CLASSIC-ONLINE.RU
Регистрация
Поиск по сайту
КОМПОЗИТОРЫ
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
ТОП 100
/
ПО СТРАНАМ
/
ПО ЭПОХАМ И НАПРАВЛЕНИЯМ
/
КНИГИ
ИСПОЛНИТЕЛИ
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
ТОП 100
/
КОЛЛЕКТИВЫ
/
КНИГИ
Пользователь: Sovet
Информация о пользователе Sovet (
не в сети
)
Дата регистрации:
20.03.2012 15:01
Последний визит:
29.09.2024 14:14
Страна:
Россия
Город:
Питер
Пол:
Мужской
Дата рождения:
01.01.1974
Деятельность:
Rus
Образование:
высшее
Интересы:
музыка, история, русская литература
Любимые композиторы:
Мясковский, Гаврилин, Свиридов
Любимые исполнители:
Светланов, Плетнев, Федосеев
Еще о себе:
немного :-)
Добавил аудио:
875
Добавил видео:
82
Добавил книг:
2
Комментарии:
1348
Плейлист:
13
Друзья:
2
Тема:Романс «На холмах Грузии»
(07.09.2024 18:12)
Volovikelena писал(а):
А ведь хорошо. Очень.
Прекрасный голос Фидан настолько гармоничен и естественен в этом
произведении. И сам романс изумительный. Без раннего Рахманинова с его
романсом `Не пой, красавица, при мне` не обошлось. И грузинский
колорит опять же. Но правда замечательно. Благодарю.
Этот романс
и романс `Я вас любил` был написан в 1937 г. к 100-летию смерти
Пушкина. Караеву тогда было 19 лет.
Тема:Струнный квартет №5 (1984)
(19.07.2024 20:47)
Квартет посвящен Андрею Тищенко.
Пометка в партитуре:
`Начало первой темы первой части наиграно Ириной Донской.
Начало финала наиграно Андрюшей Тищенко (три года)`
Тема:Соната для скрипки и фортепиано ми минор
(24.05.2024 01:10)
Прочел у Левона Акопяна в книге `Музыка советской эпохи: 1917-1991`
следующее (в разделе `Музыкальные подделки`, вслед за информацией о
`симфонии Овсянико-Куликовского`):
`К сомнительным музыкальным открытиям второй половины сороковых годов
принадлежат камерно-инструментальные опусы Александра Алябьева
(1787-1851) — автора знаменитого «Соловья». Его достижения в области
камерной музыки не были известны до 1947-го — года первого исполнения
его крупных композиций, партитуры которых незадолго до того были
обнаружены в подвалах Московской консерватории. Оказалось, что Алябьев
был автором двух завершенных струнных квартетов, Es-dur и G-dur
(последний содержит вариации на тему «Соловья»), Фортепианного трио
a-moll, Скрипичной сонаты e-moll и одночастного (неоконченного?)
Фортепианного квинтета Es-dur. Все эти произведения — некоторые из
них, предположительно, появились до первых опытов Глинки — выдержаны в
полноценном классическом стиле, выдающем руку опытного мастера. В
1949-54 годах они были опубликованы в редакции виолончелиста, гамбиста
и музыковеда Бориса Доброхотова (1907-1987) и были записаны на
пластинки в интерпретации таких выдающихся музыкантов, как Эмиль
Гилельс и Квартет имени Бетховена. Фигурирующая в монографии
Доброхотова об Алябьеве [630] скудная информация о том, как и где были
обнаружены рукописи, и о степени вмешательства редактора в
опубликованные тексты, не убеждает в полной аутентичности упомянутых
опусов. Дополнительные сомнения внушает явно сфальсифицированный отзыв
о прижизненном исполнении квартетов Алябьева в Одессе. Будто бы
напечатанный в № 5 «Одесского вестника» за 1833 год, он был
воспроизведен в работе Доброхотова 1948 года [631] со ссылкой на
устное сообщение М. Гольдштейна (!), а затем и в статье Доброхотова к
столетию со дня смерти Алябьева [632]:
`Упомянем два квартета нашего соотечественника А. Алябьева, слышанные
нами в этот достопамятный вечер Эти прелестные новинки пленяют нас
задушевной мелодией, чистою русскою, как наши родные русские поля,
дорогие сердцу русского человека. Впрочем, и в Европе, кажется, они
были блистательно приняты публикой, не признающей ничего иного, кроме
Беетговена, Моцарта, Гайдена. Можем гордо заявить, что у нас в России
создают музыкальные сочинения, способные пленять слушателей.`
Нет нужды говорить, что ничего подобного «Одесский вестник» не
печатал ни в 1833-м, ни в каком-либо ином году [633]. Недавняя статья
авторитетного современного специалиста [634 - Петухова 2022] лишь
отчасти снимает вопросы в отношении только одного, и притом самого
простого из камерно-ансамблевых произведений, принадлежащих или
приписываемых автору «Соловья», — одночастного Фортепианного квинтета.
Так или иначе, проблема требует более пристального внимания историков
музыки. На данный момент общее впечатление все еще таково, что
внезапное открытие камерной музыки Алябьева — очередная попытка
«приукрасить» прошлое русской музыки, осуществленная в стиле, типичном
для позднего сталинизма.`
====
(Петухова С. Александр Алябьев как создатель инструментальных
ансамблей: тексты и контексты.// Искусство музыки. Теория и история. №
27. 2022)
Тема:Концерт для флейты с оркестром соль мажор
(21.05.2024 09:28)
В клавире не хватает, видимо, одной страницы - предпоследней :-((((
Жаль...
Тема:5 романсов на стихи Я. Полонского (1911): №4 `Что мне она?`
(05.03.2024 01:48)
Стихотворение `Узница`, на которое написан данный романс. было
написано Яковом Полонским в 1878 г. Героиня стихотворения -
революционерка-народница Геся Гельфман.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №3 ми-бемоль мажор (1893)
(27.07.2023 12:51)
victormain писал(а):
А у Грига хоть и не оперная,
а камерная, но профессиональная певица жена была. Записей её, видимо,
не осталось, но похоже, что хорошая певица была. По песням Грига
похоже)
Зато есть запись ее как ... пианистки :-))) Они в 4 руки
с Григом играли один из `Норвежских танцев`. Ну как Рахманинов с женой
- `Итальянскую польку`.
Тема:Коронационная кантата `Москва` для солистов, хора и оркестра (1883)
(27.07.2023 12:36)
Считается, что ария `Мне ли, Господи...` - своего рода эскиз к романсу
Полины из `Пиковой дамы`, в той же тональности es-moll.
