И всё-таки эта запись особенно выделяется на фоне других у Рихтера (всего одиннадцать). И неважно, что студийная. По-моему, для создания такого шедевра присутствие публики совсем не нужно, разве что самая малость – посвященные. Непостижимо, что можно всё так выстроить, пребывать в таком высоком настроении, ни разу не коснуться грешной земли. Недавно появившаяся с нотами с youtube – тоже замечательная, но зальцбургская – идеальная. Она как завещание. Когда-то (9/5/57) Гульд был поражен рихтеровским прочтением этой сонаты неблизкого ему композитора. Что бы он сказал, услышав эту запись? А может, слышал, но мы не знаем? Хотя мнение Гульда меня могло бы интересовать просто как мнение музыканта с другой эстетикой.
Когда-то давно слушал у себя дома первую часть с друзьями-пианистами. Один сказал, что невозможно же в одинаковом состоянии находиться постоянно: там понюхал цветочек, потом углубился в серьезные раздумья. Я возразил, что нет там цветочков – там высота, и Рихтер без усилий держится на ней, и нас туда берет, и катастрофа Икара его не постигнет.
Вообще когда-то по молодости приходило в голову такое: спрятать в заветном месте и, если когда-то придет духовный кризис в народе, достать запись, и она заставит задуматься и одуматься.
Рихтер сыграл эту сонату 39 раз, имеющиеся записи более-менее охватывают все периоды. Впервые он сыграл ее 8/12/49 в Москве (есть запись), последний раз – 16/5/73 в Ленинграде. Записано пред-предпоследнее исполнение 22/3/73 в Будапеште. Ссылка на youtube с нотами (пражская) подвигла послушать меня и будапештскую. Всё-таки иногда, совсем изредка, проступает почва, а душа стремится к вершинам. Зальцбург – вершина!
alexshmurak
(20.06.2012 03:01)
Данный трек показывает, как много мы потеряли от того, что Рихтер не любил студийки. Это моё лично мнение. Ведь прекрасный вариант, и, кстати, слышно, что именно студийка, какая-то аккуратная отрешённость, камерность, исследовательская просто-таки изощрённость в работе со временем в малых величинах (агогика, микроизменения темпа).
Очень интересная трактовка. Как бы лишённая прямолинейной мягкости (простите за оксюморон, но, кажется, понятно, о чём я), и на коротких расстояниях (минута-пять) кажется, что не работает (что слишком скованно, дидактично). Но на длинных (10-20 минут) - вполне даже резонирует. Словом, в это состояние нужно словно бы войти, постепенно.
Вообще, для меня, - одна из наиболее приемлемых работ Рихтера, помимо того, что просто шедевральная запись.
victormain
(20.06.2012 03:23)
Да, я думаю, это одна из лучших, если не лучшая его запись. И остановленное время поймано бесподобно, и в быстрых частях всё здорово, чего стоят псевдо-crescendi на длинных стоп-нотах в Финале. Само по себе ощущение рояля замечательное; есть в этом что-то особое, очень свежее. Равное тексту.
victormain
(20.06.2012 03:25)
alexshmurak писал(а):
...исследовательская просто-таки изощрённость в работе со временем в малых величинах (агогика, микроизменения темпа).
Это очень хорошо, насчёт `исследовательская`.
Phalaenopsis
(21.10.2014 06:30)
alexshmurak писал(а):
Данный трек показывает, как много мы потеряли от того, что Рихтер не любил студийки. Это моё лично мнение. Ведь прекрасный вариант, и, кстати, слышно, что именно студийка, какая-то аккуратная отрешённость, камерность...
Совершенно с Вами согласен.
Mikhail_Kollontay
(21.10.2014 06:38)
Phalaenopsis писал(а):
Совершенно с Вами согласен.
С этим связана история, рассказанная мне В.В,Горностаевой. после концертного исполнения приходят фанатки какие-то и говорят, ах Славочка, ну как, ах, ох, гениально, непостижисо, но почему так медленно 1-я часть. На что разъярённый СТ: ах, вам медленно! значит, недостаточно медленно!!! После закрытия двери за посетителями артистической: букеты шмякаются об пол как шапка в камаринской.
abyrvalg
(21.10.2014 10:13)
Mikhail_Kollontay писал(а):
но почему так медленно 1-я часть. На что разъярённый СТ: ах, вам медленно! значит, недостаточно медленно!!!
У Юдиной 1-й часть еще медленней, чем у Рихтера. У нее вообще почти медитация.
Mikhail_Kollontay
(21.10.2014 14:31)
abyrvalg писал(а):
У Юдиной 1-й часть еще медленней, чем у Рихтера. У нее вообще почти медитация.
