I.Потоп
II.Zingaresca
III.Траурная песнь
IV.Призраки
V.Вурдалак
VI.Медиум
VII.Гильотина
Скачать ноты
I.Потоп
II.Zingaresca III.Траурная песнь IV.Призраки V.Вурдалак VI.Медиум VII.Гильотина 1.Потоп (Михаил Коллонтай) 2. Zingaresca (Елена Кушнерова) 3. Траурная песнь (Ирина Чуковская) 4. Призраки (Елена Кушнерова) 5. Вурдалак (Ирина Чуковская) 6. Медиум (Михаил Коллонтай) 7. Гильотина (Ирина Кушнерова)
|
||
играю вживую, на концерте (весьма грязновато), а Кушнерова и Чуковская обе записали
студийно целый цикл каждая, и каждая же выпустила по диску.
Ноты:
http://kollontay.org/fd/works/op02bis/score/
Полное исполнение Кушнеровой, попьесно:
http://kollontay.org/fd/works/op02bis/audio/kuschnerova/
одним треком:
http://kollontay.org/fd/works/op02bis/audio/op02bis-Kuschnerova.mp3
Полное исполнение Чуковской, попьесно:
http://kollontay.org/fd/works/op02bis/audio/chukovsky/
одним треком:
http://kollontay.org/fd/works/op02bis/audio/
Есть еще студийная запись двух пьес в исполнении Олеси Тутовой:
http://kollontay.org/fd/works/op02bis/audio/toutova/
Дополнительные материалы:
http://kollontay.org/fd/works/op02bis/literature/
исполнителя: я сам, Елена Кушнерова и Ирина Чуковская. Я играю вживую, на концерте (весьма
грязновато), а Кушнерова и Чуковская обе записали ... целый цикл каждая ...
было бы здорово, если Вы обозначите для людей, какие пьесы играете Вы, а какие пианистки )
а то не все ж слушатели легко отождествят...
произведения. После Вашего ухода, на сайте осталось мало Ваших сочинений, очень сожалела
по этому поводу. Мне очень близка Ваша музыка. Правда мне посоветовали обратиться к Вашему
сайту, но редко туда заглядывала. Как то прикипела к этому сайту и слушаю музыку в
основном здесь. Так что очень ,очень рада! Эти баллады слышала или нет, уже и не помню,
но нравятся.
за запись!
какие пьесы играете Вы, а какие пианистки
ОТДЕЛЬНО себя (3 штучки), ОТДЕЛЬНО Кушнерову (весь цикл) и ОТДЕЛЬНО Чуковскую (тоже весь
цикл), могу и отдельно Тутову (две штуки). Просто это займёт немало места, оно надо?
Давайте так: если сей пост наберет весомое количество лайков, то так и сделаю. Или прошу
предлагать, как иначе поступить. По мне - лучше слушать вот этот комбинированный вариант,
мне кажется, тут собраны лучшие варианты в кучу, звучит интереснее. Можно, конечно, этот
комбинированный вариант тоже оставить. Но не настаиваю ни на чем вообще.
пианистки
ушнерова. Думаю, не ошибся.
очень лад баллад
исполнителя:/.../
почему так названо? Есть другие известные сочинения с таким названием? Простите за
невежество.
(sapienti sat). А вот мне понравилось, как тут играют некоторые, круто! Но не могу указать
номер, сбиваюсь.
Zingaresca? Цыганка? А почему так названо? Есть другие известные сочинения с таким
названием? Простите за невежество.
не дал перевод. Как бы в цыганском стиле, что ли? может, кто совсем точно знает, я не
берусь. В аналогичном случае у меня есть название `Русского`! не придумал вот, как иначе.
Вообще в этом сочинении, может, невредно знать чуть-чуть о программном содержании. Это
надо залезть на мой сайт, там есть ссылки. А может, и вредно, не могу судить.
потружусь, укажу минутосекунды начал пьес. Мне казалось, там ясно, паузы большие.
перевод.
укажу минутосекунды начал пьес. Мне казалось, там ясно, паузы большие.
случае! Там, правда, паузы, во всем можно разобраться, если кто захочет. Я просто не вник.
