Пользователь: tagantsev

         
   
Информация о пользователе tagantsev (не в сети )




   
   


Тема:Хорошо темперированный клавир. Том 1-й
(22.02.2014 00:02)
Andrew_Popoff писал(а):
Эта тема уже возникала,
вроде. Если говорить об абсолюте, то абсолют, на мой взгляд, это некий
ноль, отсутствие информации. Чистый лист потенциально гениальнее
всего, что на нем можно написать. Абсолютная свобода равна абсолютной
несвободе и является смертью или небытием. Так что, это трудно назвать
комплиментом в адрес Баха. Все же, он был человек со страстями, а
стало быть, чувствовал и вкус жизни, и все ее нюансы, включая
инструментовку. Да что там говорить, он ведь и мастером инструментов
был, как же не чувствовал? Это мы, наверное, чего-то не чувствуем в
нем.
Мне тоже помнится разговор на эту тему. Но дело ведь не в
слове, которое использую. Надеюсь, я объяснил, что я под ним понимаю.
Однако, я боюсь, что был не правильно понят. Я говорил только об одном
маленьком нюансе, - об особом свойстве музыки Баха, которое я связал с
тем, что часто ее можно озвучить любыми инструментам, не теряя ее
силы. Это совершенно не значит, что самому Баху всегда было все равно
на чем его музыку будут исполнять. Там, где надо, Бах указывал точно
инструмент (В отличии от Генделя, который сам указывал в своих
сонатах, что играть можно на чем угодно - флейте, гобое или скрипке.)
Плохо себе представляю Анданте из 2-ого Браденбургского концерта,
сыгранное не флейтой, гобоем и скрипкой. И вообще, под тем все что Вы
написали, могу подписаться.
    


Тема:Хорошо темперированный клавир. Том 1-й
(21.02.2014 19:30)
Intermezzo писал(а):
Мне кажется, во время Баха и
не мыслили такими категориями, как гениальность. В этом я
категорически не согласен с Дмитрием. В любых источниках, что я читал,
для современников Баха критериями `хорошести` той или иной музыки
являются, скорее, эмоциональность и проникновенность материала или же
та `ученость`, которой почти все из них восхищаются, говоря о
баховских сочинениях. По-моему, весьма характерно одно из
высказываний, к сожалению, точно не помню, кого именно - возможно, это
даже был тот самый Чарльз Бёрни, который так восхищался К. Ф. Э.
Бахом. В нем говорится о том, что, мол, если бы ученость и
непревзойденное мастерство Баха-композитора сочеталось с
чувственностью Генделя-`художника`, то мир бы получил величайшего
композитора в истории. Как бы `Идеальный Композитор Эпохи Барокко`. Но
никогда более: ни им, ни одним из его современников, насколько я знаю,
не восхищались больше, чем композиторами и инструменталистами.

Я не могу сказать, все ли у Баха гениально или нет (я, к тому же,
послушал еще далеко не все сохранившиеся его произведения). Но пока
мне кажется, что у Баха, по крайней мере, нет ничего неинтересного. Но
я против словосочетания `абсолютная музыка`. Положение Баха и его
музыки в европейской музыке, конечно, уникально. Но он в очень многом
все же сын своей эпохи. И нет такого композитора, который не был бы
`привязан` к своему времени.
Вы меня слегка не правильно поняли.
Я ведь вообще не обсуждал гениальность Баха. Я, говоря об
`абсолютности` его музыки, имел в виду ее совершенную отрешенность от
конкретных инструментов и обстоятельств ее исполнения. Вот перед нами
ноты (никаких указаний что, как и на чем) - берете любые инструменты
(хорошо бы диапазон инструмента покрывал диапазон исполняемого на нем
голоса) и играете. Начинается волшебство: голоса сходятся, расходятся,
вторят друг другу, имитируют, ссорятся, мирятся, переворачиваются и
растягиваются, образуют между собой консонансы и диссонансы, примы,
секунды, терции ... И совершенное не важно на чем сыграно и фуга это
или жига или сарабанда или прелюдия. Много произведений Баха играется
самыми разными составами. Например, фортепианные этюды Шопена никому в
голову не приходит играть струнным ансамблем. А вот скажем 3-голосные
инвенции играют (есть в Архиве) и музыка получается не хуже, чем на
клавире. Органные трио-сонаты играют инструментальными ансамблями -
честно говоря, мне в таком исполнении они нравятся больше. Вся
клавирная музыка Баха написана для клавесина, а ведь ее нынче в
основном играют на рояле. Одним словом, я не обсуждал гениальность
Баха, я рассуждал на тему самодостаточности (абсолютности) самих нот
(произведений), написанных Бахом. Мне кажится, что в момент написания
Бах частенько даже не думал на чем это музыка будет исполняться
(конечно, это нельзя распространят на все без исключения произведения
Баха). Надеюсь, теперь я выразился более ясно.
    


