ФОРУМ

Форум » Музыкальные страсти, или `Музыка несогласия` » Академический музыкальный театр в наше время: перспективы жанра, «опероведение», прочее


musikus(30.12.2013 14:44)
oleandr писал(а):
Надеюсь, Вы понимаете, чем отличается конкретный
дизайн конкретного автомобиля от понятия `автомобиль`?
Приятно читать умные речи.
Кстати о дизайне (из Сети): двое вальяжно сидят в креслах и оценивают обстановку. Диалог:
- Дизайн - г...но.
- Это дизайн г...на.
- Тогда нормально.


Mikhail_Kollontay(30.12.2013 14:45)
musikus писал(а):
в сопровождении оркестра
Тоже довольно
бредово, почему не акапелла, скажем, как в Ростовском действе или у Кобекина.


balaklava(30.12.2013 14:46)
musikus писал(а):
`драматургическое произведение, в котором речи
действующих лиц поются в сопровождении оркестра...
Напоминает армейское: `Куст - это
пучок растений произрастающих из одной точки`.


musikus(30.12.2013 14:51)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Тоже довольно бредово, почему не
акапелла, скажем, как в Ростовском действе или у Кобекина.
Не надо так формально.
Определение в словаре - обобщенное, типовое. Никакого бреда там нет, поскольку 99,999%
опер исполняются с оркестром. Но Вы правы в том, что главное - когда ПОЮТ текст, а не
форма аккомпанемента. У того же Бриттена - оперы под рояль.


abyrvalg(30.12.2013 14:52)
musikus писал(а):
Разговоры о том, что такое `на самом деле` `опера`
выглядят как-то пустотно. Лично меня, к примеру, вполне удовлетворяет определение из
словаря: `драматургическое произведение, в котором речи действующих лиц поются в
сопровождении оркестра`.
Ну вот то-то и оно, что `опера` являет собой достаточно
широкое понятие. А если подходить узкими категориями, то `Человеческий голос` Пуленка и
`Последняя рождественская трапеза` Хиндемита могут показаться и вовсе не операми. А если
широко мыслить, то даже оратория `Семела` Генделя - самая что ни на есть опера.


Andrew_Popoff(30.12.2013 14:52)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Тоже довольно бредово, почему не
акапелла, скажем, как в Ростовском действе или у Кобекина.
У Щедрина тоже. А у
Ребикова под рояль. У Мусоргского `Женитьба` тоже. Неизвестно, планировал ли он
оркестровать ее.


musikus(30.12.2013 14:53)
balaklava писал(а):
Напоминает армейское: `Куст - это пучок растений
произрастающих из одной точки`.
Если для Вас академический словарь сродни армейским
байкам, то тогда конечно. Наверное, у Вас есть что-то более толковое. С нетерпением жду.


musikus(30.12.2013 14:58)
abyrvalg писал(а):
даже оратория `Семела` Генделя - самая что ни на
есть опера.
Оратории и оперы Генделя вообще порой трудно различимы.


Mikhail_Kollontay(30.12.2013 14:58)
abyrvalg писал(а):
Глянул, ничего нет.
Теперь знаю, спасибо Вам
большое.


Mikhail_Kollontay(30.12.2013 15:02)
musikus писал(а):
когда ПОЮТ текст
И сценическое действие в том
или ином виде? У меня, скажем. есть 10минутное сочинение для арфиста(тки), где человек и
играет, и поёт (поёт уж как умеет, скорее напевает). Хоть я и не решился так написать, но
в моём ощущениии это уже минимоноопера, тем более, что там есть некоторые сценические
`вторжения`.


abyrvalg(30.12.2013 15:06)
Mikhail_Kollontay писал(а):
У меня, скажем. есть 10минутное сочинение
для арфиста(тки), где человек и играет, и поёт (поёт уж как умеет, скорее напевает). Хоть
я и не решился так написать, но в моём ощущениии это уже минимоноопера,
Что-то
подобное есть у Мийо - оперы-минутки: Похищение Европы, Покинутая Ариадна и Избавление
Тезея, каждая из которых длится около 10 минут.


Mikhail_Kollontay(30.12.2013 15:12)
abyrvalg писал(а):
Что-то подобное есть у Мийо - оперы-минутки:
Похищение Европы, Покинутая Ариадна и Избавление Тезея, каждая из которых длится около 10
минут.
Я их не знаю - предполагаю, что там всё-таки традиционны набор участников? Ну
да и время - не наши дни, так что понятно, если так, как я думаю. Сейчас-то это
ветхостандартный прием - использовать голос инструменталиста и театрализовать камерную
музыку.


abyrvalg(30.12.2013 15:16)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Я их не знаю - предполагаю, что там
всё-таки традиционны набор участников?
Вполне стандартный: 4-5 солиста, хористы,
небольшой, - но оркестр.


oleandr(30.12.2013 15:18)
musikus писал(а):
Вы меня не поймали. Речь идет не о вариативности
ФОРМЫ сонатного аллегро и вообще сонатной формы (если таковая существует),а о разнообразии
ФОРМ ф/п сонаты у ЛвБ, которая - и увертюра, и почти сюита, и фантазия и проч. Бесконечны
поиски ФОРМ клавирной сонаты и у Гайдна. Хотя, конечно, форма сонатного аллегро отнюдь не
догма, и вариации здесь творчески неограниченны. Мне когда-то приходилось много
беседовать об этом с моим `друганом` Д.Б.Кабалевским (надеюсь, имидж `душителя современной
музыки`, закрепившийся у снобов за Д.Б., здесь не помешает. В сонатном аллегро Д.Б.
разбирался не хуже присутствующих здесь профи. Доктором искусствоведения был, между
прочим).
Ну и что с того? `Почти сюита` - но ведь не `нечто, чего до сих пор не было
и что определить никто не может`. Вы понимаете, о чем я?
Какие у Бетховена `поиски форм`? Все эти формы были `изобретены` до него, в том-то и
дело. Причем изобретены именно в кавычках, потому что на самом деле они просто сложились в
коллективной исторической практике. И эта практика отбирала полезное и отсеивала ненужное.


