«Тарар» (фр. Tarare) — опера в пяти актах с прологом, написанная Антонио Сальери в 1787 году на либретто П. О. Бомарше и в том же году впервые поставленная в Париже. По заказу императора Иосифа II...Читать дальше
«Тарар» (фр. Tarare) — опера в пяти актах с прологом, написанная Антонио Сальери в 1787 году на либретто П. О. Бомарше и в том же году впервые поставленная в Париже. По заказу императора Иосифа II на либретто Лоренцо да Понте была создана италоязычная версия оперы — «Аксур, царь Ормуза», которая на протяжении нескольких десятилетий с успехом шла по всей Европе.
Природа — сопрано Дух Огня — баритон Атар, царь Ормуза — бас Тарар, солдат на службе у Атара — тенор Астазия, жена Тарара — сопрано Артене, священник — бас Альтамор, его сын, генерал — бас Урсон, капитан стражи — бас Кальпиджи, главный евнух гарема Атара — тенор-альтино В прологе Природа и Гений Огня создают героев оперы и предопределяют их судьбы. Действие происходит в Ормузе, арабском государстве на территории Персии, управляемом жестоким и развращенным царём Атаром. В минуту смертельной опасности Атар назначает преданного ему Тарара, солдата незнатного происхождения, генералом, и тот обеспечивает безопасность монарха. Но возвышение недавнего солдата вызывает ревность у генерала Альтамора, а уважение, которым пользуется Тарар среди солдат, внушает опасения подозрительному Атару. По приказу царя Альтамор похищает жену Тарара, Астазию; под именем Иризы Атар помещает её в свой гарем и устраивает в честь новой госпожи праздник по-европейски. Скорбящему о потере жены Тарару царь обещает снарядить корабль для преследования разбойников, сам же подстрекает Альтамора вызвать соперника на поединок. Сразив в поединке Альтамора, Тарар от главного евнуха, Кальпиджи, узнаёт правду о своей жене и, переодевшись рабом — чернокожим немым стариком, с помощью евнуха проникает в гарем. Пытаясь спасти Астазию, он невольно выдаёт себя и, схваченный стражей, предстаёт перед Атаром. Во дворе царского дворца готовится костёр для Тарара и Астазии, решившей умереть вместе с мужем; но восставшие солдаты и рабы освобождают их. Атар, опасаясь возмездия, отрекается от власти и закалывает себя кинжалом. Народ избирает царём любимого полководца, и, вынужденный уступить воле народа, Тарар надевает на себя цепь, «чтобы сковать себя со счастьем государства» Х Свернуть
Кристоф Руссе
(дирижер)
,
Джудит ван Ванрой
(сопрано),
Тассис Христояннис
(баритон), Ансамбль `Les talens lyriques`
, Хор Центра барочной музыки Версаля
Cyrille Dubois(Тарар); Karine Deshayes(Астази); Jean Sébastien Bou (Атар); Enguerrand de Hys(Кальпижи); Tassis Christoyannis (Артене/Дух Огня); Philippe-Nicolas Martin( Альтомар); Judith van Wanroij (Природа) // CD 2019
|
||
либретто Лоренцо да Понте была создана италоязычная версия оперы — `Аксур, царь Ормуза`.
Этот произведение Сальери несколько десятилетий не сходило со сцен. Французское либретто
написал знаменитый Бомарше. Описание я добавил. Вот слова Бомарше о Сальери и их
совместной работе (над созданием оперы трудились больше года):
`Он имел мужество отказаться ради меня от множества музыкальных красот, которыми блистала
его опера, единственно потому, что они удлиняли сцены и замедляли действие; но за эти
жертвы его вознаградят мужественный и энергичный стиль, а также стремительный и гордый тон
всего произведения. Мой друг, говорил я ему, попытка смягчить мысли, изнежить фразы,
чтобы сделать их более музыкальными, — вот что портит оперу. Попробуем поднять музыку на
высоту нервной и интригующей поэмы; так мы придадим ей нужное благородство`.