1. Preludio, in C-dur
2. Molto vivace, in a-moll
3. Paysage, in F-dur
4. Mazeppa (Мазепа), in d-moll
5. Feux follets (Блуждающие огни), in B-dur
6. Vision (Видение), in g-moll
7. Eroica, in...Читать дальше
1. Preludio, in C-dur
2. Molto vivace, in a-moll
3. Paysage, in F-dur
4. Mazeppa (Мазепа), in d-moll
5. Feux follets (Блуждающие огни), in B-dur
6. Vision (Видение), in g-moll
7. Eroica, in Es-dur
8. Wilde Jagd (Дикая охота), in c-moll
9. Ricordanza (Воспоминания), in As-dur
10. Presto molto agitato, in f-moll
11. Harmonies du soir (Вечерние гармонии), in Des-dur
12. Chasse-neige (Метель), in b-dur

Х Свернуть

Записаны 08.04.1957г. в Большом зале Московской консерватории.
         (5)  


evc (02.08.2019 12:27)
Комментарии с удалённой заливки от пользователя sergey1979
Отметки `Нравится`: olha, sir Grey, Nikochka, Koenig, DancingPaperClip, igorek,
composer1, voloshin1972, RusBraHms, tertium, YuraVakulenko, Yuriyauskiev, elena373, sasha,
Osobnyak, Полина, Romy_Van_Geyten, bellcanto, Альберт, о.ПРОТОДЬЯКОН, Владимир,
sergei_sergunin

Aaron (15.12.2010 00:07) Исполнение некоторых этюдов, кажется, находится за пределами
возможностей человеческой физиологии. И при этом - с полной легкостью!

musikus (15.12.2010 10:40) После триумфальных гастролей Рихтера в США (когда его впервые
выпустили на Запад)кто-то из известных американских критиков писал примерно так: `В пьесе
Равеля Рихтер взял, казалось бы, предельно быстрый темп, но когда ему понадобилось его еще
больше ускорить, он взял и непринужденно его ускорил`. Не могу не заметить, однако, что
С.Т. никогда не делал этих `ускорений` из спортивного интереса, а исключительно в
художественных целях. Это радикально отличает его от нынешних `спортсменов`, который то и
дело устанавливают рекорды скорости и беглости, но для чего - не понятно. Ведь сразу же
видно: не музыкант, а - спортсме-е-е-н!

Yuriyauskiev (06.05.2011 03:08) На самом деле, не так просто назвать точную дату этой
записи. По крайней мере, могу сказать, что впервые все восемь этюдов из репертуара Рихтера
прозвучали 14/11/1949 в Киеве - в этом концерте впервые был исполнен Этюд f moll.
Остальные он играл и раньше. 17/11/1949 он играл все восемь в Черновцах, 23/11 - во
Львове. В 1950-ом он наконец сыграл их в Москве: 14/3 (БЗК), 17/3 (хоровое училище), 22/3
(зал ЦДРИ). 30/3 он играл их в Ленинграде, в Большом зале филармонии.
К восьми этюдам Святослав Теофилович вновь возвращается только в 57-ом:

8/4/57, Москва, актовый зал МГУ,
[No.2 - in a
No.8 - Wild Hunt ] – бисы,
14/4/57, Москва, Центральный дом архитектуры,
27/5/57, Москва, БЗК,
18/6/57, Ленинград, Большой зал филармонии,
27/6/57, Киев .
[No.5. - Feux follets in B-flat ] - бис,
2/7/57, Mинск, Клуб КПС им. Дзержинского,
12/7/57, Дзинтари (Рижское взморье), концертный зал филармонии,
23/7/57, Таллин,
16/9/57, Шанхай, театр Жэнмин Ишу (народного искусства),
21/9/57, Кантон, “Чжун Шан Тан” (зал им. Сунь- Ятсеня),
29/9/57, Пекин,
9/10/57, Иркутск.

Итак, в 1946-ом, как раньше писали в дискографиях, также и в 56-ом, как пишут на дисках,
Рихтер не мог в концерте записать восемь этюдов.

Yuriyauskiev (24.10.2011 08:57) Yuriyauskiev писал(а): К восьми этюдам Святослав
Теофилович вновь возвращается только в 57-ом:
8/4/57, Москва, актовый зал МГУ,
[No.2 - in a
No.8 - Wild Hunt ] – бисы, ...

Я по невнимательности допустил ошибку - этот концерт состоялся в БЗК. Почему вспомнил
его? - Потому, что появилась запись из архивов консерватории. Вчера получил и послушал.
Казалось бы, знаю разные версии, но к чуду привыкнуть невозможно. Это всегда поражает. И
не только безбрежная виртуозность, к которой за последнее время как-то привыкли. Какая это
настоящая музыка! И это нам дает почувствовать и пережить великий Музыкант.
В первом отделении концерта прозвучали сонаты Шуберта ля мажор и ля минор (трехчастные),
причем, ля минорную Рихтер в том концерте исполнил впервые для себя. Кстати, еще одна тема
- эволюция прочтения этой сонаты. Помните, что он говорит в фильме Монсенжона по поводу
своей эволюции - она, возможно, была, только он её не заметил. От себя скажу, что,
анализируя некоторые записи, её заметить всё-таки можно.

samlev (07.11.2011 09:52) Yuriyauskiev писал(а): этот концерт состоялся в БЗК. Почему
вспомнил его? - Потому, что появилась запись из архивов консерватории. Вчера получил и
послушал. Казалось бы, знаю разные версии, но к чуду привыкнуть невозможно.

Только что послушал. Титаническое исполнение! Честно скажу, сам играл шесть из этих
восьми этюдов, слышал множество исполнений, но даже представить себе не мог, что возможна
такая степень `самосожжения` в этих пьесах. Разумеется, не пытаюсь весь мир запихать в
одну формулу, но совсем коротко, это исполнение для меня - лучшее объяснение романтизма,
как, например, его понимал Бемэ. Его определение - романтизм - это яростность. В данном
случак, Рихтером достигнута такая мощь экспресии, исполнение выходит на такой уровень
обобщения, которые, как мне кажется, перерастают само представление о возможностях
интерпретации. В общем, чтобы понять, что такое романтизм как феномен, слушайте эту
запись.

musikus (07.11.2011 10:06) Интересно было бы в деталях сравнить это исполнение с записью,
к примеру, 88-го года.

samlev (07.11.2011 10:41) musikus писал(а): Интересно было бы в деталях сравнить это
исполнение с записью, к примеру, 88-го года.

Думаю, было бы очень интересно сравнить. И именно в деталях (т.е в элементах агогики,
построения фразы, формы и т.д.), поскольку в целом вектор, так сказать, понятен: более
строго, объективно, отстраненно. Кто-то, не помню, заметил, что мы всегда, говоря,
например, о Толстом, отмечаем его приобретения (в стиле, глубине) но ничего не говорим о
потерях. Например, некоторая прозрачность, акварельность биографической трилогии,
утраченная в `пастозности` и широком мазке `Войны и мира`. Пульс и всеохватность `Войны и
мира`, ушедшие в последних (гениальных!) повестях. Еще Перельман, помню, заметил: ` Ах,
ми-минорный концерт Шопена! Каким он был тридцать лет назад молодым и кудрявым, и какой он
сейчас седой и печальный` (цитирую по памяти).

musikus (07.11.2011 10:42) musikus писал(а): Интересно было бы в деталях сравнить это
исполнение с записью, к примеру, 88-го года.

Ранний Рихтер вообще совершенно особое, совершенно удивительное явление. Когда эти ярость
и восторг начали впоследствии (вместе с `поколачиванием`) уходить, что-то было взамен
обретено, но что-то, или даже многое - утрачено. Конечно, в каждом возрасте свои прелести,
но...

samlev (07.11.2011 10:44) musikus писал(а): Ранний Рихтер вообще совершенно особое,
совершенно удивительное явление. Когда эти ярость и восторг начали впоследствии (вместе с
`поколачиванием`) уходить, что-то было взамен обретено, но что-то, или даже многое -
утрачено. Конечно, в каждом возрасте свои прелести, но...

Увы! А `сам` Бетховен?!

musikus (07.11.2011 10:48) samlev писал(а): Думаю, было бы очень интересно сравнить. И
именно в деталях (т.е в элементах агогики, построения фразы, формы и т.д.), поскольку в
целом вектор, так сказать, понятен: более строго, объективно, отстраненно. Кто-то, не
помню, заметил, что мы всегда, говоря, например, о Толстом, отмечаем его приобретения (в
стиле, глубине) но ничего не говорим о потерях. Например, некоторая прозрачность,
акварельность биографической трилогии, утраченная в `пастозности` и широком мазке `Войны и
мира`. Пульс и всеохватность `Войны и мира`, ушедшие в последних (гениальных!) повестях.
Еще Перельман, помню, заметил: ` Ах, ми-минорный концерт Шопена! Каким он был тридцать лет
назад молодым и кудрявым, и какой он сейчас седой и печальный` (цитирую по памяти).

