадьбу огорчает Собинина: ведь для свадьбы он вернулся в родное село. Сначала Сусанин непреклонен, но, узнав, что враги осаждены в Москве, дает согласие.

В старинном польском замке короля Сигизмунда III беспечно пирует надменная, уверенная в своей победе шляхта. Ярко освещенная зала полна веселящихся гостей. Внезапно танцы прерываются появлением гонца. Он сообщает о разгроме наемных войск и осаде польского отряда в Москве. Шляхта в смятении. Рыцари собираются в бой, хвастливо бряцая оружием, клянутся покорить «ненавистных смердов».

В доме Сусанина готовятся к свадьбе Антониды и Собинина. Приемный сын Сусанина Ваня мечтает идти вместе с Собининым против поляков. Вошедшие крестьяне поздравляют жениха и невесту, Сусанин приглашает их на свадьбу. Вдруг слышится конский топот. Дверь распахивается, и в избу входят поляки. Им нужен проводник, чтобы пройти к Москве. Напрасно враги уговаривают Сусанина — он не станет предателем. Тогда поляки предлагают Сусанину золото. Неожиданно Сусанин соглашается: его осеняет мысль завести поляков в непроходимую лесную чащу. Тайком от врагов он посылает Ваню предупредить Минина об опасности и уходит с поляками. Узнав о случившемся, Собинин с дружиной устремляется в погоню за врагами.

Ваня сообщает русским воинам о приходе польского отряда. Ратники полны решимости разгромить врагов и спасти Сусанина. Во главе с Мининым они выступают навстречу врагу.

Глухим, непроходимым лесом бредут усталые, замерзшие поляки. Враги подозревают, что Сусанин сбился с пути. Наконец отряд останавливается на привал, поляки засыпают. Не спит Сусанин. Он знает, что его ждет смерть: поляки чуют правду. Тяжело умирать, но свой долг он выполнил. Поднимается метель, и в свисте ветра Сусанину чудятся голоса детей. Светлеет. Проснувшиеся поляки с ужасом убеждаются, что им не выбраться из глухих лесных дебрей. Сусанин, торжествуя, открывает панам страшную правду. Взбешенные поляки убивают его.

В Москве, на Красной площади, народ приветствует русские войска. Здесь же Ваня, Антонида и Собинин. Народ празднует освобождение и славит героев, отдавших жизнь за победу над врагом.

Премьера - 27 ноября (9 декабря) 1836 года в петербургском Большом театре.

Х Свернуть

Выводить записи: по популярности | по рейтингу исполнителя | по алфавиту | сначала аудио | сначала видео

Иван Сусанин - Мирослав Чангалович; Собинин - Драго Старч; Ваня - Милица Миладинович; Антонида - Мария Главачевич // 1955 год
Добавил: Bark_ovsky , 13.11.2017 09:01            (0)  


Иван Сусанин, крестьянин села Домнино - народный артист СССР Борис Штоколов Антонида, его дочь - народная артистка РСФСР Галина Ковалева Ваня, приемный сын - артистка Аксючиц Богдан Собинин, ратник, жених Антониды - артист Прончев Вестник - артист Боровиков Хор, оркестр Ленинградского государственного академического театра оперы и балета им. Кирова, дирижер - народный артист РСФСР Сергей Ельцин, хормейстер - Александр Мурин. Запись из Ленинградского государственного академического театра о
Добавил: hamerkop , 01.10.2013 21:04            (1)  


Elena Stoyanova, Nocola Ghiuselev, Roumen Doikov, Dimiter Stanchev, Angel Petkov. Sofia National Opera Orchestra, Sofia National Opera Chorus. 1986г.
Добавил: Deee , 04.12.2009 21:58            (0)  


Иван Сусанин - Boris Christoff, Антонида - Teresa Stich-Randall, Боглан Собинин - Nicolai Gedda, Ваня - Mela Bugarinovitch, Польский воевода - Djurdje Djurdjevic, Русский воин - Djurdje Djurdjevic. 1957 г
Добавил: Deee , 03.12.2009 14:16            (4)  


Иван Сусанин - Boris Christoff, Антонида - Teresa Stich-Randall, Боглан Собинин - Nicolai Gedda, Ваня - Mela Bugarinovitch, Польский воевода - Djurdje Djurdjevic, Русский воин - Djurdje Djurdjevic, Хор Белградской Оперы, Оркестр общества «Концерты Ламурё - Игорь Маркевич; 1957 г.
Добавил: serbar , 25.02.2017 00:53            (2)  


Максим Михаилов, Наталья Шпиллер, Елизавета Антонова, Георгий Нелепп. Запись 1947 г (Эпилог - дирижер В.Небольсин, 1950г)
Добавил: Deee , 03.12.2009 15:01            (1)  