oleandr(30.12.2013 15:25)
abyrvalg писал(а):
Ну вот то-то и оно, что `опера` являет собой
достаточно широкое понятие. А если подходить узкими категориями, то `Человеческий голос`
Пуленка и `Последняя рождественская трапеза` Хиндемита могут показаться и вовсе не
операми. А если широко мыслить, то даже оратория `Семела` Генделя - самая что ни на есть
опера.
Разумеется, это не оперы! Некие индивидуальные феномены, которые удержались в
практике оперного театра и время от времени исполняются. Но и только. Так ведь и
музыкальные драмы Вагнера исполняются в оперных театрах. Однако его индивидуальный метод,
осененный гением, оказался непригодным для других композиторов, в отличие от метода
Россини или Верди. Исключения есть всегда, но ориентироваться на них - это большая ошибка.
`Мыслить широко` можно сколько угодно. Вопрос, что в результате получается. Вердикт о
том, опера получилась или что-то другое, принимает отнюдь не синклит композиторов. ))
Между ораторией и оперой - дистанция огромного размера. ))


Mikhail_Kollontay(30.12.2013 15:26)
oleandr писал(а):
Какие у Бетховена `поиски форм`? Все эти формы были
`изобретены` до него
Мне напомнило разговор с Л.А.Мазелем. Конца и края тут, конечно,
не было, потому что Лео Абрамович стал утверждать, что в теме 32 вариаций просто сведен
воедино опыт этой вот самой коллективной исторической практики, и что, собственно говоря,
тема не сочинена, а всего лишь вот таким образом суммирована. Но ведь это хорошо
рассуждать, заглядывая в конец учебника, где приводятся ответы. Например, уже сочинённые
32 вариации. Значительно `сложнее` самому вот взять, и, по Вашему выражению, отобрать
полезное и отсеять ненужное. В глухое советское время это как раз, по-моему, и делалось, и
отбиралось, и отсеивалось, и даже просеивалось на довольно мелком сите (кому-то надо было
отрабатывать зарплаты и получать новые лычки на погоны). Настругали полные нотохранилища
партитур и оркестровых голосов, да. Самое плачевное то, что и сам-то Мазель от этих чинов
страдал, и всё равно ваксил тот же сапог, что и эти. - Конечно, в 80-е это всё было уже
забавно и анахронично.


abyrvalg(30.12.2013 15:32)
oleandr писал(а):
Вердикт о том, опера получилась или что-то другое,
принимает отнюдь не синклит композиторов. ))
Музыковеды жить не могут без жанровых
определений и жанровых классификации.


musikus(30.12.2013 15:32)
oleandr писал(а):
Исключения есть всегда, но ориентироваться на них -
это большая ошибка.
Чем эта ошибка угрожает? Хотелось бы популярного разъяснения.


oleandr(30.12.2013 15:33)
Andrew_Popoff писал(а):
Вспомнилось, как И.Г.Соколов рассказал мне о
случайно подслушанном разговоре двух старичков-композиторов на `Московской осени`: `Разве
это каденция? Каденции так не пишут, меня не так учили каденции писать`. И И.Г. добавлял:
представляете, он всю свою жизнь так и писал каденции, как его научили. :-)
По мне
так очень прав тот, кто писал каденции так, как его научили (если, конечно, научили
правильно). Иначе пианистам будет либо неинтересно, либо неудобно играть. И они играть не
будут, хоть застрели их! Другой вопрос, что кроме умения композитору нужен еще и талант.
Однако хорошо наученный композитор средних способностей в 18-19 веке мог выдавать весьма
качественную продукцию. Примерам несть числа.
А теперь представим себе НЕ гения, который вдобавок еще и не обучен ремеслу, но зато
наделен незаурядными амбициями. Кто из него получается? Графоман.


musikus(30.12.2013 15:34)
oleandr писал(а):
Какие у Бетховена `поиски форм`? Все эти формы были
`изобретены` до него, в том-то и дело.
В том-то и дело, что формы существовали не
применительно к сонате.


abyrvalg(30.12.2013 15:36)
oleandr писал(а):
А теперь представим себе НЕ гения, который вдобавок
еще и не обучен ремеслу, но зато наделен незаурядными амбициями. Кто из него
получается?
Балакирев


musikus(30.12.2013 15:38)
abyrvalg писал(а):
Что-то подобное есть у Мийо -
оперы-минутки:
`Оперы-минутки` это у Менотти.


evc(30.12.2013 15:39)
abyrvalg писал(а):
Балакирев
хорошо хоть не назвали наших
форумных Поли*...


musikus(30.12.2013 15:40)
Mikhail_Kollontay писал(а):
И сценическое действие в том или ином
виде?
В традиции - да. Но опера в концертном исполнении не перестает быть оперой.


musikus(30.12.2013 15:41)
abyrvalg писал(а):
Балакирев
Да почитай вся `могучая кучка`.


musikus(30.12.2013 15:46)
oleandr писал(а):
хорошо наученный композитор средних способностей в
18-19 веке мог выдавать весьма качественную продукцию.
Точнее - весьма среднюю. Так
что, может (в соображении вечности, а не заработка), и писать-то вовсе не надо было. Между
прочим, в нашем замечательном архиве такой музыки - тьма.


oleandr(30.12.2013 16:01)
abyrvalg писал(а):
Балакирев
Балакирев как раз был неплохо
научен, хоть и не в консерватории: он изучил сам- и тщательно!- массу музыки. И `проходил`
ее потом со своими подопечными из `Могучей кучки`. Следы этих уроков можно невооруженным
ухом услышать, например, в `Борисе`.


oleandr(30.12.2013 16:02)
musikus писал(а):
В традиции - да. Но опера в концертном исполнении
не перестает быть оперой.
Если до этого она успешно прошла испытание театром, то да.


abyrvalg(30.12.2013 16:04)
musikus писал(а):
`Оперы-минутки` это у Менотти.
У Менотти самый
короткая опера - это `Телефон`, длительностью около 20 минут. А у Мийо целых три оперы, по
10 минут каждая. Так что Мийо в фаворе.


