использованы тексты, взятые из сборника еврейских народных песен, составленного И. Добрушиным и А. Юдицким под редакцией Ю.М. Соколова (Гослитиздат, 1947).
1. Плач об умершем младенце
2....Читать дальше
Дмитрий Шостакович - `Из еврейской народной поэзии`, вокальный цикл для сопрано, контральто и тенора в сопровождении фортепиано (1948), op. 79
использованы тексты, взятые из сборника еврейских народных песен, составленного И. Добрушиным и А. Юдицким под редакцией Ю.М. Соколова (Гослитиздат, 1947).
1. Плач об умершем младенце 2....Читать дальше
использованы тексты, взятые из сборника еврейских народных песен, составленного И. Добрушиным и А. Юдицким под редакцией Ю.М. Соколова (Гослитиздат, 1947).
1. Плач об умершем младенце 2. Заботливые мама и тетя 3. Колыбельная 4. Перед долгой разлукой 5. Предостережение 6. Брошенный отец 7. Песня о нужде 8. Зима 9. Хорошая жизнь 10. Песня девушки 11. Счастье Х Свернуть
Дмитрий Шостакович
(фортепиано)
,
Зара Долуханова
(меццо-сопрано),
Алексей Масленников
(тенор),
Нина Дорлиак
(сопрано)
|
||
нравится?
Андропов не ел детей, не беспокойтесь.
Андропов не ел детей, не беспокойтесь.
Андропов не ел детей, не беспокойтесь.
какого, или пингвинчика, или бабочку разноцветненькую.
или пингвинчика, или бабочку разноцветненькую.
представителями флоры и фауны. Но я подумаю над вашим предложением о нейтральном... Знать
бы еще, кто что в это понятие вкладывает.
китайскую музыку понаслышке знал наверняка, как раз тогда мода на неё и началась. С
кульминацией в Турандот Пуччини.
довольно много китайцев, но совершенно определённо, он не знал китайской ладовой теории (и
проистекающей из неё техники, которая существенно близка к серийной технике и
соответствующих способов работы со звукорядом), поэтому мог передавать только очень
внешние признаки этой музыки, в сущности, простая пентатоника, погружённая в
классико-романтическую тональность.
флоры и фауны. Но я подумаю над вашим предложением о нейтральном... Знать бы еще, кто что
в это понятие вкладывает.
воротило. Лютики там, ромашки, шампиньоны, шпионы... Тьфу ты, пионы. Или кто-нибудь
нейтрально знаменитый, чтоб не душегубец.
путаете ноты с невмами. Последние служили для напоминания куска мелодии и особенностей
исполнения. Никто не знает как интонировать Машо, Ландини или Лондонский кодекс. Все
кодексы, к слову, - репертуарные сборники, т.е. запись устной музыки. Им тоже не доверять,
потому что `музыкальный слух - теоретически обусловлен` (с)? Увы, ничего другого у
музыкантов нет. ...Авторитетный этномузыколог Эдвин Серусси считает, что Парафразы БМ для
науки некоторую ценность всё же имеют. А Вы можете так не считать. Немного напоминает: `а
Баба Яга против`.
напоминания куска мелодии и особенностей исполнения. Никто не знает как интонировать
Машо, Ландини или Лондонский кодекс. Все кодексы, к слову, - репертуарные сборники, т.е.
запись устной музыки. Им тоже не доверять, потому что
`музыкальный слух - теоретически обусловлен` (с)? Увы, ничего другого у музыкантов нет.
...Авторитетный этномузыколог Эдвин Серусси считает, что Парафразы БМ для науки некоторую
ценность всё же имеют. А Вы можете так не считать. Немного напоминает: `а Баба Яга
против`.
стенографического, обозначают определённую ритмо-интонационную группу. Они не передают
точной звуковысотности, но отношения нот в группе точно известны (не во всех системах,
конечно, но сегодня - в большинстве). Т.е. интонировать их (зная современную им теорию
ладов, которую теперь знают) можно вполне точно и даже аутентичненько.