Симфонические фрагменты из оперы. 1. Увертюра, 2. Полонез, 3. Краковиак, 4. Мазурка, 5. Эпилог. Армянский филармонический оркестр.
Добавил: Deee , 03.12.2009 12:27            (3)  


Русский воин - М.Мишутин, Иван Сусанин - И.Петров, Антонида - В. Фирсова, Собинин - Н. Гресь, Сигизмунд - Г.Панков, Гонец - В.Валайтис, Ваня - В.Клепацкая, Хор и оркестр Большого театра. Запись 1957 г
Добавил: Deee , 03.12.2009 12:00            (1)  


Иван Сусанин - Boris Martinovich, Антонида - Alexandrina Pendatchanska, Богдан Собинин - Chris Merritt, Ваня - Stefania Toczyska, Польский воевода - Stoil Georgiev, Русский воин - Kosta Videv, Польский гонец - Mincho Popov
Добавил: Deee , 03.12.2009 13:09            (0)  


Сусанин - Евгений Нестеренко, бас; Антонида - Бэла Руденко, сопрано; Ваня - Тамара Синявская, меццо-сопрано; Собинин - Владимир Щербаков, тенор; Русский воин - Константин Басков, тенор; Польский король - Сергей Архипов, бас.
Добавил: Deee , 03.12.2009 14:31            (21)  


Иван Сусанин - А.Ведерников (бас), Антонида - Л.Ковалева (сопрано), Ваня - В.Левко (меццо-сопрано), Богдан Собинин - Е.Шапин (тенор), русский воин - К.Басков (тенор), король Сигизмунд - С.Архипов (бас), польский гонец - В.Нашинский (баритон). Запись 1986г.
Добавил: alexa_minsk , 17.05.2018 17:23            (0)  


