Высокие хоромы великого князя Киевского Светозара полны гостей. Князь празднует свадьбу дочери Людмилы с витязем Русланом. Вещий Баян запевает песню о славе русской земли, о смелых походах. Он...Читать дальше
Высокие хоромы великого князя Киевского Светозара полны гостей. Князь празднует свадьбу дочери Людмилы с витязем Русланом. Вещий Баян запевает песню о славе русской земли, о смелых походах. Он предсказывает судьбу Руслана и Людмилы: над героями нависла смертельная опасность, им уготованы разлука, тяжкие испытания. Руслан и Людмила клянутся друг другу в вечной любви. Ратмир и Фарлаф, завидуя Руслану, втайне радуются предсказанию. Однако Баян всех успокаивает: незримые силы защитят влюбленных и соединят их. Гости славят молодых. Снова звучат напевы Баяна. На этот раз он предсказывает рождение великого певца, который сохранит от забвения историю Руслана и Людмилы.2 В разгар свадебного веселья раздается удар грома, все погружается во тьму. Мрак рассеивается, но Людмилы нет: она похищена. Светозар обещает руку дочери и полцарства тому, кто спасет княжну. Руслан, Ратмир и Фарлаф отправляются на поиски.

В далеком северном краю, куда странствия привели Руслана, живет добрый волшебник Финн. Он предсказывает витязю победу над похитившим Людмилу Черномором. По просьбе Руслана Финн рассказывает свою историю. Бедный пастух, он полюбил красавицу Наину, но та отвергла его любовь. Ни подвигами, ни богатством, добытым в смелых набегах, не мог он завоевать сердце гордой красавицы. И лишь с помощью магических чар Финн внушил Наине любовь к себе, но Наина тем временем стала дряхлой старухой. Отвергнутая волшебником, теперь уже она преследует его. Финн предостерегает Руслана против козней злой волшебницы. Руслан продолжает свой путь.

Ищет Людмилу и Фарлаф. Но все, что встречается на пути, пугает трусливого князя. Неожиданно перед ним появляется страшная старуха. Это Наина. Она хочет помочь Фарлафу и этим отомстить Финну, который покровительствует Руслану. Фарлаф торжествует: близок тот день, когда он спасет Людмилу и станет обладателем Киевского княжества.

Поиски приводят Руслана в зловещее пустынное место. Он видит поле, усеянное костями павших воинов и оружием. Туман рассеивается, и перед Русланом возникают очертания огромной Головы. Она начинает дуть навстречу витязю, поднимается буря. Но, пораженная копьем Руслана, Голова откатывается, и под ней обнаруживается меч. Голова рассказывает Руслану историю двух братьев — великана и карлика Черномора. Карлик хитростью одолел своего брата и, отрубив ему голову, заставил ее сторожить волшебный меч. Отдавая меч Руслану, Голова просит отомстить злому Черномору.

Волшебный замок Наины. Девы, подвластные колдунье, приглашают путников укрыться в замке. Здесь же тоскует возлюбленная Ратмира — Горислава. Появившийся Ратмир не замечает ее. В замок Наины попадает и Руслан: он очарован красотой Гориславы. Витязей спасает Финн, разрушающий злые чары Наины. Ратмир, возвращенный Гориславе, и Руслан вновь отправляются в путь на поиски Людмилы.

В садах Черномора томится Людмила. Ничто не радует княжну. Она тоскует по Киеву, по Руслану и готова покончить с собой. Невидимый хор слуг уговаривает ее подчиниться власти чародея. Но их речи вызывают лишь гнев гордой дочери Светозара. Звуки марша возвещают о приближении Черномора. Рабы вносят на носилках карлика с огромной бородой. Начинаются танцы. Внезапно раздается звук рога. Это Руслан вызывает Черномора на поединок. Погрузив Людмилу в волшебный сон, Черномор уходит. В бою Руслан срезает Черномору бороду, лишая его чудесной силы. Но он не может пробудить Людмилу от волшебного сна.

В долине разбит стан Руслана. Ночь. Ратмир охраняет сон друзей. Вбегают испуганные рабы Черномора, которых Руслан освободил из-под власти злого волшебника. Они сообщают, что невидимой силой вновь похищена Людмила, вслед за которой скрылся и Руслан.

Фарлаф, похитив с помощью Наины княжну, привез ее в Киев, Но никто не в силах пробудить Людмилу. Светозар оплакивает дочь. Неожиданно появляется Руслан. Волшебным перстнем Финна он пробуждает княжну. Ликующие киевляне славят храброго витязя, воспевают отчизну.

Премьера - 27 ноября (9 декабря) 1842 года на сцене Большого театра в Петербурге.

Х Свернуть

Светозар - Михаил Кит, Людмила - Анна Нетребко, Руслан - Владимир Огновенко, Ратмир - Лариса Дядькова, Фарлаф - Геннадий Беззубенков, Горислава - Галина Горчакова, Финн - Константин Плужников, Наина - Ирина Богачёва, Баян - Юрий Марусин. Запись - февраль 1995 г., Санкт-Петербург.
         (17)  


SmirnovPierre (11.05.2013 15:09)
Прекрасно слов нет .
Здесь Русь жива,
Здесь Русью пахнет.