Этот пост прочитал позднее, чем написал свой. Все сходится. Вы совершенно правы.

musikus (07.11.2011 10:51) samlev писал(а): Увы! А `сам` Бетховен?!

Конечно, конечно. Эволюция от оп.2 к 111-му...

samlev (07.11.2011 11:06) musikus писал(а): Конечно, конечно. Эволюция от оп.2 к
111-му...

Да, и ужас в том, что для меня дороже всего Бетховен до, скажем, 31-го опуса (18-я
соната). Затем со 101-го (квартеты, сонаты)и до конца. а уже потом бурная середина. Хотя
играл почти все. Я никогда не даю моим студентам 9-ю Ми Мажорную сонату из чисто
шкурнических соображений - ну просто не могу!! `Не давайте святыни ваши`... ну и так
далее). Вы были правы: нервы не к чёрту.

musikus (07.11.2011 11:36) samlev писал(а): Я никогда не даю моим студентам 9-ю Ми
Мажорную сонату из чисто шкурнических соображений - ну просто не могу!! `Не давайте
святыни ваши`... ну и так далее).

Эта ревность понятна даже мне, потребляющему. Представляю каково Вам слушать то, что
давно сформировалось во внутреннем слухе и прикипело к душе - в ученических руках. Я
ужасно ревную всякого, когда слушаю, к примеру, 18-ю, Es-dur-ную сонату, начиная прямо с
первого такта, где возможна бездна интонационных оттенков, и всякое отклонение от того,
что я сам себе здесь положил, вызывает не то что разочарование, а просто бешенство.

Andrew_Popoff (07.11.2011 12:41) samlev писал(а): Да, и ужас в том, что для меня дороже
всего Бетховен до, скажем, 31-го опуса (18-я соната). Затем со 101-го (квартеты, сонаты)и
до конца. а уже потом бурная середина. Хотя играл почти все. Я никогда не даю моим
студентам 9-ю Ми Мажорную сонату из чисто шкурнических соображений - ну просто не могу!!
`Не давайте святыни ваши`... ну и так далее). Вы были правы: нервы не к чёрту.

Чего же ждать от нового поколения, если старое не делится с ним святынями?

Andrew_Popoff (07.11.2011 12:44) musikus писал(а): и всякое отклонение от того, что я сам
себе здесь положил, вызывает не то что разочарование, а просто бешенство.

Надо следить за нервами, дело опасное. Если персен не помогает, лучше к врачу обратиться.
:)

musikus (07.11.2011 13:29) Andrew_Popoff писал(а): Надо следить за нервами, дело опасное.
Если персен не помогает, лучше к врачу обратиться. :)

Спасибо за доброжелательный совет, но пока справляюсь без персена (что это, кстати? Вы на
него именно подсели или одним кальвадосом обходитесь?).

Andrew_Popoff (07.11.2011 14:17) musikus писал(а): Спасибо за доброжелательный совет, но
пока справляюсь без персена (что это, кстати? Вы на него именно подсели или одним
кальвадосом обходитесь?).

Это типа валерьянки, но слабее. Помогает заснуть, не более.

samlev (07.11.2011 23:14) Andrew_Popoff писал(а): Чего же ждать от нового поколения, если
старое не делится с ним святынями?

Фортепианный репертуар огромен. Так что всему можно научить, выводя некоторые
произведения, которые, к примеру, не любишь (или слишком любишь), за скобки.

Andrew_Popoff (07.11.2011 23:37) samlev писал(а): Фортепианный репертуар огромен. Так что
всему можно научить, выводя некоторые произведения, которые, к примеру, не любишь (или
слишком любишь), за скобки.

А не кажется ли Вам, что фортепиано грозит участь стать историческим инструментом? Какими
являютя виола или лютня? Пианисты не хотят играть современную музыку, композиторы по этой
причине пишут для рояля все меньше и меньше, в основном, ансамбли (и играют сами). Так
что, репертуар все больше ограничивается примерно полутора веками, и постепенно сужается -
еще Оннегер это отмечал.

samlev (08.11.2011 07:34) Andrew_Popoff писал(а): А не кажется ли Вам, что фортепиано
грозит участь стать историческим инструментом? Какими являютя виола или лютня? Пианисты не
хотят играть современную музыку, композиторы по этой причине пишут для рояля все меньше и
меньше, в основном, ансамбли (и играют сами). Так что, репертуар все больше ограничивается
примерно полутора веками, и постепенно сужается - еще Оннегер это отмечал.

Уважаемый Андрей, пока что, вроде бы, фортепиано - главная рабочая лошадь современного
муз. процесса. Репертуар примерно в два с половиной века (надо же учесть, что вся
клавирная музыка по наследству досталась именно фортепиано). Современнные композиторы - от
Щедрина до Булеза и дальше - все работают с фортепиано. Не будем далеко ходить: в каталоге
нашего сайта у композитора Андрея Попова числится 32 произведения. Из них фортепиано
упоминается в тринадцати. Современный репертуар работает. Ну не так, конечно, как Брамс и
Прокофьев, но я сам только за последние четыре месяца слышал, например, три разных
исполнения этюдов Лигетти. И не на экзамене а в концертном зале. Мало того, у меня как раз
ощущение, что пианисты ищут новую музыку, поскольку вся классика уже
записана-перезаписана. Знаю пианистов, которые специализируются только на сегодняшней
музыке и вечно ловят что-нибудь новенькое. Так что, мне кажется, до музея еще далеко.

samlev (08.11.2011 08:46) Andrew_Popoff писал(а): А не кажется ли Вам, что фортепиано
грозит участь стать историческим инструментом? Какими являютя виола или лютня?

Не хочу, чтобы Вы восприняли мой предыдущий пост, как отписку и `шапкозакидательство`.
Разумеется, проблема есть, возникла она не вчера: консерваторский репертуар не гибок,
профессура и студенты довольствуются репертуаром, списанным с требований 40-х годов
прошлого века: на просьбу исполнить что-нибудь современное, играют Прокофьева.
Администрация залов загоняет новую музыку в резервацию: модерн - это для фестиваля, а
сегодня, пожалуйста, поиграйте Шопена. Но хочу сказать, что какой-то сдвиг есть. Даже в
психологии исполнителя. Сейчас уже стыдно совсем не играть ничего нового. И, чем
талантливей музыкант, тем он открытей. Да и педагоги изменились. И информации стало
больше. В общем, за последние годы число людей, которые могут играть не только
Рахманинова, здорово выросло. Сам свидетель и участник этого процесса. И смотрю в будущее
с некоторым оптимизмом.

Andrew_Popoff (08.11.2011 12:29) samlev писал(а): Не хочу, чтобы Вы восприняли мой
предыдущий пост, как отписку и `шапкозакидательство`. Разумеется, проблема есть, возникла
она не вчера: консерваторский репертуар не гибок, профессура и студенты довольствуются
репертуаром, списанным с требований 40-х годов прошлого века: на просьбу исполнить
что-нибудь современное, играют Прокофьева. Администрация залов загоняет новую музыку в
резервацию: модерн - это для фестиваля, а сегодня, пожалуйста, поиграйте Шопена. Но хочу
сказать, что какой-то сдвиг есть. Даже в психологии исполнителя. Сейчас уже стыдно совсем
не играть ничего нового. И, чем талантливей музыкант, тем он открытей. Да и педагоги
изменились. И информации стало больше. В общем, за последние годы число людей, которые
могут играть не только Рахманинова, здорово выросло. Сам свидетель и участник этого
процесса. И смотрю в будущее с некоторым оптимизмом.

Да, изменения есть, безусловно. И это радует.

Andrew_Popoff (08.11.2011 13:01) samlev писал(а): Уважаемый Андрей, пока что, вроде бы,
фортепиано - главная рабочая лошадь современного муз. процесса. Репертуар примерно в два с
половиной века (надо же учесть, что вся клавирная музыка по наследству досталась именно
фортепиано). Современнные композиторы - от Щедрина до Булеза и дальше - все работают с
фортепиано.