Тема:Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром (1934)
(24.06.2023 17:53)
Кстати, именно по этой причине в известном месте (в последней из
вариаций первой группы) не происходит `сбития прицела` - потери
сильной дoли. Только в этом исполнении.
Тема:Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром (1934)
(24.06.2023 17:48)
Господи, какая превосходная запись!
Не говоря о солисте - но и оркестр просматривается насквозь, в
отличие от остальных слышанных мною записей...
Тема:Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром (1934)
(18.06.2023 23:41)
cdtnkfyf писал(а):
Очень хорошее исполнение
Рапсодии неизвестной доныне
пианистки с серьёзным репертуаром в архиве. Спасибо г-ну Gabisou
за замечательные, как всегда, загрузки!
Пианистка-то как раз
очень известная. Играла очень много `ходового` репертуара в наборах
дисков для `незнатоков`. Но почему-то ее часто не принимают всерьез...
Тема:2 шуточных хора (фуги) на слова Козьмы Пруткова (1880): №1 `Если у тебя есть фонтан`
(26.05.2023 22:42)
Добавлены ноты обоих хоров:
`Специалист подобен флюсу: полнота его одностороння`
и
`Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану`
Тема:Хор (квартет) `Лeчь бы в кровати` для смешанных голосов (1880)
(26.05.2023 22:35)
Лежа в кровати,
Кали бромати
Стану глотать!
Или один
Милый хинин
Мне принимать?
Иль рыбий жир -
Слабых кумир?
Сильной бы дозой
Здоровье спасти!
Пышною розой
Буду цвести.
...Сергей Иванович вообще очень ловко писал стихи подобного рода (в
том же рукописном `Захолустье`, недаром у него там был псевдоним
`Эхидон Иванович Невыносимов`).
Не хуже, чем Чайковский.
Когда-то П. И. написал очень хвалебные стихи небезызвестному К. Р.,
великому князю. Но Танеев был не такого высокого мнения о достоинствах
К. Р. как поэта - а потому, узнав о стихах, фактически написал на них
пародию... (Всё это было, разумеется, в частной переписке.)
Тема:16 хоров для мужских голосов на стихи К. Бальмонта (1911-1914)
(26.05.2023 21:51)
ТЕТРАДЬ 3
Если первую тетрадь в целом можно было охарактеризовать как
лирико-мистическую, где музыка направлена на передачу прежде всего
ощущений и настроения, содержащихся в поэтическом тексте, то третья
тетрадь — драматическая и даже трагическая. Здесь в тексте каждого
стихотворения присутствует внутренний конфликт, соответственно и в
музыке больше действия и изображения. Все четыре хора этой части цикла
посвящены морской теме.
Что касается последовательности пьес, то и здесь можно говорить о
сходстве со структурой сонатного цикла. Первый хор — драматическое
allegro, второй — своеобразное скерцо, третий — лирико-драматический
центр, а последний — обобщающий финал. Первые три хора рассчитаны на
исполнение четырехголосным мужским составом, четвертый — двуххорным.
9. Мёртвые корабли
Скрипя, бежит среди валов,
Гигантский гроб, скелет плавучий.
В телах обманутых пловцов
Иссяк светильник жизни жгучей.
Огромный остов корабля
В пустыне Моря быстро мчится,
Как будто где-то есть земля,
К которой жадно он стремится.
За ним, скрипя, среди зыбей
Несутся бешено другие,
И привиденья кораблей
Тревожат области морские.
И шепчут волны меж собой,
Что дальше их пускать не надо, —
И встала белою толпой
Снегов и льдистых глыб громада.
И песни им надгробной нет,
Бездушен мир пустыни сонной,
И только Солнца красный свет
Горит, как факел похоронный.
10. Звуки прибоя
Как глух сердитый шум
Взволнованного Моря!
Как свод Небес угрюм,
Как бьются тучи, споря!
О чём шумит волна,
О чём протяжно стонет?
И чья там тень видна,
И кто там в Море тонет?
Гремит морской прибой,
И долог вой упорный:
«Идём, идём на бой,
На бой с Землею чёрной!
Разрушим грань Земли,
Покроем всё водою!
Внемли, Земля, внемли,
Наш крик грозит бедою!
Мы все зальём, возьмём,
Поглотим жадной бездной,
Громадой волн плеснём,
Взберёмся в мир надзвездный!»
«Шуми, греми, прибой!»
И стонут всплески смеха.
«Идём, идём на бой!» —
«На бой» — грохочет эхо.
11. Морское дно
Сонет
С морского дна безмолвные упрёки
Доносятся до ласковой Луны —
О том, что эти области далёки
От воздуха, от вольной вышины.
Там все живёт, там звучен плеск волны,
А здесь на жизнь лишь бледные намёки,
Здесь вечный сон, пустыня тишины,
Пучины Моря мертвенно-глубоки.
И вот Луна, проснувшись в высоте,
Поит огнём кипучие приливы,
И волны рвутся к дальней Красоте.
Луна горит, играют переливы, —
Но там, под блеском волн, морское дно
По-прежнему безжизненно темно.
12. Морская песня
Всё, что любим, всё мы кинем,
Каждый миг для нас другой: —
Мы сжились душой морской
С вечным ветром, с Морем синим.
Наш полёт
Всё вперёд,
К целям сказочным ведёт.
Рдяный вечер, догорая,
Тонет в зеркале Небес.
Вот он, новый мир чудес,
Вот она, волна морская.
Чудный вид!
Всё молчит,
Только вал морской звучит.
Если мы вернёмся вскоре
Переменчивым путём,
Мы с добычею придём: —
Нам дары приносит Море.
В час ночной,
Под Луной,
Мы спешим к стране иной.
Если ж даль не переспорим
И пробьёт конец мечте, —
Мы потонем в Красоте,
Мы сольёмся с синим Морем,
И на дне,
В полусне,
Будем грезить о волне.
Тема:16 хоров для мужских голосов на стихи К. Бальмонта (1911-1914)
(26.05.2023 21:46)
ТЕТРАДЬ 1
Четыре хора, вошедшие в первую тетрадь, сюжетно между собой не
перекликаются, но есть моменты, их объединяющие. Все они связаны с
темой Ночи, которая, как уже говорилось, и раньше привлекала Танеева.
В четырех пьесах показаны разные стадии этого таинственного времени
суток: от вечерней зари через картины собственно ночи к заре утренней.
