Форум » Музыкальные страсти, или `Музыка несогласия` » Академический музыкальный театр в наше время: перспективы жанра, «опероведение», прочее
Mikhail_Kollontay(30.12.2013 14:45)
musikus писал(а):
в сопровождении оркестра Тоже довольнобредово, почему не акапелла, скажем, как в Ростовском действе или у Кобекина.
balaklava(30.12.2013 14:46)
musikus писал(а):
`драматургическое произведение, в котором речи Напоминает армейское: `Куст - этодействующих лиц поются в сопровождении оркестра... пучок растений произрастающих из одной точки`.
musikus(30.12.2013 14:51)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Тоже довольно бредово, почему не Не надо так формально.акапелла, скажем, как в Ростовском действе или у Кобекина. Определение в словаре - обобщенное, типовое. Никакого бреда там нет, поскольку 99,999% опер исполняются с оркестром. Но Вы правы в том, что главное - когда ПОЮТ текст, а не форма аккомпанемента. У того же Бриттена - оперы под рояль.
abyrvalg(30.12.2013 14:52)
musikus писал(а):
Разговоры о том, что такое `на самом деле` `опера` Ну вот то-то и оно, что `опера` являет собой достаточновыглядят как-то пустотно. Лично меня, к примеру, вполне удовлетворяет определение из словаря: `драматургическое произведение, в котором речи действующих лиц поются в сопровождении оркестра`. широкое понятие. А если подходить узкими категориями, то `Человеческий голос` Пуленка и `Последняя рождественская трапеза` Хиндемита могут показаться и вовсе не операми. А если широко мыслить, то даже оратория `Семела` Генделя - самая что ни на есть опера.
Andrew_Popoff(30.12.2013 14:52)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Тоже довольно бредово, почему не У Щедрина тоже. А уакапелла, скажем, как в Ростовском действе или у Кобекина. Ребикова под рояль. У Мусоргского `Женитьба` тоже. Неизвестно, планировал ли он оркестровать ее.
musikus(30.12.2013 14:53)
balaklava писал(а):
Напоминает армейское: `Куст - это пучок растений Если для Вас академический словарь сродни армейским произрастающих из одной точки`. байкам, то тогда конечно. Наверное, у Вас есть что-то более толковое. С нетерпением жду.
musikus(30.12.2013 14:58)
abyrvalg писал(а):
даже оратория `Семела` Генделя - самая что ни на Оратории и оперы Генделя вообще порой трудно различимы.
есть опера.
Mikhail_Kollontay(30.12.2013 14:58)
abyrvalg писал(а):
Глянул, ничего нет. Теперь знаю, спасибо Вамбольшое.
Mikhail_Kollontay(30.12.2013 15:02)
musikus писал(а):
когда ПОЮТ текст И сценическое действие в томили ином виде? У меня, скажем. есть 10минутное сочинение для арфиста(тки), где человек и играет, и поёт (поёт уж как умеет, скорее напевает). Хоть я и не решился так написать, но в моём ощущениии это уже минимоноопера, тем более, что там есть некоторые сценические `вторжения`.
abyrvalg(30.12.2013 15:06)
Mikhail_Kollontay писал(а):
У меня, скажем. есть 10минутное сочинение Что-тодля арфиста(тки), где человек и играет, и поёт (поёт уж как умеет, скорее напевает). Хоть я и не решился так написать, но в моём ощущениии это уже минимоноопера, подобное есть у Мийо - оперы-минутки: Похищение Европы, Покинутая Ариадна и Избавление Тезея, каждая из которых длится около 10 минут.
Mikhail_Kollontay(30.12.2013 15:12)
abyrvalg писал(а):
Что-то подобное есть у Мийо - оперы-минутки: Я их не знаю - предполагаю, что там всё-таки традиционны набор участников? НуПохищение Европы, Покинутая Ариадна и Избавление Тезея, каждая из которых длится около 10 минут. да и время - не наши дни, так что понятно, если так, как я думаю. Сейчас-то это ветхостандартный прием - использовать голос инструменталиста и театрализовать камерную музыку.
abyrvalg(30.12.2013 15:16)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Я их не знаю - предполагаю, что там Вполне стандартный: 4-5 солиста, хористы,всё-таки традиционны набор участников? небольшой, - но оркестр.
oleandr(30.12.2013 15:18)
musikus писал(а):
Вы меня не поймали. Речь идет не о вариативности Ну и что с того? `Почти сюита` - но ведь не `нечто, чего до сих пор не былоФОРМЫ сонатного аллегро и вообще сонатной формы (если таковая существует),а о разнообразии ФОРМ ф/п сонаты у ЛвБ, которая - и увертюра, и почти сюита, и фантазия и проч. Бесконечны поиски ФОРМ клавирной сонаты и у Гайдна. Хотя, конечно, форма сонатного аллегро отнюдь не догма, и вариации здесь творчески неограниченны. Мне когда-то приходилось много беседовать об этом с моим `друганом` Д.Б.Кабалевским (надеюсь, имидж `душителя современной музыки`, закрепившийся у снобов за Д.Б., здесь не помешает. В сонатном аллегро Д.Б. разбирался не хуже присутствующих здесь профи. Доктором искусствоведения был, между прочим). и что определить никто не может`. Вы понимаете, о чем я? Какие у Бетховена `поиски форм`? Все эти формы были `изобретены` до него, в том-то и дело. Причем изобретены именно в кавычках, потому что на самом деле они просто сложились в коллективной исторической практике. И эта практика отбирала полезное и отсеивала ненужное.
