Скачать ноты
Посв. князю Карлу фон Лихновски

1. Grave - Allegro di molto e con brio
2. Adagio cantabile
3. Rondo. Allegro

21/11/1993 – Лондон. Любительская запись.
      (35)  


samlev (08.07.2011 06:57)
Огромное спасибо Юрию за еще одну запись из его необъятной коллекции!
Очень любопытно прослушать весь `набор` Восьмых сонат Бетховена в исполнении Рихтера,
размещенный здесь. Замечаешь, насколько по-разному соната звучит в разные годы в пределах
единой и неизменной исполнительской концепции - общая идея произведений у Рихтера,
насколько известно, никогда кардинальному изменению не подвергалась. Удивительно то, что
между ранними записями (1947 и 1959гг) и лондонской 1993 года (разлет более чем в 30 лет)
разница не столь велика, сколь между совсем близкими по времени - и года не прошло - той
же лондонской и записью, сделанной в 1994 во Флоренции. В этой последней записи иная
динамика - последовательно снят контраст между форте и пьяно, финал звучит приглушенно и
почти трагически. Интересно, эта разница идет от каких-то внешних причин - акустики зала,
настроения, усталости, может быть, или это новый - более философский, отстраненный от
суеты - взгляд на произведение? Очень интересно было бы услышать, как СТ играл эту сонату
после (он играл ее еще дважды в том же сезоне). Тогда, возможно, стало бы ясней, что в
записи 1994 является случайным, а что идет от внутреннего посыла. Тем более, что эти
записи стали последними зафиксированными исполнениями Патетической С.Т.Рихтером.

MargarMast (08.07.2011 08:28)
samlev писал(а):
Огромное спасибо Юрию за еще одну запись из его
необъятной коллекции!
Очень любопытно прослушать весь `набор` Восьмых сонат Бетховена в исполнении Рихтера,
размещенный здесь. Замечаешь, насколько по-разному соната звучит в разные годы в пределах
единой и неизменной исполнительской концепции - общая идея произведений у Рихтера,
насколько известно, никогда кардинальному изменению не подвергалась.
Лев, могла бы я
Вам задать один вопрос? Насколько я понимаю, Вы, как и Юрий - рихтероман. Но при этом Вы
всё-таки, в отличие от него, музыкант. Скажите мне, пожалуйста - вот такая концентрация
на одном исполнителе, пусть даже таком великом, как Рихтер - не сужает ли Вас кругозор?
Это не праздный вопрос. В жизни очень много всего. В жизни есть (помимо, конечно,
работы) живопись, литература, поэзия, театры, музеи, концерты, и т.д. Я просто пытаюсь
понять для себя, как можно при этом сконцентрироваться на одном-единственном исполнителе
так, что слушать его исполнение одной сонаты Бетховена в разные годы, и сравнивать эти
исполнения, и выяснять - был ли исполнитель уставшим, или была плохая акустика, или это
его новое виденье, т.д. Только, ради Бога, не примите это за иронию. Я действительно
просто пытаюсь понять - это черта рихтеромана, или Вам просто была интересна именно эта
соната? Потому что - вот сейчас посмотрела - на сайте 30 исполнений этой сонаты. Для
слушателя, который пытается понять разные интерпретации этой сонаты, интересно было бы
послушать ну, по крайней мере, штук десять из них. Соната - длительностью в 18 с чем-то
минут, т.е. прослушивание десяти интерпретаций заняло бы около трёх часов. Одной сонаты.
Одного композитора. Так вот - мой вопрос таков. Когда Вы сравниваете разные
интерпретации Рихтера - в Вас действительно говорит рихтероман, и Вам больше ничего
неинтересно? Ничьи другие виденья? А если они интересны - как Вы находите время для всего
этого? Я этого абсолютно серьёзно не понимаю.

