Рихтер сыграл 6-ю Сонату Скрябина всего два раза в жизни:
23/12/44 - Москва, БЗК
20/6/55 - Москва, БЗК (имеется запись)
В списке Танина указывается еще запись 16/3/55, но на самом деле это плохого качества та же самая, что и выложена здесь - 20/6/55. Удивительно, что Рихтеру хватило двух исполнений, причем, с большим временным промежутком между ними, чтобы явить совершенно гениальное прочтение, дальше которого в этом направлении и идти невозможно.
Yuriyauskiev
(18.12.2011 01:09)
musikus писал(а):
Да, но и все-таки еще 6-я соната. Никто ее ТАК не играет. Совсем другая
атмосфера, другой нерв.
-----------------
6-я Скрябина – удивительный мир, как по мне, не похожий на многое другое в его наследии. У меня давно возникла устойчивая ассоциация. В третьем классе заболел свинкой. Как раз утром 1-го мая у меня был сильный жар, я был в беспамятстве. Мне казалось, что едем в грузовике по солнцу, причем, оно имеет форму глобуса, и это ощущается – машина норовит скатиться ближе к экватору. Вокруг зной, воздух (?) раскален до предела. Тишина и марево, ни дуновения ветерка – непереносимо. Наша задача – заехать на самую верхушку – северный полюс, так сказать. Но машину сносит вниз, и всё повторяется снова. Это мои личные воспоминания, и вряд ли кто-то другой должен ощущать подобное. Как бы там ни было, но Рихтер создает это напряжение, состояние неподвижной раскаленной атмосферы.
P.S. Как ни странно, мне приходят уведомления о новых сообщениях с форума «Классика», который я давно оставил. Вот снова кто-то решил отметиться в теме «Что не так у рихтеровского Шопена». Совершенно не нужно перевоспитывать вкусы «под Рихтера». Но думающий человек вполне может задать совершенно естественный вопрос – если Рихтер так играет, то, возможно, в этом что-то есть? Не играет же он так только потому, что по-другому не умеет. Следует при этом заметить, что речь идет не о ком-нибудь, а о музыканте, носившем в сознании, в душе всю музыку, искусство, жил ими, оставив многое житейское и суетное ради высокого. То же можно сказать о произведениях Скрябина в его исполнении. Скрябинистом, по собственному признанию, он не стал, но подарил нам идеальные прочтения некоторых сонат, и прочих произведений. Этюды, прелюдии, поэмы в его исполнении завораживают. А 6-я соната – шедевр из шедевров. Не зря, если верить Борисову, Музыкант, теоретически готовый уничтожить свои записи, пощадил бы ее в числе немногих других, удачных с его точки зрения.
P.P.S. Когда-то предложил кому-то из участников сформулировать вопрос иначе: «Что не так у меня с рихтеровским Шопеном (или Шопеном вообще)?» (Замечу, что вместо Шопена можно подставить любого другого композитора.)
musikus
(18.12.2011 12:42)
Yuriyauskiev писал(а):
6-я Скрябина – удивительный мир, как по мне, не похожий на многое другое в его наследии. У меня давно возникла устойчивая ассоциация...
У меня от нее (с Рихтером и только с ним!) ассоциации чисто поздне-скрябинские, такие мистериальные... Главное в этой сонате для меня - потрясающие нарастания звучности, на грани аннигиляции... И потом - в финале - грозная, но сдержанно волнующаяся стихия, постепенно уступающие тишине...
Wustin
(11.08.2012 14:02)
Yuriyauskiev писал(а):
В списке Танина указывается еще запись 16/3/55, но на самом деле это плохого качества та же самая, что и выложена здесь - 20/6/55.
У меня впечатление, что на московском радио есть еще более яркая запись этого же (?) исполнения.
OlGavA
(10.08.2013 15:55)
Yuriyauskiev писал(а):
если Рихтер так играет, то, возможно, в этом что-то есть? ... речь идет о музыканте, носившем в сознании, в душе всю музыку, искусство, жил ими, оставив многое житейское и суетное ради высокого.
!!!!!!! Очень точно сформулировано. Спасибо.