Музыкальный слух, это вырабатываемый в специальных условиях слух, на специфическом,
обусловленном материале. Современный музыкант (конечно, больше музыковед и композитор,
исполнители традиционно манкируют теоретическими дисциплинами) обладает обширным набором
слуховых инструментов, он способен ориентироваться в разных эпохах классико-романтической
тональности, в большом спектре модальных техник, во всех видах серий, много в чём другом.
Т.е. жалеть их не надо, они способны воспринимать очень разнообразный материал (включая
этнический) достаточно адекватно. Но это достижение академического музыкального
образования ХХ в. Марчелло такой роскошью не обладал, он всё выпрямлял под свой барочный
слух. Хотя, несомненно, его работа - уникальный и очень важный документ, другое дело, надо
учитывать эту особенность, оценивая его полезность.
условиях слух, на специфическом, обусловленном материале.
кажется считаете, что всё к чему человек прикасается, превращается в то, чем он
обусловлен.
к чему человек прикасается, превращается в то, чем он обусловлен.
конечно, никто не отменял, но я говорю, скорей о том, что человек - то, чему он хорошо
обучен.
скорей о том, что человек - то, чему он хорошо обучен.
горшок, так он всю жизнь, только горшки лепить и будет.
жизнь, только горшки лепить и будет.
человека научили хорошо делать горшки, он рано или поздно обретёт свободу. Нет - нет.
человека научили хорошо делать горшки, он рано или поздно обретёт свободу. Нет -
нет.
Во всяком случае, о нём точно можно сказать, что вокруг него только станки (или горшки)?
ещё. Или может ничему не научился? Во всяком случае, о нём точно можно сказать, что вокруг
него только станки (или горшки)?
никогда не учился музыкальной этнографии. Разные профессии.
не учился музыкальной этнографии. Разные профессии.
всё-таки уже была, может быть слова не было. Такое часто бывает, хотя Раневскую это
возмущало. А Ваше знание, что он ей `просто никогда не учился`
на чём-то основано?
может быть слова не было. Такое часто бывает, хотя Раневскую это возмущало. А Ваше знание,
что он ей `просто никогда не учился`
на чём-то основано?
сказать, что она существовала с античности, но если говорить о культурологических,
лингвистических, фенотипических методах (научных, собственно, компаративистика,
кросс-культурные методы), то в самом зачаточном состоянии - это середина XVIII в., а,
скорей, середина XIX. Музыкальная же этнография, когда записи (ещё нотные) стали учитывать
микрохроматику, это самый конец XIX-го, реально эта штука заработала только с изобретением
более-менее мобильного фонографа. Обучать же музыкальной этнографии стали чуть ли не во
второй половине XX-го (тут, впрочем, надо уточнить, может и 40-х уже).
Ну никак Марчелло не успевал.
воротило.
очередную вожделенную пачку видят на ней аватарку с надписями-предупреждениями и яркими
изображениями последствий курения. А вот ` не надо на пачках сигарет печатать всякую
ахинею. Достаточно написать: `Вырученные средства пойдут в фонд помощи депутатам Госдумы`
- и полстраны бросит курить!
него под боком вся муз. этнография была. Венеция того времени кем была населена? Когда Вы
пишите, чем был сформирован его слух Вы представляете, что он реально вокруг себя слышал?
В Парафразах одних евреев он записывает аж из 2 общин: немецкой и испанской. Было из чего
выбрать.)
Госдумы` - и полстраны бросит курить!
все: труженники, тунеядцы, марксисты, диссиденты... не поможет уже ничего. Появятся
папиросы Освенцим, будут курить Освенцим.
этнография была. Венеция того времени кем была населена? Когда Вы пишите, чем был
сформирован его слух Вы представляете, что он реально вокруг себя слышал? В Парафразах
одних евреев он записывает аж из 2 общин: немецкой и испанской. Было из чего
выбрать.)