samlev (08.07.2011 09:21)
MargarMast писал(а):
Скажите мне, пожалуйста - вот такая концентрация
на одном исполнителе, пусть даже таком великом, как Рихтер - не сужает ли Вас кругозор?
Это не праздный вопрос. В жизни очень много всего. В жизни есть (помимо, конечно,
работы) живопись, литература, поэзия, театры, му
... и т.д. Нет, не сужает. Человек,
сконцентрированный на чем-то, только углубляет свое понимание. Представьте себе человека,
который что-то учит, пишет - я не имею в виду посты, - короче, что-то делает. Он
сосредоточен, он совершает усилие, чтобы понять, преодолеть, разобраться. И в предмете и в
себе. С одного раза ничего не получается и не получится. Надо много раз слушать, играть,
читать, короче, вслушиваться, вчитываться в нечто, что Вас по-настоящему задевает. Все
остальное - ерунда и дилетантство. Даже если Вы просто слушатель.
И еще. Если Вы сталкиваетесь с неким явлением, которое Вас - именно Вас - глубоко
трогает, занимает, восхищает, заставляет думать да и просто приносит радость - чего ж Вам
еще!? Наслаждайтесь и будьте счастливы, что нашли свой, так сказать, предмет. Рихтер - это
весьма большая `вещь` в искусстве, чтобы долго и пристально им заниматься. Кстати, даже
если быть занятым только Рихтером, через него наверняка и еще кое-какие имена и события
войдут в сознание. От Баха до Пруста. А что касается всего остального - библиотек и
музеев - на все это достанет времени, даже если Вы, упаси бог, десять раз подряд
прослушаете пятнадцатиминутную сонату. Это, кстати, займет всего 2,5 часа. Даже если 10
раз подряд.

Yuriyauskiev (08.07.2011 17:24)
samlev писал(а):
И еще. Если Вы сталкиваетесь с неким явлением,
которое Вас - именно Вас - глубоко трогает, занимает, восхищает, заставляет думать да и
просто приносит радость - чего ж Вам еще!? Наслаждайтесь и будьте счастливы, что нашли
свой, так сказать, предмет.
Чтобы немного разрядить атмосферу и заодно что-то
объяснить, позволю себе несколько изменить слова Шерлока Холмса из «Черного Питера»:
«Какой моряк будет пить коньяк или виски, если на столе есть ром?!»

MargarMast (08.07.2011 17:47)
samlev писал(а):
... и т.д. Нет, не сужает. Человек,
сконцентрированный на чем-то, только углубляет свое понимание. Представьте себе человека,
который что-то учит, пишет - я не имею в виду посты, - короче, что-то делает. Он
сосредоточен, он совершает усилие, чтобы понять, преодолеть, разобраться. И в предмете и в
себе. С одного раза ничего не получается и не получится. Надо много раз слушать, играть,
читать, короче, вслушиваться, вчитываться в нечто, что Вас по-настоящему задевает. Все
остальное - ерунда и дилетантство. Даже если Вы просто слушатель.
И еще. Если Вы сталкиваетесь с неким явлением, которое Вас - именно Вас - глубоко
трогает, занимает, восхищает, заставляет думать да и просто приносит радость - чего ж Вам
еще!? Наслаждайтесь и будьте счастливы, что нашли свой, так сказать, предмет. Рихтер - это
весьма большая `вещь` в искусстве, чтобы долго и пристально им заниматься. Кстати, даже
если быть занятым только Рихтером, через него наверняка и еще кое-какие имена и события
войдут в сознание. От Баха до Пруста. А что касается всего остального - библиотек и
музеев - на все это достанет времени, даже если Вы, упаси бог, десять раз подряд
прослушаете пятнадцатиминутную сонату. Это, кстати, займет всего 2,5 часа. Даже если 10
раз подряд.
Я с этим совершенно согласна. Вы правы - чтобы в чём-то разбираться
углублённо, нужно это изучать и познавать, влезать в детали и анализировать - именно это
отличает человека, профессионально в чём-то разбирающегося, от дилетанта. Согласна. И
всё-таки, при всём при этом - следя за творческим путём развития одного пианиста - не
упускается ли при этом много других, обойдённых и незамеченных за недостатком времени? Я
здесь практически не слышала ни от кого комментариев, посвящённых Раду Лупу. А ведь он -
абсолютно выдающийся, самобытный пианист. Это сочетание мощной выразительности и лиризма,
очень тонкого понимания произведения и умение донести его до публики. Поэтому, у меня
вопрос - ну почему всё-таки такая сосредоточенность на каких-то уже начищенных до блеска
от бесконечных прикосновений именах? Это всё равно, что постоянно говорить только о
Леонардо да Винчи в живописи или о Микаланджело - в скульптуре. Ну ведь мир многообразен,
и каждому отводится в нём своё место. Вот, Михаил Коллонтай говорил очень интересно о том,
что Сен-Санс, при всех своих бесконечных и разнообразных дарованиях, не прогремел так, как
Скрябин. Может быть, конечно, это и было связано с тем, что он был слишком одарённым
человеком, что ему было отпущено слишком много таланта в разных областях, и композиторство
для него не было `криком души`. Тоже некоторая размазанность по миру. То есть - я могу
Вас понять, когда Вы говорите, что сосредоточение на чём-то одном, да ещё таком явлении,
как Рихтер, действительно позволяет охватить многое. И всё-таки, всё-таки... Мой вопрос
насчёт сочетания `глубокого` и `широкого` остаётся. Собственно, это вопрос, который волует
меня лично, поскольку я сама человек достаточно рзбросанный по многим вещам - и, конечно,
мне не хватает углублённых знаний в определённых областях. И, тем не менее, хочется
как-то ухватить в этом мире, который даёт столько всего на выбор, как можно больше. Не
хочется ничего упускать. Ни концерт Рады Лупу, ни выставку Гогена, ни фейерверки 4-ого
июля, ни колокольный звон - спасибо тем, кто начал этот раздел - и потому просто не
остаётся 2,5 часов на прослушивание Рихтером той же самой сонаты, пусть гениальной,
гениального Бетховена. Вы понимаете, что я хочу сказать?

