«Опричник» — опера в 4 действия на либретто композитора по одноимённой трагедии И. И. Лажечникова. Премьера состоялась 12 апреля 1874 в Мариинском театре (дирижёр Эдуард Направник).
Первое...Читать дальше
Скачать ноты «Опричник» — опера в 4 действия на либретто композитора по одноимённой трагедии И. И. Лажечникова. Премьера состоялась 12 апреля 1874 в Мариинском театре (дирижёр Эдуард Направник).
Первое...Читать дальше
«Опричник» — опера в 4 действия на либретто композитора по одноимённой трагедии И. И. Лажечникова. Премьера состоялась 12 апреля 1874 в Мариинском театре (дирижёр Эдуард Направник).
Первое действие Москва XVI века — время беспощадной борьбы дворянской опричнины во главе с царём Иваном Грозным и старого феодального боярства, земщины. Между этими непримиримо враждебными силами колеблется молодой Андрей, сын боярина Морозова. Семейные традиции и влияние властной, суровой матери крепко связывают Андрея с земщиной. Но есть сила, толкающая его к опричникам. Это — жажда мести князю Жемчужному, разорившему и обездолившему Морозовых. Андрей страстно любит дочь князя — Наталью, с которой он был обручен ещё тогда, когда обе семьи жили в мире и дружбе. Сад при доме Жемчужного. Князь сватает дочь за старого боярина Митькова, благо влюблённый боярин не требует приданого. Но не такова Наталья, чтобы её участь решали без неё. С детства обрученная с Андреем Морозовым и всей душой полюбившая его, она рвётся из душного отцовского терема к своему желанному другу. Её отец жестоко обидел Морозовых, но по-прежнему верна своему милому Наталья. В песнях сенных девушек звучит для неё всё та же грызущая сердце тоска-кручина, в шуме шагов слышит она спешащего к ней суженого. Чтобы найти управу на Жемчужного, отомстить за обесчещенного отца и выручить Наталью, Андрей решает послушаться уговоров своего верного друга, удалого опричника Басманова и вступить в опричнину. Второе действие Первая картина. Полутёмная изба, в которую перебрались после разорения Андрей и его мать. Тревожная любовь к сыну, оскорбленная гордость, чёрная злоба кипят в душе боярыни Морозовой под покровом смирения и покорности божьей воле. А пуще всего ненавидит старуха-боярыня опричнину. Возвращается Андрей с деньгами, полученными от Басманова. Морозова не хочет принять помощь от опричника. Стараясь успокоить мать, Андрей вынужден утаить от неё своё решение: он собирается ехать к царю, чтобы самому стать опричником. Вторая картина. Александровская слобода, царские палаты. Андрей Морозов, мучительно колеблясь, принимает посвящение в опричники. Через силу дает он страшную клятву верности — отрекается от земщины, дружбы и родни, от любимой матери. С радостью ловит признаки его колебания приближенный царя — князь Вязьминский, ненавидящий весь род Морозовых и мысленно уже готовящий Андрею ловушку. Третье действие Московская площадь. Наталья, бежавшая из отцовского дома, от ненавистного жениха, просит у Морозовой пристанища и защиты. Старуха отказывает ей в помощи. Беглянку настигает отец, взбешённый её самовольством. Князь Жемчужный велит своим челядинцам вязать дочь. Boвремя подоспевшие опричники во главе с Морозовым и Басмановым освобождают девушку. Тут только узнает Морозова, что её сын стал опричником, и вне себя проклинает его. Потрясённый Андрей решает просить царя позволить ему уйти из опричнины. Четвёртое действие Александровская слобода. Опричники шумно справляют свадьбу Андрея с Натальей. Тревожно на сердце у Наташи. Хоть царь разрешил Андрею покинуть опричнину, но, по обычаю, юноша до полуночи ещё связан своею страшной клятвой. Скорей бы уж пришла полночь! Но