записях.
С точки зрения этнографии, совершал преступление. Будь это сделано сейчас. Но современные
этнографы ему благодарны, как благодарны они тому же де Ланда, несмотря на то, что тот
вполне участвовал в уничтожении культуры майя: что-то да сохранилось благодаря ему.
А слух музыканта формируется не только (а как только он становится музыкантом-учеником -
не столько) окружением, сколько профессией. А профессия у него была (одна из) - барочный
музыкант. Вот и писал он типичным барочным мелодизмом да гармонизмом, в которых не было ни
грана еврейского, и само еврейское правил на барочный лад. Ну, слышал он так.
Профдеформация.
его правил в своих записях.
пентатоника (огромный слой). А судя по тому, что Соломоно Росси им многоголосие придумал,
худо-бедно чисто петь они всё-таки научились.)
мажор и пентатоника (огромный слой). А судя по тому, что Соломоно Росси им многоголосие
придумал, худо-бедно чисто петь они всё-таки научились.)
про слух слушающего.
Кстати, не факт, что этот Росси был аутентичен. Я вот слышал Ave Maria на мотив `Катюши`.
Ничего, звучит.
слушающего.
слухом?
ответил. А что не так с его слухом?
Ничего. Он профессиональный.
Кстати, не факт, что этот Росси был аутентичен. Я вот слышал Ave Maria на мотив `Катюши`.
Ничего, звучит.
петь там умели. Конечно Росси был реформатором. Но вот Вы пишете слово `аутентично`. Что
мы считаем там аутентичным? Таамэй-а-микра? Да они в каждой общине поются по-разному.
Сегодня так, завтра по-другому. На основе чего судить об аутентичности?
Ничего. Он профессиональный.
не пойму?) Вы представляете себе, что в его время со строями творилось? Книжку Волконского
вспомните. О том что такое пропорции интервалов, любой обр. муз. его современник знал.
Откуда там было взяться фальшивому пению, когда пели мастера?)
Следовательно чисто петь там умели. Конечно Росси был реформатором. Но вот Вы пишете слово
`аутентично`. Что мы считаем там аутентичным? Таамэй-а-микра? Да они в каждой общине
поются по-разному. Сегодня так, завтра по-другому. На основе чего судить об
аутентичности?
что Саломоне нечто реформировал. Что? Конечно, реформа не могла касаться важнейших вещей,
но, допустим, заменить ионийский мажором - влёгкую. Что здесь меняется? Способ
интонирования, появляется возможность введения многоголосия на основе мажоро-минора. Вроде
бы, ничего не случилось, но традиция прекратила существование своё.
И ещё раз. Чисто там петь умели. Профессиональный музыкант слышал иначе.
Возьмём пример с ионийским ладом.
Как такие вещи слышу я.
Предположим, несколько евреев чисто поют в этом самом ладу. Я, как человек, вскормленный
мажоро-минором, слышу: ну лажают же, гады! Потом - вдруг! - прозреваю: так евреи! не иначе
какую синагогальную модальную штуку поют, и тут щёлкает переключатель (у меня он щёлкает.
В голове. И я стаю слышать иначе). И всё становится стройно и благостно.
Как такие вещи слышит барочный композитор.
Он, как человек, вскормленный мажоро-минором, слышит: ну лажают же, гады, лажают! Потом -
вдруг! - прозрение: Надо срочно забацать реформу! И выходит он перед поющими, и
восклицает: Нет ребята! всё не так! Всё не так, ребята...
фальшивым, я не пойму?)
Вы представляете себе, что в его время со строями творилось? Книжку Волконского
вспомните. О том что такое пропорции интервалов, любой обр. муз. его современник знал.
Откуда там было взяться фальшивому пению, когда пели мастера?)
барочным мелодико-гармоническим моделям.