oleandr(30.12.2013 16:05)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Мне напомнило разговор с Л.А.Мазелем.
Конца и края тут, конечно, не было, потому что Лео Абрамович стал утверждать, что в теме
32 вариаций просто сведен воедино опыт этой вот самой коллективной исторической практики,
и что, собственно говоря, тема не сочинена, а всего лишь вот таким образом суммирована. Но
ведь это хорошо рассуждать, заглядывая в конец учебника, где приводятся ответы. Например,
уже сочинённые 32 вариации. Значительно `сложнее` самому вот взять, и, по Вашему
выражению, отобрать полезное и отсеять ненужное. В глухое советское время это как раз,
по-моему, и делалось, и отбиралось, и отсеивалось, и даже просеивалось на довольно мелком
сите (кому-то надо было отрабатывать зарплаты и получать новые лычки на погоны).
Настругали полные нотохранилища партитур и оркестровых голосов, да. Самое плачевное то,
что и сам-то Мазель от этих чинов страдал, и всё равно ваксил тот же сапог, что и эти. -
Конечно, в 80-е это всё было уже забавно и анахронично.
Если честно, рассуждения
теоретиков не сильно меня интересуют. Не потому, что я отношусь к теоретикам без должного
уважения, а просто мне как композитору от этого мало толку. Я предпочитаю общаться с
композиторами и делаю это каждый день. ))


oleandr(30.12.2013 16:20)
abyrvalg писал(а):
У Менотти самый короткая опера - это `Телефон`,
длительностью около 20 минут. А у Мийо целых три оперы, по 10 минут каждая. Так что Мийо в
фаворе.
Боюсь, что для большинства оперных театров это малоприемлемо. Крайне
неудобно, невыгодно и т.д.


musikus(30.12.2013 16:20)
oleandr писал(а):
Если до этого она успешно прошла испытание театром,
то да.
Не факт. К примеру, `Боярыня Морозова` Щедрина сразу шла в концертном.


musikus(30.12.2013 16:22)
oleandr писал(а):
Чем угрожает? Да просто-напросто тем же
результатом, которого достигали, например, эпигоны Вагнера.
Они эпигоны не потому,
что `неверно` понимали оперный жанр, а потому, что были бездарны.


musikus(30.12.2013 16:24)
abyrvalg писал(а):
У Менотти самый короткая опера - это `Телефон`,
длительностью около 20 минут. А у Мийо целых три оперы, по 10 минут каждая. Так что Мийо в
фаворе.
Я не о длительности опер, а самом клишированном определении `опера-минутка`,
которое пошло именно с Менотти.


oleandr(30.12.2013 16:24)
musikus писал(а):
Точнее - весьма среднюю. Так что, может (в
соображении вечности, а не заработка), и писать-то вовсе не надо было. Между прочим, в
нашем замечательном архиве такой музыки - тьма.
Как раз надо было! Потому что их
музыка была весьма востребована потребителем. Музыкантами и публикой.
Да, в вечности остаются единицы. Но для того, чтобы гений расцвел, ему нужна почва.
Гумус. На одну гениальную оперу - 50 обычных, но вполне качественных, соответствующих
стандартам. Вот тогда можно говорить о нормальном положении дел в жанре.


oleandr(30.12.2013 16:25)
musikus писал(а):
Не факт. К примеру, `Боярыня Морозова` Щедрина
сразу шла в концертном.
И что с того?


oleandr(30.12.2013 16:25)
musikus писал(а):
Они эпигоны не потому, что `неверно` понимали
оперный жанр, а потому, что были бездарны.
А Вам не кажется, что это взаимосвязано?
Конечно, среди эпигонов Вагнера были и отдельные очень одаренные композиторы, но они в
меньшинстве. Например, Р. Штраус попробовал себя в этом качестве. ))


musikus(30.12.2013 16:31)
oleandr писал(а):
Да, в вечности остаются единицы. Но для того, чтобы
гений расцвел, ему нужна почва.
Согласен, что помимо гениев всегда нужен второй ряд,
который также характеризует эпоху. Как для тона нужен обертон, иначе выразительного тембра
не будет... Но - добротный второй, а не десятый. Бездари гумуса не дают...


musikus(30.12.2013 16:34)
oleandr писал(а):
И что с того?
Хм.. Ну именно то, что опера
вовсе не обязательно должна проходить обкатку в театре. Разве было не понятно?


abyrvalg(30.12.2013 16:34)
Кстати, покопался в инете и нашел самую длинную оперу в мире: `Еретик` Вайдича - 8 с
половиной часов. Правда, она не закончена до конца.
Это мне напомнило оперу `Игроки` ДДШ, которую он писал-писал, а когда написал на целых 50
минут, то понял, что это только одна пятая часть музыки и бросил.


Andrew_Popoff(30.12.2013 16:35)
musikus писал(а):
Они эпигоны не потому, что `неверно` понимали
оперный жанр, а потому, что были бездарны.
Пожалуй, да. Главный и, возможно,
единственный признак таланта - способность создания собственного неповторимого и
впоследствии узнаваемого мира.


musikus(30.12.2013 16:41)
oleandr писал(а):
А Вам не кажется, что это взаимосвязано?
Конечно, среди эпигонов Вагнера были и отдельные очень одаренные композиторы, но они в
меньшинстве. Например, Р. Штраус попробовал себя в этом качестве. ))
От того, что
Брукнер, Р.Штраус или ранний Шенберг испытывали влияние Вагнера (мало кто не испытывал)
они не стали эпигонами. Понятие `эпигонства` вообще мало коммутируется с одаренностью.


oleandr(30.12.2013 16:44)
musikus писал(а):
Согласен, что помимо гениев всегда нужен второй
ряд, который также характеризует эпоху. Как для тона нужен обертон, иначе выразительного
тембра не будет... Но - добротный второй, а не десятый. Бездари гумуса не дают...
Мне
кажется, дело не в количестве `рядов`, а в бытовании музыки. Пока симфония как жанр
процветала, вероятность появления гениальных вершин в этом жанре была высока. Потому что
был СТАНДАРТ, на который можно было опираться, как в творчестве, так и в оценках. То же
относится и к опере, и к фортепианному концерту, и т.п. А стандарт создает, я извиняюсь,
композиторская масса, состоящая отнюдь не только из гениев. И базируется этот стандарт на
нуждах, на потребностях данного конкретного жанра в первую очередь. Гений скорее создает
некий собственный, индивидуальный стандарт в рамках общего. И он потом становится частью
общего стандарта (как в случае с Верди, например).


