Оригинальное название — Dido and Aeneas.
Опера в трех действиях Генри Пёрселла на либретто (по-английски) Нейхема Тейта, основанное на четвертой книге «Энеиды» Вергилия.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:...
Читать дальше
Кристофер Хогвуд (дирижер)
Оригинальное название — Dido and Aeneas.
Опера в трех действиях Генри Пёрселла на либретто (по-английски) Нейхема Тейта, основанное на четвертой книге «Энеиды» Вергилия. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:... Читать дальше
Оригинальное название — Dido and Aeneas.
Опера в трех действиях Генри Пёрселла на либретто (по-английски) Нейхема Тейта, основанное на четвертой книге «Энеиды» Вергилия. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: ДИДОНА, царица Карфагена (контральто) ЭНЕЙ, предводитель троян (баритон) БЕЛИНДА, наперсница Дидоны (сопрано) ВТОРАЯ ДАМА, другая наперсница (меццо-сопрано) ДУХ, в обличье Меркурия (сопрано) КОЛДУНЬЯ (контральто) Время действия: после падения Трои. Место действия: Карфаген. Первое исполнение: Челси (Лондон), 1689 год. «Дидона и Эней» — первая истинно великая опера, сочиненная англичанином; но есть злые языки, которые утверждают, что она также и последняя. Она была сочинена (в 1689 году) молодым Генри Пёрселлом, олицетворявшим собой славу английской музыки, и предназначалась — в первую очередь — для школы-пансиона, где учились только девочки. Этой школой руководил некто Джозайас Прист, у которого были, по-видимому, влиятельные друзья. Не только ведущий английский композитор написал музыку для школьного спектакля, но и признанный тогда английский поэт — Нейум Тейт — был автором либретто. Возможно, он не был великим поэтом, но он написал действительно хорошее и приемлемое либретто по мифу о страстной любви и смерти. Приемлемое — если иметь в виду, что опера предназначалась для постановки девочками. Источником для либретто послужила четвертая книга «Энеиды» Вергилия. Возможно, в то время девочки изучали эту поэму в школе. ДЕЙСТВИЕ I Сцена 1. После классической трагичной увертюры Белинда успокаивает Дидону, свою госпожу и царицу Карфагена. Но царица охвачена волнением из-за любви к Энею. Эней — это, конечно, троянский герой, который причалил к берегам Карфагена после падения Трои. Он появляется со своей свитой, и к концу сцены совершенно очевидно, что они без ума влюблены друг в друга. Мадригальный хор (который всегда присутствует в наиболее интимных домашних разговорах в классических операх) прославляет союз влюбленных («To the hills and the vales» — «Светлый хор облаков»). Всеобщий восторг выражается и в танцах. Сцена 2. Во второй сцене мы встречаемся со злодеями. Среди них колдунья, две главные ведьмы, целый хор сопровождающих их ведьм. Все они скорее похожи на ведьм из «Макбета» Шекспира, нежели на то, что представлял себе Вергилий. В своей пещере они строят планы, как бы вызвать на море шторм, чтобы разлучить Дидону и Энея и вынудить героя оставить царицу. В картине чередуются речитатив и хор: вторгающаяся в развитие хоровая строфа (в ритме жиги) имитирует дьявольский хохот, придавая музыке демонический оттенок. Торжествующе и грозно звучит дуэт ведьм, предвкушающих победу над любовью. Сцена кончается хором с эффектным эхо, указывающим на «глубокую сводчатую пещеру». ДЕЙСТВИЕ II Очень короткое второе действие — это охота, которую царица Дидона устроила для удовольствия своего знаменитого гостя. Колдунья и две ведьмы замышляют расстроить союз Дидоны и Энея и уничтожить Карфаген в пламени пожара. Хор, Белинда, а затем вторая дама описывают рощу и бахвальства Энея по поводу убитого им вепря. Когда Дидона и ее спутницы удаляются, спасаясь от разразившейся бури, таинственный дух удерживает Энея от того, чтобы последовать за ними. Этот персонаж в обличье Меркурия прислан колдуньей с приказом якобы от Юпитера. Он говорит Энею, что тот должен оставить Дидону этой же ночью, поскольку его призвание — основать великий город Рим. Эней сокрушается по поводу необходимости покинуть его возлюбленную царицу, но понимает, что он должен подчиниться этому приказу богов. Действие завершается изъявлением радости ведьм по поводу того, что их план удался наилучшим образом. ДЕЙСТВИЕ III Последнее действие начинается хором троянских моряков, с радостью готовящихся к отплытию от берегов гостеприимного Карфагена («Come away, fellow sailors» — «Эй, моряк! Поднимем якоря»). Затем появляется колдунья со своим хором ведьм, которые пуще прежнего радуются этому отплытию. Мой любимый куплет в этом веселом эпизоде: Our plot has took, The Queen’s forsook. (Наш план удался, Царицу оставляют.) Это, конечно, английский синтаксис XVII века. Затем входит трагичная Дидона со своей свитой. Она полностью покорилась своей судьбе, и, даже когда Эней предлагает не повиноваться приказам Юпитера и остаться с нею, она непреклонно настаивает, чтобы ее возлюбленный отправлялся в путь. Музыка становится необычайно трагичной, когда она поет свою большую арию «When I am laid in earth» («Мне в землю лечь»). Во всем оперном репертуаре, я уверен, не много найдется страниц, равных этим. Завершается опера коротким, овеянным чувством светлой печали хором («With drooping wings ye cupids come» — «Скорбя, поникли два крыла»). Генри У. Саймон (в переводе А. Майкапара) Х Свернуть
Кристофер Хогвуд
(дирижер)
,
Кэтрин Ботт
(сопрано),
Эмма Кёркби
(сопрано),
Джон Марк Эйнсли
(тенор),
Камерный оркестр `Academy of Ancient Music` (Кембридж)
Catherine BOTT (Didona), Emma KIRKBY (Belinda), John Mark AINSLEY (Aeneas). The Academy of Ancient Music Chorus and Orchestra. 1992, Walthamstow Assembly Hall.