звучании формата .wav, расположен здесь:
https://1drv.ms/f/s!AlPGrFlU-QHygUFRPOmb9y-OdTRr
Для смеху помещу какие-то свои тексты по поводу. Писал я Лене Кушнеровой по ходу ее
работы над сочинением. Но, напомню, в данном случае выложена запись Ирины Чуковской - так
вышло, что они обе параллельно записали каждая по полному циклу, и оба диска изданы
одновременно в разных издатальствах. А вот ноты не изданы.
Мне кажется, именно эта баллада как-то не особенно полюбилась, поэтому вышло, что я на
ютюбе выложил Иру. У Лены бругие есть замечательно сыгранные и выложенные.
Сначала укажу, что к `Вурдалаку` есть эпиграф:
Тебя выберут царем (Мериме. `Локис`)
++++++++++
О моих “Семи романтических балладах”
История была такая. Елена Кушнерова мне предложила написать нечто (без определения
размера или жанра) с тем, чтобы она, возможно, это сыграла. Условие было одно - отсутствие
христианской тематики.
Конечно, в каком-то смысле это всегда получается “портрет” того, для кого пишешь. Хотя бы
потому, что я примериваюсь к исполнительским возможностям человека: к особенностям рук,
психического аппарата, звуку и т. д.
Почему-то я ткнулся в Мериме, конкретно - в его письма. Еще конкретнее - в его письма
Тургеневу. Полез в письма Тургенева - а там писем к Мериме нету. Наверное, публикаторы не
добрались до французских архивов (издание-то 60-х годов 20 века). А в письмах Мериме
несколько раз упоминаются русские литера-турные сочинения. И почти все эти места я
использовал. То есть я прочитал прозу как бы глазами Мериме, мне было интересно, что же
там он видел, будучи французом, пусть и очень открытым к России.
Я сразу понял, что поставлю опус 2 bis. Дело в том, что опус 2 - это Первая симфония, с
подзаголовком “Шесть стихотворений для оркестра”. Она написана была в 1974 году и никогда
не игралась. Это, конечно, очень странная симфония, хоть я её и люблю. У меня сейчас даже
мысль о том, что можно на диске было бы поместить “Баллады” и симфонию, переложенную в 4
руки (она идёт полчаса). “Баллады” - в большой степени мир именно тургеневский: так уж
получилось. Притом это именно мистический Тургенев, а не “Записки охотника” или что-то в
этом роде.
5. Вурдалак
Тут я сильно колебался в названии. По английски-то всё равно Vampire, а вот по-русски?
Всё же “вампир” по-русски звучит, мне показалось, более по-бытовому. К тому же возникает
аллюзия со стихотворением Пушкина. Ну ладно, пусть будет “Вурдалак”. Тем более, что это
еще более заостряет сюжет Мериме.
Мериме - Тургеневу, 3 декабря 1868 г.:
…Она будет называться Локис, как Вы и советовали, с эпиграфом Michka su Lokiu abu du
tokiou. Смысл, кажется, “два сапога пара”? Мишка, насколько я знаю, - прозвище медведя. …Я
огорчен, что Вы избрали зимней квартирой Карлсруэ. Баден и Карлсруэ, Мишка и Локис.
Приехали бы лучше в Канн.
Мериме жил в Каннах и оттуда в основном Тургеневу писал.
Когда я читал (в Бадене) Сашу Соколова, я ахнул просто, прочитав у него в “Школе для
дураков” мотив про скирлы. Из сказки “Маша и медведь” (что довольно актуально в связи с
сюжетом “Локиса”, не правда ли?). Так вот, у медведя почему там липовая-то нога? Поди вот
пойми. Скирлы - это она так скрипит. Но почему у него протез? Он что, медведь или не
совсем? А он неторопливо идёт, и нога ритмично повторяет: скирлы… скирлы... скирлы...
скирлы… Но звук у ноги такой, как будто эта пушкинская собака на могиле гложет кость,
правда? А может, это медведь Машину косточку гложет, а? Скирлы… скирлы... Странный сюжет
выбрал Мериме, правда? Не исключено, что с этим же звуком этот Локис и супружеские свои
обязанности исполняет, со своей Машей, то бишь Юлькой, и она же пани Ивиньская. Может, у
него не вместо ноги, а вместо чего-то другого этот липовый протез? Потому что скрипит
что-то уж слишком громко. И быстро.