Maxilena
(26.01.2014 21:47)
У Рихтера - как будто совсем другое произведение...
abyrvalg
(26.01.2014 22:38)
В этой записи Рихтер до предела разряжает фортепианное звучание, создается порой ощущение, что посредством фортепиано он создает сплошные звуковые заклинания. Он своей игрой водит темы-символы мерно и неспешно, но они у него как бы растворяются в невесомости, иногда появляется плотно-неподвижная атмосфера звучания, но Рихтер своей игрой заклинает, завораживает (как в магии) и звуковую форму он ощущает как растворяющуюся, уходящую в куда-то - опять же в невесомость (в туман, в бесконечность). Фортепиано у него не играет, а пульсирует, изображая сгущение и разряжение звуковой материи. Поэтому практически ни у кого не получается эта соната, играть просто по нотам - этого совершенно недостаточно.
Надо еще отметить, что большую трудность в воспроизведении сонаты играет, если всмотреться в ноты, недостаточное количество четких динамических и агогических указаний, а имеются всего лишь обильные скрябинские ремарки, которые являют собой всего лишь автокомментарий (типа, `ласковая волна`, `мечта принимает форму` и т.д.), но это не есть четкие исполнительские указания.
Illarion
(26.01.2014 23:59)
Почему они играют на расстроеных роялях? И Софроницкий и Рихтер
Sasha Nick
(09.04.2021 14:24)
Illarion писал(а):
Почему они играют на расстроеных роялях? И Софроницкий и Рихтер
ну у них было вас под рукой, что бы вы им настроили. по поводу этой записи, вроде никто больше не упоминал про расстроенный рояль. это вообще последнее что при прослушивании может прийти в голову. Исполнение действительно гениальное. Одно из лучших исполнений Скрябина и одна из лучший вещей самого Рихтера
musikus
(09.04.2021 14:59)
Sasha Nick писал(а):
ну у них было вас под рукой, что бы вы им настроили. по поводу этой записи, вроде никто больше не упоминал про расстроенный рояль. это вообще последнее что при прослушивании может прийти в голову. Исполнение действительно гениальное. Одно из лучших исполнений Скрябина и одна из лучший вещей самого Рихтера
Совершенно верно. Но сказал бы еще больше: это исполнение 6-й сонаты Рихтером, на мой взгляд - вообще единственное, в котором раскрывается драматический смысл этой сонаты. Рихтер - единственный, кто явственно обнажил ее стержень, этот как бы лейтмотив в виде страшно нарастающей звучности, какой-то темной силы, которая, вырастая стеной, всё покрывает... Слыша это, я всегда вспоминаю известный случай, когда канадский физик Слотин погиб, экспериментируя с двумя полушариями урана: он сблизил их, перейдя критическую точку, и началась цепная реация, которая могла бы апмвести к атомному взрыву, если бы Слотнин не развел полушария урана прямо голыми руками...
Sasha Nick
(09.04.2021 16:28)
musikus писал(а):
Слыша это, я всегда вспоминаю известный случай, когда канадский физик Слотин погиб, экспериментируя с двумя полушариями урана: он сблизил их, перейдя критическую точку, и началась цепная реация, которая могла бы апмвести к атомному взрыву, если бы Слотнин не развел полушария урана прямо голыми руками...
а тут то всего лишь расстроенный рояль)
abcz
(09.04.2021 16:30)
надо нарисовать картину: `Рихтер, разрывающий пасть расстроенному роялю.`
Sasha Nick
(09.04.2021 16:32)
musikus писал(а):
Совершенно верно. Но сказал бы еще больше: это исполнение 6-й сонаты Рихтером, на мой взгляд - вообще единственное, в котором раскрывается драматический смысл этой сонаты.
я не эксперт. а что здесь с роялем? действительно расстроен? или это эффект восприятия Скрябинских гармоний?
Sasha Nick
(09.04.2021 16:33)
abcz писал(а):
надо нарисовать картину: `Рихтер, разрывающий пасть расстроенному роялю.`
выкалывающий моргала и разрывающий пасть
abcz
(09.04.2021 16:34)
Sasha Nick писал(а):
выкалывающий моргала и разрывающий пасть
это уже перебор
Sasha Nick
(09.04.2021 16:35)
abcz писал(а):
это уже перебор
я думал именно в этом как раз и суть данного образа)
abcz
(09.04.2021 16:36)
Sasha Nick писал(а):
я думал именно в этом как раз и суть данного образа)
суть - в образах и ассоциациях
musikus
(09.04.2021 18:01)
Sasha Nick писал(а):
а тут то всего лишь расстроенный рояль)
Ну так они же, эти рихтерА и софроницкие - сатанисты (не говоря уж о самом Скрябине!). Воланд пьет вино из черепа убитого барона Майгеля, а Рихтер бацает на специально расстренном рояле. Ясно, как день божий...