Еще раз соглашусь, но я не совсем об этом. Композиторы, особенно молодые, пишут для
фортепиано, потому что это пока самый доступный инструмент - написал и тут же сам и
сыграл.
Но вот концертная практика, как мне кажется, разделяется на два русла, которые все более
расходятся в разные стороны. Есть звезды, которые играют один и тот же классический
репертуар, и есть современная музыка, и они никак не взаимодействуют. Мой опыт говорит о
том, что музыканты хотят играть новую музыку. Тот же Мацуев говорил, что мечтает сыграть
сочинения Ираиды Юсуповой. Зная Ираиду, скажу, что не думаю, что она ему отказала бы в
исполнении. Но он так и не сыграл ничего. Звезды - рабы продюсеров, а тех интересует не
музыка, а совсем другие вещи.

sir Grey (08.11.2011 20:53) Yuriyauskiev писал(а): На самом деле, не так просто назвать
точную дату этой записи. По крайней мере, могу сказать, что впервые все восемь этюдов из
репертуара Рихтера прозвучали 14/11/1949 в Киеве - в этом концерте впервые был исполнен
Этюд f moll. Остальные он играл и раньше. 17/11/1949 он играл все восемь в Черновцах,
23/11 - во Львове. В 1950-ом он наконец сыграл их в Москве: 14/3 (БЗК), 17/3 (хоровое
училище), 22/3 (зал ЦДРИ). 30/3 он играл их в Ленинграде, в Большом зале филармонии.
К восьми этюдам Святослав Теофилович вновь возвращается только в 57-ом:

8/4/57, Москва, актовый зал МГУ,
[No.2 - in a
No.8 - Wild Hunt ] – бисы,
14/4/57, Москва, Центральный дом архитектуры,
27/5/57, Москва, БЗК,
18/6/57, Ленинград, Большой зал филармонии,
27/6/57, Киев .
[No.5. - Feux follets in B-flat ] - бис,
2/7/57, Mинск, Клуб КПС им. Дзержинского,
12/7/57, Дзинтари (Рижское взморье), концертный зал филармонии,
23/7/57, Таллин,
16/9/57, Шанхай, театр Жэнмин Ишу (народного искусства),
21/9/57, Кантон, “Чжун Шан Тан” (зал им. Сунь- Ятсеня),
29/9/57, Пекин,
9/10/57, Иркутск.

Итак, в 1946-ом, как раньше писали в дискографиях, также и в 56-ом, как пишут на дисках,
Рихтер не мог в концерте записать восемь этюдов.
А, наверное, в более зрелом возрасте он уже не так интересовался этими этюдами. Все-таки,
мне кажется, весь этот романтизм - не совсем его, и он здесь не лучший. Эти этюды нельзя
сыграть хорошо или плохо. Их можно сыграть или не сыграть. Если сыграл - то хорошо. Что
скажете?

Yuriyauskiev (09.11.2011 01:44) sir Grey писал(а): А, наверное, в более зрелом возрасте
он уже не так интересовался этими этюдами. Все-таки, мне кажется, весь этот романтизм - не
совсем его, и он здесь не лучший. ... Что скажете?

Признаюсь, не ожидал такого вопроса. Достаточно прочитать, что в этой теме я написал
раньше, а потом поддержал samlev, профессионал, игравший некоторые этюды из этого опуса.
Стоит ли повторяться?
И еще samlev писал: Думаю, было бы очень интересно сравнить. И именно в деталях (т.е в
элементах агогики, построения фразы, формы и т.д.), поскольку в целом вектор, так сказать,
понятен: более строго, объективно, отстраненно.

В связи с этим вспомнился рассказ Наталии Александровны Фоминой, ученицы Генриха
Густавовича Нейгауза. Живя в Казани, она долгое время не имела возможности бывать в
Москве. И вот после длительного перерыва, в конце 75-го она приехала в Москву и попала на
концерт Рихтера и Кагана 3/12/75 в Большом зале Дома литераторов. После концерта она
встретилась с Рихтером и сказала, что в его игре чувствуется молодость, но еще появилась
мудрость. Маэстро спросил: «Мудрость – это скука?»

И теперь по поводу романтизма и того, что «он здесь не лучший». Дело не в его романтизме,
а в том, как его понимает слушатель, точнее, сколько может вместить. Романтики в
репертуаре Рихтера – это тема для большого исследования, которым тут заниматься нет
возможности. И тут даже не композиторы-романтики в его репертуаре главное, а то, как он
понимал романтизм, какие образы возникали в его сознании, как он жил, наконец. А жил он в
своем мире, в который практически никто не мог заглянуть. Близкие люди догадывались,
что-то чувствовали и понимали, но вряд ли до конца. В его душе романтизму было привольно.
Неужели Вы не знаете о «Декабрьских вечерах» 85-го, «Три «Ш»»? Он играл в эту игру, и игра
была совершенно замечательная. Слушатели окунались в неё, впитывали обстановку, созданную
под его руководством – и это было выражением его понимания стиля, ценностей эпохи, его
духа. И играл он романтиков, всецело отдавая себя, «до полной гибели, всерьез». А дальше
это дело каждого – воспринимать всю глубину его прочтений или искать что-то более легкое и
услаждающее. Для меня нет ничего более высокого и искреннего, чем его Шопен, Шуман, Лист.
Но что самое главное – он показывает, что это очень неповерхностное и не сугубо салонное
искусство, как некоторым хотелось бы слышать. В нем найдутся глубины бетховенского
масштаба, просто, они выражены другим языком.
А к «Трансцендетным этюдам» Рихтер возвращался неоднократно, что Вы можете видеть из,
надеюсь, скачанной дискографии Танина. Наверное, он хотел себе доказать в разные годы, что
может играть такую музыку. И получалось это захватывающе. В музыкальных кругах Москвы
обсуждался его концерт в Кельне 10/3/88, который записала на магнитофон Наталия Гутман. В
то время мне посчастливилось слышать восторги известных музыкантов. Вскоре и у меня
появилась копия с этой ленты, т.е., я познакомился с концертом задолго до появления
официальной записи на Филипсе. Что характеризует его исполнение? Точность каждого
высказывания, каждой фразы. Высказанная по-иному (другими), она (для меня) уже не звучит с
такой убедительностью. Впрочем, это характеристика всего его искусства. Разумеется, в
поздние годы стало слышно преодоление материала, намека на которое раньше и быть не могло.
Но музыка, музыкальность у него всегда были на высоте. Тривиальных прочтений не было!
Несколько неудачных концертов знаю, но всё равно, в смысле содержательности музыкальных
образов, они мне более интересны, чем то же, сыгранное в другой манере другими, пусть даже
технически более совершенно.
И в завершение цитата из фильма Рижской киностудии 1967-го года (Рихтер отвечает Якову
Мильштейну на вопрос об исполнении романтики (я позволил себе несколько купюр)):
“… надо сказать, что романтика – это не так легко… Это надо очень себя отдавать… Чисто
человечески… Темперамент и все… Современную можно более интеллектом играть, старинную
тоже. А тут надо играть всем существом, сердцем, физически. Многие, может быть, считают…
что это, вроде, не надо. Но я иногда думаю, что это не потому не надо, а потому, что
многим это трудно. “

evc (02.08.2019 12:31)
Продолжение:
sir Grey (09.11.2011 08:22) Yuriyauskiev писал(а): Достаточно прочитать, что в этой теме
я написал раньше, а потом поддержал samlev, профессионал, игравший некоторые этюды из
этого опуса. Стоит ли повторяться?

Вы не первый раз упрекаете меня, косвенно, что я недостаточно внимательно читаю Ваши
опусы. Но, во-первых, это непросто сделать: пишете Вы много, и что было сказано именно об
исполнении Рихтером романтиков - найти непросто. Но даже если и так - существует ли вообще
возможность порыться в комментариях одного какого-то конкретного участника форума - в
Ваших, например? Если нет, то, согласитесь, можно ответить и не сердиться. Я же не
студент, посещающий Ваши лекции по Рихтеру и забывший пройденный материал? Я ожидал
короткого ответа - близко ли Вам исполнение этих этюдов, или, на Ваш взгляд, это не самая
сильная сторона данного пианиста. Для меня достаточно Вашего авторитетного мнения, я его
уважаю, поскольку понял, что творчество Рихтера Вам дорого и знакомы Вы с ним вполне
хорошо.
Но я сам заболтался. Вопрос был: есть ли возможность выбрать только Ваши комментарии и
порыться в них, чтобы впредь не раздражать Вас и не заставлять повторять то, о чем Вы `уже
писали`?

Foma-Fomitch (09.11.2011 08:42) sir Grey писал(а): есть ли возможность выбрать только
Ваши комментарии и порыться в них, чтобы впредь не раздражать Вас и не заставлять
повторять то, о чем Вы `уже писали`?

Такая возможность есть: Заходите в профиль пользователя и нажимаете на цифру, означающую
количество добавленных сообщений

sir Grey (09.11.2011 09:44) Ага. Спасибо. Буду знать и рыться, в случае чего. Иной раз,
правда, понятно: у такого-то о том-то информация должна быть.

Yuriyauskiev (09.11.2011 11:08) sir Grey писал(а): Вы не первый раз упрекаете меня,
косвенно, что я недостаточно внимательно читаю Ваши опусы.