Общим признаком служит также то, что в образно-содержательной
структуре всех хоров присутствует нечто приподнятое над
повседневностью, находящееся за гранью реальности. Есть и некая
закономерность в последовательности расположения хоров внутри тетради,
которая, по наблюдениям Л. 3. Корабельниковой, напоминает структуру
сонатного цикла: лирическая первая часть, далее причудливое скерцо,
третья часть — драматический центр, и последняя пьеса — лирический
финал. Наконец, все хоры написаны для трехголосного состава.
1. Тишина
Чуть бледнеют янтари
Нежно-палевой зари.
Всюду ласковая тишь,
Спят купавы, спит камыш.
Задремавшая река
Отражает облака,
Тихий, бледный свет небес,
Тихий, тёмный, сонный лес.
В этом царстве тишины
Веют сладостные сны,
Дышит ночь, сменяя день,
Медлит гаснущая тень.
В эти воды с вышины
Смотрит бледный серп Луны,
Звёзды тихий свет струят,
Очи ангелов глядят.
2. Призраки
Шелест листьев, шёпот трав,
Переплеск речной волны,
Ропот ветра, гул дубрав,
Ровный бледный блеск Луны.
Словно в детстве предо мною,
Над речною глубиною,
Нимфы бледною гирляндой обнялись, переплелись.
Брызнут пеной, разомкнутся,
И опять плотней сожмутся,
Опускаясь, поднимаясь, на волне и вверх и вниз.
Шепчут тёмные дубравы,
Шепчут травы про забавы
Этих бледных, этих нежных обитательниц волны.
К ним из дали неизвестной
Опустился эльф чудесный,
Как на нити золотистой, на прямом луче Луны.
Выше истины земной,
Обольстительнее зла,
Эта жизнь в тиши ночной,
Эта призрачная мгла.
3. Сфинкс
Среди песков пустыни вековой,
Безмолвный Сфинкс царит на фоне ночи,
В лучах Луны гигантской головой
Встаёт, растёт, — глядят, не видя, очи.
С отчаяньем живого мертвеца,
Воскресшего в безвременной могиле,
Здесь бился раб, томился без конца, —
Рабы кошмар в граните воплотили.
И замысел чудовищной мечты,
Средь Вечности, всегда однообразной,
Восстал как враг обычной красоты,
Как сон, слепой, немой, и безобразный.
4. Заря
Брызнули первые искры рассвета,
Дымкой туманной покрылся ручей.
В утренний час его рокот звончей.
Ночь умирает... И вот уж одета
В нерукотворные ткани из света,
В поясе пышном из ярких лучей,
Мчится Заря благовонного лета
Из-за лесов и морей,
Медлит на высях обрывистых гор,
Смотрится в зеркало синих озёр,
Мчится Богиня Рассвета.
Следом за ней
Лёгкой гирляндою эльфы несутся,
Хором поют: «Пробудилась Заря!»
Эхом стократным их песни везде отдаются,
Листья друг к другу с безмолвною ласкою жмутся,
В небе — и блеск изумруда, и блеск янтаря,
Нежных малиновок песни кристальные льются:
«Кончилась Ночь! Пробудилась Заря!»
Тема:16 хоров для мужских голосов на стихи К. Бальмонта (1911-1914)
(26.05.2023 21:42)
В 1911 году Певческий союз пражских учителей обратился к Танееву с
просьбой написать сочинение специально для их мужского хора. Танеев
ответил согласием и принялся за сочинение цикла хоров на стихи
Бальмонта.
Первая и третья тетради были опубликованы в 1914 году издательством
«Росмузиздат», издание второй и четвертой тетрадей по каким-то
причинам задержалось. Вскоре началась Первая мировая война, и при
неизвестных обстоятельствах рукопись ПРОПАЛА. Поиски утраченных
партитур на данный момент не увенчались успехом.
Этот опус — в некотором роде явление уникальное: он представляет
исключительный интерес как с точки зрения общего развития жанра
светской хоровой музыки, так и с точки зрения эволюции стиля Танеева.
Прежде всего следует обратить внимание на то, что Танеев первым из
русских композиторов написал столь внушительный опус для мужского хора
a cappella. Ничего подобного ни по глубине замысла, ни по сложности,
ни по объему в России до того не создавалось. Мужские хоры Танеева на
стихи Бальмонта — несомненно, высшее достижение русской хоровой музыки
для этого состава.
Безусловная заслуга Танеева состоит также в том, что в области
хоровой музыки он первым столь объемно представил творчество
Бальмонта. В то время такая заявка была чрезвычайно смелой. На первый
взгляд кажется неожиданным, что этот композитор, будучи защитником и
последователем классических традиций в искусстве, обратился к
творчеству поэта-символиста. В действительности же, оставаясь верным
принципам реалистического искусства, он по-своему откликался на веяния
времени. Танеев определенно нашел в стихах Бальмонта мотивы, созвучные
своему внутреннему миру; возможно, его привлек новый взгляд на вечные
вопросы бытия. Хоры различны по содержанию и по настроению, но все они
проникнуты духом поэзии Бальмонта.
Нельзя сказать, что обращение к символистским стихам привело
композитора к кардинальному обновлению стиля: в целом Сергей Иванович
остается на своих позднеромантических позициях. И всё же цикл хоров на
стихи Бальмонта — это новый этап в хоровом творчестве Танеева.
Символистская поэзия Бальмонта оказала воздействие на
мелодико-гармонический язык и фактуру сочинений, но, пожалуй, в
наибольшей степени оно проявилось в повышении роли
темброво-колористической составляющей. Большинство партитур ор. 35
демонстрируют блестящее владение тонкой темброво-регистровой палитрой,
включающей множество оттенков звучания мужского хора.
Цикл Танеева состоит из шестнадцати хоров, объединенных в четыре
тетради, в каждой из которых содержится свой художественный замысел.
Тема:Пастушьи песни
(23.05.2023 21:31)
Только сейчас натолкнулся на это замечательное произведение - когда
автора с нами уже, увы, нет. :-((((((
Добавил ноты.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром ля минор (1868)
(13.02.2023 14:13)
`3 апреля 1869 года в Копенгагене к концертному залу «Казино» одна за
другой подъезжали кареты.
Зал «Казино» был переполнен, а в воздухе витала сенсация. Все с
нетерпением ждали начала, поскольку знали, что будет исполняться новое
сочинение «какого-то Грига», его фортепианный концерт.
Самые именитые гости прибыли в «Казино», среди них датский композитор
Нильс Гаде и русский пианист Антон Рубинштейн, одолживший для концерта
собственный рояль. И только Грига не было в тот вечер в зале – по
каким-то причинам он не смог приехать.
Партию солиста исполнял пианист Эдмунд Нойперт.