Ясно, что речь идёт о самом первом мотиве баллады. Я его ни разу не транспонирую! То есть
этот протез - как бы основа мироздания, а и медведь, и Маша - только декорация этой
нечеловеческой силы.
Кое-какую “декорацию” я всё же прописал - это польско-общеславянская песенность и
танцевальность. Поэтому там всё время то ли вальсы, то ли что-то в этом роде, а есть и
просто мазурка, в качестве “вставного эпизода” (стр. 54-55). Но в целом - насколько
разорваны “Призраки” [то есть 4-й баллада], настолько собраны в единое музыкальное
пространство и “Вурдалак”, и следующие баллады.
Другая часть - это походочка этого графа, то бишь Мишки-медведя. Уже на стр. 50, в 3-й
системе это можно видеть. А потом - огромный эпизод, начинающийся от Tempo iniziale на
стр. 57. Даже глухо-мощный его рык, голос тубы (как в “Петрушке”, да?), и то мной написан
(стр. 58, сист. 4 и дальше). Можно, если угодно, так наивно-программно тут
интерпретировать, что начиная со стр. 55, начиная с Modo I, происходит сцена зачатия графа
медведем и графиней, там ведь контрапунктическое соединение “скирлы” и медвежьего
лейтмотива, который всё учащается, доходит до пароксизма, а потом медведь до-о-олго и
медленно уходит, продолжая восторженно порыкивать тубой. Уж не помню, так ли я мыслил,
когда сочинял, но выходит что-то похожее.
Самое интересное, что эту и следующую пьесу я писал, дежуря в монастыре [я там сторожем
работал какое-то время]…
Ну, дальше уж сами расшифровывайте, как отчаянная пани Ивиньская не понимает, кто такой
граф Михаил и ведёт себя с ним вызывающе (стр. 59, со 2-й си-стемы и дальше). Вздохи графа
Михаила (он думает, что любовные - на стр. 60, сист. 4); то, как интонации графа
приобретают всё более возбуждённо-медвежьи черты (стр. 63, сист. 3); и всё это на
контрапунктирующем то ли вальсе, то ли чём. Я не могу дальше конкретизировать, тут уж
скорее симфоническое, общее развитие: ну что такое эти жуткие унисоны в Presto на стр. 67?
Как мне это объяснить?
К этому прибавляется ещё и сознательная игра со стилем Шопена, это уже и в мазурке было,
мне кажется, вполне очевидно, а уж музыка на стр. 69 - это почти плагиат, хотя бы
фактурный.
Я, и сам боюсь этого хруста ломаемых костей на стыке стр. 70 и 71…
Не знаю, как достаточно наполнить звуком самый конец баллады. Но, конечно, я мог
закончить только так, это, наверное, понятно.
конец баллады. Но, конечно, я мог закончить только так, это, наверное, понятно.
вечная проблема несостыковки Звука и Речи.
на форуме, или хотя бы новые Ваши произведения. После Вашего ухода, на сайте осталось мало
Ваших сочинений, очень сожалела по этому поводу. Мне очень близка Ваша музыка. Правда мне
посоветовали обратиться к Вашему сайту, но редко туда заглядывала. Как то прикипела к
этому сайту и слушаю музыку в основном здесь. Так что очень ,очень рада! Эти баллады
слышала или нет, уже и не помню, но нравятся.
С 10 февраля не посещает сайт...
С 10 февраля не посещает сайт...
Но не знаю.
+++++++++++
Ну бабушки разные бывают.
Бабушкам тоже головой думать надо, не просто ходить на концерт. Что
любишь на то и идешь.Есть бабушки , которые за пояс заткнуть могут
иного знатока.Есть и уходят, и не только бабушки.
Я не за бабушек обиделась Просто, чтобы понять подходит тебе та или
иная музыка, надо слушать. Не слушая, не поймешь.
Полагаю, обида. Но не знаю.
+++++++++++
Ну бабушки разные бывают.
Бабушкам тоже головой думать надо, не просто ходить на концерт. Что
любишь на то и идешь.Есть бабушки , которые за пояс заткнуть могут
иного знатока.Есть и уходят, и не только бабушки.
Я не за бабушек обиделась Просто, чтобы понять подходит тебе та или
иная музыка, надо слушать. Не слушая, не поймешь.
прощала быстро. Т.е. не обижалась на долго...