Кристофер Хогвуд
(дирижер)
,
Кэтрин Ботт
(сопрано),
Камерный оркестр `Academy of Ancient Music` (Кембридж)
Abdelazer or The Moor`s Revenge`, incidental music to play by Aphra Behn (1695): I. Ouverture - II. Rondeau - III. Air IV. Air - V. Minuet - VI. Air - VII. Jig - VIII. Hornpipe IX. Air - X. A song entitled: `Lucinda Is Bewitching Fair` / Joy Roberts (soprano) / The Academy of Ancient Music, Christopher Hogwood / All Saint Church, Petersham, Dec. 1974
Semi-opera `The Indian Queen` (1695)
Sonatas in Three Parts (c.1680)
(Grave), Adagio Canzona Poco Largo, Allegro
Sonatas in Three Parts (c.1680)
Adagio Largo, Presto Adagio Allegro
Sonatas in Three Parts (c.1680)
Adagio Canzona Poco Largo Grave - Presto Allegro
Movt. 1, Song, `Sing all ye Muses`
Movt. 2, Song, `When the world first knew creation` Movt. 3, Song, `Let the dreadful engines` Movt. 4, Prelude Movt. 5, Song, `With this sacred charming wand`... Читать дальше
Movt. 1, Song, `Sing all ye Muses`
Movt. 2, Song, `When the world first knew creation` Movt. 3, Song, `Let the dreadful engines` Movt. 4, Prelude Movt. 5, Song, `With this sacred charming wand` Movt. 6, Song, `Since times are so bad` Movt. 7, Prelude and Song, `Genius of England` Movt. 8, Song, `Lads and Lasses, blith and gay` Movt. 9, Song, `From rosie bow`rs` Х Свернуть
Кристофер Хогвуд
(дирижер)
,
Эмма Кёркби
(сопрано),
Джеймс Боумэн
(контратенор),
Мартин Хилл
(тенор),
Камерный оркестр `Academy of Ancient Music` (Кембридж)
Movt. 1, Song, `In vain, `gainst Love, in vain I strove`
Sonatas in Three Parts (c.1680)
(Adagio) Canzona Adagio Largo
Sonatas in Three Parts (c.1680)
(Canzona) Adagio Largo Grave, Canzona
Кристофер Хогвуд
(дирижер)
,
Джеймс Боумэн
(контратенор),
Мартин Хилл
(тенор),
Камерный оркестр `Academy of Ancient Music` (Кембридж)
1. Adagio
2. Canzona 3. Adagio 4. Vivace 5. Largo
Кристофер Хогвуд
(дирижер)
,
Кэтрин Макинтош
(скрипка),
Моника Хаггетт
(скрипка),
Кристоф Куан
(виолончель)
Sonatas in Three Parts (c.1680)
(Adagio) Canzona Largo Grave Vivace
Sonatas in Three Parts (c.1680)
(Adagio) Canzona Largo Allegro
Sonatas in Three Parts (c.1680)
(Adagio) Canzona Poco Largo Allegro
Sonatas in Three Parts (c.1680)
(Adagio) Largo Grave - Presto
Sonatas in Three Parts (c.1680)
Movt. 1, Song, `Sweeter than roses`
Movt. 2, Song, `My dearest, my fairest` Sweeter than roses, or cool evening breeze On a warm flowery shore, was the dear kiss, First trembling made me... Читать дальше
Movt. 1, Song, `Sweeter than roses`
Movt. 2, Song, `My dearest, my fairest` Sweeter than roses, or cool evening breeze On a warm flowery shore, was the dear kiss, First trembling made me freeze, Then shot like fire all o’er. What magic has victorious love! For all I touch or see since that dear kiss, I hourly prove, all is love to me. Х Свернуть
Кристофер Хогвуд
(дирижер)
,
Джудит Нельсон
(сопрано),
Роджерс Кови-Крамп
(тенор),
Камерный оркестр `Academy of Ancient Music` (Кембридж)
Генри Пёрселл - Музыка к спектаклю `A Fool`s Preferment or The Three Dukes of Dunstable` (1688), Z 571
Movt. 1, Song, `I sigh`d, and I pin`d`
Movt. 2, Song, `There`s nothing so fatal as woman` Movt. 3, Song, `Fled is my love` Movt. 4, Song, ``Tis death alone` Movt. 5, Song, `I`ll mount to yon... Читать дальше