oleandr(30.12.2013 15:25)
abyrvalg писал(а):
Ну вот то-то и оно, что `опера` являет собой Разумеется, это не оперы! Некие индивидуальные феномены, которые удержались вдостаточно широкое понятие. А если подходить узкими категориями, то `Человеческий голос` Пуленка и `Последняя рождественская трапеза` Хиндемита могут показаться и вовсе не операми. А если широко мыслить, то даже оратория `Семела` Генделя - самая что ни на есть опера. практике оперного театра и время от времени исполняются. Но и только. Так ведь и музыкальные драмы Вагнера исполняются в оперных театрах. Однако его индивидуальный метод, осененный гением, оказался непригодным для других композиторов, в отличие от метода Россини или Верди. Исключения есть всегда, но ориентироваться на них - это большая ошибка. `Мыслить широко` можно сколько угодно. Вопрос, что в результате получается. Вердикт о том, опера получилась или что-то другое, принимает отнюдь не синклит композиторов. )) Между ораторией и оперой - дистанция огромного размера. ))
Mikhail_Kollontay(30.12.2013 15:26)
oleandr писал(а):
Какие у Бетховена `поиски форм`? Все эти формы были Мне напомнило разговор с Л.А.Мазелем. Конца и края тут, конечно,`изобретены` до него не было, потому что Лео Абрамович стал утверждать, что в теме 32 вариаций просто сведен воедино опыт этой вот самой коллективной исторической практики, и что, собственно говоря, тема не сочинена, а всего лишь вот таким образом суммирована. Но ведь это хорошо рассуждать, заглядывая в конец учебника, где приводятся ответы. Например, уже сочинённые 32 вариации. Значительно `сложнее` самому вот взять, и, по Вашему выражению, отобрать полезное и отсеять ненужное. В глухое советское время это как раз, по-моему, и делалось, и отбиралось, и отсеивалось, и даже просеивалось на довольно мелком сите (кому-то надо было отрабатывать зарплаты и получать новые лычки на погоны). Настругали полные нотохранилища партитур и оркестровых голосов, да. Самое плачевное то, что и сам-то Мазель от этих чинов страдал, и всё равно ваксил тот же сапог, что и эти. - Конечно, в 80-е это всё было уже забавно и анахронично.
abyrvalg(30.12.2013 15:32)
oleandr писал(а):
Вердикт о том, опера получилась или что-то другое, Музыковеды жить не могут без жанровыхпринимает отнюдь не синклит композиторов. )) определений и жанровых классификации.
musikus(30.12.2013 15:32)
oleandr писал(а):
Исключения есть всегда, но ориентироваться на них - Чем эта ошибка угрожает? Хотелось бы популярного разъяснения.
это большая ошибка.
oleandr(30.12.2013 15:33)
Andrew_Popoff писал(а):
Вспомнилось, как И.Г.Соколов рассказал мне о По мнеслучайно подслушанном разговоре двух старичков-композиторов на `Московской осени`: `Разве это каденция? Каденции так не пишут, меня не так учили каденции писать`. И И.Г. добавлял: представляете, он всю свою жизнь так и писал каденции, как его научили. :-) так очень прав тот, кто писал каденции так, как его научили (если, конечно, научили правильно). Иначе пианистам будет либо неинтересно, либо неудобно играть. И они играть не будут, хоть застрели их! Другой вопрос, что кроме умения композитору нужен еще и талант. Однако хорошо наученный композитор средних способностей в 18-19 веке мог выдавать весьма качественную продукцию. Примерам несть числа. А теперь представим себе НЕ гения, который вдобавок еще и не обучен ремеслу, но зато наделен незаурядными амбициями. Кто из него получается? Графоман.
musikus(30.12.2013 15:34)
oleandr писал(а):
Какие у Бетховена `поиски форм`? Все эти формы были В том-то и дело, что формы существовали не`изобретены` до него, в том-то и дело. применительно к сонате.
abyrvalg(30.12.2013 15:36)
oleandr писал(а):
А теперь представим себе НЕ гения, который вдобавок Балакирев
еще и не обучен ремеслу, но зато наделен незаурядными амбициями. Кто из него получается?
musikus(30.12.2013 15:38)
abyrvalg писал(а):
Что-то подобное есть у Мийо - `Оперы-минутки` это у Менотти.
оперы-минутки:
musikus(30.12.2013 15:40)
Mikhail_Kollontay писал(а):
И сценическое действие в том или ином В традиции - да. Но опера в концертном исполнении не перестает быть оперой.
виде?
musikus(30.12.2013 15:46)
oleandr писал(а):
хорошо наученный композитор средних способностей в Точнее - весьма среднюю. Так18-19 веке мог выдавать весьма качественную продукцию. что, может (в соображении вечности, а не заработка), и писать-то вовсе не надо было. Между прочим, в нашем замечательном архиве такой музыки - тьма.
oleandr(30.12.2013 16:01)
abyrvalg писал(а):
Балакирев Балакирев как раз был неплохонаучен, хоть и не в консерватории: он изучил сам- и тщательно!- массу музыки. И `проходил` ее потом со своими подопечными из `Могучей кучки`. Следы этих уроков можно невооруженным ухом услышать, например, в `Борисе`.
oleandr(30.12.2013 16:02)
musikus писал(а):
В традиции - да. Но опера в концертном исполнении Если до этого она успешно прошла испытание театром, то да.
не перестает быть оперой.
abyrvalg(30.12.2013 16:04)
musikus писал(а):
`Оперы-минутки` это у Менотти. У Менотти самыйкороткая опера - это `Телефон`, длительностью около 20 минут. А у Мийо целых три оперы, по 10 минут каждая. Так что Мийо в фаворе.