MargarMast (08.07.2011 17:51)
Yuriyauskiev писал(а):
Чтобы немного разрядить атмосферу и заодно
что-то объяснить, позволю себе несколько изменить слова Шерлока Холмса из «Черного
Питера»: «Какой моряк будет пить коньяк или виски, если на столе есть ром?!»
Но
ром-то - напиток пиратов, а коньяк - французской аристократии ;).

Yuriyauskiev (09.07.2011 00:23)
MargarMast писал(а):
И всё-таки, при всём при этом - следя за
творческим путём развития одного пианиста - не упускается ли при этом много других,
обойдённых и незамеченных за недостатком времени?
Вопрос не ко мне, но постараюсь
ответить. Всё это общие слова, причем, подкупающе правильные вроде бы. Т.е., при
определенном складе ума или развитости (или неразвитости) вкуса можно встать на такую
точку зрения – не проходить мимо, всем интересоваться, всё охватить, короче, вести
многогранную духовную жизнь. Количественно это, возможно, впечатляет, но не всегда
свидетельствует о настоящем качестве. Правда, что такое «настоящее»? Тут мне сразу
возразят.
Не хочу долго распространяться, поэтому приведу в качестве примера вновь услышанный
ор.111 у Плетнева. Клюнул на восторженные отзывы. Заставил себя просидеть без малого
полчаса и чем же в результате обогатился? Глубокомысленные замедления в первой части
сменяют пританцовывающие аккорды. Во второй отсутствует стройность развития. Только в
конце он наконец заинтересовал. Потрачено время, которое надо беречь и не транжирить. Это
я особенно начал понимать после смерти Вити Зеленина, так много не завершившего. Каждому
естественно слушать того, кто ему близок. Но выполнять при этом повинность из-за боязни
что-то упустить – увольте. Я музыку слушаю, а для этого мне нужен близкий мне исполнитель,
с которым я «вибрирую» (с).
Упомянутые классики Возрождения тут совершенно ни при чем. Это возражение годилось бы,
если бы кто-то слушал, скажем, одного Баха. Рихтер же оставил след в постижении разной
музыки – загляните в выложенные здесь записи. И ему всегда было, что сказать. Как он
объяснял молодежи Концерт Берга во время репетиций! А как вместе с дирижером Карлом
Рихтером показывал на репетиции, что нужно делать (есть такое видео). Поражают его
указания во время разучивания вокальных произведений – с Ниной Дорлиак или Галиной
Писаренко. Я всё это слышал в записи и поражался. Это огромный мир, к которому не
подойдешь с «общим аршином».

