Вокальный цикл «Schwanengesang» (`Лебединая песня`), № 7 (`Abschied`). Музыкальный фестиваль в Зальцбурге, 29/08/1977.
         (20)  


Intermezzo (27.09.2011 15:42)
Прекрасное исполнение!

А во время апплодисментов тихо поет Фишер-Дискау, или это Рихтер?)

Yuriyauskiev (27.09.2011 22:23)
Intermezzo писал(а):
Прекрасное исполнение!

А во время аплодисментов тихо поет Фишер-Дискау, или это Рихтер?)
Явно не Рихтер.
Когда-то была серия радиопередач, в которых он говорил о любимых произведениях
Рахманинова, о сонате Листа и 17-й Бетховена. Он рассказал, как его критиковали в Канаде
за, с их точки зрения, чересчур медленный темп в начале этой сонаты. При этом он спел,
показав, в каком темпе надо играть. Поэтому я с его манерой петь немного знаком.

Intermezzo (27.09.2011 23:12)
Yuriyauskiev писал(а):
Явно не Рихтер. Когда-то была серия
радиопередач, в которых он говорил о любимых произведениях Рахманинова, о сонате Листа и
17-й Бетховена. Он рассказал, как его критиковали в Канаде за, с их точки зрения, чересчур
медленный темп в начале этой сонаты. При этом он спел, показав, в каком темпе надо играть.
Поэтому я с его манерой петь немного знаком.
Значит, Фишер-Дискау готовится к
следующему произведению (хотя мне показалось, что он напевает слово Abschied)
Очень приятно удивило, что Рихтер, пианист, выступавший преимущественно соло, так
прекрасно аккомпанирует. Ни разу не забил, все оттенки выраженны как нельзя четко -
прекрасное исполнение!

Yuriyauskiev (27.09.2011 23:45)
Intermezzo писал(а):
Очень приятно удивило, что Рихтер, пианист,
выступавший преимущественно соло, так прекрасно аккомпанирует.
Это совсем не
удивляет. Вам надо и с этим познакомиться. Здесь многое выложено. Он выступал с Ниной
Дорлиак, Галиной Писаренко, Петером Шрайером, Дитрихом Фишером-Дискау. Больше всего,
разумеется, с Ниной Львовной. Их репертуар огромен, но записана всего какая-то пятая часть
или меньше. Правда, сохранились записи их репетиций, где они играют из редко исполняемых
`Колибри` Шоссона, которая не была ими записана. Можно услышать, что Рихтер - строгий
партнер, слышащий все недостатки. Жаль, всё это безвозвратно утеряно. Список композиторов
и, тем более, произведений из их репертуара огромен.
Мне рассказывали, что хотел он выступить с Борисом Романовичем Гмырей, но возникли
некоторые препятствия.

musikus (27.09.2011 23:51)
Intermezzo писал(а):
Очень приятно удивило, что Рихтер, пианист,
выступавший преимущественно соло, так прекрасно аккомпанирует. Ни разу не забил, все
оттенки выраженны как нельзя четко - прекрасное исполнение!
Занятно...

Intermezzo (28.09.2011 00:08)
Yuriyauskiev писал(а):
Это совсем не удивляет. Вам надо и с этим
познакомиться. Здесь многое выложено.
Ну, я же только знакомлюсь. Наверное,
действительно это не должно было меня удивлять. Обязательно познакомлюсь с другими
записями.

kollontay_ (28.09.2011 11:32)
Yuriyauskiev писал(а):
Он выступал с Ниной Дорлиак, Галиной
Писаренко, Петером Шрайером, Дитрихом Фишером-Дискау.
Больше не будет повода. Вы
говорили о мемуаре... Нина Львовна в годы, когда в Москве были концерты Фишера-Д с
Рихтером говорила, что приезжий мэтр был мил, позанимался с некоторыми ее студентками, мне
кажется, она была очень воодушевлена. И уж не знаю почему рассказала о том, как они были у
него в Германии, как тот их пригласил поужинать и сказал в последний момент, что забыл
кошелек... `И нам пришлось платить, что делать`. Интонация была горькая в том смысле, что
ну каким надо быть жлобом, чтобы совершенно по сравнению уж с Фишером-то нищих советских
артистов заставлять платить за себя.