«В минувшую субботу Ваш божественный концерт прозвучал в зале
“Казино”. Триумф, выпавший на мою долю, был поистине велик. Уже после
каденции первой части в публике разразилась настоящая буря. Три
опасных критика — Гаде, Рубинштейн и Хартман — сидели в ложе и
аплодировали изо всех сил. От Рубинштейна я должен передать Вам привет
и сказать, что он воистину был поражен, услышав такое гениальное
произведение, он предвкушает радость от знакомства с Вами. Он
высказался очень тепло и о моем исполнении… Гаде высказался о
произведении с большой теплотой. Старый Хартман был в восторге,
Феддерсен, сидевший на балконе, проплакал весь концерт…» - писал через
три дня после исполнения Концерта Эдмунд Нойперт.
Это, безусловно, было признание норвежца. С этого момента Концерт
Грига начал свое триумфальное шествие по миру, войдя в репертуар всех
выдающихся пианистов.`
Тема:Опера `Золушка, или Торжество добродетели` (1817)
(31.12.2022 00:38)
ATTILA писал(а):
Эк, Вас разнесло, дорогой
Микрус! Где же взять-то, чего нет. Россини в СССР был под запретом,
удивительно, что эту запись сделали. Да и сейчас не густо (у нас, даже
на итальянском, хотя лучше бы пели по-русски)
В каком смысле -
`Россини в СССР был под запретом`?????
`Севильского цирюльника` ставили в каждое десятилетие по многу раз: с
1920-х до 1980-х, без каких-либо исключений.
А что, кроме него, редко что из Россини ставили - а что, до революции
было СУЩЕСТВЕННО иначе? С тех пор, как собственно итальянская труппа
ушла?
У нас оперные театры очень консервативные. Тем более: для западных
опер в те времена нужны были либретто на русском языке. Кому охота так
уж заморачиваться? Да и массовая публика - а опера тогда
рассматривалась как искусство для масс - требует отнюдь не нового, а
именно знакомого.
Тема:Опера `Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность` (1816)
(31.12.2022 00:35)
Бабушка моя была в 1948 г. на практике в Москве и в Большом театре
видела именно их (по крайней мере, в главных ролях). Еще она очень
ценила Бурлака в `Демоне`.
Тема:Опера `Аскольдова могила` (1835)
(24.12.2022 00:49)
1dfcbkbq9 писал(а):
Но зато лично меня она
подвигла обратиться к творчеству Михаила Загоскина, «Юрия
Милославского» которого я когда то очень давно читал (к стыду почти
ничего не помню). Успел прочитать сейчас его пьесы - «Благородный
театр», «Наследники». Ну и «Москва и москвичи». О чём совсем не
жалею.
Анна Андреевна: Так, верно, и `Юрий Милославский` ваше
сочинение?
Хлестаков: Да, это мое сочинение.
Марья Антоновна: Ах, маменька, там написано, что это господина
Загоскина сочинение.
Анна Андреевна: Ну вот: я и знала, что даже здесь будешь спорить.
Хлестаков: Ах да, это правда, это точно Загоскина; а вот есть другой
`Юрий Милославский`, так тот уж мой.
Анна Андреевна: Ну, это, верно, я ваш читала. Как хорошо написано!
Тема:Симфония №2 си-бемоль мажор (неоконченная, 1877–78)
(24.10.2022 10:32)
Обожаю в этой симфонии вступление. Очень величавое, сдержанное, а
вместе с тем полное жизни, стремления что-то осознать, выяснить для
себя самого.
(И в этом смысле интерпретация Федосеева сильнее всех остальных из
тех, что здесь представлены.)
Насколько я читал, и Чайковскому вступление тоже очень нравилось.
Танеев ему показывал это, хотя, увы, симфонию в целом так и не
закончил.
Тема:Симфония №1
(22.10.2022 17:45)
Щедрин:
`... Вспоминается и последняя встреча с Николаем Павловичем.
Несколько лет мне довелось жить с Николаем Павловичем в одном доме. В
том же подъезде, где была квартира Аносовых, жили мои близкие друзья.
Однажды днем, направляясь к ним, я стоял в ожидании лифта - обе кабины
были заняты. Вскоре дверь одной открылась, и из нее вышел Николай
Павлович. Воротник пальто был у него поднят, глаза лихорадочно
блестели. Наверное, гриппует, сразу подумалось мне - вид у Николая
Павловича был явно нездоровый.
- Иду прогуляться, - сказал он.
Я предупредил его, что на улице метель (был декабрь). Спросил, как
самочувствие.
- Боль в плечах замучила, - ответил Николай Павлович, зябко
поеживаясь.- Вот так всегда: у пианистов болят руки, у балерин - ноги,
у дирижёров - плечи. Нет бы наоборот...
Поговорили ещё немного о разных мелочах. Он казался очень озабоченным
и невесёлым. Ещё раз отвел назад плечи, немного поморщась от боли.
Прощаясь, спросил меня о работе над Второй симфонией. Спросил, как
всегда, очень заинтересованно. Затем, чуть ссутулясь, ушел, окунувшись
в метель...
Через несколько минут его не стало. Волею судьбы я был последним, кто
видел его живым.. `
Тема:Симфония №1
(22.10.2022 17:34)
(Окончание.)
`... Наступил вечер концерта. Моя симфония исполнялась в первом
отделении. Оркестранты уже заняли свои места, а дирижёрский пульт все
ещё поставлен не был. Я сидел, словно на раскалённых углях. И вот
вышел Николай Павлович и вместо того, чтобы напомнить рабочим сцены об
их оплошности - не поставленных вовремя пульте и моей партитуре на
нем, дал ауфтакт и... начал дирижировать симфонию наизусть. Я,
конечно, слышал о феноменальной памяти Николая Павловича, но, вне
всякого сомнения, здесь была проделана и огромная работа - было
проявлено максимальное уважение к труду молодого композитора.
Исполнение было блестящим. Позже Николай Павлович записал мою
симфонию на пластинку. Я счастлив, что эта трактовка осталась
зафиксированной. `
(Н. П. Аносов. Статьи. Переписка. Воспоминания.)
Тема:Симфония №1
(22.10.2022 17:27)
(Продолжение.)
`...Наша предрепетиционная работа не была продолжительной. Он не
просил меня сыграть симфонию на рояле, не спрашивал о «сюжете» (многие
дирижёры любят потолковать на этот счёт). Запомнилось, что главным, на
чем Николай Павлович зафиксировал мое внимание, было соотношение
темпов сочинения между собой. Теперь, с годами, мне ясно, как это
важно для ощущения целого, для выстраивания архитектоники партитуры.