oleandr(30.12.2013 16:46)
musikus писал(а):
Хм.. Ну именно то, что опера вовсе не обязательно
должна проходить обкатку в театре. Разве было не понятно?
Обязательно. Опера - это не
просто музыка. Это сочинение для театра.


oleandr(30.12.2013 16:49)
Andrew_Popoff писал(а):
Пожалуй, да. Главный и, возможно,
единственный признак таланта - способность создания собственного неповторимого и
впоследствии узнаваемого мира.
Да, несомненно. Однако этот мир должен быть вот именно
что узнаваем другими людьми как МИР, а не как нечто недоступное их пониманию. А это
возможно, только если созданное не нарушает общих законов восприятия. Так вот, так наз.
`правила` жанров как раз и базируются на этих законах.


oleandr(30.12.2013 16:52)
musikus писал(а):
От того, что Брукнер, Р.Штраус или ранний Шенберг
испытывали влияние Вагнера (мало кто не испытывал) они не стали эпигонами. Понятие
`эпигонства` вообще мало коммутируется с одаренностью.
Ну уж, ну уж! Я как раз в
данный период `общаюсь` с одним из названных композиторов. Попросту говоря, занят
детальным изучением опер Р. Штрауса. С этой целью проиграл по клавирам и партитурам уже
почти все. Скоро закончу эту эпопею. Так что могу отвечать за свои слова.


abcz(30.12.2013 17:13)
oleandr писал(а):
А это возможно, только если созданное не нарушает
общих законов восприятия. Так вот, так наз. `правила` жанров как раз и базируются на этих
законах.
крайне спорное утверждение.
Я не знаю, что значит `нарушать законы восприятия`, признаться. Мне кажется это
словосочетание несочетаемым.


abcz(30.12.2013 17:15)
oleandr писал(а):
Однако этот мир должен быть вот именно что узнаваем
другими людьми как МИР, а не как нечто недоступное их пониманию.
почему не
предположить существование миров, недоступных нашему пониманию? Я знаю, по крайней мере,
один такой.


oleandr(30.12.2013 17:30)
abcz писал(а):
почему не предположить существование миров,
недоступных нашему пониманию? Я знаю, по крайней мере, один такой.
Да это-то ради
бога! Но мы все занимаемся искусством. И тут встает вопрос о предназначении того, что мы
делаем. Для кого мы это делам? Если для себя любимого и горстки `посвященных` - тогда
вопросов нет. Это личное дело каждого - чем развлекаться в свободное от основных занятий
время. И оценка того, что мы делаем, находится целиком в нашей компетенции. Мы можем
объявить себя гением, новатором... кем угодно! Можем презирать публику, негодовать на
музыкантов, которым не интересно исполнять то, что мы создаем. Все это - сугубо наш
частное дело.
Но если мы, по примеру великих, хотим быть понятыми другими людьми, нам приходится
считаться с законами человеческого восприятия. А значит - изучать правила, наработанные
веками, и уметь применять их в собственной практике. Иначе говоря - становится
профессионалом.
Не хочу показаться ментором, поучающим других, поверьте! Но мне, например, очень обидно
за те 8 лет, которые я провел в стенах учебных заведений... для того, чтобы выйти оттуда с
красным дипломом, но без необходимых знаний и навыков. Зато с головой, набитой
всевозможными предрассудками, ложными установками и совершенно дикими табу. Потом пришлось
потратить еще 10 лет на самостоятельную учебу и освобождение от этого мусора в мозгах.
Боюсь, что я не один такой.


oleandr(30.12.2013 17:33)
abcz писал(а):
крайне спорное утверждение.
Я не знаю, что значит `нарушать законы восприятия`, признаться. Мне кажется это
словосочетание несочетаемым.
Вообще-то, если Вы занимались композицией в стенах
учебного заведения, Ваши наставники были обязаны Вам это объяснить. Не знаю, правда,
сделали ли они это.


abcz(30.12.2013 17:34)
oleandr писал(а):
Если для себя любимого и горстки `посвященных` -
тогда вопросов нет.

хотим быть понятыми другими людьми, нам приходится считаться с законами человеческого
восприятия. А значит - изучать правила, наработанные веками,
я имел в виду наш мир,
вообще-то. В котором живу я, и живёте Вы.

и всё-таки. Что Вы подразумеваете под законами человеческого восприятия (особенно в связи
с оперным искусством) и нарушением их (или счётом с ними)?


oleandr(30.12.2013 17:36)
abcz писал(а):
я имел в виду наш мир, вообще-то. В котором живу я, и
живёте Вы.

и всё-таки. Что Вы подразумеваете под законами человеческого восприятия (особенно в связи
с оперным искусством) и нарушением их (или счётом с ними)?
Я могу это сформулировать,
но в данный момент, к сожалению, вынужден откланяться, т.к. меня ждут дела. Так что - до
вечера. ))


abcz(30.12.2013 17:36)
oleandr писал(а):
Вообще-то, если Вы занимались композицией в стенах
учебного заведения, Ваши наставники были обязаны Вам это объяснить. Не знаю, правда,
сделали ли они это.
прошу Вас, станьте на некоторое время моим наставником.


musikus(30.12.2013 17:37)
oleandr писал(а):
Мне кажется, дело не в количестве `рядов`, а в
бытовании музыки. ...Гений скорее создает некий собственный, индивидуальный стандарт в
рамках общего.
Проблемой бытования - когда-то! - музыкальных жанров пусть занимаются
историки искусства...
А гений не создает стандарт, а прежде всего выламывается из стандарта, часто - ценой
длительного остракизма. Это пото-о-м его открытия МОГУТ стать стандартом, а могут и не
стать.


abcz(30.12.2013 17:37)
oleandr писал(а):
Я могу это сформулировать, но в данный момент, к
сожалению, вынужден откланяться, т.к. меня ждут дела. Так что - до вечера. ))
до
удобного Вам времени суток.


musikus(30.12.2013 17:45)
oleandr писал(а):
Обязательно. Опера - это не просто музыка. Это
сочинение для театра.
Я люблю музыку, но никогда не был оперным театралом. У меня в
фонотеке есть сотни полторы опер, вот это и есть для меня
о п е р а. Оперная музыка. И без оперного действия я не только не скучаю, но
по-настоящему и воспринимать-то оперу могу только без визуального ряда. Уверен, что
таких, как я - масса. Вы ведь тоже, когда изучаете партитуры Р.Штрауса, ни в каком театре
не нуждаетесь.


musikus(30.12.2013 17:47)
oleandr писал(а):
Ну уж, ну уж! Я как раз в данный период занят
детальным изучением опер Р. Штрауса.
То есть Р.Штраус - оперный эпигон, да?