alexshmurak (28.09.2011 11:34)
Отличная история, и к месту совершенно

Yuriyauskiev (28.09.2011 12:58)
kollontay писал(а):
пригласил поужинать и сказал в последний момент,
что забыл кошелек... `
Ну что же, раз возникла ресторанная тема, то и я позволю себе
кое-что вспомнить. Витя Зеленин рассказал мне, как, сопровождая Рихтера, обедал с ним в
Париже в ресторане. Рихтер предложил заказать для Вити «морской коктейль». Принесли
сооружение в виде пирамиды с полочками, на которых лежали устрицы, омары и разное такое,
чего я запомнить не в состоянии. Одному человеку осилить это было невозможно. Рихтеру не
нужно было доставать кошелек – его у него не было, да и деньги у него бывали редко. Он мог
себе такое позволить – его деньги были у секретаря (тогда это была Милена Борромео,
человек замечательный, преданный Святославу Теофиловичу, самоотверженный). Когда она
расплачивалась, Вите стало не по себе – сумма превосходила его месячную зарплату.
С этой поездкой (где-то конец 80-х или начало 90-х) связана также история с его
заграничным паспортом. Нина Львовна предупредила Витю буквально за пару дней, что ему надо
ехать с Рихтером в Париж. Придя в ОВИР, он с порога заявил, что ему через два дня надо
ехать во Францию, и поэтому срочно нужен паспорт, т.к. старый просрочен. Мадам,
занимавшаяся этим священнодействием, была вне себя от возмущения, вызванной наглостью
заурядного посетителя. Такого ей, явно, не приходилось слышать. Мой друг пришел домой, не
солоно хлебавши, позвонил Нине Львовне и поведал эту грустную историю. Та приказала ждать
у телефона и добавила, что Святослав Теофилович отказывается ехать без него. Ждать долго
не пришлось. Звонок последовал всего через полчаса. Вите приказано было в десять утра
следующего дня быть в ОВИРе. Он робко спросил, взять ли ему коробку конфет. «Обойдутся!» -
ледяным голосом ответила Нина Львовна. На следующий день, выполняя инструкцию, как ни в
чем не бывало, он снова предстал пред очи грозной мадам. Теперь она круглыми глазами
смотрела на него, как на нечто необычайное, не укладывающееся в её воображении. Но паспорт
был в кармане, и можно было с легкой душой ехать в Париж. Думаю, не нужно объяснять, что
великий Музыкант и не догадывался о происходящих рядом коллизиях.

kollontay_ (28.09.2011 14:51)
alexshmurak писал(а):
Отличная история, и к месту совершенно
Я
рад, что Вы оценили, как мне удалось улучить момент.

Yuriyauskiev (30.09.2011 23:46)
kollontay писал(а):
Больше не будет повода. Вы говорили о мемуаре...
Нина Львовна в годы, когда в Москве были концерты Фишера-Д с Рихтером говорила, что
приезжий мэтр был мил, позанимался с некоторыми ее студентками, мне кажется, она была
очень воодушевлена. И уж не знаю почему рассказала о том, как они были у него в Германии,
как тот их пригласил поужинать и сказал в последний момент, что забыл кошелек... `И нам
пришлось платить, что делать`. Интонация была горькая в том смысле, что ну каким надо быть
жлобом, чтобы совершенно по сравнению уж с Фишером-то нищих советских артистов заставлять
платить за себя.
У меня вопрос к Вам, kollontay (простите, плохо знаю, как обращаться
на форуме - по имени или нику). Формально не очень понятно, кто ужинал с Фишером-Дискау -
те молодые артисты или Рихтер с Дорлиак. Из контекста вроде бы понятно, что студентки, но
хотелось бы увидеть Ваше подтверждение. Просто мне уже задали такой вопрос.

kollontay_ (01.10.2011 10:14)
Yuriyauskiev писал(а):
У меня вопрос к Вам, kollontay (простите,
плохо знаю, как обращаться на форуме - по имени или нику). Формально не очень понятно, кто
ужинал с Фишером-Дискау - те молодые артисты или Рихтер с Дорлиак. Из контекста вроде бы
понятно, что студентки, но хотелось бы увидеть Ваше подтверждение. Просто мне уже задали
такой вопрос.
Нет-нет, глубокоуважаемый Yuriyauskiev, никаких студенток. Дело было в
Европе. Фишер пригласил в ресторан двоих СТ и НЛ (не знаю вот, был ли сам Фишер с кем-то
или нет) и сам же отказался платить под предлогом забвения кошелька. Подтвердить, понятно,
ничем не могу, Нина Львовна уж далеко от нас, разговор был наедине. Вероятно, она кому-то
еще это рассказывала, первой в голову приходит Писаренко, справьтесь, скажем, у нее.
может, она помнит эту историю? - Заодно еще скажу, что, по словам НЛ, Ф-Д жаловался на то,
что голос начинает сдавать, хотя и по словам же НЛ, и по общему мнению, этого тогда не
было слышно еще совершенно (ну вот когда он был в Москве, конец 70-х? я не помню год). Он
отвечал ей: да-да, не слышно, но я уже ощущаю. В позднейших записях это слышно - дальше
некуда, и даже как-то за певца неудобно.