oleandr(30.12.2013 16:05)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Мне напомнило разговор с Л.А.Мазелем. Если честно, рассужденияКонца и края тут, конечно, не было, потому что Лео Абрамович стал утверждать, что в теме 32 вариаций просто сведен воедино опыт этой вот самой коллективной исторической практики, и что, собственно говоря, тема не сочинена, а всего лишь вот таким образом суммирована. Но ведь это хорошо рассуждать, заглядывая в конец учебника, где приводятся ответы. Например, уже сочинённые 32 вариации. Значительно `сложнее` самому вот взять, и, по Вашему выражению, отобрать полезное и отсеять ненужное. В глухое советское время это как раз, по-моему, и делалось, и отбиралось, и отсеивалось, и даже просеивалось на довольно мелком сите (кому-то надо было отрабатывать зарплаты и получать новые лычки на погоны). Настругали полные нотохранилища партитур и оркестровых голосов, да. Самое плачевное то, что и сам-то Мазель от этих чинов страдал, и всё равно ваксил тот же сапог, что и эти. - Конечно, в 80-е это всё было уже забавно и анахронично. теоретиков не сильно меня интересуют. Не потому, что я отношусь к теоретикам без должного уважения, а просто мне как композитору от этого мало толку. Я предпочитаю общаться с композиторами и делаю это каждый день. ))
oleandr(30.12.2013 16:20)
abyrvalg писал(а):
У Менотти самый короткая опера - это `Телефон`, Боюсь, что для большинства оперных театров это малоприемлемо. Крайнедлительностью около 20 минут. А у Мийо целых три оперы, по 10 минут каждая. Так что Мийо в фаворе. неудобно, невыгодно и т.д.
musikus(30.12.2013 16:20)
oleandr писал(а):
Если до этого она успешно прошла испытание театром, Не факт. К примеру, `Боярыня Морозова` Щедрина сразу шла в концертном.
то да.
musikus(30.12.2013 16:22)
oleandr писал(а):
Чем угрожает? Да просто-напросто тем же Они эпигоны не потому,результатом, которого достигали, например, эпигоны Вагнера. что `неверно` понимали оперный жанр, а потому, что были бездарны.
musikus(30.12.2013 16:24)
abyrvalg писал(а):
У Менотти самый короткая опера - это `Телефон`, Я не о длительности опер, а самом клишированном определении `опера-минутка`,длительностью около 20 минут. А у Мийо целых три оперы, по 10 минут каждая. Так что Мийо в фаворе. которое пошло именно с Менотти.
oleandr(30.12.2013 16:24)
musikus писал(а):
Точнее - весьма среднюю. Так что, может (в Как раз надо было! Потому что ихсоображении вечности, а не заработка), и писать-то вовсе не надо было. Между прочим, в нашем замечательном архиве такой музыки - тьма. музыка была весьма востребована потребителем. Музыкантами и публикой. Да, в вечности остаются единицы. Но для того, чтобы гений расцвел, ему нужна почва. Гумус. На одну гениальную оперу - 50 обычных, но вполне качественных, соответствующих стандартам. Вот тогда можно говорить о нормальном положении дел в жанре.
oleandr(30.12.2013 16:25)
musikus писал(а):
Не факт. К примеру, `Боярыня Морозова` Щедрина И что с того?
сразу шла в концертном.
oleandr(30.12.2013 16:25)
musikus писал(а):
Они эпигоны не потому, что `неверно` понимали А Вам не кажется, что это взаимосвязано?оперный жанр, а потому, что были бездарны. Конечно, среди эпигонов Вагнера были и отдельные очень одаренные композиторы, но они в меньшинстве. Например, Р. Штраус попробовал себя в этом качестве. ))
musikus(30.12.2013 16:31)
oleandr писал(а):
Да, в вечности остаются единицы. Но для того, чтобы Согласен, что помимо гениев всегда нужен второй ряд,гений расцвел, ему нужна почва. который также характеризует эпоху. Как для тона нужен обертон, иначе выразительного тембра не будет... Но - добротный второй, а не десятый. Бездари гумуса не дают...
musikus(30.12.2013 16:34)
oleandr писал(а):
И что с того? Хм.. Ну именно то, что операвовсе не обязательно должна проходить обкатку в театре. Разве было не понятно?
abyrvalg(30.12.2013 16:34)
Кстати, покопался в инете и нашел самую длинную оперу в мире: `Еретик` Вайдича - 8 с
половиной часов. Правда, она не закончена до конца. Это мне напомнило оперу `Игроки` ДДШ, которую он писал-писал, а когда написал на целых 50 минут, то понял, что это только одна пятая часть музыки и бросил.
Andrew_Popoff(30.12.2013 16:35)
musikus писал(а):
Они эпигоны не потому, что `неверно` понимали Пожалуй, да. Главный и, возможно,оперный жанр, а потому, что были бездарны. единственный признак таланта - способность создания собственного неповторимого и впоследствии узнаваемого мира.
musikus(30.12.2013 16:41)
oleandr писал(а):
А Вам не кажется, что это взаимосвязано? От того, чтоКонечно, среди эпигонов Вагнера были и отдельные очень одаренные композиторы, но они в меньшинстве. Например, Р. Штраус попробовал себя в этом качестве. )) Брукнер, Р.Штраус или ранний Шенберг испытывали влияние Вагнера (мало кто не испытывал) они не стали эпигонами. Понятие `эпигонства` вообще мало коммутируется с одаренностью.
oleandr(30.12.2013 16:44)
musikus писал(а):
Согласен, что помимо гениев всегда нужен второй Мнеряд, который также характеризует эпоху. Как для тона нужен обертон, иначе выразительного тембра не будет... Но - добротный второй, а не десятый. Бездари гумуса не дают... кажется, дело не в количестве `рядов`, а в бытовании музыки. Пока симфония как жанр процветала, вероятность появления гениальных вершин в этом жанре была высока. Потому что был СТАНДАРТ, на который можно было опираться, как в творчестве, так и в оценках. То же относится и к опере, и к фортепианному концерту, и т.п. А стандарт создает, я извиняюсь, композиторская масса, состоящая отнюдь не только из гениев. И базируется этот стандарт на нуждах, на потребностях данного конкретного жанра в первую очередь. Гений скорее создает некий собственный, индивидуальный стандарт в рамках общего. И он потом становится частью общего стандарта (как в случае с Верди, например).
oleandr(30.12.2013 16:46)
musikus писал(а):
Хм.. Ну именно то, что опера вовсе не обязательно Обязательно. Опера - это недолжна проходить обкатку в театре. Разве было не понятно? просто музыка. Это сочинение для театра.