Но даже если и так - существует ли вообще возможность порыться в комментариях одного
какого-то конкретного участника форума - в Ваших, например?
Ну что Вы, я не классик, произведения которого нужно изучать в обязательном порядке. Я,
например, просматриваю, что написано в такой-то теме, а потом пишу сам. По-моему, это
естественно. Моя реакция - не раздражение, а удивление.
Что касается возможности посмотреть, что написал какой-либо участник, то, как тут уже
объяснили, она есть, но рыться во всех его сообщениях - работа утомительная. Проще,
повторяю, прочитать, что написали разные участники, а не только я, в данной теме.

Yuriyauskiev (09.11.2011 13:27) sir Grey писал(а): Иной раз, правда, понятно: у такого-то
о том-то информация должна быть.

Извините за назойливость: но информацию Танина Вы уже скачали?

По поводу исполнения Рихтером `Трансцендентных этюдов` могу добавить, что в 81-ом после
большого перерыва он вновь вернулся к ним, причем сыграл сначала в школе Искусств на
Каширском шоссе, наверное, чтобы проверить, как получается, а потом на своем фестивале в
Туре. Ирина Александровна Антонова была на втором из этих концертов и написала огромную
статью в, кажется, `Литературной газете` (вырезку надо будет поискать). Сохранились
любительские записи с обоих концертов, но запись с фестиваля у заграничных собирателей
ходит почему-то с грифом `секретно`. Мне они всё-таки её дали. Считается, что Рихтер оба
раза играл неудачно. Лично я этого не отметил. Это было очень ярко, с напором, на высоком
градусе. Антонова в статье писала, разумеется, не так о пианизме, как о художественном
воздействии. Действительно, если профессионалы и смогли что-то там услышать, какие-то
мелкие технические погрешности, то уж о музыке, о создаваемых образах они вряд ли сказали
бы что-то критическое. Помню только, что Олег Каган сказал мне, что Рихтер не был доволен
своим концертом в школе.

vmb1 (09.11.2011 15:07) Foma_Fomitch писал(а): Такая возможность есть: Заходите в профиль
пользователя и нажимаете на цифру, означающую количество добавленных сообщений

Иногда бывает затруднительно найти пользователя, уважаемый Фома Фомич. Мечтается о такой
возможности, как доступ к списку пользователей.

vitanko (09.11.2011 15:38) Yuriyauskiev писал(а): По поводу исполнения Рихтером
`Трансцендентных этюдов` могу добавить что-то критическое (...) Олег Каган сказал мне, что
Рихтер не был доволен своим концертом в школе.

Простите, что напоминаю хорошо известное Вам, но может быть неизвестное другим,
интересующимся темой. Рихтер был недоволен и другим своим исполнением: `После
омерзительного концерта, который я дал на Музыкальных празднествах в Турени, сыграв восемь
из `Трансцендентных этюдов` Листа (...) я решил больше никогда больше не играть без нот`
(Дневники и диалоги).
Эта самооценка обусловлена не только его всегдашней легендарной требовательностью к себе,
но и болезненными явлениями искажения слухового восприятия, которыми он начал страдать в
последние годы.

sir Grey (09.11.2011 17:47) Yuriyauskiev писал(а): Извините за назойливость: но
информацию Танина Вы уже скачали?

/.../Считается, что Рихтер оба раза играл неудачно. Лично я этого не отметил. /.../
Никакой назойливости, а правильно спрашиваете; не скачал еще, но сейчас закончу работу и
возьмусь за скачивание. Или завтра утром.
А вот за информацию насчет 81 года – спасибо. Т.е., действительно, вернулся после
большого перерыва. Я знаю эту школу. Интересно, почему «секретно», но вы сами не знаете. А
вот сравните, пожалуйста, раннюю и позднюю интерпретации. Что меня интересует? В 40-50-х
годах был некоторый упадок пианистической техники. Трудно сказать, почему. Иных уж не
было, а другие были далече. Гинзбург, например, никогда не считался исполни телем №1. А
корифеи, как Софроницкий или даже Нейгауз или, тем более, Игумнов… не знаю насчет Флиера –
техника не была их сильной стороной. По-моему, на этой волне и всплыл Гилельс. Он сыграл
Дон-Жуана, которого, попросту, не многие могли сыграть тогда. Сегодня с разнообразными
Мацуевыми ситуация изменилась, средний технический уровень выше. Сыграть все сонаты
Бетховена, как Володин сейчас, или ХТК – раньше это было событие. Так вот, мой вопрос. Не
верно ли утверждение, что молодой Рихтер сыграл этюды просто как школу исполнительского
мастерства? Показать всем и себе, что ему это доступно? А вот в 81 году – вряд ли у него
была та же задача, он, наверное, искал что-то другое. Ваше мнение?
И, касательно Вашего предыдущего сообщения, я совершенно согласен, но даже если искать по
теме – трудновато найти. Рихтер – тема, а ищешь именно про этюды или, там, что-нибудь еще.
Но, конечно, теперь буду стараться сперва посмотреть, прежде чем спрашивать.

ak57 (09.11.2011 19:58) vmb1 писал(а): Иногда бывает затруднительно найти пользователя,
уважаемый Фома Фомич. Мечтается о такой возможности, как доступ к списку пользователей.

Полный список пользователей сайта наверно интересен полиции и агентам звукозаписывающих
фирм...

Yuriyauskiev (09.11.2011 23:47) vitanko писал(а): Простите, что напоминаю хорошо
известное Вам, но может быть неизвестное другим, интересующимся темой. Рихтер был
недоволен и другим своим исполнением: `После омерзительного концерта, который я дал на
Музыкальных празднествах в Турени, сыграв восемь из `Трансцендентных этюдов` Листа (...) я
решил больше никогда больше не играть без нот` (Дневники и диалоги).
Эта самооценка обусловлена не только его всегдашней легендарной требовательностью к себе,
но и болезненными явлениями искажения слухового восприятия, которыми он начал страдать в
последние годы.

14 июня 1947 г. Музыковед Александр Вицинский взял интервью у Рихтера. Вот цитата:

В.: У вас слух абсолютный?
Р.: Да, у меня абсолютный слух, я могу спеть заданную ноту. Но у меня в последнее время
слух стал страдать, я беру почему-то на полтона выше...

В 80-х услышал от музыкантов, что его слух уже изменился на тон. В 86-ом Ираида
Тимофеевна Бобровская рассказала мне, что он поведал ей о неприятном событии – играл в
концерте вторую часть из 8-й Сонаты Прокофьева и понял, что не в той тональности, но не
растерялся, а в начале третьей части сосредоточился и попал в нужную тональность.

Что касается недовольства Рихтера своими концертами, то у нас с ним восприятие может даже
очень отличаться. Он слышит некий идеал, к которому редко удается приблизиться, но нам
вряд ли дано угадать, какие мысли его посещают.
Н.Д.Журавлева в телепередаче рассказывала о его якобы провале, когда получились только
`Серые облака`, но публика при этом `выла и орала` от восторга.
Так вот, на меня `Трансцендентные этюды` с фестиваля в Гранж де Мэле произвели очень
хорошее впечатление. Качество записи настолько слабое, что я вряд ли в состоянии услышать
неверные ноты. Впрочем, надо бы к этой записи снова вернуться. Это, доложу, бывает полезно
и интересно - снова вернуться к тому, чего давно не слушал.

sir Grey (10.11.2011 08:47) Yuriyauskiev писал(а): информацию Танина Вы уже скачали?

Скопировал. Сказать, что это производит впечатление, значит, ничего не сказать. Просто
шок.
Буду потихоньку переводить это в таблицу, чтобы можно было быстро посмотреть как по
композиторам, так и по годам.

mreeyore (10.11.2011 09:52) musikus писал(а): После триумафальных гастролей Рихтера в
США(когда его впервые выпустили на Запад)кто-то из известных американских критиков писал
примерно так: `В пьесе Равеля Рихтер взял, казалось бы, предельно быстрый темп, но когда
ему понадобилось его еще больше ускорить, он взял и непринужденно его ускорил`. Не могу не
заметить, однако, что С.Т. никогда не делал этих `ускорений` из спортивного интереса, а
исключительно в художественных целях. Это радикально отличает его от нынешних
`спортсменов`, который то и дело устанавливают рекорды скорости и беглости, но для чего -
не понятно. Ведь сразу же видно: не музыкант, а - спортсме-е-е-н!

уважаемый господин musikus, всегда интересно читать ваши комментарии.они содержательны и
по существу. в отличии от господина popoff, который постоянно впадает то в юношеский
максимализм, то в старческую дименцию.хотя я на этом сайте только из-за музыки, как -то не
удалось удержаться.

musikus (10.11.2011 10:03) mreeyore писал(а): уважаемый господин musikus, всегда
интересно читать ваши комментарии.они содержательны и по существу. в отличии от господина
popoff, который постоянно впадает то в юношеский максимализм, то в старческую
дименцию.хотя я на этом сайте только из-за музыки, как -то не удалось удержаться.