Yuriyauskiev (01.10.2011 21:13)
kollontay писал(а):
Дело было в Европе. Фишер пригласил в ресторан
двоих СТ и НЛ (не знаю вот, был ли сам Фишер с кем-то или нет) и сам же отказался платить
под предлогом забвения кошелька.

Заодно еще скажу, что, по словам НЛ, Ф-Д жаловался на то, что голос начинает сдавать,
хотя и по словам же НЛ, и по общему мнению, этого тогда не было слышно еще совершенно (ну
вот когда он был в Москве, конец 70-х? я не помню год). Он отвечал ей: да-да, не слышно,
но я уже ощущаю. В позднейших записях это слышно - дальше некуда, и даже как-то за певца
неудобно.
Спасибо большое за разъяснения!
По поводу голоса Фишера-Дискау могу сказать лишь банальную истину, что ничего не
поделаешь - годы дают себя знать. Специально нашел две записи из Дневника Рихтера (мог бы
и больше).

Март 1971. Брамс Песни на слова Гейне. Фишер- Дискау, Демус
Вагнер
Пять песен на слова Матильды Везендонк.
Hannelore Kuhse
Слушали по желанию Ниночки, и конечно всё было прекрасно исполнено. Не мудрено, когда
такие певцы!..
Да и музыка на высоте двадцати девяти километров от уровня моря. Бывают все-таки чудеса
на свете.
-------------
1991. М. Регер «Requiem»
исп.: Д. Фишер-Дискау, дирижер: Г. Альбрехт
Странное произведение (оно написано Реге¬ром с намеком на первую всемирную войну).
Всё несколько в берлиозовском и бузонивском [стиле?]. Жалобно и помпезно. Фишер-Дискау
уже не тот.
О Seele, verlass uns nicht (Hebbel) .
-------------
А вот о разных подходах к исполнению у Рихтера и Фишера-Дискау:

11/Х/84
Мне нравится, что Шрейер идет всецело от музыки, а слово у него подчинено ей. Это как раз
обратно с Фишером-Дискау, который идет от слова. Мне лично это чуждо, и я начинаю терять
свободу исполнения, когда его сопровождаю.

kollontay_ (02.10.2011 08:27)
Yuriyauskiev писал(а):
Спасибо большое за разъяснения!
Если,
Yuriyauskiev, Вам интересно, то легко в дневниках найдете ругательные записи обо мне, под
фамилией Ермолаев, думаю, что это сентябрь 1975 года. Что там и как - отдельный рассказ,
сомневаюсь, что подробности и нужны. Рихтер явился на мой концерт, который я играл
совершенно безобразно, ввиду легкомыслия Нины Львовны: она мне устроила концерт в середине
сентября, сказав мне о нем в начале того же месяца. А перед тем я все лето был то ли в
Коктебеле, то ли не помню где, плавал, отдыхал и крышку рояля не открывал всё лето. И
играть-то надо было ни много ни мало - 1-й том ХТК. И к тому же ввиду акклиматизации к
прохладной Москве был совершенно болен. - Сам я не читал, мне рассказали просто. Еще - не
меня ли первым семья запустила в музей им.Пушкина? Опять-таки я там был НЛ-ной организован
сыграть сольный концерт, и тоже Бах, но играл не где теперь, а под мраморным Давидом.
Оказалось, что в этом месте играть нельзя, ибо реверберация ну, секунд 8 или 10. Уже после
этого они с Антоновой стали думать о `Декабрьских вечерах`, а то были такие разведочные
шаги. Рихтера не было, из известных лиц помню, что пришел Шнитке, не помню. кто еще. Тоже
ужасный был концерт, надо сказать. Может быть, мой тот концерт был не первым, не знаю, но
до того не слышал, чтоб они там проводились как-то. Это тоже середина 70-х. Рихтер к этой
деятельности НЛ в отношении меня относился, как мне казалась, без сочувствия, чтобы не
сказать ревниво (как ни странно). Во всяком случае, его рукопожатия имели
шутливо-угрожающий оттенок: я только сейчас твою куриную лапку стисну, и тебе каюк, как бы
вот с такой интонацией. Ну, не всерьез, конечно, но с нюансом. А ее деятельность была
связана с тем, что меня буквально уничтожали, НЛ много лет меня пыталась как-то защитить и
вытащить, но практически безуспешно, к сожалению. Она только смогла настоять, чтобы меня
включили в число участников конкурса Чайковского в 1982, это в чистом виде ее заслуга.
(Упреждая вопрос: я только что выиграл Всесоюзный, и было безобразием гнать меня через
очередной отбор, я их к тому моменту сыграл немерено, и все из них выиграл. А со мной
сделают на Чайковского, мне заранее было ясно.) Извините, что всё о себе, я понимаю
просто, что если Вы собираете информацию о Рихтере, то и подобные периферийные вещи
неплохо иметь. Привечали не только меня, скажем, и Плетнева тоже как-то пытались
привлекать (это еще до его прославления было), но там, похоже, уж совсем ничего не вышло.
Он напугал НЛ тем, что ему не нужны были ноты для аккомпанемента, видимо!