Почти пол года её нет. Странно...
Т.е. не обижалась на долго...
Почти пол года её нет. Странно...
случае.
чумной слушаю эти баллады
наизусть зазубрю эти баллады
обзавидуюсь Вам! я в свое время три выучил (1,2,6) и их играл, потом еще выучил 4-ю, но
так до сцены и не донес. Теперь уже всё, мозгов нет, выучить не могу ничего, хотя
следовало бы освоить, ибо получается более авторски.
выучил (1,2,6) и их играл, потом еще выучил 4-ю, но так до сцены и не донес. Теперь уже
всё, мозгов нет, выучить не могу ничего, хотя следовало бы освоить, ибо получается более
авторски.
слышал, не по нотам. Понимаю, что такое запоминание скорее иллюзорно
писал(а):
нтай.7.Кушнерова. Думаю, не ошибся.
исправил выше описание записи и добавил, кто исполняет что (исходя из вашего комментария).
выше описание записи и добавил, кто исполняет что (исходя из вашего
комментария).
Надо мне разместить и полное исполнение цикла Ириной Чуковской, и 2. 6. Олесей Тутовой.
Ой, хотя это видео, нельзя. Наверное, я ссылку давал. Олеся Александровна хорошо очень
играет (да и выглядит), с какого-то конкурса, наверное. Еще есть на диске отдельные
какие-то баллады в записи Чуковской с концерта, но вряд ли я этот канадский диск разыщу.
Еще играет мой студент 7-ю на видео, но он многовато там своевольничает (выучил без меня).
А вот Тутова, может, и получила 1-2 урока, но играет совершенно без моей педагогики,
давноу же у меня не училась на момент съемки.
Тейлора...
текст, и не знаю, как бы было.
параллель. Подходы - разные: тут опусное сочинение, там - неопусные композиции... Но на
каком-то уровне - эти вещи вдруг смыкаются, и художественный результат оказывается
аналогичен... (Хочу подчеркнуть: я говорю об отдельных эпизодах, а не о композициях в
целом) Хорошо это, или плохо - вот вопрос. Впрочем, он может остаться без ответа...
выучил (1,2,6) и их играл, потом еще выучил 4-ю, но так до сцены и не донес. Теперь уже
всё, мозгов нет, выучить не могу ничего, хотя следовало бы освоить, ибо получается более
авторски.
поколения? Банщиков, Тищенко, ....?
композиторы вашего поколения? Банщиков, Тищенко, ....?
посоветовали?
Корндорф, Леонид Десятников (Любовь и жизнь поэта, музыка к фильму `Москва`), Джон Лютер
Адамс, Джон Кулидж Адамс, Владимир Тарнопольский (Маятник Фуко, Чевенгур)
композиторы вашего поколения? Банщиков, Тищенко, ....?
потому что оба - поколением старше. Ну или полупоколением.
Я подумаю, просто сейчас у меня полвторого ночи, попробую завтра заняться списком.
жизнь поэта, музыка к фильму `Москва`), Джон Лютер Адамс, Джон Кулидж Адамс, Владимир
Тарнопольский (Маятник Фуко, Чевенгур)
типа Банщикова?
Банщикова?
есть чем Корндорф, Тарнопольский и Десятников не советские.
жизнь поэта, музыка к фильму `Москва`), Джон Лютер Адамс, Джон Кулидж Адамс, Владимир
Тарнопольский (Маятник Фуко, Чевенгур)
Володя - да. Эти несколько лет очень ощущаемы.
У Коли прежде всего Гимны, 1й и 2й. Причем они существенно интереснее, чем всё прочее, на
мой взгляд. У Лёни чуть более ранняя лирика, циклы китайский, тютчевский, Рильке. не факт,
что они тут есть и вообще что они толком записаны.Занятная кантата на Державина, кантата
на Тютчева опять-таки, Кавказский меловой круг из оперы `Браво-брависсимо`. Опять, не
уверен, что есть. Ну, а Тарнопольского уже Вы лучше моего знаете.
С моей точки зрения, явный лидер нашего поколения - Боря Франкштейн, хотя далеко не все
это мнение разделят. Крупные поздние сочинения Сергея Беринского я бы назвал. Безусловно
Владислав Золотарев, он для меня вообще вне рамок, культур и контекста, оказал огромное
влияние на Губайдулину и на Беринского - формально на 10 лет старше, но мой однокурсник
считался.
