10/1/52 - Москва, БЗК.
         (14)  


Yuriyauskiev (29.03.2011 18:29)
Следует обратить внимание на то, что в первом концерте Рихтера, данном в Доме инженера в
Одессе, в числе прочих прозвучала и эта Прелюдия, ор.45. Более того, с нее и начался
концерт. Первое произведение, начавшее отсчет сотням концертов `Музыканта века`!
К сожалению, сохранилась единственная запись - она и выложена здесь.

M_I_ (01.12.2011 21:12)
Прекрасная музыка, превосходное исполнение. Душевно чистое, открытое, и как бы домашнее. И
почему-то немного напоминает раннего Скрябина.

alexa_minsk (23.05.2015 00:38)
M_I_ писал(а):
И почему-то немного напоминает раннего
Скрябина.
потому что ранний Скрябин подражал Шопену.

Mikhail_Kollontay (23.05.2015 06:54)
alexa_minsk писал(а):
потому что ранний Скрябин подражал
Шопену.
При всем глубочайшем почитании Шопена, это вроде того как вставить в
автомобиль Победа ядерный реактор. Преувеличение, конечно. Но мне кажется, что дать такой
лапидарный извив смыслу, какой давал Скрябин в опусах 2 и 9, скажем, да и 11, хотя уже
чуть послабее, Шопену и в голову бы не пришло. А внешне, конечно, похоже. При всем
клокотании в вулкане, Шопен смотрит в эпоху виртуозов и нацоперников, ну, может.
ограничиваясь понюхать, а Скрябин - во времена наганов, расстрелов из них и пышного
расцвета New Age. Не знаю, думал ли он обо всём этим своим умом, но как художник сделал
большой профетический акцент на этом на всём.

Mikhail_Kollontay (23.05.2015 08:00)
Mikhail_Kollontay писал(а):
почитании Шопена
Всё-таки надо
полнее. Есть оборотная сторона - всякое усиление смысла несёт примитив в области самой
науки, в области собственно построения музыки. Беда, когда музыка превращается в
заточенную стамеску. Ни в одном смысле слова Шопена никак не упрекнёшь в пошлости, а к
Скрябину в этим смысле претензий немало. Начать с построения формы, где он школьник и
школьник, даже еще не студент (хоть вспомнить совершенно позорную прелюдию ми минорную из
оп.11), продолжить в звуковысотной системе, где АН в развитии тристановской линии
мгновенно дошел до логического тупика, а в области идеологии даже и говорить не стану.
Всего этого у Шопена мы не встретим, там изобретения и в форме, и в гармонии, безконечно
нетривиальны, непредсказуемы и всегда имеют творческий, а не доктринальный характер. В
области веры, предполагаю, как бы далеко не заглядывал Шопен, остался традиционалистом.
Сильной, стержневой стороной самого лица Шопена всегда останется его национальная
принадлежность, им лелеемая, и не слыхал, чтоб его тянуло в Индию, ну разве что в
Шотландию (см начало 2-й баллады), но и она всегда имела желязововольский колорит.

andreiKo (23.05.2015 11:29)
Mikhail_Kollontay писал(а):
(хоть вспомнить совершенно позорную
прелюдию ми минорную из оп.11),
Михаил, как-то вот сам собою напрашивается вопрос - а
что же такого позорного в прелюдии e-moll из op.11 ? )))

evc (23.05.2015 11:42)
andreiKo писал(а):
Михаил, как-то вот сам собою напрашивается вопрос
- а что же такого позорного в прелюдии e-moll из op.11 ? )))
промоушен: давайте
слушать прелюдию, я её призабыл, а вот Михаил напомнил.
хотя, некоторые вещи им сказанные, мне показались вполне стройными.