oleandr(30.12.2013 16:49)
Andrew_Popoff писал(а):
Пожалуй, да. Главный и, возможно, Да, несомненно. Однако этот мир должен быть вот именноединственный признак таланта - способность создания собственного неповторимого и впоследствии узнаваемого мира. что узнаваем другими людьми как МИР, а не как нечто недоступное их пониманию. А это возможно, только если созданное не нарушает общих законов восприятия. Так вот, так наз. `правила` жанров как раз и базируются на этих законах.
oleandr(30.12.2013 16:52)
musikus писал(а):
От того, что Брукнер, Р.Штраус или ранний Шенберг Ну уж, ну уж! Я как раз виспытывали влияние Вагнера (мало кто не испытывал) они не стали эпигонами. Понятие `эпигонства` вообще мало коммутируется с одаренностью. данный период `общаюсь` с одним из названных композиторов. Попросту говоря, занят детальным изучением опер Р. Штрауса. С этой целью проиграл по клавирам и партитурам уже почти все. Скоро закончу эту эпопею. Так что могу отвечать за свои слова.
abcz(30.12.2013 17:13)
oleandr писал(а):
А это возможно, только если созданное не нарушает крайне спорное утверждение.общих законов восприятия. Так вот, так наз. `правила` жанров как раз и базируются на этих законах. Я не знаю, что значит `нарушать законы восприятия`, признаться. Мне кажется это словосочетание несочетаемым.
abcz(30.12.2013 17:15)
oleandr писал(а):
Однако этот мир должен быть вот именно что узнаваем почему недругими людьми как МИР, а не как нечто недоступное их пониманию. предположить существование миров, недоступных нашему пониманию? Я знаю, по крайней мере, один такой.
oleandr(30.12.2013 17:30)
abcz писал(а):
почему не предположить существование миров, Да это-то радинедоступных нашему пониманию? Я знаю, по крайней мере, один такой. бога! Но мы все занимаемся искусством. И тут встает вопрос о предназначении того, что мы делаем. Для кого мы это делам? Если для себя любимого и горстки `посвященных` - тогда вопросов нет. Это личное дело каждого - чем развлекаться в свободное от основных занятий время. И оценка того, что мы делаем, находится целиком в нашей компетенции. Мы можем объявить себя гением, новатором... кем угодно! Можем презирать публику, негодовать на музыкантов, которым не интересно исполнять то, что мы создаем. Все это - сугубо наш частное дело. Но если мы, по примеру великих, хотим быть понятыми другими людьми, нам приходится считаться с законами человеческого восприятия. А значит - изучать правила, наработанные веками, и уметь применять их в собственной практике. Иначе говоря - становится профессионалом. Не хочу показаться ментором, поучающим других, поверьте! Но мне, например, очень обидно за те 8 лет, которые я провел в стенах учебных заведений... для того, чтобы выйти оттуда с красным дипломом, но без необходимых знаний и навыков. Зато с головой, набитой всевозможными предрассудками, ложными установками и совершенно дикими табу. Потом пришлось потратить еще 10 лет на самостоятельную учебу и освобождение от этого мусора в мозгах. Боюсь, что я не один такой.
oleandr(30.12.2013 17:33)
abcz писал(а):
крайне спорное утверждение. Вообще-то, если Вы занимались композицией в стенахЯ не знаю, что значит `нарушать законы восприятия`, признаться. Мне кажется это словосочетание несочетаемым. учебного заведения, Ваши наставники были обязаны Вам это объяснить. Не знаю, правда, сделали ли они это.
abcz(30.12.2013 17:34)
oleandr писал(а):
Если для себя любимого и горстки `посвященных` - я имел в виду наш мир,тогда вопросов нет. хотим быть понятыми другими людьми, нам приходится считаться с законами человеческого восприятия. А значит - изучать правила, наработанные веками, вообще-то. В котором живу я, и живёте Вы. и всё-таки. Что Вы подразумеваете под законами человеческого восприятия (особенно в связи с оперным искусством) и нарушением их (или счётом с ними)?
oleandr(30.12.2013 17:36)
abcz писал(а):
я имел в виду наш мир, вообще-то. В котором живу я, и Я могу это сформулировать,живёте Вы. и всё-таки. Что Вы подразумеваете под законами человеческого восприятия (особенно в связи с оперным искусством) и нарушением их (или счётом с ними)? но в данный момент, к сожалению, вынужден откланяться, т.к. меня ждут дела. Так что - до вечера. ))
abcz(30.12.2013 17:36)
oleandr писал(а):
Вообще-то, если Вы занимались композицией в стенах прошу Вас, станьте на некоторое время моим наставником.
учебного заведения, Ваши наставники были обязаны Вам это объяснить. Не знаю, правда, сделали ли они это.
musikus(30.12.2013 17:37)
oleandr писал(а):
Мне кажется, дело не в количестве `рядов`, а в Проблемой бытования - когда-то! - музыкальных жанров пусть занимаютсябытовании музыки. ...Гений скорее создает некий собственный, индивидуальный стандарт в рамках общего. историки искусства... А гений не создает стандарт, а прежде всего выламывается из стандарта, часто - ценой длительного остракизма. Это пото-о-м его открытия МОГУТ стать стандартом, а могут и не стать.
abcz(30.12.2013 17:37)
oleandr писал(а):
Я могу это сформулировать, но в данный момент, к досожалению, вынужден откланяться, т.к. меня ждут дела. Так что - до вечера. )) удобного Вам времени суток.
musikus(30.12.2013 17:45)
oleandr писал(а):
Обязательно. Опера - это не просто музыка. Это Я люблю музыку, но никогда не был оперным театралом. У меня всочинение для театра. фонотеке есть сотни полторы опер, вот это и есть для меня о п е р а. Оперная музыка. И без оперного действия я не только не скучаю, но по-настоящему и воспринимать-то оперу могу только без визуального ряда. Уверен, что таких, как я - масса. Вы ведь тоже, когда изучаете партитуры Р.Штрауса, ни в каком театре не нуждаетесь.
musikus(30.12.2013 17:47)
oleandr писал(а):
Ну уж, ну уж! Я как раз в данный период занят То есть Р.Штраус - оперный эпигон, да?