прежде чем она настаёт, свершается судьба Андрея. Князь Вязьминский приносит ему приказ царя: государь вызывает к себе красавицу-Наталью. Напрасно Басманов уверяет Андрея, что это только испытание его верности. Андрей отказывается исполнить царский приказ и тем нарушает свою клятву. Перед окнами, на площади палачи ставят плаху. Палата пустеет. Торжествующий князь Вязьминский вводит Морозову и зовет её к окну, взглянуть на сына. Увидев казнь Андрея, Морозова падает мёртвая. Мрачно-торжественный хор опричников славит грозного царя. Х Свернуть
Александр Орлов
(дирижер)
,
Наталья Рождественская
(сопрано),
Алексей Королёв
(бас), Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения
Князь Жемчужный - А. Королёв, Наталья - Н. Рождественская, Боярыня Морозова - Л. Легостаева, Андрей - Д. Тархов, Молчан Митьков - В. Тютюнник, Басманов - З. Долуханова, Князь Вязьминский - К. Поляев, Захарьевна - А. Клещёва, запись 1948 г
|
||
Во-первых, хорошо поют и с хорошей дикцией. Во-вторых, хорошая музыка. Ну, длинновато
немножко. А вообще, то, что автор в ходе репетиций возненавидел свою оперу, всё-таки
происходило, наверно, в основном от его нервности и от непривычки к процессу театральных
постановок. Понятно, что он был недоволен собой, мог написать лучше - и впоследствии много
раз это доказал; жаль, что не сделал новую редакцию этой оперы, как, вроде бы, собирался.
Но всё равно хорошо и даже очень.
большим интересом и удовольствием. Во-первых, хорошо поют и с хорошей дикцией. Во-вторых,
хорошая музыка. Ну, длинновато немножко. А вообще, то, что автор в ходе репетиций
возненавидел свою оперу, всё-таки происходило, наверно, в основном от его нервности и от
непривычки к процессу театральных постановок. Понятно, что он был недоволен собой, мог
написать лучше - и впоследствии много раз это доказал; жаль, что не сделал новую редакцию
этой оперы, как, вроде бы, собирался. Но всё равно хорошо и даже очень.
в 90-х в ГАБТе, вышло так, что я там крутился и кое-что слушал из репетиций. Ощущение было
да, хорошее, вроде все нормально. Но на всем некий отпечаток, не знаю как сказать, не
серости, не заурялности, но какой-то необязательности, условности, что ли. Правда,
возможно, что само смутное время наложило свой отпечаток на восприятие.
что я там крутился и кое-что слушал из репетиций. Ощущение было да, хорошее, вроде все
нормально. Но на всем некий отпечаток, не знаю как сказать, не серости, не заурялности, но
какой-то необязательности, условности, что ли. Правда, возможно, что само смутное время
наложило свой отпечаток на восприятие.
мемуаров. Их интересно читать. Правда, хочется подробней:) Что касается необязательности,
то, наверно, она проистекает от недостатков либретто (это - если говорить об опере). А
если о постановке 90-х гг., то мне трудно судить, я не видел и не слышал; но там, конечно,
могло быть много других причин, к достоинствам и недостаткам самой оперы не имеющих
отношения.
мемуаров. Их интересно читать. Правда, хочется подробней:) Что касается необязательности,
то, наверно, она проистекает от недостатков либретто (это - если говорить об опере). А
если о постановке 90-х гг., то мне трудно судить, я не видел и не слышал; но там, конечно,
могло быть много других причин, к достоинствам и недостаткам самой оперы не имеющих
отношения.
документальные фильмы.
оглумлениванию, то будем крутить документальные фильмы.
комментарий. Чувствую только, что если это шутка, то горькая. - Для меня Ваши суждения
всегда интересны и часто поучительны - и воспоминания тоже; одно другим не исключается.
текста, где идёт речь о крови на руках опричников.