Последние комментарии

hamerkop
  Запись из Ленинградского государственного академического театра оперы и балета им. Кирова
30 декабря 1967 года.
Rycnfynbyajrby
  глинка - гений, не открытие. тогда в европе никто так смело не писал. пожалуй только лвб
может вровень,но не в опере.какая терпкая музыка, какие развёрнутые арии. сусанинская
бесподобна,даже для позднего времени несравненна.имея такого водителя и мусоргский мог
быть высоким. а каков полонез - образ агрессии и вечно противостоящей польши, где, кстати,
м.и. прожил почти восемь лет(точно не помню).
musikus
  Rycnfynbyajrby писал(а):
глинка - гений, не открытие. тогда в европе
никто так смело не писал. пожалуй только лвб может вровень.
А еще, как давно
известно, Россия - родина слонов апельсинов.
Andrew_Popoff
  musikus писал(а):
А еще, как давно известно, Россия - родина слонов
апельсинов.
Насчет слонов и апельсинов не знаю, но насчёт Глинки я полностью согласен
с предыдущим оратором.
musikus
  Andrew_Popoff писал(а):
Насчет слонов и апельсинов не знаю, но насчёт
Глинки я полностью согласен с предыдущим оратором.
Мне это не дано понять. Видимо,
серое вещество где-то уж очень серое. Никакой патриотизм не помогает.
Andrew_Popoff
  musikus писал(а):
Мне это не дано понять. Видимо, серое вещество
где-то уж очень серое. Никакой патриотизм не помогает.
Ну что Вы, тут совсем в другом
дело. Возможно, просто не звучит с Вами в резонанс Глинка. Это нормально и естественно.
Люди субьективно всё оценивают. И мои оценки так же субъективны. Вы ведь знаете, я к
Брамсу равнодушен. Хотя, в последнее время и он как-то волнует меня иногда. Всё же,
большой мастер.
R_Politykin
  musikus писал(а):
Россия - родина слонов апельсинов.
Это как?
Mikhail_Kollontay
  Rycnfynbyajrby писал(а):
образ агрессии и вечно противостоящей
польши, где, кстати, м.и. прожил почти восемь лет(точно не помню).
Чтоб столько он
жил в Польше, не помню, но сам род Глинки западнорусский, если только не прямо польский.
Имея сам даже микроскопическую часть такой примерно крови, скажу, что возникают некие
коллизии, турбулентность культур, и могу понять, почему на глубинном уровне такое
противостояние.
musikus
  Andrew_Popoff писал(а):
Ну что Вы, тут совсем в другом дело.
Возможно, просто не звучит с Вами в резонанс Глинка.
Не смягчайте, дорогой Андрей
Геннадьевич, не жалейте меня. Чтобы помочь Вам в этом, скажу еще более ужасное: мне МИГ
видится этаким восточно-европейским провинциальным самородком, почти любителем...
Разумеется, в русской музыке он был пионером, ну... каким был, к примеру, Карамзин,
фактически создавший русский литературный язык (не АСП, как обычно считается, а именно он
- К.). Это, конечно, много, но пользовались-то этим языком уже другие. А собственные
произведения МИГ хороши, порой очень хороши, но возводить его на уровень Бетховена по
меньшей мере странно.
Mikhail_Kollontay
  musikus писал(а):
мне МИГ видится этаким восточно-европейским
провинциальным самородком, почти любителем
Это ни в коем случае. Но есть другое, во
всем МИ находил повод поиграть умом (весьма обширным), и, на мой взгляд, вглубь если
заглядывал, то очень уж болезненно. А с точки зрения как раз профессиональной там
постоянное утирание носов на годы вперед притом. При некоторой причем удивительной
старомодности.
precipitato
  musikus писал(а):
возводить его на уровень Бетховена по меньшей мере
странно.
На это и Стравинкий пенял. А вот с Шубертом, по моему - вполне сравнение
выдерживает.
Andrew_Popoff
  musikus писал(а):
А собственные произведения МИГ хороши, порой очень
хороши, но возводить его на уровень Бетховена по меньшей мере странно.
На уровень
Бетховена, конечно, никого возвести нельзя. Но на один уровень с Шубертом, Шуманом -
запросто. Кое-где он их опередил весьма сильно, впрочем. Даже в 20-й век заглядывал.
musikus
  precipitato писал(а):
На это и Стравинкий пенял. А вот с Шубертом, по
моему - вполне сравнение выдерживает.
Лично у меня есть такой - сугубо
индивидуальный, подчеркиваю - критерий, о котором нет смысла говорить ввиду его
субъективности. Но он есть. Согласно этому критерию, Шуберт - гений, а вот Глинка - нет. И
далеко нет.
abcz
  musikus писал(а):
мне МИГ видится этаким восточно-европейским
провинциальным самородком, почти любителем...
любителем он не был ни в одном глазу.
musikus
  abcz писал(а):
любителем он не был ни в одном глазу.
Я же не о
деньгах
abcz
  musikus писал(а):
Я же не о деньгах
я именно о мастерстве: один
из наиболее совершенных оркестраторов своего времени (в мире, конечно), простая, но
безупречная фактура, идеальная форма (в смысле синтаксиса). Любители такими не бывают.
Maxilena
  musikus писал(а):
Не смягчайте, дорогой Андрей Геннадьевич, не
жалейте меня.
А собственные произведения МИГ хороши, порой очень хороши, но возводить его на уровень
Бетховена по меньшей мере странно.
И вот так всю жизнь. Любишь-любишь кого-нибудь
страстно, а Юрий Константинович возьмет его и облягает. То ВАМ, а теперь и Глинку. Что мне
делать???? Как совместить любовь к облягиваемым и облягивающему??? Напьюсь.
musikus
  Maxilena писал(а):
Напьюсь.
Это мудрое решение.
Volovikelena
  Постановка очень хорошая, хотя есть спорные моменты. Мариинка в этом плане иногда
несколько переусердствует. Зато заранее знаешь, что смотреть можно без опаски: ничего
пошлого не будет.
Нестеренко - большой артист, всегда в глубину роли идет. Для него не важно - романс или
опера. Образ внутри него, он им живет. И Мещерякова, и Заремба очень хороши. Постановка
получилась в целом как хорошая оперная классика. `Руслан` с Нетребко тоже был замечательно
поставлен в Мариинке, а вот у нас как-то, как молодежь говорит, `стрёмно`. Мне кажется,
что переход нашего Большого театра на современную прозападную режиссуру уводит оперное
дело от искусства куда-то вдаль. Мариинка патриархальней, возможностей меньше, чем в
Москве. А суть глубже. Это так, просто мой взгляд, на котором не настаиваю.
Mikhail_Kollontay
  Volovikelena писал(а):
Постановка очень хорошая, хотя есть спорные
моменты. Мариинка в этом плане иногда несколько переусердствует. Зато заранее знаешь, что
смотреть можно без опаски: ничего пошлого не будет.
Нестеренко - большой артист, всегда в глубину роли идет. Для него не важно - романс или
опера. Образ внутри него, он им живет. И Мещерякова, и Заремба очень хороши. Постановка
получилась в целом как хорошая оперная классика. `Руслан` с Нетребко тоже был замечательно
поставлен в Мариинке, а вот у нас как-то, как молодежь говорит, `стрёмно`. Мне кажется,
что переход нашего Большого театра на современную прозападную режиссуру уводит оперное
дело от искусства куда-то вдаль. Мариинка патриархальней, возможностей меньше, чем в
Москве. А суть глубже. Это так, просто мой взгляд, на котором не настаиваю.
Опять у
меня несколько иначе - Вам не кажется, что русская классика у нас ставится особенно
ужасно, да и исполняется с каким-то отвращением? Евгений Евгеньевич-то, надеюсь, нет. Но
как вспомню видео с молодой Анной Нетребко в Людмиле, так просто ужас берет, ощущение, что
никто и не пытается разобраться в том, что исполняет, даже руководство как будто и книжек
не читало, скажем, про глинкинские темпы.