Спасибо за комплимент, но не могу с Вами согласиться. Комментарии Андрея Попова всегда
вызывают у меня уважение. Они взвешенны, точны, отмечены замечательной эрудицией.

mikrus72 (10.11.2011 10:59) mreeyore писал(а): уважаемый господин musikus, всегда
интересно читать ваши комментарии.они содержательны и по существу. в отличии от господина
popoff, который постоянно впадает то в юношеский максимализм, то в старческую
дименцию.хотя я на этом сайте только из-за музыки, как -то не удалось удержаться.

Mreeyore! Ну что Вы такое говорите???????

Изящное оскорбление. Я вот не знал что такое деменция. Но поинтересовался оказывается:

Деменция (лат. dementia) — приобретённое слабоумие, стойкое снижение познавательной
деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических
навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых.

У меня просто нет слов!(

Andrew_Popoff (10.11.2011 12:08) mreeyore писал(а): уважаемый господин musikus, всегда
интересно читать ваши комментарии.они содержательны и по существу. в отличии от господина
popoff, который постоянно впадает то в юношеский максимализм, то в старческую
дименцию.хотя я на этом сайте только из-за музыки, как -то не удалось удержаться.

И Вам желаю доброго здоровья.

antidote (10.11.2011 12:16) mreeyore писал(а): который постоянно впадает то в юношеский
максимализм, то в старческую дименцию

Вот о чем я и говорю. Ведь скажи это человек в лицо, а не через форум, получил бы, быть
может, и по мордасам. А тут - оскорбляй не хочу.

Andrew_Popoff (10.11.2011 14:08) antidote писал(а): Вот о чем я и говорю. Ведь скажи это
человек в лицо, а не через форум, получил бы, быть может, и по мордасам. А тут - оскорбляй
не хочу.

Не сердитесь на юношу, Антидот. Он же выразил свое мнение, а не общественное. :)

А ветер много чего разного носит.

Yuriyauskiev (10.11.2011 19:53)
Если Вы зарегистрируетесь на рихтеровском форуме на yahoo, то, если не ошибаюсь, сможете
скачать базу данных, сделанную Тейлором. В ней можно выводить все записи в таком-то
городе, в таком-то году, месяце и т.п.
Шок Ваш я понимаю. Где-то в 2001-м на меня тогдашний список производил такое же
неизгладимое впечатление. Сейчас он значительно увеличился. У меня были тогда некоторые
официальные записи и те, которые сделал сам во время концерта 12/04/1985 в Киеве. Сейчас у
меня есть всё и даже более того. У Танина сейчас список тоже увеличился. Он почему-то до
сих пор не выложил обновленную в этом году дискографию. Конечно же туда надо добавлять
появившиеся записи из архива БЗК (фирма SMC). Это самое большое моё потрясение последнего
месяца.

sir Grey (10.11.2011 20:07) Yuriyauskiev писал(а): Если Вы зарегистрируетесь на
рихтеровском форуме на yahoo, то, если не ошибаюсь, сможете скачать базу данных, сделанную
Тейлором. В ней можно выводить все записи в таком-то городе, в таком-то году, месяце и
т.п.
Шок Ваш я понимаю.

Ага, это мне. Так я зарегистрируюсь и скачаю базу, это ведь легко, да?
У Танина, я еще не понял, только записи или записи и концерты?
А интересно, другие пианисты, советские, играли столько же? Хотя бы Гилельс. Я покупал
комплекты Софорницкого, но не все (все, кажется, так и не вышли, что ли?). По-моему, он и
близко не приближается.

Valery2 (10.11.2011 20:34) sir Grey писал(а): А интересно, другие пианисты, советские,
играли столько же? Хотя бы Гилельс. Я покупал комплекты Софроницкого, но не все (все,
кажется, так и не вышли, что ли?). По-моему, он и близко не приближается.

По количеству оставшихся записей (репертуар, варианты) и Гилельс, и Софроницкий далеко
позади... это в общем; скажем, у Гилельса известно 29 записей 3 конц. Бетховена и 22 с
дробью записи 1 конц. Чайковского... У Софроницкого, по подсчётам И. Никоновича, более 70
часов записей, которые в начале 80-х планировалось упаковать в 12 комплектов винила. Вышло
7.

Yuriyauskiev (10.11.2011 22:21) sir Grey писал(а): Ага, это мне. Так я зарегистрируюсь и
скачаю базу, это ведь легко, да?
У Танина, я еще не понял, только записи или записи и концерты? А интересно, другие
пианисты, советские, играли столько же?

Не проверял, но, думаю, база там еще есть. Думаю, скачать её легко. У меня были трудности
с установкой, но автор мне её на диске прислал.
У Танина даты концертов, о которых он точно знает, что они записаны (хотя некоторые даты
неправильные). Если любительская запись (РТ) у него есть, то он ставит возле неё звездочку
- (РТ)*, если же её у него нет, то просто (РТ). Но таких там не так уж и много. Например,
нет записи из Мадрида 17/2/95. Она есть у какого-то человека, о котором мне писали разные
люди, но достать их пока нет никакой возможности, т.к. он согласен поменять её только на
трудно доступное видео с какой-то репетиции Соколова. Может быть, у кого-нибудь она есть?
Отзовитесь.

Думаю, никто из наших так много, как Рихтер, не играл. В 40-х - 50-х у него чуть ли не
яростный процесс наращивания репертуара. И он должен был всем этим делиться со
слушателями. Вот и необыкновенное количество концертов, особенно в Москве. Диву даешься:
иногда в течение пары недель они следуют с интервалом практически в два-три дня.

sir Grey (10.11.2011 22:42) Valery2 писал(а): По количеству оставшихся записей
(репертуар, варианты) и Гилельс, и Софроницкий далеко позади... это в общем; скажем, у
Гилельса известно 29 записей 3 конц. Бетховена и 22 с дробью записи 1 конц. Чайковского...
У Софроницкого, по подсчётам И. Никоновича, более 70 часов записей, которые в начале 80-х
планировалось упаковать в 12 комплектов винила. Вышло 7.

Вы хотите сказать, что сохранилось 29 вариантов 3-го концерта, да? 22 записи 1-го
Чайковского, да? Т.е. Вы пишете о записях. Я меня поразил репертуар. Мне казалось, что у
Гилельса он должен быть шире, чем у Рихтера, а, кажется, выходит наоборот.

sir Grey (10.11.2011 22:50) Yuriyauskiev писал(а): Думаю, никто из наших так много, как
Рихтер, не играл. В 40-х - 50-х у него чуть ли не яростный процесс наращивания репертуара.
И он должен был всем этим делиться со слушателями.

Да, любопытно. Все перепробовать, насытиться, а потом уже фильтровать. Вот и
трансцендентные этюды играл тогда, а потом уже, видимо, что-то свое хотел сделать, но не
получалось (на Каширке, я хочу сказать). Не для того, чтобы Вам бальзам на душу, но,
конечно, абсолютно уникальная личность, о нем еще долго будут думать и писать, и он еще не
оценен по достоинству. Будем возвращаться.
Кстати заодно и спрошу: известно, почему вдруг по нотам начал играть все?

ak57 (10.11.2011 22:55) sir Grey писал(а): Ага, это мне. Так я зарегистрируюсь и скачаю
базу, это ведь легко, да?
У Танина, я еще не понял, только записи или записи и концерты? А интересно, другие
пианисты, советские, играли столько же? Хотя бы Гилельс. Я покупал комплекты Софроницкого,
но не все (все, кажется, так и не вышли, что ли?). По-моему, он и близко не приближается.

Софроницкий долгое время запрещал записывать свои концерты. Он собирался записывать
музыку в студии, считал, что для этого надо готовиться особенным образом. Только в конце
жизни он пересмотрел свое отношение к музыкальным записям. Поэтому последние его концерты
в 60-61гг. полностью записаны.

Yuriyauskiev (11.11.2011 00:18) sir Grey писал(а): Вы хотите сказать, что сохранилось 29
вариантов 3-го концерта, да? 22 записи 1-го Чайковского, да? Т.е. Вы пишете о записях. Я
меня поразил репертуар. Мне казалось, что у Гилельса он должен быть шире, чем у Рихтера,
а, кажется, выходит наоборот.