Тема:Хорошо темперированный клавир. Том 1-й
(21.02.2014 01:22)
alexshmurak писал(а):
Что глупого в этой
членёнке? Совершенно очевидно - для меня, во всяком случае, - что Бах
довольно чётко разделял событийную плотность в произведениях,
предназначенных для концертного или церковного исполнения, и в
произведениях учебного или домашнего характера, например, `...
клавире`.
А для меня характерны другие примеры. Например
Искусство Фуги или Музыкальное приношение, где даже инструменты не
указаны. И еще один интересный факт - Чакона, написанная для скрипки
соло, одинаково хорошо звучит и на рояле и на гитаре и на оркестре и
даже на балалайке. Сам ИС переписывал свои концерты на самые
разнообразные инструменты (концетрты, например) и при этом ,
совершенно без потерь МУЗЫКИ. Певческую музыку можно играть струнным
ансамблем, ансамблевую музыку можно петь (если слова подобрать), то
что написано для скрипки можно играть на гобое и тд и тп. Бах писал
АБСОЛЮТНУЮ музыку, хотя исключения были, но сейчас ниодно на ум не
прихолит.
    


Тема:Хорошо темперированный клавир. Том 1-й
(21.02.2014 00:46)
alexshmurak писал(а):
а чем он неправ?
В
члененке Баха на кантаты и др.
    


Тема:Хорошо темперированный клавир. Том 1-й
(20.02.2014 18:24)
musikus писал(а):
Не знаю, Митя, где Вам там
помстились амурчики в юбочках с рюшечками. Как Вам это удалось
увидеть? Спокойное, фундаментальное, немного, да, старомодное
исполнение, с которого - будь я педагогом ф-но, рекомендовал бы - во
избежание вывертов - начинать, как начинают знакомить с литературой -
с Гоголя, Тургенева, а не с Кручёных ведь и Хлебникова. Фейнберг в
этом смысле близок с той же Николаевой, которую Вы, в отличие от него,
хвалите. Еще я не понял насчет `равноценности`: Соколов, Ведерников,
Рихтер, Тюрек, Хьюитт, Николаева и др. Все равны? Пестроватый ряд...
Еще непонятнее для меня `оскопление Баха`. У Вас, что, есть какой-то
гамбургский счет на этот счет? Откуда бы? Откройте
секрет...
Равноценные не в смысле, что они похожи, а в смысле
равной ценности, хотя и разные.

Я не знал, что Фейнберг ругал Николаеву. Вероятно, это доказывает,
что они пианисты разного разлива.

Амурчики, оскопление - это мои слова. В музыке много субъективного и
доказательно объяснить я эти слова не могу. Но сделать с собой ничего
не могу - слушая фейнбергского Баха, у меня рождается образ салонной
чувствительной барышни 19 века в предобмарочном состоянии (а над ней
открыточные амурчики). Такой образ, по моему мнению, оскопляет замыслы
великого немца. Могу только фантазировать об источниках, так как по
молодости сам много чего играл из ХТК. СЛИШКОМ МНОГО динамических
оттенков, даже не самих оттенков, а частой их смены. Эти смены
динамических оттенков разбивают длинную баховскую музыкальную фразу на
много мелких. Музыка становится тщедушной.
Знаете, есть Давид Микеланджело, а есть Давид Донателло. Один мощный,
а другой тщедушный. Мне больше нравится первый, хотя второй тоже не
плохой, но не мой.
    


Тема:Хорошо темперированный клавир. Том 1-й
(20.02.2014 17:50)
precipitato писал(а):
Юдина все таки - диссидент
и маргинал по тем временам, а Ландовска - ну что ее сравнивать, на
клавесине особенно не пожеманничаешь. А в основном именно так и
играли, по Муджелини, с крещендо - диминуэндо, и темы выколачивали.
Вообще в основном Баха - Бузони играли.
В общем, наверное, все
так. А вот вопрос клавесинистов не столь очевиден. Есть способы
пожеманничить и на клавесине - неровности внутри пассажа, задержка
длительностей, общая неровность темпа и др. (кстати и Фейнберга эти
приемы торчат во все стороны). У Ландовской эти жеманности отсутствуют
напрочь. В молодости, слушая записи Ландовской, у меня создавалось
впечатление, что на меня неумолимо надвигается что-то вроде гранитной
глыбы. Интересно, что я себе могу представить, как она играла бы на
рояле - думаю, что не так как Фейнберг. Интересна еще аналогия
Гульд-пианист и Гульд-органист. На органе он играл Искусство Фуги. Так
вот, слушая его Искусство Фуги, ясно угадывается, что он пианист -
никакой органной `каши` и все исключительно прозрачно, а главное, что
легко угадывается, что это Гульд.
    


Тема:Хорошо темперированный клавир. Том 1-й
(20.02.2014 16:19)
precipitato писал(а):
Митя, ты несправедлив,
Фейнберг - прекрасный музыкант, просто именно Баха так уже лет 50 не
играют, поэтому может раздражать. Меня так же точно записи Нейгауза
прелюдий и фуг дергают, да и у Рихтера остатки этой манеры есть, хотя
его запись не прокисла, в отличие от этих. Он, кстати, и композитор и
транскриптор весьма интересный.
Юра, я ведь не об истории
исполнительского искусства писал. И то что Фейнберг прекрасный пианист
`со своим лицом` у меня не вызывает сомнения. Прекрасно играет Шопена
(без сверх-героического пафоса). Да он еще и педологом был плодовитым.


Но ведь не все 50 лет назад так играли Баха - например, Юдина или
Ландовская. Параллели с Рихтером я не слышу. Фейнберг в Бахе
исключительно индивидуален, по суди - очень много томных вздохов (в
прелюдиях виден непрерывный ряд птиц: ``) Если б я не знал, кто
играет, подумал бы что играет перевозбужденная девушка.
    
   
         
Наши контакты