детальным изучением опер Р. Штрауса.
Andrew_Popoff(30.12.2013 17:50)
oleandr писал(а):
Да, несомненно. Однако этот мир должен быть вот Обычно люди, говоря подобное, имеют в виду: недоступное МОЕМУ пониманию.именно что узнаваем другими людьми как МИР, а не как нечто недоступное их пониманию. Но все люди разные.
LAKE(30.12.2013 18:00)
oleandr писал(а):
.. Великодушно прошу прощения).Но если мы, по примеру великих, хотим быть понятыми другими людьми, нам приходится считаться с законами человеческого восприятия. А значит - изучать правила, наработанные веками, и уметь применять их в собственной практике. ... Не могли бы Вы привести пример гения, который поставил себе цель быть понятым другими людьми и для достижения таковой пришел к пониманию того, что ему придется считаться с законами человеческого восприятия, и, сообразно сделанному выводу, тщательно изучал наработанные веками правила человеческого восприятия, чтобы применить их в собственной практике? P.S. Понимая Вашу занятость делами - видимо, Вы постигаете сейчас какое-нибудь правило человеческого восприятия,применение которого позволит Вас понять - прошу ответить, когда будете свободны.
Romy_Van_Geyten(30.12.2013 18:04)
oleandr писал(а):
Но мы все занимаемся искусством. И тут встает С моей точкивопрос о предназначении того, что мы делаем. Для кого мы это делам? зрения, настоящую цену имеет только то, что мы делаем для себя. Всё остальное от лукавого. Композитор, пишущий музыку в расчете на то, что это кому-то понравится, никогда ничего путевого не напишет. По одной простой причине - единственное место, в момент написания музыки, где реально что-то происходит - это голова композитора. Он может, конечно, что-то там прикидывать до того, как приступил к делу, или после этого. Но в тот момент, когда автор начинает увязывать ноту за нотой, кроить структуру и разворачивать пространство сочинения - никакого мира за пределами этого больше нет. Все это появляется уже потом, когда ребенок, кошка, дракон или ещё какой уродец уже родились и уже ничего изменить нельзя.
LAKE(30.12.2013 18:17)
Romy_Van_Geyten писал(а):
С моей точки зрения, настоящую цену имеет Согласен с Вами во всемтолько то, что мы делаем для себя. Всё остальное от лукавого. Композитор, пишущий музыку в расчете на то, что это кому-то понравится, никогда ничего путевого не напишет. По одной простой причине - единственное место, в момент написания музыки, где реально что-то происходит - это голова композитора. Он может, конечно, что-то там прикидывать до того, как приступил к делу, или после этого. Но в тот момент, когда автор начинает увязывать ноту за нотой, кроить структуру и разворачивать пространство сочинения - никакого мира за пределами этого больше нет. Все это появляется уже потом, когда ребенок, кошка, дракон или ещё какой уродец уже родились и уже ничего изменить нельзя. после `Все остальное от лукавого`. Все же первое предложение тоже слегка от лукавого)). Вы когда начинаете писать (допустим, не чисто коммерческую польку с заданными параметрами для телесериала) музыку разве мыслите категорией `а, вот сейчас напишу для себя`)? Вообще ни для кого не пишет музыку человек, когда находится в описанном Вами состоянии. Он просто реализует ниспосланный ему дар природный или Божий, так как не может этого не делать.
Mikhail_Kollontay(30.12.2013 18:25)
Romy_Van_Geyten писал(а):
настоящую цену имеет только то, что мы У меня самого были и такие, и сякиеделаем для себя. Всё остальное от лукавого сочинение. Более успешны были, мне кажется, те, что написаны с циничным дьявольским расчетом, вроде альтового концерта, но я их терпеть не могу, и если они имеют успех, меня это почти оскорбляет. Конечно, меня куда больше греет то, что делалось `для себя`. Но вот объективные показатели, боюсь, не в их пользу. Такой вот жизненный опыт. Но ведь это, скажем, и в кино так. Можно сделать заведомо кассовый фильм, а можно сделать авторский. Другие средства, другое содержимое, другое всё - если только я правильно говорю о кино, ибо не спец.
Romy_Van_Geyten(30.12.2013 18:26)
LAKE писал(а):
Все же первое предложение тоже слегка от Ну да, я, в общем то, имел ввиду, что в момент написания какой-толукавого)). внутренний субъект всё же присутствует в качестве надзирателя и прищуренным глазом присматривает, чтоб автор не слишком залёживался на диване и не халтурил)
abyrvalg(30.12.2013 18:29)
oleandr писал(а):
Так ведь и музыкальные драмы Вагнера исполняются в Мне думается, что Вы не правы, Вагнероперных театрах. Однако его индивидуальный метод, осененный гением, оказался непригодным для других композиторов, в отличие от метода Россини или Верди. Исключения есть всегда, но ориентироваться на них - это большая ошибка. оказал несомненное влияние на последующих композиторов театрального дела. Да даже и на своих современников. В чем его, в сущности, индивидуальный метод? Мне предполагается, что это внедрение сквозной лейтмотивной системы, когда мотив вызывает определенные ассоциации с конкретными жизненными явлениями. Возможно, что не он первый это ввел в практику, но однозначно широко использовал. И у него отдельные эпизоды, сцены, даже картины он сливал воедино в свободно развивающемся действии. Такую оперную `тактику` позаимствовал даже Римский-Корсаков, и Прокофьев в своем `Огненном ангеле`, где сквозное симфоническое развитие, темы-портреты, восходящие к настойчивым лейтмотивам Вагнера, мистериальный, космический почти характер действия будут присущи лучшим страницам «Огненного ангела» и даже, надо сказать, музыке к историческим фильмам Сергея Эйзенштейна, многое позаимствовавшего у Вагнера. И даже Хиндемит взял на вооружение в своем `Художнике Матис` элементы сквозных интонации. Затем Вагнер ввел в партитуру огромную роль симфонического оркестра, как наипервейший участник сюжетной линии, а не просто как аккомпанирующую роль. И это тоже оказало немалую роль на других. Даже такой, казалось бы, далекий от Вагнера композитор как Пуччини, но и то он на свой лад переработал его симфонические завоевания. Конечно, влияние, на первый взгляд, ничего не напоминает. Но влияние скрыто: мы чувствуем его в том. как мелодия возникает из оркестровой фактуры, как естественно от чцены к сцене развиваются мотивы. Если в `Кольце` Вагнер превратил богов в обычных людей, то `Богема` Пуччини, впервые прозвучавшая в конце 19 века, сделала прямо противоположное: она придала волшебное измерение потрепанным жизням нищих художников и поэтов. Видно, что и Рахманинов, сочиняя `Скупого рыцаря`, не смог избежать оркестровки в своей опере, даже несмотря на скепсису по отношению к Вагнеру.