Александр Раскатов. Владимир Рябов. Валерий Котов - это просто была как бы одна компания
в мое время.
Андрей Головин, как-то некого в его компанию добавить.
Сергей Жуков.
Дальше буду думать.
Банщикова?
многих питерцев просто не знаю. Да и Корндорф несколько с Буцко резонирует. Вот еще
Валерий Арзуманов, он поколения Банщикова примерно, а соответствует Тищенке, пожалуй. И
Альбану Бергу в раннем. И Мессиану в позднем (в комбинации с советскими бардами).
обязательно Сергея Жукова. умная музыка, но при этом не заумная и живая
Буцко, а отчасти Уствольская. Но я многих питерцев просто не знаю. Да и Корндорф несколько
с Буцко резонирует. Вот еще Валерий Арзуманов, он поколения Банщикова примерно, а
соответствует Тищенке, пожалуй. И Альбану Бергу в раннем. И Мессиану в позднем (в
комбинации с советскими бардами).
подтянуть к Копытько и Красавину, которых Вы прекрасно знаете, как и меня. Вот мы все одно
поколение, только мы с Юрой Красавиным как-то мало общались в те годы, а с Витей и Лёней -
очень много.
умная музыка, но при этом не заумная и живая
дипломировались: Жуков, Раскатов, Тарнопольский, и я, с Раскатовым так точно, в 1978.
дипломировались: Жуков, Раскатов, Тарнопольский, и я, с Раскатовым так точно, в
1978.
по обучению. Катя Кожевникова (1-я и 2-я симфонии еще тех студенческих лет, она все премии
молодежные собрала ими).
Владимир Зубицкий. Владимир Пешняк.
отметили бы у Подгайца?
жизнь поэта, музыка к фильму `Москва`), Джон Лютер Адамс, Джон Кулидж Адамс, Владимир
Тарнопольский (Маятник Фуко, Чевенгур)
осваиваю фп конц. Интересно, это у меня такой низкий музыкальный интеллект, или все же и
правда Коллонтай требует больших усилий и подготовки?
фп конц. Интересно, это у меня такой низкий музыкальный интеллект, или все же и правда
Коллонтай требует больших усилий и подготовки?
подготовки?
подготовки?
Энеску. при внешней знакомости языка (неоклассицистский у одного и
позднеромантически-фольклорный у другого) они значительно менее очевидны, чем, допустим,
Шостакович и Барток. также и Коллонтай: на первый взгляд, он, в отличие от условных
авангардистов (того же самого пресловутого Эллиота Картера), пользуется знакомыми нам
паттернами фактуры, ритмоинтонации, даже семантика нам как-то знакома. но это всё
сопоставлено, сложено в таком порядке и складывается в такую историю, что нам нелегко и
непросто
Коллонтая могут быть Нильсен и Энеску. при внешней знакомости языка (неоклассицистский у
одного и позднеромантически-фольклорный у другого) они значительно менее очевидны, чем,
допустим, Шостакович и Барток
кроме Бартока в квартетах, но и в них природа непонимания другая, т е вроде все ясно, но
странно и коряво, а вот баллады когда первый раз слушал, ну вообще нифига не понимал:)
этюды. Мне кажется, то о чём Вы спрашиваете, там не нужно.
паттернами фактуры, ритмоинтонации, даже семантика нам как-то знакома. но это всё
сопоставлено, сложено в таком порядке и складывается в такую историю, что нам нелегко и
непросто
то о чём Вы спрашиваете, там не нужно.
проще баллад, но не сказал бы , что прямо такие уж доступные
ритмоинтонации, даже семантика нам как-то знакома. но это всё сопоставлено, сложено в
таком порядке и складывается в такую историю, что нам нелегко и непросто
такое представление и у меня
бензин закончится, а оторваться не могу. Вот же я фанат , емае:)
концерт понятен. То ли я язык МК уловил, то ли еще что-то
уловил, то ли еще что-то
композитор, не по форумному уровню, а вообще. Вот к примеру, возможно он круче того же
Энеску, как знать. Или круче еще кого-то там так называемого всемирно признанного
значительный композитор, не по форумному уровню, а вообще. Вот к примеру, возможно он
круче того же Энеску, как знать. Или круче еще кого-то там так называемого всемирно
признанного
Александра Чайковского, которого последнее время многократно исполняли на ведущих
площадках
интереснее того же Александра Чайковского, которого последнее время многократно исполняли
на ведущих площадках
малоинтересный автор
отношение к денежным потокам и статусу
денежным потокам и статусу
уважаю
пожалуй, отдам предпочтение гильотине
Призраки дороже всех, но они трудно получаются, исполнительски. Я вот так и не овладел.