Ничего особенного не творилось. Все эти тонкости знали, те, кому они были нужны:
органостроители, мастера музыкальных инструментов. Эксперты. Если кто-то помимо них и
интересовался этим вопросом, сугубо метафизически. Остальных (95%) музыкантов (далеко не
все из них были мастера, львиная доля до седых волос в подмастерьях прохлаждалась) это не
заботило, быстренько подтянул струны по голосу, и понеслась.
ну лажают же, гады, лажают! Потом - вдруг! - прозрение: Надо срочно забацать реформу! И
выходит он перед поющими, и восклицает: Нет ребята! всё не так! Всё не так,
ребята...
мусульмане, евреи, в каждой церкви орган настроен по-особенному. В многоголосии, конечно,
не повыпендриваешься. Хотя Марсель Перес исполнил мессу Машо с орнаментикой, отлично
звучит.)
- Что у Вас есть?
- У меня есть мнение
- А что у Вас ещё есть?
...
Вопиюще-зияющее молчание, занавес.
мажоро-минор? Плюс ко всему вокруг мусульмане, евреи, в каждой церкви орган настроен
по-особенному. В многоголосии, конечно, не повыпендриваешься. Хотя Марсель Перес исполнил
мессу Машо с орнаментикой, отлично звучит.)
вполне определённый.
То, что они вокруг, это не значит, что они все что-то значат для мастера. Они-то не
мастера.
Органы - верно, строились как попало, но перестраивались достаточно регулярно и в
соответствии с новыми веяниями, естественно.
моделям.
значат для мастера. Они-то не мастера.
материалом пользовался в Парафразах - прямое свидетельство.
пользовался в Парафразах - прямое свидетельство.
не как еврейский певчий, а как барочный композитор. Ну вспомните хоть, как издевались над
народной музыкой Гайдн, Бетховен. Они так слышали, ага.
Но абсолютно то же было и здесь. То, что делали эти реформаторы, это изменения настолько
глубокие и принципиальные, что от традиции остались только рожки да ножки. Не от
злонамерения какого-то, а оттого, что иначе быть не могло. Столкнулись горизонталь и
вертикаль. Мы все привыкли к гармонизациям нововременных композиторов того же Dies irae и
нам не кажется это диким, но это дико, на самом деле, особенно, когда это происходит
впервые.
когда они купив очередную вожделенную пачку видят на ней аватарку с
надписями-предупреждениями и яркими изображениями последствий курения.
не воротит. Не воротит вовсе. И курить пришлось бросить просто по жизненным показаниям.
Поэтому пребываю в депрессии. Хочется ужасно, хоть в фонд помощи идеям чучхэ(((
певчий, а как барочный композитор. Ну вспомните хоть, как издевались над народной музыкой
Гайдн, Бетховен. Они так слышали, ага.
кстати, с народным было, большой вопрос? Дело не в этом. Народ - люди музыкально не
образованные. (О том какая это ошибка только в 20 в. догадались). Синагогальное, как и
церковное пение, это учёная традиция. БМ об этом знал. В Парафразах наряду с еврейскими
источниками - греческие и церковные модусы, т.е. опять же область учёной музыки. Я здесь
другой контекст вижу. Интерес к еврейству и в Европе (и В России) как источнику учёности и
знаний был велик. Это и Иоганн Рейхлин и потом Рембрант и субботники в России. Мне
кажется, МБ здесь место.
с народным было, большой вопрос? Дело не в этом. Народ - люди музыкально не образованные.
(О том какая это ошибка только в 20 в. догадались). Синагогальное, как и церковное пение,
это учёная традиция. БМ об этом знал. В Парафразах наряду с еврейскими источниками -
греческие и церковные модусы, т.е. опять же область учёной музыки. Я здесь другой контекст
вижу. Интерес к еврейству и в Европе (и В России) как источнику учёности и знаний был
велик. Это и Иоганн Рейхлин и потом Рембрант и субботники в России. Мне кажется, МБ здесь
место.