На репетициях, помнится, я был совершенно покорен, с какой точностью
следовал Аносов авторским указаниям. Он требовал от оркестра явно
слышимой разницы между звучанием mezzo piano и piano, sforzando и
forte. Кажется, именно тогда я понял истинную цену каждому
«сопроводительному» знаку`.
(Продолжение следует.)
Тема:Симфония №1
(22.10.2022 17:20)
Родион Щедрин:
`... Николай Павлович являлся своего рода `крестным отцом`
бесчисленного количества молодых композиторов. Среди них был и я.
Николай Павлович заинтересовался моей Первой симфонией и включил ее в
программу своего предстоящего концерта в Большом зале консерватории.
Встреча с дирижером - момент всегда волнительный для композитора.
Невольно думаешь: насколько внимательно дирижер ознакомился с
партитурой, вник ли в замысел, все ли детали заметил? Перед первой
репетицией Николай Павлович попросил меня зайти к нему. Партитура
симфонии тогда только что вышла из печати, и я дважды в процессе
издания тщательно прокорректировал ее. Каково же было мое удивление,
когда Николай Павлович, перелистав ноты, показал мне очерченные его
рукой опечатки, не замеченные мною. Я был буквально изумлен! С какой
серьёзностью и ответственностью отнесся он к изучению партитуры!`
(Продолжение следует.)
«
1
2
...»
54
classic-online@bk.ru
Тема:Романс «На холмах Грузии»
(07.09.2024 18:12)
Прекрасный голос Фидан настолько гармоничен и естественен в этом
произведении. И сам романс изумительный. Без раннего Рахманинова с его
романсом `Не пой, красавица, при мне` не обошлось. И грузинский
колорит опять же. Но правда замечательно. Благодарю.
и романс `Я вас любил` был написан в 1937 г. к 100-летию смерти
Пушкина. Караеву тогда было 19 лет.
Тема:Струнный квартет №5 (1984)
(19.07.2024 20:47)
Пометка в партитуре:
`Начало первой темы первой части наиграно Ириной Донской.
Начало финала наиграно Андрюшей Тищенко (три года)`
Тема:Соната для скрипки и фортепиано ми минор
(24.05.2024 01:10)
следующее (в разделе `Музыкальные подделки`, вслед за информацией о
`симфонии Овсянико-Куликовского`):
`К сомнительным музыкальным открытиям второй половины сороковых годов
принадлежат камерно-инструментальные опусы Александра Алябьева
(1787-1851) — автора знаменитого «Соловья». Его достижения в области
камерной музыки не были известны до 1947-го — года первого исполнения
его крупных композиций, партитуры которых незадолго до того были
обнаружены в подвалах Московской консерватории. Оказалось, что Алябьев
был автором двух завершенных струнных квартетов, Es-dur и G-dur
(последний содержит вариации на тему «Соловья»), Фортепианного трио
a-moll, Скрипичной сонаты e-moll и одночастного (неоконченного?)
Фортепианного квинтета Es-dur. Все эти произведения — некоторые из
них, предположительно, появились до первых опытов Глинки — выдержаны в
полноценном классическом стиле, выдающем руку опытного мастера. В
1949-54 годах они были опубликованы в редакции виолончелиста, гамбиста
и музыковеда Бориса Доброхотова (1907-1987) и были записаны на
пластинки в интерпретации таких выдающихся музыкантов, как Эмиль
Гилельс и Квартет имени Бетховена. Фигурирующая в монографии
Доброхотова об Алябьеве [630] скудная информация о том, как и где были
обнаружены рукописи, и о степени вмешательства редактора в
опубликованные тексты, не убеждает в полной аутентичности упомянутых
опусов. Дополнительные сомнения внушает явно сфальсифицированный отзыв
о прижизненном исполнении квартетов Алябьева в Одессе. Будто бы
напечатанный в № 5 «Одесского вестника» за 1833 год, он был
воспроизведен в работе Доброхотова 1948 года [631] со ссылкой на
устное сообщение М. Гольдштейна (!), а затем и в статье Доброхотова к
столетию со дня смерти Алябьева [632]:
`Упомянем два квартета нашего соотечественника А. Алябьева, слышанные
нами в этот достопамятный вечер Эти прелестные новинки пленяют нас
задушевной мелодией, чистою русскою, как наши родные русские поля,
дорогие сердцу русского человека. Впрочем, и в Европе, кажется, они
были блистательно приняты публикой, не признающей ничего иного, кроме
Беетговена, Моцарта, Гайдена. Можем гордо заявить, что у нас в России
создают музыкальные сочинения, способные пленять слушателей.`
Нет нужды говорить, что ничего подобного «Одесский вестник» не
печатал ни в 1833-м, ни в каком-либо ином году [633]. Недавняя статья
авторитетного современного специалиста [634 - Петухова 2022] лишь
отчасти снимает вопросы в отношении только одного, и притом самого
простого из камерно-ансамблевых произведений, принадлежащих или
приписываемых автору «Соловья», — одночастного Фортепианного квинтета.
Так или иначе, проблема требует более пристального внимания историков
музыки. На данный момент общее впечатление все еще таково, что
внезапное открытие камерной музыки Алябьева — очередная попытка
«приукрасить» прошлое русской музыки, осуществленная в стиле, типичном
для позднего сталинизма.`
====
(Петухова С. Александр Алябьев как создатель инструментальных
ансамблей: тексты и контексты.// Искусство музыки. Теория и история. №
27. 2022)
Тема:Концерт для флейты с оркестром соль мажор
(21.05.2024 09:28)
Жаль...
Тема:5 романсов на стихи Я. Полонского (1911): №4 `Что мне она?`
(05.03.2024 01:48)
написано Яковом Полонским в 1878 г. Героиня стихотворения -
революционерка-народница Геся Гельфман.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №3 ми-бемоль мажор (1893)
(27.07.2023 12:51)
а камерная, но профессиональная певица жена была. Записей её, видимо,
не осталось, но похоже, что хорошая певица была. По песням Грига
похоже)
с Григом играли один из `Норвежских танцев`. Ну как Рахманинов с женой
- `Итальянскую польку`.
Тема:Коронационная кантата `Москва` для солистов, хора и оркестра (1883)
(27.07.2023 12:36)
Полины из `Пиковой дамы`, в той же тональности es-moll.
Тема:Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром (1934)
(24.06.2023 17:53)
вариаций первой группы) не происходит `сбития прицела` - потери
сильной дoли. Только в этом исполнении.
Тема:Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром (1934)
(24.06.2023 17:48)
Не говоря о солисте - но и оркестр просматривается насквозь, в
отличие от остальных слышанных мною записей...