Yuriyauskiev (02.10.2011 14:35)
kollontay писал(а):
Извините, что всё о себе, я понимаю просто, что
если Вы собираете информацию о Рихтере, то и подобные периферийные вещи неплохо
иметь.
Спасибо большое, дорогой Михаил! Разумеется, всё это очень ценно. Пару лет
тому назад один пианист, выступавший в Тарусе на фестивале Фонда Рихтера, заявил мне, что
биография Рихтера не написана. Я попросил объяснить, что он имеет в виду. Оказывается,
существуют биографии известных людей, в которых расписан практически каждый день их жизни,
возможно, начиная с какого-то периода. Я плохо понимаю, как это можно сделать в данном
случае. Попытка описать жизнь Святослава Теофиловича, его занятия , была осуществлена в
издании Дневников музеем им.Пушкина. И всё равно это не совсем то, что хотелось бы. А
хотелось бы побольше узнать от окружающих. Они могли запомнить какие-то эпизоды,
характеризующие эту многогранную личность. Совершенно ведь замечательный диалог передает
Н.Д.Журавлева в одной телепередаче – как Рихтер захотел сыграть для присутствовавших в его
квартире людей – Гутман, Журавлевой и, разумеется, Нины Львовны. И как он сказал, что
волнуется, что будет стыдно. Стыдно – перед Листом. Это ведь не поза, не расчет на то, что
его слова передадут другим, что они попадут в фильм. Это проявление его сущности. Эти
воспоминания, естественно, очень индивидуальны и часто носят отпечаток характера и
понимания вещей рассказчиком. Позволю себе попытаться изложить маленький рассказ
преподавателя нашей консерватории, пианиста Всеволода Михайловича Воробьева, старого
приятеля Рихтера с тбилисских времен (конец 40-х – начало 50-х). Всеволод Михайлович при
его уважительном отношении к Святославу Теофиловичу пытался всё же при случае «подкусить».
Будучи в Москве, он при встрече с Рихтером рассказал, как недавно слушал В.В.Нильсена с
баховской программой. Рихтер похвалил программу, тут же сделал каменное лицо и больше
разговор к Нильсену не возвращался. Мне это было представлено, как некая зависть. Я тогда
был молодой и доверчивый, тем не менее, не поверил в то, что великому Музыканту можно было
«перейти дорогу», и он болезненно мог отреагировать на успех чуть ли ни соперника. Какое
между ними могло быть соперничество? От себя добавлю, что в те же годы Нильсен выступал с
такой же программой и в Киеве. Это было не для слабонервных. Он забывал текст буквально в
каждой вещи, где-то начинал импровизировать, явно уступая великому композитору. Но и в
том, что умудрялся сыграть без ошибок, не открывались бездны духа и ума. Всё симпатично,
но не потрясающе и не увлекающе. Замечательно сказал Г.Г.Нейгауз (простите за, возможно,
неточное цитирование): «Когда я играю Баха, я в согласии с миром и благословляю его.» Я
лично не чувствовал ничего подобного у Нильсена, ни того, что именно я чувствую, слушая
Баха у Рихтера, - высокого парения, отрешения от суетного, прикосновения к истокам
источников.
И напоследок – но позже еще немного продолжу – вопрос к Вам, Михаил – можно ли Ваш
рассказ поместить на форум при сайте, посвященном Рихтеру, убрав, разумеется, обращение ко
мне и проч. Может быть, Вы сами это сделаете? Так или иначе, там надо обязательно собирать
свидетельства очевидцев.