Maxilena (23.05.2015 11:53)
evc писал(а):
промоушен: давайте слушать прелюдию, я её призабыл, а
вот Михаил напомнил.
хотя, некоторые вещи им сказанные, мне показались вполне стройными.
Надо же, я эту
прелюдию очень люблю... Наверное, чайником или кастрюлей (мне как-то ближе) быть не так уж
плохо)))

andreiKo (23.05.2015 11:55)
evc писал(а):
промоушен: давайте слушать прелюдию,
Насколько я
помню курс истории музыки, он ее то ли в 13 то ли в 15 лет написал - но дело не в этом. У
Скрябина, видимо, действительно есть такая некая `школьная математичность` - от начала
пути и даже до самого конца (то есть несколько бросающаяся в глаза логика композиторского
мышления) и в тональных планах, и в структурах, и в формах, но я просто воспринимаю это
как черту его стиля - черту, в достаточной степени очаровательную (хотя стиль музыки
Скрябина от меня в принципе далек). Да и кто я такой, откровенно говоря - рядом со
Скрябиным, чтобы его осуждать - за реальные или мнимые `школьности`.

evc (23.05.2015 12:03)
andreiKo писал(а):
Насколько я помню курс истории музыки, он ее то ли
в 13 то ли в 15 лет написал - но дело не в этом. У Скрябина, видимо, действительно есть
такая некая `школьная математичность` - от начала пути и даже до самого конца (то есть
несколько бросающаяся в глаза логика композиторского мышления) и в тональных планах, и в
структурах, и в формах, но я просто воспринимаю это как черту его стиля - черту, в
достаточной степени очаровательную (хотя стиль музыки Скрябина от меня в принципе далек).
Да и кто я такой, откровенно говоря - рядом со Скрябиным, чтобы его осуждать - за
реальные или мнимые `школьности`.
Ну, сопоставлять нас (Вас, или ешё кого, меня,
неважно...), нет смысла с Скрябиным. Разные точки отсчёта.

Мне эта прелюдия ми-минор с 11 опуса показалась несколько зыбкой, только что переслушал в
3-х разных исполнениях. Но она в норме, плюс минус.

andreiKo (23.05.2015 12:38)
evc писал(а):
Ну, сопоставлять нас (Вас, или ешё кого, меня,
неважно...), нет смысла с Скрябиным. Разные точки отсчёта.
Я именно про это и
написал, только другими словами

Mikhail_Kollontay (23.05.2015 15:12)
Maxilena писал(а):
я эту прелюдию очень люблю
В этой прелюдии
пример показательной порки, которую учиняет с композитором в детстве написанная музыка,
если он пытается в неё влезать и `досочинять`. В окончании пьесы демонстрируется полное
бессилие и неспособность к сочинению - применительно к данному музыкальному материалу,
конечно. Сам импульс, разумеется, замечательный изумительный.

andreiKo (23.05.2015 17:17)
Mikhail_Kollontay писал(а):
В окончании пьесы демонстрируется полное
бессилие и неспособность к сочинению - применительно к данному музыкальному
материалу,
Михаил, а с каких это таких побед Скрябиным `демонстрируется бессилие` в
этой прелюдии? Со всех точек зрения если рассматривать `окончание` этой пьесы (по нотам -
это расширение во втором предложении с такта 15) - оно классно придумано и сделано.

1. По структуре - точно повторенное первое предложение дополняется расширением - тут
можно, конечно, придраться к тому что оно точно повторено, а можно и не придираться -
материал настолько богат и гармонически и интонационно что слух спокойно это повторение
`выдерживает` что называется.

2. Гармонически - это гениальная находка - от общей`диезности` тонально-гармонического
развития материала (ми, си, фа-диез миноры) найти путь обратно в тонику через
неаполитанскую `бекарную` фа-мажорную гармонию - да еще с каким шикарным - по звучанию
ре-минорным (!!!) задержанием - гармония совершенно неожиданная и переворачивающая
сознание.

Это великолепный пример именно того, как можно из `детского` материала одним ювелирно
точным штрихом сделать шедевр - всем нам (композиторам) учиться, учиться и еще раз
учиться.

Mikhail_Kollontay (24.05.2015 07:17)
andreiKo писал(а):
с каких это таких
Хорошо, я нисколько не
настаиваю.



 
     
classic-online@bk.ru