MargarMast (09.07.2011 00:38)
Yuriyauskiev писал(а):
Всё это общие слова, причем, подкупающе
правильные вроде бы. Т.е., при определенном складе ума или развитости (или неразвитости)
вкуса можно встать на такую точку зрения – не проходить мимо, всем интересоваться, всё
охватить, короче, вести многогранную духовную жизнь. Количественно это, возможно,
впечатляет, но не всегда свидетельствует о настоящем качестве. Правда, что такое
«настоящее»? Тут мне сразу возразят.
Юрий, спасибо за этот ответ. Но слышали ли Вы
Раду Лупу? И потом - Вы знаете, такого идеального резонанса слушателя с исполнителем, как
у Вас с Рихтером - раз-два и обчёлся. Вероятно, Ваши внутренние миры очень гармонировали.
Но считать, что все остальные люди - те, кто думает или чувствует по-другому, `не
доросли`, поскольку Рихтер - слишком большая для них величина, и если им что-то не
нравится в его исполнении - то, значит, у них не хватает вкуса или глубины понимания -
по-моему, некоторое преувеличение, не кажется ли Вам? Опять же - при всём уважении и
принятии Вашей точки зрфения, получается, что она у Вас с Рихтером - единственно
правильная в мире. Ну Вы же математик. Вы же знаете, что `этого не может быть, потому что
не может быть никогда` :).

antidote (09.07.2011 00:53)
На самом деле, тут возможны два пути и разница между ними все определяет. Есть `узкая
специализация` и зацикленность на чем-то одном, и она связана с тем, что человек сам по
себе узок, однобок, не может видеть дальше собственного носа. Это никому не нравится. А
есть иное: когда человек обозрел уже некоторую широкую область и увидел расположение и
соотношение многих вещей в этой области. И выделил и понял в ней для себя главное. Первое
связано с невозможностью преодолеть самые первейшие ограничения, а второе - дело
сознательного и понимающего выбора. Первое - это сосредоточение на одной вещи, а второе -
попытка увидеть весь мир в одной вещи. И ровнять эти позиции неправильно.
Разбросанность же гибельна для человека. Интерес нужно в себе давить и побольше себя
ограничивать. Небольшой голод только обостряет вкус. Слушание музыки после недельного
перерыва приносит чрезвычайно яркие впечатления. Быть на поводу у своих интересов просто
вредно, это опустошает и притупляет.

MargarMast (09.07.2011 00:57)
И потом, я не очень поняла Ваш тезис о качественности восприятия. Вот Вы сказали насчёт
многогранности подхода, который больше отражается в количественном, нежели в качественном
восприятии и понимании. И после этого немедленно заговорили о Плетнёве и сравнили
исполнение Плетнёва -опять же, с неизменностью - с рихтеровским. А я говорила о поэзии, о
литературе, о живописи, о театре. Где это-то всё? Или на поэзию, живопись, литературу Вы
тоже смотрите глазами Рихтера? Или для Вас этого просто не существует?

MargarMast (09.07.2011 01:02)
antidote писал(а):
Разбросанность же гибельна для человека. Интерес
нужно в себе давить и побольше себя ограничивать. Небольшой голод только обостряет вкус.
Слушание музыки после недельного перерыва приносит чрезвычайно яркие впечатления. Быть на
поводу у своих интересов просто вредно, это опустошает и притупляет.
antridote, это
очень хороший комментарий, но я, честно говоря, никогда не умела `придавить` в себе
интерес - и я согласна, это приводит к ужасной разбросанности. Лично у меня всегда начато
100 дел одновременно, потому что одно цепляет другое - и получается дерево с густой
кроной, в которой я потом просто запутываюсь. Но это - крайний случай. Есть люди очень
разносторонне образованные и при этом чрезвычайно организованные - у меня глубочайшая
зависть к таким людям. Но `придавливать` интерес не получается никак.

MargarMast (09.07.2011 01:05)
Ну, насчёт `притупления` и `опустошения` не согласна совершенно. Напротив, каждый новый
интерес обогащает и добавляет какой-то новый элемент в мозаику мира, которую Вы
складываете для себя. Никогда бы не подумала, что интерес в области искусств может
притулять.

Yuriyauskiev (09.07.2011 01:07)
MargarMast писал(а):
Но слышали ли Вы Раду Лупу? И потом - Вы знаете,
такого идеального резонанса слушателя с исполнителем, как у Вас с Рихтером - раз-два и
обчёлся.
Я же предвидел возражения. Мне, кстати, один разносторонний человек тоже
нечто в таком роде ответил на рихтеровском форуме.
Я подчеркиваю: Рихтеру было, что сказать по поводу разных композиторов, произведений,
искусства вообще. Это всегда нетривиальный взгляд на вещи. Можно его принимать или не
принимать, но игнорирование свидетельствует больше об уровне слушателя, а не исполнителя.
Уже столько по этому поводу всего написано, в частности, мною и на этом форуме, что
получается, что воду в ступе толчем. Я больше писать не могу и не буду пока - надо
серьезно готовиться к поездке в Москву. Много разных встреч, причем, с серьезными людьми,
кучу записей нужно подготовить.
С записями Раду Лупу немного знаком. Здесь тоже попробовал послушать несколько сонат
Шуберта. В моей, еще с молодых лет любимой, четырехчастной ля минорной как услышал эти
аккорды в начале первой части - как в окно стучит, так и выключил. Не могу, особенно
сейчас, совершать над собой насилие. Время от времени слушаю эту сонату, но выбираю
другого исполнителя. Мне же музыку слушать хочется, а не очерки об исполнительском
искусстве писать.