Мне бывает часто надо студентам показать, и ничего, кроме кусков из еще сталинского
времени постановок, не нахожу, сплошь какой-то позор, и исполнительский, и постановочный,
по-моему. Такие простые вроде вещи как Евгений Онегин и Пиковая Дама, Борис Годунов и
Хованщина, вот как быть, если это или полный нафталин, или полный же отврат. И, по-моему,
все равно, кто ставит и кто дирижирует. Показать Максима Дормидонтовича, Ивана Семеновича
и вот таких, конечно, хорошо, не стыдно, прекрасно и впечатляюще, но ведь этого крохи.
Volovikelena
  Mikhail_Kollontay писал(а):
Опять у меня несколько иначе - Вам не
кажется, что русская классика у нас ставится особенно ужасно, да и исполняется с каким-то
отвращением? Евгений Евгеньевич-то, надеюсь, нет. Но как вспомню видео с молодой Анной
Нетребко в Людмиле, так просто ужас берет, ощущение, что никто и не пытается разобраться в
том, что исполняет, даже руководство как будто и книжек не читало, скажем, про глинкинские
темпы.

Мне бывает часто надо студентам показать, и ничего, кроме кусков из еще сталинского
времени постановок, не нахожу, сплошь какой-то позор, и исполнительский, и постановочный,
по-моему. Такие простые вроде вещи как Евгений Онегин и Пиковая Дама, Борис Годунов и
Хованщина, вот как быть, если это или полный нафталин, или полный же отврат. И, по-моему,
все равно, кто ставит и кто дирижирует. Показать Максима Дормидонтовича, Ивана Семеновича
и вот таких, конечно, хорошо, не стыдно, прекрасно и впечатляюще, но ведь этого
крохи.
Нафталин, на мой взгляд, показывать лучше. Я вчера не смогла показать
`Снегурочку`. Слушали в аудио варианте. Версия, которую включила изначально, открывалась
темнотой. Про лес как-то позабыли, зато в ночи светились неоновые знаки зодиака.
Прокрутила дальше, наткнулась на массивные фигуры в синем и зеленом целлофане - Мороз и
Весна. Дальше уже не хотелось смотреть, а других версий не было. Поэтому включила аудио с
Фирсовой и Борисенко. И с грустью вспоминала, как ходила в Большой на `Снегурочку` в
восьмом классе. Сейчас она тоже к нафталину близка - 30 лет прошло. Где тот нафталин?
У нас параметры восприятия сместились, к сожалению, совсем в другую сторону. Уже не на
темпы и произнесение и артистическое воплощение смотрим, а на то, чтобы просто пОшло не
было. В этом плане в Большом уже не первое 10-летие страшные вещи творятся. Поэтому запись
`Руслана` в Большом у меня даже не хватило желания досмотреть до конца, хотя дирижировал
Юровский. Что сделали в Большом с `Онегиным`, описанию не поддается. Мне студенты в лицах
рассказывали.
А вчера студент выпускного курса с настоящей горечью говорил, что ходили по заданию
педагога курсом на `Альцину` Генделя. Мальчик чистый, стыдливый. Не смог рассказать, что
там на сцене происходило. Сказал, что единственное, что было хорошего - только музыка. А
так - лучше бы дома к занятиям готовились.
Для нас когда-то пойти в Большой театр вызывало такой душевный трепет и состояние
восторга и благоговения. А сейчас и молодежь его боится и презирает, и нам страшно детей
туда отпускать. И мы еще думаем, откуда в молодых такое откровенное распутство, насмешка
над высоким трепетным чувством, патриотизмом, верой, стремлением к знаниям, искусству. Это
всё в театрах, кино, теле и сетях транслируется третье десятилетие. И Большой театр на
коне впереди всех. Ориентировка на Байрёйт и иже с ними.
Поэтому для нас сейчас Мариинка с ее неправильными темпами - спасение в некотором роде.
 
 

 
 
     
Правообладателям | По всем вопросам пишите на classic-online@bk.ru