Ира Чуковская записала, да потом ещё раз их переписывала.
параллельно получалось, нередко, хотя он как раз да, успешный смолоду. АЧ много раз меня
очень поддерживал, особенно с оперой у Гергиева, он был замом Валерия по театру тогда, в
1999 и т.д. Хоть мы и не в друзьях, но взаимоуважение всегда полное. Он профи уж по
любому.
очень удачно, пришел незнакомый состав оркестра, я не мог их расшевелить. Как-то
притушенно по эмоции, 1 часть рыхлая, медленная, плохо артикулированная, что ли.
Подгайца?
Мерзляковке. Ефрем был старше года на два. Они с Аллой Фаллер (очень давно уехавшей)
отличались открытостью, доброжелательностью, особенно даже, кстати, Алла. Музыку
`школьных` лет Подгайца я даже смутно не могу сказать, что помню. Намного позднее, уже
после консерватории, Ефрем меня попросил сыграть с ним 2-хрояльную версию 1-й симфонии -
это было нужно для поступления в Союз композиторов, причем с первого захода почему-то
такое он потерпел неудачу, и надо было ответственно подойти к показу. Замечу, что Ефрем
прекрасно играет на рояля, хотя учился-то как скрипач, тут параллель с Арзумановым (только
Арзуманов-то аж закончил консерваторию с концертом Паганини...). Симфония - просто
отличная, такая, симфоджазовая, мы хорошо сыграли, ноты крутил мне Серафим Туликов, тогда
председатель СК Москвы (скоро его уже переизберут). Я и до сей поры немножко ее помню, мы
симфонию изрядно вдолбили в руки, причем репетировали в Союзконцерте, где, между прочим,
Подгайц много лет работал редактором. - И вот в этом привлекательном, ритмически бодром и
активном сосложении он и сочинял, одной из козырных работ была Партита-трио (не помню
точно название), с клавесином. Конечно, клавесин хорошо ложится на такой вот приятный
бодрячок. Я сам аккомпанировал Алле Аблабердыевой отличный цикл на Рильке, играл первым
его чисто фортепианный цикл `Полифонические этюды` (жалею, что не имею копии записи,
которую мы, однако, сделали). - Но вот дальше ход жизни Подгайца немного уклонился в
сторону детской музыки: будучи родственником, насколько я знаю, Александра Пономарева,
Ефрем вошел в очень плотный, постоянный, многолетний контакт с `Весной`, и крайне успешным
стало это сотрудничество. В первые годы он создал несколько совершенно уникальных
сочинений, в частности и в особенности `Как нам нарисовать птицу`, кантату, которую
опять-таки солировала Алла Аблабердыева. Я и сам немножко участвовал в этом как бы потоке,
поскольку меня включили в Комиссию детской музыки СК СССР, где мы не один год прозаседали,
под руководством Михаила Раухвергера, при большом участии Михаила Иорданского (мы
назывались `три Миши`), также помню постоянно ходивших Витю Семенова, Игоря Кадомцева и
многих других.
Но вот какая история: каждый, кто прикасается к детской ментальности так плотно, начинает
и сам упрощать свое восприятие. И вот, мало-помалу я стал ощущать, что язык Ефрема стал
дрейфовать в сторону Кабалевского, хотя, конечно, при сохранении его родных, таких,
мягко-джазовых черточек. Конечно, ни о чем таком в ранние годы речи не было. На этом пути
Подгайц пришел к очень внушительному признанию, объем его творчества на детской стезе
чрезвычайно существен, так что его дело очень и очень важное. Но теперь, видимо, мы
довольно далеко разошлись, и теперь вряд ли нам легко друг друга принимать. Однако это
совершенно нормально. У меня ис Бетховеном что-то похожее, чем он круче, тем мне дальше.