Mikhail_Kollontay(30.12.2013 18:34)
abyrvalg писал(а):
оперу `Игроки` ДДШ Я так понял, чтоШостаковича увлекла во время войны параллель, как группа жуликов (союзники) обыгрывает другого жулика (Гитлера). Ну, поиграл и бросил. Однако начало-то пошло вон куда: в альтовую сонату.
abyrvalg(30.12.2013 18:36)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Однако начало-то пошло вон куда: в Да-да, во второй части альтовой сонаты совершенно отчетливо слышенальтовую сонату. мотив.
Romy_Van_Geyten(30.12.2013 18:36)
Mikhail_Kollontay писал(а):
У меня самого были и такие, и сякие Не знаю. Дьявольский или ангельский расчет, мне кажется, может быть толькосочинение. Более успешны были, мне кажется, те, что написаны с циничным дьявольским расчетом на предварительной стадии, на стадии намерений. В момент же осуществления, правила техбезопасности начинает диктовать звуковая материя, а ты только стоишь на раздаче и следишь за тем, чтоб тебя не засыпало...)
Mikhail_Kollontay(30.12.2013 18:37)
musikus писал(а):
Хм.. Ну именно то, что опера вовсе не обязательно Мне-то кажется, что еслидолжна проходить обкатку в театре. Разве было не понятно? опера не поставлена, то она не написана.
Romy_Van_Geyten(30.12.2013 18:42)
abyrvalg писал(а):
Да-да, во второй части альтовой сонаты совершенно Почему мотив? Он во второй части просто использовал музыку изотчетливо слышен мотив. `Игроков`. Это даже не цитата.
Mikhail_Kollontay(30.12.2013 18:42)
oleandr писал(а):
Следы этих уроков можно невооруженным ухом А интересно, может, расскажете? Но точно в самомуслышать, например, в `Борисе`. Борисе, может, в Саламбо еще?
abyrvalg(30.12.2013 18:48)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Почему мотив? Он во второй части просто Ну я и говорю, что совершенноиспользовал музыку из `Игроков`. Это даже не цитата. отчетливо все слышно `невооруженным слухом`.
Mikhail_Kollontay(30.12.2013 18:50)
Romy_Van_Geyten писал(а):
расчет, мне кажется, может быть только на Да я бы не сказал, именно в процессепредварительной стадии, на стадии намерений работы всё идёт как бы не точки зрения себя, а с точки зрения воспринимающего.
abyrvalg(30.12.2013 18:50)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Я так понял, что Шостаковича увлекла во Ваша аналогия совершенно классная. ЗдОрово!!
время войны параллель, как группа жуликов (союзники) обыгрывает другого жулика (Гитлера).
precipitato(30.12.2013 19:12)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Но ведь это, скажем, и в кино так. Можно Можно совместить,сделать заведомо кассовый фильм, а можно сделать авторский. получится ` Криминальное чтиво `.
oleandr(30.12.2013 21:42)
Romy_Van_Geyten писал(а):
С моей точки зрения, настоящую цену имеет Мнетолько то, что мы делаем для себя. Всё остальное от лукавого. Композитор, пишущий музыку в расчете на то, что это кому-то понравится, никогда ничего путевого не напишет. эта точка зрения представляется весьма незрелой. В таком случае, и оценку тому, что делает композитор, может дать только он сам. А эта оценка, извините, весьма субъективна. Собственно, на этом можно закончить разговор. С таким же успехом сапожник будет заверять, что его обувь сделана для него самого - и потому ему наплевать на то, что она не подходит заказчику (он-то сам знает, что она прекрасна!). Пирожник тоже будет ссылаться на то, что его пироги съедобны для него - и точка. И плевать на то, что кто-то об них зубы поломал. Конечно, можно всю жизнь заниматься творческим онанизмом, но я думаю, большинство тех, чья музыка и поныне часто звучит в концертных залах и театрах, писали ее, желая воздействовать на других людей. В этом есть особая, сильная магия! Так что дело отнюдь не только в коммерческой стороне вопроса.
Phalaenopsis(30.12.2013 21:47)
Romy_Van_Geyten писал(а):
С моей точки зрения, настоящую цену имеет Роми, полностью согласентолько то, что мы делаем для себя. Всё остальное от лукавого. Композитор, пишущий музыку в расчете на то, что это кому-то понравится, никогда ничего путевого не напишет. По одной простой причине - единственное место, в момент написания музыки, где реально что-то происходит - это голова композитора. Он может, конечно, что-то там прикидывать до того, как приступил к делу, или после этого. Но в тот момент, когда автор начинает увязывать ноту за нотой, кроить структуру и разворачивать пространство сочинения - никакого мира за пределами этого больше нет. Все это появляется уже потом, когда ребенок, кошка, дракон или ещё какой уродец уже родились и уже ничего изменить нельзя. с Вами. Моцарт именно так и писал, даже понимая, что смерть близка.
oleandr(30.12.2013 21:51)
abyrvalg писал(а):
Мне думается, что Вы не правы, Вагнер оказал Влияние, безусловно, оказал. Даже на Верди.несомненное влияние на последующих композиторов театрального дела. Да даже и на своих современников. В чем его, в сущности, индивидуальный метод? Мне предполагается, что это внедрение сквозной лейтмотивной системы, когда мотив вызывает определенные ассоциации с конкретными жизненными явлениями. Лейттемы широко использовались многими, да роль оперного оркестра возросла (не сказал бы, что вижу в этом существенный плюс, зато огромные минусы вижу!) Но его метод - в ортодоксальном, так сказать, виде, оказался непригоден для оперы. Ведь он подразумевает полную замену традиционных оперных форм сквозным развитием, упразднение ведущей роли мелодии как носителя музыкального образа, симфонизацию музыкального материала. А отсюда - прямой путь к замене пения мелодекламацией, превращению оперы в помесь симфонии и оратории и, следовательно, к разрушению оперы как жанра. Что и произошло в итоге.