Тема:Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром (1934)
(18.06.2023 23:41)
Рапсодии неизвестной доныне
пианистки с серьёзным репертуаром в архиве. Спасибо г-ну Gabisou
за замечательные, как всегда, загрузки!
очень известная. Играла очень много `ходового` репертуара в наборах
дисков для `незнатоков`. Но почему-то ее часто не принимают всерьез...
Тема:2 шуточных хора (фуги) на слова Козьмы Пруткова (1880): №1 `Если у тебя есть фонтан`
(26.05.2023 22:42)
`Специалист подобен флюсу: полнота его одностороння`
и
`Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану`
Тема:Хор (квартет) `Лeчь бы в кровати` для смешанных голосов (1880)
(26.05.2023 22:35)
Кали бромати
Стану глотать!
Или один
Милый хинин
Мне принимать?
Иль рыбий жир -
Слабых кумир?
Сильной бы дозой
Здоровье спасти!
Пышною розой
Буду цвести.
...Сергей Иванович вообще очень ловко писал стихи подобного рода (в
том же рукописном `Захолустье`, недаром у него там был псевдоним
`Эхидон Иванович Невыносимов`).
Не хуже, чем Чайковский.
Когда-то П. И. написал очень хвалебные стихи небезызвестному К. Р.,
великому князю. Но Танеев был не такого высокого мнения о достоинствах
К. Р. как поэта - а потому, узнав о стихах, фактически написал на них
пародию... (Всё это было, разумеется, в частной переписке.)
Тема:16 хоров для мужских голосов на стихи К. Бальмонта (1911-1914)
(26.05.2023 21:51)
Если первую тетрадь в целом можно было охарактеризовать как
лирико-мистическую, где музыка направлена на передачу прежде всего
ощущений и настроения, содержащихся в поэтическом тексте, то третья
тетрадь — драматическая и даже трагическая. Здесь в тексте каждого
стихотворения присутствует внутренний конфликт, соответственно и в
музыке больше действия и изображения. Все четыре хора этой части цикла
посвящены морской теме.
Что касается последовательности пьес, то и здесь можно говорить о
сходстве со структурой сонатного цикла. Первый хор — драматическое
allegro, второй — своеобразное скерцо, третий — лирико-драматический
центр, а последний — обобщающий финал. Первые три хора рассчитаны на
исполнение четырехголосным мужским составом, четвертый — двуххорным.
9. Мёртвые корабли
Скрипя, бежит среди валов,
Гигантский гроб, скелет плавучий.
В телах обманутых пловцов
Иссяк светильник жизни жгучей.
Огромный остов корабля
В пустыне Моря быстро мчится,
Как будто где-то есть земля,
К которой жадно он стремится.
За ним, скрипя, среди зыбей
Несутся бешено другие,
И привиденья кораблей
Тревожат области морские.
И шепчут волны меж собой,
Что дальше их пускать не надо, —
И встала белою толпой
Снегов и льдистых глыб громада.
И песни им надгробной нет,
Бездушен мир пустыни сонной,
И только Солнца красный свет
Горит, как факел похоронный.
10. Звуки прибоя
Как глух сердитый шум
Взволнованного Моря!
Как свод Небес угрюм,
Как бьются тучи, споря!
О чём шумит волна,
О чём протяжно стонет?
И чья там тень видна,
И кто там в Море тонет?
Гремит морской прибой,
И долог вой упорный:
«Идём, идём на бой,
На бой с Землею чёрной!
Разрушим грань Земли,
Покроем всё водою!
Внемли, Земля, внемли,
Наш крик грозит бедою!
Мы все зальём, возьмём,
Поглотим жадной бездной,
Громадой волн плеснём,
Взберёмся в мир надзвездный!»
«Шуми, греми, прибой!»
И стонут всплески смеха.
«Идём, идём на бой!» —
«На бой» — грохочет эхо.
11. Морское дно
Сонет
С морского дна безмолвные упрёки
Доносятся до ласковой Луны —
О том, что эти области далёки
От воздуха, от вольной вышины.
Там все живёт, там звучен плеск волны,
А здесь на жизнь лишь бледные намёки,
Здесь вечный сон, пустыня тишины,
Пучины Моря мертвенно-глубоки.
И вот Луна, проснувшись в высоте,
Поит огнём кипучие приливы,
И волны рвутся к дальней Красоте.
Луна горит, играют переливы, —
Но там, под блеском волн, морское дно
По-прежнему безжизненно темно.
12. Морская песня
Всё, что любим, всё мы кинем,
Каждый миг для нас другой: —
Мы сжились душой морской
С вечным ветром, с Морем синим.
Наш полёт
Всё вперёд,
К целям сказочным ведёт.
Рдяный вечер, догорая,
Тонет в зеркале Небес.
Вот он, новый мир чудес,
Вот она, волна морская.
Чудный вид!
Всё молчит,
Только вал морской звучит.
Если мы вернёмся вскоре
Переменчивым путём,
Мы с добычею придём: —
Нам дары приносит Море.
В час ночной,
Под Луной,
Мы спешим к стране иной.
Если ж даль не переспорим
И пробьёт конец мечте, —
Мы потонем в Красоте,
Мы сольёмся с синим Морем,
И на дне,
В полусне,
Будем грезить о волне.
Тема:16 хоров для мужских голосов на стихи К. Бальмонта (1911-1914)
(26.05.2023 21:46)
Четыре хора, вошедшие в первую тетрадь, сюжетно между собой не
перекликаются, но есть моменты, их объединяющие. Все они связаны с
темой Ночи, которая, как уже говорилось, и раньше привлекала Танеева.
В четырех пьесах показаны разные стадии этого таинственного времени
суток: от вечерней зари через картины собственно ночи к заре утренней.
Общим признаком служит также то, что в образно-содержательной
структуре всех хоров присутствует нечто приподнятое над
повседневностью, находящееся за гранью реальности. Есть и некая
закономерность в последовательности расположения хоров внутри тетради,
которая, по наблюдениям Л. 3. Корабельниковой, напоминает структуру
сонатного цикла: лирическая первая часть, далее причудливое скерцо,
третья часть — драматический центр, и последняя пьеса — лирический
финал. Наконец, все хоры написаны для трехголосного состава.
1. Тишина
Чуть бледнеют янтари
Нежно-палевой зари.
Всюду ласковая тишь,
Спят купавы, спит камыш.
Задремавшая река
Отражает облака,
Тихий, бледный свет небес,
Тихий, тёмный, сонный лес.
В этом царстве тишины
Веют сладостные сны,
Дышит ночь, сменяя день,
Медлит гаснущая тень.