Andrew_Popoff(30.12.2013 17:50)
oleandr писал(а):
Да, несомненно. Однако этот мир должен быть вот
именно что узнаваем другими людьми как МИР, а не как нечто недоступное их
пониманию.
Обычно люди, говоря подобное, имеют в виду: недоступное МОЕМУ пониманию.
Но все люди разные.


LAKE(30.12.2013 18:00)
oleandr писал(а):
..
Но если мы, по примеру великих, хотим быть понятыми другими людьми, нам приходится
считаться с законами человеческого восприятия. А значит - изучать правила, наработанные
веками, и уметь применять их в собственной практике. ...
Великодушно прошу прощения).
Не могли бы Вы привести пример гения, который поставил себе цель быть понятым другими
людьми и для достижения таковой пришел к пониманию того, что ему придется считаться с
законами человеческого восприятия, и, сообразно сделанному выводу, тщательно изучал
наработанные веками правила человеческого восприятия, чтобы применить их в собственной
практике?
P.S. Понимая Вашу занятость делами - видимо, Вы постигаете сейчас какое-нибудь правило
человеческого восприятия,применение которого позволит Вас понять - прошу ответить, когда
будете свободны.


Romy_Van_Geyten(30.12.2013 18:04)
oleandr писал(а):
Но мы все занимаемся искусством. И тут встает
вопрос о предназначении того, что мы делаем. Для кого мы это делам?
С моей точки
зрения, настоящую цену имеет только то, что мы делаем для себя. Всё остальное от лукавого.
Композитор, пишущий музыку в расчете на то, что это кому-то понравится, никогда ничего
путевого не напишет. По одной простой причине - единственное место, в момент написания
музыки, где реально что-то происходит - это голова композитора. Он может, конечно, что-то
там прикидывать до того, как приступил к делу, или после этого. Но в тот момент, когда
автор начинает увязывать ноту за нотой, кроить структуру и разворачивать пространство
сочинения - никакого мира за пределами этого больше нет. Все это появляется уже потом,
когда ребенок, кошка, дракон или ещё какой уродец уже родились и уже ничего изменить
нельзя.


LAKE(30.12.2013 18:17)
Romy_Van_Geyten писал(а):
С моей точки зрения, настоящую цену имеет
только то, что мы делаем для себя. Всё остальное от лукавого. Композитор, пишущий музыку в
расчете на то, что это кому-то понравится, никогда ничего путевого не напишет. По одной
простой причине - единственное место, в момент написания музыки, где реально что-то
происходит - это голова композитора. Он может, конечно, что-то там прикидывать до того,
как приступил к делу, или после этого. Но в тот момент, когда автор начинает увязывать
ноту за нотой, кроить структуру и разворачивать пространство сочинения - никакого мира за
пределами этого больше нет. Все это появляется уже потом, когда ребенок, кошка, дракон или
ещё какой уродец уже родились и уже ничего изменить нельзя.
Согласен с Вами во всем
после `Все остальное от лукавого`. Все же первое предложение тоже слегка от лукавого)). Вы
когда начинаете писать (допустим, не чисто коммерческую польку с заданными параметрами
для телесериала) музыку разве мыслите категорией `а, вот сейчас напишу для себя`)? Вообще
ни для кого не пишет музыку человек, когда находится в описанном Вами состоянии. Он просто
реализует ниспосланный ему дар природный или Божий, так как не может этого не делать.


Mikhail_Kollontay(30.12.2013 18:25)
Romy_Van_Geyten писал(а):
настоящую цену имеет только то, что мы
делаем для себя. Всё остальное от лукавого
У меня самого были и такие, и сякие
сочинение. Более успешны были, мне кажется, те, что написаны с циничным дьявольским
расчетом, вроде альтового концерта, но я их терпеть не могу, и если они имеют успех, меня
это почти оскорбляет. Конечно, меня куда больше греет то, что делалось `для себя`. Но вот
объективные показатели, боюсь, не в их пользу. Такой вот жизненный опыт. Но ведь это,
скажем, и в кино так. Можно сделать заведомо кассовый фильм, а можно сделать авторский.
Другие средства, другое содержимое, другое всё - если только я правильно говорю о кино,
ибо не спец.


Romy_Van_Geyten(30.12.2013 18:26)
LAKE писал(а):
Все же первое предложение тоже слегка от
лукавого)).
Ну да, я, в общем то, имел ввиду, что в момент написания какой-то
внутренний субъект всё же присутствует в качестве надзирателя и прищуренным глазом
присматривает, чтоб автор не слишком залёживался на диване и не халтурил)


abyrvalg(30.12.2013 18:29)
oleandr писал(а):
Так ведь и музыкальные драмы Вагнера исполняются в
оперных театрах. Однако его индивидуальный метод, осененный гением, оказался непригодным
для других композиторов, в отличие от метода Россини или Верди. Исключения есть всегда, но
ориентироваться на них - это большая ошибка.
Мне думается, что Вы не правы, Вагнер
оказал несомненное влияние на последующих композиторов театрального дела. Да даже и на
своих современников. В чем его, в сущности, индивидуальный метод? Мне предполагается, что
это внедрение сквозной лейтмотивной системы, когда мотив вызывает определенные ассоциации
с конкретными жизненными явлениями. Возможно, что не он первый это ввел в практику, но
однозначно широко использовал. И у него отдельные эпизоды, сцены, даже картины он сливал
воедино в свободно развивающемся действии. Такую оперную `тактику` позаимствовал даже
Римский-Корсаков, и Прокофьев в своем `Огненном ангеле`, где сквозное симфоническое
развитие, темы-портреты, восходящие к настойчивым лейтмотивам Вагнера, мистериальный,
космический почти характер действия будут присущи лучшим страницам «Огненного ангела» и
даже, надо сказать, музыке к историческим фильмам Сергея Эйзенштейна, многое
позаимствовавшего у Вагнера.
И даже Хиндемит взял на вооружение в своем `Художнике Матис` элементы сквозных интонации.