MargarMast (09.07.2011 01:14)
Ну хорошо, Рихтер, так Рихтер. `Жизнь внутренним миром Рихтера` - так, вероятно, тоже
можно прожить. Счастливой Вам дороги и успехов!

Yuriyauskiev (09.07.2011 01:22)
MargarMast писал(а):
`Жизнь внутренним миром Рихтера` - так,
вероятно, тоже можно прожить. Счастливой Вам дороги и успехов!
Не передергивайте. У
каждого свой внутренний мир.
А за пожелания спасибо.

antidote (09.07.2011 01:23)
MargarMast писал(а):
каждый новый интерес обогащает и добавляет
какой-то новый элемент в мозаику мира
Вот именно, что в `мозаику`.

MargarMast (09.07.2011 01:28)
antidote писал(а):
Вот именно, что в `мозаику`.
Ну, на мозаику
Равенны ездят смотреть со всех концов мира.

antidote (09.07.2011 01:36)
Очень остроумно. Можно ли понять смысл данной мозаики, играясь с каждым отдельным кусочком
- вопрос, ответ на который очевиден.

MargarMast (09.07.2011 01:38)
Yuriyauskiev писал(а):
Не передергивайте. У каждого свой внутренний
мир.
Юрий, я не очень поняла, к чему относится слово `передёргивание`? Передёргивать
можно факты, а я просто делаю выводы на основании Ваших высказываний. У меня просто
сложилось такое впечатлeние, что Ваш внутренний мир абсолютно неотделим от рихтеровского.

antidote (09.07.2011 01:39)
Осмысленная мозаика выстраивается `сверху вниз`, а не `снизу вверх` - то есть каждый
кусочек подбирается исходя из общего смысла, а не смысл сам собою появляется как результат
прихотливого сочетания разноцветных элементов.

MargarMast (09.07.2011 01:41)
antidote писал(а):
Очень остроумно. Можно ли понять смысл данной
мозаики, играясь с каждым отдельным кусочком - вопрос, ответ на который очевиден.
Что
значит - `играясь с отдельным кусочком мозаики`? Этот кусочек уже неотделим от целого -
просто Вы должны найти ему место в своей собственной композиции. А насколько цельная
картина мира сложится у Вас из этих кусочков - зависит уже исключительно от Ваших
личностных качеств, как мне кажется.

MargarMast (09.07.2011 01:43)
antidote писал(а):
Осмысленная мозаика выстраивается `сверху вниз`, а
не `снизу вверх` - то есть каждый кусочек подбирается исходя из общего смысла, а не смысл
сам собою появляется как результат прихотливого сочетания разноцветных элементов.
Для
того, чтобы посмотреть `сверху` у Вас уже должен быть довольно большой набор кусочков, в
которых Вы видите какие-то узоры и закономерности. `Сверху` никогда ничего сразу не
получается - если только Вы не гений, который видит эту картину мира изначально - и
по-своему.

antidote (09.07.2011 01:49)
Вам не кажется, что Вы занимаетесь софистикой (и препустой). Постоянно с кем-то спорите,
чего-то доказываете, чего-то `не понимаете`. При том, что Ваши `аргументы` могут
показаться логичными и убедительными, Вам все равно никто не верит. А нескольких умных
людей просто с форума вышибло благодаря Вашей всесторонней заинтересованности.

MargarMast (09.07.2011 01:50)
antidote писал(а):
Вам не кажется, что Вы занимаетесь софистикой (и
препустой). Постоянно с кем-то спорите, чего-то доказываете, чего-то `не понимаете`. При
том, что Ваши `аргументы` могут показаться логичными и убедительными, Вам все равно никто
не верит. А нескольких умных людей просто с форума вышибло благодаря Вашей всесторонней
заинтересованности.
Послушайте, antidote - это у Вас такой неизменный способ - когда
не хватает аргументов, немедленно переходить на личности?

antidote (09.07.2011 01:53)
Аргументы нужны тем, кто висит в воздухе и не может найти почвы под ногами. Что же
касается `неизменных способов` - на основании каких прецедентов Вы делаете столь
статистические утверждения?