Ну как же? Для этого нет никаких оснований так думать. Налицо пробелы в репертуаре: Бах,
например. Вы можете сравнить дискографии обоих пианистов, составленные тем же Танином, и
всё будет понятно. Да и на нашем сайте количество выложенных записей того и другого тоже
является некоторым показателем.
Что касается большого количества записей Гилельса одного и того же произведения,
например, 3-го Бетховена, то это, действительно, поражает. Это же какая потребность была у
записывающих фирм! К тому же, должен заметить, что аппаратные качества записей Гилельса,
как правило, выше. Замечу, что большое количество записей у Гилельса скорее говорит о его
нормальной переносимости студийной обстановки. Рихтер же её избегал. Например, на него
негативно действовала даже команда, подаваемая в начале записи. Он был свободным
художником. Разрешить издать такое количество записей с концертов - это не каждый может
себе позволить. Тут погрешности исправлять не всегда легко.
В заключение скажу, что интересно наблюдать за процессом записывания Рихтером в студии.
Существует несколько таких, весьма секретных материалов, в том числе, у меня. Рихтер там в
преклонном возрасте записывает Сарабанду из 6-й Французской Сюиты Баха. Поражает,
насколько он корректно общается со звукорежиссёром. Очень трогательно это у него
получается.

evc (02.08.2019 12:52)
Окончание:
mreeyore (11.11.2011 00:28) mikrus72 писал(а): Mreeyore! Ну что Вы такое говорите???????
Изящное оскорбление. Я вот не знал что такое деменция. Но поинтересовался оказывается:
Деменция (лат. dementia) — приобретённое слабоумие, стойкое снижение познавательной
деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических
навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых. У меня просто нет слов!(

уважаемый господин mikrus72 я не люблю оправдываться, но как - то сегодня по-дурацки
вышло. я никого не хотел оскорбить, тем более изящно. а это слово лучше посмотреть в
английском словаре, но , разумеется не у мюллера. мне бы и в голову не пришло применять
что-то связанное с медициной. здесь много всего интересного(разумеется,связанного с
музыкой), наверно, что-то я не понял. в любом случае буду следить за лексикой. спасибо за
урок хорошего тона.

mreeyore (11.11.2011 00:32) спасибо за урок хорошего тона, господин musicus. никак не
могу пбороть в себе неблагородную славянскую эмоциональность.

tagantsev (11.11.2011 01:13) Что то я запамятовал. Просветите! А то, все перемешалось в
голове. Эти 12 трансцендентных этюдов это не то же самое что и 12 этюдов высшего
исполнительского мастерства?

Andrew_Popoff (11.11.2011 01:14) tagantsev писал(а): Что то я запамятовал. Просветите! А
то, все перемешалось в голове. Эти 12 трансцендентных этюдов это не то же самое что и 12
этюдов высшего исполнительского мастерства?

Те же.

precipitato (11.11.2011 01:14) tagantsev писал(а): Что то я запамятовал. Просветите! А
то, все перемешалось в голове. Эти 12 трансцендентых этюдов это не то же самое что и 12
этюдов высшего исполнительского мастерства?

То же самое.

Andrew_Popoff (11.11.2011 01:15) precipitato писал(а): То же самое.

Редкая синхронность. :)

tagantsev (11.11.2011 01:18) Andrew_Popoff писал(а): Редкая синхронность. :)

А Вы не прокомментируете, что значит трансцендентность этих этюдов.

Andrew_Popoff (11.11.2011 01:24) tagantsev писал(а): А Вы не прокомментируете, что значит
трансцендентность этих этюдов.

Трансцендентные - за пределами возможного. В то время один Лист мог их сыграть. Еще
называют этюдами трансцендентной сложности.

tagantsev (11.11.2011 01:34) Andrew_Popoff писал(а): Трансцендентные - за пределами
возможного. В то время один Лист мог их сыграть. Еще называют этюдами трансцендентной
сложности.

Интересно. Я это слово больше использовал в приложении к уравнениям - `трансцендентные
уранения`. Запредельной сложности в них нет, но не так все просто. А что касается 12
этюдов, у меня всегда было ощущение что у них два названия. Теперь все встало на свои
места. Спасибо!

Andrew_Popoff (11.11.2011 01:38) tagantsev писал(а): Интересно. Я это слово больше
использовал в приложении к уравнениям - `трансцендентные уранения`. Запредельной сложности
в них нет, но не так все просто. А что касается 12 этюдов, у меня всегда было ощущение что
у них два названия. Теперь все встало на свои места. Спасибо!

Пожалуйста. :)

Yuriyauskiev (11.11.2011 11:46) sir Grey писал(а): Да, любопытно. Все перепробовать,
насытиться, а потом уже фильтровать. Вот и трансцендентные этюды играл тогда, а потом уже,
видимо, что-то свое хотел сделать, но не получалось (на Каширке, я хочу сказать).

В каком смысле `своё`? Рихтер играл не себя, а композиторов. Это хорошо известно. Он не
раз об этом говорил, разные люди цитируют, в частности, мне рассказывал мой покойный друг
Витя Зеленин, общавшийся с Рихтером не менее пятнадцати лет. И в каком смысле `не
получилось`? Придется повторить, что его оценка и наши не могут совпадать. Если он говорил
или писал, что получилось плохо, это совсем не значит, что мы должны повторять, что
концерт был неудачный. Впрочем, давайте попросим M.I. что-нибудь сказать о том концерте
17/6/81 в школе Искусств на Каширском шоссе.

sir Grey (11.11.2011 12:08) Yuriyauskiev писал(а): В каком смысле `своё`? Рихтер играл не
себя, а композиторов. /.../ Впрочем, давайте попросим M.I. что-нибудь сказать о том
концерте 17/6/81 в школе Искусств на Каширском шоссе.

Вы не поверите, но я знаю, что Рихтер играл не себя а композиторов. Представьте себе!
Слово `своё` в данном контексте следует читать не в буквальном, а в переносном смысле, это
имеет отношение к творческому поиску, когда что-то получается в какие-то годы лушче, а в
какие-то хуже, когда иногда удается найти что-то `свое` (ну как же еще Вам объяснить,
по-другому?), что-то особенное, только для данного исполнителя важное и доступное. Я хочу
сказать, что художник иногда пробует, и получается не одинаково ровно-хорошо. По-моему,
это понятно. Вы, конечно, можете не соглашаться со мной, тем более, что намного лучше меня
знаете Рихтера, а через него, столько сыгравшего, наверное, лучше меня знаете и музыку
вообще. Вы можете считать, что любое прикосновение Рихтера к клавишам инструмента было
одинаково гениальным, что у этого человека не было неудач (а стало быть - не было и
особенных удач творческих), что на исполнение не действовало ничего внешнее - ни здоровье,
ни обстоятельства личной жизни, ни политика, ни, что особенно важно, внутренние искания,
переживания и разочарования. Я так не считаю. Для меня Бетховен Рихтера и Лист Рихтера -
явления разного порядка: в Бетховене и конкурентов ему не вижу вообще, а в Листе вижу.
Впрочем, я не большой поклонник Листа. Присоединюсь к Вашей просьбе, адресованной к M.I.
Что скажет об исполнении в школе (теперь - им. Рихтера) на Каширке?

Intermezzo (11.11.2011 12:16) sir Grey писал(а): Вы не поверите, но я знаю, что Рихтер
играл не себя а композиторов....

Думаю, Юрий, sir Grey имел в виду, что каждый музыкант, как и историк - `добросовестный
лгун` и должен им быть. Хотя бы потому что он - личность, уникальный человек.

Yuriyauskiev (11.11.2011 14:38) sir Grey писал(а): Для меня Бетховен Рихтера и Лист
Рихтера - явления разного порядка: в Бетховене и конкурентов ему не вижу вообще, а в Листе
вижу. Впрочем, я не большой поклонник Листа. Присоединюсь к Вашей просьбе, адресованной к
M.I. Что скажет об исполнении в школе (теперь - им. Рихтера) на Каширке?

Насколько я понимаю пианистов, для них играть Листа - это доказательство профессиональных
возможностей. А дальше оказывается, что играть нужно еще и с большим пониманием, чтобы
художественная сторона была на высоте, иначе получаются голые этюды и никакой музыки.
Рихтер прекрасно сочетает оба этих качества.
Сейчас многие играют очень быстро и формально правильно. Недавно на других форумах было
обсуждение концерта Березовского, который в очередной раз исполнил все 12 этюдов. С
техникой у него всё в порядке, но художественная сторона не идет в сравнении с тем, что я
слышу у Рихтера. Т.е., если мне захочется послушать эти этюды, ни в коем случае не буду
обращаться к записи Березовского. То же самое могу сказать об Аррау и т.д.
У Рихтера всё настолько естественное, продуманное и взвешенное, что ни убавить, ни
прибавить. И дело не в том, что он точно играет по домашним заготовкам и всё время себя
контролирует, что, наверное, в каком-то смысле имеет место. Он естественно и безошибочно
чувствует музыку, вообще искусство, у него всегда интересные образы, а дальше это всё надо
воспроизвести, в чем помогает огромный технический аппарат, специфическое `рихтеровское`
звукоизвлечение, которое, к сожалению, запись далеко не всегда передает, и еще нечто
трансцендентное, что отличает его от десятков и сотен исполнителей. Это хорошо чувствуешь,
но слова для окончательного выражения подобрать трудно - всякий раз получается, что `мысль
изреченная есть ложь`.