Затем Вагнер ввел в партитуру огромную роль симфонического оркестра, как наипервейший
участник сюжетной линии, а не просто как аккомпанирующую роль.
И это тоже оказало немалую роль на других. Даже такой, казалось бы, далекий от Вагнера
композитор как Пуччини, но и то он на свой лад переработал его симфонические завоевания.
Конечно, влияние, на первый взгляд, ничего не напоминает. Но влияние скрыто: мы чувствуем
его в том. как мелодия возникает из оркестровой фактуры, как естественно от чцены к сцене
развиваются мотивы. Если в `Кольце` Вагнер превратил богов в обычных людей, то `Богема`
Пуччини, впервые прозвучавшая в конце 19 века, сделала прямо противоположное: она придала
волшебное измерение потрепанным жизням нищих художников и поэтов.
Видно, что и Рахманинов, сочиняя `Скупого рыцаря`, не смог избежать оркестровки в своей
опере, даже несмотря на скепсису по отношению к Вагнеру.


Mikhail_Kollontay(30.12.2013 18:34)
abyrvalg писал(а):
оперу `Игроки` ДДШ
Я так понял, что
Шостаковича увлекла во время войны параллель, как группа жуликов (союзники) обыгрывает
другого жулика (Гитлера). Ну, поиграл и бросил. Однако начало-то пошло вон куда: в
альтовую сонату.


abyrvalg(30.12.2013 18:36)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Однако начало-то пошло вон куда: в
альтовую сонату.
Да-да, во второй части альтовой сонаты совершенно отчетливо слышен
мотив.


Romy_Van_Geyten(30.12.2013 18:36)
Mikhail_Kollontay писал(а):
У меня самого были и такие, и сякие
сочинение. Более успешны были, мне кажется, те, что написаны с циничным дьявольским
расчетом
Не знаю. Дьявольский или ангельский расчет, мне кажется, может быть только
на предварительной стадии, на стадии намерений. В момент же осуществления, правила
техбезопасности начинает диктовать звуковая материя, а ты только стоишь на раздаче и
следишь за тем, чтоб тебя не засыпало...)


Mikhail_Kollontay(30.12.2013 18:37)
musikus писал(а):
Хм.. Ну именно то, что опера вовсе не обязательно
должна проходить обкатку в театре. Разве было не понятно?
Мне-то кажется, что если
опера не поставлена, то она не написана.


Romy_Van_Geyten(30.12.2013 18:42)
abyrvalg писал(а):
Да-да, во второй части альтовой сонаты совершенно
отчетливо слышен мотив.
Почему мотив? Он во второй части просто использовал музыку из
`Игроков`. Это даже не цитата.


Mikhail_Kollontay(30.12.2013 18:42)
oleandr писал(а):
Следы этих уроков можно невооруженным ухом
услышать, например, в `Борисе`.
А интересно, может, расскажете? Но точно в самом
Борисе, может, в Саламбо еще?


abyrvalg(30.12.2013 18:48)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Почему мотив? Он во второй части просто
использовал музыку из `Игроков`. Это даже не цитата.
Ну я и говорю, что совершенно
отчетливо все слышно `невооруженным слухом`.


Mikhail_Kollontay(30.12.2013 18:50)
Romy_Van_Geyten писал(а):
расчет, мне кажется, может быть только на
предварительной стадии, на стадии намерений
Да я бы не сказал, именно в процессе
работы всё идёт как бы не точки зрения себя, а с точки зрения воспринимающего.


abyrvalg(30.12.2013 18:50)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Я так понял, что Шостаковича увлекла во
время войны параллель, как группа жуликов (союзники) обыгрывает другого жулика
(Гитлера).
Ваша аналогия совершенно классная. ЗдОрово!!


precipitato(30.12.2013 19:12)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Но ведь это, скажем, и в кино так. Можно
сделать заведомо кассовый фильм, а можно сделать авторский.
Можно совместить,
получится ` Криминальное чтиво `.


oleandr(30.12.2013 21:42)
Romy_Van_Geyten писал(а):
С моей точки зрения, настоящую цену имеет
только то, что мы делаем для себя. Всё остальное от лукавого. Композитор, пишущий музыку в
расчете на то, что это кому-то понравится, никогда ничего путевого не напишет.
Мне
эта точка зрения представляется весьма незрелой. В таком случае, и оценку тому, что делает
композитор, может дать только он сам. А эта оценка, извините, весьма субъективна.
Собственно, на этом можно закончить разговор. С таким же успехом сапожник будет заверять,
что его обувь сделана для него самого - и потому ему наплевать на то, что она не подходит
заказчику (он-то сам знает, что она прекрасна!). Пирожник тоже будет ссылаться на то, что
его пироги съедобны для него - и точка. И плевать на то, что кто-то об них зубы поломал.
Конечно, можно всю жизнь заниматься творческим онанизмом, но я думаю, большинство тех,
чья музыка и поныне часто звучит в концертных залах и театрах, писали ее, желая
воздействовать на других людей. В этом есть особая, сильная магия! Так что дело отнюдь не
только в коммерческой стороне вопроса.