Opus88
(09.04.2021 18:10)
Рояль настроен на тритоновые гармонии )
pokot
(06.05.2021 18:57)
musikus писал(а):
лейтмотив в виде страшно нарастающей звучности, темной силы, которая, вырастая стеной, всё покрывает..я всегда вспоминаю известный случай, когда канадский физик Слотин погиб, экспериментируя с двумя полушариями урана: он сблизил их, перейдя критическую точку, и началась цепная реация, которая могла бы апмвести к атомному взрыву, если бы Слотнин не развел полушария урана прямо голыми руками...
Интересная ассоциация. У меня иные образы. Кстати, взрыва быть не могло, для этого нужно сильное обжатие. Максимум, что могло произойти - расплавление изделия и ,может быть, разбрызгивание. Такие случаи были позже не раз, с такой же гибелью близко находящихся людей.
musikus
(06.05.2021 19:45)
pokot писал(а):
Интересная ассоциация. У меня иные образы. Кстати, взрыва быть не могло, для этого нужно сильное обжатие. Максимум, что могло произойти - расплавление изделия и ,может быть, разбрызгивание. Такие случаи были позже не раз, с такой же гибелью близко находящихся людей.
23/12/44 - Москва, БЗК
20/6/55 - Москва, БЗК (имеется запись)
В списке Танина указывается еще запись 16/3/55, но на самом деле это плохого качества та
же самая, что и выложена здесь - 20/6/55. Удивительно, что Рихтеру хватило двух
исполнений, причем, с большим временным промежутком между ними, чтобы явить совершенно
гениальное прочтение, дальше которого в этом направлении и идти невозможно.
Да, но и все-таки еще 6-я соната. Никто ее ТАК не играет. Совсем другая
атмосфера, другой нерв.
-----------------
6-я Скрябина – удивительный мир, как по мне, не похожий на многое другое в его наследии.
У меня давно возникла устойчивая ассоциация. В третьем классе заболел свинкой. Как раз
утром 1-го мая у меня был сильный жар, я был в беспамятстве. Мне казалось, что едем в
грузовике по солнцу, причем, оно имеет форму глобуса, и это ощущается – машина норовит
скатиться ближе к экватору. Вокруг зной, воздух (?) раскален до предела. Тишина и марево,
ни дуновения ветерка – непереносимо. Наша задача – заехать на самую верхушку – северный
полюс, так сказать. Но машину сносит вниз, и всё повторяется снова. Это мои личные
воспоминания, и вряд ли кто-то другой должен ощущать подобное. Как бы там ни было, но
Рихтер создает это напряжение, состояние неподвижной раскаленной атмосферы.
P.S. Как ни странно, мне приходят уведомления о новых сообщениях с форума «Классика»,
который я давно оставил. Вот снова кто-то решил отметиться в теме «Что не так у
рихтеровского Шопена». Совершенно не нужно перевоспитывать вкусы «под Рихтера». Но
думающий человек вполне может задать совершенно естественный вопрос – если Рихтер так
играет, то, возможно, в этом что-то есть? Не играет же он так только потому, что
по-другому не умеет. Следует при этом заметить, что речь идет не о ком-нибудь, а о
музыканте, носившем в сознании, в душе всю музыку, искусство, жил ими, оставив многое
житейское и суетное ради высокого. То же можно сказать о произведениях Скрябина в его
исполнении. Скрябинистом, по собственному признанию, он не стал, но подарил нам идеальные
прочтения некоторых сонат, и прочих произведений. Этюды, прелюдии, поэмы в его исполнении
завораживают. А 6-я соната – шедевр из шедевров. Не зря, если верить Борисову, Музыкант,
теоретически готовый уничтожить свои записи, пощадил бы ее в числе немногих других,
удачных с его точки зрения.
P.P.S. Когда-то предложил кому-то из участников сформулировать вопрос иначе: «Что не так
у меня с рихтеровским Шопеном (или Шопеном вообще)?» (Замечу, что вместо Шопена можно
подставить любого другого композитора.)
не похожий на многое другое в его наследии. У меня давно возникла устойчивая
ассоциация...