MargarMast (09.07.2011 02:01)
antidote писал(а):
Аргументы нужны тем, кто висит в воздухе и не
может найти почвы под ногами. Что же касается `неизменных способов` - на основании каких
прецедентов Вы делаете столь статистические утверждения?
Ну вот это уже - без
комментариев. Эти замечания исходят от раздражённого человека, а потому они не очень
интересны. Хотя насчёт аргументов - это, конечно, нужно куда-нибудь вписать золотыми
буквами. Я ещё такого определения не слышала. Лучше всего это принять на вооружение
всяким там научным сотрудникам. Или юристам.

antidote (09.07.2011 02:06)
Замечательные примеры. Именно эти люди чаще других `висят в воздухе`. Человек, у которого
почва под ногами, не нуждается в аргументации того, что он стоит на земле. А тот, кто все
как-то больше подвешен, начинает мудрствовать, чтобы как-нибудь эдак подвести под это
логическую базу и доказать, что он-де тоже стоит и вполне себе уверенно и твердо. Только
ему, повторюсь, никто не верит.

MargarMast (09.07.2011 04:06)
antidote писал(а):
Замечательные примеры. Именно эти люди чаще других
`висят в воздухе`. Человек, у которого почва под ногами, не нуждается в аргументации того,
что он стоит на земле. А тот, кто все как-то больше подвешен, начинает мудрствовать, чтобы
как-нибудь эдак подвести под это логическую базу и доказать, что он-де тоже стоит и вполне
себе уверенно и твердо. Только ему, повторюсь, никто не верит.
Ну вот, atonale,
учёные, значит, Вам тоже не потрафили. Ну что же делать. Работа у них такая - находить
аргументы (в виде данных) для своих гипотез. А если Вы крепко стоите на своей почве - ну,
стойте и дальше. Только так ведь с места не сдвинешься и далеко на уйдёшь, не правда ли ?

MargarMast (09.07.2011 04:07)
Тьфу, при чём тут Atonal? antidote, т.е. - как-то я вас на пару связала. Что-то в этом
есть.

MargarMast (09.07.2011 19:10)
А что касается замечания antidote по поводу того, что я всё время задаю вопросы - скажу
прямо. Человек, который перестал в своей жизни задавать вопрос, кончился, как личность.
Таково моё твёрдое убеждение. Впоминаются слова Пастернака: `Во всём мне хочется дойти до
самой сути, В работе, в поисках пути, в душевной смуте`. Мне хочется жить так. Но свой
стиль жизни я никому не навязываю.

Valery2 (10.07.2011 11:57)
antidote писал(а):
Замечательные примеры. Именно эти люди чаще других
`висят в воздухе`. Человек, у которого почва под ногами, не нуждается в аргументации того,
что он стоит на земле. А тот, кто все как-то больше подвешен, начинает мудрствовать, чтобы
как-нибудь эдак подвести под это логическую базу и доказать, что он-де тоже стоит и вполне
себе уверенно и твердо. Только ему, повторюсь, никто не верит.
Вспомнилась повесть
`Трудно быть богом` Стругацких (миллион пардонов за абсолютный оффтоп). Так вот, там дон
Рэба вопрошает дона Румату Эсторского `Ну посудите сами, ЗАЧЕМ мне доказывать то, ЧТО Я И
ТАК ЗНАЮ?` (выделение моё - V2). Не правда ли, волнующе похожая точка зрения?
NB. Кто не знает, кто такие Рэба и Румата, велкам в личку, расскажу.

Yuriyauskiev (10.07.2011 15:08)
antidote писал(а):
Именно эти люди чаще других `висят в воздухе`.
Человек, у которого почва под ногами, не нуждается в аргументации того, что он стоит на
земле.
Возможно, не совсем по теме. Сегодня девять дней по Вите Зеленину. Вспоминаю,
как мы вместе слушали разных исполнителей, но больше всего, разумеется, Рихтера. У каждого
были свои эстетические принципы, предпочтения, знание музыки. Никто не нуждался в
одобрении собственных взглядов, но как было приятно их совпадение более, чем на 90
процентов. Мы жестами отмечали наиболее `принципиальные` места у Рихтера и у других,
причем не сговариваясь заранее. Это всё было понято и выстрадано много лет тому назад. И
такое единодушие. Оба ценили эту близость, а ведь каждый приходил к пониманию своим путем.