Foma-Fomitch (12.11.2011 11:30) vmb1 писал(а): Иногда бывает затруднительно найти
пользователя, уважаемый Фома Фомич. Мечтается о такой возможности, как доступ к списку
пользователей.

Забивайте пользователя в поиск. Должно помочь

M_I_ (12.11.2011 23:25) sir Grey писал(а): Присоединюсь к Вашей просьбе, адресованной к
M.I. Что скажет об исполнении в школе (теперь - им. Рихтера) на Каширке?

Весьма польщён просьбой, но что же тут скажешь? Может быть и упомянутая кем-то выше
`деменция` даёт о себе знать. Просто перенесу сюда то, что есть на сайте Рихтера.
Вот что говорили в публике вокруг концерта Рихтера 17 июня 1981 года, когда он исполнял
(ещё без нот) в составе `Трансцендентных этюдов` Листа и `Блуждающие огоньки` (так
объявили эту пьесу от Рихтера). Хвалили за то, что Рихтер играет эту пьесу быстро и при
этом достаточно тихо. Говорили, что легче играть быстро и громко, а играть тихо и быстро -
это трудно. Не знаю, передаётся ясно ли именно `тихость` в записи...
17 июня 1981 года - последний концерт (Вебер - соната №1, Лист - восемь `Трансцендентных
этюдов`), в ДШИ №3, когда я слушал Рихтера, играющего на-память. Уже 31 декабря 1981 года
он дал там же концерт из одного отделении - произведения Чайковского, уже по нотам. Крышка
рояля была прикрыта, но не до самого конца. После концерта он сказал `хозяйке`,
И.Т.Бобровской: `Теперь я буду играть только по нотам`.
На этом концерте был слушателем дирижёр Юрий Темирканов. В артистической, после концерта,
Рихтер сказал ему: `Спасибо, что ты всё это выдержал`.

Теперь замечу, что меня то содержание этюдов (как единого комплекса из восьми пьес),
которое Рихтер представил в июне 1981 года, это нечто, если можно так выразиться,
промежуточное между 1957 и 1988 годами. Разный образный строй. Исполнение 1988 года
зрительно ассоциируется с картиной мощного хвойного леса с деревьями с толстыми стволами,
уходящими вверх на большую высоту. Полумрак, и не тесно. Картина статична. Образы от
исполнения 1957 года - это молодая роща, радостная, солнечная, полная кипящей жизни.
Непосредственно на концерте 17 июня 1981 года мне очень понравились `Вечерние гармонии`,
а в записи с этого концерта очень увлекает заключительный (в рихтеровской компоновке) этюд
фа минор. Очень естественно, что этот этюд стоит последним по счёту из всех восьми.
И ещё. `Дикая охота` 1981 года представляется мне картиной военного сражения, но глядя
сверху, как бы с летящего аэроплана. В 1988 году это уже сражение прямо тут, рядом, на
земле.

M_I_ (12.11.2011 23:29) M_I_ писал(а): На этом концерте был слушателем дирижёр Юрий
Темирканов. В артистической, после концерта, Рихтер сказал ему: `Спасибо, что ты всё это
выдержал`.

Нельзя исправить предыдущее сообщение, поэтому уточню: `на этом концерте` - это 17 июня
1981 года.

sir Grey (13.11.2011 11:25) M_I_ писал(а): Весьма польщён просьбой, но что же тут
скажешь?

Большое спасибо. На меня произвело большое впечатление. Как-то очень живо и человечно.
Я правильно понимаю, что Рихтер как бы скомпоновал свой собственный цикл из восьми
этюдов? У Листа ведь 12? Или существует какой-то мини-цикл из восьми, принадлежащий
автору?

M_I_ (13.11.2011 13:19) sir Grey писал(а): Я правильно понимаю, что Рихтер как бы
скомпоновал свой собственный цикл из восьми этюдов? У Листа ведь 12? Или существует
какой-то мини-цикл из восьми, принадлежащий автору?

Для меня очевидно, что Рихтер сам выбрал эти восемь этюдов и расположил их в той
последовательности, в какой считал необходимым. Хотя играл иногда по три или по пять
этюдов (в 50-е годы). Вообще же, Рихтер не играл специально `циклы`. Говорил, что этюды
Шопена надо играть не все подряд, а выборочно. После концерта в ДШИ № 3 31.12.1981 г. -
восемь пьес Чайковского он спросил у Ираиды Тимофеевны: `Хорошо я подобрал пьесы?`. А она
потом с обиженной интонацией сказала, мол, вот он эту же группу из восьми пьес играл ещё
много лет назад (по материалам, представленным Рихтером в эту школу). Она не приняла во
внимание, что и раньше выбор пьес был сделан самим Рихтером. Вообще, когда Рихтер играл
подборки пьес, их состав не вызывал у меня какого-либо чувства отторжения. Всё было
составлено как-то естественно и логично. Рихтер комбинировал ещё, например, пьесы Шуберта.
В концерте 2 мая 1978 года он сыграл после основной программы ещё на бис три пьесы,
которые, как я понял, он затем в Японии играл как маленький цикл. Может быть, Юрий меня
поправит, но вот на концерте 22 января 1975 года бисами были Багатели Бетховена оп. 126 №№
1, 4 и 6. А затем эти Багатели стояли в программе концерта 2 июня на Пражской весне.

M_I_ (13.11.2011 13:49) sir Grey писал(а): Я хочу сказать, что художник иногда пробует, и
получается не одинаково ровно-хорошо.

Рихтер всегда `пробовал` на репетициях, при подгодовке к выступлению. На концерт он
всегда выходил с готовой концепцией, и она планомерно реализовывалась от начала до конца.
Могла быть иллюзия даже сочинения исполняемого на концерте (в ранние годы), но проб как
таковых, тем более исканий на концертах у Рихтера не было. При этом концерты с одной
программой выглядели несколько отличными один от другого. Ярчайший пример - исполнения
Трио Чайковского (для меня пять, плюс ещё одно по описанию очевидца) в конце декабря 1986
года. Все концерты были разные, причём, весьма.

M_I_ (13.11.2011 14:32) sir Grey писал(а): Вы, конечно, можете не соглашаться со мной...
Вы можете считать, что любое прикосновение Рихтера к клавишам инструмента было одинаково
гениальным, что у этого человека не было неудач (а стало быть - не было и особенных удач
творческих), что на исполнение не действовало ничего внешнее - ни здоровье, ни
обстоятельства личной жизни, ни политика, ни, что особенно важно, внутренние искания,
переживания и разочарования.

`Одинаково гениально` у Рихтера не было, а действительно `гениальных` концертов было не
так уж много. Бывали, хотя и весьма редкие, неудачи (по рассказам очевидцев). Говорили,
что в молодости Рихтер как-то начал играть пьесу, сорвался, остановился, сделал вид, что
поправляет запонку на обшлаге рубашки, а потом сыграл снова. Один музыкант-любитель
записал концерт Рихтера в Звенигороде в декабре 1986 года. В одном этюде Шопена Рихтер
сбился, но не перестал играть, но повторил, продолжая дальше, и в результате вышла
увеличенная версия этюда. Мне показывали эту запись. Единственный раз, когда я был
очевидцем остановки - это 18 мая 1991 года в БЗК в самом начале концерта из произведений
Баха. Рихтер начал играть первый из дуэтов для клавира и сразу остановился. Некто сказал
мне, что у него зажалась рука. Но по-моему убеждению, в действительности остановка
демонстративной, и была вызвана некоторой суетой и шумом в зале, который производила
публика, не стихшая с первыми звуками музыки.
У Рихтера случались концерты, которые я бы охарактеризовал как `менее удачные` (на мой
взгляд). Например концерт с четырьмя ранними сонатами Бетховена 16, и особенно 15, октября
1976 года. Лучше тут высказаться об игре Рихтера словами знатока: `он там спал`. Мне эти
концерты показались не очень интересными по контрасту с с концертами 10 и 11 октября 1976
г. (Бетховен, Шуман, Шопен), по-своему эпохальными. Кроме того, сидело в памяти яркое
впечатление от концертов с 32-ой сонатой Бетховена в январе 1975 года. Вероятно поэтому,
концерты 15 и 16 октября показались мне холодноватыми. Но у любителей музыки изданная
видеозапись одного из этих концертов (1-я, 7-я, 9-я и 12-я сонаты Бетховена) иногда
вызывает неподдельный восторг.

P.S. Раз уж я упомянул концерт 18 мая 1991 года, надо сказать следующее. Это был концерт
памяти Олега Кагана, многократного партнёра Рихтера по сонатам для скрипки и фортепиано и
камерным ансамблям. В этом концерте Рихтер сыграл в начале четыре клавирных дуэта Баха.
Играл соло, но `термин` дуэт давал понять, что он играет за двоих. Во втором отделении
были два концерта для фортепиано с оркестром Баха, № 3 и № 7. Говорили, что это авторские
переложения соответствующих скрипичных концертов Баха. Значит, и тут Рихтер играл как-бы
за ушедшего в мир иной скрипача О.Кагана.