поздне-скрябинские, такие мистериальные... Главное в этой сонате для меня - потрясающие
нарастания звучности, на грани аннигиляции... И потом - в финале - грозная, но сдержанно
волнующаяся стихия, постепенно уступающие тишине...
16/3/55, но на самом деле это плохого качества та же самая, что и выложена здесь -
20/6/55.
этого же (?) исполнения.
что-то есть? ... речь идет о музыканте, носившем в сознании, в душе всю музыку, искусство,
жил ими, оставив многое житейское и суетное ради высокого.
сформулировано. Спасибо.
что посредством фортепиано он создает сплошные звуковые заклинания. Он своей игрой водит
темы-символы мерно и неспешно, но они у него как бы растворяются в невесомости, иногда
появляется плотно-неподвижная атмосфера звучания, но Рихтер своей игрой заклинает,
завораживает (как в магии) и звуковую форму он ощущает как растворяющуюся, уходящую в
куда-то - опять же в невесомость (в туман, в бесконечность). Фортепиано у него не играет,
а пульсирует, изображая сгущение и разряжение звуковой материи. Поэтому практически ни у
кого не получается эта соната, играть просто по нотам - этого совершенно недостаточно.
Надо еще отметить, что большую трудность в воспроизведении сонаты играет, если
всмотреться в ноты, недостаточное количество четких динамических и агогических указаний, а
имеются всего лишь обильные скрябинские ремарки, которые являют собой всего лишь
автокомментарий (типа, `ласковая волна`, `мечта принимает форму` и т.д.), но это не есть
четкие исполнительские указания.
Софроницкий и Рихтер
этой записи, вроде никто больше не упоминал про расстроенный рояль. это вообще последнее
что при прослушивании может прийти в голову. Исполнение действительно гениальное. Одно из
лучших исполнений Скрябина и одна из лучший вещей самого Рихтера
настроили. по поводу этой записи, вроде никто больше не упоминал про расстроенный рояль.
это вообще последнее что при прослушивании может прийти в голову. Исполнение действительно
гениальное. Одно из лучших исполнений Скрябина и одна из лучший вещей самого
Рихтера
Рихтером, на мой взгляд - вообще единственное, в котором раскрывается драматический смысл
этой сонаты. Рихтер - единственный, кто явственно обнажил ее стержень, этот как бы
лейтмотив в виде страшно нарастающей звучности, какой-то темной силы, которая, вырастая
стеной, всё покрывает... Слыша это, я всегда вспоминаю известный случай, когда канадский
физик Слотин погиб, экспериментируя с двумя полушариями урана: он сблизил их, перейдя
критическую точку, и началась цепная реация, которая могла бы апмвести к атомному взрыву,
если бы Слотнин не развел полушария урана прямо голыми руками...
когда канадский физик Слотин погиб, экспериментируя с двумя полушариями урана: он сблизил
их, перейдя критическую точку, и началась цепная реация, которая могла бы апмвести к
атомному взрыву, если бы Слотнин не развел полушария урана прямо голыми руками...
тут то всего лишь расстроенный рояль)
исполнение 6-й сонаты Рихтером, на мой взгляд - вообще единственное, в котором
раскрывается драматический смысл этой сонаты.
действительно расстроен? или это эффект восприятия Скрябинских гармоний?
расстроенному роялю.`
пасть
суть данного образа)
образа)
так они же, эти рихтерА и софроницкие - сатанисты (не говоря уж о самом Скрябине!). Воланд
пьет вино из черепа убитого барона Майгеля, а Рихтер бацает на специально расстренном
рояле. Ясно, как день божий...
темной силы, которая, вырастая стеной, всё покрывает..я всегда вспоминаю известный случай,
когда канадский физик Слотин погиб, экспериментируя с двумя полушариями урана: он сблизил
их, перейдя критическую точку, и началась цепная реация, которая могла бы апмвести к
атомному взрыву, если бы Слотнин не развел полушария урана прямо голыми
руками...
для этого нужно сильное обжатие. Максимум, что могло произойти - расплавление изделия и
,может быть, разбрызгивание. Такие случаи были позже не раз, с такой же гибелью близко
находящихся людей.
взрыва быть не могло, для этого нужно сильное обжатие. Максимум, что могло произойти -
расплавление изделия и ,может быть, разбрызгивание. Такие случаи были позже не раз, с
такой же гибелью близко находящихся людей.