Это сколько угодно. Там у автора темп модерато четвертями, так что надо играть замогильно. К сожалению, у Шуберта всегда вот так, легко бы включить режим турбо, то бишь алла бреве, ан нет. Несколько лет мой один бедный студент был тут порицаем за эту сонату - ну, а что я-то могу сделать, если Шубертов такой ужас написал (может, и спьяну, кто его знает)? Так что Рихтер с Юдиной и вариантов не имели.
abyrvalg
(21.10.2014 14:45)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Там у автора темп модерато четвертями, так что надо играть замогильно.
Вообще-то там темп - `очень умеренно`, если в переводе. Я вот, правда, не знаю, в те времена это означало темп или просто обозначали характер произведения?
неважно, что студийная. По-моему, для создания такого шедевра присутствие публики совсем
не нужно, разве что самая малость – посвященные. Непостижимо, что можно всё так выстроить,
пребывать в таком высоком настроении, ни разу не коснуться грешной земли. Недавно
появившаяся с нотами с youtube – тоже замечательная, но зальцбургская – идеальная. Она как
завещание. Когда-то (9/5/57) Гульд был поражен рихтеровским прочтением этой сонаты
неблизкого ему композитора. Что бы он сказал, услышав эту запись? А может, слышал, но мы
не знаем? Хотя мнение Гульда меня могло бы интересовать просто как мнение музыканта с
другой эстетикой.
Когда-то давно слушал у себя дома первую часть с друзьями-пианистами. Один сказал, что
невозможно же в одинаковом состоянии находиться постоянно: там понюхал цветочек, потом
углубился в серьезные раздумья. Я возразил, что нет там цветочков – там высота, и Рихтер
без усилий держится на ней, и нас туда берет, и катастрофа Икара его не постигнет.
Вообще когда-то по молодости приходило в голову такое: спрятать в заветном месте и, если
когда-то придет духовный кризис в народе, достать запись, и она заставит задуматься и
одуматься.
Рихтер сыграл эту сонату 39 раз, имеющиеся записи более-менее охватывают все периоды.
Впервые он сыграл ее 8/12/49 в Москве (есть запись), последний раз – 16/5/73 в Ленинграде.
Записано пред-предпоследнее исполнение 22/3/73 в Будапеште. Ссылка на youtube с нотами
(пражская) подвигла послушать меня и будапештскую. Всё-таки иногда, совсем изредка,
проступает почва, а душа стремится к вершинам. Зальцбург – вершина!
моё лично мнение. Ведь прекрасный вариант, и, кстати, слышно, что именно студийка,
какая-то аккуратная отрешённость, камерность, исследовательская просто-таки изощрённость в
работе со временем в малых величинах (агогика, микроизменения темпа).
Очень интересная трактовка. Как бы лишённая прямолинейной мягкости (простите за
оксюморон, но, кажется, понятно, о чём я), и на коротких расстояниях (минута-пять)
кажется, что не работает (что слишком скованно, дидактично). Но на длинных (10-20 минут) -
вполне даже резонирует. Словом, в это состояние нужно словно бы войти, постепенно.
Вообще, для меня, - одна из наиболее приемлемых работ Рихтера, помимо того, что просто
шедевральная запись.
бесподобно, и в быстрых частях всё здорово, чего стоят псевдо-crescendi на длинных
стоп-нотах в Финале. Само по себе ощущение рояля замечательное; есть в этом что-то особое,
очень свежее. Равное тексту.
работе со временем в малых величинах (агогика, микроизменения темпа).
хорошо, насчёт `исследовательская`.
от того, что Рихтер не любил студийки. Это моё лично мнение. Ведь прекрасный вариант, и,
кстати, слышно, что именно студийка, какая-то аккуратная отрешённость,
камерность...
связана история, рассказанная мне В.В,Горностаевой. после концертного исполнения приходят
фанатки какие-то и говорят, ах Славочка, ну как, ах, ох, гениально, непостижисо, но почему
так медленно 1-я часть. На что разъярённый СТ: ах, вам медленно! значит, недостаточно
медленно!!! После закрытия двери за посетителями артистической: букеты шмякаются об пол
как шапка в камаринской.
разъярённый СТ: ах, вам медленно! значит, недостаточно медленно!!!
еще медленней, чем у Рихтера. У нее вообще почти медитация.
нее вообще почти медитация.
четвертями, так что надо играть замогильно. К сожалению, у Шуберта всегда вот так, легко
бы включить режим турбо, то бишь алла бреве, ан нет. Несколько лет мой один бедный студент
был тут порицаем за эту сонату - ну, а что я-то могу сделать, если Шубертов такой ужас
написал (может, и спьяну, кто его знает)? Так что Рихтер с Юдиной и вариантов не имели.
так что надо играть замогильно.
переводе. Я вот, правда, не знаю, в те времена это означало темп или просто обозначали
характер произведения?
небось, мольто? я забыл уже.
уже.