kollontay_ (02.10.2011 16:23)
Насчет размещения, если можно, не надо, потому что на каждом сайте своя обстановка, в
которую надо погрузиться, прежде чем что-то публиковать. Я же писал в виде информации для
Вас, а не для неизвестных мне людей. Но дело Ваше, насчет Нильсена, я его немножко
встречал уже в летах, и знаю о нем высочайшие отзывы. Мой профессор Леман рассказывал о
нем следующую байку (так вышло, что он у почти ровесника Нильсена поучился в
консерватории, т.к. умерла Голубовская, его профессор). `Владимир Владимирович, как же
так, Вы такой невероятно одаренный пианист, ну просто как Рихтер, но где Рихтер, и где
Вы?` - `Ах, Альберт Семенович! на самом деле Рихтеров два. Один играет, а другой
заставляет первого заниматься. А у меня второго Нильсена нету.` Простите, что не дословно.

sir Grey (02.10.2011 17:24)
Простите, что перебиваю. Скажите, кто знает, пожалуйста, у Листа есть транскрипция как бы
всего цикла `Лебединая песнь` или просто отдельные песни? Я редактирую воспоминания
концертмейстера, которая писала `Я сыграла `Лебидиную песнь` Листа`. Меня это смущает.

Intermezzo (02.10.2011 18:00)
Sergeey писал(а):
Простите, что перебиваю. Скажите, кто знает,
пожалуйста, у Листа есть транскрипция как бы всего цикла `Лебединая песнь` или просто
отдельные песни? Я редактирую воспоминания концертмейстера, которая писала `Я сыграла
`Лебидиную песнь` Листа`. Меня это смущает.
Да, есть. Горовиц играл его транскрипцию
`Standchen`, по крайней мере. о что она есть, это точно.

Yuriyauskiev (02.10.2011 20:11)
kollontay писал(а):
Еще - не меня ли первым семья запустила в музей
им.Пушкина? Опять-таки я там был НЛ-ной организован сыграть сольный концерт, и тоже Бах,
но играл не где теперь, а под мраморным Давидом. Оказалось, что в этом месте играть
нельзя, ибо реверберация ну, секунд 8 или 10. Уже после этого они с Антоновой стали думать
о `Декабрьских вечерах`, а то были такие разведочные шаги.

Может быть, мой тот концерт был не первым, не знаю, но до того не слышал, чтоб они там
проводились как-то. Это тоже середина 70-х.
Рихтер играл и в Итальянском дворике, и в
зале французской живописи. Восторженную статью, посвященную концерту 19/2/77 в Итальянском
дворике (Бетховен - соната 11, Брамс – соната для кларнета с Камышевым, Шопен – 4 скерцо и
этюд №4, ор.10 на бис) написал Ираклий Андроников. Правда, один музыкант говорил, что в
каком-то скерцо не всё хорошо получилось. Записей нет, поэтому сам об этом ничего сказать
не могу. Зато 12/6/78 в ГМИИ им.Пушкина по приглашению Нины Львовны побывал Воробьев.
Возможно, я здесь уже писал, что он тогда впервые для себя в «Садах под дождем» осознал
смысл фигураций в правой руке - упруго отскакивающие от листьев капли. Ничего подобного,
такого звучания, дававшего такие зримые образы, раньше слышать ему не приходилось. Его
отзывы об «Эстампах» были самые восторженные. Жаль, никто не вел запись, да и концерт, как
он рассказывал, был для элиты. Билеты не продавались, а распространялись среди
«избранных». Рихтеру и в условии музея удавалось извлекать особенные звуки. Вскоре я имел
возможность убедиться в уникальном звучании Дебюсси. Киев тоже сподобился (8/10/78) это
услышать.
Могу сообщить, что всего в ГМИИ Рихтер играл 44 раза. Первый концерт состоялся 14/4/49 –
Бетховен, сонаты №№9, 17, а во втором отделении они с Ниной Львовной исполняли песни
Шуберта из «Лебединой песни» и на бис еще Пастораль Бизе. Следующий концерт был 28/9/56 –
песни Равеля и Дебюсси с Ниной Львовной, во втором отделении – «Картинки с выставки».
Потом 14/4/74 – Моцарт с Каганом, 23/5/75 – Бетховен, сонаты №№3, 29, 26/10/75 – вечер,
посвященный Д.Н.Журавлеву – Дебюсси, «Вереск», 11/5/76 – Хиндемит и Берг. Трудно
перечислять все концерты в музее. Если будут вопросы, отвечу. Из сказанного следует, что
Рихтер начал сотрудничать с музеем еще до нашего с Вами появления на свет.

sir Grey (03.10.2011 22:13)
Intermezzo писал(а):
Да, есть. Горовиц играл его транскрипцию
`Standchen`, по крайней мере. о что она есть, это точно.
Я тоже не дурак, понимаю. Я
спрашиваю: `Нет ли у Ференца Листа произведения под названием `Лебединая песнь`?` Или: `Не
переложил ли Лист все пьесы цикла?`



 
     
classic-online@bk.ru