Romy_Van_Geyten(30.12.2013 21:54)
oleandr писал(а):
В таком случае, и оценку тому, что делает Вовсе нет. Одно дело, что движет автором во время сочинения музыки, икомпозитор, может дать только он сам. А эта оценка, извините, весьма субъективна. совершенно другое - что он по этому поводу думает или говорит.
oleandr(30.12.2013 21:55)
Mikhail_Kollontay писал(а):
А интересно, может, расскажете? Но точно Послушайте внимательно Вступление в `Борису`.в самом Борисе, может, в Саламбо еще? Ничего не напоминает? Это почти буквальная цитата из одного крупного сочинения Берлиоза. А как известно, с Берлиозом Балакирев знакомил своих подопечных очень активно.
musikus(30.12.2013 21:58)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Мне-то кажется, что если опера не Это что-то солипсистское.
поставлена, то она не написана.
oleandr(30.12.2013 21:58)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Вовсе нет. Одно дело, что движет автором во Что бы мы о ней ни говорили, но оценивать нашу музыку не нам. Ее должнывремя сочинения музыки, и совершенно другое - что он по этому поводу думает или говорит. оценивать другие люди. Кто? Те, на кого она воздействует. А как она, спрашивается, будет воздействовать, если композитор, ее сочиняя, игнорирует потенциального слушателя?
oleandr(30.12.2013 22:02)
musikus писал(а):
Проблемой бытования - когда-то! - музыкальных Я не говорил, что гений создает стандарт (жанра). Я говорил, что он на негожанров пусть занимаются историки искусства... А гений не создает стандарт, а прежде всего выламывается из стандарта, часто - ценой длительного остракизма. Это пото-о-м его открытия МОГУТ стать стандартом, а могут и не стать. опирается. Стандарт жанра создается коллективной практикой многих композиторов. Целью гения никак не может быть разрушение этого стандарта - зачем ему это, спрашивается?
abcz(30.12.2013 22:07)
oleandr писал(а):
В таком случае, и оценку тому, что делает интересно, что наше всё это тоже заметило, икомпозитор, может дать только он сам. даже стих про это срифмовало.
abcz(30.12.2013 22:11)
oleandr писал(а):
Целью гения никак не может быть разрушение этого я, к счастью, не гений, но могустандарта - зачем ему это, спрашивается? предположить, что гению просто скучно писать по стандарту. Собственно, даже мне было бы скучновато на конвейере работать.
oleandr(30.12.2013 22:12)
LAKE писал(а):
Великодушно прошу прощения). Я понимаю, что Вы иронизируете. Поэтому буду краток. БольшинствоНе могли бы Вы привести пример гения, который поставил себе цель быть понятым другими людьми и для достижения таковой пришел к пониманию того, что ему придется считаться с законами человеческого восприятия, и, сообразно сделанному выводу, тщательно изучал наработанные веками правила человеческого восприятия, чтобы применить их в собственной практике? P.S. Понимая Вашу занятость делами - видимо, Вы постигаете сейчас какое-нибудь правило человеческого восприятия,применение которого позволит Вас понять - прошу ответить, когда будете свободны. известных нам гениев - по крйней мере, тех, чья музыка сохраняет популярность по сию пору, имели очень хороших педагогов. Именно они и научили гениев этим законам. Эти законы сформулированы не теорией, но практикой, хотя некоторые из них можно обнаружить в других областях, например, в психологии. В частности - оптимальное соотношение банального и оригинального. Как Вы думаете, какой процент оригинального может быть в музыке, чтобы слушатель не заскучал? Или закон чередования аффектов. И так далее. Лучший способ понять и усвоить эти законы - это проиграть собственноручно все существенное, что было создано в музыке за последние, скажем, три столетия. И пробовать, пробовать, пробовать сделать так же. Раньше именно так композиторы и обучались: сперва научись делать так, как те, кто творили до тебя. А потом плыви туда, куда считаешь нужным.
Romy_Van_Geyten(30.12.2013 22:12)
oleandr писал(а):
А как она, спрашивается, будет воздействовать, если Это я Вам могу сказать,композитор, ее сочиняя, игнорирует потенциального слушателя? как. Если там все гаечки, винтики и пружинки на месте. С установкой на слушательские ожидания можно преуспеть только в попмузыке. И то, весьма умеренно
oleandr(30.12.2013 22:14)
Andrew_Popoff писал(а):
Обычно люди, говоря подобное, имеют в виду: Ну, в чем-то основном мы все оченьнедоступное МОЕМУ пониманию. Но все люди разные. похожи.
abyrvalg(30.12.2013 22:14)
oleandr писал(а):
А отсюда - прямой путь к замене пения Да почему же на пути кмелодекламацией, превращению оперы в помесь симфонии и оратории и, следовательно, к разрушению оперы как жанра. Что и произошло в итоге. разрушению оперы. Вы просто стоите на ретроградном пути развитии, вернее без какого-либо развития оперы как жанра. А еще вернее на тех формах, которые закоренились при Россини-Верди-Беллини. Вы вспомните, что опера в начале 20 века уже испытывала кризис как жанр. Старые формы уже не несли в себе ничего - отвечающего новым реалиям и запросам, и опере 20 века неминуемо пришлось трансформироваться в нечто другое, абсорбируя в себя элементы других жанров. Оттого Вы и не можете воспринимать все то, что лежит дальше вагнеровских и пуччиниевских. Все Ваше мышление глубоко консервативно и не имеет даже попытки посмотреть на оперу как на жанр, меняющийся с течением времени.