том, является ли музыка языком. Вдруг вспомнил об этом, услышав сейчас по «Орфею» сценку
из «Щелкунчика, там, где действие после победы над мышиным королем волшебным образом
переносится в зимний лес с елочками… Изумительна эта «переходная» музыка Петра Ильича! Я
впервые услышал ее когда-то еще мальчишкой и сразу сказал себе: «ой, это же лес!». Вот вам
и речь. Но все дело в том, что музыка, разумеется, далеко не всегда говорит так образно и
определенно (это тем более чудо, что Петр Ильич был лишен костылей в виде
звукоподражания; елочки ведь не блеют как бараны в «Дон Кихоте» Р.Штрауса). И вообще,
всякая ли музыка образна? Можно утверждать, что – да, если иметь в виду произвольное,
чисто субъективное восприятие любой музыки любым слушателем, порождающее образное мышление
и соответствующие ему эмоции, которые могут быть какими угодно и посему не подлежат
обобщению и переносу на психику любого другого слушателя. Но тогда что же такое «язык»? А
возьмите, скажем, музыку барокко, не говоря уж о еще более ранних временах. Я часто
вспоминаю Швейцера, который, анализируя музыку одной из кантат ИСБ, с нотами в руках
доказывал, что, мол, вот эти фигурации, вот здесь и здесь, это у Баха, по случаю хождения
по водам, изображаются волны… Надо было проводить целое исследование, чтобы потом
утверждать, что это – вода и волны! А ведь потом будут Римский-Корсаков, Дебюсси,
Бриттен…То есть, язык музыки со временем, лишь постепенно, развивался, обогащаясь
выразительными средствами (это, кстати, яркое доказательство того, что прогресс в
искусстве существует, и это, конечно, не только в музыке). То, что для Баха и любого из
его современников было практически неразрешимой задачей, потом становилось все более
доступным не только композиторам, но и слушателю (следует, конечно иметь в виду такие вещи
как многочисленные, КАК Ы образные, пьесы Куперенов, Люлли, Рамо, английских
вёрджиналистов, но их названия это, скорее, не выражение заложенного в них образа, сколько
средство обозначения пьесы). И приходится констатировать, что, скажем, музыка того же
барокко в большей ее части орнаментальна, нежели образна, она лишь постепенно училась
говорить на языке конкретного, в особенности визуального, образа, хотя чисто эмоциональная
сфера, сфера переживания (когда не нужно уметь говорить, чтобы чувствовать) освоена этой
музыкой в достаточно высокой степени, при том, что – как это ни парадоксально –
конструктивно она (это такая «шуховская башня») близка к современному минимализму с его, в
общем-то, мало выразительной (и вообще слабо заметной и потому мало говорящей!)
вариативностью паттернов.
всегда говорит образно и определенно ... всякая ли музыка образна? Можно утверждать, что –
да, если иметь в виду чисто субъективное восприятие любой музыки любым слушателем,
порождающее образное мышление и соответствующие ему эмоции, которые могут быть какими
угодно и посему не подлежат обобщению и переносу на психику любого другого
слушателя.
знакомство с концертом Берга. Никаких образов, но сильный эмоциональный эффект. Он не
исчезал и потом. А теперь, благодаря архиву, я его прослушал в разном исполнении. Даже не
ожидал такого различия. Я уверен, что я его не понимаю так, как профессионалы, наверно
неправильно, по-своему.
вспоминаю первое знакомство с концертом Берга. Никаких образов, но сильный эмоциональный
эффект. Он не исчезал и потом. А теперь, благодаря архиву, я его прослушал в разном
исполнении. Даже не ожидал такого различия. Я уверен, что я его не понимаю так, как
профессионалы, наверно неправильно, по-своему.
услышали, приняли и полюбили. Что может быть прекраснее? Не бывает правильно или
неправильно. Только по-своему.
P.S. Тексты Юрия Константиновича я очень давно начала копипастить в отдельную папочку.
Получается чудесная энциклопедия)))
вместе учились
раннего детства (я об этом вспоминал как-то). От него я впервые услышал о Бартоке и
Стравинском. Последнему он (на мой взгляд) остался верен и по сей день. ...В своём
обращении к детско-хоровому, думаю, он вполне реализовал часть себя. В хоровой музыке у
него есть и шедевры: Нью Йоркская месса, Псалмы Давида...