M_I_ (23.11.2011 18:28)
samlev писал(а):
В этой последней записи иная динамика -
последовательно снят контраст между форте и пьяно, финал звучит приглушенно и почти
трагически. Интересно, эта разница идет от каких-то внешних причин - акустики зала,
настроения, усталости, может быть, или это новый - более философский, отстраненный от
суеты - взгляд на произведение?
Очевидно, что снятие контраста между форте и пиано
обусловлен в этой записи свойствами записывающего аппарата. Это диктофон, т.е. аппарат,
предназначенный для записи разговорной речи. Такие аппараты весьма сильно нивелируют
реальную динамику исполняемого произведения.
Сжатие динамического диапазона называется компрессией звука. В советские годы в
радиопередачах иногда компрессия была ужасной. Доходило до того, что на короткое время
форте оказывалось даже тише пиано той же записи, менялся тембр звучания. В данной записи
компрессия хотя и весьма велика, но по качеству - мягкая, т.е. не искажает тембр звучания.

M_I_ (23.11.2011 19:00)
Приведу здесь несколько прежних моих высказываний об этой записи (с сайта Святослава
Рихтера).

Наконец-то смог спокойно дважды прослушать лондонскую запись 1993 года целиком.
Слушание несколько осложняется любительским качеством записи, но всё главное доходит.
Разница с исполнением 1958 года такая, что только изумляешься. Это не развитие или
видоизменение прежней концепции, это новая сущность. От прежней интерпретации как будто не
осталось и следа, соната родилась заново. Исполнение симфонично. Соната исполняется
медленнее, проще и значительнее. Появилась новая образность, какой не было ранее. Судя по
исполнению 8-й сонаты Бетховена можно сказать, что 90-е годы для Рихтера, это не `поздний
период творчества`, это новая эпоха в его творчестве, новый восход солнца.

Ещё несколько слов об этой записи. Должен сказать, что она буквально подружила меня с
сонатой. Студийную запись1959 года я, безусловно, ценил за логичность, цельность,
стройность формы, за идеальное исполнение этого произведения - клавирной сонаты. В смысле
уровня художественного качества она у меня ассоциировалась с `Евгением Онегиным` Пушкина.
Не по протяжённости, конечно, но по тому, что видно, что авторы того и другого
произведений - чрезвычайно талантливые люди, и при этом люди ещё достаточно молодые.
В записи 1993 года передо мной явилось как-бы новое произведение: более масштабное,
симфоничное, более увлекательное, образное. Но! Молодой автор... исчез.

Да, это открытие. Новая трактовка. По сравнению с известной студийной записью конца 50-х
годов. В новом прочтении нет прежнего беглого изящества, зато соната стала проще и мощнее.
И, в сущности, человечнее. До неё, как-будто, можно дотронуться рукой. Заранее это новое
прочтение невозможно было предвидеть. Не знаю, какую трактовку предпочесть (принять
`своей`), но готов склониться в пользу трактовки 1993 года.

M_I_ (24.11.2011 21:48)
Совсем недавно, благодаря добрым поклонникам Рихтера, имел возможность прослушать
переданные мне две записи (концертные, любительские) 1993 года исполнения Рихтером 8-ой
сонаты Бетховена. Разница между записями 1958 и 1993 годов большая!
Вряд ли нужно описывать запись (студийную, на `Мелодии`) 1958 года, её, вероятно, все
знают. Кто-то из музыкальных писателей хвалил исполнение третьей части за точность
соответствия авторскому замыслу - никакой излишней драматизации и некоторое оживление лишь
в самом финале.
Я ещё не вник достаточно в интерпретацию 1993 г. сонаты вцелом, но удивился изменению
3-ей части. Конечно, вся соната стала как-то шире (то же было и сонатой Гайдна до минор,
декабрь 1991 года, концерт памяти Д.Н.Журавлёва) и массивнее. Но 3-я часть `разрослась` на
удивление! И если лёгкий бег финала в записи 1958 года можно было сравнить с вольным бегом
чистого лесного ручья (с возможными заводями и водоворотами), то в 1993 году - это
колыхание океанских волн у скалистого берега. И это - бесспорная находка Рихтера!



 
     
Наши контакты