oleandr(30.12.2013 22:17)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Это я Вам могу сказать, как. Если там все Следовательно, Моцарт, Бизе,гаечки, винтики и пружинки на месте. С установкой на слушательские ожидания можно преуспеть только в попмузыке. И то, весьма умеренно Верди и Пуччини писали поп-музыку.
oleandr(30.12.2013 22:22)
abyrvalg писал(а):
Да почему же на пути к разрушению оперы. Вы просто Во-первых, я не понимаю, что такое `ретроградный путьстоите на ретроградном пути развитии, вернее без какого-либо развития оперы как жанра. А еще вернее на тех формах, которые закоренились при Россини-Верди-Беллини. Вы вспомните, что опера в начале 20 века уже испытывала кризис как жанр. Старые формы уже не несли в себе ничего - отвечающего новым реалиям и запросам, и опере 20 века неминуемо пришлось трансформироваться в нечто другое, абсорбируя в себя элементы других жанров. Оттого Вы и не можете воспринимать все то, что лежит дальше вагнеровских и пуччиниевских. Все Ваше мышление глубоко консервативно и не имеет даже попытки посмотреть на оперу как на жанр, меняющийся с течением времени. развития` )))) Во-вторых, если путь развития сводить только к формам, то говорить, действительно, не о чем. В-третьих, кризис оперы как раз и совпал с попыткой (удачной!) взорвать эти формы. В-четвертых, я говорил не о себе (я-то как раз могу воспринять хоть Лахенмана, хотя и без особого интереса), а об обычном слушателе. О меломанах. О тех, кто регулярно ходит в оперный театр. Да - на Беллини, Россини и Верди. Интересно почему, как Вы думаете?
Romy_Van_Geyten(30.12.2013 22:23)
oleandr писал(а):
Следовательно, Моцарт, Бизе, Верди и Пуччини писали Без сомнения. Но интересны не этим.
поп-музыку.
Andrew_Popoff(30.12.2013 22:24)
oleandr писал(а):
Ну, в чем-то основном мы все очень Только в одном - любви к деньгам. :)
похожи.
oleandr(30.12.2013 22:25)
Andrew_Popoff писал(а):
Только в одном - любви к деньгам. Вряд ли в оперу ходят за этим. ))
:)
Andrew_Popoff(30.12.2013 22:27)
oleandr писал(а):
Вряд ли в оперу ходят за этим. )) Вряд ли. 99%человечества вообще никогда в опере не были.
abcz(30.12.2013 22:29)
oleandr писал(а):
Вряд ли в оперу ходят за этим. )) ну ясно -развлекаться. Спектакль же. `Зрелище,` по-русски.
oleandr(30.12.2013 22:31)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Без сомнения. Но интересны не Важно, что они интересны до сих пор! Были популярны в свою эпоху -и сейчас. Аэтим. секрет того, что их музыка сохранила свою свежесть до сих пор, в том, что все они очень хорошо знали, как воздействовать на эмоции слушателя. В этом и заключается Мастерство. Не в расчете, конечно, а в умении.
oleandr(30.12.2013 22:32)
abcz писал(а):
ну ясно - развлекаться. Спектакль же. `Зрелище,` Вообще-то я об этом достаточно много говорил в `Диалогах об опере`. по-русски. Они выходили в четырех номерах OperaNews.
abyrvalg(30.12.2013 22:35)
oleandr писал(а):
- Во-первых, я не понимаю, что такое `ретроградный - И правильно, что не понимаете, потому что это никакой путь развития.путь развития` )))) - Во-вторых, если путь развития сводить только к формам, то говорить, действительно, не о чем. - В-третьих, кризис оперы как раз и совпал с попыткой (удачной!) взорвать эти формы. - В-четвертых, я говорил не о себе, а об обычном слушателе. О меломанах. О тех, кто регулярно ходит в оперный театр. Да - на Беллини, Россини и Верди. Интересно почему, как Вы думаете? - А Вы можете себе представить себе оперу `Воццек` Берга в стиле Доницетти? я - нет. - Кризис оперы и без того был уже сам по себе. - А почему, как Вы думаете, все ходят на 1-й концерт Чайковского и 2-й концерт Рахманинова? А потому что ничего другого не дают и не играют. Так и в опере.
oleandr(30.12.2013 22:36)
Andrew_Popoff писал(а):
Вряд ли. 99% человечества вообще никогда в Меня интересуют те, кто туда ходят. Знаю таких, кто не будучиопере не были. музыкантами, проводят в оперном театре от одного до шести вечеров в неделю.
oleandr(30.12.2013 22:39)
abyrvalg писал(а):
- И правильно, что не понимаете, потому что это -`Воццек` - хороший пример. Это, безусловно, еще опера. Но как раз тоникакой путь развития. - А Вы можете себе представить себе оперу `Воццек` Берга в стиле Доницетти? я - нет. - Кризис оперы и без того был уже сам по себе. - А почему, как Вы думаете, все ходят на 1-й концерт Чайковского и 2-й концерт Рахманинова? А потому что ничего другого не дают и не играют. Так и в опере. сочинение, на котором опера кончилась, если, конечно, говорить о ее развитии в парадигме немецкого модернизма. -Кризис `сам по себе` не бывает. Всегда есть причины. Были они и там. -А почему не дают и не играют, как Вы полагаете? |
||
дизайн конкретного автомобиля от понятия `автомобиль`?
Кстати о дизайне (из Сети): двое вальяжно сидят в креслах и оценивают обстановку. Диалог:
- Дизайн - г...но.
- Это дизайн г...на.
- Тогда нормально.