Phalaenopsis(30.12.2013 21:47)
Romy_Van_Geyten писал(а):
С моей точки зрения, настоящую цену имеет
только то, что мы делаем для себя. Всё остальное от лукавого. Композитор, пишущий музыку в
расчете на то, что это кому-то понравится, никогда ничего путевого не напишет. По одной
простой причине - единственное место, в момент написания музыки, где реально что-то
происходит - это голова композитора. Он может, конечно, что-то там прикидывать до того,
как приступил к делу, или после этого. Но в тот момент, когда автор начинает увязывать
ноту за нотой, кроить структуру и разворачивать пространство сочинения - никакого мира за
пределами этого больше нет. Все это появляется уже потом, когда ребенок, кошка, дракон или
ещё какой уродец уже родились и уже ничего изменить нельзя.
Роми, полностью согласен
с Вами. Моцарт именно так и писал, даже понимая, что смерть близка.


oleandr(30.12.2013 21:51)
abyrvalg писал(а):
Мне думается, что Вы не правы, Вагнер оказал
несомненное влияние на последующих композиторов театрального дела. Да даже и на своих
современников. В чем его, в сущности, индивидуальный метод? Мне предполагается, что это
внедрение сквозной лейтмотивной системы, когда мотив вызывает определенные ассоциации с
конкретными жизненными явлениями.
Влияние, безусловно, оказал. Даже на Верди.
Лейттемы широко использовались многими, да роль оперного оркестра возросла (не сказал бы,
что вижу в этом существенный плюс, зато огромные минусы вижу!) Но его метод - в
ортодоксальном, так сказать, виде, оказался непригоден для оперы. Ведь он подразумевает
полную замену традиционных оперных форм сквозным развитием, упразднение ведущей роли
мелодии как носителя музыкального образа, симфонизацию музыкального материала. А отсюда -
прямой путь к замене пения мелодекламацией, превращению оперы в помесь симфонии и оратории
и, следовательно, к разрушению оперы как жанра. Что и произошло в итоге.


Romy_Van_Geyten(30.12.2013 21:54)
oleandr писал(а):
В таком случае, и оценку тому, что делает
композитор, может дать только он сам. А эта оценка, извините, весьма
субъективна.
Вовсе нет. Одно дело, что движет автором во время сочинения музыки, и
совершенно другое - что он по этому поводу думает или говорит.


oleandr(30.12.2013 21:55)
Mikhail_Kollontay писал(а):
А интересно, может, расскажете? Но точно
в самом Борисе, может, в Саламбо еще?
Послушайте внимательно Вступление в `Борису`.
Ничего не напоминает? Это почти буквальная цитата из одного крупного сочинения Берлиоза. А
как известно, с Берлиозом Балакирев знакомил своих подопечных очень активно.


musikus(30.12.2013 21:58)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Мне-то кажется, что если опера не
поставлена, то она не написана.
Это что-то солипсистское.


oleandr(30.12.2013 21:58)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Вовсе нет. Одно дело, что движет автором во
время сочинения музыки, и совершенно другое - что он по этому поводу думает или
говорит.
Что бы мы о ней ни говорили, но оценивать нашу музыку не нам. Ее должны
оценивать другие люди. Кто? Те, на кого она воздействует. А как она, спрашивается, будет
воздействовать, если композитор, ее сочиняя, игнорирует потенциального слушателя?


oleandr(30.12.2013 22:02)
musikus писал(а):
Проблемой бытования - когда-то! - музыкальных
жанров пусть занимаются историки искусства...
А гений не создает стандарт, а прежде всего выламывается из стандарта, часто - ценой
длительного остракизма. Это пото-о-м его открытия МОГУТ стать стандартом, а могут и не
стать.
Я не говорил, что гений создает стандарт (жанра). Я говорил, что он на него
опирается. Стандарт жанра создается коллективной практикой многих композиторов. Целью
гения никак не может быть разрушение этого стандарта - зачем ему это, спрашивается?


abcz(30.12.2013 22:07)
oleandr писал(а):
В таком случае, и оценку тому, что делает
композитор, может дать только он сам.
интересно, что наше всё это тоже заметило, и
даже стих про это срифмовало.


abcz(30.12.2013 22:11)
oleandr писал(а):
Целью гения никак не может быть разрушение этого
стандарта - зачем ему это, спрашивается?
я, к счастью, не гений, но могу
предположить, что гению просто скучно писать по стандарту.
Собственно, даже мне было бы скучновато на конвейере работать.


oleandr(30.12.2013 22:12)
LAKE писал(а):
Великодушно прошу прощения).
Не могли бы Вы привести пример гения, который поставил себе цель быть понятым другими
людьми и для достижения таковой пришел к пониманию того, что ему придется считаться с
законами человеческого восприятия, и, сообразно сделанному выводу, тщательно изучал
наработанные веками правила человеческого восприятия, чтобы применить их в собственной
практике?
P.S. Понимая Вашу занятость делами - видимо, Вы постигаете сейчас какое-нибудь правило
человеческого восприятия,применение которого позволит Вас понять - прошу ответить, когда
будете свободны.
Я понимаю, что Вы иронизируете. Поэтому буду краток. Большинство
известных нам гениев - по крйней мере, тех, чья музыка сохраняет популярность по сию пору,
имели очень хороших педагогов. Именно они и научили гениев этим законам. Эти законы
сформулированы не теорией, но практикой, хотя некоторые из них можно обнаружить в других
областях, например, в психологии. В частности - оптимальное соотношение банального и
оригинального. Как Вы думаете, какой процент оригинального может быть в музыке, чтобы
слушатель не заскучал? Или закон чередования аффектов. И так далее. Лучший способ понять и
усвоить эти законы - это проиграть собственноручно все существенное, что было создано в
музыке за последние, скажем, три столетия. И пробовать, пробовать, пробовать сделать так
же. Раньше именно так композиторы и обучались: сперва научись делать так, как те, кто
творили до тебя. А потом плыви туда, куда считаешь нужным.


Romy_Van_Geyten(30.12.2013 22:12)
oleandr писал(а):
А как она, спрашивается, будет воздействовать, если
композитор, ее сочиняя, игнорирует потенциального слушателя?
Это я Вам могу сказать,
как. Если там все гаечки, винтики и пружинки на месте. С установкой на слушательские
ожидания можно преуспеть только в попмузыке. И то, весьма умеренно


oleandr(30.12.2013 22:14)
Andrew_Popoff писал(а):
Обычно люди, говоря подобное, имеют в виду:
недоступное МОЕМУ пониманию. Но все люди разные.
Ну, в чем-то основном мы все очень
похожи.