В эти воды с вышины
Смотрит бледный серп Луны,
Звёзды тихий свет струят,
Очи ангелов глядят.
2. Призраки
Шелест листьев, шёпот трав,
Переплеск речной волны,
Ропот ветра, гул дубрав,
Ровный бледный блеск Луны.
Словно в детстве предо мною,
Над речною глубиною,
Нимфы бледною гирляндой обнялись, переплелись.
Брызнут пеной, разомкнутся,
И опять плотней сожмутся,
Опускаясь, поднимаясь, на волне и вверх и вниз.
Шепчут тёмные дубравы,
Шепчут травы про забавы
Этих бледных, этих нежных обитательниц волны.
К ним из дали неизвестной
Опустился эльф чудесный,
Как на нити золотистой, на прямом луче Луны.
Выше истины земной,
Обольстительнее зла,
Эта жизнь в тиши ночной,
Эта призрачная мгла.
3. Сфинкс
Среди песков пустыни вековой,
Безмолвный Сфинкс царит на фоне ночи,
В лучах Луны гигантской головой
Встаёт, растёт, — глядят, не видя, очи.
С отчаяньем живого мертвеца,
Воскресшего в безвременной могиле,
Здесь бился раб, томился без конца, —
Рабы кошмар в граните воплотили.
И замысел чудовищной мечты,
Средь Вечности, всегда однообразной,
Восстал как враг обычной красоты,
Как сон, слепой, немой, и безобразный.
4. Заря
Брызнули первые искры рассвета,
Дымкой туманной покрылся ручей.
В утренний час его рокот звончей.
Ночь умирает... И вот уж одета
В нерукотворные ткани из света,
В поясе пышном из ярких лучей,
Мчится Заря благовонного лета
Из-за лесов и морей,
Медлит на высях обрывистых гор,
Смотрится в зеркало синих озёр,
Мчится Богиня Рассвета.
Следом за ней
Лёгкой гирляндою эльфы несутся,
Хором поют: «Пробудилась Заря!»
Эхом стократным их песни везде отдаются,
Листья друг к другу с безмолвною ласкою жмутся,
В небе — и блеск изумруда, и блеск янтаря,
Нежных малиновок песни кристальные льются:
«Кончилась Ночь! Пробудилась Заря!»
Тема:16 хоров для мужских голосов на стихи К. Бальмонта (1911-1914)
(26.05.2023 21:42)
просьбой написать сочинение специально для их мужского хора. Танеев
ответил согласием и принялся за сочинение цикла хоров на стихи
Бальмонта.
Первая и третья тетради были опубликованы в 1914 году издательством
«Росмузиздат», издание второй и четвертой тетрадей по каким-то
причинам задержалось. Вскоре началась Первая мировая война, и при
неизвестных обстоятельствах рукопись ПРОПАЛА. Поиски утраченных
партитур на данный момент не увенчались успехом.
Этот опус — в некотором роде явление уникальное: он представляет
исключительный интерес как с точки зрения общего развития жанра
светской хоровой музыки, так и с точки зрения эволюции стиля Танеева.
Прежде всего следует обратить внимание на то, что Танеев первым из
русских композиторов написал столь внушительный опус для мужского хора
a cappella. Ничего подобного ни по глубине замысла, ни по сложности,
ни по объему в России до того не создавалось. Мужские хоры Танеева на
стихи Бальмонта — несомненно, высшее достижение русской хоровой музыки
для этого состава.
Безусловная заслуга Танеева состоит также в том, что в области
хоровой музыки он первым столь объемно представил творчество
Бальмонта. В то время такая заявка была чрезвычайно смелой. На первый
взгляд кажется неожиданным, что этот композитор, будучи защитником и
последователем классических традиций в искусстве, обратился к
творчеству поэта-символиста. В действительности же, оставаясь верным
принципам реалистического искусства, он по-своему откликался на веяния
времени. Танеев определенно нашел в стихах Бальмонта мотивы, созвучные
своему внутреннему миру; возможно, его привлек новый взгляд на вечные
вопросы бытия. Хоры различны по содержанию и по настроению, но все они
проникнуты духом поэзии Бальмонта.
Нельзя сказать, что обращение к символистским стихам привело
композитора к кардинальному обновлению стиля: в целом Сергей Иванович
остается на своих позднеромантических позициях. И всё же цикл хоров на
стихи Бальмонта — это новый этап в хоровом творчестве Танеева.
Символистская поэзия Бальмонта оказала воздействие на
мелодико-гармонический язык и фактуру сочинений, но, пожалуй, в
наибольшей степени оно проявилось в повышении роли
темброво-колористической составляющей. Большинство партитур ор. 35
демонстрируют блестящее владение тонкой темброво-регистровой палитрой,
включающей множество оттенков звучания мужского хора.
Цикл Танеева состоит из шестнадцати хоров, объединенных в четыре
тетради, в каждой из которых содержится свой художественный замысел.
Тема:Пастушьи песни
(23.05.2023 21:31)
автора с нами уже, увы, нет. :-((((((
Добавил ноты.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром ля минор (1868)
(13.02.2023 14:13)
другой подъезжали кареты.
Зал «Казино» был переполнен, а в воздухе витала сенсация. Все с
нетерпением ждали начала, поскольку знали, что будет исполняться новое
сочинение «какого-то Грига», его фортепианный концерт.
Самые именитые гости прибыли в «Казино», среди них датский композитор
Нильс Гаде и русский пианист Антон Рубинштейн, одолживший для концерта
собственный рояль. И только Грига не было в тот вечер в зале – по
каким-то причинам он не смог приехать.
Партию солиста исполнял пианист Эдмунд Нойперт.
«В минувшую субботу Ваш божественный концерт прозвучал в зале
“Казино”. Триумф, выпавший на мою долю, был поистине велик. Уже после
каденции первой части в публике разразилась настоящая буря. Три
опасных критика — Гаде, Рубинштейн и Хартман — сидели в ложе и
аплодировали изо всех сил. От Рубинштейна я должен передать Вам привет
и сказать, что он воистину был поражен, услышав такое гениальное
произведение, он предвкушает радость от знакомства с Вами. Он
высказался очень тепло и о моем исполнении… Гаде высказался о
произведении с большой теплотой. Старый Хартман был в восторге,
Феддерсен, сидевший на балконе, проплакал весь концерт…» - писал через
три дня после исполнения Концерта Эдмунд Нойперт.