Movt. 1, Song, `I sigh`d, and I pin`d`
Movt. 2, Song, `There`s nothing so fatal as woman` Movt. 3, Song, `Fled is my love` Movt. 4, Song, ``Tis death alone` Movt. 5, Song, `I`ll mount to yon blue Coelum` Movt. 6, Song, `I`ll sail upon the Dog-star` Movt. 7, Song, `Jenny, `gin you can love` Movt. 8, Song, `If thou wilt give me back my love` Х Свернуть
Кристофер Хогвуд
(дирижер)
,
Джудит Нельсон
(сопрано),
Роджерс Кови-Крамп
(тенор),
Камерный оркестр `Academy of Ancient Music` (Кембридж)
Movt. 1, Overture
Suite (Movements 2–9) Movt. 10, Song, `Celia has a thousand charms` Movt. 11, Song, `Take not a woman`s anger ill` Movt. 12, Song, `How happy, how happy is she`
Кристофер Хогвуд
(дирижер)
,
Джудит Нельсон
(сопрано),
Джеймс Боумэн
(контратенор),
Камерный оркестр `Academy of Ancient Music` (Кембридж)
Музыка к пьесе Уильяма Конгрива «Старый холостяк»
1. Overture. [Grave] - [Canzona] - [Adagio] 2. Hornpipe 3. Slow Air 4. Hornpipe 5. Rondeau 6. Minuet 7. Boree 8. March 9. Jig 10. Thus to a ripe consenting maid 11. As Amoret and Thyrsis
Sonatas in Three Parts (c.1680)
(Canzona) Poco Largo, Allegro Grave, Vivace
Movt. 1, Song, `Oh! how you protest`
Movt. 2, Song, ``Twas within a furlong` Movt. 3, Song, `Man is for the woman made`
Кристофер Хогвуд
(дирижер)
,
Джудит Нельсон
(сопрано),
Камерный оркестр `Academy of Ancient Music` (Кембридж)
David Thomas (bass) / James Bowman (countertenor) / Emma Kirkby, Judith Nelson (sopranos) / Martyn Hill (tenor) / запись 1982 года.
Кристофер Хогвуд
(дирижер)
,
Эмма Кёркби
(сопрано),
Дэвид Томас
(бас),
Камерный оркестр `Academy of Ancient Music` (Кембридж)
Кристофер Хогвуд
(дирижер)
,
Кэтрин Макинтош
(скрипка),
Моника Хаггетт
(скрипка),
Кристоф Куан
(виолончель)
Кристофер Хогвуд
(дирижер)
,
Кэтрин Макинтош
(скрипка),
Моника Хаггетт
(скрипка),
Кристоф Куан
(виолончель)
Генри Пёрселл - Музыка к спектаклю `The Richmond Heiress or A Woman Once in the Right` (1691), Z 608
Movt. 1, Song, `Behold the man`
Генри Пёрселл - Музыка к спектаклю `The History of King Richard the Second or The Sicilian Usurper` (1681), Z 581
Movt. 1, Song, `Retir`d from any mortal`s sight`
Кристофер Хогвуд
(дирижер)
,
Кэтрин Макинтош
(скрипка),
Моника Хаггетт
(скрипка),
Кристоф Куан
(виолончель)
Кристофер Хогвуд
(дирижер)
,
Кэтрин Макинтош
(скрипка),
Моника Хаггетт
(скрипка),
Кристоф Куан
(виолончель)
1. Grave
2. Largo 3. Adagio 4. Canzona 5. Grave
Кристофер Хогвуд
(дирижер)
,
Кэтрин Макинтош
(скрипка),
Моника Хаггетт
(скрипка),
Кристоф Куан
(виолончель)
Кристофер Хогвуд
(дирижер)
,
Кэтрин Макинтош
(скрипка),
Моника Хаггетт
(скрипка),
Кристоф Куан
(виолончель)
Sonata No.7 in C major, Z 808. Catherine Mackintosh, Monica Huggett - violins; Christophe Coin - bass viol; Christopher Hogwood - chamber organ & spinet. Label: Warner Classics, `Purcell Edition vol. IV - Instrumental Music (5CD)`.
Movt. 1, Song, `Though you make no return`
Movt. 2, Song, `No, resistance is but vain` Movt. 3, Song, `Tell me no more`
Movt. 1, Song, `Hark! my Damilcar!`
Movt. 2, Song, `Ah! how sweet it is to love`
Кристофер Хогвуд
(дирижер)
,
Кэтрин Макинтош
(скрипка),
Моника Хаггетт
(скрипка),
Кристоф Куан
(виолончель)
Кристофер Хогвуд
(дирижер)
,
Кэтрин Макинтош
(скрипка),
Моника Хаггетт
(скрипка),
Кристоф Куан
(виолончель)
|
||