abyrvalg(30.12.2013 22:14)
oleandr писал(а):
А отсюда - прямой путь к замене пения
мелодекламацией, превращению оперы в помесь симфонии и оратории и, следовательно, к
разрушению оперы как жанра. Что и произошло в итоге.
Да почему же на пути к
разрушению оперы. Вы просто стоите на ретроградном пути развитии, вернее без какого-либо
развития оперы как жанра. А еще вернее на тех формах, которые закоренились при
Россини-Верди-Беллини. Вы вспомните, что опера в начале 20 века уже испытывала кризис как
жанр. Старые формы уже не несли в себе ничего - отвечающего новым реалиям и запросам, и
опере 20 века неминуемо пришлось трансформироваться в нечто другое, абсорбируя в себя
элементы других жанров. Оттого Вы и не можете воспринимать все то, что лежит дальше
вагнеровских и пуччиниевских. Все Ваше мышление глубоко консервативно и не имеет даже
попытки посмотреть на оперу как на жанр, меняющийся с течением времени.


oleandr(30.12.2013 22:17)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Это я Вам могу сказать, как. Если там все
гаечки, винтики и пружинки на месте. С установкой на слушательские ожидания можно
преуспеть только в попмузыке. И то, весьма умеренно
Следовательно, Моцарт, Бизе,
Верди и Пуччини писали поп-музыку.


oleandr(30.12.2013 22:22)
abyrvalg писал(а):
Да почему же на пути к разрушению оперы. Вы просто
стоите на ретроградном пути развитии, вернее без какого-либо развития оперы как жанра. А
еще вернее на тех формах, которые закоренились при Россини-Верди-Беллини. Вы вспомните,
что опера в начале 20 века уже испытывала кризис как жанр. Старые формы уже не несли в
себе ничего - отвечающего новым реалиям и запросам, и опере 20 века неминуемо пришлось
трансформироваться в нечто другое, абсорбируя в себя элементы других жанров. Оттого Вы и
не можете воспринимать все то, что лежит дальше вагнеровских и пуччиниевских. Все Ваше
мышление глубоко консервативно и не имеет даже попытки посмотреть на оперу как на жанр,
меняющийся с течением времени.
Во-первых, я не понимаю, что такое `ретроградный путь
развития` ))))
Во-вторых, если путь развития сводить только к формам, то говорить, действительно, не о
чем.
В-третьих, кризис оперы как раз и совпал с попыткой (удачной!) взорвать эти формы.
В-четвертых, я говорил не о себе (я-то как раз могу воспринять хоть Лахенмана, хотя и без
особого интереса), а об обычном слушателе. О меломанах. О тех, кто регулярно ходит в
оперный театр. Да - на Беллини, Россини и Верди. Интересно почему, как Вы думаете?


Romy_Van_Geyten(30.12.2013 22:23)
oleandr писал(а):
Следовательно, Моцарт, Бизе, Верди и Пуччини писали
поп-музыку.
Без сомнения. Но интересны не этим.


Andrew_Popoff(30.12.2013 22:24)
oleandr писал(а):
Ну, в чем-то основном мы все очень
похожи.
Только в одном - любви к деньгам. :)


oleandr(30.12.2013 22:25)
Andrew_Popoff писал(а):
Только в одном - любви к деньгам.
:)
Вряд ли в оперу ходят за этим. ))


Andrew_Popoff(30.12.2013 22:27)
oleandr писал(а):
Вряд ли в оперу ходят за этим. ))
Вряд ли. 99%
человечества вообще никогда в опере не были.


abcz(30.12.2013 22:29)
oleandr писал(а):
Вряд ли в оперу ходят за этим. ))
ну ясно -
развлекаться. Спектакль же. `Зрелище,` по-русски.


oleandr(30.12.2013 22:31)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Без сомнения. Но интересны не
этим.
Важно, что они интересны до сих пор! Были популярны в свою эпоху -и сейчас. А
секрет того, что их музыка сохранила свою свежесть до сих пор, в том, что все они очень
хорошо знали, как воздействовать на эмоции слушателя. В этом и заключается Мастерство. Не
в расчете, конечно, а в умении.


oleandr(30.12.2013 22:32)
abcz писал(а):
ну ясно - развлекаться. Спектакль же. `Зрелище,`
по-русски.
Вообще-то я об этом достаточно много говорил в `Диалогах об опере`.
Они выходили в четырех номерах OperaNews.


abyrvalg(30.12.2013 22:35)
oleandr писал(а):
- Во-первых, я не понимаю, что такое `ретроградный
путь развития` ))))
- Во-вторых, если путь развития сводить только к формам, то говорить, действительно, не о
чем.
- В-третьих, кризис оперы как раз и совпал с попыткой (удачной!) взорвать эти формы.
- В-четвертых, я говорил не о себе, а об обычном слушателе. О меломанах. О тех, кто
регулярно ходит в оперный театр. Да - на Беллини, Россини и Верди. Интересно почему, как
Вы думаете?
- И правильно, что не понимаете, потому что это никакой путь развития.
- А Вы можете себе представить себе оперу `Воццек` Берга в стиле Доницетти? я - нет.
- Кризис оперы и без того был уже сам по себе.
- А почему, как Вы думаете, все ходят на 1-й концерт Чайковского и 2-й концерт
Рахманинова? А потому что ничего другого не дают и не играют. Так и в опере.


oleandr(30.12.2013 22:36)
Andrew_Popoff писал(а):
Вряд ли. 99% человечества вообще никогда в
опере не были.
Меня интересуют те, кто туда ходят. Знаю таких, кто не будучи
музыкантами, проводят в оперном театре от одного до шести вечеров в неделю.


oleandr(30.12.2013 22:39)
abyrvalg писал(а):
- И правильно, что не понимаете, потому что это
никакой путь развития.
- А Вы можете себе представить себе оперу `Воццек` Берга в стиле Доницетти? я - нет.
- Кризис оперы и без того был уже сам по себе.
- А почему, как Вы думаете, все ходят на 1-й концерт Чайковского и 2-й концерт
Рахманинова? А потому что ничего другого не дают и не играют. Так и в
опере.
-`Воццек` - хороший пример. Это, безусловно, еще опера. Но как раз то
сочинение, на котором опера кончилась, если, конечно, говорить о ее развитии в парадигме
немецкого модернизма.
-Кризис `сам по себе` не бывает. Всегда есть причины. Были они и там.
-А почему не дают и не играют, как Вы полагаете?






classic-online@bk.ru