Это, безусловно, было признание норвежца. С этого момента Концерт
Грига начал свое триумфальное шествие по миру, войдя в репертуар всех
выдающихся пианистов.`
Тема:Опера `Золушка, или Торжество добродетели` (1817)
(31.12.2022 00:38)
Микрус! Где же взять-то, чего нет. Россини в СССР был под запретом,
удивительно, что эту запись сделали. Да и сейчас не густо (у нас, даже
на итальянском, хотя лучше бы пели по-русски)
`Россини в СССР был под запретом`?????
`Севильского цирюльника` ставили в каждое десятилетие по многу раз: с
1920-х до 1980-х, без каких-либо исключений.
А что, кроме него, редко что из Россини ставили - а что, до революции
было СУЩЕСТВЕННО иначе? С тех пор, как собственно итальянская труппа
ушла?
У нас оперные театры очень консервативные. Тем более: для западных
опер в те времена нужны были либретто на русском языке. Кому охота так
уж заморачиваться? Да и массовая публика - а опера тогда
рассматривалась как искусство для масс - требует отнюдь не нового, а
именно знакомого.
Тема:Опера `Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность` (1816)
(31.12.2022 00:35)
видела именно их (по крайней мере, в главных ролях). Еще она очень
ценила Бурлака в `Демоне`.
Тема:Опера `Аскольдова могила` (1835)
(24.12.2022 00:49)
подвигла обратиться к творчеству Михаила Загоскина, «Юрия
Милославского» которого я когда то очень давно читал (к стыду почти
ничего не помню). Успел прочитать сейчас его пьесы - «Благородный
театр», «Наследники». Ну и «Москва и москвичи». О чём совсем не
жалею.
сочинение?
Хлестаков: Да, это мое сочинение.
Марья Антоновна: Ах, маменька, там написано, что это господина
Загоскина сочинение.
Анна Андреевна: Ну вот: я и знала, что даже здесь будешь спорить.
Хлестаков: Ах да, это правда, это точно Загоскина; а вот есть другой
`Юрий Милославский`, так тот уж мой.
Анна Андреевна: Ну, это, верно, я ваш читала. Как хорошо написано!
Тема:Симфония №2 си-бемоль мажор (неоконченная, 1877–78)
(24.10.2022 10:32)
вместе с тем полное жизни, стремления что-то осознать, выяснить для
себя самого.
(И в этом смысле интерпретация Федосеева сильнее всех остальных из
тех, что здесь представлены.)
Насколько я читал, и Чайковскому вступление тоже очень нравилось.
Танеев ему показывал это, хотя, увы, симфонию в целом так и не
закончил.
Тема:Симфония №1
(22.10.2022 17:45)
`... Вспоминается и последняя встреча с Николаем Павловичем.
Несколько лет мне довелось жить с Николаем Павловичем в одном доме. В
том же подъезде, где была квартира Аносовых, жили мои близкие друзья.
Однажды днем, направляясь к ним, я стоял в ожидании лифта - обе кабины
были заняты. Вскоре дверь одной открылась, и из нее вышел Николай
Павлович. Воротник пальто был у него поднят, глаза лихорадочно
блестели. Наверное, гриппует, сразу подумалось мне - вид у Николая
Павловича был явно нездоровый.
- Иду прогуляться, - сказал он.
Я предупредил его, что на улице метель (был декабрь). Спросил, как
самочувствие.
- Боль в плечах замучила, - ответил Николай Павлович, зябко
поеживаясь.- Вот так всегда: у пианистов болят руки, у балерин - ноги,
у дирижёров - плечи. Нет бы наоборот...
Поговорили ещё немного о разных мелочах. Он казался очень озабоченным
и невесёлым. Ещё раз отвел назад плечи, немного поморщась от боли.
Прощаясь, спросил меня о работе над Второй симфонией. Спросил, как
всегда, очень заинтересованно. Затем, чуть ссутулясь, ушел, окунувшись
в метель...
Через несколько минут его не стало. Волею судьбы я был последним, кто
видел его живым.. `
Тема:Симфония №1
(22.10.2022 17:34)
`... Наступил вечер концерта. Моя симфония исполнялась в первом
отделении. Оркестранты уже заняли свои места, а дирижёрский пульт все
ещё поставлен не был. Я сидел, словно на раскалённых углях. И вот
вышел Николай Павлович и вместо того, чтобы напомнить рабочим сцены об
их оплошности - не поставленных вовремя пульте и моей партитуре на
нем, дал ауфтакт и... начал дирижировать симфонию наизусть. Я,
конечно, слышал о феноменальной памяти Николая Павловича, но, вне
всякого сомнения, здесь была проделана и огромная работа - было
проявлено максимальное уважение к труду молодого композитора.
Исполнение было блестящим. Позже Николай Павлович записал мою
симфонию на пластинку. Я счастлив, что эта трактовка осталась
зафиксированной. `
(Н. П. Аносов. Статьи. Переписка. Воспоминания.)
Тема:Симфония №1
(22.10.2022 17:27)
`...Наша предрепетиционная работа не была продолжительной. Он не
просил меня сыграть симфонию на рояле, не спрашивал о «сюжете» (многие
дирижёры любят потолковать на этот счёт). Запомнилось, что главным, на
чем Николай Павлович зафиксировал мое внимание, было соотношение
темпов сочинения между собой. Теперь, с годами, мне ясно, как это
важно для ощущения целого, для выстраивания архитектоники партитуры.
На репетициях, помнится, я был совершенно покорен, с какой точностью
следовал Аносов авторским указаниям. Он требовал от оркестра явно
слышимой разницы между звучанием mezzo piano и piano, sforzando и
forte. Кажется, именно тогда я понял истинную цену каждому
«сопроводительному» знаку`.
(Продолжение следует.)
Тема:Симфония №1
(22.10.2022 17:20)
`... Николай Павлович являлся своего рода `крестным отцом`
бесчисленного количества молодых композиторов. Среди них был и я.
Николай Павлович заинтересовался моей Первой симфонией и включил ее в
программу своего предстоящего концерта в Большом зале консерватории.
Встреча с дирижером - момент всегда волнительный для композитора.
Невольно думаешь: насколько внимательно дирижер ознакомился с
партитурой, вник ли в замысел, все ли детали заметил? Перед первой
репетицией Николай Павлович попросил меня зайти к нему. Партитура
симфонии тогда только что вышла из печати, и я дважды в процессе
издания тщательно прокорректировал ее. Каково же было мое удивление,
когда Николай Павлович, перелистав ноты, показал мне очерченные его
рукой опечатки, не замеченные мною. Я был буквально изумлен! С какой
серьёзностью и ответственностью отнесся он к изучению партитуры!`
(Продолжение следует.)