Mikhail_Kollontay (11.05.2013 15:46)
SmirnovPierre писал(а):
Здесь Русью пахнет
Мне кажется, за этим
запахом надо ехать в Жизнь за Царя. Тут больше в целом Германия, в первых аккордах
Гендель, а так Вебер, Мендельсон, что-то такое. Но всякие неприличности (вальс Ратмира)
вместе с целотонщиной, очевидно, французские.

SmirnovPierre (11.05.2013 16:38)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Мне кажется, за этим запахом надо ехать в
Жизнь за Царя. Тут больше в целом Германия, в первых аккордах Гендель, а так Вебер,
Мендельсон, что-то такое. .
Но если 1,5 толетия русские слушали оперу на стихи
национального поэта с малолетства, то воленс-ноленс это станет олицетворением русского
духа , как синтеза Востока и Запада.
А Жизнь за царя- сейчас слушаю.

Mikhail_Kollontay (11.05.2013 16:57)
SmirnovPierre писал(а):
1,5 толетия
Я не знал - думал, это
сочинение неизвестно.

abyrvalg (11.05.2013 17:19)
Между тем, запись замечательна. Особенно Марусин здесь шикарен, - в смысле голоса, да и
Нетребко хороша.
Часто кручу эту запись.

Phalaenopsis (31.01.2015 22:45)
abyrvalg писал(а):
Между тем, запись замечательна. Особенно Марусин
здесь шикарен, - в смысле голоса, да и Нетребко хороша.
Часто кручу эту запись.
Да, очень хорошая запись.

Phalaenopsis (31.01.2015 22:47)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Тут больше в целом Германия, в первых
аккордах Гендель, а так Вебер, Мендельсон, что-то такое. Но всякие неприличности (вальс
Ратмира) вместе с целотонщиной, очевидно, французские.
Поддерживаю. Всё это
невооружённым глазом, да. Но всё равно опера класс.

gutta (21.06.2015 00:19)
Вчера прочёл в опубликованном дневнике скульптора Наталии Данько:`...Помню солнечный день
22 июня. Люди не отходят от репродукторов. И без конца, кажется, передают увертюру к
`Руслану и Людмиле`. Не знаю, смогу ли я теперь когда-нибудь её слушать?`
Это было написано 74 года тому назад.

sir Grey (21.06.2015 11:32)
gutta писал(а):
Вчера прочёл в опубликованном дневнике скульптора
Наталии Данько:`...Помню солнечный день 22 июня. Люди не отходят от репродукторов. И без
конца, кажется, передают увертюру к `Руслану и Людмиле`. Не знаю, смогу ли я теперь
когда-нибудь её слушать?`
Это было написано 74 года тому назад.
А теперь и `Лебединое озеро` так просто не
послушаешь.

sir Grey (21.06.2015 11:35)
SmirnovPierre писал(а):
Прекрасно слов нет .
Здесь Русь жива,
Здесь Русью пахнет.
Там царь Салтан над златом чахнет... и т.д.

gutta (21.06.2015 12:14)
sir Grey писал(а):
А теперь и `Лебединое озеро` так просто не
послушаешь.
Вы нонче не в духе? Ричарда Третьего перечитали на ночь?

Ekaterina (16.10.2015 11:03)
Весьма странные купюры: нет Рондо Фарлафа, развязки третьего действия и заключительного
хора в пятом действии. Получается, в третьем действии Финн не явился разгонять чары Наины,
зато заканчивается опера словами `Славен могучий Финн`. У Глинки конец логичнее!

Aelina (22.02.2018 16:27)
Наверное, информацией, которой я хочу поделиться, владеют многие. Но тем не менее...
27 ноября 1842 года, с премьеры, в конце пятого действия, демонстративно, пренебрегая
всеми правилами приличия и вежливости, уходит Николай I. М.И.Глинка в недоумении, ведь
ровно шесть лет назад, день в день, реакция императора после премьеры другой его оперы
`Жизнь за царя` была совершенно противоположной!!!

Опера `Руслан и Людмила` настолько НЕ понравилась Николаю, что после соответствующего
указа, на её представление отправляли офицеров в качестве наказания взамен гауптвахты:))))
Почему же так не по душе пришлась опера самодержцу?
Ответ в:
https://tarrabass.livejournal.com/90428.html

И тут прекрасная Натали...

Evgenia_Moustache (27.08.2019 15:20)
В этой записи вырезано рондо Фарлафа.
Вся опера насмарку!

boongiver (20.11.2019 21:29)
Присоединяюсь! И певцы иногда разъезжаются с оркестром. Даже у Нетребко колоратуры спеты
небрежно, хоть в остальном она хороша. Но лучше всего оркестр (читай - Гергиев)!

Черноморский (04.08.2023 12:58)
Evgenia_Moustache писал(а):
В этой записи вырезано рондо Фарлафа.
Вся опера насмарку!
На самом деле, эта запись есть на видео без всяких купюр.
На торренте даже несколько вариантов, вплоть до DVD9.

Mikhail_Kollontay (04.08.2023 13:01)
Черноморский писал(а):
На самом деле, эта запись есть на видео без
всяких купюр.
На торренте даже несколько вариантов, вплоть до DVD9.
Почему-то именно в этом рондо
так чувствуется влияние Генделя.



 
     
classic-online@bk.ru