высокого Возрождения композиторы относились к традиционному материалу с полным
пренебрежением (к собственному стилю, бытованию этого материала). Ломали ритм,
звуковысотности, характер, строй, лад, форму если им что-то было от этого материала нужно.
Марчелло поступал точно так же. Достаточно послушать его парафразы. Национального
своеобразия там вообще нет. У Д. Скарлатти хоть изредка 2-я низкая встречается. Тут -
ничего.
Что до учёной музыки. Я не в курсе. Не помню, чтобы читал музыковедческие работы евреев
этого периода.
традиционному материалу с полным пренебрежением
партитуру БМ? Вы видели как записаны эти куски? Если нет, поинтересуйтесь.
видели как записаны эти куски? Если нет, поинтересуйтесь.
он пишет, это может быть интересно историку музыки. Я не историк. Конечно, он выделяет
этот текст, можно догадаться, что это цитата (ну, особенно, если знаешь), к тому же, язык
другой (другой, да? я забыл).
Хотя я, собственно, совершенно не понимаю, о чём мы ведём дискуссию.
Я сказал: нельзя доверять аутентичности цитируемого материала в силу
культурно-исторических (объективных) и нейро-психологических (объективных) факторов.
Ну хочется Вам доверия, так за ради бога, ничуть я не против. А столько турусов на
колёсах...
о к-ром Вы пишете. Он как минимум полюбопытствовал, как принято нотировать синагогальную
музыку. Ну и к вопросу о том, насколько он её исказил. Был бы он зашорен
медико-гармоническими моделями, записал бы её так же, как свою музыку дальше. Вот и ответ.
как минимум полюбопытствовал, как принято нотировать синагогальную музыку. Ну и к вопросу
о том, насколько он её исказил. Был бы он зашорен медико-гармоническими моделями, записал
бы её так же, как свою музыку дальше. Вот и ответ.
одно дело (он не имеет отношения к интонированию, но нужна ссылка и подтверждение), если
он написал это по слуху - это ничего не меняет (все мои сомнения остаются в силе,
разумеется, опровергнуть их можно более поздними подтверждениями текстов из других
источников). Нотация не влияет на слух.
Сама по себе нотация выглядит архаично и запись справа налево, но во всём остальном это
обычная европейская ренессансная нотация. Приём внедрения инородной графики в текст
красивый, но это графический приём.
И никто не говорил о зашоренности. Это психофизиология. Мы видим то и так, что и как мы
умеем видеть. И слышим так же. Просто, особенности восприятия. Оно (восприятие)
определяется системами интерпретаций, которые мы приобретаем (вырабатываем) на протяжении
жизни, и выход за их пределы - ситуация крайне болезненная, катастрофичная, редкая.
как минимум полюбопытствовал, как принято нотировать синагогальную музыку. Ну и к вопросу
о том, насколько он её исказил. Был бы он зашорен медико-гармоническими моделями, записал
бы её так же, как свою музыку дальше. Вот и ответ.
рукопись и/или первое издание. Возможно эти вставки вовсе не предназначены для исполнения,
а даются как иллюстрации тем, используемых в последующей пьесе.
первое издание. Возможно эти вставки вовсе не предназначены для исполнения, а даются как
иллюстрации тем, используемых в последующей пьесе.
издания, может быть первого (кажется, где-то в интернете). Насколько я помню, исполняется
всё. Подлинная еврейская тема записана нотами справа налево.
греческие и 4 церковных модусов.
про еврейский мелос. Из лучшего! Тот случай когда музыка выше иных атрибуций:
колхозно-исторических, национально-мелизматических...
что б там про колхоз не говорили, как и про еврейский мелос. Из лучшего! Тот случай когда
музыка выше иных атрибуций: колхозно-исторических,
национально-мелизматических...
первого (кажется, где-то в интернете). Насколько я помню, исполняется всё. Подлинная
еврейская тема записана нотами справа налево.
авангардным кажется такой подход.