Yuriyauskiev (13.11.2011 16:50) M_I_ писал(а): Вообще, когда Рихтер играл подборки пьес,
их состав не вызывал у меня какого-либо чувства отторжения. Всё было составлено как-то
естественно и логично. ... Может быть, Юрий меня поправит, но вот на концерте 22 января
1975 года бисами были Багатели Бетховена оп. 126 №№ 1, 4 и 6. А затем эти Багатели стояли
в программе концерта 2 июня на Пражской весне.

M.I. на самом деле затронул интересную тему - совместимость произведений в рамках одной
программы. Когда-то очень давно я рассказывал одному покойному киевскому преподавателю
музыкального училища, весьма случайному своему знакомому, о концерте одного известного
пианиста, которого тот страшно не любил, что им были исполнены такие-то сонаты Бетховена и
3-я соната Брамса. Это вызвало неожиданную реакцию, что, мол, за кого он нас принимает? Я
толком не понял, почему это может быть оскорблением - исполнение в одном концерте этих
сонат. Его заявление воспринял как реакцию на нелюбимого музыканта и очень нелюбимого
человека. И тем не менее, вопрос это интересный - что естественно сочетается, а что не
очень или вообще не сочетается. В подборе произведений для своих программ Рихтером я
всегда чувствовал логику и гармонию.
Теперь маленькое отступление. Где-то рядом снова кем-то (ники не запоминаю кроме
четырех-пяти, а еще два – не просто ники, но и близкие мне по духу люди, правда, у одного
из них ник никак не запомню по причине отсутствия активности на форуме) снова поднята эта
старая и излюбленная ими тема о «фанатах» Рихтера. Эти злобные отродья (фанаты,
разумеется, а не борцы с фанатизмом), ничего толком не понимающие в музыке, только тем и
заняты, что обожествляют своего кумира, что бы он ни делал, что бы ни вытворял, какие бы
программы ни играл. С их точки зрения, думаю, наше понимание органичности программ Рихтера
– выдумка из той же серии. Сказал это здесь, т.к. туда, где ведется, с позволения сказать,
дискуссия, заходить не собираюсь - у меня нет потребности в препирательствах. Люблю писать
о том, что мне интересно, тем более, при моей жуткой занятости по работе в настоящее
время.
Возвращаюсь к теме. Когда-то один известный участник многих форумов, которого до сих пор
вспоминают, сообщениями которого до сих пор восхищаются, написал, что, будь у него все
программы Рихтера, для него они были бы интереснейшим чтивом. Полностью согласен. Читать
их – огромное удовольствие, если понимаешь, что стоит за каждой записью «ор. такой-то»,
как это звучало в разные годы, особенно, если сам это слышал и особенно в концерте.
Способны же музыканты наслаждаться музыкой, глядя в ноты. Тут нечто подобное.
Я прекрасно помню эти три багатели в качестве бисов в концерте в Киеве 4/10/76 после
четырех сонат Бетховена (№№ 1,7,9,12). Через несколько дней он играл эту же программу в
Москве – 15/10/76, БЗК с одной багателью на бис – ор.126, №1, а 16-го бисов не было
вообще. В Киеве эти бисы звучали (точнее, воспринимались) особенно органично и свежо по
понятным причинам – слушал их в живом концерте. Можете себе представить овации после
последней отзвучавшей сонаты. Если выходил и кланялся, стоя между роялем и слушателями, то
все знали, что это просто очередная реакция на аплодисменты и больше ничего, но вот
неторопливо подходит к роялю с другой стороны – зал затих (он вышел на подмостки)

Koenig (17.01.2012 16:28) Даа! Феерическое исполнение!

Yuriyauskiev (25.01.2012 03:24) Наконец выяснилось, что это запись с концерта в БЗК
8/4/57, в первом отделении которого Рихтер сыграл сонаты Шуберта №13, A-dur, op.120 и №14,
a-moll, op.143 (последнюю - впервые); во втором отделении - 8 трансцендентных этюдов и на
бис повторил этюды №№2,8. Дело в том, что в прошлом году были изданы некоторые записи из
фонда Московской консерватории, в частности, запись этого концерта, но без бисов. Один
серьезный специалист с другого форума сравнил выложенные на нашем сайте с этими `новыми` и
обнаружил полное сходство. Я тоже сравнил №2 и убедился в том же. Жаль, разумеется, что
это не новая запись, зато загадка старой разгадана. Она ведь когда-то в каталогах
числилась как запись 46-го года, что невозможно, потом - 56-го года, что тоже неверно, как
тут уже отмечалось.
Не уверен, что где-то еще существуют записи всего рихтеровского цикла из восьми этюдов
его раннего периода, хотя он к нему обращался много раз. По крайней мере в
Гостелерадиофонде их нет.

DzhiTi (22.02.2012 01:24) грандиозно!

Coca (25.05.2012 11:01) Вот интересно услышать, как бы Рихтер сыграл 4 этюд

Владимир (02.10.2017 10:20) А 11го этюда в этой записи нет(

Владимир (01.08.2019 07:36) Не этюды, а картины маслом!

Владимир (01.08.2019 08:01) Понимаю почему въедливые японцы пытались подключить электроды
к Рихтеру во время его выступлений. Чёрт знает как он так играет! Хотели понять секрет...

sir Grey (01.08.2019 08:58) Владимир писал(а): А 11го этюда в этой записи нет(

А Вы не можете написать модераторам, чтобы они исправили? А то непорядок получается.

Владимир (01.08.2019 11:03) sir Grey писал(а): А Вы не можете написать модераторам, чтобы
они исправили? А то непорядок получается.

Напишу. И надо сказать, что судя по каталогу это запись от 08/04/57 из БЗК. В остальные
даты 57 года все 8 этюдов не записывались. И да, одиннадцатый тоже тут должен быть ибо был
записан, но его почему то нет.

evc (01.08.2019 12:06) Владимир писал(а): Напишу. И надо сказать, что судя по каталогу
это запись от 08/04/57 из БЗК. В остальные даты 57 года все 8 этюдов не записывались. И
да, одиннадцатый тоже тут должен быть ибо был записан, но его почему то нет.

В случае того, как Вы говорите, текущую заливку придётся удалить с утратой комментариев и
залить заново верный файл.

Владимир (01.08.2019 13:30) evc писал(а): В случае того, как Вы говорите, текущую заливку
придётся удалить с утратой комментариев и залить заново верный файл.
Я не знаю где взять недостающий этюд, а пока его нет достаточно исправить дату. А вообще
попробую поискать... Что бы не удалять комментарии, я если найду одиннадцатый этюд с этого
концерта, помещу его в `части произведений`.

evc (01.08.2019 14:37) Владимир писал(а): Я не знаю где взять недостающий этюд, а пока
его нет достаточно исправить дату. ... Что бы не удалять комментарии, я если найду
одиннадцатый этюд с этого концерта, помещу его в `части произведений`.

Пока отредактировал описание, а при появлении полного варианта, решим, что делать. Нужно
иметь в одном качестве все исполненные этюды.

Mikhail_Kollontay (01.08.2019 18:52) Владимир писал(а): Понимаю почему въедливые японцы
пытались подключить электроды к Рихтеру во время его выступлений. Чёрт знает как он так
играет! Хотели понять секрет...

Ямаха небось?

Владимир (01.08.2019 20:24) Mikhail_Kollontay писал(а): Ямаха небось?

Не помню где читал (по моему у Юрия Борисова), Рихтер вспоминал, что во время очередных
гастролей по Японии к нему подошли японцы и подключили какой то датчик. СТ спросил `Что
это?` ему ответели `мы во время вашей игры хотим слышать звук вашего сердца`. СТ сказал
`Лучше слушайте музыку` и перед выходом на сцену не заметно отключил этот датчик.))
Ситуация интересная! Думается, что там был не простой датчик пульса, а что то по
серьезнее...) Ямаха или нет не знаю.

sir Grey (02.08.2019 12:58)
evc! Спасибо за проделанную работу. Читать трудно, но можно. Сапиенти сат. Или как
по-русски - да и разумеет иже чтет.

evc (02.08.2019 13:11)
sir Grey писал(а):
evc! Спасибо за проделанную работу. Читать трудно,
но можно. Сапиенти сат. Или как по-русски - да и разумеет иже чтет.
Да, читать
неудобно, но сохранённый текст может вполне послужить основой для форматирования в другом
виде. Пока редактировал, невольно всё прочёл, многое показалось интересным и
примечательным (как-то неловко было удалять окончательно долгие диалоги, где были и
замечания очевидцев).



 
     
classic-online@bk.ru